Схема реки и ее части. Что такое река? Части реки и их определения. Нарисуй море в одном из его нарядов

Цель урока : Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование : Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река )

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река )

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река )

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый ).

Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби - Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере )

Где берёт начало приток? (В горах – ледники )

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике )

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три )

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему )

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Страница 2 из 12

Части реки и составляющие реки.

В строении реки принято выделять следующие составляющие части реки:

Первая часть реки — исток — начало реки.

Исток — это часть реки, место, где берет начало река, где она начинается. Это может быть родник, озеро , конец ледника, болото . В последнем случае истоком (началом реки) считается место, где водоток приобретает постоянное русло. Также началом реки может быть место слияния двух рек с разными названиями, в этом случае за исток нужно принимать место начала более длинной из двух рек.

Приток – река, которая впадает в главную реку. Различают правые и левые притоки.

Берег – граница водотока реки. Различают правый и левый берега относительно средней линии русла по течению реки.

Вторая часть реки — русло реки.

Русло – часть реки, самая низкая часть речной долины , по которой осуществляется водоток основной части воды. Русло обычно вымывается самим потоком.

В части реки — русле — различают:

  • плесы – глубокие места;
  • омут — наиболее глубокое в реке место;
  • перекаты – мелководные участки реки;
  • порог - каменистый или скалистый ступенчатой формы участок в русле реки с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды;
  • водопады — падение водного потока с резко выраженного уступа;
  • отмель — прибрежная, идущая от берега мель;
  • тальвег – линия вдоль самых глубоких участков русла;
  • фарватер – линия судового хода;
  • стрежень – линия наибольших скоростей течения реки.
  • осерёдок – отложение в русле реки, образованное наносами и не имеющее растительности. Может быть как надводным, так и подводным. В случае близкого расположения к берегу носит название побочень , а у берегов – пляж .
  • русловые острова – осерёдки, закрепленные растительностью или чем-либо другим.
  • наносы – твердые частицы грунта, переносимые водным потоком. Образуются за счет разрушения горных пород и размыва берега.
  • меандр – плавный изгиб русла реки. Вогнутый берег при этом обычно бывает крутой, выпуклый – плоский.
  • старица – участок прежнего меандрирующего русла реки. Обычно образуется, когда река во время половодья или наводнения находит более короткий путь.

Рукав – второстепенное русло реки, которое отделяется от главного русла, а ниже по течению снова соединяется с ним (иногда только во влажные годы).

Третья часть реки — устье — конец реки.

Устье – часть реки , место, где кончается река, впадая в море, озеро или другую реку.

У реки может быть «сухое устье», т. е. она может оканчиваться «слепым концом», если в низовьях очень малы уклоны территории, по которой течет река, велики затраты воды на испарение, фильтрацию в грунт или на орошение (реки Чу Тарим, Мургаб и др.).

Части реки, устья, образованные при впадении в море, бывают следующих видов:

Дельта – устье, разделенное на отдельные водотоки. Дельты образуются в результате занесения котловин морских заливов песком и илом (р. Дунай) или затопления речных долин (Хатанга, Оленек и др.). Части рек , дельты, могут достигать громадных размеров, например дельта реки Ганг имеет площадь 105,6 тыс. км², Амазонки — 100 тыс. км², Лены — 28,5 тыс. км², Нила — 24 тыс. км², Волги — 19 тыс. км².
Эстуарии — глубокие, образованные приливами, заливы в устьях рек, расширяющиеся в сторону моря. Эстуарии глубоко вдаются в сушу и доступны для судоходства. В них не бывает наносов, так как морская вода во время приливов и отливов уносит все лишнее с собой в море. Примером части реки, эстуария, может служить устье реки Анабар.
Губа – широкий и длинный залив в устье реки. Продолговатая форма как бы является продолжением берегов реки. В нашей стране широко известны Обская губа, Онежская губа и др.
Устьевой лиман – неглубокий проточный залив в устье реки, заполненный речными наносами и отделенный от моря пересыпью – узкой полоской суши. Эта часть реки образуется в результате затопления устья реки или прибрежной низменности.

Многие рыболовы ловят рыбу в реке. Но, что такое река, и где в этой реке ловить рыбу, знают не все. В этой статье я расскажу о том, где начинается река, из чего слагается и где заканчивается. Также я приведу основные термины и понятия.

Река - это природный водный поток, который течёт в выработанном им углублении, называемом руслом. Этот водоток (река) питается за счёт поверхностного и подземного стока со своего бассейна.

Река начинается с истока 7 реки, смотрите рисунок 1. Начинается она с того места, откуда она истекает, то есть вытекает. Это может быть родник 3, как у великой русской реки Волги. Река может начинаться из озера 2, как Нева из Ладоги, как Ангара из Байкала, как Бия из Телецкого озера. Сибирская река Обь начинается в результате слияния реки Катунь с рекой Бия. Истоком других рек являются талые воды горных ледников 1. Именно так начинается река Катунь. Многие равнинные реки берут своё начало из болот 4.

Место рождения реки мы определили. А что же дальше? А дальше маленький ручеёк, берущий своё начало из горного ледника 1, течёт выбирая себе путь в более низкое место, под уклон. Смотрите схему реки. Ведь все реки текут из более высокого места в более низкое, причём с разной скоростью течения. А скорость течения зависит от перепада высот, то есть наклона местности. Чем больше перепад высот, тем больше скорость течения реки. Поэтому горные реки быстрые, а равнинные медленные. Ведь на равнине и перепад высот очень небольшой.

К примеру река Обь, от истока в месте слияния рек Катунь и Бия, на протяжении 3650 километров до впадения в Карское море имеет перепад высот всего около 250 метров. Это широкая равнинная река с медленным течением. А вот один из её притоков – река Катунь при длине 688 километров имеет перепад высот в два километра. Поэтому и скорость её течения около пяти метров в секунду. Это типично горная река.

Течёт этот ручеёк от своего истока и собирает по пути другие ручейки, становясь всё более широкой и глубокой рекой. Эти, впадающие в нашу реку ручейки и речки, называются притоками реки. Притоки реки различаются по тому, с какого берега они впадают в основную реку. Их так и называют: правые 9 и левые 8 притоки реки. Для того, чтобы определить какой это приток или берег реки, нужно стать лицом по течению реки. Справа будет правый берег, слева – левый.

Всякая река куда то впадает. Это может быть озеро, другая река или море. Некоторые реки вообще исчезают. Да, есть и такие. Наша река впадает в море 5. Место впадения реки в море называется устьем 6.

Вся та территория, с которой собирается вода в нашу реку в виде речек, ручейков, талых вод ледников, родников, озёр и болот, называется бассейном реки . Границей бассейна (обведено оранжевой линией), то есть водоразделом, чаще всего является горный массив, с одной стороны которого бассейн одной реки, с другой стороны бассейн другой реки.

Много тысяч или даже миллионов лет назад река текла не там, где сейчас. На протяжении этого времени река меняла направление течения, изменяла русло и всё время размывала породы по которым она текла. В результате образовался как бы желоб или место по которому река текла в другие геологические периоды раньше. Это место называется долиной 3 реки, смотрите рисунок 2.

Место, где сегодня река несёт свои воды называется руслом 1 реки. Это то углубление в земле, которое река за многие годы выработала, размыла. Река размывает берега, а потом меняет направление течения, смещается русло. В результате появляются террасы 4. Террасы — это горизонтальные площадки на склоне.

Во время весенних паводков воды в реке становится значительно больше. Ширина реки очень сильно увеличивается. Бывает, что река разливается на несколько километров, а крупные реки даже на десятки километров. Вот то место в которое разливается река во время паводка и называется поймой 2 реки.

Паводок или половодье – это максимальный уровень воды в реке в году, обычно это бывает весной. Но, также бывает, что река очень сильно разливается в результате длительных или сильных дождей. А вот минимальный, самый низкий уровень воды в реке называется межень . Обычно это середина, конец лета или зима.

В следующей статье я расскажу об .

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК В. П. Дронова. География (5-9)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цели:

Образовательная:

  • Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации картин, видеофрагмента.
  • Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.

Развивающая: продолжить формирование:

  • умений и навыков работы с физической и контурной картами;
  • умений: называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.

Воспитательная:

  • Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися.
  • Продолжить систему экологического воспитания учащихся посредством обозначения: отрицательного влияния человека на все виды вод суши; экологических проблем рек России и мира, на всём протяжении изучения раздела; побудить учащихся к бережному отношению к природе, посредством экологических акций: «Чистые родники», «Чистые реки Волгоградской области».

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», картины и фотографии с изображением рек. Карточки с изображением различных типов устьев.

Термины: «река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт».

Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.

Тип урока по характеру познавательной деятельности: проблемный.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Землеведение. 6 класс- М.: Дрофа, 2014.

Структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный
момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.

Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.

2. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.

Вы знаете…

Вода - чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.

Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».

Учитель записывает тему урока на доске.

В природе давно отмечает народ
Из множества фактов такой:
Из родника вытекает ручей- водоток,
Становясь величавой рекой.
Вода устремляет свой путь никуда,
По руслу, всё время в потоке.
А что же такое, ребята, река –
Ответим на нашем уроке.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Постановка педагогических задач:

Сегодня на уроке мы:

  • узнаем, что такое река.
  • научимся находить на карте исток, русло, устье реки.
  • узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.
  • Научимся определять длину реки и направление течения по карте.

Ребята! Обратите внимание на оформление сегодняшнего урока. Перед нами репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек.

Кто из вас видел реку?

А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?

Посмотрите на картину:

Что здесь изобразил художник?

А как вы решили, что это именно река?

Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки?

Понятие река.
Беседа по картине.

Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать понятия, характерные для реки: река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт.

Молодцы! Мы выделили признаки на основе картины. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о реке.

Вы должны внимательно, не отвлекаясь посмотреть видеофрагмент и выделить признаки реки. Это могут быть признаки, подобные тем, что мы только что выделили.

Просмотр фильма.

Выделение признаков.

Ребята! Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?

Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем. Что записано в учебнике.

Прочитайте определение.

Если определения совпали, учитель даёт отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует отметить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?

Запишите определение с учебника в тетради.

Выделим ключевые слова в определения.

А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.

Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.

Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, питание, режим, русло.

Составные части реки: Исток, русло, устье.

Работа с рисунком.
Объяснение.

Учитель рисует на доске.

И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш речек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.

Дети дают свои определение.

Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.

Ребята выделяют слова.

Учащиеся рисуют в тетради.

Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить.

Вы знаете, как называется начало реки?

Кто из вас видел в природе исток у ручья, у реки может быть?

Исток - это место, где ручей-водоток только что начинает жить!

Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?

Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке.

В роднике.

Запишите определение понятия «исток» в тетради.

Исток - начало реки.

А что еще может служить истоком рек?

Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

Учитель показывает исток реки на карте:

Вот от сюда. именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

Н.Палькин.

Записывают определение в тетради.

Болото, горы, озеро.

Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?

Учитель прикрепляет таблицу: «Русло».

У реки выделяют устье.

Кто из вас видел устье?

А что это такое?

Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.

Демонстрирует репродукции картин и читает текст:

Устье, ребята, это место, куда,
Впадает ручей-караван.
Это может быть море, другая река,
Это может быть весь океан.

Существуют различные виды устьев.

В углублении - русле.

Демонстрирует схемы:

Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта - форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.


Выполняют работу.


Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!

Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».

Прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.

Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.

Сколько всего получилось?

Как их будем различать?

Выдвигаются варианты. (Левый и правый).

Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева - то левый.

Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?

Они левые.

Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?

А как же здесь быть?

Один из них первого порядка, другой - второго порядка. Как бы вы их назвали?

Варианты детей.

В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».

Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?

Читают определение в учебнике:

Совокупность главной реки и её притоков.

Речная система.

На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.

Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.

Работа с рисунком.

Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел».

Запишите определения этих понятий в тетради.

Что вы записали в определении «Бассейн реки»? «Водораздел»?

В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?

Читают текст учебника.

Записывают определения в тетради.

Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел - линия, разделяющая смежные бассейны рек

Речная система- черта- длина.

Бассейн-площадь.

1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?

Обь и Волга

2. Найдите на Физической карте России р. Лена. Давайте вместе опишем речную систему по плану:

1. Главная река.

2. Исток главной реки, устье главной реки.

3. Левые и правые притоки.

4. Притоки 1 и второго порядка.

хр. Прибайкалья.

море Лаптевых (дельта)

л. р. Вилюй

п. р. Алдан

А как можно определить длину реки?

Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:

1 вариант - р. Обь.

2 вариант - р. Енисей.

С помощью линейки, нитки.

3. Самостоятельно по плану описать речную систему:

1 вариант – р. Амур

2 вариант – р. Енисей.

  1. р. Амур
  2. хр. Забайкалья
    Охотское море
  3. л. пр. р. Шилка
    пр. р. Аргунь
    р. Сунгари
  4. р. Енисей
  5. г. Саяны
    Карское море
  6. пр.пр.р.Ангара, Нижняя Тунгуска.

3. Закрепление изученного материала.

Давайте вернёмся к загадке, которую я загадал вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

  1. Что за узкая лента на просторе?
  2. А что мы называем рекой?
  3. Что за узкий кончик в роднике?
  4. А широкий в море?
  1. Река.
  2. Река – это водоток, текущий в углублении – русле.
  3. Исток – начало реки.
  4. Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.

4. Итог урока.

Что ёщё нового вы узнали и научились выполнять на уроке?

5. Задание на дом.

Записывает задание на доске .

§30 (1 пункт). Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. Подписывать названия по течению карандашом.

Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.

Все мы видели реку и знаем, как она выглядит. Я каждый день с окна своей квартиры вижу Днепр. Очень люблю эту реку . Летом люблю отдыхать в деревне, а там несколько мелких рек. По сути, все мое детство прошло возле реки. Интересно, есть ли такие люди, которые летом не любят выехать на отдых возле реки? Лично я очень люблю такой вид отдыха.

Что такое река

Давайте закроем глаза и вспомним самую любимую речку вашего детства. Как она выглядит и из каких частей состоит?

Река – это природный водоем, который течет в своем постоянном канале. Вода в реке не стоит на месте. Она постоянно находится в движении – это называется течением . Вспомните, как вы легко плывете по течению. Лег на водичку, а она сама тебя понесла. А против течения уже трудновато плыть.

Эти природные водоемы имеют пресную воду и практически никогда не пересыхают. Почему в них почти всегда есть вода? Дело в том, что есть различные источники питания рек:

  • дождевое;
  • снеговое;
  • ледниковое;
  • подземными водами;
  • смешанное питание.

Реки отличаются характером течения, режимом, длинной и шириной . Каждая река уникальная. Она является средою обитания речной флоры и фауны.

Основные части реки

Река – это маленький загадочный для человека мир. Это не просто водный поток. Он связывается с другими водоемами и имеет свои части:

  • исток – место, где начинается река (горы, озеро, родник). Иногда истоком может быть место слияния двух рек;
  • устье – то место, где заканчивается река . Она может впадать в море, другую реку или озеро. Иногда она может закачиваться «слепым концом», когда в условиях жаркого климата она пересыхает;
  • речная долина – это понижение в рельефе, по которому течет река . У горной реки долина узкая и неглубокая, у равнинных – глубокая и широкая;
  • русло – самая низкая часть долины . Оно может быть ровным или извиваться. Эти изгибы называются меандрами;
  • берега – границы реки . Есть правый и левый берег. Различают по течению реки;
  • террасы – аккумулятивные наносы песка или щебня у берегов реки ;
  • притоки – реки, которые впадают в основную . Так же как и берега, бывают правыми и левыми.

Реки используются человеком для своих жизненных потребностей.