Чем заправляют самолеты. Авиационное топливо. Чем кормят самолеты

Для долгой и бесперебойной работы самолета, ему нужно авиационное топливо. Конечно, как и на обычное топливо, цена на него растет.

В этой статье мы разберемся, на чем летают современные самолеты и какое топливо для этого используется. У него есть два вида — авиационное топливо для поршневых двигателей и реактивное горючее для турбореактивных. Любой из них разрабатывается для определенного вида двигателя и заменять его очень опасно. Так как от этого зависит пассажиров и экипажа, этому вопросу уделяют особое влияние.

Итак, как мы уже выяснили, всего существуют два типа — авиационное топливо или авиационный бензин и реактивное горючее. Чем они отличаются друг от друга?

Авиатопливо

На данный момент им не заправляют самолеты, а используют только, как растворитель, при техническом обслуживании техники. Раньше на нем летали ТУ-16 и ТУ-22.

Производят его путем перегонки нефти или прочих, специальных способов таких, как каталитический крекинг.

Какие его характеристики определяют его, как качественное топливо?

  1. Во-первых, детонационная стойкость. Проще говоря, это использование бензина в двигателях с высоким уровнем сжатия рабочей смеси без появления детонационного сгорания.
  2. Во-вторых, фракционный состав. Иными словами, это способность бензина испаряться. Это говорит о многом, и главным образом, о его возможности для образования рабочей, топливовоздушной смеси. Эту черту определяют температуры выкипания и давления насыщенных паров.
  3. В-третьих, химическая стабильность. То есть его сопротивляемость каким-либо химическим изменениям во время транспортировки, использования и т.д.

Авиакеросин

Что это такое? Это так называемая фракция нефти, производимая путем прямой перегонки малосернистых и сернистых видов нефти. Широко используется метод гидроочистки с добавлением присадок.

Именно оно используется для заправки пассажирских лайнеров и военных самолетов. Прежде чем попасть в руки механиков, оно проходит 8 ступеней проверки! А в России еще и контролируется военными.

Стоимость одной тонны оценивается в 20-35 тыс. рублей.

В таких машинах перевозят топливо к самолетам.

У него очень много особенностей, которые показывают его качественность. Начиная от термостабильности и заканчивая серностью и кислотностью.

В России используют несколько видов этого топлива:

  • РТ — топливо очень высокого качества, так как в нем нефтяная фракция 135-280° C с полной гидрообработкой. Оно не имеет аналогов с западными видами топлива и используется для заправки таких самолетов, как СУ-27 и т.д;
  • ТС-1 — это смесь из прямогонных и прямоочищенных фракций. Он соответствует зарубежному виду — Jet-A и является запасным по отношению к вышеназванному типу. Это наиболее популярный вид топлива во всей России и странах СНГ. На нем летают самолеты не отечественного производства, а также для старых видов турбореактивных, дозвуковых двигателей и турбовинтовых;

Один из видов авиакеросина — ТС-1.

  • Т-8В и Т-6 — эти виды производятся только для нужд Российской армии. В первую очередь, для сверхзвуковых истребителей таких, как МИГ-35. Чрезвычайно долгий и сложный процесс их переработки делают его и очень дорогостоящим.

Процесс заправки самолета

Теперь, когда вы знаете вида авиационного топлива, давайте выясним, как заправляют самолеты.

Первая особенность состоит в том, что зимой туда добавляется специальная присадка, предотвращающая загустение и парафирование топлива в баке, а также помогает его полному сгоранию.

А где находятся сами баки для заливки топлива ? У разных самолетов они расположены примерно в одинаковых местах — в центре и у крыльев. Топливо из центрального бака используется для забора к двигателям. Еще может быть один дополнительный бак — в хвосте. Он нужен для лучшей регулировки центровки лайнера во время перелета.

В любом из таких баков есть отверстия, а иностранные производители используют так называемую дренажную систему. Зачем это нужно? Дело в том, что бак должен иметь сообщение с атмосферой, иначе давление внутри будет расти, и топливо перестает поступать.

Вначале нужно слить отстой топлива. Это нужно для проверки того, не осталось ли хотя бы малого процента воды в баках. Это делает техник с бортинженером.

Шланги надежно крепятся к бакам.

Непосредственно, перед самой заправкой техник называет количество нужного топлива, а также запрашивает контроль топлива в ТЗ на содержание воды.

Далее, по шлангам, внутрь заливается топливо. При этом машина топливозаправщика должна быть соединена с самолетом тросом заземления . Еще один такой же трос подключается от машины к точке заземления, на перроне.

Быть может вы спросите, как оно не проливается при этом? Дело в том, что у горловины встроены обратные клапаны. Они включаются только при повышении давления. Если давление падает, они автоматически закрываются.

Процесс, разумеется, происходит до того, как пассажиры поднимутся на борт .

А если залить топливо больше, чем нужно? К счастью, это просто невозможно. Краны автоматически закроются при такой угрозе . Если же это не сработает, то клапаны под давлением от прибывающего топлива начинают сливать его прямо на землю.

В кабине можно проверить на панели уровень топлива в баках. Это очень важно, так как если, допустим, в крыльевых баках он будет разный, то самолет просто-напросто начнет кренить в одну из сторон.

Где-то через четверть часа нужно снова слить отстой из баков и снова проверить уровень воды там.

На этом заправка заканчивается. Это только один из важных этапов подготовки самолета к полету.

Сколько в среднем заливают топлива?

На — около 15 тонн, а на — от 15 до 25. Вообще, эта цифра рассчитывается самим пилотом исходя из расстояния, которое должен преодолеть самолет, а также, что называется “про запас”.

Топливный бак – это емкость, в которой хранится жидкое топливо, он размещается непосредственно на борту самолета. От топливных баков идут топливные провода к силовой установке, что и обеспечивает ее питание горючим. Также на борту самолета могут размещаться баки для снабжения горючим отопительных систем.

Турбовинтовые и турбореактивные двигатели самолетов в своей работе используют авиационный керосин с дополнительными присадками. Легкомоторная авиация, оснащенная поршневыми силовыми установками, в качестве горючего использует бензин с высоким октановым числом.

Топливный бак в крыле самолета

В современном самолетостроении используют кессон-баки, они имеют вид герметичных плоскостей. В основном они устанавливаются в крыльях, стабилизаторе и киле. Это мягкие баки, изготовленные из резиновых материалов, это позволяет сохранить их целостность при перегрузках и ударах. Кроме того, подобный материал очень надежен и эффективно занимает отведенное пространство.

Иногда используют баки-отсеки, которые выполняют как роль топливной емкости, так и роль силового элемента. Чтобы предотвратить проливание топлива из кессон-баков, на истребителях используют губчатый наполнитель по типу поролона.

Большие авиалайнеры, которые предназначены для дальних перелетов, имеют несколько топливных баков, которые дополнительно оснащаются насосами. Все топливные баки соединяются между собой системой топливных проводов, которые позволяют использовать топливо из любого бака или производить его перекачку. Перекачка топлива из одного бака в другой возможна благодаря осуществлению более эффективной центровки летательного аппарата. Топливо из расходных баков перекачивается в запасные соответственно с разработанной программы расхода горючего в полете.

Топливные баки изготовленные из стандартных алюминиевых канистр

Нужно отметить, что сам процесс заправки топлива в баки самолета происходит также в соответствии с планом центровки. Горючее подается в баки аппарата под давлением из специального заправщика через горловину, после чего оно распределяется между баками.

Каждый топливный бак в самолете имеет так называемую горловину слива, через которую можно слить все топливо. После каждой заправки проводится открытие данной горловины, что позволяет слить осевший на дне бака конденсат или воду. Естественно, в баке не должно быть никаких примесей, иначе это может послужить причиной отказа двигателя и аварии.

Также самолеты имеют системы аварийного сброса топлива прямо в воздухе. Данная система необходима при выполнении аварийных посадок, непосредственно после взлета, поскольку допустимая масса посадки летательного аппарата значительно меньше, нежели взлетная масса.

Топливный бак в лонжероне

Боевые самолеты, которым необходимо выполнять боевые операции на большом удалении от базы, могут оснащаться дополнительными баками подвесного типа. Они имеют обтекаемую форму для улучшения общей аэродинамики и подвешиваются к фюзеляжу или крылу самолета. После выработки всего горючего они сбрасываются. Также подобные устройства применяются для перегонки самолетов на другие аэродромы дислокации, они, как правило, установлены в середине корпуса.

Подвесные топливные баки

Безопасность топливных баков

Боевые самолеты и некоторые пассажирские машины используют нейтральный газ для заполнения баков, который подается по мере расходования горючего. В качестве газа используют углекислоту или азот. Это позволяет предотвратить пожар на борту или взрыв топливного бака из-за механических повреждений. Подобную схему заполнения газами топливного бака использовали еще во Второй мировой войне, только в качестве газа использовали охлажденный выхлоп из коллектора двигателя.

Самолеты можно смело назвать одним из величайших достижений современности. Но столь гениальное изобретение уже настолько прочно вошло в нашу жизнь, что мы его воспринимаем как должное и ошибочно полагаем, что знаем все об этих летательных аппаратах. Люди совершают авиаперелеты ежедневно, и мало кто задумывается над тем, какое большое количество технологий и ресурсов необходимо было задействовать, чтобы воздушное судно взмыло в небо. Однако находятся любознательные люди, которых волнует вопрос, сколько топлива расходует самолет. В основном над этим размышляют путешественники, летящие на дальние расстояния. Действительно, сложно вообразить, сколько топлива необходимо авиалайнеру, чтобы перелететь с одного конца света на другой.

Процесс заливания топлива

Расход топлива самолета является, пожалуй, основным показателем, отражающим эффективность эксплуатации воздушного судна. Чем ниже расход топлива для какой-то определенной модели всегда, тем меньшее количество издержек проносит его эксплуатация авиакомпании.

Стоит отметить, что нередко данные о топливной эффективности самолетов различаются в зависимости от источника, предоставляющего эти сведения: разные авторы используют различающиеся методики подсчета показателей.

В самолет заправляется разное количество топлива. Определяющим показателем в этом вопросе является направление перелета. Например, если судну нужно совершить рейс на близкое расстояние, а сама модель является дальнемагистральной, то топлива могут и не долить. Это делают по нескольким причинам:

  • чтобы судно не перевозило лишний груз;
  • чтобы не происходил перерасход денежных средств.

Помимо направления перелета, на количество вливаемого топлива также влияет наличие хотя бы одного запасного аэродрома на маршруте, погодные условия и некоторые другие факторы. У каждой модели есть свои показатели и свои нюансы, которые должны учитываться специалистами.

Несколько лет назад пилотам запретили облетать грозу в целях экономии, но после нескольких авиакатастроф, такие запреты были сняты ради обеспечения безопасности человеческих жизней.

Калькуляторы топлива

Сказать точно, какое количество топлива заправляют в самолеты достаточно сложно. Конкретные цифры можно назвать лишь для определенной модели лайнера. Но обобщенный ответ на этот вопрос существует. Для проведения расчетов расхода горючего на каждое судно пользуются специальными калькуляторами, имеющими вид таблиц. Расчет необходимых показателей строится из ряда слагаемых:

  • расходуемого топлива, необходимого для перелета судна из пункта А до пункта В с определенной загрузкой;
  • количества горючего, требуемого для преодоления расстояния от пункта В до самого удаленного запасного аэродрома, отмеченного в полетном плане;
  • количество топлива, необходимое для того чтобы данный лайнер мог продержаться в зоне ожидания в течение получаса, находясь на высоте 460 м;
  • 5% от общей суммы указанных выше показателей.

Калькуляторы топлива позволяют определить данные для заправки

Сколько топлива расходуют популярные модели воздушных судов

Боинги являются одними из наиболее известных моделей авиалайнеров, которые эксплуатируется многими отечественными и зарубежными перевозчиками. Весьма интересно узнать, какой имеет расход топлива Боинг 737.

Для начала нужно отметить, что Боинг 737 – это целое семейство авиалайнеров, состоящее из нескольких серий:

  • Original;
  • Classic;
  • Next Generation;

К группе Original относится всего две модели: 737-100 и 737-200. Первая модель уже нигде не эксплуатируется, так как показала свою топливную неэффективность. Кроме того, она отличается дорогостоящим обслуживанием, а ее технические характеристики уже сильно устарели. Что касается модели 737-200, то ее удельный расход топлива равен 33 г/пасс-км .

Вторую модификацию боингов семейства original сейчас используют в основном бюджетные авиаперевозчики либо компании из развивающихся стран.

В состав семейства Classic входит три модели: 737-300, 737-400 и 737-500. Самолеты 737-300 и 737-500 имеют удельный расход топлива, равный 25,5 г/пасс.км . Что касается лайнера 737-400, то он расходует порядка 20,9 г/пасс.км топлива.

Машины семейства Next Generation включили модели с -600 по -900. Топливная эффективность модели Boeing 737-900 составила 22,4 г/пасс.км .

Что касается характеристик самолетов серии MAX, то их официальный выход ожидается в 2017 году.

Многие топливные вопросы связаны с Боингами-747

Как обещала, сегодня показываю и рассказываю про то, как заправляют самолеты на примере "Роснефти" в аэропорту Внуково.

Топливо поступает на приемный склад ГСМ двумя способами:

Железнодорожным транспортом.
Все начинается с терминала железной дороги, куда приходят составы с авиационным керосином, который доставляется из ближайших к Внуково нефтеперерабатывающих заводов в Рязани и заводов Самарской группы и ЯНОС (Ярославль);

По кольцевому трубопроводу напрямую с НПЗ.

2.

3. Из цистерн и по трубопроводу топливо перекачивается вот в эти огромные 5-тысячные (м3) резервуары.

4. Вид с самолета на ТЗК Роснефти и аэропорта Внуково. Внизу тысячные резервуары, пятитысячники остались за двигателем.

5. В каждом таком резервуаре максимально находится 4,25 тысяч литров авиационного керосина. Внизу трубная обвязка - она служит для приема и выдачи авиатоплива.

6. На крыше 5-тысячного резервуара размещен логотип Внуково.

7. По трубопроводу авиакеросин попадает в расходные емкости.

8. Переезжаем на предперонный пункт налива, где в бело-красных полосатых пунктах налива происходит непосредственная заправка керосина в топливозаправщики.

9. Шланг присоединяется к штуцеру топливозаправщика.

В ТЗК процедура происходит следующим образом. Через специальный кран сливается около 10 литров керосина и в чистую банку берется проба для более детального анализа.

11. Сначала происходит визуальный контроль - керосин раскручивается в банке по спирали до образования воронки и осматривается на предмет пузырьков или осадка.

12. Второй этап проходит с помощью специального приспособления (ПОЗ-Т).
ПОЗ-Т два раза промывается керосином, а затем проводится тест. Использованный керосин потом сливается в подземный резервуар.

13. Внутрь ПОЗ-Т устанавливаются специальные индикаторы (ИКТ), через которые протягивается авиакеросин на протяжении 8-10 секунд.
Если в керосине содержится вода или механические примеси, на индикаторе выступят три пятна. При наличии механических примесей появятся 3 черных пятна, при наличии воды - три синих пятна.

14. Всё чисто, пора заправлять самолёт!

15. Во Внуково "Роснефть" заправляет авиакомпании "Трансаэро", "Россия", "Турецкие авиалинии", "Нордвингз", "Якутия", "ЮТэйр", Lufthansa, Fly Dubai, Hainan Airlines, Air Arabia, а также Федеральных потребителей.

16. Мне повезло, в съемочное утро заправляли Боинг-747 "Трансаэро".

17. Такой большой самолет могут одновременно обслуживать сразу два заправщика.

18. Топливозаправщик, в зависимости от размера цистерны, может вместить 60 тысяч литров.

19. С другой стороны еще один.

20. Это новый заправщик - за кабиной у него подъемная платформа, чтобы удобно подбираться к крылу для подсоединения топливного шланга.

21. На заправщиках установлены по 2 независимых наконечника нижней заправки, так быстрее будет идти процесс...

22. Фюзеляжный Пульт Контроля и Управления Заправкой
Из показаний: тумблер задачи количества топлива, тумблер включения/отключения автоматического режима заправки, а также органы управления клапанами в случае ручной заправки.

23. Заправочный модуль топливозаправщика.

24. Заправка 747-го длится около часа, самолет берёт на борт до 241140 литров керосина и, чтобы полностью его заправить, понадобится 6 заправщиков.

25. Дальность с максимальной нагрузкой 14200 км. Почти до Мельбурна (14400), Буэнос-Айреса 13500, Сантьяго (Чили) 14100. Практически весь мир - за исключением западного берега Австралии.

26. Оператор заправочной станции контролирует подъезд и отъезд топливозаправщика, помогает машине правильно встать под крыло, контролирует перепады на фильтр-элементах, управляет насосной установкой, а также осуществляет контроль качества топлива.

27. Пока заправляют 747-й, проедемся по аэропорту и посмотрим, где еще "кормят" самолеты.

28. Вот нашли Боинг-737 и это снова "Трансаэро".

29 Здесь крыло пониже и шланг подсоединяют с помощью стремянки.

30. Что самое интересное - информация о том, сколько топлива в какой самолет залить теперь происходит не на бумаге, а через современные средства связи.

31. В нашем случае это специально обученный телефон с программой, на который диспетчер отправляет все данные о количестве топлива для конкретного самолета.

32. А работнику остается только контролировать показания датчиков.

33. Вот например устройство, на которое нужно нажимать каждые полторы минуты для безопасности.

34. Это дифманометр. Он служит индикатором перепада давления. Если значение отклоняется от нормы - фильтры нужно менять.

35. Суперджет "Газпрома" закончили заправлять, жаль, мы не успели. Его обычно заправляют 16 минут.

36. "Роснефть" является одним из лидеров на рынке авиационного топлива РФ. Реализацией авиатоплива, производимого на 9 НПЗ "Роснефти", занимается специализированное дочернее общество Компании - ООО "РН-Аэро".

37. С 2008 года предприятие осуществляет реализацию авиационного топлива, а также оказывает полный комплекс услуг по поставке авиационного керосина и организации заправки воздушных судов в аэропортах России и зарубежья.

38. Сеть присутствия ООО "РН-Аэро" по заправке воздушных судов на территории РФ увеличилась до 29 аэропортов, включая 13 собственных ТЗК.

39. Заправщики с узнаваемым логотипом компании можно увидеть в столичных аэропортах Внуково и Шереметьево...

40. ...аэропортах Екатеринбурга, Владивостока, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика, Абакана, Красноярска, Иркутска.

Вот такая красота.

Далеко не все знают, чем заправляют самолеты. Для бесперебойной и хорошей работы подобных агрегатов требуется специальное топливо высшего качества. Уровень полета во многом зависит от того, что было залито в самолет. Следует отметить, что стоимость во много раз возросла из-за дефицита нефти. На данный момент разрабатываются новые составы. Так чем заправляют самолеты? Какое топливо для этого применяют?

Разновидности горючего для самолетов

Итак, чем заправляют самолеты? На данный момент существует всего несколько разновидностей горючего для такой техники:

  • топливо, предназначенное для поршневых двигателей;
  • реактивное топливо, предназначенное для турбореактивных моделей.

Каждый вид разрабатывается для определенных Замена горючего на другой тип очень опасна. Ведь от топлива зависит безопасность всех, кто будет находиться на борту самолета. Именно по этой причине заправке агрегатов уделяется особое внимание. Чем же отличается реактивное топливо от авиационного бензина?

Авиационное топливо

Теперь вы знаете, чем заправляют самолеты. Виды топлива для подобной техники обладают определенными качествами и свойствами. В чем же заключаются отличия. Авиатопливо, или, по-другому, авиационный бензин, в последнее время перестали использовать в качестве горючего. Теперь его используют как растворитель. Не так давно на таком горючем летали ТУ-22 и ТУ-16.

Получали же авиатопливо несколькими путями переработки либо каталитическим крекингом.

Особенности авиационного топлива

Авиационный бензин ранее считался качественным топливом. Почему? На то есть несколько причин:

  1. Детонационная стойкость. Иными словами, такое топливо можно использовать в двигателях, оснащенных высоким уровнем сжатия горючей смеси. В данном случае исключено появление детонационного сгорания.
  2. Фракционный состав. Авиационный бензин способен испаряться. Это указывает на его способность образовывать топливовоздушные, рабочие смеси. Данную черту определяют давление насыщенных паров и температура выкипания.
  3. Химическая стабильность. Авиационное топливо способно выдержать химическое воздействие определенных компонентов при использовании, транспортировке и так далее.

Как видите, авиационный бензин имеет множество преимуществ. Однако его уже давно не используют в качестве горючего. Так чем заправляют самолеты, если авиационный бензин для этих целей не применяется?

Авиационный керосин

Каким топливом заправляют самолеты, которые перевозят пассажиров и военных? В таких ситуациях применяется авиакеросин - это одна из фракций нефти, получаемая путем прямой перегонки сернистых и малосернистых разновидностей нефти. При этом широко применяется метод гидроочистки. В подобное горючее очень часто добавляют дополнительные присадки.

Стоит отметить, что авиационный керосин, прежде чем попасть в бак самолета, проходит 8 ступеней проверки. Помимо этого, в нашей стране контроль за качеством топлива осуществляют военные. Стоимость одной тонны подобного горючего составляет 20-35 тысяч рублей.

Разновидности авиакеросина

Имеет множество особенностей. Это и кислотность, и серность, и термостабильность. На данный момент в нашей стране применяется несколько его разновидностей:

  1. РТ - это топливо очень высокого качества. Это объясняется нефтяной фракцией. Здесь она составляет 135-280 °С и проходит полную гидрообработку. Стоит отметить, что такое топливо не имеет аналогов даже среди западных разновидностей горючего. РТ обычно применяют для заправки СУ-27 и так далее.
  2. ТС-1 - это топливо для самолетов представляет собой смесь прямо очищенных и прямогонных фракций. Такое горючее соответствует Jet-A - зарубежному аналогу. В нашей стране это наиболее популярная разновидность авиационного керосина. Им заправляют современные и старые самолеты, оснащенные дозвуковыми, турбореактивными и
  3. Т-6 и Т-8В - топливо, которое производится исключительно для нужд военных. Им заправляются сверхзвуковые истребители МиГ-35. Такое горючее получается в результате длительной переработки нефти, что делает их стоимость очень высокой.

В зимний период в топливо добавляют дополнительные присадки, которые не позволяют горючему менять свои физические свойства в процессе использования.

Сколько у самолета баков

Прежде чем ответить на вопрос о том, как и сколько топлива заправляют в самолет, стоит выяснить, сколько баков имеется у агрегата. У разных моделей техники они располагаются практически в одних и тех же местах: у крыльев и в центре. При этом из каждой емкости горючее расходуется для определенных нужд. Топливо из центрального бака предназначено для стабильной работы двигателя. В некоторых самолетах предусмотрена дополнительная емкость в районе хвоста. Такой бак необходим для регулировки центровки агрегата при перелете.

Процесс заправки

Процесс заправки самолета - это сложная процедура, которая осуществляется в аэропорту группой людей. Для этих целей используется специальная техника. При этом процедура проходит под контролем оператора заправочной станции. Стоит отметить, что топливо проходит тщательную проверку. Сколько заправляют самолеты? Все зависит от разновидности техники. Для заправки "Боинга" требуется примерно 15 тонн топлива, а для "Аэробуса" - 15-25 тонн.