Где жили романовы. Дворец павла александровича Дворец павла александровича на английской набережной 68

Add interiors -- http://tsars-palaces.livejournal.com/14554.html?thread=106458 Культурное наследие Российской федерации: Великокняжеские дворцы. Часть 3.
Дворец Великого князя Павла Александровича (Английская наб., 66-68).

Великий князь Павел Александрович (21 сентября (3 октября) 1860, Царское Село, близ Санкт-Петербурга - 30 января 1919, Петроград) - шестой сын императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны; генерал-адъютант, генерал от кавалерии.

На берегу Невы расположен великолепный дворец, где жил великий князь Павел Александрович. Дворец Великого князя Павла Александровича, или Ново-Павловский дворец, расположился по адресу Английская набережная, дом 68, в том уголке Питера, что носит название Коломна.

В облике дворца заметно влияние архитектуры итальянского ренессанса. Это выражается и в акцентировке главного фасада двухколонным коринфским портиком, и в обработке стен глубоким рустом, и в обрамлении окон сандриками различного рисунка. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. В формах барокко решен и внутренний двор, имевший выход на Галерную улицу.

Фриз на фасаде дворца Павла Александровича.


Первым владельцем особняка был барон Александр Людвигович Штиглиц, по заказу которого его возвёл в 1859-1862 годах архитектор А. И. Кракау, частично использовав стены двух старых жилых домов. Но обо всём по порядку. Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка, находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 году, и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов, корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный архитектор С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке. В 1830 г. участок уже принадлежит выходцам из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам.


Да простят мне читатели вольное отступление, но я не могу не рассказать о баронах. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию, основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром.

Дворец барона А. Л. Штиглица на Английской набережной. Акварель Альберта Н. Бенуа. Конец XIX в.

Людвиг Штиглиц в 1807 г. принял российское подданство, в 1826 г. пожалован титулом барона. Он был одним из основателей Черноморского Пароходства, и организатором одесского кредита. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке, уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору Крокау выстроить на этом месте дворец.
Александр Людвигович унаследовал от отца огромное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев, занимавшуюся тогда организацией внешних займов для России. Соответствовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет.


На строительство потратили огромную по тем меркам сумму - 3,5 миллиона рублей. До 1887 года дворец принадлежал барону Александру Людвиговичу Штиглицу, сыну барона Людвига фон Штиглиц. Дворец выделялся из всего, что было построено до сих пор на Английской набережной. Решённый в духе модного тогда итальянского палаццо, фасад не изменился, и дошёл до нас в первозданном виде. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте.


Через пять лет после окончания строительства, примерно в 1859-1862 г., Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом, на обложке которого красовался герб баронов фон Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решён дворец внутри; кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица.

Александр фон Штиглиц, финансовый барон.

Александр Людвигович строил железные дороги и производил бумагу, был банкиром и масштабным меценатом - строил школы, училища и музеи. Позже он отошел от предпринимательской деятельности и возглавил Государственный банк. Вскоре барон определённым образом породнился с Императорской фамилией.


По отзывам современников, банкир был человеком необщительным. Часто он отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным, по мнению некоторых коллег-финансистов, было и то, что большую часть своего капитала Штиглиц поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: "Отец мой и я получили своё состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней всё своё состояние".



24 июня 1844 года на даче Штиглицев в Петровском, под Петербургом, появилась богато украшенная корзинка, в которой лежал младенец - девочка. В корзинке была записка, на которой указывались дата рождения девочки, её имя - Надежда и то, что отца её звали Михаил.
По семейной легенде Штиглицев, девочка была незаконной дочерью Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая Первого. Девочке дали фамилию Июнева, в честь того прекрасного июньского дня, когда её нашли. Барон Штиглиц удочерил её и сделал своей наследницей, так как собственный детей у него не было, и он был последним в роду.

Великий князь Павел, его вторая жена Ольга Валериановна Палей и их дети.


Барон Александр Людвигович скончался в 1884 году, оставив счастливому подкидышу просто грандиозное состояние в 38 миллионов рублей, недвижимость, финансовые структуры... и в том числе дворец на Английской набережной, цена которого, вместе с коллекцией произведений искусств в нем, тогда была три миллиона рублей.

С Ольгой Палей.



Однако Надежда Михайловна Июнева жила в другом доме на Большой Морской, вместе со своим мужем Александром Половцевым. Дом этот ей также подарил Александр Штиглиц. Они решили не переезжать во дворец, и выставили его на продажу. Однако настолько дорогая покупка была по карману только избранным, и дворец три года простоял пустым.

Возвращаемся к дворцу. Сильная тяга подчеркивает деление фасада на два этажа. Стены нижнего этажа обработаны рустами. Штукатурка стен верхнего этажа имитирует облицовку тёсаным камнем. Наличники первого этажа с прямыми сандриками на кронштейнах просты и строги по рисунку. В бельэтаже наличники имеют вид портиков из двух колонн на пьедесталах, поддерживающих треугольный фронтон. Центр главного фасада акцентирован портиком из двух колонн по сторонам входа. Плоскость фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой.


Художественную ценность представляют интерьеры дома. Среди них по богатству композиционного замысла выделяется парадная беломраморная лестница, стены которой декорированы коринфскими пилястрами на уровне второго этажа.

Ей не уступает в отделке бывшая Гостиная, устроенная в пять осей и украшенная кариатидами. Рядом расположен Танцевальный зал - самое нарядное помещение дворца, декорированное коринфскими каннелированными колоннами.

Вход с улицы, со стороны лестничного помещения, решён в виде арки, украшенной колоннами. Дверь с площадки второго этажа ведёт в центральное помещение парадной анфилады - комнату, обращённую окнами на Неву.


Это была приёмная, рядом с которой располагалась большая гостиная в пять осей, украшенная кариатидами. Три широких проёма соединяли "Кариатическую" с танцевальным залом - наиболее эффектным и обширным помещением, украшенным коринфскими каннелированными колоннами.

В отделке широко использовались штофные драпировки, золочёная лепка, и резьба. Библиотечная комната была отделана дубом. Камины из белого и цветного мрамора со скульптурными деталями играли существенную роль в декоративном оформлении парадных помещений. В концертном зале на падугах, в овальных медальонах, Кракау разместил скульптурные портреты композиторов. Один из корифеев русской живописи - Ф. А. Бруни - исполнил для интерьеров эскизы живописных панно "Четыре времени года".
И вот перед вашими глазами те самые акварели Луиджи Премацци.....
1 - Танцевальный зал.



2 - Зал для ужинов.



3 - Концертный зал.



4 - Библиотека во дворце А. Л. Штиглица.



5 - Гостиная.



6 - Кабинет баронессы фон Штиглиц.



7 -- Обеденный зал.



8 - Белая гостиная.




В наши дни.
9 - Главный кабинет.



10 - Голубая гостиная.

В наши дни.
11 - Золотой зал.



И вот в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причём "всего" за 1,6 миллиона рублей.




Дворец был куплен по случаю предстоящего бракосочетания Павла Александровича и принцессы Греческой Александры Георгиевны. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально получил имя Ново-Павловский.

Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере - те же, что были сделаны, провёл архитектор Месмахер. Единственным серьёзным изменением стало устройство церкви во дворце.



Церковь Мученицы Царицы Александры при дворце Великого князя Павла Александровича.

17 мая 1889 года домовую церковь освятили. Церковь, построенная по проекту архитектора Н.В. Султанова, расположилась на втором этаже поперечного дворового флигеля, и была оформлена в древнерусском стиле.


В 1891 году, после родов, Александра Георгиевна умирает.
К тому времени у них уже была дочь Мария Павловна, а вот рождение сына Дмитрия закончилось для матери трагически. Лишь в 1902 году Великий князь женился второй раз, но зато как...


Ольга Валериановна Карнович, в замужестве княгиня Палей, графиня Гогенфельзен.

Вопреки воле Императора он женился на разведённой Ольге Карнович, по первому мужу фон Пистолькорс... Но про Палей и её потомков не стоит рассказывать тут. Упоминаем её только потому, что именно из-за женитьбы на ней великий князь не мог жить в своём дворце, а вынужден был проживать во Франции.


Натали Палей - дочь Павла Александровича и Ольги Палей

Николай II окончательно простил своего дядю лишь с началом Великой войны, когда Павел Александрович попросился в Россию послужить стране. Великая княгиня Александра Георгиевна с дочерью, Великой княжной Марией Павловной

18 февраля 1917 г. городской дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. Церковь при этом была перенесена в царскосельский особняк, где её освятили под названием Благовещенской. Дом А. Л. Штиглица (дворец Великого князя Павла Александровича). Главное здание. Южный фасад.

В годы советской власти дворец претерпел серьёзные изменения. В 1938-1939 гг. правый дворовый флигель надстроен на один этаж. В 1946-1947 гг. - возведён один этаж над мавританским залом. Во дворце размещался сначала детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро - в то время в доме работали 1.500 человек.

Пять красивейших и заброшенных зданий Петербурга

Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.


Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.

Особняк Штиглица находится на Английской набережной, 68. Постройка 1862 года аритектора А.И.Кракау.

До наших дней дошли акварели петербургских художников которые запечатлели великолепные интерьеры особняка того времени.


Белый зал. Акварель
Белый зал в наши дни

Самый большой зал во дворце А. Л. Штиглица — Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами.


Танцевальный зал. Акварель 19-го века
Потолок танцевального зала. Наши дни

После смерти Александра Штиглица особняк унаследовала его приемная дочь, которая в дальнейшем продала его великому князю Павлу Александровичу (дядя Николая II). При Павле Александровиче интерьеры немного видоизменились, была пристроена церковь, но к сожалению до наших дней она не дожила.


Музыкальный зал. Акварель. 19й век
Музыкальный зал. Наши дни
В таком состоянии дошли до нас барельефы танцевального зала

После 1917 года особняк был национализирован. Некоторые картины из дворца Штиглица были переданы во Всесоюзное объединение «Антиквариат» и с тех пор о них ничего не слышно. До 1968 года в этом здании чередой сменялись различные учреждения.


Гостиная. Акварель
Потолочная лепнина. Гостиная. Наши дни
Гостиная. Наши дни

А уже в 1968 здание было взято под охрану государства с перспективой использования в музейных целях и только 1988 году началась реставрация, которой к сожалению не суждено было осуществиться из-за революционных событий начала 90-х годов. Особняк вновь перешел в частные руки и пребывал в заброшенности и запустении более 20 лет. Интерьеры пришли в упадок и нуждаются в срочной реставрации.


Библиотека. Акварель
Библиотека дошедшая до наших дней.
Библиотечные двери. Наши дни

В 2011 году особняк наконец обрел своего хозяина — был передан Санкт-Петербургскому Государственному университету. На данный момент, вроде как, в особняке идет неспешная реставрация с целью открытия здесь одного из факультетов. По некоторым данным факультета изобразительных искусств. Судя по тому что здание до сих пор находится в обветшалом состоянии — не скоро здесь появятся студенты.

Особняк Бракгаузен.

Особняк на набережной Лейтенанта Шмидта, 3 был возведен в первой четверти ХVIII века архитектором Ж.-Б. Леблон.

Колоннада на входе. Здание обтянуто строительной сеткой

За всю свою жизнь особняк сменил множество хозяев.

Сначала дом принадлежал сыну учителя Петра I — К.Н. Зотову.
В 1823 году под руководством архитектора В.И. Беретти здание было перестроено под классицизм для купчихи А. Бракгаузен, именно её именем до сих пор называют этот особняк.


Лестница в Особняке Бракгаузена

В 1832 году в особняк переехал американский посол Дж. Бьюкенен.

В 1872 году владельцем здания стал коммерсант Л.К. Эстеррейх. Для него архитектор Р.А. Гедике перестроил здание в «стиле Людовика XVI». Остатки оформления архитектора Гедике дошли да наших дней.


Шикарнейший поталок и современное уличное искусство

С 1890-х годов в доме жил отставной министр путей сообщения и член Государственного Совета А. К. Кривошеин.
В Советское время особняк был конторой пароходства, затем дом стал жилым.


Позже в нем располагался банк и 16-й отдел милиции. Но в начале 2000-х жители особняка были расселены и практически десять лет здание простояла в полном запустении.


Запустение, но не потерянное былое величие

Только в 2012 году особняк был выставлен на торги. Приобрел его кто то или нет — неизвестно, что будет со старым особняком тоже не ясно. Данных про нынешнее состояние особняка Бракгаузен у меня нет.

Над проектом дворца трудилось несколько именитых архитекторов, просто их одного за другим отстраняли от проекта.


Дворец великого князя Михаила Николаевича

Начал строительство архитектор Штакеншнейдер в 1850 году. Он успел возвести две оранжереи и домик садовника, после него к строительству усадьбы приложили руки архитектор Шарлемань и зодчий Боссе.


Дворец в наши дни

Именно Боссе и удалось закончить постройку усадьбы в стиле модерн к 1862 году. Усадьба получилась очень красивой: с галереями, эркерами, балконами, парадный вход охраняли два мраморных льва, во внутреннем дворе расположился бассейн с фонтаном.


Оторванная Голова льва
Потерянная лапа льва

Заговорив о фонтане, стоит отметить, что в Михайловке отсутствовал источник воды, поэтому инженерам пришлось построить шестикилометровый деревянный водопровод от Самсониевского канала.

После революции во дворце обосновалась детская трудовая колония “Красные зори”. В это время здесь появилась пасека, сад и огород, а в пруду стали разводить карпов и форель.

Некогда красивые двери

В годы Великой Отечественной Войны здание сильно пострадало, но несмотря на это после войны на его большой территории была расположена птицефабрика. А в 1950 добавился и детский дом.

Спустя 17 лет, к 1967 году здании было передано Кировскому заводу и только в 1970 началась реставрация, после чего на территории усадьбы заработал пансионат для работников Кировского завода.

На сегодняшний день здание давно пустует и изрядно обветшало, намечается глобальная реставрация.

Про другое здание принадлежащее нашим царям и являющееся тоже эталоном русской красоты

Дом князя Вяземского


Парадная лестница в доме Вяземского

Здание находится на Английской набережной, 66. Не знаю почему дом назван в честь князя Вяземского, но на самом деле он был далеко не первым и не последним хозяином этого особняка.

Первой владелицей дома была жена генерала Матюшкина, именно она и построила этот особняк в начале XVIII века, получив в наследство после смерти мужа участок земли. Затем хозяева особнячка менялись со скоростью света.

При князе Вяземском дом был перестроен и приобрел ту форму которая дошла до наших дней.

После революции дом был национализирован, все комнаты были поделены на коммуналки.


Коммунальная квартира
Кусок потолка

До наших дней из убранства богатых покоев дошли золоченная лепка на втором этаже, забеленные плафоны и массивные двери.

Сейчас здание пустует и выставлено на продажу, ждет своего нового хозяина и реставрацию.


Лютеранская церковь Святой Анны.

Лютеранская церковь была построена на Кирочной улице в 1775-79 годах архитектором Фельтен для немцев-лютеран служивших на Литейном дворе.

Выходящая на Фурштатскую улицу апсида окружена ионической колоннадой и увенчана небольшим куполом. Храм украшали две фрески “Вознесение Хритса” и “Тайная Вечеря”, в 1850 году в храме появился орган немецкой фирмы Валкер.

В 1935 году храм был закрыт, а в 1939 в нем открыли кинотеатр “Спартак”.

Только в 1992 году в церкви возобновились воскресные богослужения, не смотря на то, что в остальные дни продолжали показывать кино вплоть до второй половины 2001 года.

К этому времени здание церкви перешло в частные руки фирмы “Эрато”, которая собиралась открыть здесь ночной клуб. Но в 2002 году городское правительство решило вернуть здание церкви и подало судебный иск против фирмы “эрато” об освобождении здания церкви.

18 ноября 2002 года иск был удовлетворен и фирме пришлось освободить здание. А 6 декабря 2002 года, спустя две недели после того как последние владельцы потеряли на церковь все права, в ней произошел пожар, в результате которого она полностью выгорела.

Особняк барона А. Л. Штиглица - неоренессанс

Пам. арх. (федеральн.)

Корпус по Галерной ул.

1845 - арх. Куци Антон Матвеевич - Галерная, 69-71

Особняк барона А. Л. Штиглица

1852-1862 - арх. Кракау Александр Иванович - перестройка,

включены существовавшие дома - Английская наб, 68

Дворец вел. кн. Павла Александровича

1887-1889 - арх. Месмахер Максимилиан Егорович - переделка (. C...)

см. Особняк барона А. Л. Штиглица ( по Галерной ул .)

Тяга между первым и вторым этажами. Нижний этаж обработан рустами. В центре главного фасада небольшой портик. Широкий фриз украшен лепкой.

На месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 г. и был первым каменным домом на Английской наб. Его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный арх. С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке.

    «Зодчий», 1873, Вып.2, Л.6-7

    Планы частного дома
    барона Штиглица.
    Подвальный этаж.
    Зодчий,1873,Вып.3-4,Л.11

    Первый этаж.
    Зодчий,1873,
    Вып.3-4,Л.11

    Фасад конюшенного флигеля.
    Зодчий, 1873, Вып.5, Л.21-22
    (добавил )

    Дворец барона А. Л. Штиглица
    на Английской набережной.
    Акварель Альберта Н. Бенуа.
    Конец 19 в.

    Журнал "Всемирная
    иллюстрация"
    (добавил
    )

    Фото второй
    половины XIX в.

    Интерьер церкви
    св. мч. Александры.
    (добавил Mary)

    Великий князь
    Павел Александрович
    и его жена греческая
    принцесса Александра.

    В 1917 г. дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов.

    В 1919 г. вел. кн. был расстрелян во дворе Петропавловской крепости.

    Церковь св. Александры

    При дворце вел. кн. Павла Александровича была церковь св. Александры. Освящение домовой церкви произошло в 1889 г. Храм находился на втором этаже поперечного дворового флигеля и был оформлен известным арх. Н. В. Султановым в древнерусском стиле.

    Подлинные царские врата XVII в. архитектор привез из подмосковного села Медведково. 2 апреля 1889 г. состоялась закладка церкви во дворце. Султанов создал для храма всю обстановку и церковную утварь: эскизы паникадила, блюда для благословения хлебов, кропила, семисвечника. Утварь изготовлялась в Москве на фабрике Овчинникова. Двухъярусный иконостас из золоченого цинка с 35 образами создали в в мастерской К. Е. Морозова. Обстановка создавалась в единой с интерьером стилистике: кресла, двери, столик для причастия, киот, плащаницы, кронштейны, подставки. Храм был расписан. Пологие своды были украшены травным орнаментом, среди которого в клеймах располагались изображения святых. Нижняя часть стен была расписана «полотенцами», над которыми по всему периметру церкви шла лента с посвятительным текстом, набранная древнерусским шрифтом. Вентиляционные проемы были закрыты решетками растительного рисунка.

    Княжеское место отделялось от посетителей темно-красной бархатной завесой с золотыми двуглавыми орлами.

    (по материалам статьи Ю. Р. Савельев «Петербургские интерьеры Н. В. Султанова. История Петербурга №5(9)/2002 )

    В 1897 г. фасад церкви был украшен лепными фигурами евангелистов и ангелов работы М. П. Попова.

    Церковь перенесена в царскосельский особняк вел. кн. после его переезда, где ее освятили под названием Благовещенской.

    Особняк барона А.Л. Штиглица. Акварели Луиджи Премацци, 1859-1862 (1869) ? гг.

    Художественную ценность представляют интерьеры дворца. Среди них выделяется парадная беломраморная лестница. Выход выполнен в виде арки с колоннами. Гостиная была украшена кариатидами. В отделке использовались драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотека отделана дубом. В концертном зале в медальонах Кракау разместил портреты композиторов. Живописец Ф. А. Бруни выполнил эскизы живописных панно "Четыре времени года".

    Через пять лет после окончания строительства, примерно в 1859-1862 гг., Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц.

    Внутренний двор был оформлен в формах барокко.

    1938-1939 - правый дворовый флигель надстроен на один этаж.

    1946-1947 - возвден один этаж над мавританским залом.

    С 1999 - дворец реставрируется для фирмы „Лукойл".

    11.2011. Бывший особняк барона Штиглица на Английской наб., 68, в Санкт-Петербурге передан в распоряжение Санкт-Петербургского государственного университета. http://karpovka.net/2011/11/08/28905/

    Здание закреплено за университетом на праве оперативного управления. Как будут использоваться его помещения, пока неясно.

    Как рассказал корреспонденту «Карповки» официальный представитель университета, прежде всего, в здании сделают ремонт, так как оно в нем нуждается. Наш собеседник обратил особое внимание, что особняк расположен рядом с Ново-Адмиралтейским островом, на который учебное заведение также претендует. (Miraru1.)

    [*] - 100 и112 стульев (из собрания Государственного Исторического музея). Москва, "Константа", 2000.)

    Дом барона Штиглица

    Рис. (л. 6 и 7), изображают фасад дома барона Штиглица, на Английской наб., в С.-Петербурге. Проект и исполнение принадлежит профессору А. И. Кракау. В последующих номерах журнала мы имеем в виду поместить планы и разрезы постройки, равно как и описание этого роскошного дома. («Зодчий», 1873, Вып. 2, С. 31)

    Конюшни в доме барона Штиглица, в С.-Петербурге, фасад которых изображен на листах 21 и 22, помещены нами как дополнение к чертежам этого великолепного дома, рисунки которого были приложены к №№ 2 и 3 «Зодчего».

    («Зодчий», 1873, Вып. 5, С. 64)

Князья и великие князья династии Романовых владели дворцами и поместьями в разных концах огромной страны: усадьба Ильинское под Москвой, принадлежавшая Сергею Александровичу, крымские имения Дульбер и Ай-Тодор, принадлежавшие соответственно Петру Николаевичу и Александру Михайловичу, а также поместье Брасово, которым владел Михаил Александрович и прочие, прочие, прочие. На берегу Невы расположен великолепный дворец, где жил великий князь Павел Александрович. Дворец Великого князя Павла Александровича, или Ново-Павловский дворец, расположился по адресу Английская набережная дом 68 (бывшая Набережная Красного Флота). В том уголке Питера что носит название Коломна. В облике дворца заметно влияние архитектуры итальянского ренессанса. Это выражается и в акцентировке главного фасада двухколонным коринфским портиком, и в обработке стен глубоким рустом, и в обрамлении окон сандриками различного рисунка. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. В формах барокко решен и внутренний двор, имевший выход на Галерную улицу. Первым владельцем особняка был барон А.Л.Штиглиц, по заказу которого его возвел в 1859—1862 годах архитектор А.И.Кракау, частично использовав стены двух старых жилых домов. Но обо всём по порядку. Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 году и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный архитектор С.И.Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке. В 1830 участок уже принадлежит выходцу из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам. Да простят мне читатели вольное отступление, но я не могу не рассказать о баронах. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию,основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром. В 1807 принял российское подданство, в 1826 пожалован титулом барона. Людвиг Штиглиц был одним из основателей Черноморского Пароходства и организатором одесского кредита. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору Крокау выстроить на этом месте дворец. Александр Людвигович унаследовал от отца огромное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев,занимавшуюся тогда уже организацией внешних займов для России. Соответствовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет. На строительство потратили огромную по тем меркам сумму - 3,5 миллиона рублей. До 1887 года дворец принадлежал барону Александру Людвиговичу Штиглиц - сыну барона Людвиг фон Штиглица. Дворец выделялся из всего что было построено до сих пор на Английской набережной. Решенный в духе модного тогда итальянского палаццо, фасад не изменился и дошел до нас в первозданном виде. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте. Через пять лет после окончания строительства, примерно 1859-1862 года, Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решен дворец внутри, кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица. Александр Людвигович строил железные дороги и производил бумагу, был банкиром и масштабным меценатом - строил школы, училища и музеи. Позже он отошел от предпринимательской деятельности и возглавил Государственный банк. Вскоре барон определенным образом породнился с Императорской фамилией... По отзывам современников, банкир был человеком необщительным. Часто он отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным, по мнению некоторых коллег-финансистов, было и то, что большую часть своего капитала Штиглиц поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: "Отец мой и я получили свое состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней все свое состояние" .

24 июня 1844 года, на даче Штиглицев в Петровском, под Петербургом появилась богато украшенная корзинка, в которой лежал младенец - девочка. В корзинке была записка, на которой указывались дата рождения девочки, ее имя - Надежда и то, что отца ее звали Михаил. По семейной легенде Штиглицев, девочка была незаконной дочерью Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая Первого. Девочке дали фамилию Июнева, в честь того прекрасного июньского дня, когда ее нашли. Барон Штиглиц удочерил ее и сделал своей наследницей, так как собственный детей у него не было и он был последним в роду. Барон Александр Людвигович скончался в 1884 году, оставив счастливому подкидышу просто грандиозное состояние в 38 миллионов рублей, недвижимость, финансовые структуры... и в том числе дворец на Английской набережной, цена которого, вместе с коллекцией произведений искусств в нем, тогда была 3 миллиона рублей. Однако Надежда Михайловна Июнева жила в другом доме на Большой Морской, вместе со своим мужемАлексндром Половцевым. Дом этот ей также подарил Александр Штиглиц. Они решили не переезжать во дворец и выставили его на продажу. Однако настолько дорогая покупка была по карману только избранным, и дворец три года простоял пустым.

Возвращаемся к дворцу. 

 Сильная тяга подчеркивает деление фасада на два этажа. Стены нижнего этажа обработаны рустами. Штукатурка стен верхнего этажа имитирует облицовку тесаным камнем. Наличники первого этажа с прямыми сандриками на кронштейнах просты и строги по рисунку. В бельэтаже наличники имеют вид портиков из двух колонн на пьедесталах, поддерживающих треугольный фронтон.

Центр главного фасада акцентирован портиком из двух колонн по сторонам входа. Плоскость фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой.



Художественную ценность представляют интерьеры дома. Среди них по богатству композиционного замысла выделяется парадная беломраморная лестница, стены которой декорированы коринфскими пилястрами на уровне второго этажа. Ей не уступает в отделке бывшая Гостиная, устроенная в пять осей и украшенная кариатидами. Рядом расположен Танцевальный зал — самое нарядное помещение дворца, декорированное коринфскими каннелированными колоннами. Выход на улицу со стороны лестничного помещения решен в виде арки, украшенной колоннами.

Дверь с площадки второго этажа ведет в центральное помещение парадной анфилады — комнату, обращенную окнами на Неву. Это была приемная, рядом с которой располагалась большая гостиная в пять осей, украшенная кариатидами. Три широких проема соединяли «Кариатическую» с танцевальным залом — наиболее эффектным и обширным помещением, украшенным коринфскими каннелированными колоннами.



В отделке широко использовались штофные драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотечная комната была отделана дубом. Камины из белого и цветного мрамора со скульптурными деталями играли существенную роль в декоративном оформлении парадных помещений. В концертном зале на падугах, в овальных медальонах, Кракау разместил скульптурные портреты композиторов.

Один из корифеев русской живописи — Ф. А. Бруни исполнил для интерьеров эскизы живописных панно «Четыре времени года».



И вот пред вашими глазами те самые акварели Луиджи Премацци .....

1 - Танцевальный зал 2 - Зал для ужина

3 - Концертный зал 4 - Библиотека во дворце А. Л. Штиглица

5- Гостинная

6 - Кабинет баронессы Штиглиц. 7 - Обеденный зал 8- Белая гостинная 9 - главный кабинет 10 - Голубая гостинная 11- Золотой зал 12 - Столовая

И вот в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причем "всего" за 1,6 миллиона рублей. Дворец был куплен по случаю предстоящего бракосочетания Павла Александровича и Принцессы Греческой, Александры Георгиевны. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально получил имя Ново-Павловский. Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере, те же, что были сделаны провел архитектор Месмахер. Единственным серьезным изменением стало устройство церкви во дворце. 17 мая 1889 года домовую церковь освятили. Церковь, построенная по проекту архитектора Н.В. Султанова, расположилась на втором этаже поперечного дворового флигеля. Была оформлена в древнерусском стиле. Ее двухъярусный резной иконостас из золоченого цинка с 35 образами являлся точной копией иконостаса одной из владимирских церквей XVII века .Идею устроить церковь в таком стиле подсказал великий князь Сергей Александрович. Архитектор поручил отделку церкви мастерской К. Е. Морозова. Они и выполнили иконостас, а так же отреставрировали царские врата из подмосковного Медведкова. Стилизованную утварь сделала мастерская Овчинникова. Освещалась помещение старинным медным паникадилом; утварь привезли из Греции. Воспроизводя убранство Троице-Спасского монастыря в Москве, стены покрывала орнаментальная роспись и изображения святых. В 1897 фасад церкви был украшен лепными фигурами ангелов и евангелистов работы М. П. Попова.

Церковь Мученицы Царицы Александры при дворце Великого князя Павла Александровича .

В 1891 году, после родов, Александра Георгиевна умрет. К тому времени у них уже была дочь Мария Павловна, а вот рождение сына Дмитрия закончилось для матери трагически. Лишь в 1902 году Великий князь женился второй раз, но зато как... Вопреки воле Императора он женился на разведенной Ольге Карнович, по первому мужу фон Пистолькорс ... Но про Палей и её потомков не стоит рассказывать тут. Упоминаем её только потому что именно из-за женитьбы на ней великий князь не мог жить в своём дворце, а вынужден был проживать во Франции. Только Николай II окончательно простил своего дядю лишь с началом Великой войны, когда Павел Александрович попросился в Россию послужить стране. 18 февраля 1917 городской дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. Церковь при этом была перенесена в царскосельский особняк, где ее освятили под названием Благовещенской. Дом Штиглица А.Л. (дворец Великого князя Павла Александровича). Главное здание.Южный фасад.

В годы советской власти дворец претерпел серьезные изменения - 1938-1939 года - правый дворовый флигель надстроен на один этаж. 1946-1947 годах - возведен один этаж над мавританским залом. Во дворце размещался сначала детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро - в то время в доме работали 1500 человек.

На октябрь 2008 года - пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города. Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор - московская компания "Синтез-Петролеум", которая вслед за предыдущим арендатором - ЛУКОЙЛом - не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания.

Особняк Штиглица передают Музею истории города
Пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города. Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор - московская компания Синтез-Петролеум, которая вслед за предыдущим арендатором - ЛУКОЙЛом - не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания. Как подтвердил вчера Игорь Метельский председатель КУГИ, в ближайшее время особняк Штиглица будет передан в безвозмездное пользование Музею истори..

Пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки.
Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города.
Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор - московская компания Синтез-Петролеум , которая вслед за предыдущим арендатором - ЛУКОЙЛом - не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта.
Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга , хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания.
Как подтвердил вчера Игорь Метельский председатель КУГИ , в ближайшее время особняк Штиглица будет передан в безвозмездное пользование Музею истории Санкт-Петербурга, который базируется в и на данный момент имеет 8 филиалов, в том числе .
В пресс-службе музея это событие комментируют пока осторожно. По словам ее сотрудников, официального извещения о передаче особняка они не получали , но им известно о готовящейся сделке. По информации музея, сейчас город готовит необходимые для передачи документы. Как именно будет использоваться здание, пока неизвестно.
По одной из версий, там может разместиться новый дворец бракосочетания .