Чем заправляют самолеты. Топливозаправочный комплекс аэропорта Домодедово: как заправляют самолёты

Большинство пассажирских самолетов заправляют реактивным топливом . Каждая модель самолета рассчитывается на определенный вид горючего, использование которого обеспечат максимальные показатели. Также есть допустимые аналоги, при котором двигатели не теряют своих характеристик.

Виды авиатоплива

Топливо для самолетов бывает 2 видов:

  • Авиабензин для самолетов с поршневыми двигателями, а также для обслуживания деталей в качестве растворителя.
  • Авиакеросин . Применим для реактивных двигателей. Это дизельное топливо после глубокой переработки.

Керосин также отличается подвидами, в зависимости от условий использования.

Для пассажирских лайнеров используется в основном керосин для дозвуковой авиации. К таким относятся марки Т-1 и Т-2 . Это топливо с мелкими бензиновыми фракциями, чем больше их процент, тем меньше практический потолок высоты самолета. Т-1 с меньшим содержанием фракций является весьма стабильным горючим, которое соответствует нормам международных полетов.

Для дозвуковой авиации и сверхзвуковой, керосин будет разный. Для военных самолетов, выходящих за скорость звука, существует более тяжелое топливо – Т-6 и Т-8В. Это более тяжелые виды, поскольку в реактивных двигателях на высоких скоростях топливо быстро испаряться.


Сколько топлива нужно для заправки?

Расход топлива является, чуть ли не основным параметром воздушного судна. Ведь чем меньше топлива расходуется, тем меньше затрат на обслуживание самолета приходится компании.

Количество горючего на борту напрямую зависит от параметров полета и типа самолета. На близкое расстояние топливо скорей всего сильно сэкономят.

Также немаловажен маршрут полета, наличие промежуточных пунктов посадки. Учитываются даже погодные условия на маршрутом пути.


Рассчитать точное количество топлива, которое требуется для заправки лайнера, очень сложно. Это число редко совпадает с тем, что указано в технических характеристиках. Однако примерно посчитать эту цифру все-таки можно.

На определенный рейс, самолет заправят учитывая:

  1. Топливо необходимое для преодоления расстояния до аэропорта назначении.
  2. Топливо для полета от аэропорта назначение до запасного аэродрома.
  3. Горючее для ожидания посадки в течение 30 минут на малой высоте.
  4. Надбавка 5% на непредвиденные обстоятельства.

Видео как заправляют самолеты:


Сколько же стоит заправить самолет на один рейс? За пример возьмем стоимость тонны керосина в аэропорту Домодедово – примерно 47 300 рублей за тонну с учетом НДС. Для примерного расчета будем опираться на эту цену.

Расход топлива на самолетах марки Боингах 737-300 указан как 25,5 г. на пассажира за 1 км.

Возьмем для примера рейс Москва – Санкт-Петербург. Расстояние перелета в данном случае будет равно 633 км. Путем умножения, получаем расход на пассажира = 16,14 кг., а учитывая цену керосина в аэропорту Домодедово, это 763,5 рубля. Средняя вместимость лайнера 737 – 150 человек, соответственно заправить его обойдется в 114 523 руб. Эта цифра, естественно не окончательный расход. Учитывая вышеописанные условия, она может увеличиться до 150 000 ₽.

Рассмотрим один из самых больших лайнеров современности Боинг 747. Несмотря на свои гигантские размеры и большую стоимость, самолет может похвастать своей высокой экономичностью. Потребляет он для модели 100 – 32г. на пассажира за километр, а серии 300 – 22,4 г. Часовой расход горючего – 14 500 км., то есть на полет Москва-Санкт-Петербург чисто гипотетически будет потрачено около 700 000₽. Тем не менее самолет очень популярен и состоит в большинстве ведущих компаний мира.


Как заправляют самолеты

Заправка очень важный процесс при обслуживании летной техники.

Заправка бывает двух видов:

  • дозаправка в воздухе (военных самолетов);
  • полная заправка в аэропорту.

Каждый из видов по своему сложен. Рассмотрим их по порядку.


Это один из самых сложных и, в то же время зрелищных элементов полетов военной техники. Именно в России более 100 лет назад была придумана воздушная заправка. Не всегда она была такой, как мы ее видим сейчас. Существовали уникальные методы, в частности у бомбардировщиков Ту-16, когда самолеты заправлялись «крыло в крыло». И по сей день, наша военная авиация является передовой в технике заправок в воздухе. К сожалению, этот процесс не так просто увидеть обычным зрителям. Все потому, что попросту опасен ввиду чрезвычайного сближения самолетов (примерно на 20 метров).

Смотрите видео как заправляют бомбардировщик Стелс:

Видео как заправляют Су-24:


В данный момент многие типы самолетов военной авиации ВКС России обладают возможностью заправиться в воздухе.

  1. Истребители — Су-27, Миг-31,Миг-29;
  2. Штурмовики – Су-24М;
  3. Бомбардировщики – Ту-95, Ту-160.

Заправщиком в основном сейчас выступает модернизированный Ил-78М.

Чтобы заправить в воздухе истребитель потребуется 6 минут, тяжелый бомбардировщик – 20 минут, танкер – 45 минут.

Смотрите видео подборку неудачных дозаправок в воздухе:

В аэропорт топливо попадает двумя путями:

  1. Железнодорожным путем попадает топливо в цистернах, из которых при тщательном контроле всех параметров содержимое перекачивается в специальные резервуары. Рядом, по нормам всегда должны находиться подземные отсеки с водой, который в экстренном случае будут использованы для тушения горючего. На цистернах находятся специальные приборы, которые показывают все параметры топлива. Для перегонки используются мощные насосы.
  2. Трубопровод . Этот путь включает в себя доставку по трубам горючего с ближайшего нефтеперерабатывающего узла. На территории аэропорта находятся приборы учета качества топлива, которое проверяется по 12 основным параметрам. После анализа материала, происходит перегонка в центральный заправочный комплекс.

Процесс заправки лайнера может осуществляться двумя способами: через топливо заправщик или специальные колонки, расположенные по всей территории.


В среднем, скорость заправки через топливо заправщик будет составлять около 40 минут – это регламентировано максимальной скоростью подачи топлива по международным стандартам. На всех стадиях заправки строго соблюдается техника безопасности.

В заключении отметим, что процесс заправки очень важен для современных полетов, как гражданских, так и военных. Эта весьма сложная и опасная процедура. В ней много особенностей, исходя из условий применения и типов самолетов.

Гражданские самолеты в большинстве случаев потребляют огромное количество топлива, однако в пересчет на одного пассажира – это приемлемая цифра. Многие производители модифицируют самолет, чтобы повысить ее экономичность и, следовательно, уменьшить расходы на обслуживание. Современное высококачественное авиационное топливо поставляется во все крупные аэропорты, где происходит дозаправка лайнеров. А дозаправка в воздухе – одно из самых захватывающих зрелищ для зрителей и ответственных процедур для военных летчиков. Главным фактором остается одно – соблюдение техники безопасности.

С момента создания первого самолета и по сегодняшний день, было сконструировано и воссоздано не менее десяти тысяч различных моделей авиалайнеров, будь то военной или гражданской авиации. Постоянно возникающие вопросы и прогрессивные усовершенствования воплощаются в новые изящные конструкции и образцы, которые уже через несколько лет занимают свою нишу в современном воздушном флоте.

Одна из наиболее важных задач авиастроения – расход топлива самолета, ведь чем он выше – тем нерентабельнее машина, что прямо противоположно любому рыночному прогрессу. Так что же такое расход топлива авиалайнера, и какой он у разных самолетов?

В текущий момент существует три технических показателя данного параметра самолета:

  1. Часовой расход топлива;
  2. Километровый расход топлива;
  3. Удельный расход топлива.

Часовой расход топлива – это количество используемого горючего за один час полета. Этот расчет всегда без исключения берется при крейсерской скорости и максимальной коммерческой загрузке авиалайнера и рассчитывается в единице – кг/ч.

Крейсерская скорость – это скорость, на которой производят все пассажирские перевозки. Она составляет примерно 60-80% от максимальной ввиду безопасности и дополнительного веса.

Максимальная коммерческая загрузка – это максимально разрешенный вес пассажиров, багажа, техники и иных грузов на борту самолета.

В среднем составляет от 1 до 15 тыс. кг в час.

Километровый расход горючего

Километровый расход горючего – это количество горючего, затраченное на один километр перелета. Рассчитывается, также как и при часовом – на крейсерской скорости и при максимальной коммерческой загрузке.

Стоит заметить, что при грузовых и пассажирских перевозках намного логичнее применять именно данный расчет, т. к. главная цель подобного полета – доставить груз на требуемое расстояние при наименьшей затрате горючего, а не продержаться в воздухе как можно дольше, однако в технических характеристиках закрепился именно часовой.

Рассчитывается в кг/км.

Удельный расход топлива

Удельный расход топлива – это количество потребляемого горючего на единицу времени или расстояния, относительно мощности или тяги летательного аппарата, обеспечиваемого тем или иным двигателем и т. д.

Существует несколько различных единиц исчисления, зависимых от выбора параметров:

  • Масса или объем топлива – грамм, килограмм или литр (г, кг или л);
  • Время или расстояние пути – час или километр (ч или км);
  • Мощность или тяга двигателей – лошадиных сил или килограмм-сила (л. с. или кгс).

В результате выходит, например, г (л. с. ·ч) или кг (кгс ·ч).

В гражданской авиации закрепился также другой расчет – вес затраченного топлива на один километр пути к общему количеству пассажиров на самолете. Его единица расчета – г/пасс.-км (грамм на пассажиро-километр).

Данный технический показатель тесно сотрудничает с топливной эффективностью, помогая указать наиболее выгодный авиалайнер для перевозки того или иного количества пассажиров, используя при этом минимум горючего.

От чего зависит расход топлива

Расход горючего летательного аппарата зависит от нескольких факторов:

  • Крейсерской скорости;
  • Массе летательного аппарата;
  • Коммерческой загрузке;
  • Погодных условий;
  • Вида и количества двигателей (винтовые, реактивные или комбинированные);
  • Конструкции авиалайнера;
  • И другого.

Перечень моделей авиалайнеров и их топливный расход

  • Ан-2: удельная затрата горючего – 42 г/пасс.-км, часовая затрата горючего – 0,131 тыс. кг/ч;
  • Ан-140-100: 24,4 г/пасс.-км, 0,55 тыс. кг/ч;
  • Ан-38-100: 43,7 г/пасс.-км, 0,38 тыс. кг/ч;
  • Ан-24: 36,0 г/пасс.-км, 0,86 тыс. кг/ч;
  • Ил-86: 34,5 г/пасс.-км, 10,4 тыс. кг/ч;
  • Ил-96-300: 26,4 г/пасс.-км, 7,8 тыс. кг/ч;
  • Ил-114-100: 20,8 г/пасс.-км, 0,59 тыс. кг/ч;
  • Як-40: 79,4 г/пасс.-км, 1,241 тыс. кг/ч;
  • Як-42Д: 35,0 г/пасс.-км, 3,1 тыс. кг/ч;
  • Ту-104Б: 75 г/пасс.-км, 6 тыс. кг/ч;
  • Ту-134А: 45,0 г/пасс.-км, 3,2 тыс. кг/ч;
  • Ту-154М: 31,0 г/пасс. Км, 5,3 тыс. кг/ч;
  • Ту-204-300: 27,0 г/пасс.-км, 3,25 тыс. кг/ч;
  • Ту-214: 19,0 г/пасс.-км, 3,7 тыс. кг/ч;
  • Ту-334: 23,4 г/пасс.-км, 1,7 тыс. кг/ч;
  • Ту-144С: 230,0 г/пасс.-км, 39 тыс. кг/ч;
  • Boeing 707-320: часовая затрата горючего – до 7,2 тыс. кг/ч;
  • Boeing 717-200: 2,2 тыс. кг/ч;
  • Boeing 727-200: 4,3 тыс. кг/ч;
  • Boeing 737-300: топливная эффективность – 22,5 г/пасс.-км, часовая затрата горючего – 2,4 тыс. кг/ч;
  • Boeing 737-400: 20,9 г/пасс.-км, 2,6 тыс. кг/ч;
  • Boeing 747-300: 22,4 г/пасс.-км, 11,3 тыс. кг/ч;
  • Boeing 757-200: 23,4 г/пасс.-км; 3,25 тыс. кг/ч;
  • McDonnell Douglas MD-83: часовая затрата горючего – 3,1 тыс. кг/ч;
  • McDonnell Douglas MD-90: 2,65 тыс. кг/ч;
  • Airbus A320-200: топливная эффективность – 19,1 г/пасс.-км, часовая затрата топлива - 2,5 тыс. кг/ч;
  • Airbus A321-100:- 23,2 г/пасс.-км, 2,885 тыс. кг/ч;
  • Airbus A380: удельная затрата горючего – 2,9 на одного пассажира и 100 км пути, часовая затрата топлива – до 13 тыс. кг/ч;
  • Fokker 50: часовой расход горючего – 0,64 тыс. кг/ч;
  • Embraer EMB-120ER: топливная эффективность - 27,6 г/пасс.-км, часовой топливный расход – 0,39 тыс. кг;
  • Bombardier CRJ 200: 35,9 г/пасс.-км, 1,1 тыс. кг/ч;
  • Sukhoi Superjet 100: расход горючего на час – 1,7 тыс. кг/ч;
  • МС-21-300: удельная затрата топлива –15,1 г/пасс.­км;
  • МС-21-400: 15,1 г/пасс.­км;
  • Concorde: часовая затрата горючего – 20,5 тыс. кг/ч;
  • Avro Canada C102: удельная затрата горючего – 109 г/пасс.-км, часовая 2,7 тыс. кг/ч;
  • Vickers Vanguard: часовая затрата горючего – 2,1 тыс. кг/ч;
  • Bristol Britannia 314: 2,2 тыс. кг/ч;
  • De Havilland Comet 4B: 5,2 тыс. кг/ч;
  • Breguet 941: 1,2 тыс. кг/ч;
  • Hawker-Siddeley Trident 3B: 4,65 тыс. кг/ч;
  • BAC One-Eleven 475: 2,3 тыс. кг/ч;
  • Sud-Aviation Caravelle 11R: 2,6 тыс. кг/ч;
  • Dassault Mercure: 2,8 тыс. кг/ч;
  • Convair 990A: 5,8 тыс. кг/ч.

Как рассчитывают количество топлива на полет

Количество горючего, которое заправляют в авиалайнер перед взлетом, рассчитывается по специальным формулам, доступным узкому специализированному кругу лиц и отличающимся в зависимости от модели воздушного судна.

Однако существует приблизительное вычисление, которое складывается из следующих слагаемых:

  • Массы горючего, требуемой для перелета из точки А в точку Б при определенной коммерческой нагрузке.
  • Количества топлива, которое израсходуется при полете из точки Б до самого удаленного аэродрома, указанного запасным в полетном плане.
  • Количества горючего, которое будет использовано, если самолет сделает два дополнительных круга на посадке.
  • И 5% от всей суммы топлива, рассчитанного в предыдущих пунктах, как запас.

Данное видео показывает сброс топлива во время полета. Такую процедуру практикуют некоторые модели авиалайнеров при аварийных ситуациях или перед посадкой (намного реже).

Заключение

В заключение можно сделать несколько основных выводов:

  1. Расход горючего воздушного судна – одна из самых старых и актуальных задач при конструировании самолетов.
  2. Существует три основных характеристики топливной эффективности: часовой, километровый и удельный расход топлива. Каждый из них участвует в своих расчетах и помогает выбрать наиболее выгодный вариант в тех или иных условиях (технических, погодных, погрузочных и далее).
  3. Затрата горючего также не является точной величиной, она зависит от внешних и внутренних факторов (условий полета, коммерческой загрузке, крейсерской скорости и подобного).
  4. У разных моделей авиалайнеров и удельный, и часовой расход топлива варьируется в достаточно большом диапазоне (часовой от 1 тыс. кг в час до 11 тыс. кг у дозвуковых, до 40 тыс. кг у сверхзвуковых).
  5. Количество горючего, которое нужно заправить в самолет перед вылетом рассчитывается специальными для разных моделей формулами. Самая приблизительная из них суммирует расход топлива на полет до конечной точки, до самого дальнего запасного аэропорта, два дополнительных круга перед посадкой и еще 5% от получившейся суммы про запас.

Как обещала, сегодня показываю и рассказываю про то, как заправляют самолеты на примере "Роснефти" в аэропорту Внуково.

Топливо поступает на приемный склад ГСМ двумя способами:

Железнодорожным транспортом.
Все начинается с терминала железной дороги, куда приходят составы с авиационным керосином, который доставляется из ближайших к Внуково нефтеперерабатывающих заводов в Рязани и заводов Самарской группы и ЯНОС (Ярославль);

По кольцевому трубопроводу напрямую с НПЗ.

2.

3. Из цистерн и по трубопроводу топливо перекачивается вот в эти огромные 5-тысячные (м3) резервуары.

4. Вид с самолета на ТЗК Роснефти и аэропорта Внуково. Внизу тысячные резервуары, пятитысячники остались за двигателем.

5. В каждом таком резервуаре максимально находится 4,25 тысяч литров авиационного керосина. Внизу трубная обвязка - она служит для приема и выдачи авиатоплива.

6. На крыше 5-тысячного резервуара размещен логотип Внуково.

7. По трубопроводу авиакеросин попадает в расходные емкости.

8. Переезжаем на предперонный пункт налива, где в бело-красных полосатых пунктах налива происходит непосредственная заправка керосина в топливозаправщики.

9. Шланг присоединяется к штуцеру топливозаправщика.

В ТЗК процедура происходит следующим образом. Через специальный кран сливается около 10 литров керосина и в чистую банку берется проба для более детального анализа.

11. Сначала происходит визуальный контроль - керосин раскручивается в банке по спирали до образования воронки и осматривается на предмет пузырьков или осадка.

12. Второй этап проходит с помощью специального приспособления (ПОЗ-Т).
ПОЗ-Т два раза промывается керосином, а затем проводится тест. Использованный керосин потом сливается в подземный резервуар.

13. Внутрь ПОЗ-Т устанавливаются специальные индикаторы (ИКТ), через которые протягивается авиакеросин на протяжении 8-10 секунд.
Если в керосине содержится вода или механические примеси, на индикаторе выступят три пятна. При наличии механических примесей появятся 3 черных пятна, при наличии воды - три синих пятна.

14. Всё чисто, пора заправлять самолёт!

15. Во Внуково "Роснефть" заправляет авиакомпании "Трансаэро", "Россия", "Турецкие авиалинии", "Нордвингз", "Якутия", "ЮТэйр", Lufthansa, Fly Dubai, Hainan Airlines, Air Arabia, а также Федеральных потребителей.

16. Мне повезло, в съемочное утро заправляли Боинг-747 "Трансаэро".

17. Такой большой самолет могут одновременно обслуживать сразу два заправщика.

18. Топливозаправщик, в зависимости от размера цистерны, может вместить 60 тысяч литров.

19. С другой стороны еще один.

20. Это новый заправщик - за кабиной у него подъемная платформа, чтобы удобно подбираться к крылу для подсоединения топливного шланга.

21. На заправщиках установлены по 2 независимых наконечника нижней заправки, так быстрее будет идти процесс...

22. Фюзеляжный Пульт Контроля и Управления Заправкой
Из показаний: тумблер задачи количества топлива, тумблер включения/отключения автоматического режима заправки, а также органы управления клапанами в случае ручной заправки.

23. Заправочный модуль топливозаправщика.

24. Заправка 747-го длится около часа, самолет берёт на борт до 241140 литров керосина и, чтобы полностью его заправить, понадобится 6 заправщиков.

25. Дальность с максимальной нагрузкой 14200 км. Почти до Мельбурна (14400), Буэнос-Айреса 13500, Сантьяго (Чили) 14100. Практически весь мир - за исключением западного берега Австралии.

26. Оператор заправочной станции контролирует подъезд и отъезд топливозаправщика, помогает машине правильно встать под крыло, контролирует перепады на фильтр-элементах, управляет насосной установкой, а также осуществляет контроль качества топлива.

27. Пока заправляют 747-й, проедемся по аэропорту и посмотрим, где еще "кормят" самолеты.

28. Вот нашли Боинг-737 и это снова "Трансаэро".

29 Здесь крыло пониже и шланг подсоединяют с помощью стремянки.

30. Что самое интересное - информация о том, сколько топлива в какой самолет залить теперь происходит не на бумаге, а через современные средства связи.

31. В нашем случае это специально обученный телефон с программой, на который диспетчер отправляет все данные о количестве топлива для конкретного самолета.

32. А работнику остается только контролировать показания датчиков.

33. Вот например устройство, на которое нужно нажимать каждые полторы минуты для безопасности.

34. Это дифманометр. Он служит индикатором перепада давления. Если значение отклоняется от нормы - фильтры нужно менять.

35. Суперджет "Газпрома" закончили заправлять, жаль, мы не успели. Его обычно заправляют 16 минут.

36. "Роснефть" является одним из лидеров на рынке авиационного топлива РФ. Реализацией авиатоплива, производимого на 9 НПЗ "Роснефти", занимается специализированное дочернее общество Компании - ООО "РН-Аэро".

37. С 2008 года предприятие осуществляет реализацию авиационного топлива, а также оказывает полный комплекс услуг по поставке авиационного керосина и организации заправки воздушных судов в аэропортах России и зарубежья.

38. Сеть присутствия ООО "РН-Аэро" по заправке воздушных судов на территории РФ увеличилась до 29 аэропортов, включая 13 собственных ТЗК.

39. Заправщики с узнаваемым логотипом компании можно увидеть в столичных аэропортах Внуково и Шереметьево...

40. ...аэропортах Екатеринбурга, Владивостока, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика, Абакана, Красноярска, Иркутска.

Вот такая красота.

Чтобы в кратчайшие сроки обслужить сотни бортов, ежедневно вылетающих из аэропорта, нужно решить тысячи вопросов. Одна из важнейших задач - обеспечить все самолёты топливом. Топливозаправочный комплекс - огромный механизм, который действует слаженно и бесперебойно.

Давайте посмотрим, что происходит с топливом с того момента, когда оно попадает на территорию аэропорта до заправки в топливные баки самолёта.


2. В аэропорт топливо попадает двумя путями: по железной дороге или по трубопроводу.

3. По железной дороге топливо приходит с разных заводов, расположенных по всей стране. Выбор поставщиков зависит от цен и текущей конъюнктуры. В настоящее время большая часть топлива поступает по железной дороге.

4. Одновременно в Домодедово могут сливаться 22 цистерны.

5. Интересная деталь: страховочный трос для сотрудников, которые принимают топливо.

6. Всё топливо проходит обязательный приёмный контроль.

7. Возможность полёта обеспечивается на земле.

8. Из железнодорожных цистерн топливо перекачивается вот в такие резервуары. Объём этой огромной бочки - 5000 м³.

9. Правильно бочка называется «резервуар вертикальный стальной». Немного технических подробностей:

10. Вот так выглядит резервуар с крыши соседнего резервуара.

11. TankRadar - прибор для контроля параметров топлива в резервуаре.

12. Можно оценить уровень топлива, температуру и другие параметры.

13. Недалеко от резервуаров с топливом расположены резервуары с водой. Резервуары казематного типа располагаются под землей. Про них говорят: «Пусть они никогда не будут использованы по назначению».

14. Для того, чтобы гонять топливо между ёмкостями нужны мощные насосы.

15. Это второй путь, по которому топливо попадает в аэропорт - трубопровод, идущий от Володарской нефтебазы. Эта нефтебаза связана нефтепродуктопроводами со всеми аэропортами Московского авиаузла. Под этим навесом расположены приборы учета, на основе их показаний осуществляются расчеты между компаниями.

В гражданской авиации используются два вида топлива: ТС-1 и РТ. ТС-1 - топливо самолётное, РТ - топливо для реактивных двигателей. Отличий между ними мало, по сути это авиационный керосин.

16. На каждом этапе качество и параметры топлива тщательно контролируются. Есть несколько ступеней контроля, самый строгий осуществляется в лаборатории. Здесь знают о топливе всё.

17. Топливо проходит полный анализ по 12 показателям. Помимо этого осуществляется контроль и других жидкостей. Например, «И-М» — противоводокристаллизационная присадка к топливу и НГЖ-5У — гидравлическое масло, используемое, например, в шасси ВС.

18. Для каждой проверки установлена своя аппаратура. Какие-то приборы внешне выглядят не очень эффектно, но их задача, конечно, не в этом.

19. Сотрудница лаборатории за работой.

20. Результаты каждого анализа заносятся в журналы, помимо этого некоторые пробы опечатываются и хранятся определенный срок. Это требования авиационной безопасности.

21. До этого последний раз столько пробирок я видел только в институте на кафедре физхимии.

22. При нас провели некоторые исследования. Сейчас исследуется температура вспышки топлива в закрытом тигле.

23. Результаты выдаются на дисплее.

24. Здесь исследуется плотность и состав топлива по фракциям.

25. Опечатывание проб.

26. После того как топливо прошло всесторонний анализ, получило подтверждение качества в лаборатории, его можно перекачивать на центральную заправочную станцию, расположенную на аэродроме. Именно отсюда топливо подаётся к самолётам.

27. На входе установлено множество фильтров, которые задерживают механические примеси и воду.

28. Проводится дополнительный контроль, для этого сливают топливо из нижней части ёмкостей.

29. Все физико-химические параметры проверены в лаборатории, наличие воды и примесей можно выявить при визуальном контроле. Топливо абсолютно чистое.

30. Использованные фильтры грубой и тонкой очистки. Система фильтров способна задерживать частицы примесей размером 1 микрон, это почти в 100 раз меньше толщины человеческого волоса.

31. Машинное отделение. Насосы работают в автоматическом режиме.

32. Общий вид на ЦЗС.

33. На ЦЗС расположено шесть резервуаров объемом 5000 м³ и несколько резервуаров поменьше.

34. Тут же хранятся запасы и присадки к топливу.

35. В баки самолёта топливо может попадать из топливозаправщиков или из вот таких гидрантных колонок, расположенных по всему аэродрому. Всего таких колонок 61, мы как раз у контрольной, с номером 61.

36. В Домодедово есть топливозаправщики с разной ёмкостью, максимальная ёмкость используемых топливозаправщиков - 60 м³, как в железнодорожной цистерне.

37. Чтобы полностью заполнить топливом резервуар топливозаправщика нужно примерно 40 минут. Быстрее - нельзя, есть стандарты, ограничивающие максимальную скорость подачи топлива.

38. В среднем узкофюзеляжные реактивные самолёты берут порядка 20 тонн топлива, Boeing-747 может нести 200 тонн, а гигант - почти 300.

39. С крыши резервуаров открываются интересные виды аэропорта.

40. Вся суть репортажа в одной фотографии.

41. Не заправишь - не полетит.

42. Немного о том, как происходит заливка топлива. Во-первых, во-вторых и в-третьих: техника безопасности. Всё должно быть заземлено, все инструкции и регламенты расписаны максимально подробно.

43. ЦЗС похожа на обычную автозаправочную станцию, только машины здесь гораздо больше.

44. Колонка. На ней отпускается топливо.

45. После заливки топлива очередной контроль.

46. Керосин прозрачен как слеза, примеси и вода отсутствуют.

47. Теперь топливозаправщик может ехать к воздушному судну.

48. В Домодедово работают три оператора, авиакомпании могут выбирать тех, кто предложит лучшие условия и цены.

49. В свою очередь, операторы могут хранить топливо в общих резервуарах или арендовать резервуар отдельно для себя.

50. Заправка самолётов осуществляется через люки, расположенные в крыле.

51. Для заправки самолётов из гидрантных колонок используются вот такие передвижные заправочные агрегаты.

52. Заправка происходит из люков, расположенных на местах стоянок самолётов, таким образом огромным топливозаправщикам не требуется маневрировать среди самолетов, всё топливо подаётся по трубам.

53. За процессом заправки наблюдает мальчик, ожидающий своего рейса.

54. Совсем скоро самолёт заправят, а пассажиры пройдут паспортный контроль и полетят по своим делам.

Выражаю благодарность сотрудникам пресс-службы и топливозаправочного комплекса аэропорта Домодедово за возможность понаблюдать за работой аэропорта изнутри.

Еще несколько репортажей о спецтехнике аэропорта:

В пассажирских лайнерах, будь то самолеты производства фирмы Boeing или Airbus, или отечественные самолеты компании Туполев или Илюшин, используется авиационный . В России используют керосин марки ТС-1 и РТ. В зарубежных странах применяется керосин марки Jet Fuel A и Jet Fuel A-1. Такие керосины применяются только в газотурбинных двигателях.


Эти марки топлива имеют немного разные характеристики, но могут смешиваться в любых пропорциях. Зимой в авиационный керосин добавляют специальную присадку, которая служит для предотвращения замерзания топлива. Такая присадка обозначается буквой «И». Эта присадка также способствует более полному сгоранию керосина и лучшей его текучести при отрицательных температурах.


На легкомоторных самолетах с поршневыми двигателями в качестве топлива используют бензин. Но такой бензин, в отличие от автомобильного, имеет повышенное октановое число. Это необходимо для увеличения мощности двигателя и соответственно крутящего момента на его вале.

Где хранится топливо на самолете?

В большинстве современных лайнеров топливо располагается в крыльях и отсеке, находящемся в центральной . Крыльевые баки представляют собой полость, залитую герметиком. В такой полости топливо находится в свободном состоянии, переливаясь внутри одного бака. Баки соединяются с атмосферой для предотвращения смятия, когда топливо расходуется. В середине самолета на уровне крыльев находится центральный или расходный бак. Из него топливо берется к двигателям лайнера.


На некоторых моделях современных самолетов топливо может располагаться в хвосте или стабилизаторе. Эту обусловлено необходимостью утяжеления задней части самолета для облегчения взлета.