Интересные формы работы по коррекции предлогов. Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей. Работа с карточками, обозначающими схемы предлогов

Разделы: Логопедия , Коррекционная педагогика

Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.

В ходе работы расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. На этом этапе удобно провести работу над предлогами, над правильным их употреблением и использовании их в предложении.

О.В.Правдина считает это особенно важным потому, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И.Н.Садовникова также относит к аграмматизмам.

В работе над предлогами рассматриваются те предлоги, которые не употребляются детьми или смешиваются с другими. Например, часто дети заменяют предлог из предлогом с (пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные предлоги из-за , из-под заменяются предлогом из (выглянул из спины; выскочил из пола).

При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

В работе с более старшими детьми следует уделить внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове. В школе детям придётся встретиться с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Трудность для ребёнка разделения речевого потока на какие-то отдельные части вполне понятна. Ведь в устной речи ему важно просто выразить свою мысль, на задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит.

В работе над предлогами важно:

  • формирование представлений о смысловой значимости предлогов
  • формирование навыка правильного употребления предлогов
  • формирование представления о предлоге как отдельном слове

В работе над смысловым значением предлогов следует:

  • развивать и уточнять пространственные представления
  • перемещать различные предметы в пространстве
  • определять расположение предмета (его изображения)
  • определять расположение предмета относительно другого
  • узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры
  • использование графических схем и графического изображения предлогов

Предлагается последовательность изучения предлогов:

  • в, из, на, с
  • у, к, от
  • в, за
  • под, над, из-под
  • за, из-за
  • из, из-за

(Л.Н. Ефименкова)

Р.И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптических дислексий следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т.е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения. При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала она предлагает отрабатывать предлоги В НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога: так, сначала необходимо отработать понимание и употребление предлога – «В» в значении местонахождения (где?), а затем – в значении направления действия (куда?): лежит в столе; кладёт в стол.

Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу надо проводить не только над усвоением значения предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включая существительные других склонений. Например, сначала «кладёт в стол, в шкаф, в ящик», затем «кладёт в книгу, в машину, в сумку».

Использование предложных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, т.к. от глагола зависит значение предлога и падежная форма существительного: лежит (где?) в книге; кладёт (куда?) в книгу.

Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Материалом для работы с предлогами могут быть игры, загадки, физминутки.

Примерные виды работы

Игры

Тема: предлог (С)

    • Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом ). С кем ты дружишь? (С Колей) .
    • Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)
    • Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.
    • «Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.
    • «Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.

Тема: предлог (НА)

    • Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…)
    • Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево).
    • Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)
    • Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).
    • Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?

Цель : наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

Оборудование: игрушки или маски (шапочки, костюмы, нагрудные картинки); предметы-заменители или макеты: деревья, пенек, солнышко, кочки, домики, избушка, печка; предметы: коврик, валенок, корзинка; магнитофон.

Варианты игры:

– логопед читает текст, дети изображают животных и выполняют их действия
– дети выполняют действия с игрушками
– проводится беседа по вопросам после прочтения сказки, делается акцент на словосочетания с предлогами, подбираются другие словосочетания аналогичных предложно-падежных конструкций

Текст:

«В один погожий летний день зайчишка вышел погулять.
Забравшись на высокий пень, он стал других зверюшек звать.
Бегут играть его друзья: ежонок и лисёнок,
Бельчонок шустрый прискакал и мишка-медвежонок.

Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.
Зверятам весело играть: между деревьями скакать,
И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.

Играли долго малыши. Никто и не заметил,
Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

Огляделись малыши – страшно и обидно:
Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

Куда же им теперь идти и как дома свои найти?
И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят. (Музыка)
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.

Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.

К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Загадки

«С хозяином дружила, домик сторожила, живёт под крылечком, хвостик колечком»

1. Кто это? (Собака)
(«Приходит» игрушечная собачка.)
2. С кем живёт собачка? (С хозяином)
3. У кого из вас есть собачка? Значит, с кем из вас живут собачки? (С Таней, с Димой)
4. Где жила собачка в нашей загадке? (Под крылечком)
5. Где ещё могут жить собачки? (В конуре, в будке, в доме)
6. Где живут ваши собачки? (В доме, в квартире, в комнате)
7. Где ваши собачки любят спать? (На диване, на коврике)
8. Куда мы уложим спать нашу собачку? (На коврик)
9. Возьмите листочки бумаги и нарисуйте коврик для собачки.

Физминутки

«Чайки летают».

Логопед даёт инструкцию, дети изображают чаек.

– Чайки полетели к окну,
чайки полетели на коврик,
чайки залетели в домик,
чайки прилетели по д дерево,
чайки полетели над морем.

Примерное занятие с детьми 4 лет

Тема: В комнате у куклы Светы.

Цели:

  • повторение слов по теме «мебель»;
  • закрепление предлогов в , на , под ;
  • работа над выделением и произнесением звука «С»;
  • составление двусложного предложения и короткого рассказа.

Материалы: кукла, игрушечная мебель

Ход занятия:

1. В этой комнате живёт кукла Света. Какие предметы находятся в комнате? (Шкаф, стол, стул, кровать)
Как можно назвать это одним словом? (Мебель)
Где сидит Света? (На стуле)

2. У Светы живут зайчата, котята, утята. Они любят прятаться. Вышла Света из комнаты, а они начали прятаться: котята – под стол, зайчата – в шкаф, утята – под кровать. Пришла Света в комнату, стала искать малышей. Поможем ей.
Где котята? Где зайчата? Где утята?
Опять Света вышла из комнаты. Давайте поиграем в прятки! (Дети прячут малышей и проговаривают, куда)

– А теперь снова поможем Свете найти малышей.

3. Света устала, хочет спать. Уложим её в кровать. Что делает Света? (Света спит.) Какой звук вы услышали? (Логопед выделяет голосом «С»)

4. Послушайте, что можно рассказать про Свету и её малышей: У Светы жили малыши – котята, зайчата и утята. Однажды они спрятались. Света искала их. Мы ей помогали.
Кто жил у Светы? Что они сделали? Что делала Света?

(Дети отвечают на вопросы, затем сами повторяют рассказ.)

5. Итог занятия.

Примерное занятие с детьми 6 лет

Тема: Закрепление в речи предлогов У, К, ОТ.

Цели:

  • закрепить представление о предлогах как о маленьких словах;
  • учить составлять предложения и схемы к ним;
  • тренировать в определении места слова в предложении;
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: мяч, схемы, чистые карточки, фломастеры, книжка С.Маршака «Где обедал воробей».

Ход занятия:

1. Сегодня мы будем заниматься с предложениями. Из чего состоят предложения? (Из слов) Приведите примеры слов; предложений.

2. Игра «Послушный мяч»: дети перекидывают друг другу мяч со словами: «Лети, мяч, от меня к …»

3. Какие маленькие слова мы использовали? (Логопед произносит фразу и выделяет голосом предлоги: к , от )

4. Возьмите полоски, будем составлять схемы предложений.

К Тане пришли гости .
__ ____ ______ ____.

– Сколько слов в предложении? (4 слова)
– Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении? (К)
–На своих карточках напишите фломастером это слово; определите его место в предложении на схеме; положите эту карточку на нужную полоску.

К
__ ____ ____ ____.

– О ком говорится в предложении? Кто пришёл к Тане? Что сделали гости?

5. Следующее предложение:

Гуси опустились у реки .

(Количество слов в предложении; определение маленького слова, его места в предложении)

6. Предложение:

Витя отошёл от дома . (Аналогичная работа)

7. Посмотрим, кто у нас самый внимательный. Вспомним стихи С.Маршака «Где обедал воробей?»

(Логопед читает по одной строчке, дети находят маленькие слова)

– Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей. (В, У)

(Чтение сопровождается показом иллюстраций книжки.)

Светлана Князева
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами.

Дети, страдающие речевыми нарушениями, не осознают смысловую значимость предлогов , они не выделяют их как отдельные слова. У детей часто возникают проблемы с описанием какого-либо предмета в пространстве . Когда сказать «на» , а когда «над» ? Где «за» , а где «перед» ? Дети боятся ошибиться и боятся использовать предлоги в своей речи . Так же они часто путаются в использовании предлогов «в» и «на» : «Папа пошел в завод» , «Мама работает на магазине » , «Солнышко спряталось тучу» .

Работая над предлогами , логопед должен ставить перед собой следующие основные задачи :

1. Сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов ;

2. Сформировать представление о предлоге , как об отдельном слове;

3. Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог , т. е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога ) ;

4. Научить детей правильно употреблять предлоги ;

5. Дифференцировать предлоги : В – ИЗ, НАД – ПОД, ИЗ-ПОД – ИЗ, ИЗ-ЗА – ИЗ;

6. Анализировать предложение с пропущенным предлогом (определять количество слов в предложении , какой по счету предлог и т . д.);

7. Составлять предложение с предлогом по схеме .

Начиная работу над предлогами , логопед должен дать детям представление о том , что понять расположение предметов в пространстве нам помогают маленькие слова – предлоги . Чтобы проверить это, логопед раздает детям небольшие предметы (например, кубики) и предлагает положить эти предметы на стол , в стол и т. д. Затем дается такое же задание, не употребляя предлога : «Положите кубики стол» . Выясняется, что дети не знают, куда надо положить предмет , поскольку не было названо маленькое, но очень важное словопредлог .

Логопед объясняет детям, что эти маленькие слова – предлоги помогают нам понять , где находится предмет , поэтому без них нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение . Каждое маленькое слово – предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Например, слово НА (следует задание положить предмет на стол , на книжку, на пол и т. д.) обозначает, что предмет лежит сверху , на поверхности чего-либо. Аналогично логопед объясняет значение некоторых других предлогов .

На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог » . Большое внимание уделяется демонстрации действий, прослушивание детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно.

Количество предлагаемых занятий может быть увеличено в зависимости то усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее усвоение материала проводится на индивидуальных занятиях.

Список используемой литературы :

1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. – организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., «Просвещение » , 1991г

2. Новикова Е. В. – Секреты предлогов и падежей . – М., «Гном и Д» , 2007г

3. Новиковская О. А. – Логопедическая грамматика. – С-пб., «Корона – принт» , 2004г.

Публикации по теме:

Диагностика пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта. Коррекционная работа на уроках математики При работе с умственно отсталыми детьми, все специалисты сталкиваются с практически полным отсутствием у них пространственных представлений.

Дидактическая игра как средство формирования пространственных представлений у детей с ОНР Дидактическая игра, как средство формирования пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи Дидактическая игра представляет.

Дидактическая игра «Лесная прогулка». Цель: развивать пространственное представление о направлениях, закрепить знание понятий слева, справа,.

Формирование предметно-пространственных представлений «За грибами в лес пойдём» в средней группе Конспект занятия по математическому развитию в средней группе Тема: «За грибами в лес пойдем» 1. Игра «Времена года». 2. Пальчиковая игра.

Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством «Прозрачного мольберта» В пособии рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и даются.

Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста 1. Представления о собственном теле. 1. «Право – лево» К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела.

Конспект НОД развитие представлений об окружающем мире и себя в подготовительной группе «Работа сердца» Образовательные: 1. Формировать представление детей о собственном теле, о назначении частей тела, понимания его красоты. 2. Познакомить.


В ряде случаев, у старших дошкольников, при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико - грамматического строя языка может отличаться от нормы. У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях.


При определении этапов работы над предложно - падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД и др.






Направления работы по формированию навыков употребления предлогов у дошкольников выявление понимания значения предлогов; изучение правильности употребления предлогов в специально созданных условиях; изучение правильности употребления предлогов в самостоятельной речи. диагностическое формирование навыков ориентации в окружающем пространстве; развитие навыков понимания предлогов; формирование навыков правильного употребления предлогов в речи; дифференциация предлогов в речи. коррекционное




Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов Уточнение понимания предлогов в импрессивной речи Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи Игры с реальными предметами Игры с моделированием графических схем предложения Игры с картинками Игры с использованием схем- моделей предлога Игры с реальными предметами Игры с картинками


Уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами. Например: Даем детям « усеченное » задание: - Положи кружок... стол, а грибок... стул. И спрашиваем: - Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушай ещё раз: « Положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются? На данном этапе, мы учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.














(Игры с картинками (составление предложений по алгоритму) « Положи конфетку » Конфетка лежит на столе. Конфетка лежит под книгой. Конфетка лежит около чашки. Маша села на диван. Маша села на табуретку. Маша села на стул. « Поиграем с Машей » (серия игр)



Литература 1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – Спб., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В Коррекция нарушений речи // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.- М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Программно - методические рекомендации) - М.: « Дрофа », Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.: « Просвещение », Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб: « Детство – ПРЕСС », Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб: « Акцидент »,1998.

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко» города Губкина Белгородской области

«Формирование навыков правильного употребления предлогов

у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

(материал из опыта работы)

учитель-логопед

Бодюл Т.А.

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:

1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над,к, у, от, с (со), из, в, по, между,за, перед, около,возле; сложные предлоги: из-под, из-за).

2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.

3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.

4. Составление предложных конструкций и простых распространённых предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.

Обследование ведется в двух направлениях.

Выявление понимания значения предлогов.

Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.

Система логопедической работы над предложно-падежными

Конструкциями

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей.

Основная форма работы - логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки.

Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.

Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.

Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).

Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).

Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).

Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой) (

Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).

Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).

Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).

Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).

Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался отлисы).

Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).

Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом).

Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).

Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом).

Сложные предлоги.

Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).

Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).

Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).

Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).

Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином).

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:

  • Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
  • Дифференциация предлогов в устной речи детей.
  • Формирование звуковых грамматических обобщений.
  • Осознание словесного состава предложения

При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.

Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:

1-я группа: в, из;

2-я группа: на, с (со);

3-я группа: над, под, между;

4-я группа: из, за, из-за;

5-я группа: из, под, из-под;

6-я группа: от, до, к:

7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;

8-я группа: через, сквозь, по.

В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

  • обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
  • выяснение отношений между предметами на картинках;
  • построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
  • усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).

Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

Игры с предлогами

1. Игры с кубиками.

Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.

Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кубик мы кидать!

Ребёнок. На котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог «маленькое слово», и выполняет инструкцию логопеда.

Инструкция 1: Назови «маленькое слово». Придумай предложение, в котором будет это «маленькое слово»

Инструкция 2: Назови «маленькое слово». Найди картинку с предложением, в котором есть это «маленькое слово».

Варианты заданий могут быть разные

Действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой.

Действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предмета (по схеме); к картинке подобрать и показать на кубике схему.

Игра «Четыре картинки»

Эту игру можно проводить с одним ребёнком и небольшой группой детей.

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок; 4 большие карты с изображением схем предлогов; 16 маленьких карточек с сюжетными картинками; 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов.

Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты и карточки с изображением схем предметов.

Ведущий справшивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берёт тот ребёнок, у которого на большой карте подходящий сюжет.

Игра «Умей найти своё место»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций; предлогов –наречий (справа, слева, впереди. позади)

Предлагается детям встать друг за другом. Уточняется место каждого ребёнка по отношению друг к другу. При этом используются слова: за. перед, впереди, между, сзади. Задаются вопросы: За кем ты стоишь?Перед кем? Впереди кого?

Игра «Дополни»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами В,НА,С,ИЗ,ПОД, и различать их.

Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра)

Ребёнок сначала называет предметы. Взрослый расставляет их на столе: посередине избушка, перед ней – садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает короткую историю, а ребёнок при этом договаривает предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: закрепление употребления и понимания предлогов.

Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предмет и слово-помощник. Ребёнок, возвращая мяч, называет предложение. Например: Девочка, на… Девочка сидит на стуле.

Игра «С какого дерева листок – плод?»

Цель: учить пользоваться в речи предлогами С,У

Оборудование: большие картинки с изображением деревьев и маленькие картинки с изображением плодов, листьев, семян.

Взрослый показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Ребёнок говорит: (С берёзы, с клёна…) . Затем вместе ищут по листьям названное дерево по картинке.

Игра «Где находится предмет?»

Цель:

Дети рассматривают картинки и рассказывают, где находится предмет на каждой из картинок.

Игра «Найди, покажи, назови»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребёнок должен найти и показать на большой картинке предметы, изображённые внизу странички в рамочках. При этом показывая этот предмет ребёнок должен сказать, где он находится, употребляя предлоги: под,на,за,перед,около,между.

Педагог должен следить, чтобы дети использовали в речи полные предложения.

Игра «Куда положим предметы?»

Цель: учить детей обьединять предметы в пары находя общий признак и используя предлог В ; закреплять правильное употребление формы творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.

Детям предлагается навести порядок на кухне. Всё надо разложить по местам. Дети составляют словосочетания с предлогом В (Хлеб в хлебницу…. Салат в салатницу. Затем педагог спрашивает: С чем хлебница если в ней хлеб? Дети отвечают: Хлебница с хлебом.

Игра «Аквариум»

Оборудование: большая картинка с изображением аквариума и 8 предметных картинок (золотая рыбка, склярия, меченосец, сомик, гупии, улитки).

Цель: расширение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи; использование в речи предлогов: на.по,в,под,за,из-за

Дети составляют предложения, при этом, выделяют «маленькие слова». Например: Улитка ползёт по травинке. Гупии спрятались под листом.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В

Оборудование: картинки с изображением животных и картинки с изображением жилья животных; бумажные домики.

Ребёнок получает картинки с изображением животных. Взрослый задаёт вопрос: «Кто, где живёт?» Ребёнок отвечает на вопрос. Правильностьответа подтверждается картинкой закрытой бумажным домиком.

Игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.

Оборудование: макет поезда; вагончики на каждом из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.

Детям предлагается распределить картинки в соответствии со схемой предлога.

В 1-й вагончик - картинки с предлогом из;

Во 2-й вагончик- картинки с предлогом на;

В 3-й вагончик – картинки с предлогом в.

Игра «Что без чего?»

Цель: закрепление конструкции родительного падежа с предлогом без; учить целостному восприятию предмета.

Оборудование: картинки с изображением предметов с недостающими элементами.

Детям предлагается картинка с изображением предметов, которые надо починить. Задаётся вопрос: «Что без чего?» (Например: Стул без ножки).

Игра «Бабушка и внук»

Цель: учить находить несоответствия составляя предложения по опорным картинкам подбирая нужный предлог в, на.

Взрослый детям рассказывает, как бабушка весь день прибирала. (В кашу – ложку, кошку на подушку, … Внук прибежал – всё разбросал.) Картинки раскладываются в разной последовательности. Дети исправляют ошибки подбирая парные картинки и составляют предложения используя предлоги в,на.

Игра «Времена года» - «Части суток»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогом перед, за.

Оборудование: картинки с изображением времён года и частей суток.

Взрослый предлагает разложить картинки друг за другом так как идут времена года; части суток и ответить на вопросы: Какое время года идёт за весной?... перед зимой?... Что за чем следует? (Например: За летом - осень.)

Игра «Помоги Незнайке подобрать нужный предлог»

Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.

Оборудование: картинка «Незнайки»; сюжетные картинки на предлоги.

Детям предлагается внимательно прослушать предложения, которые составил «Незнайка» , определить, какого «маленького слова» в нём не хватает? и исправить ошибки.

Игра «Весёлый повар»

Цель: закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ.

Детям предлагается отгадать из каких фруктов и ягод приготовил повар угощение. Дети отвечают из чего он сделал сок? Сварил варенье? Ребёнок отвечает на вопрос полным предложением выделяя голосом предлог ИЗ.

Игра «Из чего сделан предмет?»

Цель: учить правильно использовать в речи предлог Из

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос: «Из чего сделаны все эти предметы выделяя голосом маленькое слово - ИЗ.

Игра «Котёнок Тишка»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами: НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА

Оборудование: у детей карты с изображением предметов мебели и маленького котёнка прикреплённого к карте тонкой ниткой.

Взрослый рассказывает детям о котёнке Тишке, который, когда все уходят на работу – он бегает по дому и шалит, залезая всюду где ему интересно. Детям предлагается рассказать: Куда мог прыгнуть шаловливый котёнок при этом передвигая котёнка на ниточке с одного предмета на другой.

Игра «Порхающая бабочка»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогом НА; учить составлять предложения с предлогом НА; уточнить, что «маленькое слово» НА появляется тогда, когда предмет находиться наверху.

Оборудование: картинка с изображением цветов и бабочки прикреплённой ниткой к центру картинки.

Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, уточняет названия цветов. Предлагает поиграть с бабочкой, которая перелетает с цветка на цветок.

Игра «Строим забор на даче»

Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных «маленьких слов» (предлогов) с опорой на предметную картинку.

Оборудование: предметная картинка, карточки в форме забора с названием предлогов.

Детям предлагается построить забор для дачи придумав предложения используя маленькие слова (предлоги) .

Игра «Найди детёныша»

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У

Оборудование: картинки с изображением животных и их детёнышей. На картинках цветные дорожки со стрелочками, ведущими от взрослого животного к его детёнышу.

Взрослый сообщает детям о том, что случилось с животными – они потеряли своих детёнышей. Взрослый предлагает отыскать их по цветным дорожкам со стрелочками. При этом дети отвечают на вопрос: У кого кто? (У козы – козлёнок… У коровы – телёнок…).

Игра «Составь схему предложения»

Цель: закреплять умение составлять предложение с предлогом

Оборудование: сюжетные картинки; картинки больших и маленьких домиков.

Дети составляют предложения. Для схем используют большие домики – это слова, маленькие домики – это предлоги.

Игра «Покажи схему»

Оборудование: карточки со схемами предлогов.

Взрослый называет предложения с предлогами. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.

Например:

Ищет вещи Маша, Маша – растеряша

Их НА стуле нет,

И ПОД стулом нет,

НА кровати нет,

ПОД кроватью нет.

Вот какая Маша – Маша-растеряша.

Игра «Зашифруй предложение»

Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения с предлогом. Уточнить, что предлоги пишутся отдельно.

Игра «Соедини картинку с предлогом»

Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.

Оборудование: у детей карта с предметными картинками в центре предлоги и стрелочки ведущие от предлога к картинкам.

Игра «Маленькие слова»

Цель: закреплять умение составлять предложение с опорой на предметные картинки и схему предлога. Уточнить, что предлоги служат для связи слов в предложении.

Игра «Скажи где?»

Цель: учить рассматривать картинки и отвечать на вопросы, поставленные в стихотворении.

Взрослый читает стихотворение и спрашивает: «Скажи где?» (по отношению к дому или машине) находится каждый сказочный герой.

Например: Вот машина,

Кто в машине,

Что под ней

И что над ней?

Игра «Будь внимательным»

Цель: учить дифференцировать предлоги различая их на слух.

Дети хлопают в ладоши услышав заданный предлог. Например:

детям предлагается хлопками выделить предлог ИЗ-ПОД

Тишка маму напугал из-под вешалки в углу

Очень часто вылезал из-под маленькой кроватки

Из-под кресла на полу С кем же он играет в прятки?

Игра «Слова заблудились стихи не получились»

Цель: учить вслушиваться в речь и правильно использовать предлоги, согласовывая их с остальными словами в предложении.

Дети слушают предложения и исправляют ошибки подбирая подходящий предлог.

Например: У стены стоит картина,

А под нею спит корзина

На стене клубок висит,

Кошка на клубке лежит.

Что-то перепутал я – Помогите мне друзья.

На стене висит картина

А под ней стоит корзина

В той корзине кошка спит

Рядом с ней клубок лежит.

Вот теперь порядок полный.

Ждёт всех нас пирог огромный.

Игра «Вопросы – ответы»

Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.

Взрослый бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос – дети отвечают правильно используя предлоги в речи.

Например:

За что можно спрятаться? (за штору, за дверь…)

Куда можно спрятаться?

Откуда мы возьмём ручку, если она на столе? (со стола)

Откуда мы достанем ручку, если она упала под стол? (из-под стола)

Откуда мы достанем мяч, если он закатился под шкаф?

Откуда выедет машина, если она остановилась за углом? (из-за угла)

Игра «Нелепицы»

Цель: уточнить и закрепить что предлоги служат для связи слов в предложении.

Дети исправляют предложения вставляя по смыслу нужный предлог.

Предложения:

Под столом портрет, над столом табурет.

На кровати светильник, под кроватью будильник.

На кровати картина, под кроватью – Ирина.

Игра «Кто на чём едет?»

Цель: учить детей употреблять предлог НА

Оборудование: картинки с изображением транспорта и животных

Дети получая картинки рассказывают –Кто на чём едет?

Задание усложняется когда дети определяют: Куда движется транспорт? (при этом они используют предлоги- наречия обозначающие пространственные отношения – (направо – налево).

Игра «Помощники»

Цель: учить детей дифференцированно употреблять предлоги активизируя внимание, слух и речь.

Оборудование: картинка с изображением шкафа и схемы предлогов: ПОД,ЗА,В,НА.

Детям предлагается помочь маме навести порядок дома.

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом.

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу.

Уточняется: «Какие маленькие слова мы произносили?»

Дети: За,под, на,в.

Лог. «Как одним словом они называются?»

Дети: предлоги.

Для закрепления понимания пространственных предлогов используются цветные сюжетные картинки. Схемы предлогов.

При этом, обязательно уточняются значения предлогов.

Маленькое слово НА появляется тогда, когда предмет находится наверху.

Когда предмет находится под чем –нибудь появляется «маленькое слово» ПОД

- когда предмет находится Под чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог ИЗ-ПОД

- когда предмет находится на чём-нибудь и движется оттуда, появляется предлог С.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.


1. Вставьте нужные по смыслу предлоги. Обозначьте приставки.

А) Стоит … лесу дерево. … верхушках его ветвей шелестят засохшие листики. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить … зиме всю листву.
Вот мороз и убивает листья дуба прямо … ветках.
Б) … столу подставили стул. … стола отставили стул. … стол поставили кувшин. Убежал … волка. Вбежал … дом. Отплыл … берега. Доплыл … острова. Взбежал … лестнице … крыльцо.

2. Вставьте нужные по смыслу приставки. Обозначьте предлоги.

А) _____ступила весна. ____текли ручейки. На деревьях _____бухают почки. Скоро вернутся _______летные птицы.
Б) Автомобиль ____ехал из гаража, _____ехал по улице, _____ехал мост и вскоре ____ехал до леса.
В) Шура ____крыла клетку. Синичка _____летела из клетки и стала летать по комнате. Сначала села на стол. Потом ______летела на этажерку. _______летала над клеткой и ______летела в клетку. Шура захлопнула дверку.

3. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

Составьте предложения со словосочетаниями, которые подходят к картинкам .

4. Спишите, раскрывая скобки и обозначая предлоги и приставки.

Море (за) мерзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали рыбаки дырок (во) льду и (за) пустили сети.

5. Вставьте нужные по смыслу предлоги.

Обозначьте приставки.

Составьте предложение со словосочетанием, которое подходит к картинке

6. Составьте словосочетания, соединяя слова первого и второго столбика линиями.


7. Составьте из данных слов две группы, запишите их в два столбика, раскрывая скобки.

(По) вредил, (во) вред, (по) солил, (с) солью, (от) нес, (от) носа, (от) винтил, (от) винта, (за) платил, (за) плату, (под) рисовал, (под) рисунком, (в) лез, (в) лес, (у) летел, (у) летчика, (с) резать, (с) резьбой, (за) брал, (за) брата.

8. Спишите, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

1) Лодка (от) плыла (от) берега. (До) плыла (до) острова. (По) ехал (по) дороге. (До) ехал (до) рощи. (С) лез (с) коня. (За) шел (за) дерево. (Под) лез (под) куст. (От) прыгнул (от) лягушки. (На) шел (на) земле. (С) дерева (с) лез. (От) тащили (от) дерева. (От) берега (от) толкнули. (За) тучу (за) шло.

9. Прочитайте стихотворения; определите, где в словах приставка, а где предлог.

Заполните таблицу: под номером строчки, на которой содержится приставка, ставьте знак "+ "; под номером строчки, на которой содержится предлог, - знак "-".