Гносеологические основания. Теория и методы познания (гносеология). Несомненно, биологически определены

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Никто из нас не способен существовать в мире, не умея ориентироваться в нем. Эта ориентация может происходить успешно только в том случае, если человек обладает способностью к адекватному отражению, воспроизведению и постижению окружающей действительности. Именно по этой причине проблема познания человеком мира и реальности волнует людей с древних времен. Изучает же эту проблему (и множество связанных с ней) теория познания.

Суть и основные проблемы теории познания

Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.

Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:

  • Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала .
  • Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология. Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
  • Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.

В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.

Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.

Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.

Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.

Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.

Проблемы теории познания

Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.

Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.

Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.

Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»

Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.

Методы теории познания

Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:

  • объект познания (т.е. все «вещи») существуют объективно и не зависят от субъекта познания, все они доступны познанию человека;
  • содержательная часть знания объективно обусловлена существованием действительности, не зависящей от сознания человека;
  • главным источником знания являются ощущения, представляющие собой образы объектов действительности;
  • рациональное познание отлично от чувственного тем, что опосредовано познанием, влияющим на формирование понятий;
  • мышление субъективно, а не только социально и физиологично (действительность отражается субъективно, принимая разные формы);
  • субъективность мышления может выступать источником заблуждений и ошибок;
  • рациональное познание взаимосвязано с языком, играющим роль средства материализации познавательного процесса и его результатов;
  • метод познания обусловлен особенностями познаваемых объектов, условиями познания и его целями.

Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть.

Все методы научного познания делятся на две больших группы:

  • Общенаучные методы . Сюда входят эмпирические методы, такие как моделирование, факт, эксперимент, описание и наблюдение, а также теоретические методы, такие как логический и исторический методы, абстрагирование, дедукция, индукция, синтез и анализ.
  • Частнонаучные методы . Эти методы относятся к конкретным наукам, например в биологии есть метод рефлексов и анатомирование, в социологии – обработка статистики и анкетирование, в химии – метод спектрального анализа и т.д.

Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:

  • Научный факт, т.е. предмет, явление или действие, существующее объективно. То, что было в прошлом или есть сейчас. Но в отличие от простого факта, научный описывают посредством специального языка. С помощью научных фактов можно подтвердить или опровергнуть что-либо.
  • Моделирование, при котором объект исследования заменяют каким-либо другим объектом, сходным с оригиналом, т.е. моделью. Чаще всего к моделированию прибегают, когда есть какие-то трудности в работе с оригиналом.
  • Наблюдение, являющееся начальным этапом эмпирического исследования. Его суть состоит в получении чувственной информации об объекте познания. Наблюдение помогает получить данные о внешнем виде и качествах объекта.
  • Эксперимент, состоящий в научно поставленном опыте над исследуемым явлением в управляемых условиях. При помощи эксперимента можно выделить явление в чистом виде, что упрощает получение объективной информации о нем.

Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует.

Главные методы теоретического познания:

  • Анализ , суть которого состоит в разложении единого целого на отдельные элементы (свойства, стороны, части).
  • Синтез , суть которого состоит в соединении отдельных элементов в одно целое.

Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.

  • Индукция – метод, в котором делаются умозаключения от частного к общему. Присущ наукам, опирающимся на опыт, т.е. когда фактический материал накапливается и обобщается.
  • Дедукция – метод, в котором делаются умозаключения от общего к частному. Характерен для теоретических наук, делающих логические выводы относительно частных фактов.

Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.

  • Гипотеза – особый способ мышления, предусматривающий формулирование предположения, его развитие и доказательство. Построение гипотез – один из основных путей для создания научных теорий. Изначально научное понимание какого-то явления представляется в виде гипотезы, и если впоследствии она доказывается и подтверждается на практике, она может перерасти в научную теорию – истинное и проверенное на практике знание.
  • Формализация – метод закрепления результатов познания в точных утверждениях и понятиях.

Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:

  • Исторический метод – мысленное воспроизведение какого-либо исторического процесса развития.
  • Логический метод – отражение какого-либо исторического процесса через систему понятий в теоретической форме.
  • Научное предвидение – метод, основанный на познании закономерностей объективной действительности и знании о событиях будущего.

Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.

Направления теории познания

Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.

  • Сенсуализм . Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
  • Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
  • Скептицизм . Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
  • Агностицизм . Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.

Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.

Немного о концепциях истины

В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.

Ученые выделяют следующие концепции истины:

  • Классическая концепция (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
  • Априористская концепция. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание – это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживался Иммануил Кант и его единомышленники.
  • Онтологическая концепция. Истина – это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.
  • Когерентная концепция. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.
  • Прагматисткая концепция. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь – это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.
  • Конвенционалистская концепция. В ней истиной является результат гласного или негласного соглашения между участниками процесса познания, и при условии, что знания не просто доказаны, но и согласуются друг с другом. Представители этой концепции: Томас Сэмюэл Кун и Хилари Уайтхолл Патнэм.
  • Экзистенциалистская концепция. Учитывая то, что экзистенциальное состояние – это состояние погружения человека в духовную сферу и , истина в этой концепции отождествляется с ценностями. А критериями истины служат духовное развитие и творческая самореализация. К экзистенциализму склонялись Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и некоторые другие известные мыслители.

Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.

Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.

Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.

Теория познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Другие названия теории познания: гносеоло́гия (от др.-греч.γνῶσις - «знание» и λόγος - «учение, наука»); эпистемоло́гия (отдр.-греч.ἐπιστήμη - «умение, знание», и λόγος - «учение, наука») - теорияпознания, разделфилософии. При этом термин «гносеология» был введён и активно применялся внемецкой философииXVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. Врусской философиив XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй.

Основные понятия теории познания

  1. познание

    сознание

  2. рассудок

Рассмотрим их подробнее.

1. Знание имеет много определений, в том числе общефилософских:

Зна́ние - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельностичеловека. Знание помогает людям рационально организовывать своюдеятельностьи решать различныепроблемы, возникающие в её процессе.

Зна́ние в широком смысле - субъективныйобразреальности, в формепонятийипредставлений.

Зна́ние в узком смысле - обладание провереннойинформацией(ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

Знание в ИТ изучалось в курсе ПЗвИС

2. Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методовприобретениязнанийоявленияхизакономерностяхобъективного мира. Познание является основным предметомгносеологии(теории познания). Говоря о формах познания, выделяют прежде всегонаучноеи ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное ихудожественное познание, а также познание мифологическое ирелигиозное.

Научное познание, в отличие от всех многообразных форм познания, - это процесс получения субъективного, относительного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

3. Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях (Лекторский В. А.). Сознание - категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Сознание как способность следует отличать от мышления. Сознание - это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношениисубъектаиобъекта, сознания и мира. В противоположность сознанию,мышлениеесть способность мыслить - фиксировать мир впонятияхи делать на основе них выводы в формесужденийиумозаключений. Сознание - необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

4. Чу́вство - эмоциональный процессчеловека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактнымобъектам. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называютощущения.

Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Чувства являются специфическим обобщениемэмоций. Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычнобессознательнуюоценкуобъекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивыхэмоциональныхотношений («эмоциональныхконстант») и основывается на опыте взаимодействия собъектом.

Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».

В отличие от эмоцийинастроений, чувства имеют выраженнуюобъектнуюпривязку: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» - это чувство, а «Мне страшно» - этоэмоция. В связи с этим чувства, в отличие отэмоцийинастроений, могут бытьамбивалентными, т.е. один объект может вызывать у человека одновременно два противоположных чувства (например, в отношении детей к родителям).

Ощущениемназывается психическоеотражениесвойств и состоянийвнешней среды, возникающее при непосредственном воздействии наорганы чувств.

5, 6. Разум и рассудок

Ра́зум (лат.ratio), ум (греч.νους) -философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения.

Разум - одна из форм сознания, самосознающийрассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя впринципах,идеяхиидеалах.

Латинскоеслово ratio также обозначает разряд,рассудок, рассуждение, расчёт, что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятийразума и рассудка. Но в современной теории познания разум следует отличать от других форм сознания - созерцания, рассудка,самосознанияидуха.

Рассудок (этимологией восходит к глаголу рассуждать) - часть мыслящего сознания, способногологическиосмыслять действительность,познаватьвпонятияхвещи и их отношения, способность составлять суждения (поКанту) превращаетвосприятиявопытпутём объединения их вкатегории. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

Рассудок считается обычным состоянием сознания и защитником здравого смысла. Поэтому характеристиками рассудка являются:

    строгое отделение понятий друг от друга

    способность правильно классифицировать воспринимаемое

    непротиворечиво систематизировать опыт и знание

Пример различия разума и рассудка:

рассудок направлен на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивостьзнания;

разум соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого разум может удерживать противоречия.Гегельсчитал, что только разум достигает, наконец, истинного выраженияистиныкак конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.

7. Истина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержаниезнания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в религии и философии.

Хотя понятие истины кажется очевидным, философия предложила несколько теорий истины (концепций истины), каждая из которых дает свое определение истине. Все концепции объединяются в две линии – классическую и неклассическую.

Классическая линия понимания истины:

    Корреспондентская концепция: истина - это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель,средневековая философия,философия Нового времени,Гегель). Более упрощенная трактовка: истина есть адекватное отображение действительности в сознании. При этом действительность трактуется как объективнаяреальность, существующая независимо от нашего сознания.

    Теория истины как очевидности: истина - это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт,Ф. Брентано,Э. Гуссерль)

    Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк,М. Шлик)

    Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский).

Неклассические концепции:

    Конвенциональная теория: истина - это результат соглашения (А. Пуанкаре,Т.Кун)

    Когерентная теория: истина - это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)

    Прагматическая теория: истина - это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

8. Смысл - сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности.

Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностьюилиобщностью. Противоположностью смысла является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может подразумеваться ицелеполагание, результат какого(чьего)-либодействия.

Смысл - это понятие подразумеваемое, т.е. оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь может наделяться ложными полезными качествами и обладать, с этой точки зрения, значимым смыслом.

Примеры бессмысленных для одних и осмысленных для других вещей:

суеверия и приметы - одни считают, что приметы помогают предсказывать будущее и потому видят в них большой смысл; другие же в них не верят и не видят никакого смысла;

вновь изучаемый язык - отдельные фразы на нём кажутся бессмысленными, в то время как естественные носители языка автоматически различают осмысленный или бессмысленный характер произнесенных слов и предложений. Этот пример рассматривался в курсе ПЗвИС.

Основная проблема гносеологии - это поиски смысла происходящего и истины. Также наука изучает познание в целом - его формы, сущность, теории и метод. В рамках гносеологии рассматриваются религия, искусство , а также феномены опыта, идеологии и здравого смысла. Основной вопрос этого раздела - возможно ли познать мир в принципе? В зависимости от ответов выделяется несколько гносеологических направлений. В своих исследованиях философы оперируют понятиями «разум», «истина», «чувства», «интуиция», «сознание». В зависимости от убеждений, гносеологи ставят во главу угла чувственное, рациональное или иррациональное познание - интуицию, воображение и т.д.

Особенности гносеологии

Эта философская дисциплина очень критична. В первую очередь, она рассматривает соотношение иллюзии и реальности и критикует возможности познания. Критицизм проявляется в обосновании любого направления гносеологии, противопоставляя субъективные представления о мире здравому смыслу. Еще одна черта гносеологии - нормативизм. Философия подразумевает наличие некоторого фундаментального знания, которое определяет все нормы человеческого познания. Для различных направлений гносеологии базой может служить эксперимент, формула или идеальная модель. Следующая черта - это субъектоцентризм. Для всех течений этого раздела общим является наличие субъекта познания. Все различия в философских учениях основаны на том, как этот субъект воспринимает картину мира.
Еще одна особенность гносеологии - наукоцентризм. Этот раздел безоговорочно принимает важность науки и проводит свои исследования, строго следуя научным фактам.

Новейшая гносеология отходит от классических рамок и характеризуется пост-критицизмом, объектоцентризмом и антинаучностью.

Основные направления гносеологии

Среди самых известных гносеологических учений можно выделить скептицизм, агностицизм, рационализм, сенсуализм и трансцендентализм. Скептицизм относится к одному из самых ранних направлений. Скептики полагают, что главное орудие познания - сомнение. Агностицизм также встречается в античности, но окончательно он оформился к новому времени.

Первым философом, рассмотревшим проблемы гносеологии, стал Парменид, живший в Древней Греции в 6-5 веках до н.э.

Агностики отрицают возможность познания в принципе, так как субъективизм мешает объективному пониманию истины. Термин «рационализм» был обоснован Р. Декартом и Б. Спинозой. Они называли разум и здравый смысл орудием познания действительности. Сенсуализм, разработанный Ф. Бэконом, напротив, основывался на познании через чувства. Трансцендентализм был создан, руководствуясь эссе Р. Эмерсона «Природа». Учение проповедовало познание через интуицию и слияние с природой.

Гносеология как учение о познании относится к философским дисциплинам. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту.

Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением.

Гносеология изучает такие проблемы как:

интерпретация объекта и субъекта познания,

структуру процесса познания,

Гносеология изучает проблематику сути познания, определяя его возможности, а также то, как соотносятся знания и реальность. Гносеология выявляет условия, при которых познание является достоверным и истинным. выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реальное положение вещей.
Гносеология сложилась в качестве сферы философского знания еще до формирования современной науки. Теоретическое и познавательное истолкование гносеологии начинается с того момента, как теоретические конструкции получают трактовку с позиции их соответствия истинности, реальности, т.е. их статус существования можно приписать определенным абстрактным объектам. Гносеология опирается на эмпирические данные, которые подтверждают теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания.
Сам процесс познания является одной из основных потребностей человека.

В составе философии гносеология зародилась в античности. Условием ее зарождения явился переход, изменивший взгляда на познание. Его не стали рассматривать как на естественный процесс, который заложен в природе человека, а перешли к желанию контролировать познавательную деятельность. Выделяют определенные этапы развития гносеологии, обусловленные расширением спектра изучаемых факторов познания.
1. Сначала познание анализировалось как деятельность разума. Изучали технику мышления и логика являлась основной гносеологической дисциплиной.
2. На этом этапе методология становится основной гносеологической дисциплиной. Гносеология изучает практический и чувственный опыт, связь чувств и разума, технологии экспериментального и опытного исследования.
3. На этом этапе происходит учет многообразия оснований и способов познания, основываются новые гносеологические школы: теория неявного знания, герменевтика, феноменология, семиотика, сциентизм.
Познание протекает в двух формах, рассматриваемых в качестве сторон познавательной деятельности: рациональное и чувственное.
Чувственное познание обусловлено получением информации благодаря органам чувств и нервной системы. Знания в реальности сохраняются и обрабатываются в виде наглядных образов.
основано на Осмысление реальности осуществляется посредством обобщенных символических знаковых средств.
Познавательная человеческая деятельность в основном опирается на способность к рациональному познанию. В то время как чувственное человеческое познание относительно схоже с познанием высших животных. Такие операции как объединение, различение, сопоставление данных, одинаковы для рационального и чувственного познания.
Главными являются восприятие, ощущение и представление.
Главными формами рационального познания являются суждение, понятие, умозаключение.

    Познание как предмет философского анализа.

    Чувственное и рациональное познание.

    Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

    Структура научного познания, его уровни и формы.

    Методы научного познания.

    Познание как предмет философского анализа.

Необходимость ориентации в мире обусловила возникновение и развитие специфической человеческой деятельности – познания. Она заключается в приобретении, накоплении и расширении знаний об окружающей действительности.

Гносеология (гр. Gnosis– знание,logos– учение, слово) или теория познания – один из основных разделов философского знания наряду с онтологией и антропологией.

Основными вопросами гносеологии или теории познания являются следующие:

    Познаваем ли мир?

    Каким образом человек познает мир?

    Какова глубина наших знаний?

    Что есть истина и каковы критерии истинности знаний?

В истории философии к проблеме познания обращаются уже античные мыслители. В Древней Греции высшей формой познания считали созерцание, т.к. полагали, что оно приобщает человека к тому, что вечно, к сущности вещей. Зенон впервые обозначил проблему, заключающуюся в том, что чувственное познание часто противоречит рациональному. Платон утверждал, что познание есть лишь припоминание того, что бессмертная душа изначально знала, но, попав в тело человека, забыла. Тогда задачей познавательной деятельности человека становится лишь припоминание, которое не зависит от внешнего мира, а осуществляется посредством деятельности ума, для чего лучше всего «закрыть глаза и заткнуть уши».

В средние века в гносеологии формируются две основные проблемы:

Проблема универсалий: спор о том, на что должно быть направлено познание – на вещи или на понятия. Реалисты считали, что понятия обладают реальным первичным существованием, поэтому и познание должно быть направлено на понятия, а не на вещи. Номиналисты же, напротив, полагали, что понятия лишь имена вещей и познавать следует предметный мир.

Следующая проблема – теория двух истин: истины разума и истины веры. Познание Бога полагали происходящим посредством веры, а природы – посредством разума.

В Новое время гносеология поднимается на новую ступень. Основным становится вопрос о главном источнике познания. Выделяются эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником нового знания опыт, эксперимент, знание получают посредством индукции и рационализм – признающий таковым разум, деятельность ума, знания выводят посредством дедукции.

Развитие теории познания продолжается немецкими классиками. И. Кант в «Критике чистого разума» преодолевает эмпиризм и рационализм и показывает, что научное познание заключается в их синтезе. В то же время развивается и агностицизм, вещь в себе непознаваема.

Немецкие классики открывают активный характер познания. Г.В.Ф. Гегель обосновывает понимание познания как всемирно-исторического диалектического процесса, в ходе которого изменяется как субъект, так и объект познания. У него познание выступает как самопознание абсолютного духа (мирового разума), таким образом, он сводит сущность познания к рефлексии.

Современная гносеология – это результат долгого пути поиска многих поколений мыслителей. Она исходит из следующих оснований:

Познание – процесс активного целенаправленного отражения объективной реальности в сознании человека.

В основе процесса познания – отражающая деятельность человека.

Компонентами познавательного процесса выступают объект, субъект и практика. Объект – это вещь, предмет, явление или процесс, на которые направлена деятельность человека в познавательной или практической деятельности. Субъект означает носителя деятельности, направленной на объект.

В познании выделяют две ступени: чувственное и рациональное познание.

    Чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятии и представлении.

Наиболее элементарная, исходная форма чувственного познания – ощущение. Всякий процесс познания начинается и основывается на ощущениях.

Ощущения - это результат непосредственного воздействия материи на наши органы чувств, непосредственное отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма.

По информативности органы чувств человека: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние.

Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические (происходящих в организме процессов).

Восприятие предполагает синтетическую деятельность мозга.

Восприятие – отражение предметов окружающего мира в виде целостных чувственных образов при непосредственном воздействии материальных предметов на органы чувств, упорядоченная система ощущений а их единстве и взаимосвязи, осознание предметов на основе уже имеющихся знаний. Здесь помогают технические приборы, благодаря которым стало, к примеру, возможно восприятие инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей.

Представление – целостный идеальный образ предмета, который возникает на основе припоминания имевших место ощущений и восприятий или воображения.

Рациональное познание. Абстрактное мышление.

Абстрактное мышление - высшая ступень познания окружающего мира. Оно дает знание об общих и существенных свойствах предмета, закономерностях его развития.

Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятие – элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. - отражение общих, существенных свойств предметов и явлений.

Суждение – мысль, связывающая понятия и являющаяся утверждением или отрицанием.

Умозаключение – вывод нового знания, доказательство при помощи суждений, следующих друг за другом, умственная операция, в которой различные суждения связываются друг с другом в единое целое, определенный вывод.

Классический пример умозаключения:

Все люди смертны. (посылка)

Сократ – человек. (обосновывающее знание)

Сократ смертен. (заключение - выводное знание).

Память – это способность человека воспроизводить ранее выработанную информацию. Для кратковременной памяти характерно вербально-акустическое кодирование, для долговременной – семантическое (смысловое).

Результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания характеризует категория истина.

Еще Аристотель говорил, что истина – это соответствие между определенными утверждениями и объективным положением дел.

Истина – это адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Основные свойства истины:

Объективность по содержанию – обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой, независимость от отдельных людей.

Субъективность по форме – она свойство человеческого знания.

Процессуальность – развитие познания, истины в ходе общественно-исторического процесса. Истина - это процесс перемещения по шкале истинности в направлении к абсолютной истине.

Абсолютная истина – исчерпывающее знание о действительности и элемент знаний о предмете, который не может быть опровергнут. Человек изучил ядерные реакции, генную основу наследственности и мн. др. Имеет место рост знания, наше знание становится все более истинным. Впереди ждут новые открытия, но исчерпывающее знание о мире не достижимо как бесконечность.

Относительность истины – незавершенность, изменчивость, условность познания, обусловленного уровнем развития науки, техники, производства на данном этапе. Каждая относительная истина – шаг вперед к достижению абсолютной истины.

Конкретная истина – любое истинное знание должно всегда определяться в своем содержании и применении конкретными условиями места, времени и т.д. обстоятельствами.

Как разграничить истину и заблуждение?

В современной философии выделяется три концепции истины: концепция корреспонденции, когеренции и прагматичности.

Согласно данным концепциям, истинны те знаковые конструкции, которые подтверждаются, т.е. соответствуют описываемым фактам, не противоречат и находятся в полном согласии с системой высказываний и подтверждаются на практике, эффективны в деле достижения поставленных целей.

Диалектико-материалистическая философия основным критерием истины выдвигает практику (концепция прагматизма). Практика – это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем ее историческом развитии, в процессе которой человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика доказывает истинность знаний, если теория успешно применяется на практике. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными, например, в естественных науках те или иные положения получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, математической обработкой получаемых результатов; в опыте.

Не отвечающие вышеуказанным требованиям знания являются заблуждением или ложью. Заблуждение – неадекватное знание. Ложь – преднамеренное искажение истины.

Человек познает мир в чувствах, мыслях, языке, поступках.

Истина никогда не выступает в завершенном и абсолютно законченном виде. Научные теории, развиваются, обогащаются, уточняются. Определенная часть знания остается менее убедительной, не проверенной, логически не обоснованной, либо отсутствуют объективные ее доказательства. Двигаться дальше в сфере неизведанного часто человеку помогает вера – субъективный акт принятия какого-либо положения как истинного без всякого доказательства.

Вера - это ценностный феномен, характеристика личности, включающая веру в себя, в свои возможности, способности, близких и друзей, будущее.

Вера может подразделена на следующие формы:

Прагматическая вера – вера в свою правоту.

Доктринальная – вера в общие положения.

Религиозная вера рассматривается как откровение, не нуждающееся в обосновании, вера в высшее предназначение, в Бога.

Моральная вера – вера в духовные и нравственные ценности.

    Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Наука – деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого времени существовали лишь элементы науки, благодаря Аристотелю, Архимеду, Евклиду и др. В Новое время наука стала важнейшим фактором становления индустриального общества.

Наука образует единую взаимосвязанную развивающуюся систему знаний о законах мира, и при этом разделяется на отрасли знания или частные науки, которые различаются тем, какую форму действительности они изучают и делятся на:

    науки о природе - естествознание

    науки об обществе – обществознание

    о мышлении и познании – логика, гносеология

    технические науки

Своеобразной наукой является математика.

Важнейшей характеристикой научной знания является его рост и развитие. Общую модель историко-научного процесса разработал американский философ Томас Кун, один из представителей постпозитивизма. В книге «Структура научных революций» обосновал концепцию научных парадигм, согласно которой на первом этапе становления всякой научной дисциплины отсутствует единая система ценностей, категорий и согласие относительно целей, теоретических установок, общих методов исследования и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия и образование замкнутого сообщества. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, т.е. интерпретации фактов. Наука, развивающаяся в рамках парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках установившихся воззрений, приводит к научным революциям, когда складываются новые парадигмы, меняется «понятийная сетка».

В эволюции науки выделяют три этапа:

    классическая наука (17-19 вв)

    неклассическая наука (первая пол. 20 в.)

    постклассическая (современная) наука.

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1) Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, познавательных. Отсюда ориентация науки на существенные, необходимые свойства предметов и их выражение в системе абстракций.

    цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Отсюда – объективность научного познания.

    Наука ориентирована на практику, на то, чтобы быть «руководством к действию».

    Научное познание – сложный противоречивый процесс развития системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в естественном или искусственном языке.

    В научном познании применяется научное оборудование, а также общенаучные приемы и методы.

    Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность результатов и достоверность выводов. Хотя остается немало гипотез, догадок, вероятностных суждений.

    Для научного познания характерна методологическая рефлексия. Наука изучает собственные методы и приемы и совершенствует их.

    Внутренняя системность знания.

    Непротиворечивость построений.

    Открытость для критики.

Другие формы знания и познания, не отвечающие данным критериям: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое.

К вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, хиромантию и пр.

    Структура научного познания, его уровни и формы

Научное познание включает в себя два взаимосвязанных уровня – эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента.

Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов, теорий, позволяющих интерпретировать эмпирические факты.

Основные способы эмпирического исследования:

    Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие явлений без вмешательства познающего субъекта в естественных условиях, доставляющее первичный материал для научного исследования.

    эксперимент (лат. Экспериментум – проба, опыт) – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях.

При этом используют следующие операции:

Сравнение – выявление сходства или различия объектов;

Описание – фиксация результатов опыта с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке;

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерения с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Эмпирическое познание направлено на накопление фактического материала.

Факт – основа научного познания, это зарегистрированное событие, осмысленный фрагмент действительности. Понятийное оформление факта – описание может дополняться схемами, графиками, символами, фото и видео материалами, картами и т.п.

На основе систематизации, обобщения фактов строятся теории, поэтому изначально факты должны быть «чистыми», т.е. независимыми от теории. Но в действительности уже при констатации и описании фактов происходит интерпретация и факты изначально теоретически нагружаются. В процессе поиска фактов ученые уже руководствуются определенными предположениями, теоретическими представлениями. Поэтому в принципе абсолютно «чистого» факта не существует.

В ряде случаев факты предсказываются теорией, например, открытие планеты Нептун по предварительным расчетам французского астронома Леверье.

Накопленные факты и эмпирические обобщения требуют осмысления, систематизации, классификации, обобщения и объяснения. Если описание отвечает на вопросы «какой», «как», объяснение должно дать ответы на вопросы: «почему», «по какой причине», «в чем смысл» данного явления. Научное объяснение не в том, чтобы неясное сделать ясным (это достигается в описании), а в том, чтобы раскрыть внутреннюю природу, причины, сущность, закономерности события.

Структурными компонентами теоретического исследования являются:

    Проблема (гр. преграда, трудность) – форма знания, содержание которого не познано, но требует познания. Вся история познания человеком действительности есть процесс постановки и решения проблем. Проблема – это знание о незнании. Научная проблема возникает тогда, когда применение сложившихся в науке способов обобщения системы знаний не ведет к объяснению новых фактов. Однако сама формулировка проблема играет важную роль в процессе научного познания. А. Содди: «в науке задача, надлежащим образом поставленная, более чем на половину решена. Процесс умственной подготовки, необходимый для выяснения того, что существует определенная задача, часто отнимает больше времени, чем само решение задачи».

На способ постановки проблемы оказывают влияние два фактора:

    общий характер мышления той эпохи, в которую формируется и формулируется проблема;

    имеющийся уровень знаний о тех объектах, которых касается возникшая проблема.

Постановка научной проблемы – это условие формирования как гипотезы, так и теории, намеченный путь научного открытия.

    Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

Чтобы отвечать критерию научности, гипотеза должна удовлетворять ряду требований, которые называются условиями состоятельности гипотезы:

    Эмпирическая обоснованность, т.е. соответствие фактическому материалу, данным наблюдения и эксперимента, на базе которых и для объяснения которых выдвигается. Гипотеза должна объяснять все имеющиеся в данной области факты, исходя из единого принципа и обладать способностью предсказывать новые факты;

    Теоретическая обоснованность – т.е. согласованность с уже имеющимся знанием;

    Принципиальная проверяемость в эксперименте и в ходе общественно-исторической практики;

    Логическая простота;

    Внутренняя непротиворечивость;

Вопрос в том, как перейти от гипотезы к истинному знанию? Выделяют прямой и косвенный способы подтверждения гипотезы.

    Прямые способы: 1. Дедуктивное выведение из гипотезы следствий и их последующая верификация (сопоставление с фактами), подтверждение следствий рассматривается как свидетельство в пользу истинности гипотезы; 2. Обнаружение объекта и непосредственное наблюдение тех явлений, которые предполагаются гипотезой, например, планет Нептун и Плутон в телескоп, но этот способ применим только к единичным объектам.

    Косвенный способ – метод исключения. Строятся всевозможные гипотезы, способные объяснить явление, затем поочередно проверяются и отбрасываются ложные, оставшаяся гипотеза считается истинной. Этот метод широко применяется в судебно-следственной деятельности, где рассматривают различные версии и отбрасывают не подтверждающиеся.

Доказанная гипотеза представляет собой теорию или ее элемент. Она перестает быть проблематичным знанием, но это не значит, что она становится абсолютной истиной, не способной к дальнейшему развитию и уточнению. Доказательство гипотезы делает ее относительной истиной, верно схватывающей на данной ступени познания реальный механизм объясняемого явления.

Часто для объяснения явления выдвигается не одна, а множество гипотез. Одновременная разработка ряда гипотез – типичная форма развития научного знания. В каждой из них может содержаться рациональное зерно, которое необходимо выявлять и использовать. При этом возможны два вида взаимоотношений между гипотезами: конкуренция и взаимодополняемость. Конкуренция возникает, когда гипотезы опираются на один и тот же фактический материал, но объясняют его противоположенным образом. Но чаще гипотезы являются не конкурирующими, а взаимодополняющими – объясняют различные аспекты одного структурно сложного объекта. К этим гипотезам применим принцип дополнительности, разработанный Н. Бором, когда актуальной является не задача выбора между гипотезами, а задача их синтеза. Многие отрасли современной науки в настоящее время подошли к этому этапу синтеза имеющихся знаний и создания общих теорий изучаемых объектов – общая теория жизни в биологии, в геологии – общая теория Земли.

    Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, целостная развивающаяся система научных положений: понятий, законов и принципов.

Основные функции теории:

    синтетическая – объединение достоверных знаний в целостную систему;

    объяснительная – объясняет сущность явлений своей предметной области;

    методологическая – является средством достижения нового знания;

    предсказательная – позволяет сделать выводы о будущем состоянии явлений и о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или свойств; (так на основе законов теоретической механики ученые рассматривают и предвидят движение небесных тел, космической аппаратуры; на основе законов физики и химии рассчитывают и предвидят ход химических реакций, возможность открытия новых химических элементов и их соединений);

    практическая – способствует применению знаний на практике.

Теоретизация – это обнаружение определенного алгоритма, с помощью которого на основании определенных парметров можно было бы предсказывать другие.

    Методы научного познания

Метод (гр. Metodos– “путь к чему-либо”) – совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Общая теория метода называется «методология» – это система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности.

Все методы научного познания делятся на следующие основные группы:

    философские (диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика…)

    общенаучные

    частнонаучные.

2. К общенаучным относятся методы эмпирического и теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования.

Методы эмпирического исследования: эксперимент, наблюдение.

Методы теоретического познания:

    формализация – отображение содержательного знания в знаково-символьном виде с целью его однозначного понимания;

    аксиоматический метод – построение научной теории, в основе которой некоторые аксиомы, из которых затем логическим путем выводятся остальные утверждения;

    гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение об эмпирических фактах;

    восхождение от абстрактного к конкретному – движение от исходной абстракции через углубление и расширение знания к целостному воспроизведению теории исследуемого предмета;

    прагматический метод – определение средств исходя из поставленных целей, согласующихся с определенными ценностями;

    описательные методы – используются, когда неприемлемы другие вышеуказанные методы, изучаемые явления описываются вербально, графически, схематически, символически.

Общелогические методы и приемы исследования:

1) Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части.

2) Синтез – объединение многообразного в органическое единое целое.

3) Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления и выделение интересующих свойств.

4) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

5) Идеализация – образование абстрактных идеализированных объектов, не существующих в действительности («точка», «абсолютно твердое тело», абсолютно черное тело, идеальный студент и т.п.). Идеализация позволяет выразить одинаковость элементов класса.

6) Индукция

7) Дедукция

8) Аналогия – например, объект А обладает признаками а, в, с, д, объект В обладает признаками а, в, с, следовательно объект В возможно обладает и признаком д. Такое умозаключение носит вероятностный характер.

9) Моделирование – воспроизведение характеристик объекта на другом объекте – моделе, который представляет собой аналог оригинала или его части. Моделирование может быть математическое, компьютерное, предметное и т.д.

10) вероятностно-статистические методы – вскрытие законов, проявляющихся в массе случаев, пробиваясь через случайные факторы.

    системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых – рассмотрение объектов познания как систем взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Помимо общенаучных методов существует масса частнонаучных методов познания, т.е. находящих применение в отдельных научных областях. Например, идиографический метод – описание индивидуальных особенностей исторических событий; интроспекция – самонаблюдение; эмпатия – вживание в психологический мир другого; тестирование, проективные методы и т.д.

Т. о. в науке функционирует сложная целостная динамическая субординированная система многообразных методов научного познания разных уровней и сфер применения.