Административные реформы Петра I Великого. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика

Однако сохраняющиеся социальные проблемы в российском обществе свидетельствуют о необходимости определения социальных ориентиров, учитывающих интересы и потребности социальных групп и социальных слоев, появившихся с переходом к рыночной экономике.

В обществе растет осознание необходимости глубокого реформирования социальной сферы. Эта необходимость вызвана как возрастающими ресурсными ограничениями, так и потребностью в модернизации, обновлении социальных технологий для более успешного и отвечающего нынешним и перспективным нуждам общества способа решения социальных проблем.

Противоречие между экономической и социальной политикой особенно ярко проявилось в период кризиса 1998 г., когда стало очевидно, что финансовых ресурсов, которыми располагает общество, недостаточно, чтобы осуществлять социально ориентированную деятельность.

Известно, что чем выше уровень ВВП на душу населения, тем больше возможностей для реализации целей социального развития. В России, которая по производству ВВП занимает 72-е место в мире, нельзя гарантировать эффективную модель социального развития. Социальные обязательства государства все меньше обеспечиваются материальными и финансовыми ресурсами, кроме того, сокращается сфера ресурсов, которой реально может управлять государство. Тем не менее, государство продолжало декларировать социальные обязательства, практически не реализуя большинство из них.

Низкая эффективность бытовавших ранее уравнительных принципов распределения социальных благ привела к полной неспособности государства решать современные социальные проблемы и определила необходимость поиска более эффективного пути – такой социальной системы, для которой характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении различных слоев населения, перераспределение социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, корректное выделение категорий получателей социальной помощи, увеличение размера выплат, снижение социальной напряженности в обществе.

К числу основных элементов новой модели удовлетворения социальных потребностей, прямо или косвенно связанных с обеспечением экономического роста, относятся:

Возрастание зависимости уровня потребления социальных благ членами общества от их трудовой активности в настоящем, в прошлом и будущем;

Расширение форм удовлетворения социальных потребностей не только в целях адресной помощи социально уязвимым слоям населения, но и в целях предотвращения неоправданной нивелировки в потреблении благ, нарушающей действия механизмов активизации экономической деятельности в обществе;

Развитие различных компенсационных форм социальной поддержки членов общества, положение которых ухудшилось или может ухудшиться в результате экономических реформ, не только для оказания им социальной помощи, но и для создания возможностей приложения ими собственных усилий по преодолению возникающих трудностей.

Осуществление перехода к новой модели социального развития требует создания эффективных механизмов ее реализации, прежде всего – экономических. От этих механизмов зависит рациональность использования средств, выделяемых на социальные цели, реальность доступа к социальным благам для тех групп населения, которым они предназначаются, степень эффективности функционирования учреждений социальной сферы и т.д.

В современной ситуации неуместно и непродуктивно выдвигать требование ускоренного решения всего круга социальных проблем в силу ресурсных и организационных причин. Нынешний исходный уровень относительно низок, и сегодня стоит задача удовлетворения самых неотложных и первичных потребностей, в первую очередь своевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, достижение соответствия минимальной материальной обеспеченности людей приемлемому прожиточному стандарту.

Весьма актуальна проблема финансового обеспечения социальной сферы. По мере расширения экономических возможностей предстоит повышать долю затрат на социальные нужды в государственном бюджете. Ежегодно Правительство России увеличивает в бюджете выделение средств на социальные нужды, однако это лишь начало прогрессивного подхода к улучшению условий жизни.

Связывая улучшение социальной ситуации в России с экономическим подъемом, необходимо иметь в виду, что с учетом нынешнего состояния экономики можно ожидать увеличения реальных доходов населения не более чем на 6–8% ежегодно.

А это значит, что вернуться к уровню жизни населения до 1991 г. удастся не ранее, чем лет через десять. Доходы государства еще долгое время не позволят оказывать эффективную социальную помощь.

В настоящее время все сильнее ощущается низкая эффективность социальной деятельности государства не только в силу недостатка ресурсов, но и в силу недостаточности государственных форм регулирования общественной жизни. Сложившуюся ситуацию в социальной сфере можно рассматривать как антикризисное управление социальными процессами, которое в значительной степени осуществляется по принципу «пожарной команды», когда усилия прилагаются к решению самых неотложных проблем.

В то же время социальное развитие должно базироваться не только на государственных социальных гарантиях, но и на определенной самодостаточности коллективов организаций, предприятий, их инициативе и самоорганизации при решении социальных задач.

Рыночная экономика предполагает отказ от централизованного решения целого ряда социальных вопросов и перенос их на уровень регионов, отраслей, предприятий и организаций. В настоящее время все заметнее снижается прямое участие государства в социальной защите населения, усиливается тенденция к развитию инициативы отдельных организаций, сообществ, индивидов, способных решать расширяющийся круг социальных проблем, обеспечивать большую целенаправленность и результативность социальных действий. Обществу предстоит осваивать новые механизмы решения социальных проблем, в том числе на основе социального партнерства.

Переход к рыночной экономике поставил вопрос о целесообразности и возможности заниматься решением социальных проблем коллектива на каждом предприятии, в организации.

R В настоящее время сложились два подхода к проблеме корпоративной социальной политики. Сторонники первого считают, что организация должна преследовать, прежде всего, производственные и экономические цели, и ее социальная ответственность состоит в получении максимальной прибыли, обеспечении высокого уровня заработной платы для работников. Сторонники второго подхода признают, что организация должна решать как производственные и экономические, так и социальные задачи, возникающие в процессе деятельности. Иначе говоря, должен быть достигнут определенный баланс в решении всего круга задач.

Существенным отличием современного подхода к социальному развитию как на государственном, так и организационном уровне становится стремление способствовать активной жизненной позиции людей с тем, чтобы дать им возможность полнее реализовать свою тягу к самоутверждению и достижению большего материального достатка, поставить жизненный уровень трудоспособного члена общества в большую зависимость от его собственных усилий, одновременно обеспечивая наращивание личностного потенциала для таких усилий. Такое понимание явилось побудительным мотивом к поиску и осуществлению различных мер социально ориентированной деятельности в рамках организации. Предприятия, фирмы, компании выполняют определенные социальные функции, связанные как с нуждами их собственного производства (финансирование подготовки и переподготовки кадров, компенсация работнику неблагоприятных условий труда либо оздоровление этих условий), так и с решением обществом задачи поддержки социально уязвимых слоев населения.

Таким образом, среди наиболее важных тенденций современной социальной ситуации следует выделить следующие:

Переход к адресной социальной помощи в осуществлении деятельности по решению социальных проблем;

Перенос ряда функций социального развития на региональный уровень;

Активное участие организаций, предприятий всех форм собственности в разработке и реализации социально ориентированной деятельности;

Смена приоритетов в социальной помощи: от удовлетворения потребностей к формированию активной позиции в самообеспечении качества жизни.

Переход России к системе свободной, рыночной экономики и либеральной демократии вносит существенные изменения в условия и образ жизни людей, в характер социального взаимодействия и социальных отношений.

1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

  • Указ «О вольных хлебопашцах»;
  • министерская реформа;
  • подготовка плана реформ М. Сперанским;
  • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
  • подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;
  • учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

2 ) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3 ) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

  • министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4 ) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

    при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

    для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

    Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

    разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

    наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

    ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

    Сенат — высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

    Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

    связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

    на вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

    в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

    в это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5 ) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

6 ) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи»- содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

7) В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

  • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
  • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
  • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;
  • военные поселения были разбросаны по всей России;
  • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
  • в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

  • отмены крепостного права;
  • принятия Конституции;
  • демократизации страны.

Удобная навигация по статье:

Таблица по истории: Реформы императора Петра I

Петр I – один из наиболее выдающихся правителей российского государства, правивший с 1682 года по 1721 год. Во время его правления были проведены реформы во многих сферах, выиграно множество войн, заложен фундамент будущего величия российской империи!

Навигация по таблице: Реформы Петра 1:

Реформы в сфере: Дата реформы: Название реформы: Суть реформы: Итоги и значение реформы:
В сфере армии и флота: 1. Создание регулярной армии Создание профессиональной армии, заменившей поместное ополчение и стрелецкие войска. Формирование на основе рекрутской повинности Россия стала великой военной и морской державой и одержала победу в Северной войне, получив выход в Балтийское море
2. Строительство первого русского флота Появляется регулярный военный флот
3. Обучение кадров и чиновников за границей Обучение военных и моряков у иностранных профессионалов
В экономической сфере: 1. Милитаризация экономики Поддержка государством строительства металлургических заводов на Урале. В период военных трудностей – переплавка колоколов на пушки. Создана экономическая база для ведения военных действий – укрепление обороноспособности государства
2. Развитие мануфактур Создание множества новых мануфактур Приписка крестьян к предприятиям (приписные крестьяне) Рост промышленности. Количество мануфактур выросло в 7 раз. Россия становится одной из ведущих промышленных держав Европы. Происходит создание и модернизация многих производств.
3. Торговая реформа 1. Протекционизм – поддержка своего производителя; больше вывозить товаров, чем ввозить; большие таможенные пошлины на ввоз иностранных товаров. 1724 – Таможенный тариф 2. Строительство каналов 3. Поиск новых торговых путей Рост промышленности и расцвет торговли
4. Ремесленная Объединение ремесленников в цехи Повышение качества и производительности труда ремесленников
1724 год 5. Налоговая реформа Введена подушная подать (взималась с лиц мужского пола) вместо подворной подати. Рост бюджета. Повышение налоговой нагрузки на население
Реформы в сфере государственного и местного самоуправления: 1711 год 1. Создание Правительствующего Сената 10 человек, составивших ближайшее окружение царя. Помогали царю в государственных делах и заменяли царя во время его отсутствия Повышение работоспособности государственных органов. Усиление царской власти
1718- 1720 года 2. Создание коллегий 11 коллегий заменили множество приказов. Громоздкая и запутанная система исполнительной власти приведена в порядок.
1721 год 3. Принятие Петром императорского титула Повышение авторитета Петра 1 за рубежом. Недовольство старообрядцев.
1714 год 4. Указ о единонаследии Приравнял поместья к вотчинам, дворян к боярам. Недвижимость наследовал только один сын Ликвидация разделения на бояр и дворян. Появление безземельного дворянства (из-за запрета на дробление земли между наследниками) После смерти Петра 1 отменѐн.
1722 год 5. Принятие Табели о рангах Установлено 14 рангов для чиновников и военных. Дослужившись до 8 чина, чиновник становился потомственным дворянином Открывались возможности служебного роста для всех, независимо от происхождения
1708 год 6. Областная реформа Страна была разделена на восемь губерний Усиление авторитета местной власти. Наведение порядка
1699 год Городская реформа Создана выборная Бурмистерская палата Развитие местного самоуправления
Церковные реформы: 1700 год 1. Ликвидация патриаршества Император стал фактическим главой Православной церкви
1721 год 2. Создание Синода Заменил патриарха, состав Синода назначался царѐм
В сфере народной культуры и быта: 1. Введение европейского стиля Обязательное ношение европейской одежды и бритье бород – за отказ вводилась оплата налога. Многие остались недовольны, царя называли Антихристом
2. Введение нового летоисчисления Летоисчисление от Рождества Христова сменило летоисчисление “от сотворения мира”. Начало года перенесено с сентября на январь. Вместо 7208 года наступил 1700. Летоисчисление сохранилось до наших дней
3. Введение гражданской азбуки
4. Перенос столицы в Санкт-Петербург Петр не любил Москву с ее “закоренелой стариной”, построил новую столицу рядом с морем Прорублено “окно в Европу”. Большая смертность среди строителей города
В сфере образования и науки: 1. Реформа образования Обучение специалистов за границей Создание школ в России Поддержка книгоиздательского дела Повышение качества образования, количества образованных людей. Подготовка специалистов. Крепостные не могли учиться в государственных школах
1710 год 2. Введение гражданской азбуки Заменила старую церковнославянскую азбуку
3.Создание первого русского музея Кунсткамеры
1724 год 4. Указ об учреждении Академии наук Была создана уже после смерти Петра 1

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Здравия желаю, на связи Андрей Пучков. Сегодня на примере темы «Реформы Александра 2» я покажу, как надо эту тему отработать при самостоятельной подготовке к экзаменам. Более подробно эту простую методику смотрите в статье по ссылке, ссылка в конце поста.

Общая характеристика реформ

Реформы Александра II называются буржуазными, поскольку содействовали развитию в России капитализма. Капитализм предполагает свободное развитие четырех основных форм капитала: земли, свободного рынка труда, предпринимательство, средства производства (возможность заводить заводы, фабрики, производить орудия труда). Как не трудно догадаться, главной реформой, которая хоть как-то сопутствовала развитию в России, была отмена .

Остальные реформы вытекали из этой. О ней мы поговорим в следующем посте, а в этом разберем кратко остальные реформы.

Земская реформа 1864 года

Причины. Необходимость создания местного самоуправления для крестьян, которые ранее были в крепостной зависимости. Раньше именно дворянин управлял своими крепостными. После того как они получили личную свободу, дворянин стал для бывших крепостных частным лицом. Поэтому то и требовалось создать местное самоуправление.

Ход реформы. 1 янваля 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В 1870 году было принято «Городовое положение», которое реформировало местное самоуправление в городах. Кстати, при каком императоре оно вообще появилось? Ответ пишите в комментариях!

Основные положения реформы:

  • В уездах и губерниях учреждались земства (земские собрания), которые обладали административными и хозяйственными полномочиями.
  • Земства переизбирались каждые три года, выборы были куриальными — по трем куриям: дворянская, купеческая и крестьянская.
  • Земства были всесословными органами местного самоуправления, однако избирательный закон был таков, что фактически они оказались под опекой дворян.

Последствия реформы.

  • В России появилось какое-никакое местное самоуправление.
  • Земства стали социальной опорой либеральной интеллигенции. Это вообще важное следствие. Все его стороны невозможно разобрать в рамках этого поста.

Судебная реформа 1864 года

Причины. После отмены крепостного права появилась необходимость коренного реформирования судебной системы. Поскольку, во-первых, у нас суды в России были сословными до сих пор, а, во-вторых, когда было крепостное право, судом для крепостных (читай, для основной массы населения) был помещик. Теперь крепостные стали свободными и сословия де юре перестали существовать, а на деле они стали размываться.

Ход реформы. В ноябре 1864 года были приняты новые Судебные уставы.

Основные положения реформы.

  • В России вводились бессословные суды.
  • В России вводились новые принципы судопроизводства: состязательность (сторона обвинения, сторона защиты), гласность (в суды стали допускать прессу), независимость судей, вводился суд присяжных.
  • Возникала новая система судов: мировой суд (для мелких дел), коронный суд (окружной, судебная палата).
  • Сохранялись военно-полевые суды и трибуналы.

Последствия

В России возникла самая лучшая за все время система судопроизводства. Это, кстати, доказало .

Военная реформа

Причины. Отсталость русской армии, вооружения армии, что показала Крымская война (наличие гладкоствольных ружей против нарезных у англичан и французов; наличие парусного флота против парового у союзников).

Основные положения реформы

  • Вместо рекрутской повинности (которая еще с Петра Великого так и существовала) вводилась всеобщая воинская повинность. Она была всесословной.
  • Воинскую повинность должны были отбывать лица в возрасте от 21 до 40 лет. Шесть лет в армии и семь лет во Флоте.
  • Вводился образовательный ценз: чем выше уровня законченное образовательное учреждение, тем меньше в армии служить. Были и другие ограничения, в частности в армию не шел единственный сын в семье.
  • От воинской повинности освобождались некоторые народы России.

Последствия

Россия получила более-менее боеспособную армию, которая хорошо себя показала против отсталой турецкой армии в годы Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

Кроме этих реформ был принят новый Университетский устав 1863 года, а также проведена в 1865 году проведена Цензурная реформа. Однако последние два нововведения не проверяются в тестах ЕГЭ. Хотя некоторые нюансы я всегда рекомендую знать своим ученикам.

Post Scriptum: в рамках этого поста, мы, разумеется, не сможем разобрать все эти нюансы. Они разобраны в моем видеокурсе « » , а также на моих курсах подготовки к ЕГЭ по истории.

С уважением, Андрей Пучков

) - это реформы, проведенные в 60-70-х гг. 19-го в. и затрагивающие практически все стороны жизни Российской империи.

Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19-го в. уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18-го в. в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19-го в. он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать, необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Помещики тоже были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная , которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию - доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно и реформировать страну.

В 1855 г. на престол взошел император Александр 2-й, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали крестьяне снизу путем революции.

«Великие реформы» начались.

Основные реформы Александра 2-го

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861).
  • Финансовые реформы (с 1863 г.).
  • Реформа образования (1863).
  • Реформа государственного управления (1870).

Суть реформ Александра 2-го заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее вести экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 г. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет, и, хотя правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа - реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения, это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности, пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Итоги и последствия «великих реформ» Александра 2-го

Политические и финансовые реформы Александра 2-го названы великими благодаря тому, что они в относительно короткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.