Отношение автора к феде в бежин луг. И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тур­генев

В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» мы встречаемся с охотником, заблудившимся в лесу, от лица которого и ведется повествование. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы.

Наблюдая за ними и слушая их беседу, охотник дает каждому из ребят детальную характеристику, отмечая их природную даровитость. И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Что за славный мальчик!» — так оценил его охотник. Только вот врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью.

Что хотел передать образами мальчиков у костра И.С.Тургенев?

Жаль, славный был парень!» — с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Илюша — двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим «какую-то тупую, болезненную заботливость».

Как удается автору показать различное отно­шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от­ношение.

Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика свои особенности и замечает их даровитось. Самый старший из них — Федя. Он из богатой семьи, а в ночное он выехал ради забавы.

Также у него был гребешок — редкий предмет у крестьянских детей. Мальчик стройный, нетрудящийся, с красивыми и мелкими чертами лица, с белокурыми волосами, «белоручка». Уделил внимание и его одаренности: глядел Павлуша очень умно и прямо, «да и в голосе у него звучала сила». На одежду автор обратил внимание в самую последнюю очередь.

Мальчик очень суеверный, верит в водяных и русалок, о которых рассказал остальным ребятам. Он подражает взрослым, в своей речи часто говорит «братцы мои». Автор назвал Костю трусишкой за страх перед волками, сопоставляя его с Павлом.

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава.

Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны и любознательны.

В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой. На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенным кострам и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков.

Описание Илюши из рассказа «Бежин луг»

Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В рассказе «Бежин луг» главный герой заблудился после охоты, сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал «крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун».

В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

Заблудившийся охотник

Поняв, что он потерял верный путь, наш герой проблуждал до ночи, которая спустилась на землю душистая, теплая и темная. Вдруг вдалеке он заметил два маленьких огонька, и поспешил на их свет, к людям.

Это оказались крестьянские мальчики, которых отпустили пасти ночью лошадей. Они - главные герои рассказа «Бежин луг».

У костерка

Вокруг стоял угрюмый мрак. Охотник тихонько лег под куст. Ребятишки, а их было пятеро, решили, что он задремал, и стали вести прерванный разговор. Тем временем наш герой присмотрелся к каждому. Федя, лет 14, Павлуша и Илюша лет 12, Костя примерно 10 лет, и самый младший, которому на вид было лет семь, Ванюша, - главные герои. Бежин луг, на котором они пасли лошадей, находился вблизи реки и очень далеко от дома охотника.

Федя и Павлуша

Федя - самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

Илюша, Костя и Ваня

Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов. Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша. Главные герои («Бежин луг») Тургенева - дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

Главные герои («Бежин луг»), их характеристика

Федя - положение обязывает его вести себя немногословно и важно, чтобы не уронить свое достоинство. Он старается держать покровительственный вид по отношению ко всем мальчикам.

Павлуша - самый яркий из всех ребят, несмотря на его некрасивость. Страшные рассказы, от которых у всех захватывает дух, так и льются из него. Павлуша может рассказывать бесконечно несчетное количество страшных историй. Он единственный, который слышал, как ходит домовой по ночам, переставляет предметы ночью на старой бумажной фабрике. Многозначительно он объясняет присутствующим, что домового увидеть нельзя.

Темной ночью его байки становятся совершенно правдоподобными. Павлуша сам ничего не пугается. Когда ему показалось, что на табун напали волки, он взметнулся на коня, за ним полетели собаки, и только его и видели. Когда он вернулся, сказав, что волков, к счастью, не было, все были поражены его смелостью и решительностью. Не менее храбро он отправился на реку за водой. Все испугались, что его может утащить водяной. Но Павлуша вернулся, как ни в чем не бывало, принеся воду. Все его поведение показывает читателю умного мальчика с сильным характером. В конце автор рассказывает, что Павлуша погиб в том же году. Он упал с лошади и разбился насмерть.

Характеристика Илюши

Илюша - ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом. Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они - главные герои («Бежин луг») Тургенева.

Костя и Ваня

Костя - слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Самый младший и незаметный - кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

Самым старшим из всех пятерых мальчиков, которых встретил автор на большой равнине Бежин луг, Федя - самый старший, ему уже четырнадцать лет. Этот деревенский мальчик вырос в довольно богатой семье. Если­ поход в «ночное» чтобы сторожить лошадей для остальных мальчиков - это своеобразный заработок, то для него - просто забава. И одет он по-другому: на нем ситцевая рубаха с каёмкой, совсем новый армячок, свои собственные сапоги и даже имелся при нём гребешок для расчесывания волос, который был совершенно редким атрибутом у крестьянских детей. Федя внешне был очень стройным, у него красивые тонкие черты лица, белокурые кудрявые волосы и удивительная, постоянная то ли полурассеянная, то ли полувеселая улыбка. Он всем мальчикам постоянно показывает свое превосходство.

Во время разговоров, он ведет себя довольно деловито, задавая разные вопросы, слегка важничает, он, словно дает разрешение мальчикам делиться со всеми своими удивительными и интересными рассказами. Сам внимательно их слушает, но делает вид или демонстрирует, что не очень им верит. Скорее всего, он получил неплохое образование в домашних условиях, поэтому присущая остальным ребятам, сидящим рядом с ним у костра наивность, ему совсем не присуща.

  1. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали?
  2. Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило-метрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рас-сказов, названных по месту, где происхо-дили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

  3. На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тур-генев?
  4. Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, кото-рые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, кото-рый умел составлять русский крестьянин XIX века.

    Читаем в начале рассказа:

    «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;

    «Солнце — не огнистое, не раскален-ное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет-лое и приветно лучезарное…»;

    «Верхний, тонкий край растянутого об-лачка засверкает змейками…»;

    «Но вот опять хлынули играющие лу-чи, — и весело и величаво, словно взле-тая, поднимается могучее светило…».

  5. Попробуйте описать состояние летней приро-ды: утром, днем, вечером.
  6. Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюда-ем за вечером: «К вечеру эти облака ис-чезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розо-выми клубами напротив заходящего солн-ца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над по-темневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».

    Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику зна-комых крестьянам примет летней погоды.

  7. Опишите первую встречу охотника с крестьян-скими ребятишками из соседних деревень. Подоб-но автору дайте общую характеристику мальчиков.
  8. «Детские звонкие голоса раздались во-круг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребя-тишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики вы-ехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и ма-нерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разго-варивали, их беседа привлекла внимание охотника.

  9. Создайте портрет одного из мальчиков по ва-шему выбору.
  10. Чаще всего ученики выбирают для опи-сания Павлушу как самого смелого и ре-шительного мальчика. Но некоторые де-вочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повество-вание интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.

    Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.

    1. Внешний облик мальчика.
    2. Его роль среди приятелей у костра.
    3. Рассказанные им истории.
    4. Отношение к чужим рассказам.
    5. Представление о характере мальчика.
    6. Отношение автора к этому герою.

    Если вы выбираете для рассказа Павлу-шу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще все-го говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.

    В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соеди-нить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.

  11. Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
  12. Когда обсуждают тех мальчиков, кото-рых мы видим у костра, симпатии боль-шинства оказываются на стороне Павлу-ши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товари-щей суеверен. Поэтому каждый его рас-сказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читате-лей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и гово-рить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голо-се у него звучала сила».

  13. Тургенев назвал истории, рассказанные маль-чиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особен-ности рассказов детей?
  14. Россказнями обычно называют недо-стоверные рассказы людей, которые пы-таются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рас-сказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об историче-ских событиях или деятелях, который пе-редается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о дав-но прошедших событиях. Близкое значе-ние имеет и слово поверье. Слово былин-ка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольк-лора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близ-кие им люди.

  15. Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться .
  16. Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произош-ло на рольне — крохотной бумажной фаб-рике, на которой работали мальчики. Ос-тавшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домо-вом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услы-шать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестни-це… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. По-том вдруг кто-то «как закашляет, как за-перхает, словно овца какая…».

    В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестни-цам, а перепуганные ребята приняли зву-ки, которые слышали, за проделки домо-вого.

    Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у ко-стра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разоб-раться в причинах самых разных проис-шествий.

  17. Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о све-топреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повество-вание и объясните свой выбор.
  18. Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставле-нии) — у Павлуши и Ильюши резко отли-чаются друг от друга. Павлуша рассказы-вает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопрестав-ление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же про-исходит. Ильюша же, напротив, полон вос-торга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушате-лей и утверждает, что «придет он (Триш-ка), когда наступят последние времена».

    Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сде-лан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за ве-селую усмешку над тем, что пугает дру-гих. Девочки же часто сочувствуют Илью-ше, а некоторые даже склонны сопережи-вать его страхам.

  19. Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?
  20. Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и от-правился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним про-изошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не уто-нул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествова-ние о судьбе героя, который вызвал у ав-тора симпатию, добавлено трагическое за-вершение.

  21. Проследите за приемами, которыми пользу-ется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некра-сивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие ху-дожественные приемы использует автор?
  22. Перескажите близко к тексту фрагмент рас-сказа, где автор дает описание природы.
  23. Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить ло-гические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.

    «Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мок-рому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длин-ной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Го-дились сперва алые,| потом красные, золо-тые потоки молодого горячего света…» Материал с сайта

  24. Подготовьте речевые характеристики мальчи-ков из рассказа «Бежин луг».
  25. Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, мане-рой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тон-ким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчи-ком.

    Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, ко-торые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.

    Павлуша говорит четко, мыслит логич-но, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наде-лен чувством юмора, умением видеть ко-мическую сторону событий, которые на-блюдает.

    Ильюша многословен и склонен к по-вторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пы-тается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказатель-ства правдивости своих рассказов.

    Там, где Павлуша смеется, Ильюша пу-гается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.

    Можно сделать вывод, что речевая ха-рактеристика помогает понять характер человека.

  26. Как удается автору показать различное отно-шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от-ношение.
  27. Сначала И. С. Тургенев собирается прос-то познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравил-ся…», а о Косте — он «возбуждал мое лю-бопытство своим задумчивым и печаль-ным взором». Но после первого знакомст-ва автор не раз добавляет попутные уточ-нения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «дет-ский голос Вани».

    Однако самое убедительное доказатель-ство отношения автора к каждому из сво-их героев звучит в описании самих исто-рий, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти исто-рии. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что сим-патии автора на стороне Павлуши.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика кости из рассказа бежин луг по плану
  • кто в рассказе бежин луг произносит кто какую историю
  • иванов почему вам понравился?из рассказа возвращение
  • смотреть бесплатно метафоры из рассказа бежин луг
  • портрет кости из бежиного луга

Урок 29
И. С. ТУРГЕНЕВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ.
«БЕЖИН ЛУГ». СОЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ
К КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕТЯМ

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об как великом русском писателе, его жизненном и творческом пути, о круге друзей и современников поэта; пробудить интерес к творчеству и художественному миру писателя.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

● познавательная сфера: иметь представления о жизни и творчестве как великого русского писателя, автора «Записок охотника»; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка; приобщаться к духовно-нравственным ценностям ; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

● ценностно-ориентационная сфера: уметь давать оценку выразительного чтения одноклассников; формулировать собственное отношение к произведениям;

● коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

● эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

● познавательные: ориентироваться в ; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;


● регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

● коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (рассказ, беседа), индивидуальная (сообщение).

Интернет-ресурсы:

1. БСЭ. Тургенев. – Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/bse/171636/Тургенев

2. Вехи писательской судьбы. (биография, жизнь и творчество). Рассказ «Хорь и Калиныч». – Режим доступа: http://www. /lit/clas19/turgenevHor

3. Куделько, Н. А. «Охота питала и литературу». и его литературные последователи об особенностях национальной охоты / . – Режим доступа: www. turgenev. org. ru/e-book/vestnik-10-2003/ohota_i_literatura. htm

4. Лебеденко, Н. П. в оценке / . – Режим доступа: www. turgenev. org. ru/e-book/vestnik-12-2005/lebedenko. htm

5. Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново». – Режим доступа: http://www. turgenev. org. ru/museum/spasskoe. htm

6. «Спасское-Лутовиново». Государственный мемориальный и природный музей-заповедник. – Режим доступа: http://www. spasskoye-lutovinovo. ru/exhibitions. php? id=138

Оборудование: портрет; выставка книг « – мастер художественного слова»; плакат – эпиграф к уроку: «В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера» ().

Основные понятия и термины: духовная красота, национальный характер, суеверия.

Сценарий урока

В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера.

I. Постановка целей и задач урока.

– Имя великого русского писателя всем хорошо знакомо. Вы узнаете писателя на портрете. Знаете, что среди современников много известных имен: , -Щедрин, и др. На книжной выставке вы видите многие произведения писателя. Надо сказать, что полное собрание сочинений составляет 30 томов.

Перед нами книга «Записки охотника». В ней более 20 очерков. Мнения о том, что она представляет, высказывались разные. Например, Мопассан назвал «Записки охотника» «серией коротких рассказов», Флобер – «сценами из русской жизни». Исследователь творчества Тургенева говорит о художественном единстве книги, о том, что в ней можно увидеть множество сцеплений, которые соединяют все очерки в единое целое. А образ охотника – рассказчика помогает этому. «Очень часто судьба одного из героев, кажущаяся загадочной, недосказанной, проясняется судьбою другого», – пишет в своей книге «У истоков эпоса». Это книга о России. Она открывает 1860-е годы в истории русской литературы. Книга о русском национальном характере.

Есть такое словосочетание «тропа к Тургеневу». Мне бы хотелось, чтобы в свои 12 лет вы уже встали на эту «тропу», для того чтобы ближе познакомиться с обаятельной личностью, с его книгами. Чтобы вы, читая Тургенева, размышляли о родной природе, о силе и красоте художественного слова, о своей стране.


II. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут в ходе урока краткие записи.

1. Рассказ о писателе (заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново).

2. Рассказ учащегося о выставке книг « – мастер художественного слова».

3. Рассказ учителя «История появления “Бежина луга” и оценка произведения критикой». (См. Ресурсный материал.)

4. Сообщение ученика « об ».

5. Сообщение ученика «Д. Мережковский об ».

6. Чтение первых страниц рассказа учителем (до слов «Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним»).

– Бывало ли с вами такое, что вы вдруг заблудились?

– Какие чувства вы испытывали в тот момент?

7. Беседа о произведении в целом и о роли рассказчика.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ «Бежин луг»?

– Есть ли в рассказе такие страницы, которые вам хотелось бы перечитать? Прочитайте любимые страницы рассказа.

– Кто из мальчишек произвел на вас большее впечатление, почему?

– Что о жизни крестьянских детей вы узнали именно из этого рассказа? Как вы понимаете, что стоит за словами Павлуши «Вишь ты – фабричные!» (с. 174)?

– Каким вы увидели рассказчика?

– Найдите, в тексте доказательства того, что перед нами настоящий охотник. (Это человек, хорошо знающий лес, уверенно себя чувствующий в нем. «Быстрыми шагами прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм..». «Я узнал, наконец, куда я зашел». «Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга...». Человек наблюдательный, зоркий и осторожный. «Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка, я отправился по ней». «Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром». Знаток занятий деревенских крестьянских детей, смог хорошо объяснить, что значит быть «в ночном».)

Чтение отрывка «Это просто были крестьянские ребятишки… с репейниками в спутанной гриве».

– Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об как охотнике?

III. Рассказ учителя « – заядлый охотник».

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Сегодня получился необычный и очень содержательный урок. И вы показали себя настоящими тургениеведами. Много интересного прозвучало в ходе заочной экскурсии в Спасское-Лутовиново, из материалов презентации книжной выставки, из беседы о любимых героях и любимых страницах рассказа «Бежин луг». Отрадно то, что вам небезразлична дальнейшая судьба героев рассказа. Заметно, что тема охоты вызвала интерес. Было верно отмечено выступающими, что «подлинная история охотничьей темы в русской литературе начинается именно с “Записок охотника” ». В вашей речи появились новые слова и выражения. Видимо, Тургенев как мастер художественного слова разбудил ваше воображение, произвел необычайное впечатление, заставил задуматься. Разговор о духовной красоте человека, о национальном характере будет продолжен на следующем уроке.

– Чем интересен для вас был этот урок? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение или пересказ «Рассказа мальчика...».

2. Подготовиться к чтению по ролям. Начало отрывка «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание».

3. Сделать иллюстрацию к рассказу «Бежин луг».

4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Иллюстрации к рассказу “Бежин луг”».