Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» (иногда Лухс (от нем. «Рысь»)) «Luchs» PzKpfw II Ausf L. Малоизвестные танки периода Второй мировой войны. Лёгкий разведывательный танк «Рысь» (14 фото) Экипаж и навыки его членов

К малоизвестным танкам Второй мировой войны можно отнести немецкий легкий разведывательный «Рысь» (полное наименование Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs»). Он серийно производился в Германии в 1942-1943 годах. Несмотря на первоначальный заказ на 800 , заводские цеха компаний MAN и Henschel покинули (по разным данным) 140 или 142 танка.


Несмотря на свою малочисленность, данные боевые машины успели поступить на вооружение нескольких дивизий, которые воевали как на Восточном, так и на Западном фронте.



Данная боевая машина позиционировалась как дальнейшее развитие строившегося крупной серией легкого танка PzKpfw II. На деле же «Luchs» был абсолютно новым танком. Как и у своих более крупных и грозных родственников по семейству кошачьих «Тигров» и «Пантер», легкий разведывательный «Рысь» получил ходовую часть с шахматным расположением опорных катков. Установленный на танке 6-цилиндровый 180-сильный двигатель разгонял его по шоссе до скорости 60 км/ч, также на танке были установлены новые приборы наблюдения. А вот схема бронирования и основное вооружение – автоматическая 20-мм пушка KwK 38 достались «Рыси» от оригинального PzKpfw II, что автоматически стало главными недостатками новой боевой машины, которые не добавляли ей популярности в войсках.



Появлению у вермахта запроса на легкий разведывательный танк способствовал ряд обстоятельств. На начальном этапе Второй мировой войны с задачами ведения разведки в интересах моторизованных и танковых частей германской армии вполне справлялись многочисленные бронеавтомобили. Их использованию в данной роли в немалой степени способствовала и развития разветвленная дорожная сеть Западной Европы (здесь имелось большое количество дорог с твердым покрытием) и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны. Нетрудно догадаться, что после нападения на СССР ситуация кардинальным образом изменилась, вместо дорог появились направления, особенно ситуация обострялась осенью и весной, когда немецкая техника буквально вязла в русской грязи. Вторым неприятным сюрпризом для вермахта стало то, что стрелковые дивизии РККА оказались вооружены достаточным количеством противотанковой артиллерии, к тому же советские солдаты во все всевозрастающих масштабах начинали применять противотанковые ружья. 14,5-мм бронебойная пуля, выпущенная из противотанкового ружья, легко пробивала броню всех немецких легких и тяжелых бронеавтомобилей.



Чтобы выправить положение, в разведывательные батальоны начали массово передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, также для разведки начали использовать легкие танки Pz.38(t) и Pz.II, но потребность в специализированном разведывательном танке стала еще более очевидной. Впрочем, работники Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий, инициировав работы по созданию легкого разведывательного танка еще до начала Второй мировой войны. Однако эти работы, по сути, закончились ничем и первый по настоящему разведывательный танк был создан лишь в 1942 году, а пошел в серийное производство в конце августа того же года. Это был танк VK 1303 компании MAN, который в июне 1942 года проходил испытания на известном полигоне в Куммерсдорфе. В ходе испытаний машина прошла 2484 километра и была принята на вооружение под обозначением Pz. II Ausf. L «Luchs». Предварительный заказ предусматривал выпуск 800 танков данного типа.



Удивительно, но танк устарел уже к началу производства: бронирование явно было недостаточным, хотя и превосходило бронирование бронеавтомобилей, а 20-мм автоматическая пушка являлась слишком слабым вооружением. Бронирование корпуса танка в диапазоне от 10 мм (крыша и днище) до 30 мм (лоб корпуса) было явно недостаточным, особенно для выхода на поля сражений 1943-1944 годов. Сварной коробчатый корпус легкого разведывательного танка был разделен на три отделения: управления (оно же трансмиссионное отделение), боевое и моторное. В передней части корпуса находились рабочие места механика-водителя (слева) и радиста (справа). В распоряжении обоих имелись приборы наблюдения, расположенные в лобовом листе корпуса, они могли закрываться бронезаслонками. В двухместной танковой башне располагались места командира танка, который также выполнял функции наводчика, и заряжающего.



Башня танка была сварной, но по какой-то причине на ней отсутствовала командирская башенка. В то же время в крыше башни были установлены два перископических прибора наблюдения – в крышках люка командира и заряжающего. В распоряжении последнего имелся также смотровой прибор и в правом борту башни. В отличие от всех модификаций линейных танков Pz.II, на «Рыси» башня была установлена симметрично относительно продольной оси боевой машины, вращение башни осуществлялось вручную. Все танки оснащались двумя радиостанциями: коротковолновой радиостанцией Fspr «f» и УКВ-радиостанцией FuG 12.



Основным вооружением танка была 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall-Borsig KwK 38, вместе с ней был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки доходила до 220 выстрелов в минуту, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с. Он мог пробить 25-мм лист брони, размещенный под углом 30 градусов на дистанции 350 метров. Для начала войны такой пушки хватало, чтобы уверенно бороться с советскими легкими танками БТ и Т-26, но против средних и тяжелых танков пушка была практически полностью бесполезна, хотя шанс отбиться от легких танков Т-60 и Т-70 был даже с таким орудием. Низкой была и эффективность осколочных боеприпасов. Боекомплект танка состоял из 330 выстрелов к пушке и 2250 патронов к пулемету.



Немецкие конструкторы еще в ходе проектирования понимали, что для 1942 года 20-мм пушка окажется очень слабой, что значительно ограничит тактические возможности нового танка. По этой причине с апреля 1943 года предлагалось перейти на выпуск танка, вооруженного длинноствольной 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такое же орудие устанавливалось на немецкие танки Pz.IIl модификаций J, L и М, его было достаточно для борьбы с Т-34. При этом разместить орудие планировалось в новой башне, так как старая для него была слишком мала. Еще одной особенностью было то, что новая расширенная башня была открытой сверху, что также обеспечивало экипажу лучший обзор и возможности по наблюдению за полем боя (все-таки танк изначально создавался как разведывательная машина). Прототип танка с такой башней был известен как VK 1303b, но его производство в итоге ограничилось считанными единицами.



Сердцем танка был 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Maybach HL 66р жидкостного охлаждения, он развивал максимальную мощность 180 л.с. при 3200 оборотах в минуту. С этим двигателем танк разгонялся до 60 км/ч при движении по шоссе, что было более чем достаточно. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом 76, емкость двух имеющихся бензобаков составляла 235 литров. Запас хода по шоссе составлял примерно 290 км, при движении по пересеченной местности – не более 150 км.



Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных катков расположенных в два ряда (в шахматном порядке), направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса переднего расположения. На первом и пятом опорных катках были расположены телескопические гидравлические амортизаторы. В целом за счет использования шахматного расположения катков танк отличался хорошей плавностью хода.

Легкий разведывательный танк «Рысь» серийно производился на двух немецких предприятиях: MAN и Henschel. Серийное производство началось во второй половине августа 1942 года. При этом из цехов компании MAN вышли 118 PzKpfw II aufs. L Luchs, компания Henschel собрала всего 18 боевых машин. Все они были вооружены 20-мм автоматической пушкой KwK 38. Точное количество собранных танков, оснащенных 50-мм орудием, неизвестно, по различным данным, заводские цеха покинуло всего от 4 до 6 таких боевых машин (и это по самым оптимистичным оценкам).



Первые серийные танки начали поступать в боевые части уже осенью 1942 года. По планам ими планировалось вооружить по одной роте в разведывательных батальонах танковых дивизий. Но на деле выпущенного количества танков не хватало, новые разведывательные машины получили лишь немногие части. К примеру, на Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии. На Западном фронте – 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Помимо этого несколько «Рысей» находилось на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». Несмотря на свою малочисленность PzKpfw II aufs. L Luchs достаточно активно использовались вплоть до конца 1944 года, а в 4-й танковой дивизии, в которой данными танками была полностью укомплектована 2-я рота 4-го разведывательного батальона (27 танков на октябрь 1943 года) последние сохранившиеся машины использовались и в 1945 году.



Боевое применение данных танков подтвердило слабость их броневой защиты и вооружения и если с первым немцы пытались что-то сделать даже в полевых условиях, то с перевооружением танков сделать ничего было нельзя. Достоверно известно, что в 4-й танковой дивизии часть «Рысей» получила дополнительные 20-мм бронелисты в лобовой проекции, что доводило толщину бронирования лба корпуса легкого танка до 50 мм.

Подавляющее большинство данных танков было потеряно в ходе боевых действий на Восточном и Западном фронтах. До нашего времени сохранилось всего два экземпляра PzKpfw II aufs. L Luchs. Один легкий разведывательный танк находится во Франции, в танковом музее в Самюре, второй – в Великобритании, в танковом музее в Бовингтоне.



Тактико-технические характеристики PzKpfw II aufs. L Luchs («Рысь»):
Габаритные размеры: длина корпуса – 4630 мм, ширина – 2480 мм, высота – 2210 мм.
Боевая масса – 11,8 т.
Силовая установка – 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.
Максимальная скорость – до 60 км/ч (по шоссе), до 30 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода – 290 км (по шоссе), 150 км (по пересеченной местности).
Вооружение – 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и 7,92-мм пулемет MG-34.
Боекомплект – 330 снарядов, 2250 патронов к пулемету.
Экипаж – 4 человека.


Этот танк официально назывался Sd.Kfz.123 PzKpfw II Ausf. L, реже его именовали «Luchs» (в переводе с немецкого – «рысь»). Всего был собран 131 такой лёгкий танк-разведчик, эти машины участвовали в боях до 1945 года включительно. До нашего времени уцелели лишь два таких танка: один – в Танковом музее во французском Сомюре, второй – в Танковом музее в Бовингтоне (Англия). Об истории создания этой машины рассказывает статья Юрия Пашолока «Кошки-разведчицы» , которую дополняет фотоообзор редкого танка из коллекции в Бовингтоне.

Sd.Kfz.123 PzKpfw II Ausf. L, он же Luchs – общий вид


Вид спереди: смотровая щель механика-водителя с бронекозырьком и единственная фара, оставшаяся на танке после модернизации 1943 года


Вид слева: на левой надгусеничной полке расположен ящик ЗИП с балочным крестом (балкенкройцем)


Вид сзади


Вид справа


Левое ведущее колесо со съёмными венцами


Левая гусеница с опорными катками крупным планом


Левое направляющее колесо и заднее крыло


Левое направляющее колесо со внутренней стороны


Левая гусеница (вид изнутри) и часть днища танка


Днище: в лючке видны гофрированные шланги


Правая гусеница и днище – вид изнутри справа


Корма PzKpfw II Ausf. L, вид слева


Выхлопная труба Luchs крупным планом


Корма, вид справа. Хорошо заметны крепления для канистр на правом борту


Правое заднее крыло


Ходовая часть Luchs (детище фирмы MAN), вид справа


Правый ведущий каток крупным планом


В кадре – траки и правый буксировочный рым на носу танка


Крыша моторно-трансмиссионного отделения на корме Luchs. На фото хорошо видны решётки воздухозаборников и люк в корме башни, закрытый навесным замком


Правый борт и башня танка, на подбашенной коробке заметен бронированный стакан антенного вывода


Крепления канистр на борту башни являются указанием на принадлежность машины к 9-й танковой дивизии вермахта, точнее – к 1-й роте 9-го разведывательного батальона в составе этой дивизии

Luchs является немецким легким танком четвертого уровня, который находится в ветке, ведущей к Leopard 1 через Ru 251. Luchs игроки часто называют «Лучом», хотя, строго говоря, название данной машины с немецкого переводится как «Рысь». Вообще на низких уровнях есть несколько интересных легких танков, и Luchs один из них. Полное название этого танка — Pz Kpfw II Luchs.

Лучшая динамика

Пожалуй, главной характеристикой для легкого танка является динамика. Luchs в этом плане является одной из лучших машин в своем классе вообще. Если максимальной скорость в 60 км/ч сложно кого-то удивить (хотя это очень хороший показатель), то удельная мощность двигателя практически в 28 л.с. на тонну делает из танка настоящий гоночный болид.

Luchs является стандартным «светляком» и может эффективно светить как пассивно, так и активно.

Luchs практически моментально набирает максимальную скорость и удерживает ее даже на пологих подъемах. На низких уровня относительно немного опытных игроков, которые умеют хорошо попадать по движущимся целям, так что в некоторых боях можно носиться на полной скорости перед несколькими врагами и редко получать повреждения. Этому крайне способствуют также небольшие размеры Luchs, это довольно миниатюрная машина, попасть по ней не так-то просто.

Естественно, о каком-либо бронировании говорить при такой динамике не приходится. Luchs легко пробивается и противниками третьего уровня, например, во лбу корпуса у него всего 30 мм, причем есть плиты брони, которые расположены практически без наклона. Во лбу башни 50 мм, но наклона практически нет, так что изредка снаряды противников низкого уровня может отбивать только маска орудия.

Орудия для топа

В топовой комплектации есть выбор между двумя орудиями: 39 L/60 и М.К. 103. Не стоит смотреть на разницу в уровне: в World of Tanks уровень модулей (в том числе и орудий) является формальностью и мало что значит. 39 L/60 является стандартной пушкой для данного класса и уровня: 67 мм пробития обычным снарядом и 130 мм «голдовым» подкалиберным. Разовый урон при этом составляет 70 единиц.

О каком-либо бронировании говорить не приходится. Luchs легко пробивается и противниками третьего уровня.

Зато скорострельность высокая (24 выстрела в минуту), так что можно довольно быстро отправлять в ангар одноуровневых противников. Точность отнюдь не самая лучшая в игре (0.4), но для низких уровней это нормально. Сводится орудие для такого калибра не очень быстро (2.3 секунды).

М.К. 103 же гораздо интереснее, так как данное орудие оснащено барабаном заряжания на 5 кассет (это для топовой башни, если установить стоковую, то будет всего 4 кассеты). При этом в каждой кассете по два снаряда с уроном каждый в 30 единиц. Легко посчитать, что урон со всего барабана составляет 300 единиц, при этом перезарядка внутри барабана составляет каких-то 0.14 секунды. Урон в 300 единиц Luchs способен нанести меньше чем за секунду, и это на четвертом уровне!

Естественно, это компенсируется просто гигантским разбросом (0.5). Сведение для пушки с барабаном заряжания довольно быстрое (2.1 секунды), но все портит ужасная стабилизация орудия. Главная же проблема в том, что выстрелы снарядов одной кассеты идут друг за другом, поэтому второй выстрел получается крайне неточным. Фактически уверенно наносить урон можно только при стрельбе в упор, даже на средних дистанциях половина выстрелов практически гарантированно будут мимо.

Характеристики Luchs

Зато пробитие обычным снарядом составляет целых 95 мм (110 мм для подкалиберного снаряда), у некоторых ПТ-САУ четвертого уровня пробитие лишь немного выше. Перезарядка всего барабана составляет 18 секунд, на это время вы беззащитны. Конечно, выбор орудия зависит от личных предпочтений, но гораздо более интересным является именно орудие М.К. 103, с ним Luchs становится крайне опасен в ближнем бою и может практически моментально отправить некоторых противников в ангар.

В боях с третьими, четвертыми и даже пятыми уровня Luchs может быть неплохим «дамагером».

Запас прочности составляет 340 единиц, естественно, из-за слабого бронирования он кончается очень быстро. Обзор в 360 метров для данного уровня является хорошим. Очень радуют углы вертикальной наводки: пушка опускается вниз на 8 градусов, это очень приятная неожиданность, если сравнивать с подавляющим большинством других немецких машин. Боекомплект очень вместительный, так что без снарядов вы точно не останетесь.

Luchs — достойная машина, благодаря высокой динамике, миниатюрных размеров и орудия М.К. 103.

В целом, Luchs является довольно стандартным «светляком» и может эффективно светить как пассивно, так и активно. В пользу этого говорят и небольшие размеры, и великолепная динамика. Пассивный свет заключается в том, что вы встаете в какой-нибудь куст и светите оттуда, при этом противники вас не видят. Активный свет представляет собой активные перемещения по полю боя. Противники вас видят, но попасть по вам сложно из-за высокой скорости.

Но в боях с третьими, четвертыми и даже пятыми уровня он может быть неплохим «дамагером». Орудие 39 L/60 хорошо подходит для перестрелок на ближних и особенно средних дистанциях. Пушка же М.К. 103 действенна исключительно в ближнем бою, зато урон в 300 единиц и высокое пробитие могут отправлять в ангар противников буквально за секунду. Высокая динамика позволяет выезжать на противника с фланга, наносить урон и быстро скрываться на довольно долгую перезарядку барабана, пока члены вражеской команды не успели среагировать.

Дополнительное оборудование и экипаж

Что касается выбора оборудования, то здесь есть варианты. Досылатель на Luchs установить нельзя из-за пушки М.К. 103, которая оснащена барабаном заряжания. Обзор улучшают просветленная оптика и стереотруба, желательно брать оба модуля, в некоторых боях предпочтительнее пассивный свет, в других – активный. Для оставшегося слота придется выбирать между усиленными приводами наводки, улучшенной вентиляцией и маскировочной сетью. В целом, бонус от вентиляции малозаметен, маскировочная сеть не очень нужна на легком танке (если вы стоите за кустом, то и без сети вас смогут заметить, только если подъедут в упор), так что оптимальным выбором являются приводы наводки.

Luchs не очень подходит для новичков в World of Tanks, как и класс легких танков в целом, хотя освоить этот танк не так уж и сложно…

Состав экипажа нестандартный, он включает четыре человека, но при этом есть радист, а командир выполняет и функции наводчика. Как и для любого легкого танка, самым важными перками для Luchs является «маскировка» и «шестое чувство». Вторым можно взять «боевое братство». У радиста есть крайне полезное умение «радиоперехват».

Выводы

Luchs — достойная машина, благодаря высокой динамике, миниатюрным размерам и орудия М.К. 103. Только необходимо привыкнуть к особому стилю игры. Урон в 300 единиц является просто огромным для четвертого уровня, но для его нанесения нужно подъезжать к противнику практически в упор, а затем скрываться на довольно долгую перезарядку барабана. Поэтому Luchs не очень подходит для новичков в World of Tanks, как и класс легких танков в целом, хотя научиться на нем играть хорошо не так уж и сложно.

Post Views: 1 659

С началом войны против СССР, немецкая армия столкнулась с проблемой ведения разведки на острие удара танковых частей. В кампаниях против Польши и на Западе разведывательные части Вермахта комплектовались бронеавтомобилями, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи. Однако в войне на востоке бездорожье и трудно проходимая местность свела усилия немецких разведывательных частей на нет. Армии требовалась боевая машина с хорошей проходимостью, достаточным вооружением и бронированием для действий в тяжелых условиях восточного фронта. Для этой роли немцы решили приспособить лёгкий танк Luchs, обладавший хорошей проходимостью и 20-мм автоматической пушкой.

Описание

Работы по созданию нового лёгкого танка начались в Германии ещё до Второй Мировой Войны. Летом 1938 года был начат новый проект, результатом которого вскоре и станет лёгкий танк Luchs . На первоначальной стадии проектирования танк получил обозначение VK 901. Машина считалась развитием серии легких танков PzII, однако новый проект напоминал "двойку" только вооружением (20-мм орудие KwK38), а также сходным по толщине бронированием. Что же касается конструкции базы танка - ходовой части, то она принципиально отличалась от "PzII" - в ней использовалось пресловутое "шахматное" расположение катков. Такая же схема будет задействована и на знаменитых тяжелых танках "Тигр". Впрочем, проект по началу шёл не слишком успешно - реально было выпущено лишь чуть более десяти танков этого типа. Подлинное развитие проект будущего танка Luchs начал уже в ходе войны против СССР, когда перед немцами остро встала проблема обеспечения своих разведывательных частей, которые в условиях русского бездорожья перестали справляться со своими задачами. Был начат проект VK1303, предусматривавший создание танка с хорошей проходимостью, надежностью ходовой части и большим запасом хода, который мог бы выполнять разведывательные функции в экстремальных условиях восточного фронта. Летом 1942 года первый выпущенный прототип уже прошёл испытания. При этом он показал отличные результаты в плане надёжности, пройдя почти 2500 километров без поломок и отказов в оборудовании. Проект одобрили и танк приняли на вооружение под названием Pz.II Ausf.L Luchs Бронирование нового лёгкого танка к середине 1942 года уже было достаточно слабым, но его главной задачей было ведение разведки, а не огневой бой с танками противника и не прорыв укрепленных позиций, поэтому это возможно и не стоит считать ярко выраженным недостатоком. Автоматическая пушка KwK 38 калибра 20-мм также была уже слишком слабой к лету 1942 года. Обладая высоким темпом огня(220 выстрелов в минуту), она успешно могла противостоять пехоте противника, а также лёгким советским танкам устаревших конструкций или бронеавтомобилям, броня которых пробивалась огнём этого слабого орудия. О борьбе со средними и тяжелыми танками не могло быть и речи - Luchs и не был приспособлен для таких задач. Он успешно мог играть роль вспомогательного танка второй линии - прикрывать тылы, сопровождать колонны снабжения, противостоять партизанским отрядам, а самое главное - вести на передовой разведку при отсутствии сильной противотанковой обороны противника. То есть он мог успешно выполнять задачи, для которых и был создан. С осени 1942 года легкие танки Luchs стали поступать на вооружение разведывательных рот танковых батальонов Панцерваффе. Они использовались в танковых частях как на восточном фронте против Красной Армии, так и на западе против высадившихся в Нормандии союзников. В частях СС танки этого типа сохранялись на вооружении вплоть до 1944 года. Всё же, несмотря на то, что этот танк был явно вспомогательным, его слабое вооружение и бронирование иногла ограничивало возможности его применения даже для его непосредственных задач - разведки. В связи с этим в ходе войны предпринимались попытки несколько усилить бронирование танка. Также планировалось перевооружить танки Luchs 50-мм орудиями Kwk39 L/60, чтобы увеличить их эффективность в бою. Этого сделано по всей видимости не было, хотя существует непроверенная информация, что часть лёгких танков Luchs всё же оснастили этими орудиями. Давая общую оценку этому танку можно сказать, что он мог успешно выполнять возложенные на него разведывательные функции, поскольку его тактико-технические характеристики, в частности запас хода, проходимость и надёжность, позволяли ему вести разведку в условиях самого тяжелого бездорожья. Что же касается боевой ценности танка, то она не впечатляет - вести успешный бой Luchs мог только со слабобронированной техникой и пехотой противника. Выпуск танков Luchs также был довольно мал и не превысил полуторасотен единиц, что очень мало на фоне общего производства танков в Германии. Присутствие в войсках этих танков ввиду их скромного выпуска было минимальным.