Как фотографировать птиц в дикой природе. Как снимать птиц в парке

Фотографировать птиц и животных в дикой природе очень интересно, сложно и увлекательно. В этом виде съемке есть свои тонкости и сложности, о которых следует помнить во время работы. В фотографировании птиц важно использовать телескопический объектив, причем модель с максимально большим фокусным расстоянием. Длиннофокусный объектив даст возможность подойти к птице максимально близко и захватить её крупным планом. В фотографировании важно правильное и удачное расположение и используемое оборудование. В этой статье мы поговорим о том, как фотографировать птиц в дикой природе, что для этого требуется и каким настройкам стоит отдать предпочтение.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Место расположения

Сфотографировать птицу в естественной среде обитания можно и в самый обычный день, просто прогуливаясь по парку, но для действительно впечатляющих результатов следует выделить для фотоохоты отдельное время и позаботится о локации. Хорошо было бы однажды найти удачное место, где часто пролетают птицы, или место неподалеку от их места обитания, и фотографировать там регулярно.

Найти удачное место для фотосъемки можно обратившись в интернет, и посмотрев как и где фотографируют другие мастера дикой природы в вашем районе. Знания в орнитологии, безусловно, понадобятся, так как понимание повадок и привычек тех, или иных видов птиц поможет в точной и эффективной съемке.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Чем больше, тем лучше


Sigma 150-500 мм f / 5-6.3

Для съемки животных и птиц лучше всего использовать мощные дальномерные объективы, которые позволяют приблизить объект максимально близко, не тревожа само животное. Если речь идет о фотосъемке птиц в дикой природе, то это особенно актуально, так как многие виды привыкли парить высоко в небе, так высоко, что стандартные объективы просто не в состоянии захватить их крупным планом. Для съемки идеально подойдет объектив с фокусным расстоянием 150-500 мм. Учтите, что на фотоаппаратах с кропнутой матрицей происходит искусственное увеличение расстояния, из-за кропа. Так, тот же объектив Sigma 150-500 мм, с камерой у которой кроп равен 1,6, даст вам фокусное расстояние 240-800 мм.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Быстрая съемка


Использование телеобъектива предполагает, что выдержка будет достаточно быстрой, иначе есть риск создания размытого, или нечеткого изображения. Кроме того, фотографирование движущегося объекта требует от фотографа быстрой выдержкой, благодаря которой можно запечатлеть само движение и скорость. Если вы снимаете при фокусном расстоянии 500 мм, то выдержка должна быть, хотя бы 1/500, а еще лучше 1/1000, так у вас точно получится зафиксировать полет птицы. Быстрая выдержка предполагает большое открытие диафрагмы, и возможно, потребует увеличения чувствительности. Объектив, Sigma 150-500 мм, который мы используем в качестве примера, имеет диафрагменное число f / 6.3. В принципе, в ясную погоду, при f / 6.3 у вас получится фотографировать с выдержкой 1/500, если выдержку придется увеличивать, или делать диафрагму еще уже, то придется повышать чувствительность.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Блокировка фокуса и серийная съемка


Не забывайте использовать такую полезную функцию как блокировка автофокуса. С её помощью вы можете зафиксировать внимание камеры на объекте и не зависимо от его перемещения следить за птицей и фотографировать её. Красивые кадры получаются, когда фотографируют птицу в полете, размещая её в кадре немного сбоку. При этом важно оставить на изображении немного места, как бы для полета птицы.

Съемка птиц в дикой природе – это идеальное время для использования серийной съемки, именно в такое время вы можете почувствовать все преимущества серийной съемки. Это та самая фотосъемка, когда разница между 5 и 6 кадрами в секунду очень существенна.

У фотографов птицы пользуются особой популярностью. Кроме того, что многие пернатые очень красивы, они живут практически повсюду. А что уж говорить о разнообразии видов и форм… При этом фотографировать птиц не так-то просто: с одной стороны, это настоящий спорт, а с другой - сложная наука, ведь фотоохотник, специализирующийся на фотосъемке диких птиц, должен быть еще и специалистом орнитологом.

СУЩЕСТВУЕТ УБЕЖДЕНИЕ,
что для съемки птиц необходимо обзавестись хорошим дорогостоящим телеобъективом. Без сомнения, такой объектив - вещь действительно очень полезная. Но, к сожалению, любой телевик с большим фокусным расстоянием имеет очень небольшую глубину резко изображаемого пространства, тем самым ограничивая творческие возможности фотографа. Хочется сфотографировать птицу красиво и за каким-нибудь интересным занятием или в компании других птиц или животных. Можно снять птицу на фоне ландшафта, в котором она обитает и частью которого является. Другая проблема заключается в том, что «дотянуться» до осторожных пернатых не всегда удается даже с самым сильным телеобъективом. По этой причине многие поколения фотоохотников караулят своих моделей, сидя в укрытиях по несколько часов или даже дней. Некоторые идут на хитрость - вместо длиннофокусных телеобъективов используют мощные телескопы, несмотря на то что технически качественные и художественно интересные снимки получить с помощью телескопов еще труднее.

ЗА РУБЕЖОМ
эту проблему решают иначе - большая часть фотографий «дикой природы» делается в специальных природных парках. Звери и птицы в таких парках почти ручные, и фотографировать легко и приятно. Многие талантливые фотографы живут и работают в таких парках много лет и знают в них каждый уголок. Конечно же, их снимки имеют неоспоримое преимущество по сравнению со снимками заезжих фотографов. У нас в России большинство заповедников закрыто для свободного посещения, в открытых же увидеть диких животных порой даже труднее, чем в соседних охотничьих хозяйствах. Тем не менее, уникальные для фотоохотника ситуации иногда случаются и у нас.

НАПРИМЕР,
на одной из кавказских турбаз я видел выводок лис - милые зверьки выпрашивали подачки у туристов. Одной такой лисе какой-то умник даже умудрился повязать на шею бант. По утрам к этой же турбазе спускались дикие быки - они знали, что их непременно угостят хлебом и солью. К тамошней помойке периодически наведывались горные индейки - улары. Клушицы, альпийские галки и другие горные птицы тоже были завсегдатаями этого гостеприимного места. Браконьеры там не появлялись, поскольку турбаза никогда не пустовала и все животные были на виду у десятков людей.

УДИВИТЕЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
мне пришлось наблюдать и в Краснодарском крае. Там на одной из сельских птицефабрик отсутствовал цех по утилизации. Дохлых кур ежедневно вывозили за территорию, на радость природным «утилизаторам» - огромным орланам белохвостам. Зимой там одновременно собиралось до сорока орланов. Самые наглые из них садились прямо на тракторную тележку, сопровождая аппетитную «похоронную процессию». Между тем, орлан белохвост - одна из самых красивых и самых редких птиц, к тому же он исключительно осторожен.
Думаю, что очень многие европейские фотографы могли только мечтать о подобном «фотосафари». К сожалению, такие ситуации нечасты. Поэтому в отличие от своих зарубежных коллег, российским фотографам приходится искать диких животных самостоятельно и затем, в течение нескольких дней, недель или даже месяцев приучать и готовить их к съемке. Много ли в мире найдется фотографов имеющих возможность все это проделывать за свой собственный счет? Видимо, именно по этой причине в нашей стране так мало фотографов специализирующихся на тематике дикой природы, а отечественные издания и телеэкраны заполняют сюжеты о природе чужих «заморских» стран.

ФОТОГРАФУ,
специализирующемуся на съемке диких животных, очень важно учитывать особенности их восприятия. К примеру, большинство млекопитающих видит мир черно-белым. И им абсолютно безразлично в какого цвета куртку - зеленую или красную - одет фотограф. Зато у большинства из них хорошо развито обоняние и изумительно тонкий слух. Но если фотограф будет в течение долгого времени сидеть тихо и совершенно неподвижно, он имеет шансы остаться незамеченным.

КАКТО НА КАВКАЗЕ,
я шел по лесной тропинке. Вдруг впереди, чуть выше по склону, я услышал какой-то шорох. Я пошел не останавливаясь и вскоре наткнулся на нору, которая, судя по размерам, принадлежала какомуто не очень крупному животному. От норы тянулась едва заметная тропка. Я достал фотокамеру, и прислонившись спиной к стволу дерева, встал рядом с тропой. Через несколько минут я услышал осторожный шорох листьев и увидел шакала. Ничего не подозревая, зверь прошел буквально в двух шагах от моих ног и только подойдя к норе, учуял мои следы. Было видно, что шакал растерялся и не знал, как ему лучше поступить. Несколько минут он ходил вокруг своей норы, чесался, смущенно зевал и оглядывался по сторонам. При этом он не раз смотрел в мою сторону, мы даже встречались с ним глазами, но я стоял неподвижно и шакал меня так и не обнаружил. Лезть в нору он все же не решился и направился назад в лес. Когда он вторично поравнялся со мной, я не удержался и нажал на кнопку фотокамеры. На хлопок зеркала шакал среагировал как на выстрел - подпрыгнул высоко вверх, сделал сальтомортале, упал как подстреленный, но тут же вскочил и мгновенно растворился в зарослях. Будь у меня тогда вместо зеркалки бесшумный компакт, я смог бы, наверное, сделать немало интересных снимков.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗВЕРЕЙ,
птицы наоборот, не только обладают цветным зрением, но и способны различать невидимые для нас части спектра. Некоторые красители, которые мы традиционно воспринимаем как отличную маскировку, с точки зрения птиц могут в буквальном смысле светиться. Отсюда становится понятным недоумение охотников, когда купленный ими дорогостоящий камуфляж не приносит желаемых результатов. В восприятии птиц образ человека ассоциируется с вертикальной фигурой и специфическими движениями. Поэтому если у вас нет возможности принципиально изменить образ (замаскировавшись, например, под копну соломы), то при работе с птицами лучше использовать ту одежду, в которой вам комфортно. В последнее время в продаже появились оригинальные маскировочные костюмы, сплетенные из свисающих волокон с образным названием - «Леший». Следует, однако, заметить, что наряженного в подобный костюм фотоохотника звери и птицы воспримут как обычного человека. Чего не скажешь о вездесущих грибниках и охотниках, которых встреча с таким «Лешим» наверняка очень развлечет.

ОДНАЖДЫ
при фотографировании сизоворонки я спрятался в большой крапивный мешок. Фотокамера была установлена у гнезда - от нее к мешку я протянул тонкую леску, дергая за которую, собирался получать снимки. Мешок отлично вписался в отвалившиеся от соседнего обрыва земляные глыбы, а через редкую ткань мешковины я мог наблюдать за всем, что происходило вокруг. Но увы, раньше, чем прилетела сизоворонка, в лесу появился дед-грибник. Увидев мой мешок, он замедлил шаг, повертел головой в разные стороны, но все же пошел своей дорогой. Я перевел дух, но не тут-то было - сквозь мешковину я увидел, что мой дед возвращается. Воровато оглядевшись по сторонам, он подкрался к мешку и, открыв от любопытства беззубый рот, заглянул внутрь. В крепких выражениях я сообщил ему все, что накипело. После того, как дед ушел «на полусогнутых» я, было, вознамерился продолжить фотосессию, но вскоре опять услышал голоса - в мою сторону направлялись две женщины с лукошками. Птицу я тогда так и не снял.
Вообще, в пригородных лесах от грибников нет покоя ни птицам, ни фотографам. Замаскировавшись под пенек, я частенько наблюдал, как разные грибники по очереди по много раз обследовали одни и те же места.

ЧТОБЫ ФОТОГРАФИРОВАТЬ
дроздов, слетавшихся к луже на водопой, я улегся в зарослях кустарника. Сверху накрылся куском брезента, засыпал себя сухими листьями и замер. Через некоторое время я услышал сзади осторожные шаги и сразу же понял, что это идет очередной грибник. Дальнейший ход событий был вполне предсказуем - грибник увидит засыпанный листьями кусок брезента, изпод которого выглядывают человеческие ноги.
С перекошенным от ужаса лицом он поднимет полог (можно лишь догадываться о том, что он там ожидает увидеть…). Поэтому, когда шаги грибника замерли, я не стал дожидаться и сам откинул брезент. Прямо передо мной стоял насмерть перепуганный вальдшнеп. Немая сцена продолжалась несколько секунд, после чего вальдшнеп как ошпаренный шарахнулся в сторону.
Было очень обидно - ведь стоило мне чутьчуть повременить, и я мог бы получить очень редкие кадры. Ох уж, эти грибники!

ПТИЦЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ
и обладают отличной памятью. Многие из них способны зрительно оценивать количественные показатели (другими словами, умеют считать!). Это нужно учитывать при фотографировании из укрытий. Если птицы видят, что на их участок пришло два человека, а ушел лишь один (тогда как другой внезапно исчез), они будут вести себя исключительно осторожно. Из-за этого приходится забираться в заранее построенное укрытие либо в сопровождении сразу нескольких человек (есть шанс, что птицы могут сбиться со счета), либо в полной темноте, либо под прикрытием какоголибо большого отвлекающего объекта, например, трактора или автомашины. Учтите, что в точно таком же порядке из укрытия нужно будет и вылезать.

ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
на своем участке птицы замечают моментально и тут же настораживаются. Один из моих давних учителей Э.Н. Голованова в подобных случаях применяла следующую хитрость - из металлических решеток (наподобие тех, что используются как полки в холодильниках), она складывала укрытие, которое по бокам оплеталось травой. Полученная корзина выставлялась в нужном месте, после чего поставивший ее человек демонстративно уходил. Внезапно появившееся сооружение, конечно же, настораживало птиц, но сквозь редкое плетение растений они ясно видели, что корзина пуста. Спустя некоторое время этот объект воспринимался птицами, уже как неотъемлемая часть ландшафта. После этого внутрь корзины помещалась настоящая съемочная палатка. С точки зрения птиц, на их участке ничего принципиально нового не появилось и установку палатки они воспринимали уже спокойно.

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО УСТЮРТУ,
мы встретили в одном из оазисов колонию больших кроншнепов. Птицы вели себя на удивление осторожно - отказывались садиться на гнезда даже тогда, когда мы наблюдали за ними из машины, стоящей в двухстах метрах. В конце концов, с помощью подзорной трубы мы засекли место, где должно было находиться одно из гнезд. Времени у нас не было, и мы использовали следующий прием - из упаковочного картона изготовили небольшое укрытие, которое снаружи оплели наспех сделанной крупноячеистой сеткой. В нее мы вплели траву так, что укрытие стало похожим на куст или на небольшую копну сена.
На машине мы подвезли «копну» поближе к кроншнепам. После этого машина уехала, а я, спрятавшись в укрытии, взял нужные ориентиры и, шагая на корточках, отправился к кроншнепам. Птицы заметили меня, когда до них было еще около километра. Один из кроншнепов взлетел и как бы стороной облетел территорию. Пока он совершал свой маневр, я остановился, но едва кроншнеп повернул обратно, я вновь начал движение. На этот раз кроншнеп опустился неподалеку. Как бы невзначай он обошел меня по кругу, но не обнаружил ничего подозрительного. Едва он взлетел, как я снова начал движение. В конце концов кроншнеп сел в двух метрах от меня (я не удержался и начал его фотографировать). Он еще раз обошел мое укрытие по кругу. На этот момент я замер, и он опять ничего не заметил. Тогда кроншнеп решил схитрить - он сделал вид, что садится в гнездо, распушал перья и стал делать характерные движения, как бы переворачивая воображаемые яйца. Расчет птицы был прост - если в копне действительно скрывается хищник, то в этой ситуации он себя обязательно проявит. Однако я не двинулся с места.
Наконец, кроншнепам все это надоело, и они перестали обращать на меня внимание. В своей передвижной копне я получил возможность беспрепятственно перемещаться по колонии и фотографировать птиц с самых близких расстояний.
Видимо, кроншнепы «рассуждали» так: движущаяся копна имеет явно природное происхождение и какой-либо прямой угрозы она в себе не несет. В копне не прячется хищник. Конечно то, что копна движется - это весьма странно, но мало ли в мире странного, до чего им, кроншнепам, нет никакого дела.

ИМЕЮЩИЕ БОЛЬШОЙ ОПЫТ
общения с птицами могут попробовать приучать их к фотосъемке, используя так называемый метод «фотопастьбы». В этом случае фотограф должен вести себя абсолютно открыто и всячески демонстрировать птицам отсутствие интереса к ним самим и к их потомству. При этом нужно очень точно определять критическую дистанцию вспугивания птицы и в течение достаточно длительного времени (от двух до нескольких дней или даже недель) по мере привыкания птиц сокращать эту дистанцию. Обычно трудности возникают лишь на первых этапах, а через некоторое время поведение птиц резко меняется и они начинают подпускать фотографа на близкое расстояние и даже позволяют использовать студийное оборудование. Другими словами, фотограф может самостоятельно создавать те самые условия, которые сегодня активно используются во многих зарубежных национальных парках. При кажущейся трудоемкости этот путь может быть очень эффективным. Во всяком случае, трудно сказать, что лучше - затратить на съемку осторожной птицы полторы недели и в результате получить возможность снимать интересные жанровые сцены или же годами бегать за этой же птицей с мощным телеобъективом, успевая запечатлеть то хвост, то смаз крыла…
Однако природа есть природа, и фотографу, выбравшему такой способ, следует помнить, что жители лесов и полей могут быть непредсказуемы и опасны. Особенно это относится к крупным млекопитающим, но и птицы, потеряв страх перед человеком, могут совершать на него нападения.

ИЗВЕСТЕН СЛУЧАЙ,
когда самец лебедя шипуна сбил фотографа с резиновой лодки и, вероятно, утопил бы его, не подоспей помощь вовремя. Самец журавля красавки при попытке приблизиться к гнезду однажды нанес мне очень сильный удар в грудь сразу обеими ногами. При этом своими острыми когтями он не только разорвал одежду, но и нанес достаточно глубокие ранения.

ОЧЕНЬ ОПАСНЫМИ
могут становиться некоторые крупные совы - когти у них сродни медвежьим, но гораздо острее. Причем налетают совы обычно сзади и совершенно бесшумно.
Както раз я попытался залезть в гнездо ворона. Самец, вздыбив от злости перья на голове, опустился неподалеку. Я тут же сделал вид, что очень его испугался и ворон это заметил. Началась игра - я дразнил ворона своими попытками приблизиться к гнезду и, когда он подлетал, то я делал вид, что очень его боюсь. Почувствовав себя победителем, ворон осмелел и на следующий день садился уже в двух метрах от меня. В последующие дни эти вороны встречали меня уже за сотни метров от гнезда. При этом сам ворон и его самка старались подлетать ко мне сзади и, опустившись на землю, некоторое время шли за мной пешком. Я двигался плавно и мог снимать птиц с пятишести метров.
Взявшись фотографировать исключительно осторожных черных аистов, я в течение трех дней делал вид, что собираю ягоды. При этом я то периодически приближался к птицам на критическую дистанцию, то снова от них удалялся. Встречаясь взглядом с аистами, я всячески демонстрировал им свое равнодушие, отворачивался и продолжал «собирать ягоды». На третий день, самка аиста довольно свободно подпускала меня к себе на расстояние пятишести метров и оставалась стоять на гнезде, когда я совершенно открыто залезал на соседнее дерево и оказывался от нее на расстоянии не более трех метров. Самец из этой пары вел себя несколько более осторожно.
В качестве более доступной и бюджетной альтернативы телеобъективам можно использовать съемку птиц с помощью скрытых и дистанционно управляемых камер. В принципе, для дистанционного фотографирования диких животных пригодны любые фотокамеры с любыми объективами, в том числе и длиннофокусными. Однако наиболее удобными являются все же компакты. Они относительно дешевы и имеют небольшие размеры. При этом многие современные компакт-камеры оснащены отличными объективами, что позволяет получать снимки неплохого качества.
Неоспоримым преимуществом дистанционных камер является возможность их быстрой установки, казалось бы, в самых недоступных местах - на поверхности земли, под землей (например, в норе), в кроне высокого дерева, на стене крутого обрыва, на поверхности воды, под водой и даже в воздухе (укрепив ее, например, на воздушном змее). Замаскировать скрытую камеру несравненно проще, чем спрятать человека. При этом такая камера в течение многих часов или даже суток, может дожидаться нужного мгновения.

ФОТОГРАФИРУЯ ОРЛОВ
я спрятал компакт в гнездо воробья, устроенное на соседней ветке. Воробьи любят селиться в гнездах крупных хищников - воробей для орла, что муха для ворона - и поймать его трудно и корысти в нем мало. Зато если к хитрым воробьям надумает лезть кошка, то ей придется иметь дело не с воробьями, а с орлом. В другой раз я спрятал камеру в чучело стрепета (получился эдакий «стрепет-фотокорреспондент» с фотоаппаратом на пузе). Чучело было выставлено на стрепетином токовище и прежде, чем разгневанный хозяин тока оторвал чужаку голову, мне удалось сделать несколько кадров.

В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ
Кисловодска я нашел дупло крупных и очень красивых птиц - зеленых дятлов. Фотографировать этих птиц обычным способом в парке было невозможно - днем там находились тысячи отдыхающих, каждый из которых считал своим долгом справиться - чего это здесь фотографируют? Узнав, что снимают птицу, люди обычно приходят в восторг, дают массу «полезных» советов, а заодно рассказывают занятные истории из собственной жизни. В подобных условиях продолжать фотографировать птиц - дело безнадежное. Поэтому я пришел в парк еще затемно, быстро укрепил на дереве скрытую фотокамеру и, уже не привлекая внимания людей, мирно «дремал» на лавочке, не забывая при этом косить глаз в сторону заветного дерева и нажимать на пульт всякий раз, когда дятел оказывался в поле зрения объектива. Вечером тем же способом я забрал фотокамеру с уже отснятым материалом.
Однако главное достоинство компактных аппаратов заключается в возможности следить за тем, что в данный момент происходит в поле зрения объектива. Оптическое изображение компакт камеры преобразуется в цифровое и выводится на дисплей. При желании картинку можно легко транслировать на любой удаленный телевизионный монитор. Причем делать это можно как по проводам, так и с помощью специальных беспроводных устройств.
В простейшем случае, для этой цели можно приспособить аппаратуру, применяемую в охранной сигнализации. Посылая импульсные радиосигналы можно менять ориентацию камеры и регулировать фокусное расстояние объектива. И, наконец, исключительно важным свойством цифровых компактов является абсолютная бесшумность их работы. Звуковые сигналы, сопровождающие процесс съемки, в них можно отключить, тогда как что-либо поделать с громко хлопающим зеркалом бывает достаточно трудно. При этом многие осторожные животные реагируют на звук опускающегося зеркала как на выстрел. В подобных случаях использование зеркальных камер становится крайне нежелательным.

СКРЫТУЮ КАМЕРУ
можно настроить и на автономную работу. Для этого объектив скрытой камеры наводится на то место, где по расчетам должно появиться фотографируемое животное. При такой съемке, спуск затвора происходит в результате замыкания электрической цепи от специально устанавливаемого сторожка. Конструкции таких сторожков могут быть самыми разными - от простейших контактных устройств до сложных электронных датчиков, реагирующих на движение или на пересечение птицей пучка инфракрасных лучей. Фотограф в это время может заниматься другими делами. Обычно автономно работающие камеры или, как их часто называют - фотокапканы, устанавливают у заранее выложенной приманки, на тропах, у гнезд и т.п.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ
однообразия сюжетов, можно использовать различные виды сторожков. Например, установив приманку у сторожка нажимного действия можно получить фотографию сидящей или кормящейся птицы, а натянув над приманкой растяжку из тончайших нитей, можно запечатлеть птицу в момент ее приземления. Установив сторожок на звериной тропе можно получить фотографию идущей лисицы, а включив «защиту от красных глаз», можно заставить ту же лису за миг до срабатывания затвора посмотреть в объектив. Фактически, при использовании фотокапканов животные фотографируют себя сами. Поэтому если такой «автопортрет» будет недостаточно хорош, всегда есть возможность свалить всю вину на птицу. Дескать, чего же вы хотите, ворона она и есть ворона, какой из нее фотограф?

В РЯДЕ СЛУЧАЕВ
рядом с установленным фотокапканом полезно оставлять записку или какой-либо предупреждающий знак. За многолетнюю практику лично у меня ни разу не было случаев хищения камер и лишь однажды, установленную на самой обочине полевой дороги скрытую камеру сбила проезжавшая ночью машина.

Весна является, пожалуй, самым благоприятным периодом для съемки птиц – пока еще не все деревья покрылись пышной листвой, и в то же время некоторые виды птиц уже прилетели из теплых стран.

Фотоохота на птиц – это чрезвычайно интересное и увлекательное занятие. Птичий мир открывает перед любителем фотографии огромные возможности благодаря невероятному многообразию окрасок, размеров и форм разных пернатых. Одновременно съемка птиц ставит фотографа перед существенными трудностями, ведь птицы очень пугливы и уже точно не испытывают никакого желания позировать перед объективом фотоаппарата. Поэтому фотографу приходиться запасаться недюжинным терпением и прибегать к разнообразным хитростям, чтобы заполучить заветные снимки. Если Вы хотите научиться фотографировать птиц, то стоит подробно изучить несколько базовых аспектов и приемов, о которых и пойдет речь в этой статье (все изображения кликабельны ).

Фотосъемка птиц — теория

— Оборудование

Начнем с выбора фотооборудования. Каким фотоаппаратом лучше всего снимать пернатых? На самом деле четкого, однозначного ответа здесь нет, поскольку наличие даже самого дорогостоящего оборудования отнюдь не является гарантией успеха. В то же время можно с уверенностью утверждать, что шансы на получение ярких, качественных кадров птиц на простую «мыльницу» или камеру со штатным зум-объективом довольно малы. Все-таки фотосъемка птиц, особенно мелких и пугливых особей, предъявляет к фотооборудованию существенные требования.

Отправляясь на фотоохоту, рекомендуется взять с собой хорошую зеркальную камеру с длиннофокусным объективом (фокусное расстояние порядка 300 — 500 мм в 35 мм эквиваленте). От самого фотоаппарата требуется качественная работа автофокуса, быстрая работа затвора, хорошая скорость серийной съемки и способность обеспечивать высокое качество картинки при сравнительно слабом освещении.

Камера должна обеспечивать высокую скорость фокусировки на коротких выдержках, ведь птицы находятся в постоянном движении. Длиннофокусная оптика позволит Вам сфотографировать птицу во всех деталях на значительном расстоянии, что очень важно, учитывая пугливость и осторожность пернатых. Более доступный вариант оборудования для фотографирования птиц –компактная камера с кратностью зума более 15х. С такой камерой можно спокойно снимать пернатых в городских скверах и парках, где птицы, в целом, менее пугливы по отношению к человеку. Для получения же качественных снимков на природе придется обзавестись более дорогостоящим фотооборудованием.

— Следите за освещением

Что касается технической стороны съемки, то важно помнить о том, что при фотографировании птиц время экспозиции ограничено и потому огромное значение приобретает наличие или отсутствие достаточного количества света для обеспечения правильной экспозиции. Но при использовании длиннофокусной оптики, в частности, телеобъектива, у Вас не будет возможности слишком широко открывать диафрагму вследствие технических особенностей объектива и необходимости обеспечить соответствующую глубину резкости кадра.

Повышать уровень чувствительности сенсора (ISO) сразу на несколько ступеней в ущерб качеству фотографий – не выход. По этой причине снимать птиц рекомендуется только при наличии хорошего освещения сцены, чтобы получилась правильная экспозиция. Фотографировать пернатых можно даже при прямом солнечном счете. Во-первых, это позволит Вам использовать более короткую выдержку для получения четкой фотографии птицы в движении. А во-вторых, солнечный свет равномерно осветит птицу, что поможет избежать резких теней в кадре. Так что при съемке птиц всегда ищите яркое, хорошее естественное освещение.

— Изучение поведения птиц

Чтобы значительно повысить свои шансы на нахождение объекта съемки в местах естественного обитания и, соответственно, получение ярких, захватывающих кадров, необходимо изучать особенности поведения тех пернатых, которых Вы собрались фотографировать. Почитайте специализированную литературу по этой теме и статьи в глобальной сети. Это поможет Вам узнать много полезной информации про фотографируемых птиц – пути миграции, места обитания, особенности поведения, рацион питания.

Знание повадок птицы, которую Вы хотите снять в естественной обстановке, существенно облегчит Вам задачу. Во время фотоохоты Вы сможете исследовать местные окрестности, полагаясь на эти знания, а не на удачу, что повысит Ваши шансы на получение хороших, интересных кадров. Очень полезным будет изучение пения птиц – благодаря этому в лесу по звукам Вы сможете очень быстро обнаружить интересующую Вас птицу.

— Запаситесь терпением

Терпение, пожалуй, главное качество для фотографа, занимающегося съемкой птиц. Прежде чем начать съемку внимательно понаблюдайте за своими будущими моделями, затем выберете наиболее оптимальную точку для фотографирования и осторожно, не привлекая внимания, переместитесь в нее. Дайте пернатым определенное время на то, чтобы привыкнуть к Вашему присутствию. Не создавайте лишнего шума и не делайте резких движений.

Нужно терпеливо и внимательно относиться к поведению птиц, которых Вы планируете сфотографировать. Излишняя спешка здесь не к чему. Птицы довольно чувствительны к любым резким движениям. Поэтому на практике необходимо научиться буквально застывать с фотоаппаратом в руках и не шевелиться, чтобы птицы не испугались и не улетели. Лучше всего дождаться того момента, когда птицы сами подлетят к Вам, нежели пытаться приблизиться к ним на нужное расстояние. Не стоит издавать громких звуков, следует воздержаться от любых разговоров.

— Всегда будьте наготове

Фотографирование птиц похоже на рыбалку или охоту – здесь человеку всегда нужно быть наготове. Чтобы сделать удачный кадр, необходимо быть готовым нажать на кнопку спуска затвора, ведь никогда не знаешь, когда наступит тот самый долгожданный момент. В этой связи рекомендуется заранее выставить все настройки фотоаппарата.

— Время съемки

Оптимальное время для фотографирования пернатых – вечерние или утренние часы. После рассвета птицы проявляют высокую активность, при этом солнце дает мягкое, равномерное освещение с привлекательными, естественными цветами. То же самое можно сказать и о съемке в вечернее время.

— Не забывайте о композиции

Несмотря на то, что птицы являются отнюдь не самыми лучшими «моделями», каждую секунду норовя сорваться с места, все же это не повод забывать о композиции. Располагайте пернатый объект в кадре грамотно с учетом простых композиционных правил. Старайтесь избегать перегруженных деталями кадров. В то же время ищите интересные, живые сюжеты для съемки, когда птица не просто сидит на ветке, а охотится, ссорится с соседями или совершает какое-то действие.

Обратимся к более детальным, практическим советам, как фотографировать птиц в городских скверах и на природе.

— Первый контакт

На практике съемка птиц оказывается весьма трудным занятием по причине излишней пугливости пернатых. Отправившись на фотоохоту, сначала осмотритесь на местности. Не нужно сразу бросаться с камерой к птице, которую Вы обнаружили первой – Вы только испугаете свою будущую «модель». Вообще, нет нужды сразу брать в руки камеру. Лучше потратьте несколько минут на то, чтобы внимательно осмотреться и понаблюдать за повседневной жизнью птичьего мира.

Посмотрите, что делают пернатые, определите, по какому маршруту они перемещаются, ведь птицы по большей части любят сидеть на одних и тех же местах, время от времени перемещаясь между ними. Не спеша прогуляйтесь вдоль этого маршрута и дайте птицам время на то, чтобы привыкнуть к Вам. Это позволит Вам подойти на довольно близкое расстояние.

Постарайтесь использовать какое-либо естественное укрытие – это оптимальный вариант при съемке птиц. Это может быть небольшое дерево, высокая трава или кусты. Если замереть с камерой на некоторое время в таком укрытии, то можно дождаться момента, когда птицы сами подлетят на очень близкое расстояние. Хорошие результаты может дать и съемка из окна автомобиля, поскольку, как ни странно, пернатые не сильно бояться «железных коней». Такой способ может пригодиться при фотографировании некоторых хищных птиц, любящих охотиться вдоль дорог или на открытых пространствах.

Обратите внимание на свою одежду. Она не должна быть слишком яркой, чтобы не привлекать внимание птиц. Одежда должна быть такого цветового оттенка, чтобы Вы не сильно выделялись на местности.

— Настройки камеры и режимы съемки

Снимать пернатых рекомендуется в режиме приоритета выдержки. Тут Вы можете быстро изменять параметры выдержки, а электроника камеры автоматически установит остальные настройки для достижения оптимальной экспозиции. Мелкие, подвижные птички (например, воробьи) требуют установки очень короткой выдержки – не длиннее 1/800 секунды. В свою очередь, при съемке крупных представителей птичьего мира, которые обычно менее подвижны, можно удлинить выдержку вплоть до 1/125 секунды.

Не забывайте о том, что если Вы используете длиннофокусную оптику, то слишком длинная выдержка вследствие случайного смещения камеры во время экспонирования может привести к получению смазанного кадра. Поэтому знаменатель выдержки не должен быть длиннее фокусного расстояния оптики. Вдобавок к этому, стоит использовать систему стабилизации изображения.

В большинстве случаев при съемке длиннофокусным объективом Вам будет не хватать света для получения качественного кадра. Поэтому в настройках фотоаппарата можно все же немного поднять ISO. Рекомендуется использовать режим точечного замера экспозиции, либо центрально взвешенный. Если в Вашем распоряжении нет зеркального фотоаппарата, а имеется только обычная «мыльница» с переделенным набором сюжетных режимов, то для съемки птиц воспользуйтесь режимом «Спорт».

— Фокусировка

Одна из главных сложностей при фотографировании таких подвижных объектов, как птицы, безусловно, является правильная фокусировка. При съемке движущихся птиц самый оптимальный вариант – это задействовать непрерывный (следящий) режим фокусировки. В частности, снимая объект в полете на фоне голубого неба, можно установить ручную экспозицию с автофокусировкой, использующей все точки фокуса. Такая широкая область фокусировки обеспечит сохранение летящей птицы в зоне резкости при слежении. Но если по своему окрасу летящая птица не выделяется от окружающего фона, то зону фокусировки следует слегка уменьшить, при этом вести птицы в видоискателе необходимо будет более аккуратно.

Если Вы снимаете относительно статичную птицу, например, просто сидящую на ветке, то фокусировку целесообразно осуществлять по ее глазам, чтобы они получились максимально резкими. Поскольку зритель при просмотре фотографии будет обращать внимание в первую очередь именно на глаза птицы. Для этого можно использовать автофокус по центральной точке или с использованием небольшого количества точек.

— Используйте серийную съемку

Актуальный совет при фотографировании любых движущихся объектов – это использование режима серийной съемки. Разумеется, он очень пригодиться и при съемке подвижных и энергичных пернатых. С использованием режима серийной съемки Ваши шансы получить ценные кадры повысятся. Вы сможете сделать сразу несколько фотографий одного и того же сюжета, чтобы гарантировать, что как минимум одна из них получится на высоком уровне. Правда, при использовании данного режима проверьте, что Вы имеете в своем распоряжении карты памяти достаточной емкости.

— Привлеките внимание птиц

В теоретических раскладах мы говорили о том, как важно оставаться неподвижным и терпеливым, играя роль пассивного наблюдателя. Однако на практике иногда имеет смысл проявить активность. Под активностью в данном случае понимается использование какого-либо элемента, который мог бы привлечь внимание птиц и заставить их подобраться поближе к камере. Это может быть корм или какое-нибудь чучело. Именно таким способом горожане привлекают внимание воробьев и уток. Почему бы не использовать этот прием и на других птицах? Профессиональные фотографы для привлечения внимания некоторых видов птиц в дикой природе даже используют такой хитрый прием, как проигрывание пения самцов.

При съемке птиц главное – это опыт. Только на практике можно отточить свое мастерство и наработать интересные приемы. Не стоит сразу же бросаться в лесные буреломы и болота для получения уникальных кадров с редкими представителями птичьего мира. Начать лучше с малого. А именно со съемок воробьев и других «городских жителей» во дворе своего дома или в парке Пофотографируйте пернатых возле кормушек, чтобы научиться основам. После соответствующей практики Вы уже сможете отправляться на фотоохоту в увлекательные походы, где Вашим главным оружием станет выдержка и терпение.

Фотосъемка птиц – дело сложное, но очень интересное. При съемке птиц вам стоит помнить о том, что птицы – существа пугливые, поэтому стоит запастись немалым терпением и взять с собой дополнительную карту памяти, т.к. придется делать огромное количество снимков, чтобы из сотни выбрать 1-2 самые удачные.

Выбор фотокамеры

Если у вас зеркальная камера, то берите с собой длиннофокусный объектив с фокусным расстоянием не менее 350 мм. В крайнем случае, если в вашем арсенале не имеется длиннофокусного объектива, вы всегда сможете сделать кадрирование после съемки в Фотошопе, обрезав ненужное.

Читайте тут:

Может подойти так же и простая «мыльница» с большой кратностью зума. Но такой фотоаппарат вам поможет сделать хорошие снимки птиц лишь в зоопарке или в городском парке, для съемки на природе он не подойдет.

Настраиваем фотокамеру для фотосъемки

Для съемки таких маленьких и подвижных птиц, как воробьи или трясогузка, используйте короткую выдержку (не длиннее 1/800 с.). Более крупные птицы обычно менее подвижны и вы спокойно можете предаться съемке на более длинной выдержке, например 1/125 с., при том, что диафрагма автоматически уменьшит глубину резкости. Но не забывайте про то, что съемка на длинной выдержке практически всегда приводит к смазыванию изображения, поэтому включите стабилизатор или используйте штатив.

Процесс съемки птиц

Фотографируя птиц в зоопарке, постарайтесь установить камеру так, чтобы в кадр не входи железные решетки, либо их видимость была минимальная, иначе они испортят все фотографии. Оставшиеся в кадре решетки вы сможете заретушировать или обрезать в Фотошопе.

Процесс съемки птиц в природе требует большого терпения и творческого подхода. Прежде чем приступить к фотосъемке, понаблюдайте за своим объектом, изучите особенность его поведения. Дождавшись, когда птица будет в более спокойном состоянии и немного привыкнет к присутствую человека, выберите подходящую точку съемки, приготовьте камеру и начинайте снимать.

Фотографируя птицу в полете, экспериментируйте с выдержкой. При короткой выдержке силуэт птицы чётким, не саманным, чего не скажешь о заднем фоне.

Если в вашем распоряжении не зеркальный фотоаппарат, а простая «мыльница», то установите режим «Спорт». В такой случае, фотоаппарат автоматически подберет приоритет выдержки.

Обладатель зеркального цифрового фотоаппарата с длиннофокусным объективом не будет испытывать особого дискомфорта во время съемки птиц, особенно если в фотоаппарате имеется следящий фокус (Al Servo), позволяющий автоматически настраивать фокусировку при резком изменении расстояния между камерой и птицей. Если же таковой функции не имеется, то вам следует прибегнуть к одной маленькой хитрости: установить фокус на определенное расстояние и ждать, когда птица соизволит оказаться на нужном вам расстоянии и точно в кадре. Этот прием требует немалого терпения, но хороший результат тоже приносит.

Читайте другие материалы

Фотографировать птиц – занятие весьма интересное и увлекательное, но довольно-таки сложное. При фотосъемке птиц необходимо всегда помнить, что птицы являются очень пугливыми существами. Готовясь к такой съемке, запасайтесь терпением, а также возьмите с собой дополнительную карту памяти. Ведь Вам предстоит сделать большое количество фотографий, а затем из большинства выбрать несколько наиболее удачных.

Выбор фотокамеры

Если у Вас имеется зеркальная фотокамера, то с собой следует взять длиннофокусный объектив, имеющий фокусное расстояние не менее 350 мм. В том случае, если у Вас нет длиннофокусного фотообъектива, сделайте кадрирование после фотосъемки в , обрезав при этом ненужные элементы.

Для фотографирования птиц можно воспользоваться также и простой «мыльницей», имеющую большую кратность зума. Однако с помощью такой фотокамеры можно сделать довольно неплохие фотографии лишь в городском парке или зоопарке. Если проводить съемку где-то на природе, то этот фотоаппарат Вам не подойдет.

Настройка фотоаппарата для съемки птиц

Маленьких и подвижных птиц (например, трясогузки, воробьи) необходимо фотографировать, применяя при этом . Она должна быть не длиннее 1/800 с. Крупные птицы, как правило, менее подвижны. В связи с этим Вы можете их достаточно спокойно фотографировать, применяя при этом более длинную выдержку (к примеру, 1/125 с.). Запомните, что диафрагма при этом способна уменьшать глубину резкости. Не следует также забывать о том, что фотосъемка на длинной выдержке почти всегда может приводить к определенному смазыванию изображения. Чтобы этого не случилось, используйте штатив или же включите стабилизатор.

Фотографирование птиц в полете

Если Вам надо сфотографировать птиц в полете, то обязательно поэкспериментируйте с выдержкой. Используя короткую выдержку, силуэты птиц будут не смазанными, а четкими, чего нельзя сказать о заднем фоне.
Процесс фотографирования птиц в их природной среде потребует от Вас определенного творческого подхода и незаурядного терпения. Перед началом фотосъемки следует понаблюдать за выбранным объектом, внимательно изучить особенности его поведения. Обязательно дождитесь, когда птица начнет немножко привыкать к Вам, будет вести себя более спокойно. Затем Вы должны выбрать наиболее подходящую , приготовить Ваш фотоаппарат и начать фотографировать.

Если Вам предстоит фотографировать птиц в неволе (например, в зоопарке), то старайтесь устанавливать Вашу камеру таким образом, чтобы в кадр не могли войти железные решетки клеток, иначе они могут испортить все фотоснимки. Поэтому допустима будет их минимальная видимость. Те фрагменты решеток, которые остались в кадре, Вы сможете удачно заретушировать либо обрезать, используя Photoshop.

Если у Вас нет зеркальной фотокамеры, а есть лишь простая «мыльница», то Вам следует установить режим «Спорт». При этом фотоаппарат в автоматическом режиме сможет подобрать приоритеты выдержки.

В период фотографирования птиц Вы не будете испытывать дискомфорт, если в Вашем распоряжении имеется цифровой фотоаппарат с . Особенно хорошо, если камера имеет следящий фокус, который сможет позволить в автоматическом режиме настроить фокусировку при резком изменении расстояния между птицей и самой фотокамерой. Если же такой функции нет, то Вам необходимо воспользоваться одной маленькой хитростью, а именно: установите фокус на заданное расстояние и подождите, когда же птица окажется точно в кадре. В этом случае Вам необходимо проявить огромное терпение, но отличный результат подобной съемки стоит того.