Древние славянские языческие боги. Боги славянской мифологии. Скачать Славянские Боги

Все славянские боги, входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян: Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл - бог смерти, образ священного небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, мудрости и магии, Стрибог - бог ветра.

лавяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. Так, за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственен свой бог (Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего сезона. Так бог Хорс почитался в период между зимним солнцестоянием и весенним (с 22 декабря по 21 марта). Ярило почитался между весенним солнцестоянием и летним (с 21 марта по 22 июня). Дажьбог почитался в период между летним солнцестоянием и осенним (с 22 июня по 23 сентября). Бог Сварог почитался между осенним солнцестоянием и и зимним (с 23 сентября по 22 декабря).

Сварог

Сварог - бог огня. Один из главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо, небесный свод, «var» — огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у индоевропейцев мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил свой пол. По аналогии с греческим Зевсом он стал родителем для множества богов-сыновей, Сварожичей, имеющих огненную природу: Перун (?), Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл.

У славян практически все небесные боги имеют в своей основе огонь. Благодаря трудам Сварога люди научились владеть огнем, обрабатывать металл, создали по «образу и подобию» небесных — плуг, клещи и колесницу, и именно Сварог дал им законы и знание. Затем он отошел от дел и передал бразды правления сыновьям. Юные боги Хорс, Даждьбог, Ярило — тоже огненные или солнечные.

По свидетельству Дитмара (умер в 1018), языческие славяне чтили Сварога более других богов; некоторые признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. В мифах белых народов бог молотом кует - творит мир, высекая молнии и искры, у всех он имеет то или иное отношение к огню.

Культ Сварога наиболее активно использовался в языческой практике трупосожжения. У балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья, а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря. У чехов, словаков и украинцев со Сварогом можно связать огненного духа Рарога.

Сварог - старое солнце, едущее в колеснице, холодное и темное. Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белые снежные одежды. Люди в домах утепляют окна, жгут лучины и едят то, что вырастили летом, поют песни, рассказывают сказки, шьют одежду, чинят обувь, делают игрушки, топят печи. И ждут рождения Хорса, готовя наряды для колядования.

Хорс

Хорс - бог солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный - все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описанный иносказательно.

Начало нового года славяне отмечали 22 декабря - в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика - Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в "Слове о полку Игореве") растет, и солнце крепнет.

Наши предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) - солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних богов: медведь - Велес, корова - Макошь, козел - веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь - солнце, лебедь - Лада, утка - Рожаница (прародительница мира), петух - символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.

На горе жгли колесо, обвязанное соломой, как бы помогая солнышку светить, потом начинались катания на санках, коньках, лыжах, игра в снежки, кулачки и бои стенка на стенку, песни, пляски, состязания, игрища. Люди ходили друг к другу в гости, каждый старался получше угостить пришедших, чтоб в новом году было в доме изобилие.

Суровая северная Русь любила молодецкие потехи. Вынужденные жить и работать в тяжелых условиях, наши пращуры вплоть до ХХ века слыли народом веселым и гостеприимным, умевшим отдыхать. Хорс - мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию, духовному росту, самосовершенствованию, к преодолению встречающихся в жизни трудностей и нахождению верных решений.

Ярило

Ярило - бог зачатия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Ярила знаменовал торжество плодотворящей любви, он одними исследователями относится к потомкам Сварога, а другими — к потомкам Велеса. Вполне вероятно, что в этом нет нестыковки. Если учесть, что некогда Сварог был богиней (Велес никогда пола не менял), то Ярило — дитя обоих родителей. В сознании деревенских жителей даже в XIX веке Ярила представлялся молодым красивым женихом, принимающем участие во всевозможных праздниках весны и ищущим себе красавицу невесту. Ярила давал хороший урожай, здоровое потомство, он изгонял зиму и холода. Само имя Ярила происходит от слова «ярый» — сильный, мощный. Недаром в западных землях у него было другое имя — Яровит.

Между тем, корень «яр» присутствует в таких чисто женских сочетаниях: яровая корова — ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба. А вот в чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра (весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.

Ярило, ярость, яровые, Яр (у северян в древности означало "село"), т.к. раньше жили в избах с очагом; яркость, - эти слова объединены понятием усиления яркости, света. Действительно, после приходи весны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянется к солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной Лады. Ярило, растопляя снега, живит матушку - землю талой водой. Ярило - солнце в образе молодого, полного сил жениха скачет на коне к своей Ладе. Спешит создать семью и народить детей (урожай, детенышей зверей, птиц, рыб и т.д.).

К летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им и любит его. Состояние Ярилы - состояние всех молодых парней. В четвертый месяц года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйственные работы.

Даждьбог

Даждьбог - бог плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его тепловые характеристики, животворящее тепло и даже правила мироздания. От Даждьбога (дающий бог) ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Символами Даждьбога служили серебро и золото — светлые, пылающие металлы.

Даждьбог, дать, дождь - слова однокоренные, имеющие значение "делиться, раздавать". Даждьбог посылал людям не только дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом. Даждьбог - это осеннее небо с облаками, дождями, грозами, а подчас и градом. 22 сентября - осеннее равноденствие, праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши.

Весь урожай снят, ведутся последние сборы в садах и огородах. Все жители деревни или города выходят на природу, зажигают огонь, вкатывают на гору горящее колесо - солнце, водят хороводы с песнями, играют в предсвадебные и ритуальные игры. Потом выносят на главную улицу столы, ставят на них лучшую еду и начинают общий родовой пир. Соседи и родичи пробуют пищу, свою приготовленную другими, хвалят, все вместе славят Солнце, землю и Русь - матушку.

Даждьбожьи (солнечные) внуки - так называли себя Русичи. Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали везде - на одежде, посуде, в украшении домов. Всякий русский мужчина обязан создать большую семью - род, накормить, вырастить, воспитать детей и стать Даждьбогом. В этом - его долг, слав, правда. За каждым из нас стоят бесчисленные предки - наши корни, и каждый должен дать жизнь ветвям - потомкам.

Велес

Велес - хозяин Дикой Природы. Водчий на всех Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников. Хозяин Нави, властитель непознанного, черный бог. Посмертный судья и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов. Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам. Бог удачи.

Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог. Ему подчинялись все низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.

Велес был лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские души поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу — обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов.

Велес - хранитель седой старины и безмолвных костей предков. Последняя ночь октября - день поминовения дедов (на Западе - Хелловин). В этот день русы провожали с кострами и музыкой волынок и дудок духов природы и умерших за год родичей под снег.

Семаргл

Семаргл - бог смерти. Семаргл, смрад, мерцание, Цербер, собака Смаргла, смерть - эти понятия в своей сути означают потустороннее божество - огненного волка или собаку. У древних славян это - огненный волк с крыльями сокола, очень распространенный образ. Русы видели Семаргла как крылатого волка, или волка с крыльями и головой сокола, а иногда и лапы его были соколиными.

Если вспомнить мифологию, то мы увидим, что не только конь был посвящен солнцу, но и волк, и сокол. Стоит посмотреть на летописные буквицы, рамки, древние вышивки и украшения домов, домашней утвари, доспехов, и мы увидим что волк-сокол Семаргл встречается на них очень часто. Для русов Семаргл был так же важен, как для китайцев - дракон, а для кельтов - единорог. Волк и сокол стремительны, бесстрашны (нападают на превосходящего силой противника), преданны (волк, даже будучи голодным, не сожрет сородича, как собака). Воины часто себя отождествляли с волками (воин - вой волк).

Не стоит забывать, что волк и сокол очищают лес от слабых зверей, излечивая природу и производя естественный отбор. Образ серого волка и сокола часто встречаются в сказках, былинах, песнях, древних памятниках письменности, таких, как "Слово о полку Игореве". В каждом славянине живет Семаргл, который сражается с болезнями и злом в теле человека. Пьющий, курящий, ленивый, деградирующий человек убивает своего Семаргла, заболевает и умирает.

Перун

Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.

Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка.

Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы — золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна были камни, стрелы, а также топоры, являвшиеся предметами языческого культа.

Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый месяц зимы), но Дни Перуна - его пора - начинались 20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам - собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода.

У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как символ Перуна, его подарок мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили. Но в смертельный бой шли не только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с удивлением находили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к плечу. Им тоже покровительствовал златоусый Перун.

Стрибог

Стрибог - бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались в более поздние времена для совершения заговоров и заклятий на тучи или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различного рода Ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим — Позвизд или Посвист, злой северный ветер.

Существует несколько трактовок самого имени Стрибога: Стрый — то есть старый, старший бог или стръга — глагол, обозначающий длительность в пространстве, протяженность чего-либо. Стриж, стремительный, быстрый, шустрый, стремление, струя - все эти понятия означают поток, скорость, распространение, растекание. Если соединить все это в одно, перед нами - образ ветра и все, что с ним связано. По одной из версий Стрибог посылает в мир Яви свои ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю. Этот бог всегда в сказках под именем Ветра выступает разрушителем козней и самой Смерти. Суть Стрибога неоднозначна: он, как повелитель стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, но в то же время, он насылает на землю ураганы и засуху, а вместе с ними — смерть.

В апреле прилетит Стрибог с востока молодым теплым дневным дуновением. Ночью же он будет дышать холодной сыростью. Летом Стрибог задует с полудня (юга), днем обжигая жаром, а ночью лаская теплом. А осенью, налетев с заката (запада), как и весной, будет днем греть, а ночью - холодить. Осенью и весной Стрибог разгоняет тучи, открывая теплое, светлое солнце. Летом он приносит дожди в засуху, чтоб не погиб урожай, зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой потом замесят хлеб. Русы считали себя стрибожьими внуками. Стрибог - это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть окружающее.

Сколько у Славян богов, кто они и за что отвечают?

Сколько у Славян богов, кто они и за что отвечают? Кто главный Бог?

Славяне, в большей степени языковая группа, и, естественно, этническая.
Говорить о том, что есть точное число славянских богов просто невозможно в силу диалектологии, этнических особенностей и вариаций культов. Но, можно вычленить общий пласт почитаемых богов. Это Род, Триглав, Свентовит, Белбог, Чернобог, Сварог, Лада, Стрибог, Семаргл, Перун, Велес, Макошь, Доля, Недоля, Мать Сыра Земля, Дажьбог, Ярило, Купала, Хорс.

Полное описание этих богов заняло бы прилично место в нашей книге, но это, к сожалению, не укладывается в формат. Мы предоставим лишь краткую справку по основным богам.

Триглав - суть три бога, единые и противоречивы в своих действиях. Это, к примеру: Сварог, Дажьбог, Перун (Правители поднебесной в разные исторические периоды) или Леля, Жива, Мара (метафорические сёстры - любовь, жизнь и смерть). Триглавами назывались так же сотрудничающие духи полей, лесов, подворий и т.д., месяцы года, образующие сезон. Триглав - это триединство мира, выраженный в функционале богов.
Триглава упоминал в свих походных записях Оттон, епископ Бамбергский, при описании идола храма Ретры: «Было также здесь трехголовое изваяние, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав». Поэтому некоторые исследователи склонны считать, что Свентовит трёхглавый.

Род верховное Божество , Творец вселенной. Исток всему. Отец Сварога и Лады. Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети».

Гельмгольд сообщал: “Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (Славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных. Другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов”.

Белбог также известен как: Белый Бог, Свентовит, Световит, Святовид.
Цвет: Белый - явий (“добрый”) бог, бог плодородия согласно “Mater Verborum”, и противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Упомянут в “Славянской хронике” Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в “Деянии данов”, как главный бог, бог богов храма при Арконе.
Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян. Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего яруса Збручского кумира. Четырехликое изображение Свентовита стояло в знаменитейшем Храме в городе Аркона. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 г.

Чернобог (Царнибу (балт.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.)) - Бог Зла, лжи, ненависти, ночи. Противник Белобогов. Навий (“злой”) бог согласно “Славянской хронике” Гельмольда, обычно отождествляется с Черноголовом из “Книтлингасаги”, имеет воинские функции.
В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) - Czernebog. Петр Альбин в “Миснейской летописи” говорит: “славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда”.

Сварог - мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, ремесел. Бог, установивший закон. Основной после рода, бог демиург. Покровительствует творческим личностям. Cупруг Лады.
Бог-творец и законодатель, отец Сварожичей, демиург, соотносимый с Гефестом (“Ипатьевская летопись”, 1114 г. «i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ — богомъ, же его творятъ — егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ») по мировоззрению восходящему к орфической традиции, возможно с Ильмариненом. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Ближайший ведический аналог - Тваштар.

Лада - богиня любви, богиня брака согласно “Mater Verborum” (соотносимая там с Венерой) и “Синопсису”, а также “Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе” (XVI век записи), под именем Gardzyna (“Охранительница”) упомянута в польских Ведических обрядах начала пятнадцатого века. Ее месяц - апрель. Одна из Лосих-Прародительниц. Соотносится с Лато (Ладо) из страны гипербореев в верхней ипостаси, и Деметрой - в нижней ипостаси. Одна из Рожаниц. Согласно Б.А. Рыбакову Лада - великая богиня весенне-летнего плодородия, покровительница свадеб, брачной жизни. Часто ладу изображают с рогом изобилия, что в корне не верно (Так изображают Макошь).

Семаргл по официальной точке зрения, - это бог семян и соответственно урожая. Рыбаков наделял Семаргла охранительными функциями. Семаргл охранял урожай - главную ценность для язычника - пахаря.
В неоязычестве Семаргл выступает в роли Бога огня, огненных треб, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов.
Упоминается а в слове Христолюбца - «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». В позднейших произведениях употребляется одно имя - Си(е)маргл или Семургл. А.С. Фаминцын полагал, что буквы «ь» и «г» появились вследствие ошибки переписчика, вместо ы (еры).

Стрибог - бог-отец, старый бог, дед ветров, упомянут в “Слове о Полку Игореве” (“Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы”). Согласно Т.В. Гамкрелидзе, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову *dievas-pater — Небо-Отец. Связан с Лунным Культом, постоянное поминание Стрибога рядом с Дажьбогом - солярным божеством, наводит как раз на эту мысль: “кумирьскую жертву ядять… верують Стрибога, Дажьбога и Переплута, иже вертячеся ему пiють в розех» (Лет. рус. лит. т.IV, 99, 108-09).

Макошь (Макошь, Могошь, Макоша, Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Верпея (лит.), Карта (латыш.)) - Богиня судьбы, счастья/несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Ипостась Доли и Недоли.
Согласно М. Фасмеру, слово «Мокошь» происходит от «мокнуть» (вместе с тем, возможна связь с несохранившимся корнем *mokos, «прядение»).

Мать Сыра Земля . АЛ. Соболев в брошюре “Загробный мир по древнерусским представлениям” писал, что земля не была бездушной для язычников. Они наделяли ее чувством и волей. К ней обращались во время жатвы, заговариваясь от нечистой силы, верили в ее животворность и считали ее источником могущества.
Величие этого божества можно наблюдать по поздним представлениям славян о загробной жизни. «Кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем».

Перун (Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Пераун (чеш.), Пиорун (польск.), Перкунас (лит.), Перконс (латыш.)) - Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы.
Упоминание о Перуне встречается в ПВЛ: под 6415 (907) г. «…и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ».

Велес (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.)) - Бог скота, пастушества, богатства, облаков, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, проводник умерших душ. Бог житейской мудрости и всего житейского. Аналог - Гермес.
Интересно упоминание о Велесе в «Слове о полку Игоревом»: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче». Некоторые учёные склонны считать, что образ Велеса поэтический и некоторые его функции связаны с лирикой.

Дажьбог , Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог (серб.), Даба, Дajбoг (серб.). Дажьбог - Бог солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога.
Бог плодородия и солнечного света и живительной силы, соотносимый с Гелиосом, дед славян. (“Ипатьевская летопись”), Прародитель славянского рода по “Слову о полку Игореве”: “Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась”.

Леля (Лёля, Ляля (белор.)) - Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбленных, богатства, красоты, счастья.
На основе свадебных песен Леля и интерпретируется как богиня любви.
Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость - так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость.

Мара (Марена; Марцана, Маржана, Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.), Маря (латыш.), Smrtonoska (чеш.), Марыся (белор.)) - Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, черного колдовства, гнева.
Мара - одно из самых древних, таинственных и “смутных” божеств в славянских языческих поверьях. Мара - богиня в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда - красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в черные платья и рваную одежду. В более поздней традиции Мару стали отождествлять с Кикиморой.

Жива (Seewa (лит.), Zywye (польск.)) - Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна.
Жива - олицетворение плодоносной, весенней силы. Богиня рождения, жизни, красоты всего земного, весенней поры.
О верованиях славян рассказано в польской хронике: «Божеству Живе было устроено капище на горе, названной по ее имени Живец, где в первые дни мая благоговейно сходился многочисленный народ к той, которую считал источником жизни, долговременного и благополучного здравствования. Особенно приносили ей жертвы те, которые слышали первое пение кукушки, предсказывавшей им столько лет жизни, сколько раз повторится ее голос. Думали, что высочайший владыка Вселенной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни…».

Хорс (Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.)) - Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней).
Бог солнечного диска, упомянут в русских летописях - пантеон кн. Владимира. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища - хоромины, хоромы. С его именем, вероятно, связаны в русском языке такие слова хорошо, хоругвь, хор, бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом. Образ восходит к временам глубокой древности.

Доля и Недоля В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух рожаниц - счастливую Долю и лихую Недолю (Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.). Хотя, эта традиция, закреплена в основном в вышивках и дошла в живом виде до наших дней.
Судьба слепа, говорили: «Лентяй лежит, а Бог для него долю держит» , - то есть ее получают не за заслуги, а по случайному выбору. Считалось, что от судьбы не уйдешь, но все же ее можно было улучшить или ухудшить с помощью определенных ритуалов.

Радогаст (Радегаст. Радогоиц, Radichost (балт.)) - По данным Писториуса Бог Войны. Западнославянский бог, названный Гельмольдом в Славянской хронике, 1167-1168 гг., богом земли бодричей. Часто упоминается в описаниях храма Ретры на острове Рюген.

Ярило - бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света, буйный, рьяный Тур (Саксон Грамматик, “Деяния Данов”, “Книтлингасага”), кумир стоял в г. Карензе (Корница) на Рюгене. Говорил “О Яриле, языческом божестве русских славян” известный этнограф П.С.Ефименко. Он заметил, что по своему смыслу слово «Ярило» обозначает быстро распространяющийся весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, плотскую любовь в людях и животных, потом - юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке.

Вопрос одно/многобожия очень спорно стоит в научной литературе. Из истории: Генотеизм (родотеизм) - термин предложенный Максимиллианом Мюллером в 19 веке по отношению к религиям Индии и Египта. Отчасти генотеизм присущ, в какой то мере, и славянскому пантеону. Представляется, что тачки ассимилирования находятся в тезисе о родстве славянских богов. Но в полной мере он не реализуется в славянской языческой парадигме.

Многое написано классиками исторической науки.

Спустя пять столетий после Прокопия, писал о Высшем божестве славян немецкий летописец Гельмольд: “Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля и леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов”.

С богом богов более-менее понятно, но перед нами встаёт следующий вопрос: почему на разных исторических отрезках славяне почитали разных Богов?

Ответ как мне кажется, кроется в самом вопросе. Просто богов при разных правителях ставили на первое место исходя из его функций. Это отображало внутреннюю или внешнюю политику князя.

Так изначально верховным богом был Род, космогоническое начало, бог демиург. Многим современным исследователям, правда бездоказательно, приписывается ему мужское и женское начало и имя «Родо». Так или иначе, Род, по мнению ряда исследователей, является основным славянским богом богов. Потом какое то время правил Сварог. Этому есть свидетельства ПВЛ за 5622 (1114) год. Где говориться: «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из родаХама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом». Потом, самый яркий пример Перун. Культ Перуна искусственный княжий культ дружинников, но, как ни странно, именно его правление многие считают основным и единственным. И заканчивает вереницу «правителей» Дажьбог который по той же летописи ПВЛ за 1114 год: « После него (Сварога) царствовал его сын, «по имени Солнце, которого называют Даждьбогом». Этих богов я «расставил» в порядке «от древнего…». Отсюда и споры о верховном божестве. Что и описывает Осипова О.С. в работе «Славянское языческое миропонимание»: «Параллельно в науке XIX века, а позже и в XX веке, стали формироваться альтернативные точки зрения. Согласно одним исследователям, отстаивающим идею славянского энетеизма, Богом богов славян являлся один из главных богов - Святовит, Сварог, Перун или Род. Здесь можно назвать имена М.Б.Никифоровского, К.В.Болсуновского, Б.А.Рыбакова, Я.Е.Боровского, В.В.Седова, В.В.Шуклина, Г.С.Беляковой».

По мнению Максима Зырянова, которое основывается на работах Б.А.Рыбакова можно сделать вывод верховного бога на Руси нет, и никогда не было. Для каждого человека верховным был свой бог. Как пример, для кузнецов, верховным был Сварог, бог ассоциирующийся с огнем, кузницей и творением. Для воинов, дружинников верховным был Перун, бог воин и защитник.

Картина Бориса Ольшанского.

Ещё давным-давно, в советские времена, как-то задумался вот над чем. Я хорошо знаю греческие мифы, немногим хуже индусские, арабские, китайские и скандинавские, имею представление ещё о некоторых иных. Сам себе задал вопрос: а знаю ли я русскую мифологию? Поначалу даже засомневался: а есть ли она? Подумалось, что таковая должна быть, но я её совершенно не знал. Практически ни-че-го.

Тогда я мог назвать несколько десятков героев греческих мифов, попытался вспомнить имена русских богов. Напряг память и осознал, что помню лишь двух-трёх. Даже самому стало стыдно.

Говорят, каждый культурный человек для общего развития должен знать греческие мифы. Не буду спорить, наверное, сие так, но каждому человеку в первую очередь нужно знать СВОЁ, родное, исконное. И свою мифологию нужно знать, как минимум, вдвое лучше любой иной.

Но в те времена ничего узнать о русской мифологии было практически невозможно. Пришлось дожидаться лучших времён.

Лет семь назад, наконец-то, открыл для себя дивный мир русских мифов, и оказался просто ошеломлён открывшейся мне феерической картиной - словно передо мной из неведомых вод всплыл неописуемой красоты Град-Китеж. Здесь был истинно русский дух, тут Русью пахло.

Практически сразу нашёл картины великолепных художников, рисовавших на эти темы: Борис Ольшанский, Виктор Корольков, Всеволод Иванов, Андрей Клименко, Владимир Суворов, Нонна Кукель, Виктор Крижанивский. Стал для меня понятнее гениальный Константин Васильев, у него тоже есть образы мифической Руси...

Ниже очень кратко о главных богах и богинях русской мифологии:

"Род небесный" - художник Нонна Кукель.

РОД. Родился из Золотого яйца, созданного мыслью Всевышнего. Он в свою очередь создал весь видимый мир. Разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим - поэтому его имя Явь. Нижний — мир прошлого, Навь. Туда уходили предки.

"Сварог" - художник Виктор Корольков.

СВАРОГ. Создатель земли и небес. Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создаёт материальный мир.

ТРИГЛАВ. Это троединый бог. В этом главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего в нём сочетались три главные сущности-ипостаси - Сварог, Перун и Святовит (Свентовит). Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами: Правью, Явью и Навью.

Великий Хорс" - художник Виктор Корольков.

ХОРС. Древнеславянский бог Солнца, сын Рода, брат Велеса. Хорс — бог солнечного, жёлтого, света. На Руси одновременно существовало, по крайней мере, три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. Их различие заключалось в следующем: Даждьбог олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю, в мир Яви. Хорс — бог солнечного, жёлтого, света. Ярило был богов весеннего света, иногда олицетворял собой и солнце.


"Велес" - художник Андрей Клименко.

ВЕЛЕС (Волос). Один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Он привёл сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Его называли богом материального достатка, богатства, благополучия, покровителем домашних животных, плодородия, считали подземным богом, Змеем, повелителем Нижнего мира. Велес - хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и торговцев, бог удачи.

"Даждьбог" - художник Нонна Кукель.

ДАЖДЬБОГ. Податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы, времени созревания урожая.

"Перун" - художник Нонна Кукель.

ПЕРУН. Перун — бог грозовых туч, грома и молнии; бог-управитель, бог, карающий за неисполнение законов, может вызывать дождь. Самый знаменитый из братьев Сварожичей. Бог-громовержец Перун представлялся в виде немолодого сильного мужчины с седой посеребренной головой, с золотыми усами и бородой. Разъезжал по небу на коне или на пылающей колеснице, вооружённый молниями, топорами или стрелами. Повелевал тучами и небесными водами.

ЯРИЛО. Бог весны, весеннего света, тепла, веселья; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия.

"Стрибог" - художник Виктор Корольков.

СТРИБОГ. Повелитель воздушных стихий, владыка ветров, пускает их стрелами с моря. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. Воздух на Руси рассматривался как вместилище семи ветров, семидесяти вихрей и семисот ветровичей.

"Свентовит" - художник Константин Васильев.

СВЯТОВИТ (Свентовит). Четырёхглавый бог процветания и войны. Его символ - рог изобилия. И хотя Даждьбог повелевает солнцем, он не настолько влиятелен, как Световит. Четыре головы Световита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Световит рассчитывал на верховную власть, но о том же думал и Перун: они - вечные соперники.

КРЫШЕНЬ. В ряду древних русских богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он — один из главных. Сын Всевышнего и богини Майи, доводится братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его.

"Семаргл" - художник Анна Зинковская.

СЕМАРГЛ (Симаргл). Сын Сварога, бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. Мог оборачиваться священным крылатым псом. Спутник солнца Даждьбога.

"Белобог" - художник Нонна Кукель.

БЕЛБОГ (Белобог, Белун). Воплощение света, олицетворение дневного и весеннего неба. Бог удачи, счастья, добра, блага, Его считают также подателем богатства и плодородия.

ЧЕРНОБОГ (черный Змей, Кощей). Бог разрушитель. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Чернобог - повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Славяне верили, что братья Белобог и Чернобог являются вечными соперниками - как добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть. Они всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые.

КИТОВРАС (Полкан). Полуконь - кентавр. Это - бог-строитель, волшебник, учёный и изобретатель. Имеет сверхъестественную силу. Легенды о Китоврасе относятся к древнейшим временам общеарийского единства и потому известны многим народам. Славяне верят, что солнечных коней Свентовита стережёт Китоврас.

КОЛЯДА. Древний бог веселых застолий. Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.

ОВСЕНЬ. Младший брат-близнец Коляды. Ему досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.


"Числобог" - художник Виктор Корольков.

ЧИСЛОБОГ - повелитель текущего времени.


"Лель" - (в имени художника есть сомнения, извините, потому не пишу(.

ЛЕЛЬ (Лель, Лелья, Лельо, Любич). В мифологии древних славян бог любви, сын богини красоты и любви Лады. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима.

"Макошь" - художник Нонна Кукель.

МАКОШЬ (Мокошь). Богиня земли, плодородия, мать урожаев, Судьбы, а также покровительница овцеводства, женских рукоделий и достатку в доме. Матерь богов, возможно, жена или воплощение Велеса-Мокоса-Мокоша.


"Берегиня" - художник Борис Ольшанский.

БЕРЕГИНЯ. Великая древнеславянская богиня, породившая всё сущее. Её повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.


"Лада" - (художник мне неизвестен, увы).

ЛАДА. Богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где всё должно было ладно, то есть хорошо. Перуница — одно из воплощений богини Лады, супруги громовержца Перуна. Её порою называют дева-громовница, как бы подчеркивая, что она разделяет власть над грозами со своим мужем. Лада - богиня брака и любви, изобилия, времени созревания урожая.

"Марена - Зима-Матушка" - художник Нонна Кукель.

МАРЕНА (Мара, Морена, Марана). Богиня зимы и смерти, мира мёртвых. Дочь Лады, сестра Живы и Лели. Она жена Кощея.

"Девана" - художник Пётр Орловский.

ДЕВАНА (Зевана, Дзевана). Богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи (верхней одежды) накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкой.


"Русалия" - художник Борис Ольшанский.

Собрал А.Зиборов

(По материалам российских СМИ)

Несколько столетий назад жизнь была другой. Люди, заселявшие те самые территории, на которых сегодня построена цивилизация, носили другую одежду.

Они мыслили иначе, их мироощущение отличалось. Чувство страха в те времена вызывали не сломанные ногти и просроченный кредит, а голод и война.

Когда в сердца и умы людей приходил страх, они молились. Это схоже с сегодняшней реакцией верующих людей разных религий, только молились люди тех времён языческим святыням.

Русь была языческой. И богов было много: некоторые имена мы знаем по фильмам и книгам, другие находятся за пределами наших знаний.

Чтобы изучить себя - изучим свою историю. Наши предки верили, что невзгоды означают гнев богов, а хороший урожай является их даром.

Сегодня мы по-прежнему не знаем, что ждёт нас по ту сторону жизни, куда попадают умершие люди.

А что, если языческие боги действительно существуют, и то, что мы сменили религии, и принимаем за сказку языческую мифологию, является проявлением их воли?

В язычестве люди верили в существование множества богов. О каждом из них слагали легенды, каждый имел собственные знаки.

Высекая знак на топорах и мечах, рыцари шли в бой, уверенные, что их поддерживает высшая сила. Женщины чертили обереги, защищая дом и детей от бед.

Отличий от христианства и мусульманства не так много. Православие предполагает те же ритуалы: ношение нательного креста для защиты, хранение икон в доме и транспорте, обращение к святыням за помощью.

Во все времена вера спасала людей. Человеку не дано знать доподлинно, являются ли чудеса волей высших сил, или это результат абсолютной веры, эффекта плацебо.

Боги язычества:

Имя Описание Дополнительные сведения
Велес Его зона ответственности - мир и благополучие в делах, плодовитость скота и урожай Народ, живший только домашним хозяйством, просил Велеса об урожае, о здоровье скота.

Он отвечал за такие процессы, как смена дня и ночи, переменчивость настроения. К Велесу обращались с разными просьбами.

По легенде, после крещения Руси Велес передал свои силы святому Николаю, а сам стал лешим. Забавное переплетение язычества и христианства

Род Сотворитель мира, главное божество. Он отвечал за жизнь и смерть Имя Род вошло во все главные слова нашего языка: родители, природа, Родина.

Язычество описывает Рода, как создателя всего живого на земле. До его появления земля была погружена во тьму

Сварог Сын Рода, бог-кузнец Сварог помогал Роду установить быт на земле. Он - кузнец, подаривший народу плуг и цепи.

Кузницы были его храмом, там его почитали особенно, ведь он был родоначальником этого ремесла

Семаргл Бог огня Он родился от искры и стал покровителем огня. Он - хранитель домашнего очага.

Согласно поверью, чтобы возродить его на земле в качестве птицы, человек должен 9 дней и 9 ночей на печи высиживать яйцо курицы

Дана Богиня воды Она - богиня здоровья и красоты, спасала воинов от смерти, напоив водой. Вода является основой жизни: в это верили в те времена, и это доказали современные учёные.

Дана дала название рекам: Дунай, Днепр и другие. Её супруг на протяжении долгой зимы не пускает её на землю, чтобы по весне Дана подарила дожди полям и лесам, растворила снег

Даждьбог Бог дождя, супруг Даны Он вместе с женой повелевал водной стихией, отвечая за дожди. Даждьбога просили об исполнении желаний, он вселял в людей веру в чудо. Люди загадывали желание, обращаясь к нему
Перун Сын Сварога, повелитель грома и молнии Воин с умением метать молнии, покровитель воинов. Род - дед Перуна, повелел внуку защищать мир от войн и бед
Яровит Бог войны Его почитали завоеватели. Грозное небесное божество, придававшее ярость воинам в сражениях
Чернобог Божество смерти, болезни Его боялись, обвиняя в лютых холодах зимой. Сегодня мы знаем, что дело в климатических особенностях, а раньше за холод отвечал Чернобог. Люди считали его виновным в болезнях и безумии

Богов намного больше. В западной и восточной Руси они отличались. Их список так обширен, что многие божества имели имена, но люди не знали их истории.

Языческие символы богов и молитвы славян

Молитвы есть в каждой религии. Люди просили защиты и помощи у высших сил. Молитва вселяла уверенность, что их просьба услышана, что им действительно помогут.

Это давало чувство спокойствия. Многие верующие люди считались лекарями, их вера была настолько сильна, что помогала исцелять от болезней.

И сегодня есть бабушки, которые успешно лечат болезни. Даже серьёзные случаи, когда медицина бессильна, поддаются лечению силами знахарей.

И нет информации: как происходит лечение. Что делают эти женщины: обращаются к тёмным силам, просят бога о помощи, или просто умело управляют энергетическими потоками.

Вот пример языческой молитвы:

«Тук-тук! Пусть сон к тебе придет, а хвори отступят. Повелеваю тебе крепко спать и утопать в ночных грезах.

Пусть все мрачные мысли пройдут мимо твоей головы! Будешь крепко спать, значит, и здоровым будешь! Наказываю тебе: спи (имя)».

Заговоры существовали и в языческой культуре. Люди подкрепляли молитвы знаками, высекая их на изголовье кровати, рукояти оружия. Символы богов носили с собой, как нательный крест.

Так выглядит знак Велеса:

Это одно из обозначений Перуна:

Это символ бога Рода:

Славяне высекали символы богов и другие знаки на своём теле, чтобы защита всегда была с ними:

Схема иерархии

Языческие владыки имели разную власть. Перечислим их в порядке убывания сил и власти:

  • Хорс.
  • Ярило.
  • Даждьбог.
  • Сварог.
  • Перун.
  • Стрибог.
  • Велес.
  • Лада.
  • Чернобог.
  • Мокошь.
  • Параскева-пятница.
  • Морена.

Как найти покровителя по дате рождения

Определить своего славянского покровителя можно по дате рождения.

Некоторые факты поражают своей точностью не хуже, чем знаки зодиаков:

Период рождения Имя покровителя Короткое описание
21.01. - 20.02 Стрибог Повелитель ветра, наделяет властью, алчностью, жаждой богатства и признания
21.02. - 22.03 Мокошь Люди дорожат семьёй, робкие, нерешительные
23.03. - 20.04 Ярила Дружелюбие, коммуникабельность
21.04. - 21.05 Лада Здоровье, теплота
22.05. - 02.06 Леля Чувство юмора, находчивость (сходство с описанием знака близнецов)
03.06. - 13-06 Кострома Весна и плодородие. Наделяла людей талантом в литературе. Пушкин родился 6.06. Совпадение?
13.06. - 21.06 Додола Молодость, красота
22.06. - 22.07 Велес Мудрость, сверхъестественные силы

Религиозные представления людей зарождаются еще в эпоху раннего палеолита, примерно 400 тыс. лет назад, и связаны с тем, что человек не мог объяснить некоторые природные явления и процессы, придавая всему этому магические свойства, и признавая свое бессилие перед природными стихиями. Все языческие верования имеют общие черты и чем-то схожи между собой, но есть и различия. Особая религия, имеющая свой уникальный пантеон божеств, сложилась у славянских племен, так что заглянем вглубь веков, и в нашем небольшом обзоре представлены самые известные и почитаемые славянские Боги.

Род

В славянской религии, как и в верованиях других народов мира, было мировое дерево. У наших предков это был Дуб, на вершине которого сидел Род, часто изображаемый в виде Сокола.

Именно это божество олицетворяло единство рода, следило с высоты за всем происходящим. С культом Рода связано множество обрядов и традиций, в том числе и обильные жертвоприношения.

Со временем культ Рода становится традиционно женским, но отголоском его мужского начала может служить то, что соколиная охота было чисто мужским занятием, и являлась княжеской привилегией.

Человек разделяет мир на две составляющие - доброжелательную людям и враждебную, потому во многих религиях, в том числе и славянской, отображена вечная борьба Добра и Зла.

Олицетворением светлой, дружелюбной человеку стороны выступал у славян Белобог, считавшийся богом счастья и удачи. А вот темная сторона была вотчиной Чернобога. Между этими божествами постоянно происходила борьба, отобразившаяся в легендах и сказаниях.

Общество развивалось, и со временем вера в Белобога и Чернобога была утрачена, хотя их следы сохранились в русских сказках в образах Судьбы и Доли.

Это женское божество олицетворяло земное и женское плодородие, и особо почиталось в славянском обществе, потому что по преданию Коляда подарила людям Солнце.

Коляда была женой Белобога, и каждую весну являла на свет новой Солнце. Чернобог всячески препятствовал возрождению света, и постоянно вредил Коляде. Он приказал своей жене Маре убить Коляду, но она обратилась козой, и смогла спастись.

Отголоски культа Коляды и рождения ей Божича-Солнца можно наблюдать в праздновании христианами Рождества, где среди персонажей есть коза, спасшая Коляду, а колядники носят с собой звезду, больше напоминающую Солнце.

После захода Солнца наступает время Чернобога и жены его Мары. Ходит Мара меж домов людей, произнося вслух их имена, и кто откликнется на ее голос, тотчас же умирает.

Именно она повелительница царства мертвых, богиня Зла, Болезней, Страшных сновидений и Ночи. Было у Мары тринадцать дочерей, которые люди олицетворяли с самыми страшными пороками и напастями.

Как и в противоборстве Белбога с Чернобогом, в противостоянии Мары и Коляды, отражена борьба Жизни и Смерти, Доброго и Злого начал, существующих на Земле.

Славяне обычно изображали Божича в виде небесного оленя с золотыми рогами, которые ослепительно сияли, даруя людям свет и радость.

Естественно, что он олицетворял собой круговорот дня и ночи, сменяемость времен года и был тесно связан с земледельческим культом. Каждую весну, заново народившись, Божич дарил людям радость, надежду на богатый урожай, а, следовательно, и на счастливую жизнь.

С развитием славян и усложнения социальных отношений Божич утрачивает свое первоначальное значение, и ему на смену приходят более влиятельные божества, олицетворяющие Солнце.

С зарождением неравенства в славянском обществе и укрепления нужен был грозный и сильный Бог, олицетворяющий власть и государственность.

Именно таким Богом и стал Перун, со временем ставший главным славянским божеством дохристианского периода истории. Бог-громовержец был отражением земледельческого культа, отвечал за появление дождей.

Со временем становится княжеским богом, а Владимир делает его главным богом Руси, идол которого был установлен на капище в Киеве. С принятием христианства преобразовался в особо почитаемого в православии Илью Пророка.

Особо почитаемый славянами бог покровительствовал огню и кузнечному делу. Именно Сварог способствовал развитию техники и научных знаний.

Поклонение огню было одним из самых первых религиозных культов, которое потом закрепилось во всех мировых религиях, в том числе и в христианстве.

Образ бога-кузнеца гармонично вошел в сказание о борьбе со змеем, который стремился уничтожить урожай. Кузнецы особо почитались на Руси, может потому самой распространенной фамилией у славян является Кузнецов, и все производные от кузнеца - Коваль, Ковалев, Коваленко.

Славяне издавна поклонялись Солнцу, и мы уже знаем, что был Божич, олицетворяющий собой Солнце, а также процесс возрождения природы.

По мере развития славяне стали тесно контактировать с племенами, пришедшими с Востока, и многие историки считают, что славянский Хорс прямое продолжение древнеиранского Хурсета.

Как бы там не было, но Хорс олицетворял у славян солнечный диск, круг. Многие слова в русском языке имеют основу «хор» - «хорошо», «хором», то есть всем миром, всей общиной, а танец хоровод, как всем известно, это образованный круг, взявшихся за руки людей.

Основу славянского хозяйства, наряду с земледелием составляло скотоводство, потому в пантеоне божеств появляется Велес, отвечающий за домашний скот славянской общины.

Его следы остались не только в сказаниях, но и в исторических документах. Так русские клянутся, в том числе и Велесом при подписании договора с греками в 907 году. Попадает он и в древнерусские литературные произведения, в том числе в «Слово о полку Игореве».

В христианстве Велес преобразовался в святого Власия, на которого и легли функции заботы о скоте, а его день часто называли на Руси «коровьим праздником».

Считается, что это божество тоже сформировалось под влиянием восточных религий, ведь у древних иранцев было божество Симург, изображаемый в виде собаки.

Историки так до конца четко и не могут определить функции славянского Семаргла, но, возможно, он был вестником между земным и небесным миром, потому и изображался с крыльями, а также охранитель посевов.

На Руси почитание Семаргла связывают с тем, что русское общество было неоднородно в национальном праве, и кроме славян, в Киеве и других городах, проживало большое число выходцев с востока.

Дадьбог, или Даждьбог, также как и Хорс, был богом Солнца, но имел более древние корни в славянском обществе. В преданиях и литературных произведениях часто упоминается вместе со Стрибогом, и вместе они олицетворяют ясное, безоблачное небо.

Один из самых почитаемых у славян божеств, так как в самом названии отображен процесс обращения к Богу - «Дай Бог». Как видим, закрепилась эта идиома и в христианских молитвах, а выражение «Как бог даст», явное отображение образа славянского Дажьбога.

Следы верования в Дажьбога сохранились на Руси вплоть до XVIII столетия. Он часто упоминается в народных песнях и сказаниях.

В пантеоне славянских Богов было и женское божество Мокошь, или Макошь, олицетворяющая земное и женское плодородие. К тому же Мокошь выступала покровительницей домашнего хозяйства и женского рукоделия, ткачества.

Одной из важных функций Мокоши была также охрана водных источников и родников. Она покровительствует беременным, помогает им выносить плод и успешно разродиться, а женщины в свою очередь возносили молитве любимой богине у колодцев, рек и озер. Этимология имени богини тесно связана с выражением «Мать - сыра земля», буквально Мокошь.

Почитали славяне Мокошь, как мать урожая, жизненных благ и домашнего изобилия. Исконно днем Мокоши считалась пятница, и по преданию в этот день, чтобы не разгневать богиню, нельзя было начинать новых дел.

Как видим, славянские боги уникальны и своеобразны, и у каждого свой особый статус и предназначение. Под влиянием других культур религиозные представления у славян менялись, появлялись новые божества, новые мифические сюжеты. Но это было не слепым заимствованием, новые верования гармонично вписывались в уже устоявшиеся традиции, попадали на благодатную почву своеобразной и уникальной славянской культуры.

Многое из языческой веры потом закрепилось в христианстве, и многие православные церковные праздники имеют глубокие языческие корни. Славянская культура богата и многообразна, и именно она выступает фундаментом развития общества, основой жизни.