Как возникли названия месяцев. Происхождение названий месяцев в славянских языках Что означают названия месяцев года

Рябчиков Даниил

В данной работе собран материал о происхождении меяцев в русском языке, этимологии, о русских праздниках, отмечаемых в определенный месяц, и связанные с этим традициях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Происхождение названий месяцев в русском языке

Введение

Слово «календарь» в русском языке известно с конца 17 века.
До этого его называли «месяцесловом». Но как не назови, цели календаря остаются неизменными - фиксация дат и измерение интервалов времени. Календарь дает нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для предвидения будущего (чего ждать через три месяца - какой погоды, праздника, когда сажать картошку и собирать урожай), позволяет помнить о важных датах, и для многих других целей. Отрезки времени, из которых и состоит это необходимое изобретение, надо было как-то называть. И каждый народ подошел к этому по-своему, по-народному. В одной только Греции в разных ее областях были разные названия месяцев. Например, первый месяц в Афинах назывался Гекатомбеон, в Милете - Панемос, в Дельфах - Аппелай и т. д. В Риме были в ходу следующие именования: Януариус, Фебруариус, Мартиус, Априлис, Майус, Юниус, Квинтилис, Секстилис, Септембер, Октобер, Новембер, Децембер. Знакомо, не правда ли? Многие из них перекочевали в европейские языки. И сейчас мы называем первый месяц январь, англичане January, немцы Januar, французы janvier, итальянцы gennaio.
Но раньше, чем к нам пришли эти названия, на Руси использовались другие старинные названия месяцев. Названия месяцев на Руси отражали и его «характер»: если в июле в разгаре была страдная пора, то он и назывался соответствующе, и никому бы не пришло обозвать его "хмуренем". Меня заинтересовал вопрос происхождения названий месяцев в русском языке.

Цель моей работы - изучить происхождение названий месяцев в древнем и современном русском языке, а именно, что служило основанием этимологии.

Задачи:

  1. изучить этимологию слова "месяц"
  2. исследовать этимологию названий месяцев в русском языке
  3. определить связь названий месяцев с народными трудовыми традициями и отражением их в народных приметах, праздниках. Гипотеза : названия месяцев в русском языке связаны с именами божеств у древних славян, а также в честь какого-либо выдающегося исторического деятеля, праздника и особенностей природных явлений, происходящих в его период.
  1. Этимология слова «месяц»

Существует много источников образования слов в русском языке. Это и исконно-русские слова, и иноязычные, и церковно-славянские. Этимология - это наука, изучающая происхождение слов, их жизнь и изменения в языке.

Так как четкая система этимологии отсутствует, то это указывает на различные подходы к происхождению названий месяцев. Между тем, этот же факт указывает на то, что этимология эта настолько глубока, что уже практически полностью забыта. Но наибольшее значение имеет другой факт - широчайшее распространение одних и тех же названий месяцев среди огромного числа народов и на разных территориях.

В совокупности сказанное позволяет сделать вывод о том, что названия месяцев родились в той исторической глубине, когда европеоидный народ был ещё единым и обладал одним и тем же языком и кругом понятий. Это время существования палеорусского языка.

Русская семья языков является одной из трёх языков - древнейших в мире (две других - негроидная и монголоидная). Её корни уходят в дошельские и шелльские археологические культуры русанторопов Русской равнины (2 - 1 млн. л.н.) и неразрывно связаны с самой территорией Русской равнины.

Именно здесь, в условиях палеообщерусского языкового единства, 50 тысяч лет назад сформировался человек современного типа - неоантроп. Через ряд последовательно сменивших друг друга археологических культур неоантроп достиг стадии русского человека и сформировал на Русской равнине русский народ. Начиная с 5-го тыс. до н.э., своими расселениями в области Греции, Шумера, Египта, Китая и т.д. русский человек сформировал общеиндоевропейскую семью языков. Поэтому названия наиболее древних понятий в разных языках восходят к русскому языку палеолитической древности.

Первые календарные надписи археологически засвидетельствованы на стоянке Сунгирь (30 тыс. до н.э., г. Владимир), принадлежащей к костёнковско-стрелецкой общности археологических культур, сформированных палеорусским человеком. С этого времени берёт своё начало формирование календаря как единой системы членения времени и опознавания его отдельных моментов. По природе своей это деление является фрактальным.

Таким образом, поскольку формирование календарного знания состоялось на Руси и здесь это знание продолжало развиваться, то и языком производства календарных терминов и их понятийного наполнения следует признать русский язык стадий от палеорусского до проторусского.

В русском календаре год делится на четыре ВРЕМЕНИ - четыре времени года: весна - подвес оси, осень - опора оси, лето - летание солнца, зима - солнце в яме. На втором календарном уровне каждое ВРЕМЯ года делится на три МЕСЯЦА. Всего в результате такого деления получается 12 месяцев.

«Месяц» буквально «дитя Макоши» - древнерусское слово, восходящее ко времени палеорусского языка - 50-е тыс. до н.э. (в составе т.н. «ностратической» семьи языков).

Слово «месяц» образовано от корня меся- и суфф. -ц.

Русск. меся - это древнерусское имя жены бога - Макоши (букв. корова), отражающее её зооморфную мустьерскую сущность. В начале становления культа Макоши она воспринималась, как жена Бога Велеса: он - Великий бык Велес; она - корова-мать Макошь (меся, в разных вариациях машка, мишка, macka и т.п.). От имени Макоши происходит слово КОСМОС, которым описывается время вообще. С помощью суффикса -ц в русском языке от основ имён существительных женского рода образуются уменьшительные существительные.

Таким образом, часть времени - часть Макоши - это есть дитя Макоши. В древнерусской мифологии 12 детей Макоши - 12 Месяцев, где мес- + суфф. ц обозначает собственно «дитя Макоши» (ср. теля - телец, пта(ха) - птенец). Число месяцев, детей Макоши, равное 12-ти, получается из геометрического деления времени Макоши.

Таким образом, месяц, буквально означает в русском происхождении «дитя Макоши».

2. Этимология названий месяцев

Январь - исконное русское имя месяца. Буквально означает «рождающий» (солнце-Ра). Название это образовано от древнейшего русского корня «жена» (jena-), обозначающего роженицу, и суффикса -арь(ср. пах-арь, мыт+арь, глух+арь и др.).

Позже русское название месяца «январь» перешло в периферийные русские языки: например, в латинский язык - januarius .

Макошь - женское начало русской славянской монотеистической религии. Она - жена Бога. Сам Бог - Велес. Поэтому на Руси январь ещё называли Велесовым месяцем.

Есть и другие прозвища этому месяцу, например, студинец, стужень (студёный) и др. Одно из наиболее интересных - просинец. Приставка про- означает частичное проявление чего-либо, а корень -син- указывает на присутствие сини, как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня, солнечного света. Малороссийское название января «сочень» указывает на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, январь стал пятым; наконец, с 1700 г., со времени перемены, произведенной в нашем летосчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.

Следует остановиться на рассмотрении этимологии слова январь, производимой от Януса. Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся место в римском ритуале. Между тем, Древний Рим - это всего лишь 8 - 6 века до н.э., то есть далеко не древнее время. И уже в этот период римляне не знали существа «своих» древних богов - о сущности религиозного представления, которое воплощалось в Янусе, уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет собою хаос (Janus=Hianus), или воздух, или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца [Брокгауз и Ефрон, 1907]. Таким образом, римляне не знали существа «своего» бога. Причиной этому служило то, что это был не римский бог, а русское название календарного месяца - ЯНВАРЬ.

Февраль (хевраль)- исконное русское имя месяца. Буквально означает «жила», «жизнь».

Название «февраль» этимологически родственно русскому женскому имени Февронья, Хавронья, др.-русск. Ховърония, образованному от русского слова ХОВАТЬ южн., зап., псковск., калужск. «прятать, хранить» [Даль В.]. Также укр. ховати, болгар. ховаць, др.-русск. ховатися «беречься, держаться», чеш. сhоvаti «таить, хранить, выхаживать», словац. сhоvаt" «выхаживать, выращивать», польск. сhоwаc «скрывать, хранить, кормить». Последнее и заканчивает этимологическую цепочку: ховраль - февраль.

Рождение термина «февраль» следует отнести ко времени одомашнивания скотины на Руси - ок. 13 - 11-го тыс. до н.э., среднерусская и рессетинская археологические культуры. Свинья воспринималась как хранительница народа в том смысле, что она позволяла ему выжить в трудное зимнее время. Февронья, Хавронья - русск. свинья (русск. пословицы: «Отдали Хавронью за Ховрина сына»; «Хоть баба Хавронья сбила с подворья - да воля ж Господня, а не быть без подворья!»; «Всякая Хавронья сама себя хвалит»).

Семантика февраля связана с мёртвой и живой водой, отражена в русской сказке «Хаврошечка» и в целом состоит в следующем: умирание - суд - воскрешение. Первая фаза заканчивается в ночь с 31 января на 1 февраля, когда происходят последние поминки по СТАРОМУ богу Ра - то есть по Солнцу, уходящему к звёздам (star - звезда). 40 дней отсчитывают от корочуна (ночь с 21 на 22 декабря), когда умирает старое Солнце-Ра. В эту же ночь рождается новое Солнце-Ра - воскресает.

Вторая фаза троичности связана с СУДОМ Макоши, который она начинает вершить сразу после последних поминок Ра - то есть с 1-го февраля (праздник ГРОМНИЦА , кащеевы морозы) - и заканчивает через десять дней - то есть 10 февраля. Семантический смысл суда состоит в том, что встречаются ЗИМА и ЛЕТО - праздник СРЕТЕНЬЕ (1 февраля): «зима с летом встретилась», «солнце на лето, зима на мороз» (русск. посл.). Февраль во второй своей фазе является ХРЕБТОМ зимы. Февраль - это хребет, линия, нить, граница, после которой начинается новая жизнь (ср. лат. фибра «нить»; немец. gebirge «горный кряж»).

Третья фаза начинается 11 февраля - ДЕНЬ ВЕЛЕСА, день возрождения Велеса. К нему на Руси приурочивали время зимнего отёла, то есть рождение «из костей старой коровы» новых коров. Февраль этой стадии связан с приходом весны (здесь и семантика потопа - половодья). Февраль - начало новой жизни.

Февраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому был посвящен. Коренными славяно-русским названием этого месяца было «снежень», вероятно - от снежного времени. В Малороссии с XV в., по подражанию полякам, месяц февраль стал называться «лютым»; поселяне же северных и средних губерний русских поныне зовут его «бокогреем», так как тогда скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки.
Одно из прозвищ февраля - сечень, образовано мифологически от русск. сеча - битва, сражение зимы и лета, а в бытовом плане - время подсеки деревьев для очистки земли под пашню. Называли его ещё «межень» (межа между зимой и весной). Из-за частых вьюг и метелей февраль величают также «ветродуем».
Зимобор, протальник, сухый, березозол (март) - с этого месяца начинали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне. Имя март дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса. К нам оно занесено из Византии.

Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. Еще нередко месяц март носит название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое «пролетье».
Апрель - Брезень, цветень, снегогон (апрель) - априлий - латинское слово, от глагола aperire, открывать, оно указывает на открытие весны. Древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще - цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.
Травник (май) - латинское имя дано в честь богини Маи; также, как и многие другие, оно перешло к нам из Византии. Древнерусским именем месяца мая было травный, или травень, что отражало процессы, происходившие в природе в это время - буйство трав. Этот месяц считался третьим пролетним месяцем.
Разноцвет, червень, изок (июнь) - слово «иуний» дано этому месяцу в честь богини Юноны. В старину коренными русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы).
Страдник, червень, липец (июль) - «иулий», имя, данное в честь Юлия Цезаря, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь,- червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостию (червленый, красный). Месяц этот называется также липцем - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз.
Жнивень, зарев, серпень (август) - как и предыдущий, этот месяц получил свое название по имени римского императора - Августа. Коренные древнерусские имена месяца были другие. На севере он назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев».
Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь) - «сентемврий», девятый месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил свое название (от septem). В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе.
Листопад (октябрь) - «октоврием» называется десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил свое название (octo - восемь); у наших предков он известен под именем «листопада», от осеннего падения листьев, или «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе - «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту.
Грудень (ноябрь) - «ноемврием» (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил свое название (nover - девять). В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.
Студень (декабрь) - «декемврием» (лат. december) называется у нас 12-й месяц, в году; у римлян он был десятым, отчего и получил свое название (decem - десять). У наших предков он назывался «студень», или студный, от стужи и морозов обыкновенных в ту пору.


3. Народные приметы месяцев

Январь - первый зимний месяц - назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» - островки синего неба. Но славился январь и метелями, морозами. Именно поэтому русские именовали его «сеченем», чехи и словаки - «леднем», сербы - «зимцем» и «прозимцем». Кроме того, на Руси январь называли Василь-месяцем в честь святого Василия Великого, день которого приходился на 1 января - перелом зимы. В русских пословицах январь славится как «году начало, зиме середина». Говорили, что в январе день прибавляется уже на два часа (после дня зимнего солнцестояния, 24 декабря, начинается поворот к лету).

Когда-то на Руси год начинался с марта, поэтому январь был одиннадцатым по счету месяцем; позже Новый год отмечался в сентябре, в Семен-день, - и январь стал пятым месяцем года; а после введения Петром I нового летосчисления в 1700 году сделался первым из двенадцати месяцев.

Вот какие народные приметы относил русский народ к этому месяцу:

Ворона кричит на полдень, в сторону юга - к теплу, на север - к холоду.

Снегири поют при смене погоды - перед снегопадом.

Воробьи сидят на деревьях втихомолку - пойдет снег без ветра.

Собака растягивается на полу и спит, раскинув лапы, - к теплой погоде.

В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.

В январе растет день - растет и холод.

В январе снегу надует - хлеба прибудет.

Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое.

С января солнце на лето поворачивает.

Январь на порог, прибыло дня на воробьиный скок.

Январь подкладывает дров в печку.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.

Январю-батюшке - морозы, февралю - метелицы.

"Новому году - начало, зиме - середка", издавна говорят в народе об этом месяце. И условно изображают его двуликим: старым лицом он обращен в прошлое, молодым - в будущее.

Февраль когда-то в Древней Руси был последним, двенадцатым месяцем, завершающим год. Когда год начинался в сентябре, он стал шестым по счету. С 1700 года февраль - второй месяц года по новому летосчислению. У русских он назывался «снеженем», у украинцев и поляков - «лютым», у хорватов - «свеченом», у чехов и словаков - «унором». Февраль, по поговорке, «рассекает зиму пополам», кроме того, «февраль три часа дня прибавит», «В феврале (на Сретенье) зима с весной встретится». В високосный год, когда в феврале 29 дней, он считается самым тяжелым месяцем в году (даже тяжелее мая).

О феврале сложили следующие приметы:

Сильные морозы в феврале бывают только ночью.

Зимой много инея - летом много росы.

Утренняя зорька быстро гаснет - на холод.

Солнце всходит красное - на метель.

Яркие звезды - к морозу, тусклые - к оттепели.

Название третьего месяца года - март - пришло в русский язык от византийцев. В старину этот месяц назывался «сухым» и «березозолом», а первый день марта - «новичком», потому что вплоть до начала XV в. март был первым месяцем года. Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником. В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по-весеннему, и в это время первых оттепелей русский народ празднует беспутную-«соромную» неделю, предшествующую Великому посту. Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия - веселой красавицы Лады, которая отправлялась на поиски усыпленного зимой-Мораной своего возлюбленного Леля - бога месяца мая. Лада шла, окруженная многочисленными веселыми, добрыми и проказливыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения, а злую зиму-Морану сопровождали духи тьмы, холода и бед. Считалось, что:

Гром ранней весной - перед холодом.

Когда весной поверхность снега шершавая - к урожаю, гладкая - к неурожаю.

Если у сосулек нет в середине пустоты, то налив хлебов полный и умолот богатый.

Вздел Ярило зиму на вилы.

Утром года значится март в народном календаре. Зиму ломает, новому сезону дорожку дарит.

Второй весенний месяц называется апрелем не случайно: по народному поверью, в апреле земля преет. «Март пивом, а апрель водою славится», - говорят в народе. В апреле снег тает уже неостановимо, как неостановим приход настоящей весны, с теплом, свежей зеленью. «Начало апреля в снегу, конец - в зелени», - говорят об этом месяце. Раньше на Руси этот месяц назывался «пролетником», так как предвещал скорый приход лета; у поляков он носил название «кветень»; чехи и словаки именовали апрель «дубень». В Древней Руси он был вторым месяцем; позже, до 1700 года, он считался восьмым, а после реформы Петра I стал четвертым по счету.

По отношению к апрелю сложились следующие приметы:

Весною дождь парит, а осенью мочит.

Весна днем красна.

Весна - зажги снега, заиграй овражки.

Где лишняя навозу колышка, там лишняя хлеба коврижка.

Глубже посеешь весной - будешь с хлебом зимой.

Приметы по дням месяца:

Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель. От снега до листа - таков апрель-водолей. Апрельские лучи будят землю. Вода на пользу, пригодится в майскую пору, когда с дождями заминка выходит.

Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи. В последний день апреля отмечали: если небо ясное, день солнечный, значит, последний весенний месяц и даже все лето будет хорошим. Но даже если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые листочки, в мае обязательно ждут холодов и заморозков.

Про май на Руси говорили:

Ненадежно майское тепло.

Дождь в мае - жди урожая.

Нехорош сухой май.

Коли май в начале теплый, жди холодов со второй половины.

Май - торжество пробуждения природы.

Июнь когда-то был четвертым месяцем года. В России первый летний месяц именуется «розанцветом», поляки называют его - «червец», чехи и словаки - «червень», хорваты - «иван-чак» и «клисень». Это - месяц молодой, зеленой травы и первых урожаев: в конце мая - начале июня появляются первые овощи и зелень нового сезона, а хозяйки готовят суп из молодой крапивы. И с этим месяцем в народе связано множество примет:

Одним днем лето не опознаешь.

Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка - теплые дни.

Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.

В июне день - с год.

В июне заря с зарею сходятся.

В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут.

В июне праздник в бору: цветут сосна и ель.

Июнь грозами богат.

Июнь месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.

Июнь - самый светлый месяц года.

Проводит июнь на работу, отобьет от плясок охоту.

Пришел июнь - на рыбалку плюнь.

Пришел июнь-разноцвет - отбоя от работы нет.

Июнь растит урожай на весь год, но сам по себе это месяц голодный - еще мало что поспело. Называют так месяц этот за цветы, краски и яркие зори. В народе зовут хлеборостом. Июнь - скопидом, урожай копит на целый год.

Июль всегда был месяцем тяжелых работ в поле и на огороде, поэтому с его приходом заканчивались и веселые гулянья, и хороводы, и праздники, которых много было в июне. Это - месяц первых урожаев ягод, грибов и других лесных даров.

Июль - грозник, молнии мечет, дубы колечит.

В июле солнце ликует. Всем лето пригоже, да макушка больно тяжела.

Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по лугам побежал.

Если летом много осота, то зима будет холодной.

Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.

Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню.

Утром туман стелется по воде - будет хорошая погода.

В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а расставаться с ним скучно.

В июле на поле густо, а в амбаре пусто.

Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.

Июль косит и жнет, долго спать не дает.

Июль - перелом лета, месяц красного цвета.

Июль - сладкоежка: щедр на душистые ягоды.

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

Плясала бы баба, да макушка лета настала.

Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть.

Шелудивое порося и в июле зябнет.

Июль - макушка лета. Благодатная пора спелого хлеба, овощей, ягод и раннего картофеля. Сенокос, начало косовицы хлебов.

Август - последний летний месяц, и с первых дней его начинает ощущаться приближение осени. В Древней Руси его называли «зорником», чехи и словаки - «серпенем», сербы - «прашником» и «женчем». В этом месяце запасали еду на всю зиму, поэтому урожайный август, по пословице, кормил всю зиму. Были и другие приметы в августе:

Цветы вьюна плотно закрылись - перед дождем, вода в цветок не попадет.

Перед непогодой певчие птицы перестают петь.

В августе заготавливают березовые веники.

Предосенний сбор лекарственных трав - целебные травы в лучшей своей поре, во всей целебной силе.

Яблони клонятся долу, отяжелев от плодов.

Выпадают инеи - знак к ранней, студеной зиме.

Август - густарь, густоед, щедрый разносол (хлебосол): всего вдоволь.

Август два часа уволок - от дня убавил, ночи прибавил.

Август - жнивень, месяц жатвы.

Август и у рыб сытная пора.

Август - лета закат, последний летний месяц.

Августовская ночь длинна, вода - холодна.

Август придет - свои порядки заведет.

Август припасает утренники (заморозки).

Первый осенний месяц сентябрь назывался на Руси «листопадом», у словаков - «груденем», на Украине - «вересенем». Имел он и другое название - «ревун» («рюян» у хорватов), потому что именно в сентябре начинались осенние холодные ветры. Но в середине - конце сентября ждали наступления тихого и солнечного «бабьего лета», когда солнце греет еще по-летнему, но утренние холода уже дают о себе знать. В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году: старый год заканчивался, и начинался год нового урожая.

Начали собирать шиповник - осень пришла.

О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.

Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.

Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды - будет дождь.

Пиявка спокойно лежит на дне - к хорошей, ясной погоде.

При северном ветре рыба клюет плохо, другое дело - ветер южный или юго-западный.

Перистые облака - предвестники близких перелетов птичьих стай.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Задождит сентябрь - на радость мужику.

Сентябрь без плодов не бывает.

Сентябрь - вечер года.

Зовется месяц еще желтнем, жовтнем - по цвету растений в это время года.

Листопад прошел быстро - скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях - зима будет короткая, с небольшими морозами. Так говорили о другом месяце осени - октябре.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

Осень говорит: "Озолочу", а зима: "Как я захочу!".

Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.

Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

Первый снег упал на мокрую землю - останется, на сухую - скоро сойдет. От первого снега до санного пути - шесть недель.

Дневной снег не лежит - первый надежный снег выпадает к ночи.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь то плачет, то смеется.

Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь еще холодней. Предзимье. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. В ноябре опадали последние листья, и на большей части территории России устанавливалась настоящая зима. С середины ноября - до дня святых Козьмы и Дамиана - мороз сковывал реки и озера льдом. Если в конце октября выпадал снег, в ноябре он уже не таял, лежал плотным слоем.

У зимы изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Зима к свету строга - в рясы рядит стога, платом кроет луга.

Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.

Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре (январе) не замерзнет.

Ноябрь соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. А еще называют листогноем - от чахнущих листьев.

Декабрь - месяц первых белых троп.

В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь.

В шубе летом, а зимой раздетый (дуб).

Грачи-зимовщики - к теплой зиме.

Зеленые чихи на ольховых ветках поют "тилли-тип" - к морозцам.

Мы в дом ель, а она с собой - метель.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.

В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, рвет и метет.

В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается.

Год декабрем кончается, зима начинается.

Декабрь - месяц больших волчьих стай.

Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет. Стужайло дает запевку всей зиме. Год замыкает, зиму начинает.

4. Русские календарные праздники и обряды

Среди календарных обрядов особенно любимыми были зимние и летние Святки, связанные с зимним и летним солнцеворотом. В зимние студеные вечера мысли крестьян были обращены к будущим полевым работам, полны, тревоги за урожай. Пожелания богатого урожая звучали в многочисленных зимних обрядовых песнях - колядках, щедривках, посеваньях, меланках, овсеневых песнях. В ночь на Новый год по домам ходили ряженые с песнями и шутками (надевали вывернутую наизнанку шубу, навешивали бороду). Они поздравляли хозяев и желали благополучия. Целям аграрной магии во многих селах служил также обряд "посеванья" в первый день Нового года. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом "сеятелей", бросали горсть зерна в красный угол.

Под Рождество девушки, парни и дети собирались вместе и шли колядовать. Песни-колядки получили свое название от имени языческих божеств Коляды, Овсеня, символизирующих начало солнечного года. В домах специально готовили угощенье для колядующих. Это были пироги, пряники, конфеты, но иногда колядующим давали деньги, преимущественно пятачки. Колядовать начинали вечером под Рождество, в Сочельник. Рано утром на Рождество на восходе солнца выходили и пели песню, прославляющую рождение Христа и Богородицу.

Старый Новый год также широко отмечался, причем в разных селах по-разному. В ночь с 13 по 14 января (по новому стилю) молодежь ходила «щедровать». Это название пришло от обозначения вечера 13 января - «щедрый вечер». Святки продолжались две недели со святочными вечерами и гаданиями. Девушки гадали в ночь перед Новым годом, перед Рождеством и Крещением. Гадания были разными. Девушки ходили к соседям спрашивать имя хозяина, чтобы узнать имя будущего мужа; кидали за ворота башмачок, чтобы определить сторону, куда выдадут замуж.

Заканчивались Святки 19 января праздником Крещения Господня. Он справлялся в соответствии с церковными канонами обряда водосвятия, но в каждом селе существовали его особенности. Ранним утром, еще до рассвета, все жители села подходили к церкви, откуда крестным ходом с батюшкой во главе, с хоругвями и специальными церковными песнопениями направлялись к тому месту на реке, где был крест. Там батюшка с молитвами святил воду. После него к воде подходили жители и набирали ее себе.

В тех селах, где не было рек, крестный ход шел к колодцу. Возле колодца пускали голубей, в облике которых, по библейскому преданию, Святой Дух явился Иоанну Крестителю и указал ему на Иисуса как Сына Божия.

Святки с их весельем и шутками, гаданием и ряжением заканчиваются, и наступает "мясоед" - несколько недель, отделяющих Крещенье от Масленицы. В это время игрались свадьбы.

С большим нетерпением повсюду ожидали Масленицу, которая отмечалась за семь недель до Пасхи (конец февраля - начало марта).

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым были закреплены определенные действия: понедельник - "встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", "разгул", "перелом", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечера", "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", "проводы", воскресенье - "прощеный день". На Масленицу ходили друг к другу в гости , устраивали пляски, игры, катанья на санях. На Масленицу величали молодоженов. Они шли к тестю или теще, несли с собой орехи, булочки, которыми одаривали детей, встречавшихся на пути. В пятницу зятья приходили к теще "на блины". Также устраивались кулачные бои. Со среды начинались так называемые "кулачки". В субботу был решающий бой. Бои продолжались до воскресенья, до 12 часов. В полдень начинали звонить колокола, и все люди расходились по домам. Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем. В этот день люди просят друг у друга прощенья. Последний день недели отводился проводам Масленицы. В селе ставили соломенное чучело. "На крестовину" надевали рубаху и брюки, набивали их соломой, вместо лица прилаживали горшок. Чучело стояло всю неделю, а в воскресенье сжигалось. Костер, на котором сжигалась Масленица, не был погребальным. Это были своего рода приветственные огни честь прихода весны.

Сразу за Масленицей начинается Великий пост - семь недель строгости, святости, воздержания. Во время поста не пели песен, не устраивали гуляний, посиделок. Ели только постную пищу, говели, то есть постились . "Заговляемся на хрен, на редьку да на белую капусту". В середине Великого поста в ночь со среды на четверг "пост ломается пополам". Среда считалась праздничной - отмечалось "средокрестие". Для этого дня специально пекли печенье в виде креста.

Шестая неделя Великого поста (предпасхальная) называется вербной. В Вербное воскресенье освящаются веточки вербы. Освященную вербу ставят в передний угол, в божницу или за нее. Верба и особенно ее сережки повсюду считались целебными, наделенными особой силой. Оно символизировало здоровье, силу, поэтому прикосновение вербы к человеку или животному имело магический смысл. Освященной вербой ударяли всех домочадцев, особенно детей.

В последние дни перед Пасхой готовятся к великому христианскому празднику Воскресения Господня. Празднуют Пасху три дня. В четверг перед Пасхой начинают печь куличи. Украшают кулич шишками, бубликами, разноцветным пшеном. Когда пекут кулич, то не разрешается ходить по избе, хлопать дверьми, чтобы не осело тесто. Самые красивые куличи несут в церковь святить.

На первый или второй день Пасхи все идут и поминают умерших родственников яйцами, куличом. Яйца, предварительно покатав, оставляют на могиле, крошат, чтобы их склевали птицы. Но основное поминовение усопших устраивается на следующей за Пасхой Фоминой неделе (у русских - во вторник, у украинцев - в понедельник). Этот день называется Радуницей.

Приходит май месяц и с ним праздник Георгия Победоносца (Юрьев день) - 6 мая (по новому стилю). Особенностью этого календарного праздника является сочетание скотоводческой и земледельческой обрядности. В народном сознании святой Георгий был покровителем зверей и хранителем домашнего скота. На него переносились многие представления и обряды, относившиеся к прежним "скотьим богам". К Георгию обращались с просьбой защитить коров, овец, лошадей. Крестьяне совершали обход засеянного озимого поля, а затем устраивали обрядовую трапезу. Остатки еды зарывали в землю, что было несомненным пережитком древних жертвоприношений земле , чтобы увеличить ее плодородие.

На Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) исполнялись разнообразные обряды. Одни из них были связаны с карпогонической магией (магией, направленной на усиление плодородия). Это выпекание обрядового печенья в виде лестницы - для того чтобы Иисусу Христу было легче вознестись на небо. "Лесенки" несли в поле, подбрасывая со словами: "Чтоб рожь моя росла так же высоко", а затем бросали на землю или съедали.

На переходе от весны к лету отмечается Троица - поэтичный и радостный праздник. Седьмая неделя после Пасхи носит название "семиковой", "русальной", "зеленой", "гряной". Все дни недели считались праздничными, но особенно выделялись Семик - седьмой четверг после Пасхи, родительская суббота и Троица-Пятидесятница (50-й день Пасхи), воскресенье. Троица представляла собой целый комплекс обрядов. По их обилию этот праздник сравним только с зимними Святками. Не случайно Троицу называли зелеными Святками. Главный смысл троицких обрядов - в почитании земли, культе растительности, в желании передать человеку силу и мощь природы.

Троица - это девический праздник. Девушки шли в лес или на луг, плели венки, завивали березку. Завивали березку по-разному. Скручивали ветки вроде венка; заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами, пригибали ветки к земле, приплетали к траве. Потом приходили развивать венки - смотрели, сохранились они или развились.

Девушки плели венки из цветов, бросали их в реку и гадали по ним. Первый понедельник после Троицы отмечается как Духов день. В народе он воспринимался как продолжение и завершение троицких обрядов. Главным событием были "проводы русалки". Поэтому всю троицкую неделю, включая и понедельник, называли «русальной». В эту неделю, по поверьям, русалки выходили из воды и бегали по полям и лесам, качались на деревьях, набрасывались на встречных и могли защекотать до смерти. На Духов день приходился еще один очень древний обряд - это праздник Морены, а точнее, обряд "изгнания Морены из леса". Морена - это женский мифологический персонаж, дух леса, своего рода лесная русалка, хозяйка леса. Сила ее может быть спрятана в стволе дерева, травах, даже в теле птицы.

На праздник Морены, как и Купалы, разжигают костры, но через них не прыгают. В этих кострах стараются сжечь как можно больше ветвей. Морена не купается в воде, не обливается, но она боится сильного огня, поэтому во время ночного празднования и поддерживают очень яркие костры. В обряде принимает участие только молодежь. Обряд изгнания Морены заключает в себе и аграрную магию. Дело в том, что проводится он в период начала сенокоса. Морену просят, чтобы она не помешала сенокосу на лесных лугах и не послала дождь.

На 7 июля (24 июня по старому стилю, день летнего солнцеворота) приходится православный праздник Рождества Иоанна Крестителя. На этот день выпадает важнейший календарный праздник славян - Ивана Купалы. С праздником Ивана Купалы связывают массу легенд, поверий, он отличается богатством обрядовых действий. Эта веха служила в народном календаре точкой отсчета множества примет, необходимых крестьянину в быту и работе. В этот день шли собирать травы, коренья для лечебных и знахарских целей. Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), клали на ночь под подушку, чтобы приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!" Утром проверяли: если трав оставалось двенадцать - это сулило замужество.

В ночь на Ивана Купалу гадали и по венкам. В сторону какого села венок поплывет, оттуда и ждать жениха.

На заре самого праздника Ивана Купалы принято купаться, причем целебной считается не только вода, но и роса. На Ивана Купалу бегали по улицам с ведрами и обливали всех встречных. Традиционно на Купалу разжигали костры, водили вокруг них хороводы, прыгали через них, отдавая дань очистительной магии.

Костры устраивали за селом, на высоком месте. Иногда обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков в знак того, что день с этого времени начинает убывать.

Cуществует поверье, что именно в купальскую ночь, один раз в году цветет папоротник. Кто увидит это цветение, сорвет цветок и съест его, тот будет "знатоком", будет все знать и будет счастливым всю жизнь.

По поверьям, в Купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно опасной вся нечистая сила - ведьмы, оборотни, русалки, водяные.

Лето продолжается, поспевает урожай. С 21 июля, Дня Летней Казанской Божьей матери начинается подготовка к жатве. Первый сжатый сноп хранят особо, его называют именинником, с него начинают молотьбу, его соломой кормят скотину, его зерна целебны для людей.

2 августа отмечается день Ильи-пророка. "Илья грозы, держит и наводит". По поверьям, на Илью обычно бывают "воробьиные ночи", когда в течение всей ночи слышится оглушительный гром, мечутся молнии, все живое находится в страхе, особенно птицы, тяжело на сердце и человеку. По другим поверьям, "воробьиные ночи" - это очень короткие ночи - короче воробьиного хвоста. Так как на Илью бывали грозы, то в этот день не работали в поле, боясь, что грозный святой спалит урожай.

В августе идет уборка урожая, закрома наполняются зерном и плодами. Наступает время Спасов . Первый спас - медовый, второй - яблочный, третий - ореховый, полотняный, хлебный.

На Успение (28 августа - по новому стилю) отмечался праздник окончания жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки. По завершении работ жнеи катались по ниве.

21 сентября отмечали Рождество Богородицы . В народе называли этот день осенины, оспожинки. Он же является и важной календарной датой - днем осеннего равноденствия. В течение нескольких веков (начиная с XIV века) Новый год отмечался в сентябре.

Осень не так богата на календарные праздники, как зима и весна. Особо выделяются Покров, Параскева Пятница, Дмитриева суббота. День Николы зимнего, Спиридон.

Покров (14 октября по новому стилю) приходился на первое зазимье. По тому, какая погода на Покров, определяли, какая будет зима. "На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима". В этот день кормят скотину последним снопом и после этого держат ее дома. Покров - время начала посиделок. "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб".

Параскева Пятница(27 октября) - праздник святой покровительницы женщин, бабьей заступницы. Параскева покровительствует женской зимней работе - прядению и ткачеству.

В Дмитров день (8 ноября), на Дмитровскую субботу повсюду справлялись поминки по умершим, вся неделя называлась родительской, дедовой. «Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами». Дмитровскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы и служили там панихиды, устраивали богатые угощения.

На 27 ноября - день Николы зимнего, холодного. На Николу - первые серьезные морозы. В отличие от прочих это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи.

С Николы начинались и посиделки. Молодежь снимала на это время дом у одинокой женщины или вдовы. По вечерам парни и девушки собирались там, готовили святочные маски и костюмы для ряженых, веселились, пели, разыгрывали "поцелуйные игры". На Николин день начиналось сватовство.

25 декабря - Спиридон Солнцеворот - зимнее солнцестояние. После Спиридона день начинает прибавляться. "От Спиридона солнце на лето, зима на мороз". Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца. Скатывали с гор колесо, которое потом сжигали у проруби.

Подходил Новый год. Годовой круг народных календарных праздников замыкался.

5. Выводы


Рассмотрев все названия, сложно не заметить, что месяц мог получить свое имя из-за своего «характера», то есть природных особенностей, а также по названию праздника, что справляли в нем. Названия месяцев произошли также по имени божеств у древних славян. Отмечены факты, когда названия месяцев связывали с именем какого-либо выдающегося исторического героя. Происхождение названий месяцев в русском языке связывают с происхождением народных праздников, ритуалов, традиций. Особенности этимологии названий можно проследить в народных поговорках, пословицах, загадках и приметах. Таким образом, моя гипотеза исследования подтвердилась.

Привычные нам названия двенадцати месяцев успешно закрепились в русском языке после принятия григорианского календаря, о котором мы немного рассказывали . Однако если обратиться к истории или просто взглянуть на календари других славянских стран, Украины к примеру, окажется, что там в календаре обозначены совершенно другие названия. В чём же дело и почему не везде названия месяцев одинаковые? Предлагаем разобраться в этом вопросе.

Зимние месяцы

Декабрь. В древнеримском календаре большая часть месяцев названа либо в честь античных богов римского пантеона, либо в честь римских же императоров. Впрочем, последний месяц нашего календаря в их число не входит, потому как наш первый зимний месяц был у древних римлян десятым, за что, собственно и получил своё название. Славянские языки, и русский в частности, дали декабрю несколько имён, с разных сторон характеризующих этот месяц: грудень, студень или снежник. Существенно отличается название месяцев в финском языке. Здесь название каждого месяца оканчивается на kuu – месяц (календарный и на небе). Так что в финском календаре на месте декабря вы найдёте joulukuu ("рождественский месяц"), а прежнее его название в Финляндии было talvikuu и переводилось как "зимний месяц".

Январь. В традиции римского летосчисления январь был одиннадцатым месяцем года и предпоследним. Январь получил своё имя как раз в честь одного из богов древнеримского пантеона: Януса. Его отличительной чертой была его двуликость: одно лицо, согласно представлениям древних римлян, смотрело в будущее, а другое - в прошлое. Если учесть, что сегодня январь - первый месяц нового года, всё выглядит достаточно логично. В славянских языках, и в русском в том числе, январь - просинец. Если не углубляться в лингвистические и культурологические дебри, то подобное название обычно связывают с увеличением долготы дня и большим числом ясных дней, чем в предыдущем месяце. В финском январь - tammikuu. Tammi по-фински дуб, но само название месяца тесно связано с архаичным значением слова: центр, средоточие, сердцевина. Tammikuu – середина зимы.

Февраль. В древнеримском календаре этот зимний месяц был как раз последним и название своё получил благодаря празднику очищения от всего плохого, что было в уходящем году. Впрочем, точное происхождение названия установить довольно затруднительно. Славянский календарь в этом смысле значительно проще. Согласно ему февраль либо сечень (лес рубили на дрова), либо лютень/лютый (февральские морозы они такие). Наблюдательные финны отметили короткие февральские оттепели и этот месяц получил название от замерзающих на ветках капелек, которые появляются после недолгого потепления. Helmi по-фински "жемчужина", а сам месяц - helmikuu.

Весенние месяцы


Март. Именно этот месяц открывал древнеримский календарь. Название месяца восходит к Марсу, которого так почитали воинственные римляне. Все свои походы и завоевания они начинали планировать именно в марте. Славянские языки богаты на разные имена марта: сухый, зимобор, протальник, березень (в южных областях весна наступает раньше и почки на берёзах набухают тоже раньше), белояр, соковик. Название первого весеннего месяца в финском происходит от слова maa – "земля". В марте она начинает проглядывать из-под снега. Название марта в финском календаре - Maaliskuu.

Апрель. Латинское слово аprilis означает "раскрытие". В этом месяце раскрываются первые почки на деревьях и появляется первая весенняя зелень. В славянском календаре этот месяц также имеет несколько названий: снегогон и цветень, иногда - березень. В Финляндии в это время начинали вырубку леса под пашню и потому за месяцем закрепилось название huhtikuu. Huhta по-фински - подсека, пожог. Кстати, 1 апреля в Финляндии, как и в других странах - День смеха.

Май. В римской мифологии была такая богиня весны - Майя, в её честь древние римляне и назвали месяц, в который природа окончательно пробуждается от зимних холодов. Славянский календарь также отметил буйное майское цветение, подарив этому месяцу название травень. Финны же отметили в имени месяца начало первых сельскохозяйственных работ: toukokuu. Touko - до сих пор так называются весенние полевые работы.

Летние месяцы


Июнь. Первый месяц лета древние римляне также назвали в честь одной из богинь: Юноны, считавшейся покровительницей женщин и домашнего очага. Славянский же календарь дал первому летнему месяцу название, связанное с насекомыми. В болгарском языке июнь и сегодня - изок. Этим словом в старину называли кузнечиков, которых в начальную летнюю пору бывает очень и очень много. Что касается финского календаря, то июнь и все прочие летние месяцы в названиях несут память о сельскохозяйственных работах. Kesä по-фински - "лето", kesanto - поле, оставленное под паром, его вспахивали июне, поднимали пар. А сам июнь - kesäkuu.

Июль. Кажется, о происхождении названия этого месяца знают все. Ведь в нём увековечено имя Юлия Цезаря, хотя прежде месяц назывался квинтилий от слова quintus - пятый. В календаре славян, в зависимости от региона июль назвали: червень (от красных ягод), липец/липень (месяц цветения липы), страдник (месяц самых активных полевых работ, страды) и грозник (месяц самых бурных гроз). В переводе с финского, июль - месяц травы, точнее - заготовки сена на корм скоту: heinäkuu, heinä по-фински - трава.

Август. Ещё один переименованный месяц римского календаря. "Шестым" август назывался ровно до 8 года до н.э., когда его переназвали в честь императора Августа, которому очень хотелось быть похожим на Цезаря. Даже дней добавили до нужного количества. Древние славяне же в этом месяце начинали жать пшеницу и месяц назывался соответственно: серпень или жнивень. Дальние грозы, бушующие у горизонта, и молнии дали другое название - зарев или зорничка. В финском август - elokuu. Elo - жизнь, хлеб, зерно.

Осенние месяцы


Сентябрь. В названиях осенних месяцев римляне особую оригинальность не проявили. Вероятно, иссякла фантазия. Так что сентябрь - просто "седьмой месяц". В связи с тем, что в сентябре начинается брачный период у многих животных и самцы, особенно оленей, призывно ревут вызывая на бой соперников, первый осенний месяц получил имя "рюинь". За буйное цветение вереска его также называли "вересень", а за переменчивую погоду - хмурень. Syys, syksy по-фински - "осень", а месяц - syyskuu.

Октябрь. "Восьмой" месяц римского календаря. "Листопад" и "грязник", а ещё - "свадебник". После окончания полевых работ по осени играли свадьбы , отсюда и название месяца. Дождливый и слякотный финский октябрь так и называется - "месяц слякоти" - lokakuu.

Ноябрь. "Девятый" месяц в римском календаре. В славянском же календаре этот месяц - грудень. Грудой называли разбитые и замёрзшие колеи на дороге. По-фински этот месяц называется marraskuu, потому что в Финляндии этот месяц считается самым мрачным и безжизненным.

  • В. Шаур. К вопросу о реконструкции праславянских названий месяцев.
  • В.Е. Гусев. О реконструкци праславянского календаря (к проблеме этногенеза славян).
  • В.И. Даль. Словарь живого великорусского языка.

Очень интересно сравнивать название месяцев современное и старославянское. ничего нам не говорят, а вот в славянских можно заметить черты, которые были знаковыми для наши предков. Июль - страдник, время тяжелой работы в поле, октябрь - свадебник, самое подходящее время для гульбы, а декабрь - лютовей, время холодов. Народные названия помогают узнать о жизни селян, о их наблюдениях, приметах. Традиционный календарь назывался месяцеслов.

Март

Именно с этого весеннего месяца обычно начинался год, и не только у славян, но и у евреев, египтян, римлян, древних греков и персов. Традиционно начало нового года крестьяне связывали либо с началом весенних работ, то есть подготовкой к севу, либо с окончанием Исчислять время по европейскому образцу приказал Петр Первый.

Называли первый березень - на юге, сухый - на севере Руси, а также протальник, зимобор, белояр. Объяснение названий месяцев в простое и понятно интуитивно. Сухый, то есть сухой, осушающий весеннюю влагу. Соковик, березень - именно в это время береза начинала давать сок, набухали почки. Зимобор - первый теплый месяц после морозной зимы, побеждающий зиму. Протальник - начинает таять снег. Называли март также пролетным месяцем, так как весну именовали пролетьем. Известны и такие варианты, как капелюжник, утро года, весновей, весновка, грачевник.

Апрель

Название старославянских месяцев часто связано с наблюдениями за природой. Апрель назвали первоцветом и цветнем потому, что в это время начинает расцветать природа, цвести первые цветы и деревья. Снегогоном, таял последний снег, ручейником - из-за капели и многочисленных ручьев, березенем и березозолом - из-за пробуждения ото сна белых берез. Известны также названия лукавец и капризник, ведь погода в этом месяце бывает весьма переменчива, оттепели сменяются заморозками. Так как месяц приносил первое тепло, именовали его и парильником. Как можно заметить, из-за разницы в климате в одной местности апрель ассоциировался с цветением трав, а в другой - только со сходом снега.

Май

Старославянские названия месяцев года рассказывают нам о том, какие процессы происходили в это время. Самое распространённое наименование мая - травный, травник, так как именно в этом месяце начинается буйный рост растительности. Это третий пролетный месяц. У мая существует и множество народных названий: цветень (начало цветения многих растений), ярец (в честь бога Ярилы), листопук (появление пучков травы и листьев), мур (появляется трава-мурава), росеник (из-за обильной утренней росы).

Июнь

Старославянские названия месяцев года могут и удивить, так как многие слова употреблявшегося языка забыты. Например, чаще всего месяц июнь именовался изок. Так называли распространенное насекомое - обыкновенного кузнечика. Именно в июне их пение можно услышать чаще всего. Ещё одно часто встречающееся название - червень, из-за появления красильных червей. Можно услышать и кресник (от огня, креса), скопид, хлеборост (копит урожай хлеба на весь год). За обилие красок, света: разноцвет, светлояр, розан-цвет, цветущий, румянец года.

Июль

Старославянские месяца соответствовали одному из четырех времен года. Серединой лета был июль, потому его называли макушкой лета. Чаще всего можно услышать имя червен из-за многочисленных ягод и плодов, имеющих красный цвет. Наступает полный расцвет липы, она выделяет сладки липкий сок, поэтому второе распространенное наименование - липень или липец. Страдник - от тяжелых страдных работ на полях, грозник - от многочисленных гроз.

Август

Название месяцев на может отражать занятия крестьян в это время. В августе начинается уборка хлеба, поэтому чаще всего его называли жнивнем или серпенем. Известны названия хлебосол, хлебовень, капустник, разносол. Густарь, густоед - в этот месяц обильно, густо едят. Межняк - как межа, граница между летом и осенью. На севере благодаря яркому сиянию зарницы были в ходу наименования зарев и зорничник.

Сентябрь

Старославянские названия месяцев года и современные могут весьма отличаться. Так, древним русским названием сентября был рюинь или ревун, руен - от осеннего рева оленей и других зверей, возможно, и ветров. Хмурень намекает на изменение погодных условий, пасмурное, хмурое небо, частые дожди. У названия вресень, вересень несколько версий происхождения. На Полесье произрастает невысокий вечнозеленый кустарник, медоносный вереск. В августе-сентябре начинается его цветение. Другая версия гласит, что подобное название могло произойти от украинского слова «врасенец», что обозначает иней, который уже может появляться по утрам. Ещё одно наименование сентября - рябинник.

Октябрь

Название старославянских месяцев часто очень ярко характеризует погодные условия. Можно легко догадаться, что под именем листопад скрывается именно октябрь, месяц, в котором начинается обильное опадание листьев. А может узнать его и под другим наименованием - падзерник, ведь именно в это время начинают драть, мять лен и коноплю. Из-за частых дождей и сырой погоды можно услышать ещё одно название - грязник. Заканчивались основные сельскохозяйственные работы, закрома были полны, самое время заключать браки, поэтому из-за многочисленных свадеб - свадебник. Октябрь на Руси нарекали и листобоем, желтнем из-за золотой осени. Он пропах капустой, поэтому - капустник. А ещё хлебник и древопилец.

Ноябрь

Есть в древнерусском языке такое слово - «груд». Это замерзшая со снегом земля, даже замерзшая зимняя дорога называлась грудным путем. Вот и подаривший первые морозы ноябрь чаще всего наименовали грудень, грудный или грудной месяц. Ноябрь богат на имена: листогной, листопад (опадают последние листья, октябрьское золото начинает превращаться в перегной), мочарец (обильные дожди), снеговей и полузимник (от первого снежка в начале месяц переходит к настоящим сугробам и морозам), бездорожник, лета обидчик, запевка зимы, канун зимы, ворота зимы, сумерки года (рано темнеет), солнцеворот (быстро уменьшается день), твердолоб, семерка года, месяц санного первопутка (начинают выезжать на санях).

Декабрь

В холодную пору года так и просятся на язык такие простые и говорящие имена, которыми называли старославянские месяца. Наши предки нарекли декабрь студеным, студнем, стужайлой, стужилой, из-за морозной стужи, обыкновенной в эту пору. Лютует зима-матушка, отсюда и названия лютый, лютовей, лютень. Сугробы уже глубокие - снежань. Одолевают холодные сильные ветра и метели - ветрозим, ветрозвон, заверняй, ознобень, тянуга, заморозь.

Январь

Название старославянских месяцев не всегда явное. Оно может помочь современному человеку немного иначе взглянуть на привычные вещи. Январь у нас ассоциируется с самым разгаром зимы, её серединой. А вот в старину он назывался просинец. В это время погода чаще становится ясной, начинает показываться синее небо, становится больше солнечного света, увеличивается день. Народные названия: перелом зимы, сечень (зима рассекается на две половины), васильев месяц, перезимье. Морозы все ещё сильны и не ослабевают - лютовей, трескун.

Февраль

Название старославянских месяцев может быть одинаковым для разных отрезков времени. Хороший пример - зимние месяцы, особенно февраль. Распространённое славяно-русское название - сечень. Но часто встречалось и снежень, лютый, вьюговей, то есть названия, характерные и для других зимних месяцев. Одно из интересных названий - бокогрей. В теплые деньки скотина покидала хлев, чтобы под солнышком погреть бока. Враль - с одной стороны бочок греет, а с другой - студит. Ещё одно народное название - широкие дороги. Считалось, что именно в феврале лесные животные создавали пары, поэтому месяц могли называть звериным свадебником.

Интересно то, что современный григорианский календарь с названиями месяцев – это заслуга Древнего Рима. Именно древние римляне раздели на двенадцать месяцев год, и дали название каждому.
Название месяцам дали древние римляне в честь богинь и богов, знаменитых и прославленных императоров, а в некоторых случаях по их месту в календаре.

Первый, меся в году – Январь назвали в честь бога римлян Януса. Бог имел два лица, одно лицо смотрела в прошлое, второе лицо смотрело в будущее.

Второй меся Февраль, произошел от этрусского бога подземного царства Фебрусса. Римляне в середине этого месяца справляли большой праздник – день очищения от плохих поступков и грехов.

Третий месяц в году Март был назван в честь римского Бога войны и охраны Марса. Давным-давно, еще до того, как правил Юлий Цезарь, месяц март был первым весенним месяцем, началом земледельческого года. Это было благоприятное время для начала военной сезонной кампании.

Четвёртый месяц в году, а это Апрель назван в честь Афродиты – греческой богини. Хотя по этому поводу до сих пор ученые спорят.

Пятый месяц в году, а это Май, был назван в честь греческой богини Майи, отождествлявшаяся с Доброй Богиней — римская богиня плодородия. Ее праздник как раз попадал на это время.

Месяц июнь назвали благодаря римской богине Юноны, жены Юпитера. Кстати, по сей день, молодые люди предпочитают связывать себя узами брака именно в июне, так как это предвещало счастливую и удачную семейную жизнь. Юнона, является покровительницей брака и семейной жизни.

Месяц июль, как вы, наверное, уже догадались сами, назвали в честь Великого Юлия Цезаря, с лёгкой подачи Октавиана Августа.

Август месяц назвали в честь римского императора Октавиана Августа.

Название последующих месяцев, а это от сентября и до декабря, произошли от названия чисел. Вот, к примеру, сентябрь стоит седьмым по счету месяцем в календаре (когда начинался год с марта месяца) и соответственно, его назвали «septem», что означало с латинского языка «семь», октябрь от слова «octo» (восемь), ноябрь – «novem» (девять) и декабрь – «decem» (десять).

А вот в древней Руси месяцы называли так:
Январь – сечень или студень, так как в это время было очень холодно, и наступал сезон вырубки леса.
Февраль – лютень или снежень, и все благодаря сильным морозам и обильным снегопадам.
Март – сухий или береззозол, в это время сохла земля и начинала цвести береза.
Апрель – цветень, вы догадались, что в это время начинали цвести сады.
Май – травень. В это время начинали цвести травы. Есть еще одно название – цветень.
Июнь – изок, от слова кузнечик или червень, от слова красный. В это время краснели вишни.
Июль – липец. В это время зацветали липы, либо серпень, в это время готовились к уборке зерна, которое срезали серпом.
Август – жнивень, в честь уборки урожая.
Сентябрь – вересень, в это время зацветал вереск.
Октябрь – жовтень, так как желтели листочки, или листопад.
Ноябрь – грудень, то есть мерзлая колея на дороге.
Декабрь – студень, то есть холодный месяц.



Календарь возник в древнем Египте. Причиной его появления были разливы Нила - регулярно происходя примерно через один и тот же участок времени, равный году, они губили урожай, если его вовремя не собирали, и приносили плодородную землю после разлива. Человеку требовалось этот промежуток времени рассчитать, иначе он не смог бы себя прокормить.

ЯНВАРЬ
(лат Januarius), назван в честь Януса, двуликого бога, который одним своим ликом смотрит в прошлое, другим в будущее. Славянское название - просипец (видимо, от увеличения дня, прибавления небесной синевы), или стуженъ. Украинское название - сичень.

ФЕВРАЛЬ
(лат. Februarius), назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса, или Фебра. Славянские названия: сеень, снежень, лютень - за ознобные ночи, за колючие ветра, за лихие вьюги. Украинское название лютый.

МАРТ
(лат. Mars), назван в честь древнеримского бога Марса, отца Ромула. Марс был богом войны, но в то же время, в более древнем своем значении, он был богом землепашцев, сельских тружеников. Славянское название - проталъник (из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин), березенъ, такое же название сохранилось в украинском языке.

АПРЕЛЬ
(лат. Aprilis), назван в честь богини Венеры, точнее, ее греческого аналога - Афродиты. Славянское название березол, цветень, кветень. Украинское - квитень.

МАЙ
(лат. Maius), назван по имени римской богини Майи, матери Меркурия, олицетворявшей расцветающую природу и плодородие. Славянское (и украинское) название - травень. Бытовало и еще одно название - ярець (в честь славянского языческого Бога солнца Ярилы).

ИЮНЬ
(лат. Juntos), назван по имени богини Юноны, супруги Юпитера, богини плодородия, повелительницы дождя и хранительницы брака. Славянское название - изок (кузнечик), которых особенно много в июне; кресник (крес - огонь), в честь летнего солнцеворота. Еще одно название, совпадающее с современным украинским, - червень (от червца - червя, использовавшегося для окраски (отсюда червленый), время сбора которого выпадало на июнь).

ИЮЛЬ
(лат. Julius) назван в честь Юлия Цезаря. Славянские названия - липец, липень (от времени цветения липы), последнее сохранилось в украинском языке. Другие названия - сено-зарник (сено и зреть) и сеностав - отражали созревание сена и укладку его в стога.

АВГУСТ
(лат. Augustus), месяц назван в честь Октавиана Августа. До этого он назывался секстилис. Славянские названия зарев, зорничник (от сияния зарниц, «заря», «созревать»); серпень (от слова «серп» - пора уборки хлебов). Украинское название - серпень.

СЕНТЯБРЬ
(англ. September - от лат. septem «семь»). Сентябрь, или сел-темврий, - византийское название. Древнерусское название рюень или рюинь, позднее - ревун. Еще одно славянское название - вересень (сохранилось в украинском языке).

ОКТЯБРЬ
(англ. October - от лат. okto «восемь»). Древнерусское название листопад, или паздерник (от «паздерь» - отходы от льна, конопли), желтень. Украинское название жовтень.

НОЯБРЬ
(англ. November - от лат. novem «девять»), таковым по счету он был у римлян. Древнеславянское название грудень (от «груда» - мерзлая земля в грудах, не занесенная снегом), листопад (сохранилось в украинском языке).

ДЕКАБРЬ
(англ. December - от лат. decem «десять») - таким по счету он
был у римлян потому, что год начинался с марта иесяца. Древ-
неславянские названия зимник, студень, стужайло, студёный,
грудень. Последнее название сохранилось в украинском языке.