В новый год – с новыми выписками и реестром. Новый порядок и правила регистрации недвижимости

В настоящей статье мы рассмотрим, какие изменения в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость произошли в 2017 году.
Следует отметить, что эти изменения были существенными и, можно даже сказать, революционными. Для того чтобы понять, в чем именно состоят эти существенные изменения, необходимо вначале остановиться на том, какой была ситуация раньше, до их внесения.

Как было раньше: ЕГРП и ГКН

До 2017 года существовало два государственных реестра: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором учитывались юридические характеристики объекта недвижимости (правообладатель, вид права, документы, на основании которых возникло право, и т.д.), и Государственный кадастр недвижимости, в котором учитывались технические характеристики объекта (координаты границ, схема границ, расстояния между точками, координаты границ охранных зон и т.д.).
Для того чтобы внести в кадастр недвижимости сведения, нужно было обратиться к кадастровому инженеру и подготовить соответственно межевой план для определения границ земельного участка и карту (план) для определения границ охранных зон, территориальных зон, границ населенных пунктов и т.д. Далее межевой план вместе с заявлением об осуществлении кадастрового учета подавался в кадастровую плату или МФЦ, и сведения вносились в кадастр.

После того как объект недвижимости был поставлен на (ГКУ), можно было идти регистрировать права, соответствующее заявление подавалось в Росреестр или МФЦ. На основании этого заявления выдавались сведения Единого государственного реестра прав (выписка ЕГРП).

Образец выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (упразднена с 2017 года)

Образец выписки из государственного кадастра недвижимости (упразднена с 2017 года)

Новый порядок ведения ЕГРН

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» два указанных выше реестра объединяются и получают название «Единый государственный реестр недвижимости». Теперь в большинстве случаев регистрация прав и государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляются одновременно. Исключение составят случаи, когда характер постановки объекта на кадастровый учет не предусматривает регистрацию прав (например, при уточнении границ земельного участка). Или же напротив, регистрация прав вовсе не требует проводить кадастровые работы (например, при регистрации перехода прав на недвижимость от одного собственника к другому).

Согласно новому закону Единый государственный реестр недвижимости содержит в себе следующие разделы:

1) «Реестр объектов недвижимости», т.е. зданий строений, земельных участков и т.д.;

2) «Реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества», т.е. реестр прав на недвижимость, реестр прав аренды на участки, реестр ограничений прав, возникающих в связи установлением охранных зон и сервитутов;

3) «Реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон… » (и т.д.);

4) «Реестровые дела», где хранится вся имеющаяся документации по объектам, представленная правообладателями и заинтересованным лицами;

5) «Кадастровые карты», где имеется топографическая основа, на которую наносятся границы земельных участков и объекты землеустройства;

6) «Книги учета документов».

Надеемся, что объединение реестров поможет решить ряд часто возникающих проблем, например, такую как несоответствие площади в кадастровом паспорте свидетельству о регистрации прав.

Обратите внимание!
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, — это объединенные данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости.

Важные положения Закона о ЕГРН 2017 г.

Ниже мы постараемся рассказать о главных на наш взгляд моментах нового закона о регистрации недвижимости, обратим внимание на кардинальные изменения в области регистрации права и кадастрового учета. Помимо этого мы обязательно рассмотрим также и важные старые правила, перешедшие в данный закон из утративших силу нормативных актов и продолжающие действовать в настоящее время.

Комплексный кадастровый учет

Земельные участки можно комплексно ставить на кадастровый учет в соответствии с проектом межевания территории. Данное положение было внесено еще в ранее действовавший закон «О государственном кадастре недвижимости». Новая форма постановки на учет очень удобна при межевании садоводств или массовом уточнении границ участков в пределах какой-либо территории, постановке на учет участков в соответствии с проектом межевания. Такая постановка осуществляется на основании карты (плана). Данный документ не следует путать с картой (планом), на основании которых осуществляется внесение сведений в ЕГРН об объектах землеустройства (границах охранных зон, населенных пунктов и т.д.).

До введения правил комплексного кадастрового учета несколько земельных участков можно было поставить на ГКУ только лишь с присвоением одного кадастрового номера. Такой участок, включающий в себя несколько землепользований, назывался многоконтурным.

Возражения о регистрации

Довольно интересным и полезным моментом является возможность подавать возражения предыдущего правообладателя о регистрации прав. Данная запись будет фигурировать при заказе сведений ЕГРН любым заинтересованным лицом, однако само по себе такое заявление о внесении возражений в ЕГРН не является основанием для того, чтобы приостановить регистрацию прав. Данная норма направлена на то, чтобы защитить последующих покупателей от непредвиденных расходов на судебные разбирательства с предыдущими правообладателями недвижимости. Таким образом, если кто-либо заявил возражение по поводу регистрации, то в последующей выписке будет иметь место соответствующая запись. Если возражающее лицо не инициирует судебный процесс, то через три месяца после регистрации запись погашается.

Вносим охранную зону самостоятельно

Законом предусмотрено право любого заинтересованного лица внести в ЕГРН сведения об охранной зоне, если достоверно известно, что решение по установлению такой зоны принималось уполномоченными органами власти (ч.1, ст.33 Закона). Собственникам земельных участков, рискующих оказаться в охранной зоне газопроводов, ЛЭП, СЗЗ и т.д., об этом необходимо знать. Если вблизи есть какой-либо из перечисленных объектов, а в выписке ЕГРН сведения о нем отсутствуют, можно сделать соответствующий запрос в Росреестр и потребовать внести охранную зону.

Долой отказы

Ранее, до 2017 года как в части регистрации прав, так и в части государственного кадастрового учета при внесении сведений можно было получить отказ уполномоченного органа. Отказ был связан, как правило, с неполным комплектом документов или с некорректно сформированными документами. Теперь в новом законе о государственной регистрации недвижимости как такового безусловного отказа нет. Есть лишь понятие приостановки. Приостановка осуществляется практически при любых недостатках в поданных документах.

Если замечания регистратора в течение срока приостановки не устранены, то выносится отказ в осуществлении регистрации.

Напомню, что приостановкой является действие государственного регистратора по отложению сроков государственной регистрации недвижимости в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов или корректных документов.

Также в закон введено понятие отказа в принятии документов без их рассмотрения, такой отказ выдается, в случае если заявление не подписано или подписано неуполномоченным лицом, если заявление о регистрации подано не в соответствии с установленной формой, если заявление имеет какие-то исправления, если после подачи документов не оплачена государственная пошлина. В этом случае государственный регистратор не принимает заявление к рассмотрению и возвращает его заявителю.

Каждому кадастровому инженеру — личный кабинет

У кадастрового инженера будет онлайн личный кабинет, в который он сможет складывать проекты межевых планов и проверять их в уполномоченном органе перед подачей. Данный кабинет будет своего рода архивом для хранения межевых планов. Его использование будет осуществляться за плату. Возможно, в связи с этим услуги кадастрового инженера немного подорожают. Полагаем, что работа с таким кабинетом войдет в обязанности помощника кадастрового инженера.

Где хочу, там и регистрирую

Подать документы на регистрацию можно теперь в любом регионе Российской Федерации. Данный момент сильно упростит жизнь собственников недвижимости, которая располагается за сотни или даже тысячи километров от родного дома. Данное нововведение должно также сократить расходы юридических лиц и избавить сотрудников от поездок в другой регион России с одной лишь целью -подать документы на регистрацию прав или осуществление кадастрового учета.

Регионам тоже можно регистрировать

Ведение Государственного реестра недвижимости может быть передано на региональный уровень, однако, как это будет осуществляться и каким органам исполнительной власти субъекта поручат отдельные функции Росреестра, пока что неизвестно. Это было возможно и раньше (в рамках предыдущего закона о кадастре), но на практике данная норма так и не реализовалась.

Регистратора — к ответственности

Ст. 60 Закона установлен перечень случаев, когда орган регистрации и самого регистратора можно привлечь к ответственности за ненадлежащее выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей. В данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности, то есть о тех случаях, когда незаконные действия регистратора или регистрационного органа в целом нанесли реальный ущерб собственнику недвижимости. В частности, устанавливается ответственность регистратора за несоответствие сведений, которые собственник или заинтересованное лицо предоставляли на регистрацию, тем сведениям, что содержатся в ЕГРН.

Можно привести абстрактный пример, когда при строительстве ЛЭП была установлена охранная зона, а сведения о ней были переданы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Государственный регистратор данные об охранной зоне не внес, в то же время была совершена покупка одного из земельных участков, попавших в охранную зону ЛЭП. При обращении в органы архитектуры новый собственник земли выяснил, что на участке ничего строить нельзя. Соответственно рыночная стоимость участка падает практически до нуля. Свои финансовые претензии такой собственник земли может обратить к государственному регистратору, который упустил внесение охранной зоны в кадастр.

Кто имеет право на реестровую ошибку?

Теперь имеют статус и название реестровых ошибок, однако порядок их исправления практически не изменился. В большинстве случаев при недостижении согласия с собственником реестровая ошибка будет исправляться на основании решения суда. Судя по всему, исправление кадастровой ошибки во внесудебном порядке будет теперь происходить несколько иным образом. В Законе о регистрации недвижимости теперь говорится, что в судебном порядке ошибки исправляются лишь в том случае, если есть основания полагать, что исправление такое ошибки может повлечь нарушение прав собственника недвижимости. Скорее всего, такое нарушение прав будет предполагаться в 99.9 процентов случаев. Для более подробного изучения вопроса рекомендуем Вам обратиться к ст.61 закона, где подробно прописаны условия и порядок исправления технических и реестровых ошибок.

Если есть пара-тройка лишних участков

На наш взгляд, в новом Законе, более детально и логично прописана процедура отказа от собственности на недвижимость.

Ст. 55 Закона подробно описывает процедуру отказа от права собственности на любой объект недвижимости и лиц, к которым эта недвижимость после отказа переходит.
Вспоминается время нулевых годов, когда эта процедура была достаточно размыта и имело место быть лишь общая норма 236 статьи Гражданского кодекса презюмирующая право каждого гражданина или юридического лица отказать от своей собственности и Земельный кодекс РФ Более детально ни законы ни подзаконные акты в тот период эту процедуру не регулировали.

Снятие залога при изъятии участка

В соответствии со ст. 60 Закона любой сервитут, залог, арендные права при изъятии земельного участка в пользу органов государственной власти и местного самоуправления снимается автоматически.

Предупрежден значит вооружен

Довольно интересным и полезным моментом в законе является регистрирующего органа является обязанность регистрирующего органа уведомлять собственника недвижимости о том, что кто-либо заказал выписку ЕГРН в отношении его имущества. Очень полезная вещь, которая может заранее подготовить собственника земли или дома к тому, что вокруг его недвижимости будут происходить какие-то махинации. Однако для этого необходимо, чтобы в регистрирующем органе обязательно были Ваши контактные данные. Надеюсь, что указанная обязанность госорганов проводящих регистрацию по уведомлению собственников недвижимости избавит их от « приятных» неожиданностей. А нечистых на руку риэлторов предостережет от необдуманных действий.

Более того, если у Вас есть причины волноваться по поводу того что кто-то положил глаз на Вашу недвижимость, вы можете заказать справку о лицах которые за последний период интересовались Вашей собственностью.

Единство судьбы дома и земельного участка

В силу положений ст. 57 Закона при регистрации прав перехода на здание, строение,сооружение, одновременно осуществляется регистрация перехода прав на земельный участок, на котором они расположены. Вот он принцип единства судьбы дома и земельного участка, установленный ГК РФ в действии. Собственно эта практика была внедрена уже давно, но полагаю напоминание об этом будет не лишним. Если регистрируете переход права на дом, то не забывайте про участок.

Учредительные документы теперь можно забывать дома

При подаче документов юрлицами теперь не требуется приложение учредительных документов, регистрирующий орган запрашивает их в порядке информационного взаимодействия. Однако на это полагаться не стоит, поскольку, во-первых, это по факту может сильно удлинить процедуру регистрации, а, во вторых, документы могут не предоставить и тогда Вам выскочит приостановка.

Последнее лето 2016 для розовой бумажки

Право на объект недвижимости подтверждает выписка из ЕГРН и только выписка из ЕГРН, то есть свидетельства о собственности фактически утрачивают свою силу, как правоустанавливающие документы на земельные участки, здания, помещения и т.д. Хотя,на самом деле, это произошло уже летом 2016 года, с этого момента и до 2017 года право собственности на недвижимость удостоверяла выписка из ЕГРП.

О членах семьи прошу поподробней

В ЕГРН будут указываться данные о территориальной зоне, описание координат точек здания, зd модель здания (по желанию), сведения о членах семьи собственника жилого помещения, способы обеспечения в договоре долевого участия.

Сроки предоставления сведений из ЕГРН

Как мы уже говорили выше кадастровый паспорт недвижимости теперь заменит выписка из ЕГРН
Сроки предоставления сведений из ЕГРН изменились в меньшую сторону по отношению к тем, что были для ГКН и ЕГРП. Согласно новым правилам выписка из ЕГРН готовится в органе Росреестре три рабочих дня. Если заказываете через МФЦ, то прибавляйте еще два дня. Стоимость выписки соответственно увеличится, это обусловлено тем, что предоставленные данные стали намного информативнее и представляют из себя информацию сразу двух объединенных реестров.

Сколько действительна выписка из ЕГРН

Как и ранее все полученные сведения из ЕГРН будут действительными на момент предоставления органом регистрации. Но это ни в коем случае не значит, что выписка действует только один день и потом ее уже никуда нельзя предоставить. Сроки действия выписки, которые устанавливают те или иные органы власти для предоставления, указываются уже в подзаконных актах (административных регламентах), регулирующих деятельность таких органов власти.

Форма выписки из ЕГРН

Формы выписки из ЕГРН утверждены Приказом Минэкономразвития.№378 от 20.06.2016.
Полагаем, что самой популярной выпиской будет являться выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, которая будет включать в себя разделы: Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости, сведения о правах, описание местоположения участка, описание местоположения объекта недвижимости (здания, сооружения), поэтажный план. Вообще приказом предусмотрено достаточно больше разнообразие выписок из которого еще хотелось бы выделить выписку на охранную зону.



Кстати!!
Заказать кадастровую выписку на земельный участок после 1 января 2017 года уже не получится, так как такая выписка, кадастровый паспорт да и сам государственный кадастр недвижимости будут упразднены.

Кто ведет учет

По предварительной информации федеральная кадастровая палата Росреестра передает свои функции по ведению реестра и кадастровому учета обратно Федеральную службу государственной службы кадастра регистрации и картографии. Как это будет выглядеть на практике, пока сказать довольно сложно.

Ну в заключение хотелось бы отметить, что вступят в силу множество приказов Минэка по поводу ведения ЕГРН, и соответственно такое же количество приказов по поводу ведения ГКН и ЕГРП утратят свою законную силу с 1 января 2017 года.
В частности порядок предоставления сведений содержащихся в егрн, форма запроса сведений из егрн, будут установлены приказами Министерства экономического развития.

Мы предлагаем наши качественные услуги кадастрового инженера, а также кадастрового юриста.

В Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) в 2016 г. были внесены изменения Федеральным законом от 3.07.16 г. № 361-ФЗ. Большая часть измененных норм Закона № 218-ФЗ вступила в силу с начала 2017 г. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, части этого Закона, поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр учитывают европейский опыт регистрации прав на недвижимое имущество и призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящее время такой порядок установлен Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ). Именно на смену ему приходит новый Закон № 218-ФЗ.

Пункт 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ определяет понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество как юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Данное определение не претерпело особых изменений и аналогично тому, что содержится в ст. 2 ныне действующего Закона № 122-ФЗ. Согласно п. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ госрегистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке.

Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росреестр. Именно он осуществляет ведение государственного реестра и регистрацию прав на недвижимое имущество.

При госрегистрации фиксируется факт наличия недвижимости и приводятся ее характеристики (например, вид и тип недвижимости — дом, земельный участок и т. п., площадь, адрес расположения), сведения о том, кому принадлежит данная недвижимость (Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица, иные данные), а также есть ли обременения (ограничения в использовании, владении и распоряжении имуществом), например, в результате залога или аренды.

Единый реестр — благо?

Одним из основных нововведений стало формирование ЕГРН путем слияния баз Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

До 1 января 2017 г. оборот недвижимости в стране, по сути, подчинялся двойному регулированию. Так, постановка объекта на учет в ГКН требовала предоставление одного пакета документов, а регистрация прав на недвижимость другого. При этом гражданин или организация вынуждены были обращаться сначала в кадастровую палату, а потом в управление Росреестра, и у каждой из организаций были свои требования к документам, их оформлению, свой срок совершения регистрационных действий, что вынуждало участвовать в двух длительных процедурах. Создание единого реестра позволит сократить как время оформления документов, так и приведет к единообразию в требованиях. Итак, вкратце о новом.

Без привязки к территории. Документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. До 1 января 2017 г. заявитель должен был обращаться в территориальный орган соответствующий расположению недвижимости. Теперь, если гражданин приобрел недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права — достаточно будет подать документы в ближайшее отделение в своем городе. Также заявление можно подать через МФЦ.

Меньше документов от юридических лиц. С 1 января 2017 г. юридические лица не обязаны представлять учредительные документы при регистрации права, как это было ранее. Теперь сотрудники Росреестра самостоятельно будут запрашивать необходимую документацию у органов, отвечающих за госрегистрацию юридических лиц.

Общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен и составит, при подаче документов в Росреестр:

5 рабочих дней — для кадастрового учета; 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации прав; 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Установлен единственный случай отказа в приеме документов — если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт или доверенность на представителя организации).

Уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. В частности, к ним относятся:

несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату; наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав; если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату; в ЕГРН имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Установлены более продолжительные сроки приостановления госрегистрации прав:

три месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); шесть месяцев — по инициативе заявителя, при этом в Законе № 218-ФЗ уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

Нотариус, как регистратор?

Нововведения в Закон № 218-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2017 г., прямо относят нотариусов к числу участников отношений, возникающих при осуществлении госрегистрации прав. При осуществлении госрегистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата.

Нотариус является одним из лиц, по заявлению которого допускается госрегистрация прав на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета такого объекта, но только в том случае, когда такое право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия. Нотариус может направить такие документы посредством электронного отправления, в том числе в форме электронных образцов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом надо понимать, что при отправке документов нотариусом в электронном виде получить от него документ с отметкой о госрегистрации не получится, поскольку с 15 июля 2016 г. при регистрации собственности на недвижимость в России свидетельства больше не выдают.

Кто и за что несет ответственность

Особый интерес у граждан вызывает вопрос, кто и за что несет ответственность при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации. Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами.

Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Также нововведениями в Закон № 218-ФЗ уточнены условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение. Компенсация за жилое помещение — единственное пригодное для постоянного проживания — выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону № 218-ФЗ условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ. Однако положение Закона № 218-ФЗ о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу только с 1 января 2020 г.

Новые правила регистрации недвижимости с 01.01.2017 установлены законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - закон № 218-ФЗ), призванным заменить закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее - закон № 122-ФЗ). Рассмотрим нововведения более подробно.

Изменения, вступившие в силу в 2016 году

В 2016 год мы вступили с изменениями в госрегистрации недвижимости, установленными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 29.12.2015 № 391-ФЗ. Данный закон дополнил действовавший тогда закон № 122-ФЗ следующими случаями обязательной нотариальной заверки сделок:

  • по продаже доли в праве общей собственности третьему лицу (п. 1 ст. 24);
  • продаже земельной доли (п. 3 ст. 24.1);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 30).

Новые правила регистрации недвижимости, действовавшие в 2016 году

В середине 2016 года произошел еще ряд изменений:

  • Законом «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 172-ФЗ расширен круг сделок по отчуждению общей собственности на недвижимое имущество, требующих нотариального заверения. Сюда вошли все такие сделки, в том числе сделки по продаже своих долей всеми участниками собственности по одной сделке.
  • Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 351-ФЗ отменена нотариальная регистрация сделок по продаже земельных долей.

Таким образом, в 2017 год мы вошли с обязательным участием нотариуса:

  • в продаже долей в общей собственности (п. 1 ст. 42 закона № 218-ФЗ);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 54 закона № 218-ФЗ).

Еще одним новшеством 2016 года стало упразднение свидетельств о госрегистрации права (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, вступивший в силу с 15.07.2016). Теперь государственная регистрация права подтверждается выпиской из реестра прав. Такое же положение содержит и ст. 28 закона № 218-ФЗ.

Изменения в госрегистрации недвижимости с 2017 года

Закон № 218-ФЗ внес немало изменений в существующий порядок госрегистрации. Систематизируем и рассмотрим новшества подробнее. Итак, новый порядок регистрации недвижимости предусматривает такие нововведения, как:

  • создание нового ЕГРН, объединяющего существовавшие ранее ЕГРП и ГКН;
  • возможность одновременной постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на него;
  • изменение порядка представления документов на госрегистрацию;
  • уменьшение сроков производства регистрационных действий;
  • признание машино-мест объектом недвижимости;
  • изменение оснований и сроков приостановки госрегистрации;
  • появление основания для отказа в приеме документов;
  • увеличение госпошлины за выдачу выписок и копий документов из реестра.

Рассмотрим каждое из нововведений детально.

Единый государственный реестр недвижимости

ЕГРН — свод достоверной и систематизированной информации:

  • о зарегистрированных объектах недвижимого имущества;
  • учтенных правах на такое имущество;
  • основаниях возникновения таких прав;
  • собственниках и других правообладателях имущества.

Такое определение ЕГРН приводится в ч. 2 ст. 1 закона № 218-ФЗ.

Кроме того что данный реестр объединил в себе ЕГРП и ГКН, введено еще несколько новшеств:

  • Реестр ведется в электронной форме (кроме реестровых дел, в которых содержатся письменные документы заявителя).
  • Произошло расширение реестра границ. В частности, добавятся границы лесничеств, игорных зон, охотничьих угодий и т. д.
  • Введено понятие дежурной кадастровой карты. Такие карты предназначены исключительно для внутреннего пользования сотрудниками Росреестра. В отличие от публичных, они содержат границы и номера частей земельных участков, зданий и сооружений.

Новый порядок регистрации и постановки недвижимого имущества на учет

Законом № 218-ФЗ внесены значимые изменения в процедуру представления документов:

  • Введена обязанность органа регистрации самостоятельно запрашивать в налоговой инспекции учредительные документы юридического лица — заявителя (п. 9 ст. 18 закона № 218-ФЗ).
  • Появилась возможность направить документы через уполномоченное лицо органа регистрации при выездном приеме, а по окончании регдействий их может доставить курьер, правда, эти услуги платные (п. 1 ст. 18, пп. 19, 20 ст. 29).
  • Заявление на госрегистрацию можно подать в любое подразделение органа регистрации или МФЦ вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости (п. 2 ст. 18).
  • Упрощен порядок госрегистрации прав, возникших из акта госоргана (орган, принявший акт, самостоятельно направляет документы на регистрацию не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения права или обременения (п. 2 ст. 19).
  • На регистрацию передается только 1 оригинал документа-основания возникновения прав на бумажном носителе. Второй экземпляр остается у заявителя, а не возвращается после регистрации, как было прежде (п. 5 ст. 18).
  • При представлении документов по почте кроме нотариального удостоверения подписи на заявлении требуется заверить у нотариуса доверенность и саму сделку (п. 12 ст. 18).

Закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ ввел изменения в закон № 218-ФЗ. Они упрощают регистрацию вновь созданных по договорам долевого строительства объектов: теперь можно не приобщать к заявлению о постановке на кадастровый учет и регистрации проектную декларацию, а также разрешение на строительство. Оба документа для целей Росреестра берутся в единой информационной системе жилищного строительства.

Сроки производства регистрационных действий

Напомним, что закон № 122-ФЗ содержал одинаковый срок для постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права собственности — 10 рабочих дней (далее — р. д.).

С 01.01.2017 закон № 218-ФЗ предусматривает следующие сроки для производства регистрационных действий:

  • постановка объекта недвижимости на кадастровый учет осуществляется в течение 5 р. д. при подаче заявления непосредственно в орган регистрации и 7 р. д. при подаче через МФЦ;
  • госрегистрация права собственности — в течение 7 и 9 р. д. соответственно;
  • одновременное совершение 2 перечисленных действий займет 10 и 12 р. д.

Сроки госрегистрации прав на основе нотариально удостоверенных сделок останутся прежними — 3 р. д. или 1 р. д. при условии отправки документов нотариусом в электронном виде. Подача таких документов через МФЦ увеличит срок до 5 р. д.

Регистрация машино-мест

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей госрегистрации, оно должно соответствовать следующим критериям:

  • предназначаться для парковки автомобиля;
  • быть расположено в строении;
  • быть не ограничено либо частично ограничено строительной конструкцией;
  • иметь четко установленные границы.

Ранее узаконить машино-место можно было только в виде доли в праве общей долевой собственности, что вызывало такие затруднения при продаже, как:

  • необходимость соблюдения преимущественного права сособственников, т. е. возможность продать третьему лицу возникала по истечении 1 месяца с момента письменного предложения о продаже машино-места другим собственникам (п. 2 ст. 250 ГК РФ);
  • необходимость обязательного оформления такой сделки у нотариуса (п. 1 ст. 24 закона № 122-ФЗ).

П. 3 ст. 6 закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ устанавливает, что для выдела в натуре и госрегистрации права собственности на машино-место требуется представить документ, составленный сособственниками, устанавливающий порядок пользования недвижимостью, которая находится в общей долевой собственности.

Новшества в отказе и приостановке госрегистрации

В правилах, регулирующих отказ в госрегистрации и ее приостановку, выделим следующие изменения:

  • предусмотрен только 1 повод для отказа в приеме документов — непредставление лицом, лично подающим заявление на госрегистрацию, документа, удостоверяющего его личность (п. 15 ст. 18 закона № 218-ФЗ);
  • предусмотрен 1 повод для отказа в госрегистрации — неустранение причин, послуживших поводом для приостановки (ст. 27 закона № 218-ФЗ);
  • определено 60 оснований для приостановки регистрационных действий (п. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • увеличились сроки приостановки с 1 месяца по инициативе регистратора и 3 по инициативе заявителя до 3 и 6 месяцев соответственно (п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 30 закона № 218-ФЗ).

Государственная пошлина

Госпошлина за совершение регистрационных действий изменений не претерпела. О ее размерах можно узнать из нашей статьи Госпошлина при продаже квартиры . За выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличилась:

  • госпошлина за самую часто применяемую выписку из ЕГРН на бумажном носителе, содержащую общедоступные сведения, составляет для физлиц 750, для юрлиц - 2200 руб. Электронный документ обойдется в 300 руб. и 600 руб. соответственно;
  • госпошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе об установлении недееспособности правообладателя — 950 руб. в электронном виде - 400 руб.;
  • госпошлина за копию документа, содержащегося в регистрационном деле и выражающего содержание сделки, — 300 вместо прежних 100 руб.

Вот такие основные изменения в регистрации недвижимости произошли в последнее время. Думается, что они были не последними. Стоит отметить, что процесс госрегистрации недвижимости становится проще и быстрее.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - новый Закон о госрегистрации), который пришел на смену двум другим: Федеральному закону от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - старый Закон о госрегистрации) и Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - старый Закон о кадастре).

Зачем нужен новый Закон о госрегистрации недвижимости? Какие изменения ждут оборот в связи с его принятием? Об этом - в материале «ЭЖ».

С 1 января 2017 г. старый Закон о госрегистрации утратил силу, за исключением одной статьи - 31.1, которая прекращает действие с 1 января 2020 г. Старый Закон о кадастре продолжает действовать в существенно обновленной редакции - из него исключены все нормы о кадастровом учете, и теперь этот закон, как сказано в его ч. 1 ст. 1, «регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров».

Причины появления нового Закона о госрегистрации заключаются прежде всего в необходимости устранить недостатки ранее действовавшей регистрационно-учетной системы: неудобство и дороговизну двух реестров, дублирование и противоречивость их сведений. Результатом реформы должно стать устранение разрыва между кадастровым учетом как учетом объекта и регистрационным учетом как учетом прав на объекты, упрощение и ускорение регистрационных и учетных процедур, снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.

Что нового, важного и полезного появилось в новом Законе по сравнению с предыдущими?

Появляется Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

Этот реестр объединяет ранее существовавшие Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости.

ЕГРН состоит из:

    реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости);

    реестра прав, ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);

    реестра границ (сведения о них ранее содержались в кадастре недвижимости). Прежние реестры велись на электронных и бумажных носителях. ЕГРН ведется в электронном виде. В бумажном виде будут храниться только реестровые дела.

Появляются новые объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются

К таким объектам относятся: машино-места, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс.

Машино-места учитываются в ЕГРН и регистрируются как самостоятельные объекты недвижимости. Учет единого недвижимого комплекса и регистрация права на него проводятся в двух случаях: (1) завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса, (2) объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке. Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав (ст. 46 нового Закона о госрегистрации).

В ЕГРН, в отличие от прежних реестров, включается информация о территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в РФ, об игорных зонах, лесничествах, лесопарках, охотничьих угодьях. Кроме того, в ЕГРН будет содержаться история операций с объектами. Все внесенные в реестр изменения будут сохраняться, эти данные будут отражаться в выписке из ЕГРН. Это будет полезно для проверки юридической чистоты объекта при совершении сделки с ним.

Учетом объектов и регистрацией прав занимается только Росреестр

Кадастровых палат, которые ранее занимались кадастровым учетом, больше нет (ст. 3 нового Закона о госрегистрации).

Кадастровый учет объектов и регистрация прав будут проводиться как одновременно, так и отдельно

Старые законы одновременное осуществление учета и регистрации не предусматривали. Согласно новому Закону о госрегистрации, если сведений об объекте нет в ЕГРН, его учет в кадастре и регистрация прав осуществляются одновременно в случае создания объекта недвижимости, прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации. Без проведения одновременного кадастрового учета происходят регистрация перехода права собственности и подтверждение ранее возникших прав.

Новый Закон о госрегистрации также содержит ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения регистрации прав. К ним относятся, в частности, создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию, прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, изменение основных характеристик объекта недвижимости (ч. 5 ст. 14 нового Закона о госрегистрации).

Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав

Ранее заявление о постановке на учет могло подать любое лицо. В новом Законе о госрегистрации перечень заявителей зависит от того, как проводятся учет и регистрация - одновременно или раздельно. Например, при одновременном осуществлении учета и регистрации заявление в отношении построенного объекта может подать собственник или законный владелец земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, а при учете в кадастре без одновременной госрегистрации - орган государственной власти, местного самоуправления, выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 15 нового Закона о госрегистрации). Ранее заявления о кадастровом учете и регистрации подавались по месту расположения объекта в пределах кадастрового и регистрационного округа. По новому закону при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости (ч. 2 ст. 18 нового Закона о госрегистрации).

По старому Закону о госрегистрации основанием для отказа в приеме являлось наличие в поданных на регистрацию документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений, подача документов, исполненных карандашом, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. В новом Законе о госрегистрации эти обстоятельства являются основанием для возврата документов без рассмотрения. Помимо этого, оставить заявление без рассмотрения регистратор может в случае неправильного формата электронных документов, отсутствия подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или регистрации прав.

Отказ в приеме документов в старом Законе о кадастре не был предусмотрен, а в старом Законе о госрегистрации был запрещен. По новому Закону о госрегистрации в приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Ранее при отправке документов на регистрацию почтой заверить у нотариуса было необходимо только подпись гражданина на заявлении. Новый Закон о госрегистрации обязывает заверять у нотариуса весь пакет посылаемых документов.

Уточнены основания приостановления кадастрового учета и госрегистрации по решению регистратора

Ранее старые законы предусматривали каждый свой перечень оснований для приостановки и отказа в регистрации. Одним из оснований для отказа каждый закон называл неустранение причин приостановки. В новом Законе о госрегистрации все ранее существовавшие причины для приостановки и отказа объединены в один перечень оснований для приостановки (по сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен - в нем указано 55 оснований). Данный перечень объединил перечни, содержащиеся в старых законах, уточнил эти основания, а кроме того, добавил новые (ст. 26 нового Закона о госрегистрации).

Основание для отказа в регистрации или учете по новому Закону о госрегистрации только одно - если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 27 нового Закона о госрегистрации). Среди новых оснований для приостановки стоит отметить следующие:

    ничтожность сделки, на основании которой возникает регистрируемое право;

    созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту;

    земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта;

    помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

Следует также обратить внимание на увеличение сроков приостановления. Ранее регистрация прав по решению регистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца. Новый Закон о госрегистрации эти сроки увеличил. Они составят: три месяца - по решению регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления) и шесть месяцев - по инициативе заявителя.

Новые основания для прекращения учета и регистрации

Новый Закон о госрегистрации предусматривает новое основание для прекращения кадастрового учета и регистрации прав: прекращение регистрации возможно по заявлению нотариуса, если документы на регистрацию подавал он сам. Если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, то прекращение государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца).

Сокращен общий срок кадастрового учета и госрегистрации прав

Ранее общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав на него составлял десять рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчислялся со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, то есть максимальный срок составлял 20 рабочих дней. Согласно новому Закону о госрегистрации (ч. 1 ст. 16) общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен. При подаче документов в Росреестр он составит:

    пять рабочих дней - для кадастрового учета;

    десять рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

    семь рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Представление сведений из Реестра

Здесь есть два новшества. Первое: если по старым законам о госрегистрации и кадастре сведения из реестров предоставлялись в срок пять рабочих дней, то по новому Закону о госрегистрации - в три рабочих дня со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений. Второе: увеличился объем информации, который предоставляется арбитражным управляющим в делах о банкротстве. Если раньше им предоставлялись сведения только о содержании правоустанавливающих документов и обобщенные сведения о правах должника на объекты недвижимого имущества, то новый Закон о госрегистрации дополнил этот список сведениями в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, причем теперь такие сведения предоставляются не только в отношении должника, но также в отношении лиц, входящих в состав органов управления должника, и лиц, контролирующих должника. Это поможет арбитражным управляющим бороться с выводом активов должников.

Новые правила исправления ошибок, содержащихся в Реестре

Указанные в старом Законе о кадастре «ошибки в сведениях» теперь называются «реестровыми ошибками». Стоит отметить новые правила: исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Это означает запрет снятия земельного участка с кадастрового учета, что всегда признавалось недопустимым в практике арбитражных судов, однако было широко распространено в практике судов общей юрисдикции. Отдельно, ввиду ее особой значимости, закон выделил порядок исправления самой распространенной и конфликтной реестровой ошибки - ошибки в описании местоположения границ земельного участка, что на практике чаще всего имеет место в виде пересечения и наложения границ. Теперь суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч. 6 ст. 61 нового Закона о госрегистрации).

Нововведения в части ответственности за нарушения в ходе регистрации

Таких нововведений два. Первое: по старому Закону при госрегистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки. По новому Закону о госрегистрации орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате госрегистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

Второе: ограничен размер ответственности за неисполнение решения суда (эта норма будет действовать с 1 января 2020 г.). По старому Закону о госрегистрации собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации в случае, если по не зависящим от них причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению. По новому Закону о госрегистрации это право принадлежит не всем субъектам права, а только гражданам, утратившим не любое жилое помещение, а только единственное, при условии, что взыскание не производилось не по любой причине, а только в случае прекращения существования должника (смерть гражданина или исключение юридического лица из ЕГРЮЛ). Как следствие, отпала необходимость ждать год, как было положено по старому Закону о госрегистрации.

Основные выводы

В новом Законе о госрегистрации:

    ощутимо снизилось количество препятствий для регистрации и кадастрового учета: уменьшилось число представляемых документов, ускорены регистрационно-учетные процедуры, они более подробно регламентированы для того, чтобы меньше вопросов оставалось на усмотрение чиновникам. Новый Закон о госрегистрации ввел более подробные и систематизированные правила, которые раньше были разбросаны по различным нормативным актам или отражались только в судебной практике: о кадастровом учете при уточнении границ земельного участка, учете части объекта. Все больше документов Росреестр обязан запрашивать самостоятельно;

    увеличена ценность обращения к нотариусу: быстрее регистрация, нет проверки Росреестром юридической чистоты документов, что снижает риск приостановки и отказа в регистрации;

    усилен контроль Росреестра за строительством: подробно прописаны основания для приостановки при нарушении порядка возведения объектов, предусмотрена обязанность информировать компетентные органы о выявленных нарушениях при строительстве;

    выражена ориентация на электронный документооборот. Это позволит ускорить регистрационно-учетные процедуры и разгрузить бумажные архивы.

В целом новый Закон о госрегистрации заслуживает положительной оценки. Как он будет работать, покажет практика.

​В 2017 г. вступает в силу новый закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому будет осуществляться регистрация недвижимости. Новые правила позволят упростить кадастровый учет и сократить процедуру государственной регистрации прав на недвижимость. До сих пор по некоторым данным в стране остается немало объектов недвижимости, не имеющих кадастровых номеров, соответственно право собственности на данные объекты также не зарегистрировано. Изменить ситуацию в сторону упрощения процедуры и предоставления гражданам всех условий для скорейшего ее прохождения и призван новый закон.

Основные положения нового закона о регистрации недвижимости 2017

С 01.01.2017 г. будет создан ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости. В него будут вноситься сведения из кадастра и Единого государственного реестра прав на недвижимость. Итого в состав ЕГРН войдут:

  1. Кадастр и его карты.
  2. Реестровая документация.
  3. Реестр границ всех без исключения территорий.

Представители Росреестра будут регистрировать права собственности и учитывать объекты недвижимости. Учет и регистрация будут происходить одновременно, что вдвое сократит продолжительность всех процедур.

Теперь граждане смогут выбрать на свое усмотрение форму подачи документов для регистрации:

  1. Бумажная форма. Бланки и документы можно передать сотруднику Росреестра в любом отделении, или же отправить почтой. Также можно обращаться в МФЦ.
  2. Электронная форма. Необходимо заполнить бланки на сайте Росреестра или на портале госуслуг.

Данные, поступающие в Росреестр, будут храниться в электронной форме, что сделает степень их защиты выше, а также позволит гарантировать сохранность информации. Все, что ранее было внесено в базу данных, так в ней и останется. Все правки, изменения будут сохраняться в ЕГРН. В неэлектронном виде данные будут поступать в реестр только при подаче гражданами бумажных бланков.

Документом, подтверждающим правильность кадастрового номера данного объекта недвижимости и право собственности на него, станет выписка из ЕГРН. Данные о договоре, на основании которого произошел переход права собственности, также будут содержаться в выписке. Никаких дополнительных документов для подтверждения своих прав на недвижимость более не потребуется.

Помимо самой процедуры регистрации прав, изменится в сторону упрощения механизм взаимодействия между профильными ведомствами. Если изменения в статусе объекта недвижимости произойдут в силу решения суда, то новые данные поступят в реестр без участия правообладателя. В Росреестр данные также будут переданы автоматически.

Важное нововведение отменяет обязанность подавать документы по месту нахождения объекта недвижимости . Теперь граждане и юридические лица могут подавать сведения в любое удобное подразделение Росреестра или в отделение МФЦ по месту пребывания.

Срок прохождения всех процедур сократятся вдвое . Объект недвижимости будет поставлен на кадастровый учет в течение 5 дней с момента подачи данных, и в тот же самый срок будет выполнена государственная регистрация права собственности. Для получения нового кадастрового номера срок увеличивается на 2 дня, а для тех, кто выполняет регистрацию через МФЦ, срок увеличивается на 4 дня. При желании выполнить обе процедуры разом, следует закладывать срок в 10 дней или 12 (при оформлении через МФЦ). Сроки не зависят от формы подачи данных - бумажная или электронная.

В случае, если Росреестр допустил ошибку, или же незаконно отказал в регистрации обратившемуся, возможно урегулирование возникшего спора в судебном порядке. Если же будет установлено, что спор возник по вине истца или третьего лица, то Росреестр будет вправе подать регрессный иск.

В случае утраты собственником права на объект недвижимости в процессе мошеннической сделки, закон описывает ряд условий, при соблюдении которых такой бывший собственник сможет получить однократную компенсацию. Данная ситуация распространяется на все случаи, когда недвижимость на момент возникновения спора оказалась зарегистрированной на имя добросовестного приобретателя. Финансировать такие выплаты станет государственный федеральный бюджет, но сумма компенсации не будет превышать 1 млн. руб.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Что изменится в регистрации недвижимости с 2017 года

Резюмируя, можно подвести итоги изменений, которые произойдут с 01.01.2017 г. в регистрации объектов недвижимости. С созданием ЕГРН будет объединена база данных по кадастру и по реестру прав собственности. В итоге существенно упростятся следующие процедуры:

  1. Срок государственной регистрации и оформления нового кадастрового номера на данный объект недвижимости будет сокращен в 2 раза.
  2. Каждый вправе выбрать удобную ему форму подачи сведений в Росреестр - в бумажной форме или в электронной. Причем сделать это можно в любой точке страны, если податель документов желает сделать это лично. Все это сделано для удобства граждан, в особенности тех, кто проживает в сельской местности.
  3. Если объект недвижимости становится объектом судебного разбирательства, в результате судебного решения изменяется его собственник и/или кадастровый номер, тогда эти данные поступают в базу данных реестра без участия собственника, автоматически.
  4. За совершение ошибок и за незаконный отказ Росреестра в регистрации права собственности закон предусматривает ответственность.
  5. База данных ЕГРН хранит все сведения об объекте недвижимости, все изменения, уточнения, исправления. Ничто не стирается и не удаляется из базы данных.

Таким образом, законодатель с вступлением в силу нового закона «О регистрации» дает гражданам и юридическим лицам возможность в самые короткие сроки и с максимальным комфортом провести процедуру регистрации прав на недвижимость. Всем, кто ранее не желал стоять в очередях и оформлять документы, теперь можно подать сведения в электронной форме не выходя из дома на портале госуслуг.