Как пала римская империя. Почему римская империя пала. Падение Западной Римской империи

Период истории IV-VII вв. именуют Великим переселением народов. Достоверно известно, что в то время несколько десятков племени поменяли свою территорию расселения, где они жили долгий период. Теперь же они предпочли отправиться осваивать новые территории. В связи с этим грандиозным событием карта Европы изменилась кардинально.

Произошло падение Римской империи. Исчезла Западная римская империя, но появились мелкие королевства германцев. Рим пал, и это значит, что закончилась эпоха античности. Началась новая история - история средних веков.

Предпосылки падения Римской империи


В III в. племена германцев посягали на границы империи Рима. Римлянам удавалось сдерживать их нападения, но при этом они тратили много сил. Некоторые территории переходили в распоряжение варваров, но в целом империя продолжала существовать. Разрушение началось с приходом на европейскую территорию племени гуннов. По своим собственным и нам непонятным причинам они ушли с территории Азии. Ранее они располагались у границ Древнего Китая.

Гунны пошли на Запад и в 375 г. оказались на территории одного из германских племен - готов. Готы проживали тогда в северном Причерноморье, они были отличными воинами, но полчища гуннов вскоре смогли победить их. Остготы сразу же покорились гуннам, а вестготам пришлось бежать к границам Римской империи. Они выбрали подчинение Риму, лишь бы избежать расправу над ними гуннами.

Готы расположились на земле Римской империи, но территории дали мало. Да и к тому же она была крайне не плодородной. Соответственно еды не хватало. От римлян поставок продовольственных было мало. Можно сказать, что они открыто издевались над готами, к тому же вмешивались в их внутренние дела. Это привело к восстанию. Готы двинулись на Константинополь.

В 378 г. вблизи Адрианополя их встретила римская армия. Готам назад дороги не было, они ринулись в бой. Через несколько часов славная Римская армия перестала существовать, император был убит. Эта битва очень сильно ударила по Римской империи, армию восстановить не удалось.

В других боях империю защищала уже армия наемников. Германские наемники за вознаграждение соглашались оберегать римлян от других германцев. Простые граждане империи не хотели защищать ее территорию, они придерживались мнения, что хуже жизнь после завоевания их территории германцами не станет.

Начало падения Римской империи


Последней армией, которая подходила к стенам Рима была армия Ганнибала. Но даже он не решился проводить осаду этого города. Рим был столицей величайшего государства. Вокруг него располагалась территория империи. Поэтому мысль захватить город, прорваться сквозь стальные легионы не посещала ни одного завоевателя.

Нынешний император Римской империи Гонорий еще ребенок - реальная власть в руках военачальника Стилихона. По происхождению он был вандалом. Многие не доверяли ему, считали, что он сам хочет захватить власть. Гонорий прислушался к слухам и Стилихон был убит. Гениальный полководец умер. Вестготы подошли к Риму, жители были на грани гибели и согласились сдаться. Вождь Аларих потребовал принести ему все золото, драгоценности и рабов.
Договор состоялся, вестготы ушли. Но через пару лет Аларих вновь подошёл к стенам Рима. Ворота были открыты, как это произошло доподлинно не известно, но в 410 г. Римская империя пала. Город был разграблен в три дня. Многие римляне успели скрыться, остальных продали в рабство. Алариху Рим не пригодился, и он пошел на северные территории.
Падение «Вечного города» оказало ужасающее впечатление на современников. Дело дошло даже до того, что многие считали, что падение Рима это крах всего мира! Все были в отчаянии от разрушений незыблемого ранее, как казалось, государства. Великая империя пала, что же будет дальше???
Все эти чувства хорошо выразил в своих произведениях Аврелий Августин. Сочинение «О граде Божием» пыталось объяснить, почему так произошло. Почему пала Римская Империя. Аврелий выразил мнение, что это плата за ту жестокость, которую творила империя на протяжении многих столетий.

Падение Западной Римской империи


Разорение Рима оставило империю в полном хаосе. Надвигались гунны, которые до этого разорили множество племен. Самым знаменитым гуннским вождем был Аттила, для того чтобы заполучить власть он совершил братоубийство. В 451 г. Аттила перешел Рейн, он встретился с армией римского полководца Аэция. Состоялась битва при Каталаунских полях вошла в историю. Это была встреча двух громадных армий, гунны отступили. Через год Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму. Папа Лев I одарил вождя и тот ушел назад. Еще через год Аттила умер на своей свадьбе.

Четыре года прошло после битвы на Каталаунских полях, Рим был вновь захвачен варварами - вандалами. В 455 г. вандалы приплыли по Тибру к Риму, жители города были не готовы защищать его. Снова Папа Римский вел переговоры и лидер вандалов Гейзерих принял римские дары и грабил Рим только четырнадцать дней. При этом все жители остались в живых, и не сжигались церкви и храмы.
Полное исчезновение государства Западная Римская Империя заметили немногие. Всем давно стало понятно, что вскоре это произойдет, поэтому большого ужаса это не вызывало. В 475 г. императором в Риме был Ромул Август, по прозвищу «Августишка», так как большой политической роли не играл. В 476 г. произошел государственный переворот. Его устроил варвар Одоакр, но он не захотел быть императором. Обязал Сенат объявить, то император Западной Римской империи не нужен. Пусть он будет только на восточной части, туда послали диадему и пурпурную мантию. Это был конец великой державы. Осталась лишь ее восточная часть, которую позже стали именовать Византией.

Падение Римской империи видео

Андрей Мовчан, руководитель экономической программы Московского центра Карнеги

Катастрофа всегда является следствием совпадения нескольких разных причин. Если говорить о падении Римской империи, то среди множества причин выделяется одна, на мой взгляд, самая существенная — это экономическая катастрофа, связанная, как это ни странно, с некоторой версией ресурсного проклятья. По мере своего развития и продвижения в сторону колоний Римская империя реструктурировала свою экономику таким образом, что сделка — закон и безопасность в обмен на индустрию и экономику — заставила сам центр империи, саму метрополию очень серьёзно перекосить свой бизнес. Там шли достаточно сложные процессы. С одной стороны, поскольку из колоний вывозилось достаточно много трофеев, а потом и налогов, товаров, цены в метрополии поднимались вверх. На рынке метрополии постепенно возникал достаточно серьёзный финансовый кризис, связанный со слишком высокой оценкой капитала и низкой оценкой рисков. Постепенно возникала имущественная, сырьевая и техническая зависимость от колоний, куда постепенно стали уезжать жители Рима. Там реально оказывалось выгоднее, безопаснее и удобнее жить, было больше возможностей. Фактически центр начал пустеть. Из-за этого связь между колониями начала ослабляться. Центральная сила была уже не в состоянии формировать ни социальный аппарат, управляющий системой, ни централизованную армию соответствующего уровня и типа, ни соответствующую структуру, которая позволяла бы экономике быть эффективной.

Есть много примеров этого — скажем, на территории Италии совсем перестали выращивать хлеб, поскольку это было невыгодным, перестали выращивать мясо, в основном люди на этой территории стали заниматься финансовым бизнесом. Если смотреть, что происходило с течением времени, сами колонии не были самодостаточными, они были не в состоянии защищаться, были очень узкоспециализированными с точки зрения экономики. Связи между ними стали разрушаться, поскольку хабом для связи был центр — Рим. В целом это привело к очень серьёзному ослаблению системы, потере внутренней мотивационной структуры. Естественно, были внешние враги. Естественно, было большое количество конфликтов интересов, в том числе внутри колоний и между лидерами колоний. И в конечном итоге это просто привело к распаду структуры.

Виктор Сонькин, кандидат филологических наук; автор книги «Здесь был Рим», лауреат премии «Просветитель»

Мнения разных специалистов по этому поводу на протяжении последних нескольких веков менялись достаточно регулярно. Я думаю, что окончательно сказать, в чём была причина падения Римской империи, скорее всего, никогда, во всяком случае в ближайшее время, не будет возможно. Наверняка будет много причин, и о многих из них мы просто не можем знать сейчас, так как прошло очень много времени. Любая такого рода гипотеза будет только гипотезой. Естественно, о такого рода вещах историки написали уже очень многое. И о том, что изменилась структура управления, и о том, что очень сильно изменилось население Римской империи, и о том, что в это время достаточно сильно менялась рождаемость. Всё это, естественно, вело к какому-то изменению.

А вот почему именно такое сочетание привело к тому, что государство прекратило существование, сказать достаточно трудно. Ещё одна вещь, которую надо иметь в виду — всё-таки сначала Римская империя была царским обществом, потом республиканским, потом императорским, потом ещё более императорским. Она просуществовала достаточно долго, больше 1000 лет, и я думаю, что она могла просто отжить свой срок.

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук; редактор серии ЖЗЛ

Падение Римской империи — как и падение нынешнего Запада, закат Европы — было долговременным явлением. Как известно, фактически она падала три века. Явление это имело главной причиной размывание основ этой самой империи, благодаря которым она и стала империей. А именно трёх основ. Первое — размывание социальной основы, то есть мелкого италийского крестьянства, главной силы римской армии, римского политического класса. Мы знаем, что становление империи заменило всё это рабами. В итоге это сословие погибло, и это стало главной причиной. Второе — это размывание республиканской политической основы империи. Потому что мы знаем, что и император, и прочие учреждения формально и реально были надстройкой над республиканскими институтами Рима. Они исчезли именно благодаря развитию империи, которая уничтожила всё это как анахронизм и не устояла, потому что развивали и защищали империю свободные люди, а превратившись в рабов, как любая империя делает своих граждан рабами, в итоге они не смогли и не захотели её защищать.

Третьим было размывание этнокультурной основы. То есть мы знаем, что в любой империи, какой бы многонациональной она себя не представляла, существует определенный этнос — ядро, основа этой империи. И римляне, италийцы, которые создали эту империю, постепенно растворились в варварах и других народах, в значительной степени приняли их культуру, их религию. Соответственно, римская религия сменилась сначала разными восточными культами, а потом христианством. Можно воспринимать это как прогресс, но для империи это, конечно, было катастрофой, потому что ни эти культы, ни христианство не соответствовали её имперской природе, хотя казалось бы. В итоге этот кризис империи, начавшийся в III веке, к 476 году достиг уже даже не апогея, он случился гораздо раньше, а окончательного исхода, который мы называем падением империи. Хотя это была уже просто санитарная акция по устранению остатков империи и оформлению на её развалинах новой Европы и, в общем-то, нового средневекового мира.

Станислав Кучер, журналист

Когда мне было лет 14, в руки мне попала книжка — сценарий фильма «Звёздные войны». Начиналась эта книжка со слов, которые я тогда перевёл на русский язык и помню до сих пор: «Подобно величайшему из деревьев, способному выдержать атаку любого шторма, бури извне, империя медленно, но уверено прогнивала изнутри». Собственно говоря, на мой взгляд, именно это и случилось с Римской империей. То же самое случилось и с большинством других империй. Она прогнили изнутри. Почему это произошло? Скорее всего, потому, что римляне оказались не в состоянии контролировать культ своих скреп и ценностей на всей обширной территории империи.

Россия — Третий Рим, как было сказано еще при Иване III и распространилась концепция в годы правления Романовых. А помнят ли сегодня «римские» жители историю предшественников — Первого и Второго Рима? Особенно — Византии?

И если уж «сетевая элита» сегодня претендует на роль общественной — историю нужно знать.


1 .Откуда взялись понятия Западная Римская Империя и Восточная Римская Империя?

Надо понимать, что империя римлян в древнюю эпоху была ничем иным, как просто эффективной системой удержания территорий для постоянного грабежа. Еще при Октавиане Августе претенденты на трон делили между собой государство на части — кому получше, кому похуже. А в III веке, когда Рим потряс сильнейший за всю его историю кризис, местная знать настолько усилила свою власть, что провозглашала «провинциальные империи». Были, например — Гальская Империя Поступа, Пальмирская Империя Зенобии.

С того времени стало очевидно, что удержание империи — непосильная задача для одного правителя и его бюрократов-чиновников. В течение IV века усиливалось деление «Запад-Восток». Окончательно же политическое раздробление произошло в 395 году, когда умер Феодосий — последний император единого Рима. С тех пор Запад постепенно поглощался варварами — Западная Римская Империя пала в 476 году, а Восточная — существовала до 1453 года уже в лице Византии.

2. Почему падения Западной и Восточной Империй разделяет тысяча лет?

Ответ очень прост. На Западе римляне покоряли очень примитивные племена — галлов, испанцев, африканцев. В результате, как только ослабла центральная диктатура, государство затрещало по швам. На востоке же римляне захватывали регионы с древнейшей историей — Грецию, Египет, Македонию, Малую Азию, Сирию, Месопотамию. Там веками существовало рабство, классовое разделение, поэтому как только Рим на Востоке стал падать, местные элиты здесь «наоборот сплотились», то есть — стали защищать свои интересы.


3. А что такое «Священная Римская Империя»? Вы меня запутали... Я что-то слышал про нее.

Священная Римская Империя — история совершенно отдельная. Когда германцы захватили Рим, они были так восхищены культурой, которую поработили, что рано или поздно традиции должны были взять верх. Карл Великий (768-814 гг.) объединил практически все западные племена в одно государство, создав новую империю. Он приобщал их к христианству, получив в Риме регалии из рук самого Папы.

Естественно, византийцы Карла никогда не признавали. Для них он был выскочкой и узурпатором. Потом империя Карла распалась. Ее западная часть стала прообразом нынешней Франции, восточная — Германии. «На базе» Германии появилось государство — Священная Римская Империя. Это была конфедерация средневековых князей, но существовавшая скорее формально, в качестве идеи. Как политическая структура она жила аж до 1804 года, пока Наполеон не отменил трон. С XV века империя стала просто способом регулирования внутренных немецких вопросов, а князья имели абсолютную независимость во внешней политике касательно собственных земель.


4. А откуда взялось само слово «Византия»?

Византийцами жителей Восточной Римской Империи стали называть на Западе уже после ее падения, произошедшего в результате вторжения турков. В реальности, «византийцы» всегда считали себя ромеями, единственными наследниками Рима. Византия создала свой тип государства, нацеленный на христианизацию внутри самих народов, отсюда и расхождение "православия" с "католицизмом": православные видели смысл именно в поиске внутренних ресурсов роста, эволюции, в то время как католики больше занимались именно агрессивным расширением влияния христианства.

Бытует мнение, что «Византия — очень скучное, постоянно деградировавшее государство». Но это не так. Император Юстиниан I (527-565 гг.) завоевал Италию, Северную Африку, часть Испании. Это была его идея фикс — возродить единый Рим. Но разорительные войны были уже не по силам империи, да и вскоре многие территории пришлось отдать — в том числе и арабам, новому врагу. Несмотря на все проблемы, в IX-XI веке империя оставалась сильнейшим государством мира. Пока в 1071 году еще один новый противник — турки, не нанес ромеям сокрушительное поражение при Манцикерте. Была потеряна Малая Азия, враги опять стояли у стен Константинополя. Но империя вновь возродилась и нанесла ответный удар!

В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь. Теперь врагами были уже католики. И хотя завоеватели со своей идеей «Латинской Империи» долго не продержались, Византии вряд ли уже что-то могло помочь. Коррупция, упадок нравов, религиозные распри.... В 1453 году Константинополь взяли турки, переименовав его в Стамбул и сделав центром своего государства.


5. Конфликт между католиками и православными происходит тоже из истории Рима?

Именно. Когда Рим в IV веке принял христианство, высшие церковные центры находились в Антиохии, Александрии, Константинополе, Риме. Антиохия и Александия — города на Востоке. Поэтому местные церковные «штаты» быстро попали под влияние Константинополя. А вот Рим — наоборот, окруженный варварами, устремился к германцам. Так и появился Римский Папа — по сути-то, для византийцев, узурпатор имени патриарха. Папы успешно установили власть на Западе — ниша-то была пуста. Ну а в 1054 году произошел окончательный раскол: события вокруг него — история долгая и отдельная.


6. Почему вообще Римская Империя распалась?

Главная причина — абсолютный кризис экономики. Рим держался на постоянных завоеваниях. А где взять рабов, если нет войн? Рабский труд не воспроизводился в условиях мирной жизни. А чем больше был Рим — тем сложнее было держать народы в повиновении. Да и к концу своей истории, римляне напоминали больше эстетов и любителей эротики, поэтов и философов, чем суровых воинов, в традициях которых, по древним обрядам, казнили каждого десятого воина в подразделении, бежавшем с поля боя.

Второй момент — постоянный натиск германцев. С III века германцы, которые были просто дикарями до той поры, начали активно выстраивать политические союзы. В их среде появилась знать, князья, герцоги (her-zog) — которые потом и станут этими «средневековыми феодалами». Они жаждали завоеваний и сокрушения империи, которая долгое время притесняла их и загоняла в леса. К тому же, римляне настолько обленились сражаться, что стали, грубо говоря, покупать одно племя германцев, чтобы защищаться от другого. Германцы в конце концов поняли, что Рим слаб — и просто взяли его полностью, договорившись друг с другом. А римляне сидели на виллах, читая возвышенные стихи и думая, какую ленточку надеть на ипподром... Вместо того, чтобы воевать.


7. Как появились на территории Римской Империи феодальные королевства германцев?

Тут как раз и зародился средневековый «феодализм» на Западе. Император, будучи непререкаемым авторитетом в глазах всех народов окружающего мира, считал нормальным дать какому-нибудь племени землю из своих владений. Тем более Риму это было необходимо — из-за упадка экономики целые регионы пустели... А немцы селились семьями, с оружием, были готовы защищать себя и территории от врагов: готы — от франков, вестготы — от остготов, вандалы — от аллеманов и т.п.

Для германца получить такой «подарок» было невероятно почетно. Это было «признанием мировой элиты» — в общем, дикарю из леса сносило мозг абсолютно. Через пару десятков лет эти дикари уже неплохо владели манерами и культурой, умели носить тогу и любили мальчиков в банях. И империя становилась необходима им все меньше, а Рим — наоборот, отчаянно нуждался в них. Императоры уже смирялись и с законами германцев в их землях, потом — смирились с почти полной независимостью, затем — пришлось отдавать им все больше земель... Кстати, историки Гитлера писали, что древние германцы «топили гомосексуалистов в болотах с семьями». Один вопрос — откуда у гомосексуалистов семьи? И второй — читая воспоминания каких-нибудь поздних римских авторов, постоянно видишь очень близкую культурную римско-германскую близость, так что вопрос спорный.


8. Почему же Рим не мог сыграть на противоречиях, позвав против германцев... не знаю, тех же славян?

Невероятно, но факт — на роль главы Западной Империи претендовали два народа сразу: галлы и... славяне. Ну, конечно, не славяне, а гунны, но гунны включали в свою орду и протославянские племена. Потенциальным лидером, кто мог изменить ход истории, был Аттила, возглавивший ту самую орду — Великое Переселение Народов, которое впоследствии напало на Рим. Воинство Атиллы было бесчисленно, а император слаб. Договорись они или как-то реши вопрос даже пусть военно — все было бы иначе.

Но к тому времени германцы отлично научились ладить с римлянами. Римляне тоже неплохо освоили принципы работы и общения. Местная знать давала взятки вождям за защиту интересов перед императором, германцы были злом — но уже привычным. Все сдружились. И гунны здесь были бы явно как-то лишние. В битве 451 года при Каталунских полях, которую еще называют «Битвой народов», армии разных немецких племен и римляне разбили гуннские полчища. Атилла собирался в новый поход — его силы были неисчерпаемы, но в дело вмешался случай.... Ходят слухи, его отравили. После этого гуннские армии были отброшены назад, а орда его распалась.


9. Ведь Рим был не единственным государством древности, так?

Глупо конечно говорить, что Рим был центром мира. Было и Китайское Царство, и государство в южном Судане, в Эфиопии — Аксум. Были арабские племена, были государства в Средней Азии и Индии. Но римляне все равно превосходили практически всех. Единственное, почти вся история Рима с I века — это постоянная борьба с Персией: завоевать последнюю мечтали многие императоры, по примеру Александра Македонского. Сначала то была Парфия — династия Аршакидов, потом она пала и к власти вернулись уже истинные «персы». Римляне и персы продолжали бороться и во времена Византии. В итоге, Персия была так ослаблена борьбой, хотя и почти победила Византию в последней войне, что ее территории взяли арабы — исламизировали и превратили в часть Халифата. Но персы, в отличие от египтян или африканцев, так и не стали арабами по существу — даже ислам у них сейчас свой, шиитского типа — и здесь не без влияния снобизма их древней культуры.


10. Какие территории римляне пробовали покорить, но так и не сумели?

При Траяне (I-II век) империя включала в себя земли Британии, Дакии (современной Румынии), Месопотамию, Армению и Древнюю Ассирию. Это был период максимального, но очень недолгого расцвета. Но в отличие от громадной империи Македонского (а римская держава была еще больше), Рим существовал очень долго — и плоды его истории мы видим до сих пор. А если говорить о территориях, было много владений, куда римляне заводили свои войска, но не смогли удержаться. Германия - например. Или та же Шотландия - туда римляне периодически вторгались, но больше для усмирения воинственных кельтов.

В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима.

Но не только гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.

«На страже» Рима

Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но, в отличие от своих предшественников, аланы стали первым и последним негерманским народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе. Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им соседские «визиты». Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как практически непобедимых воинов.

Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке. Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония). В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.

Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла опомниться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.

Мода на «аланское»

Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошадке, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Как ни странно, для Рима V века нашей эры, это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.

Пресытившаяся материальными благами, запутавшаяся в путах софистики и схоластики, римская интеллигенция искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что, отчасти, следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.

Таким образом, в последние века Римской империи, дикарь занял первое место на пьедестале среди кумиров, а германец-варвар стал объектом обожания круга читателей тацитовской и плиниевской «Германии». Следующим шагом, стало подражание – римляне стремились выглядеть как варвары, вести себя как варвары и, по возможности, быть варварами. Так, великий Рим, в последний период своего существования, погрузился в процесс полной варваризации.

Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».

Деформированные черепа

Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Справедливости ради, надо отметить, что сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам. Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.

Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись, а дальше в ней не было необходимости – сформированный череп сам держал форму. Историки полагают, что подобный обычай пошел от традиции тюркских народов строго пеленать ребенка. Головка дитя, неподвижно лежащего в крепком пеленании в плоской деревянной люльке, формировалась длиннее по размеру.

Длинная голова часто носила не столько модный, сколько ритуальный характер. В случае жрецов деформация влияла на мозг и позволяла служителям культа уходить в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.

Первые рыцари

В этой статье уже упоминалось, что аланов мнили непобедимыми, до смерти отважными и практически неуязвимыми воинами. Римские полководцы один за другим описывали все сложности борьбы с воинственным варварским племенем.

Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, «не купиться» на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу. Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов.

Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны. По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что «Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы». Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов.

Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу войны; такой покойник был достоин почитания. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.

Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда, военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура. Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны - обнаженному мечу, воткнутому в землю.

Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.

Королевство вандалов и аланов

Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий. К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке.

В то время римские колонии на Черном континенте переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов. Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии. В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.

Аланская кровь

Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.

Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании. Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Справедливости ради стоит отметить, что у осетин есть на основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл. Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.

Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты. Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.

В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима.

Но не только гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.

«На страже» Рима

Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но, в отличие от своих предшественников, аланы стали первым и последним негерманским народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе. Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им соседские «визиты». Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как практически непобедимых воинов.

Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке. Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония). В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.

Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла опомниться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.

Мода на «аланское»

Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошадке, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Как ни странно, для Рима V века нашей эры, это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.

Пресытившаяся материальными благами, запутавшаяся в путах софистики и схоластики, римская интеллигенция искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что, отчасти, следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.

Таким образом, в последние века Римской империи, дикарь занял первое место на пьедестале среди кумиров, а германец-варвар стал объектом обожания круга читателей тацитовской и плиниевской «Германии». Следующим шагом, стало подражание – римляне стремились выглядеть как варвары, вести себя как варвары и, по возможности, быть варварами. Так, великий Рим, в последний период своего существования, погрузился в процесс полной варваризации.

Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».

Деформированные черепа

Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Справедливости ради, надо отметить, что сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам. Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.

Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись, а дальше в ней не было необходимости – сформированный череп сам держал форму. Историки полагают, что подобный обычай пошел от традиции тюркских народов строго пеленать ребенка. Головка дитя, неподвижно лежащего в крепком пеленании в плоской деревянной люльке, формировалась длиннее по размеру.

Длинная голова часто носила не столько модный, сколько ритуальный характер. В случае жрецов деформация влияла на мозг и позволяла служителям культа уходить в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.

Первые рыцари

В этой статье уже упоминалось, что аланов мнили непобедимыми, до смерти отважными и практически неуязвимыми воинами. Римские полководцы один за другим описывали все сложности борьбы с воинственным варварским племенем.

Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, «не купиться» на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу. Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов.

Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны. По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что «Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы». Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов.

Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу войны; такой покойник был достоин почитания. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.

Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда, военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура. Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны - обнаженному мечу, воткнутому в землю.

Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.

Королевство вандалов и аланов

Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий. К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке.

В то время римские колонии на Черном континенте переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов. Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии. В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.

Аланская кровь

Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.

Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании. Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Справедливости ради стоит отметить, что у осетин есть на основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл. Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.

Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты. Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.