Варианты портретной съемки. Понять эмоциональное состояние объекта съемки. Портретная фотосъемка: сюжет, идея, настроение

Съемка портрета является одной из популярнейших тем. Все хотят получить профессиональные кадры, но многие считают, что этому мешает их оборудование. Дешевый комплектный ("китовый") объектив может быть сдерживающим фактором, но его следует рассматривать скорее как вызов (смогу ли я?), чем ставить крест на хороших снимках. Есть много методов, когда фотограф может получить отличные портреты, используя китовый объектив. Давайте рассмотрим некоторые из них.

В самых общих чертах, в портретной фотографии целью снимка является лицо человека, в частности, наибольшее внимание уделяется глазам. Другие популярные методы включают в себя ограничение глубины резкости для того, чтобы получить слегка размытый, не отвлекающий внимание фон, а фокус сосредоточить на лице. Это ни в коем случае не догма (снимайте так, как вам нравится), а просто преобладающий способ, которым любят пользоваться фотографы при съемке портретов. Для нашего краткого урока мы полагаем, что вы будете следовать этому общему правилу.

Примечание: иногда, например, в поездке, вы захотите включить в кадр и окружающую обстановку, чтобы можно было понять, где вы находитесь. Мы не рассматриваем здесь подобные случаи, так как в уроке речь идет о портретных фотографиях, где центром внимания является человек, а не место, где он находится.


Акцент на глаза (или ближайший глаз при необходимости)

В портретной фотографии принято всегда фокусироваться на глазах человека. Глаза - зеркало души, и этим все сказано! Это означает, что они должны быть всегда резкими. Если вы снимаете человека с поворотом головы на широко открытой диафрагме, то фокусируйтесь на ближайший к камере глаз. Однако, при использовании китового объектива это, скорее всего, не будет проблемой, так как данный объектив не имеет такой широкой диафрагмы. Оба глаза, вероятно, попадут в глубину резко изображаемого пространства при диафрагме f/3.5 - f/5.6.

Поговорим о боке

Далее в этой статье пойдет разговор о методах, позволяющих достигнуть приятного боке при использовании китового объектива. Это требует комбинирования нескольких техник, так как китовые объективы уступают в светосиле более дорогим фикс-объективам, а также имеют небольшое фокусное расстояние, в отличие от телеобъективов. Поэтому эффект будет менее выражен.

Откройте диафрагму

Китовые объективы, как правило, имеют ограниченный диапазон открытия диафрагмы, то есть вы не сможете открыть ее также широко, как у более дорогих объективов. Используйте самую широкую диафрагму, которую может дать ваш объектив (обычно в диапазоне f/3.5 - f/5.6). Это поможет вам достичь эффекта боке на заднем плане и удержать внимание на человеке.


Используйте максимальное фокусное расстояние

Самые популярные китовые объективы имеют фокусное расстояние примерно от 18 до 70 мм (Nikon 18-70 mm или Canon 18-55 mm, например). Вам нужно использовать максимальное значение фокусного расстояния. Это позволит устранить искажения, которые появляются при съемке портрета на широком угле, а также, в сочетании с предыдущим советом, поможет размыть фон.

Подойдите ближе

Снимайте более крупным планом. Подойдите ближе к объекту съемки, чтобы даже обрезать некоторые части головы в кадре. В сочетании с максимальным фокусным расстоянием и открытой диафрагмой это также поможет создать эффект боке на фоне.

Держитесь подальше от фона

Если это возможно, убедитесь, что фоновые объекты находятся достаточно далеко. Это позволит достичь неплохого боке, а также устранить отвлекающие элементы на заднем плане.

Выбирайте однородный фон

Если вы хотите, чтобы главным объектом внимания на вашем снимке оставался человек, старайтесь выбирать фон для фотографии без ярких отвлекающих деталей. Хотя это бывает не всегда возможно, необходимо стремиться свести к минимуму наличие посторонних и отвлекающих внимание элементов. Тогда все внимание зрителя будет сосредоточено на человеке в портрете.

Если вы будете внимательно следовать этим советам, то сможете сделать хорошие портреты с комплектным объективом. Несмотря на некоторые ограничения они вполне способны дать хорошие результаты.

Практически каждому человеку хоть раз в жизни доводилось снимать людей. Если не своей камерой, то хотя бы тогда, когда его это просят сделать владельцы фотокамеры. Очень интересно рассматривать фотографии своих родных, близких и знакомых. И чтобы эти снимки не были похожими на фотографии на паспорт, водительское удостоверение или военный билет, прочитайте внимательно эту статью. Когда зритель после просмотра нескольких снимков начинает зевать, значит, фотографии не удались. Так постарайтесь снять так, чтобы при рассмотрении своих портретов у объекта съемки невольно на лице появлялись улыбка, восхищение, и вы могли услышать слова благодарности. А дети и внуки могли гордиться своими родителями, дедушками и бабушками.

С чего начинается хороший портрет?

Довольно часто перед съемкой люди начинают стесняться, комплексовать и зажиматься. Часто приходится слышать, что люди плохо получаются на фотографиях, они не фотогеничны. И из-за этого просто не хотят фотографироваться. Как они ошибаются!!! Это не они не фотогеничны, это фотограф, который их снимал прежде, относился к своей работе формально. Не бывает плохих моделей, бывают только плохие фотографы, которым нужно дружить с камерой, и любить и уважать людей.

Любого человека в мире можно снять так, что он себе очень понравится и скажет вам большое спасибо. Абсолютно любой человек фотогеничен, более того - чем необычнее человек, тем более выразительный и интересный можно сделать сюжет и даже жанровую фотографию.

Казалось бы, все очень просто: навел объектив фотокамеры на человека, нажал кнопку спуска, и портрет готов. Осталось только напечатать шедевры. Если бы все было так просто, то не было бы тонн унылых и неинтересных фоток типа «Здесь был Вася», «Я и моя Люся», «Я на фоне моря» и т.д. Такие снимки интересны только их владельцам, да и то только для того, чтобы снимки просто были.

Чтобы сделать хороший портрет, надо быть не только фотографом, но и психологом

Итак, с чего начинается хороший портрет? С терпения и наблюдательности. Хороший фотограф - это не только художник, но психолог. Не торопитесь нажать на спуск. Изучайте модель. Найдите характерные жесты, мимику, наклоны, повороты головы, реакцию на различные события. Для того чтобы сделать удачный кадр, часто приходится делать порядочную серию снимков. Большинство людей устают позировать уже после третьего дубля. Чтобы не прекращать съемки и добиться желаемого ведите непринужденный разговор.

Самое главное, по возможности, избегайте съемки «в лоб» - это не интересно. Вовсе не обязательно, чтобы объект съемки смотрел строго в объектив и, вымученно улыбаясь, ждал, пока «вылетит птичка». Даже дети знают, что из современного «цифровика» давно уже не вылетают птички. Придумайте шутку, вспомните анекдот, что-нибудь смешное, тогда на лице модели появится естественная, радостная улыбка. Или расскажите что-то интересное, увлекательное. Общайтесь с моделью, втяните в разговор, тогда выражение лица будет естественным. Следите за мимикой, снимайте, когда появятся выразительные эмоции. Детям приготовьте конфету, мини-сюрприз и т.д. Когда вы из-за спины перед нажатием на кнопку спуска вытащите шоколадку или игрушку, на лице ребенка непроизвольно появится восторг. Вот тогда и воспользуйтесь моментом. Если ребенок незнакомый, потратьте немного времени, чтобы стать для него своим. Маленьким детям нужно немного времени, чтобы изучить незнакомого человека. Поначалу ребенок может капризничать, демонстративно корчить рожицу, отворачиваться. Проявите терпение и изобретательность, тогда ваши усилия будут вознаграждены отличными снимками.

Хорошо, просто замечательно, когда люди смотрят в сторону, а не в объектив. Когда люди в момент съемки увлеченно занимаются своим делом, снимки будут естественными, и не напряженными. Непостановочные снимки, сделанные «по ходу дела» - наиболее интересные. На них обычно люди выглядят расслабленно, естественно. Они лучше раскрывают человека и позволяют его запечатлеть таким, каким он выглядит в жизни. Непостановочный портрет передаст характер, без натянутых поз и искусственных улыбок. Художественная ценность такого портрета будет намного выше.

Хорошо, когда человек на портрете смотрит не в объектив, а в сторону

После того, как вы определились с моделью и мысленно видите будущий кадр, осталось его реализовать на практике. Возникает вопрос с кадрированием. То есть нужно так выстроить границы будущего кадра, чтобы все в нем оказалось уравновешенным. Очень важный момент: постарайтесь, чтобы в кадре было как можно меньше лишнего. Объектив фотокамеры фиксирует все, что мы порой просто не замечаем. И тогда на снимке может оказаться совершенно посторонний человек, чья-то рука, голова, предметы, не имеющие никакого отношения к сюжету. Если можно что-либо удалить из кадра без ущерба для фотографии, убирайте смело. Снимок от этого только выиграет. Оставлять в кадре нужно лишь те предметы и элементы окружения, которые помогут дополнить композицию портрета. Например, очень хорошо, когда на портретной фотографии присутствуют руки портретируемого. Они могут добавить выразительности, лучше раскрыть характер человека. Портрет хорошо может дополнить лишь один предмет: шляпа, трубка, мобильный телефон и т.д. Однако когда предметов много, взгляд теряется.

Не располагайте модель строго по центру. Когда человек на снимке находится в самой середине кадра и строго смотрит в объектив, это не самая удачная фотография. Гораздо лучше, если вы сместите объект немного в сторону: влево или вправо. Но не перестарайтесь. Если будет слишком много пустого пространства, то такая фотография будет казаться неуравновешенной.

Портрет во весь рост

Если вы хотите снять человека во весь рост, например на фоне моря или горного пейзажа, не старайтесь одновременно запечатлеть также и всю полноту красивого пейзажа. Вы должны снять либо пейзаж, либо человека. Одновременно снять все «в одном флаконе» не получится. Поэтому кадрируйте снимок так, чтобы человек не терялся на фоне пейзажа. Он должен быть передан достаточно крупно, узнаваемо. А задний план захватите так, чтобы он лишь был удачным фоном. Вспомните старые бабушкины фотографии, когда в фотосалонах были модными рисованные пейзажи: только самая малость, небольшой характерный фрагмент. И вы постарайтесь, чтобы зритель увидел не пейзаж, а именно портрет.

При съемке портрета в полный рост не обязательно ставить модель по стойке смирно

Перед тем как сделать снимок, еще раз посмотрите - нет ли ничего лишнего на снимках. Возьмите за правило перед нажатием на кнопку спуска еще раз все перепроверить. Очень часто на снимках видны пустые пластиковые бутылки, стаканы, пакеты и прочий мусор. Поначалу их фотограф их просто не замечает. Старайтесь, чтобы не было в кадре различных «некрасивостей»: железяк, труб, заборов, старых гнилых досок и прочего хлама. Если, конечно, все это не является авторской задумкой для фотоконкурса на экологическую тематику. Снимок должен быть уравновешен по композиции: много неба, моря и так далее, и на фотографии окажется слишком много пустого пространства, которое не работает на замысел, в этом случае на портрет.

Еще одна распространенная ошибка: обращайте внимание, чтобы из головы человека ничего «не росло». Довольно часто на снимках за головой торчит фонарный столб, дерево, ветка и т.д.

Старайтесь перед тем, как сделать снимок проследить, чтобы одежда сидела нормально, была чистой, на ней не было пятен, грязи. Либо перекомпонуйте кадр, чтобы исключить из кадра неудачные участки. Поправьте одежду, прическу, если нужно. Проследите, чтобы на заднем плане не было посторонних людей. Лучше немного подождать и выбрать момент, когда сзади не будет посторонних людей, чем снять рядом с близким человеком случайного прохожего.

Фотография смотрится намного лучше, если разделена на три части, как по вертикали, так и по горизонтали, а сюжетно важные элементы (голова, глаза, рот) расположены в пересечении этих частей.

На групповом портрете старайтесь ставить людей плотнее друг к другу

Групповой портрет снимать нужно так, чтобы люди стояли близко друг к другу, чтобы между их плечами не было просветов. Высокие должны располагаться немного дальше, детей можно поставить на передний план. Разумеется, в этом случае все должны смотреть на фотографа. Когда кто-то зевает, смотрит в сторону или закрыл глаза, то снимок уже неудачен, и его нужно сделать заново. Диафрагму следует зажимать так, чтобы кадр был резок по всему полю - f8 и больше. Выдержку установите не более 1/60 секунды, чтобы избежать «шевеленки».

Снимать портрет вовсе не обязательно в полный рост, можно снять человека и по пояс. В этом случае руки уже играют более важную роль. Хорошо, когда они не просто висят. Можно снять человека, когда он разговаривает по мобильному телефону, держит в руках букет цветов, курит и т.д. Такие снимки более выразительны. В каждом случае проверяйте - подходит ли выбранный вариант вашей модели. Не надумана ли поза, окружение, сюжет. Например, не стоит снимать подростка с сигаретой, крепкого мужчину с букетиком цветов, а хрупкую женщину с бензопилой.

Поза человека должна быть расслабленной, модель не должна стараться изо всех сил выпрямить спину и т.д. это смотрится неестественно. Хорошо смотрятся портреты, когда модель развернута под углом сорок пять градусов к камере, и при этом непринужденно наклоняет голову. Естественная улыбка не будет лишней.

Когда человек сидит, обращайте внимание на ноги. Можно попросить скрестить голени. Но ситуаций, когда модель кладет ногу на ногу лучше избегать, это портит кадр.

Крупный план

Неплохие и довольно интересные портреты получаются крупным планом, когда на фотографии передано только лицо или даже часть лица. Совершенно не будет ошибкой, если вы лицо не полностью впишете в границы кадра. Можете смело убрать макушку, уши и даже оставить только лишь одни глаза. Это ваше право - взгляд фотографа может быть оправдан в любом случае, когда на снимке человек хорошо узнаваем. Лучше показать характерный взгляд человека, чем мутный и невзрачный портрет во весь рост по стойке смирно. Когда снимается портрет крупным планом, то возрастает изобразительная нагрузка на каждый элемент, все здесь становится важным. Поэтому косметика, прическа, небритость и т.д. - все это будет хорошо заметным.

Необязательно, чтобы лицо модели поместилось в кадр целиком

Ракурс

Конечно, портреты смотрятся замечательно, когда фотокамера расположена именно на уровне глаз модели. В таком случае получается прямой контакт с человеком. Но это не всегда самое лучшее решение. Есть десятки различных вариантов, и ваша задача - выбрать из них наиболее интересный и динамичный, чтобы показать человека с лучшей стороны. Вы можете снимать снизу, сверху, сбоку. Кроме того, у людей часто бывают недостатки: лысина, низкий лоб, крупный нос и т.д. Снимая, нужно стараться не акцентировать внимание на недостатках. По возможности их нужно скрывать.

Когда у модели очень маленькие глаза, снимайте с близкого расстояния, чтобы камера была ближе к глазам, и немного сверху. Если нос с горбинкой, снимайте спереди. Если лицо у человека вытянуто, то снимать нужно сверху, если же лицо широкое, то снизу. Когда нос большой, попытайтесь изменить точку съемки - немного ниже лица, модель при этом должна немного откинуть голову. Людей, склонных к полноте, не стоит снимать в профиль - нужно найти точку, чтобы двойной подбородок был незаметен. За лысеющим человеком расположите темную ткань или подберите темный фон - лоб и голова будут темнее.

При съемке портрета будьте деликатны, старайтесь смягчать недостатки модели

Будьте всегда деликатны и уважайте людей, тщательно скрывайте на снимках их недостатки. Например, если снимаете пожилых людей, не делайте это с близкого расстояния, крупным планом, чтобы все морщинки и фактура кожи выступали на передний план и напоминали о возрасте. Пожалейте нервы людей. Если не снимаете специально старость как таковую, сделайте так, чтобы снимок не был слишком резким, смягчите его. Для этого раскройте шире диафрагму (f2-4) и не снимайте в жестком свете.

Глубина резкости снимка

Для портретной съемки глубина резкости имеет очень большое, можно сказать ключевое значение. Только портрет во весь рост должен быть целиком резким, и то не всегда. Для этого диафрагма может быть установлена на f5.6-f11 и даже выше, если позволяет камера. Очень выигрышно смотрятся портреты с размытием, когда портретируемый отдален от заднего плана. Это достигается за счет широко раскрытой диафрагмы f2-f4, в этом случае глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) сильно уменьшается. И все, что после объекта фокусировки и перед ним, оказывается «размытым». Перед человеком в этом случае не должно быть посторонних предметов. За ним фон должен быть по возможности однотонным, без различных отвлекающих деталей. Хорошо, когда эту роль выполняет листва деревьев, морская синева, горная дымка или небо. Хуже, когда это жилые многоэтажки, резкие ветви оголенных деревьев, заводские трубы и т.д.

При фокусировке следите за тем, чтобы в фокусе находились глаза. Снимок будет казаться нерезким, если глаза окажутся не в фокусе даже если рот, нос получатся сверхрезкими. Глаза должны быть всегда четкими, ясными, открытыми - это зеркало души. Портрет будет вполне удачным, когда в зоне резкости окажутся только одни глаза. Если нет возможности передать резкими оба глаза, наведите фокус на глаз, который ближе к зрителю.

Портреты с размытым задним планом выглядят очень выигрышно

Для съемки портретов подходят телеобъективы. Чтобы отделить человека от фона и сделать размытым фон, нужен именно «телевик». Для съемки портрета подойдут объективы с фокусным расстоянием от 50 мм (стандартный) и выше в эквиваленте для 35-миллиметровой пленки. Снимать человека широкоугольным объективом не стоит, вы получите искаженные пропорции лица. Хотя для съемки групповых портретов, разумеется, нужен именно широкоугольный объектив, либо придется отходить на очень большое расстояние, что в большинстве ситуаций просто неприемлемо.

Освещение

Успех портрета зависит от света. Свет - важнейшая составляющая портрета. При каком свете снимать? Однозначно самое лучшее освещение - это дневной свет, тогда вы можете выставить минимальное значение чувствительности 100 ISO и даже 50 ISO, если позволяет камера. Низкая чувствительность обеспечивает более качественное и детализированное изображение, лучшие тональные переходы, чистые и сочные цвета.

Чем выше чувствительность ISO, тем грубее и «грязнее» изображение, которое проигрывает по приближенности к оригиналу. Поэтому определите максимальную допустимую чувствительность вашей камеры, когда кожа не выглядит как серая наждачная бумага.

Иногда чувствительность умышленно завышается, чтобы создать искусственно эффект зернистой пленки для черно-белой фотографии. Но это скорее исключение, чем правило.

Даже если освещения достаточно для съемки с рук, лучше установить камеру на штатив и попросить модель не двигаться. Резкость и четкость снимка от этого выиграют. Но все должно быть в разумных пределах. Даже если камера на штативе, очень длинная выдержка не поможет - модель ведь живой человек и все равно делает какие-то маленькие движения. Если есть в камере или объективе стабилизация, то эту возможность обязательно используйте, снимок выиграет по микрорезкости.

При съемке в помещении можно подсветить лицо модели заполняющей вспышкой

В какое время снимать днем? Самое плохое время - это середина солнечного дня, полдень. Солнце находится высоко, свет ослепительно яркий, а тени получаются резкими и глубокими. При съемке в тени лица получаются почти черными. В таких случаях нужно включать режим заполняющей вспышки. Она позволит намного смягчить тени и сделает лицо равномерно освещенным. Если есть возможность, снимайте утром или ближе к вечеру, когда солнечный свет становится мягким, очень хорошим с точки зрения фотографии. Это самое удачное время. Очень хорошие условия для фотосъемки в пасмурную погоду. Равномерное, мягкое освещение способствует получению хорошо проработанных мягких портретов. Но и тогда часто бывает желательно использовать заполняющую вспышку, особенно если на улице темновато.

Если снимаете портрет в помещении, старайтесь днем использовать свет из окна. Откройте шторы, встаньте спиной к окну так, чтобы свет из окна падал на модель. Свет от встроенной вспышки - не самое лучшее решение для съемки портретов в помещении. Нужно учитывать, что с расстояния ближе одного метра встроенная вспышка превращает лицо в белый плоский блин. А далее трех или шести метров, в зависимости от модели камеры, встроенная вспышка практически уже бесполезна. Поэтому в ресторанах, банкетных залах, домах торжеств не снимайте портреты со встроенной вспышкой на больших расстояниях, особенно с применением зума. Вы получите намного лучший и качественный результат, если будете снимать с использованием дополнительной внешней вспышки. Для портретов в помещении это оптимальное решение. Разумеется, самый лучший результат обеспечат профессиональные осветительные приборы. Но это очень дорого, да и неудобно. Внешняя вспышка достаточно недорогое и в то же время легкое и компактное решение вопроса освещения. Снимки будут заметно лучше, чем со встроенной вспышкой. Лучше, когда внешняя вспышка имеет поворотную головку, тогда можно «выстелить» ею в потолок, чтобы получить рассеянное равномерное освещение. Но когда потолки очень высокие, цветные и имеют неровную форму, то они поглощают свет от вспышки. В таких случаях нужно наклонить головку блица в сторону человека. По возможности старайтесь не «пыхать» в лоб.

Если снимаете портрет человека ночью, на фоне ночной темноты, кроме вспышки можно использовать фонарик. С его помощью можно добиться интересных эффектов, подсвечивая модель.

В творческом плане нет никаких ограничений: если есть модель, значит, должна созреть и фотография. Как это будет сделано - решать вам. Иногда можно сделать самую удачную фотографию, нарушив все правила. И только тогда этот снимок понравится модели. Но для этого нужно очень хорошо знать правила и уметь их применять на практике. Тогда смело их нарушайте: экспериментируйте, пробуйте, иначе не будет движения вперед в фотоискусстве. Ведь кто-то должен открывать новые горизонты.

Вообще-то не стоит помещать модель в центре кадра, но иногда эксперименты с композицией получаются очень удачными

Основывайтесь на внутреннем видении, на том, что подсказывает подсознание. Если внутри все протестует, значит, так поступать не нужно - ищите другую композицию, свет, ракурс, перебирайте разные варианты, делайте серии снимков. Если фотография нравится прежде всего вам, вызывает желание ее долго рассматривать, то вы на правильном пути.

При съемке портретов ощущаются все преимущества цифровых технологий. Не приходится ждать, пока проявленную пленку вернут из лаборатории, результат вы сразу видите на дисплее, и если он не понравится, можно сразу переснять. Вообще, не стоит ограничиваться одним кадром - всегда полезно сделать несколько снимков, а затем отобрать лучший из них для печати. Кто-то получится с закрытыми глазами, кто-то отвернется в сторону, изображение может оказаться недостаточно четким, что не сразу увидишь на ЖК-дисплее, и т.д. Поэтому всегда стоит делать дубли.

В большинстве цифровых камер есть режим портретной съемки - на практике он часто дает неплохой результат. И если у вас еще нет навыков ручной съемки, бесспорно, лучше использовать портретный режим, чем полностью автоматический. Разумеется, более гибкие возможности и полный контроль обеспечивает режим ручной съемки, когда вы можете установить нужную диафрагму, выдержку, чувствительность. Если снимаете цифровой зеркальной камерой, то наиболее подходящие объективы для портретной съемки это «фиксы» - объективы с фиксированным фокусным расстоянием 85 мм и 100 мм, а также 135, 150, 180 и 200 мм. Только при этом нужно учитывать, что фокусные расстояния увеличиваются при использовании их на цифровых камерах с «кропнутой» матрицей. Соответственно, рассчитывать габариты помещения, где будет производиться съемка. Зумы обеспечат менее качественный результат, но пользоваться ими, несомненно, удобнее. Особенно когда нет времени на «зумирование» ногами, нет возможности отойти дальше или во время репортажа, экскурсии и т.д.

Из зумов наиболее предпочтительными будут объективы с фокусными расстояниями 70-200 мм. Все остальное - дело вкуса и финансовых возможностей. Но есть и откровенно плохие объективы. Поэтому перед покупкой посмотрите в интернете тестовые снимки, примеры, пообщайтесь на форумах и только потом уже покупайте, чтобы не менять его на более удачный.

При сложном, резком освещении кадр спасет правильная экспокоррекция

Если при съемке портретов «на автомате» результат не устраивает, а с ручными настройками возникают проблемы, то можно сделать автобрекетинг - серию снимков с разной экспозицией, - а затем отобрать лучший. Цвет кожи людей не одинаковый: у кого-то светлее, у кого-то темнее, поэтому поверхность кожи по-разному отражает свет. В связи с этим, требуется вносить экспокоррекцию, чтобы цвет кожи получился на снимке естественным.

Если есть возможность, снимайте в формате RAW, затем проще будет исправить недостатки на компьютере. Результат после обработки будет более качественным, чем если бы вы снимали в формате JPG.

Возможности современного программного обеспечения огромны. Используя их, можно существенно улучшить снимки. Можно исправить неудачную экспозицию, сделать кадр резче или мягче, выправить тени, из нескольких кадров скомпоновать один, убрать все лишнее. И даже волшебным образом можно изменить возраст - сделать лицо молодым и красивым. Современные программы позволяют переодеть модель в другую одежду, изменить прическу и даже мимику.

Только одно неисправимо: пересвеченные и смазанные фотографии остается только удалить. Но не спешите сразу удалять все неудачные снимки. Они еще могут пригодиться вам - и не только для анализа собственных ошибок. Нередко неудачный снимок можно вполне удачно обработать в редакторе, умело применив фильтры, различные эффекты, и тогда фотография превратится в фотокартину, получится очень удачный стилизованный художественный портрет. Его даже можно распечатать на специальном холсте для струйной печати. Остается только одеть в багетную раму и повесить на стенку.

Если модель забудет о том, что ее снимают, получится отличный, естественный кадр

Снимайте больше, и тогда ваши снимки будут улучшаться с каждым разом. Фотографируйте постоянно, благо с цифровиком не нужно экономить на пленке. Учитесь на примерах хороших работ. Внимательно рассматривайте работы мастеров - фотографов, художников, скульпторов. Берите их приемы на вооружение. Учитесь. Но при этом старайтесь искать свой путь в фотографии. Помните о главном: человек, которого вы снимаете, требует внимания. Каждый человек чем-то отличается от другого. Подчеркивайте и усиливайте его индивидуальность. Исправить на компьютере можно практически все, кроме безразличного взгляда.

При проведении портретной съемки фотограф должен учитывать множество особенностей и нюансов, от которых зависит качество конечного результата.

Свет - наше все

Перед началом съемки студийного портрета следует позаботиться о качественном освещении. Оно поможет наделить изображение объемом. Грамотно выставленный свет позволит подчеркнуть сильные стороны модели, одновременно скрыв ее недостатки. Часто начинающие фотографы, установив и настроив софтбоксы единожды, считают работу со светом завершенной. Каждая съемка женского портрета требует индивидуального подхода. Меняйте угол падения света, делайте пробные снимки, экспериментируйте до тех пор, пока не добьетесь идеального результата.

Для портретной съемки в студийных условиях чаще всего применяются следующие схемы постановки света:

  • Раздельный свет;
  • Петля;
  • Бабочка;
  • Свет Рембрандта.

Раздельный свет

Предполагает хорошую освещенность одной стороны лица (например, правой) и некоторое затенение другой (соответственно, левой). Эта схема редко используется при съемке женского портрета.

Петля

@Евгений Карташов

Такая схема предполагает появление на одной из щек тени, отбрасываемой от носа модели. Добиться такого эффекта можно расположив свет выше уровня глаз. Конкретный угол падения подбирается в зависимости от типа лица и особенностей внешности.

Бабочка

@Евгений Карташов

При такой схеме освещения, под носом модели появляется затемнение, форма которого напоминает бабочку, от чего и произошло название. Софтбокс находится за фотографом и выше глаз героини. «Бабочка» применяется для съемки моделей возрастом выше среднего, так как получаемая тень прекрасно скрывает морщины.

Свет Рембрандта

С использованием данной схемы создаются выразительные, эмоциональные изображения. В отличие от петли, тень от носа сливается с тенью от щеки, таким образом создавая освещенную область в виде перевернутого треугольника на затененной части лица. При такой съемке в глазах модели видны блики.

Композиция: правила, особенности

Это широкое понятие включает множество деталей: построение кадра, фон, поза и т. д. Грамотный фотограф обязательно должен изучить правило третей. Это необходимо и для того, чтобы знать, когда его можно нарушить.

Суть правила состоит в определении четырех точек, называемых зрительными центрами. На них и будет обращено основное внимание зрителя. В этих точках должны располагаться наиболее важные объекты съемки: лицо модели, глаза, элементы одежды или аксессуары (букет невесты), детали интерьера.

Центр фотографии должен зависеть от важности элементов фона. При наличии объектов, требующих внимания зрителей, модель располагается справа или слева фотографии. Если фон нейтрален, героиня сюжета должна находиться по центру.

Секрет успешной съемки портрета - в умении выделять главное, не забывая про второстепенное, и полностью отбрасывая лишнее. Не следует кадрировать конечности в суставах, так как будет отсутствовать эстетичность. Главный элемент лица модели - глаза. Именно на них должен быть фокус. Ошибкой можно считать резкие уши и волосы. Неэстетичный элемент - ноздри, которые становятся хорошо видны при нижнем ракурсе или высоко поднятом подбородке. Противоположная ошибка - отсутствие шеи, что недопустимо на портретной фотографии.

Одежда

Одежда модели при портретной съемке должна гармонировать с фоном. Рекомендуется избегать броских рисунков и отдавать предпочтение однородным тонам. Не забывайте о способности цвета одежды подчеркивать и скрывать особенности фигуры. Черный, например, стройнит, белый - подчеркивает изящные линии фигуры стройной модели.

Экспериментируйте, и все у вас получится!

Обожаю портретную фотосъёмку! И, я уверен, многие из вас тоже являются почитателями этого жанра фотографии. Портрет является одним из самых трудных, но в тоже время и самым увлекательным и многогранным видом фотографии. И, чтобы снять не просто идеально качественный, отретушированный портрет, а запечатлеть душу человека, его эмоции, важно уловить нечто большее, чем простое сходство.

Осуществляя портретную фотосъёмку, следует знать не только как можно больше технических тонкостей и нюансов, но и уметь выразить характер и индивидуальность человека, а также иметь собственное творческое видение.

С помощью этих 20 советов, я надеюсь, вы сможете улучшить свои навыки портретной фотосъёмки и превратить процесс создания хорошего фотопортрета в настоящее искусство.

Гениальный фотограф Анри Картье-Брессон известен тем, что умел моментально распознать значимость происходящего и запечатлеть любую сцену в её самый пиковый момент, «решающий момент», как он это называл. Нажать на затвор в нужный, решающий момент, когда всё на своем месте, это залог не только хорошего портрета, но и любой другой фотографии.

Момент, который максимально сможет раскрыть характер, чувства и индивидуальность человека. Помните, что самые интересные выражения лица появляются в долю секунды и так же внезапно исчезают, поэтому всегда будьте предельно внимательны, чтобы вовремя распознать их и успеть «схватить».

Тело имеет свой язык, поэтому поза человека очень важна в портрете. Ведь именно по самой позе, положению рук и ног человека, изображённого на портрете, мы судим о его настроении и характере. Любая поза, будь то снимок крупным планом, бюстовый портрет или фото в полный рост, начинается с постановки ног, так как именно правильное положение ног определяет нужное общее положение всего тела человека.

Идеальным вариантом считается, если объект съёмки стоит перед камерой не прямо, а слегка повёрнут под небольшим углом, а вес тела перенесён на дальнюю от камеры ногу. В такой позе человек выглядит естественнее и стройнее.

Руки могут, как и оживить позу человека, раскрыть определённые черты его характера, так и непоправимо испортить портрет. Если рукам отводится одна из главных ролей в фотопортрете, то следует учитывать, что они будут выглядеть тоньше, изящнее и элегантнее, если будут расположены выше уровня талии, кисти слегка направлены вверх и развёрнуты к камере боковой стороной, а запястья слегка согнуты. Такое положение рук является наиболее приятным для глаза и ваши клиентки непременно это оценят.

Положение головы в фотопортрете имеет одно из решающих значений. Учитывая форму лица модели в фас и в профиль, постарайтесь найти наиболее выигрышное положение головы. Старайтесь избегать как чрезмерного разворота или наклона головы, так и прямой съёмки анфас.

Чтобы на фото был виден чёткий нижний контур лица, изображение было объёмным и не было симметрии, придерживайтесь следующего положения головы: подбородок слегка поднимается, голова подаётся немного вперёд, поворачивается в сторону и наклоняется. Следите, чтобы все эти повороты и наклоны производились в разумных пределах и сохраняли естественность и непринуждённость позы.

Я выкатился из постели и сделал два снимка на свою веб-камеру. Обратите внимание как они отличаются между собой при небольшом повороте и наклоне головы.

Если есть сомнения, по поводу того, какую схему освещения выбрать, применяйте классическое и простое «Рембрандтовское» освещение, которое способно подчеркнуть не только скульптурные черты лица, но и цвет, и текстуру кожи. Поместив осветительные приборы, как на горизонтальной, так и на вертикальной плоскости, под углом 45 градусов к объекту фотосъёмки, вы сможете достичь эффекта классического портрета в самые кратчайшие сроки.

Хотя лично я использую эту схему освещения, когда у меня нет времени или я заранее не знаю, как выглядит клиент, а также в других непредвиденных ситуациях. При такой постановке света следует убедиться, что тень от носа падает на щеку, образуя треугольник, а глаз на теневой стороне лица имеет блик, иначе на фото глаза будут казаться пустыми и безжизненными.

Фэшн-фотограф, Виктория Джексон (Victoria Will Jackson), показывает пример освещения стиля Рембрандта на семинаре. Еще один свет с черным фоном. (Фото Daniel Sone)

Чтобы ваша съёмка проходила легко и быстро, спланируйте всё до мелочей заранее. Составьте чёткий план, определите место, оговорите с клиентом все детали съёмки, проверьте и установите оборудование, придумайте несколько идей, создайте на съёмочной площадке непринуждённую обстановку, чтобы клиент чувствовал себя легко и расковано.

Тщательное планирование поможет вам избежать любых технических проблем и неприятных сюрпризов, и, поскольку вы будете готовы к самому неожиданному сценарию, вы точно не упустите нужный момент.

В большинстве случаев я работаю соло, но в некоторых ситуациях услуги ассистента просто необходимы. Согласитесь, достаточно удобно иметь под рукой , который будет удерживать отражатель света, следить за техникой, помогать выстраивать позы, поправлять что-то, отслеживать имена людей, которых вы снимаете и выполнять множество других ваших поручений. Так вы сможете лучше сосредоточиться на своей основной ​​работе, и вам не нужно будет в ходе важной съёмки отвлекаться на многие мелочи.

Даже простое держание отражателя может оказаться огромной помощью для фотографа. (Фото Daniel Sone)

Совет 8 — Установите нужную глубину резкости (DOF)

Во время портретной съёмки глубина резкости имеет одно из ключевых значений. Именно она позволяет подчеркнуть главное в портрете и скрыть второстепенное. Вам не обязательно уметь выполнять все сложные математические расчёты, чтобы высчитать точную глубину резкости для каждого снимка, но вы должны иметь хорошее представление о том, что именно влияет на резкость и как её можно изменить.

Вы должны знать, как значения установленной диафрагмы и расстояние от камеры до объекта влияет на ГРИП, чтобы, регулируя дистанцию, правильно выбрать каким объективом, длиннофокусным или широкоугольным, лучше снимать в той или иной ситуации.

Главное в портрете это сам объект съёмки, поэтому всегда старайтесь отделить его от фона. В портрете не должно быть никаких отвлекающих элементов заднего плана. Помните, что человеческий взгляд непроизвольно привлекают яркие цвета, текст, человекоподобные формы и фигуры, поэтому лучше держать их вне кадра, чем потом заниматься ретушированием. Так как при съёмке на улице фон очень редко бывает однородным, внимательно следите, чтобы деревья и другие подобные предметы не “росли” из головы клиента.

Помните об этом каждый раз, когда имеете дело с глянцевыми или отражающими поверхностями, такими как очки, полированная мебель, зеркала и окна. Если всё же не удаётся избежать блестящих поверхностей в кадре, то, чтобы уменьшить блики от них, следует наводить камеру не перпендикулярно отражающей поверхности, а под определённым углом. И хотя вы можете использовать такие блики для создания художественного эффекта, помните, что, как правило, они значительно отвлекают внимание от самого объекта съёмки.

Хотя я использовал Стрипбокс, у меня получился основной свет почти перпендикулярно камере, поэтому я переместил отражатель как можно дальше от глаз,насколько это было возможно. (Фото Daniel Sone)

Подбирайте цветовые отношения в соответствии с темой и целью вашей фотосессии. Различия в оттенках, насыщенности и светлоте могут быть достигнуты путём регулирования местоположения и степени яркости осветительных приборов, изменением фокусного расстояния или угла съёмки, настроек камеры и т.д. Повышая или понижая контраст изображения и насыщенность цветов, вы можете не только изменить внешний вид портретируемого, но и полностью изменить сообщение, которое пытаетесь донести зрителю.

Обратите внимание на резкое изменение контрастности, а также на общее настроение путем простого изменения расположения источника освещения. Обратите также внимание как поменялся контур лица(Фото Daniel Sone)

Если глаза видны в кадре, они обязательно должны ловить свет и иметь блики. Без бликов глаза на фото выглядят “мёртвыми”. Обязательно убедитесь, что хотя бы в одном глазу вашей фотомодели есть блик, это не только сделает глаза ярче, но и в целом оживит весь снимок.

Даже если ваша цель ‒ передать пустой, безжизненный взгляд, присутствие света в глазах также необходимо. Имейте в виду, что форма, размер и положение самого светового блика в глазах имеют решающее значение при передаче настроения и характера человека.

Этот крупный план показывает как блик подчеркивает и привлекает внимание. (Фото Daniel Sone)

Я имею в виду не медицинскую аптечку с бинтами, марлей и лекарствами, а что-то типа косметички для нужд клиента. Ведь во время портретной съёмки у нас не всегда есть возможность пригласить визажиста или парикмахера. Поэтому просто необходимо иметь при себе своеобразную “аптечку” с вещами, которые могут оказаться полезными в нужный момент, особенно при выездной фотосъёмке.

Ваш набор должен включать в себя небольшое косметическое зеркало, резинки или заколки для волос, английские булавки, салфетки для лица, одноразовые расчёски, влажные гипоаллергенные салфетки и прочие мелочи, при помощи которых вы можете быстро устранить блестящие лбы и носы, зафиксировать непослушный локон или даже освежиться в жаркие дни.

Она была благодарна мне за то, что у меня оказалось под рукой маленькое зеркальце и расческа. Ее сумочка с комплектом макияжа была в машине в более 75 метрах от съемки. (Фото Daniel Sone)

Совет 14 — Что ещё должно быть в сумке фотографа

Вам также понадобится и небольшая медицинская аптечка, особенно, если фотосессия проходит в парке, лесу или на пляже. На такие съёмки я обязательно беру с собой защитный крем от солнца, спрей или другое средство от укусов насекомых.

Для своего фотооборудования я ношу пластиковые пакеты (в случае дождя), запасные батарейки, пустые карты памяти, скотч, очистители линз и всякие другие фото штучки. Если вы работаете в одиночку, все эти вещи просто необходимо всегда держать под рукой.

Позирование для портрета достаточно быстро утомляет любого человека, так что старайтесь не затягивать съёмку и проводить её быстро и оперативно. Во время выездной фотосессии иметь своё снаряжение, особенно объектив, вспышку, или штатив где-то “там” ‒ в машине, например, это почти то же самое, что не иметь его вовсе.

Ведь когда в самый разгар съёмки вдруг оказывается, что вам нужно бежать куда-то за нужным объективом, это не только отбирает у вас драгоценное время, раздражает клиента, но и может полностью перечеркнуть весь день съёмки. Быть готовым это значит не только иметь что-то вообще, а иметь это под рукой в нужный момент.

Совет 16 — Получите соответствующие разрешения и подпишите контракт

Клиенты ожидают от фотографов некой доли магии и волшебства, особенно когда они думают, что всё можно легко исправить с помощью программы . Каждый раз, когда вы приступаете к работе, заключайте контракт, в котором чётко прописано, будете ли вы применять ретушь, какой её вид и сколько времени это займёт. Это фактор, который в определённой мере влияет и на ценообразование.

Заранее побеспокойтесь о том, чтобы у вас были соответствующие права и разрешения для фотосессии в том месте, где вы планируете проводить портретную съёмку. Даже некоторые общественные парки требуют разрешения использовать свою территорию для профессиональной фотографии или других целей за пределами «нормального использования» (что бы это ни значило). Да, и ещё, контракт следует подписывать перед началом работы.

Кроме контракта, попросите, чтобы ваша модель подписала специальную форму, которая называется “модель релиз”, особенно если вы планируете использовать её изображения для других целей, например, рекламы, фотовыставок, иллюстраций книг, журналов и т.д. Договор с моделью является одним из самый главных документов для фотографа, который проводит постановочные фотосессии с участием фотомоде лей.

Всегда старайтесь произвести впечатление уверенного в себе и своих действиях профессионала, даже если на самом деле вы так же нервничаете, как и ваша модель. Если человек почувствует, что вы сомневаетесь в том, что делаете, он не сможет вам доверять и на съёмочной площадке воцарится напряжённая атмосфера нервозности и весь процесс фотосъёмки будет сплошным мучением, как для вас, так и для вашего клиента. Будьте чутким, дружелюбным и целеустремлённым.

С первых минут постарайтесь расположить человека к себе, поговорите о чём-то, что представляет взаимный интерес для вас обоих. Во время увлекательного разговора портретируемый обычно забывает о камере и ведёт себя более расковано и непринуждённо, и вам останется всего лишь “схватывать” наиболее интересные выражения его лица каждый раз, как только они появятся.

Правило третей, правило золотого сечения, правило правой руки, правило динамической симметрии и т.д. Это вещи, которые необходимо досконально изучить и освоить, прежде чем их нарушать. В противном случае, ваши снимки будут выглядеть просто глупо и нелепо, даже для неопытного глаза.

Не существует абсолютного правильного или неправильного способа делать хороший портрет, но есть правильный и неправильный способ нарушения правил портретной фотосъёмки. Если вы хотите снимать не по правилам и законам фотографии и выглядеть крутым, нестандартным фотографом, делайте это грамотно.

20. Избавьтесь от лишнего

Если какое-то фото оборудование или ассистенты мешают вам, избавьтесь от них! Всё лишнее будет только препятствовать вашему успеху. Многие из лучших портретов сняты простыми камерами с минимальным дополнительным фотооборудованием при дневном свете.

Так что не думаю, что, для того, чтобы получить удачный фотопортрет, вам в обязательном порядке нужно иметь самую новую и самую навороченную камеру с кучей всяких дополнительных прибамбасов. Будьте проще, ведь чем меньше сложной аппаратуры окажется у вас под рукой, тем лучше вы сможете сконцентрироваться на самом человеке.

Противень и алюминиевая фольга. Один свет в гостиной. Стиль Рембрандта. (Фото Daniel Sone)

Помните и пользуйтесь

Запомните эти 20 советов и постарайтесь применить их на практике, когда будете проводить вашу следующую портретную фотосъёмку. Некоторые из них смогут в значительной степени повлиять непосредственно на качество ваших снимков, в то время как другие имеют отношение к организационным моментам и призваны повысить эффективность вашей работы и продемонстрировать ваше чуткое отношение к клиенту. Всё это в целом поможет вам стать действительно хорошим портретным фотографом.

Портретная фотосъемка – один из наиболее сложных, и, тем не менее, интересных жанров фотографии. Многие, кто только начинают постигать искусство владения фотоаппаратом, замечают, что минимальное изменение света или ракурса способно сделать лицо изображаемого человека совершенно другим. Именно поэтому портретное фото начинает привлекать и заинтересовывать еще глубже.

Для того, чтобы максимально раскрыть особенности каждого лица и ненавязчиво скрыть его недостатки , следует, разумеется, знать некоторые особенности портретной съемки: правила постановки света или выбор объектива.

Шаги к получению хорошего фото

Для создания красивого портрета человека нужно учиться, так как портретная фотосьемка – сложный жанр искусства фотографии. Специалист должен раскрыть не только черты, но и характер модели. Чтобы все получилось начинайте с простых настроек фотоаппарата:

  1. Работа с открытой диафрагмой. Манипуляция позволит акцентировать внимание на объекте сьемки, получиться результат типа «боке». Значения диафрагмы подбирается индивидуально самим фотографом и зависит от условий освещения, места проведения фотосессии, возможностях фотокамеры и объектива.
  2. Установить самое низкое значение ISO. Опция помогает убрать зернистость и шум.
  3. Для устранения эффекта размытости снимка используется выдержка на 1/60 или 1/125 доли секунды.
  4. Для настройки баланса белого подойдут стандартные параметры устройства. В противном случае применяется ручной режим М.
  5. Применение важной функции портретной сьемки – экспозамер. Выполняется по всему кадру, по центру, оценочный или точечный формат.

Перед началом фотосьемки специалист должен расставить цели и задачи работы. Это может быть создание делового портрета для офиса, фэшн сьемка на природе или по городу в свете фонарей, фото для рекламы в интернет, художественный портрет. Учитывая данные нюансы, фотограф устанавливает соответствующие параметры устройства.

Выбор объектива

Этот пункт – своеобразный «подготовительный» этап, о котором стоит позаботиться еще до начала съемки. Безусловно, его можно пропустить, ведь нет объективов, предназначенных только для портретов, пейзажей или натюрмортов, и жестко неподходящих для других жанров, однако существуют линзы, подходящие больше других.

Первый наш шаг при выборе объектива – это определение, на каком именно типе портрета вы, как художник, желаете сосредоточиться. Различают портреты, выполненные:

  • крупным планом (в кадре – только лицо);
  • средним планом, или полуростовой портрет (по грудь);
  • общим планом – человек в полный рост или группа людей.

Для каждого из типа портретов подходит свой объектив. В первую очередь, стоит определиться, желает ли фотограф приобрести объектив со сменным фокусным расстоянием или с постоянным . Каждый фотограф определяет сам для себя, что для него значит лучший портретный объектив, — плюсы и минусы двух этих вариантов примерно равноценны. Объективы «с зумом» более универсальны, тогда как у владельца объектива с постоянным значением четче картинка.

А вы знаете какой самый лучший ? Ответ найдёте в нашей статье.

Для портретов источники света играют большую роль. Узнайте, как сделать софтбокс своими руками в нашей .

В случае если предпочтение отдано объективам с фиксированным фокусным расстоянием, следует ответить на вопрос, почему так важно правильно определить «число миллиметров»? Как не сложно догадаться, это связано с тем, что неверно выбранный объектив будет невольно искажать картинку .

В случае, когда в нем нет необходимости, появляется искажение центральной части картинки – она зрительно начинается казаться больше, чем края, более выпуклой. С другой стороны, если отдать излишнее предпочтение длиннофокусным объективам, можно получить обратный результат и ненароком сделать лицо плоским, а порой и вовсе «вогнутым» в картинку. Подобный эффект искажения называется дисторсия.

Если говорить о конкретных цифрах, то картина выходит примерно следующей:

  • для портрета крупным планом подойдет объектив с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм ;
  • при съемке полуростового портрета следует отдать свое предпочтение 50 мм объективу;
  • во время съемки в полный рост лучшим вариантом станет объектив в 30 мм .

Не стоит забывать, что приведенные выше данные являются неким усредненным вариантом. Большую роль играет расстояние от фотографа до модели, а так же от модели до задника, на фоне которого происходит съемка. Именно по этому, планируя фотосессию, важно оставлять для себя и своих моделей место для маневра, передвижения по оси «ближе-дальше» и регулировки глубины кадра.

Освещение

Свет – еще один важный инструмент, используемый фотографом при работе. Роль верно установленного освещения преувеличить невозможно – именно игра тени на лице и фигуре модели способствует выделению особенностей её лица и успешному скрыванию имеющихся недостатков. Особенно ярко это заметно на черно-белых фотографиях, хотя фотографы, работающие «в цвете», разумеется, не должны забывать основные правила съемки портрета при том или ином свете.

На этой шпаргалке (ниже) можно увидеть наглядно, как именно меняется лицо при том или ином способе установки лампы. Можно, разумеется, воспользоваться уже готовыми шаблонами, но лучше будет заранее пригласить модель и сфотографировать её, используя все известные схемы освещения, чтобы наглядно увидеть особенности конкретного лица.

Отдавая предпочтение такому непростому искусству, как портретный жанр, можно пользоваться как вспышкой, так и естественными источниками света. К вспышке следует проявить особое внимание – используя её, фотограф увеличивает риск получить плоское, равномерно освещенное лицо с жесткими граница. О том, как можно использовать вспышку, подробнее будет сказано в следующем разделе.

Естественный свет – идеальный вариант для портретной съемки. Его проще, чем вспышку, подстроить под себя, отредактировав степень освещенности, цветовую температуру, глубину кадра, и множество других нюансов. Всегда можно найти точку, с которой естественные источники света придадут изображению должный объем.

Интересные эксперименты выходят с тенями, которые могут быть мягкими и плавными, а могут – резкими и глубокими. Таким образом, естественный свет, пусть и вынуждает фотографа приспосабливаться к своим условиям, дает широкое поле для импровизации и проявления фантазии.

Съемка в студии

Студия – отличное место для экспериментов. Во время портретной съемки в студии не нужно следить за изменяющимся освещением и погодными условиями, никто не помешает модели расслабиться и раскрепоститься перед камерой, не отвлечет и не собьет настрой у обоих участников процесса. Это место, где можно поэкспериментировать с освещением, в том числе – со вспышкой.

Первое правило, когда планируется съемка в студии – снимать в ручном режиме.

В виду неизменных внешних условий, автоматический режим фотоаппарата сделает все фото похожими друг на друга. Ручной режим дает простор для творчества, ведь при съемке в студии спешить, на самом деле, некуда, и всегда можно отвлечься на настройку диафрагмы, ISO и прочих условий.

Портретная съёмка в студии оправдывает использование вспышки больше, чем при работе «в поле». Для того, чтобы сгладить острые линии и засвеченные пятна, возникающие при использовании вспышки, рекомендуется использовать отражатели и софтбоксы.

Помимо прочего, важно позаботиться о том, чтобы композиция в портретной фотографии была организована грамотно , в студии можно расположить предметы, отражающие вспышку, и, таким образом, осветить лицо или фигуру модели со всех сторон. Благодаря этому портретная фотография получит насыщенность и живость красок.

Уроки

Ниже приведены уроки портретной съемки, по которым можно понять, что лучшие фотографии получаются при одновременном использовании техники и навыков.

Урок №1. Типы освещения

Как известно, один из самых выгодных ракурсов для съемки модели – полуоборот в три четверти по отношению к фотографу. Есть два типа освещения, которые сделают фотографию более живой и объемной. Сравним эти два снимка:

Основное отличие в этих снимках – расположение тени от носа. На первом фото она не соприкасается с тенью от щеки, а на втором – соприкасается.

Первый тип освещения называется «Петля». Чтобы его получить, стоит установить объект света немного выше глаз модели, на 40 градусов от камеры (более точное число зависит от типа лица модели, так что положение осветительного прибора вполне можно регулировать).

Второй тип освещения – «Рембрандт», назван в честь художника, который часто использовал его в своих картинах. Свет должен находиться над головой модели. К сожалению, этот тип освещения подходит не всем – только людям с ярко выраженными скулами. Обладателям маленького носа он наоборот, противопоказан.

Урок №2. Композиция

Композиция – понятие довольно растяжимое в силу того, что каждый считает своим долгом внести в него что-то свое. Кто-то учитывает только позу модели, другие считают важными цвета, третьи – фон. Неоспоримым остается правило трех третей – зрительно поделив фото на девять одинаковых квадратов, каждый заметит, что первый, беглый взгляд попадает на четыре центральные точки.

Обратите внимание на фотографию. Первое, что бросается в глаза – взгляд девушки и левая половина её лица. Это происходит не только потому, что она лучше освещена, но и потому, что находится «в пятом квадрате» условной сетки. Попробуйте в графическом редакторе обрезать часть фотографии, и вы увидите, как резко изменится акцент.

Урок №3. Цвет в фотографии

Это фото – чудесный пример того, как при помощи цвета можно сделать акцент на определенной части фотографии. В глаза бросается, в первую, очередь, букет невесты (это напрямую связано и с правилом трех третей тоже, о котором говорилось в предыдущем уроке), а так же с тем, что он выгодно играет на контрасте с платьем. С другой стороны, зритель переводит взгляд на лицо девушки, которое на фоне белых стен и белого платья кажется ярким и почти сияющим.

Сухие листики дерева – самая яркая часть этого фото, более того, расположенная по центру. Однако, если раньше на фото яркие детали становились предметами, на которые делался акцент, то здесь деревце выступает в роли предмета, уравновешивающего фотографию. Будь на снимке только ребенок, вся левая сторона была бы пустой, слишком легкой, незаполненной, однако яркие листья становятся предметом, создающим симметрию.

Урок №4. Блики

На цветных фотографиях такая яркая часть, как естественные блики , разумеется, теряется и отходит на задний план, так что разумно было бы поговорить о черно-белых портретах.

Без бликов, которые появляются в глазах модели, лицо выглядит пустым и безжизненным. Обратите внимание, насколько осмысленным и сосредоточенным становится взгляд девочки, когда в нем появляются блики. Попробуйте убрать их в графическом редакторе, и взгляд моментально станет слепым, устремленным «в никуда», а не на зрителя.

Другой пример – фотография молодого человека. Блики в его глазах становятся средством художественной изобразительности, усиливающей впечатление, возникающее от взгляда, устремленного куда-то за границу кадра. Зритель невольно задумывается об объекте наблюдения, столь привлекшем внимание изображенного мужчины.

Урок №5. Позирование

Разумеется, поза – едва ли не главное в портретной съемке в полный рост . С другой стороны, поворот и наклон головы в съемке крупным планом тоже можно назвать, в какой-то степени, позой. Фотографу и его модели следует запомнить несколько простых правил.

Сравните это фото и фото, представленное втретьем уроке. Сутулящаяся модель выглядит неряшливо, нарушает равновесие кадра, вызывает у зрителя отторжение. Фотографу следует следить за состоянием того, кого он фотографирует.

Представляем Вашему вниманию — лучший в своей серии.

Мы подскажем какой полупрофессиональный фотоаппарат Nikon выбрать.

А перейдя по этому адресу Вы найдёте большую подборку сайтов известных фотографов.