Умер Борис Ноткин, телеведущий: причина смерти, последние новости. Что случилось с Борисом Ноткиным

ФЕДОР ШАЛЯПИН

Четыре смерти Бориса

Сцены из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

А там донос, бояр крамола, козни Литвы и тайные подкопы, глад и мор, и трус, и разоренье. Словно дикий зверь, рыщет люд зачумленный! Голодная, бедная стонет Русь!

Из монолога Бориса «Достиг я высшей власти»

Идею собрать на одном диске все записи сцен оперы Мусоргского «Борис Годунов» с участием Федора Шаляпина в роли Бориса мне еще в 1998 году подал Владимир Гурович, известный в мире коллекционер грампластинок и составитель (совместно с Аланом Келли ) самой достоверной на сегодняшний день дискографии Шаляпина * . В те годы нашей страной руководил Борис Ельцин. Это было время, когда катастрофические события следовали одно за другим. К тому же много аналогий усматривалось между этими событиями и теми, которые сопровождали правление Годунова. Тогда появление диска было своевременным, но никто из продюсеров не взялся за его издание - проект казался одиозным, а программа слишком мрачной. Сейчас ситуация в стране изменилась, и общество готово воспринимать шаляпинского Бориса в отрыве от безысходной судьбы нынешней России, просто как вершину в творчестве величайшего русского певца.

Первое исполнение Шаляпиным партии Бориса состоялось в 1898 году в Частной Русской опере в Москве. В рецензии на спектакль, помещенной в газете «Русские ведомости» от 10 декабря 1898 года, отмечалось: «Начиная с грима и кончая каждой позой, каждой музыкальной интонацией, это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое. ‹…› Неотразимо сильное впечатление производит в исполнении г. Шаляпина сцена галлюцинаций Бориса; потрясенная публика без конца вызывала после нее артиста».

Шаляпин обратил на себя внимание искушенной публики не только великолепным голосом и способностью преодолевать трудные музыкальные пассажи. Масштаб личности - вот то, чем этот простой на вид парень поразил современников и что подняло его до уровня музыки Мусоргского, до роли царя Бориса - властителя Государства Российского. Именно благодаря этому масштабу личности Шаляпин преуспел во многих искусствах: стал ярким драматическим артистом, блистательным художником, скульптором, писателем. Он просто творил, легко и без усилий. Думаю, не будет преувеличением сказать, что образ Бориса Годунова, каким мы его теперь представляем,- это не только результат творчества Пушкина и Мусоргского, но и Шаляпина.

Такого успеха, как в партии Бориса, у Шаляпина не было ни в одной роли, хотя ко времени постановки оперы «Борис Годунов» он пел в Москве уже четыре года. Почему образ Бориса вышел у него на первый план? На этот вопрос артист так отвечает в своей книге «Маска и душа»: «Великая сила в Борисе Годунове, этой наиболее симпатичной мне личности во всем моем репертуаре».

Особую роль в притягательности для Шаляпина образа Бориса сыграли глубоко созвучные ему народные корни музыки Мусоргского. Осмыслить изобразительные средства Мусоргского певцу помог его первый учитель (в тифлисском музыкальном кружке) Дмитрий Андреевич Усатов . В книге «Маска и душа» Шаляпин вспоминает его уроки:

- Вот у Мусоргского в «Борисе Годунове» два голоса в хоре, две коротеньких, как будто незначительных музыкальных фразы.

- Митюх , а Митюх , чаво орем?

Митюх отвечает:

- Вона - почем я знаю?

И в музыкальном изображении вы ясно и определенно видите физиономию этих двух парней. Вы видите: один из них резонер с красным носом, любящий выпить и имеющий сипловатый голос, а в другом вы чувствуете простака.

Усатов пел эти два голоса и затем говорил:

- Обратите внимание, как музыка может действовать на ваше воображение. Вы видите, как красноречиво и характерно может быть молчание и пауза.

Заметьте, что спустя много лет Шаляпин воспроизводит высказывания своего учителя во всех деталях!

Современники отмечали умение Шаляпина все схватывать на лету - и оно подкреплялось недюжинным мужицким умом, который из всего извлекал зерно смысла, отбрасывая словесную шелуху. Артист обладал поразительной способностью как губка впитывать знания и культуру, проникать в души и характеры людей, в суть вещей и событий. Приведем несколько примеров.

Когда Шаляпин приехал в Уфу в 1890 году записываться в хор Театра комической оперы и оперетты, он, по свидетельству антрепренера С. Семенова-Самарского , был неуклюж, застенчив, плохо одет (в сапогах чуть ли не на босу ногу и т. п.). А к 1920 году (см. фото) он полностью переменился, приобретя внешность и манеры настоящего денди , не только по российским, но и по заграничным меркам - весь Париж одевался тогда как Шаляпин .

И еще один показательный пример. До 1901 года Шаляпин не знал иностранных языков, не пел по-французски и по-итальянски. Языками он занялся, только когда его пригласили петь партию Мефистофеля в опере А. Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Вот что пишет В. Дорошевич в газете «Русское слово» о дебюте артиста в «Ла Скала» 3 марта 1901 года: «Музыкальный народ сразу увидел, с кем имеет дело. По залу пронесся ропот одобрения. Публика с изумлением слушала русского певца, безукоризненно по-итальянски исполнявшего вещь, в которой фразировка - все. Ни одно слово, полное иронии и сарказма, не пропало…» Спустя некоторое время Шаляпин уже поет на французском, причем чистейшем, о чем свидетельствуют сделанные в 1911–1912 годах записи «Марсельезы» Руже де Лиля и «Вакхической песни» А. Глазунова. И после этого он во всех своих записях (за небольшими исключениями) поет на языке оригинала.

Теперь о программе нашего диска. В нее вошли практически все выпущенные на граммофонных пластинках записи сцен и монологов из оперы «Борис Годунов», в которых роль Бориса исполняет Шаляпин. Открывает программу 2-я сцена из Пролога к опере - Сцена коронации [дорожка 1], включающая в себя хор «Слава» и монолог Бориса «Скорбит душа». Эта сцена намечает сюжет оперы, а главное - сразу обнажает иррациональность взаимоотношений власти и народа в России. Начинается сцена с убийственно мрачного перезвона колоколов; затем, после протокольной славицы князем Шуйским нового царя, вступает хор горожан, который столь же мрачно и недоверчиво славит взошедшего на трон царя Бориса Ивановича. Это настроение очень точно передано в музыке. После этого звучат слова охваченного тревожными предчувствиями Бориса: «Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце. О Праведник, о мой Отец державный, воззри с небес на слезы верных слуг, и ниспошли ты мне священное на власть благословенье…» От этих пропетых Шаляпиным слов по коже бегут мурашки! Но вот мрачные предчувствия отступают - их сменяет искреннее обещание Бориса властвовать праведно. В звучании оркестра и хора мгновенно меняется настроение. В повторно славящем царя хоре и в перезвоне колоколов мы слышим радостное ликование. Народ поверил Борису!

Монолог психологически очень сложен. Шаляпин пытался записать эту сцену четыре раза: в 1924, 1925, 1926 и 1931 годах - и только одна запись, от 26 октября 1925 года, далеко не лучшая по качеству, с оркестром и хором под управлением Алберта Коутса , была с разрешения Шаляпина выпущена в свет. Именно она вошла в программу нашего диска.

Далее следуют записи хорошо известных монологов Бориса и других сцен из 2-го и 4-го действий оперы, сделанные в разное время. Эти записи объединены в четыре группы, каждая из которых соответствует определенному периоду жизни артиста. Кульминационной в каждой группе является сцена смерти Бориса .

Первую группу [дорожки 2–5] составляют записи, осуществленные Шаляпиным с 1926 по 1931 год и ставшие теперь классическими. Это монологи Бориса «Достиг я высшей власти» и «Ох, тяжело! Дай дух переведу», а также сцены «Прощание с сыном» и «Смерть Бориса». Записи эти сделаны электрическим способом, освоенным фирмой «H is M aster ’ s V oice » в декабре 1925 года. Они просто превосходны по качеству. Хочу обратить ваше внимание на звучание колокола в «Смерти Бориса» [дорожка 5], которое потрясает! Да и сам Шаляпин в этих записях хорош, особенно в сцене галлюцинаций [дорожка 3]. В этих записях нас поражает мастерски сделанная им и безупречно отточенная интерпретация. Создается впечатление, что певец хочет рассказать потомкам, как надо исполнять партию Бориса, как бы дает мастер-класс будущим поколениям певцов.

Вторая группа записей [дорожки 6–13] - это сцены из 2-го и 4-го действий оперы, записанные во время «живого» спектакля «Борис Годунов» 4 июля 1928 года в лондонском театре «Ковент-Гарден». Эти записи, осуществленные фирмой «HMV» в порядке эксперимента, пожалуй, самые интересные. В отличие от других записей, в них исполнение Шаляпиным партии Бориса кажется спонтанным и интуитивным. Артист отходит от многих своих наработок в трактовке образа Бориса. К тому же он не «привязан» к микрофону, как это бывает в студии. И обращается певец не к потомкам, а к зрителям, которым тогда посчастливилось попасть на спектакль. Слушая эту запись, мы впервые воспринимаем Шаляпина не только как певца, но и как феноменального драматического артиста, который - благодаря силе своего божественного дара - заставляет нас поверить, что в его теле поселилась душа царя Бориса. Особенно впечатляют наполненные фантастическим напряжением паузы, неожиданно напоминающие нам об уроках Д. А. Усатова . Но самое поразительное в этой записи то, что Борис предстает перед нами не только как погрязший в интригах с боярами царь-изверг, но и как человек, с его страданиями, с любовью к сыну и дочери. Сколько пронизывающей сердце нежности в словах умирающего отца: «Сестру свою Царевну береги, мой сын»! Обращенная к Богу молитва заставляет нас поверить в искренность веры Бориса; его слова полны смирения: «Стой на страже борцов за веру правую, свято чти святых угодников божьих».

К сожалению, из-за удаленности певцов от микрофона и шума в зале записи, сделанные на спектакле, получились глухими; по этой причине, а также из-за плохой разборчивости речи исполнителей большая их часть была забракована фирмой «HMV». В результате в свет вышли только четыре грампластинки с отрывками из спектакля. Все эти фрагменты включены нами в диск, в том числе и ранее не издававшаяся у нас «Сцена с боярами». Досадно только, что бояре, они же члены Думы, поют в данной записи по-итальянски, что само по себе кажется невероятным; из-за чуждого музыке Мусоргского итальянского языка. По этой причинепротивостояние Думы и царя Бориса может остаться не прочувствованным слушателями.

Следующая группа записей [дорожки 14–15] включает «Прощание с сыном» и «Смерть Бориса». Первую запись Шаляпин осуществил в Америке в 1922 году, сразу после того, как навсегда покинул Россию, став до конца своих дней «гастролером мира». Вторая запись была сделана в Англии в 1923 году. Слушая эти записи, особенно «Прощание с сыном», можно почувствовать одиночество, некоторую растерянность артиста, его неуверенность в себе (хотя начиная со слов «Господи, воззри, молю, на слезы грешного отца» ощущается прежняя мощь шаляпинского духа). Записи 1922–1923 годов вообще несколько огорчают: Шаляпин поет в них слегка мелодраматично, чего не было в его более ранних записях. Еще хуже то, что они вызывают ощущение заката великого артиста.

К счастью, этого заката не произошло: в 1925 году у Шаляпина открылось «второе дыхание». Вот что писала одна из английских газет 20 октября 1925 года: «Время и годы обветрили голос, расшатали силу, поколебали мощь... Но гений певца победил время и годы. Шаляпин - не тот; но он не „бывший певец“, влачащий былую славу… Он просто - иной. Шаляпин вчера пел - пел иначе, чем прежде,- и зал неистовствовал…» Насколько прав автор заметки, можно оценить, прослушав монолог «Скорбит душа» [дорожка 1], записанный Шаляпиным всего через шесть дней после упомянутого концерта.

В заключительной части программы [дорожки 16–17] мы знакомим слушателей с самыми ранними записями «Прощания с сыном» и «Смерти Бориса», которые были сделаны Шаляпиным еще в царской России в 1911 году. Здесь Борис - бунтарь-реформатор. Корни такой трактовки - в симпатиях певца к зарождавшемуся тогда в России революционному движению. Об этих симпатиях свидетельствуют напетые Шаляпиным тогда же на пластинки «Дубинушка» (в трех вариантах) и «Марсельеза». То, что Шаляпин возлагал большие надежды на революцию, не уповал на «угодников божьих», прекрасно передают интонации певца в «Прощании с сыном». Кстати говоря, эта запись доносит до нас красоту и фантастическую силу голоса Федора Шаляпина, находившегося тогда в своей лучшей форме,- именно от этого голоса, по легенде, рассыпались люстры и лопались зеркала.

С убедительностью, доступной только гениальному художнику, Шаляпин раскрыл в Борисе внутренний конфликт между устремлением к власти и тяжкими укорами совести, обнажил приговор его внутреннего суда. В таком прочтении образа царя Бориса на оперной сцене никогда не будет равных Шаляпину. И вот что еще привлекает нас сегодня к шаляпинскому Борису: все осуществленные им в этой роли записи пронизаны щемящей болью за судьбу России.

Анатолий Лихницкий

ПРОГРАММА ДИСКА

1. Сцена коронации: хор «Слава» и монолог Бориса «Скорбит душа» (Пролог). О ркестр п /у Алберта Коутса (акустическая запись; Англия, Хейс , 26/10/1925). HMV D.B.900 (матр . № Cc7064Δ и Cc7066Δ )8:25

Студийные электрозаписи, сделанные в Англии

2. Достиг я высшей власти (действие 2). Оркестр п /у Макса Штеймана (Куинс-холл , Лондон, 06/06/1931). HMV D.B.1532 (матр . № 2B577Δ )5:04

3. Ох, тяжело! Дай дух переведу (действие 2). Оркестр п /у Макса Штеймана (Куинс-холл , Лондон, 06/06/1931). HMV D.B.1532 (матр . № 2B578Δ )4:04

4. Прощание с сыном (действие 4). Оркестр п /у Юджина Гуссенса (малый Куинс-холл , Лондон, 21/05/1926). HMV D.B.934 (матр . № CR375Δ )4:20

5. Смерть Бориса (действие 4). О ркестр п /у Лоуренса Коллингвуда (малый Куинс-холл , Лондон, 13/06/1927). HMV D.B.934 (матр . № Cc10938Δ )4:30

Электрозаписи спектакля в театре «Ковент-Гарден» (Лондон) от 4 июля 1928 года

6. Достиг я высшей власти (действие 2; Федор - М. Карозио ). Оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1181 (матр . № CR2160Δ )4:38

7. Тяжка десница грозного судьи (действие 2). Оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1181 (матр . № CR2131Δ )3:44

8. Уф, тяжело! Дай дух переведу (действие 2). Оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1182 (матр . № R2134Δ )3:57

9. Сцена с боярами (действие 4). Хор и оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1182 (матр . № CR2138Δ )3:14

10. Жаль Шуйского нет Князя (действие 4; Шуйский - А. Бада , Пимен - Л. Манфрини ). Хор и оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D . B .1183 (матр . № CR2139Δ )2:55

11. Прощай, мой сын, умираю (действие 4; Федор - М. Карозио ). Оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1183 (матр . № R2141Δ )4:07

12. Прощание с сыном (действие 4). Хор и оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.3184 (матр . № СR2142Δ )3:30

13. Смерть Бориса (действие 4; Федор - М. Карозио ). Хор и оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.3184 (матр . № CR2143Δ )4:39

Акустические записи, сделанные в США и Англии

14. Прощание с сыном (действие 4). Оркестр п /у Джозефа Пастернака (США, Камден , 30/01/1922). Victrola 6455 A (матр . № 26101-1)4:24

15. Смерть Бориса (действие 4). О ркестр п /у Юджина Гуссенса (Англия, Хейс , 02/07/1923). Victrola 6455 B (матр . № Сс3197)4:08

Акустические записи, сделанные в царской России

16. Прощание с сыном (действие 4). (Санкт-Петербург, 15/10/1911). Gramophone 022222 (матр . № 2492½ )4:24

17. Смерть Бориса (действие 4). (Санкт-Петербург, 15/10/1911). Gramophone 022223 (матр . № 2493с)4:13

Общее время звучания диска 74:17

FEODOR CHALIAPIN

The Four Deaths of Boris

1. Prologue. Coronation scene - Gloria allo Zar Boris: I am oppressed (Boris). Chorus & orch . cond . Albert Coates (acoustic record, England , Hayes, 26/10/1925 ), HMV D.B.900 (Mat. No. Cc7064Δ and Cc7066Δ) 8:25

Studio electric recordings made in England

2. Act 2: Boris monologue - I have attained the highest power. Orch . cond . Max Steimann (Queen’s Hall, London, 06/06/1931), HMV D.B.1532 (Mat. No. 2B577Δ) 5:04

3. Act 2: Clock scene - My heart is heavy. Orch . cond . Max Steimann (Queen’s Hall, London, 06/06/1931), HMV D.B.1532 (Mat. No. 2B578Δ) 4:04

4. Act 4: Farewell, my son. Orch . cond . Eugene Goossens (Small Queen’s Hall, London, 21/05/1926), HMV D.B.934 (Mat. No. CR375Δ) 4:20

5. Act 4: Death of Boris . The Bell! The passing bell! Chorus & orch . cond . Lawrance Collingwood (Small Queen’s Hall, London, 13/06/1927), HMV D.B.934 (Mat. No. Cc10938Δ) 4:30

Live electric recordings made in Royal Opera House, Covent-Garden (London) on July 4, 1928

6. Act 2: Scene Boris - Feodor & monologue (pt 1) - And you my son… I have attained the highest power. (Feodor - M. Carosio ). Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1181 (Mat. No. CR2160Δ) 4:38

7. Act 2: Boris monologue (pt 2) - Heavy is the hand of retribution. Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1181 (Mat. No. CR2131Δ) 3:44

8. Act 2: Clock scene - My heart is heavy (Boris). Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1182 (Mat. No. R2134Δ) 3:57

9. Act 4: Scene in the Duma (pt 1) - Su, boiardi , incomminciamo (chorus). Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1182 (Mat. No. CR2138Δ) 3:14

10. Act 4: Scene in the Duma (pt 2) - Ma qui non e Shuisky . Boris, Shuisky (A. Bada ), Pimen (L. Manfrini ). Chorus & orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1183 (Mat. No. CR2139Δ) 2:55

11. Act 4: Boris farewell - Leave us. Farewell, my son, I die. Boris and Feodor (M. Carosio ). Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1183 (Mat. No. R2141Δ) 4:07

12. Act 4: Boris prayer - Lord God, look down. Chorus & orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.3184 (Mat. No. СR2142Δ) 3:30

13. Act 4: Death of Boris . Feodor (M. Carosio ). Chorus & orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.3184 (Mat. No. CR2143Δ) 4:39

Acoustic recordings made in USA and England

14. Act 4: Farewell, my son. Orch . cond . Josef Pasternack (USA,Camden, 30/01/1922), Victrola 6455A (Mat. No. 26101-1) 4:24

15. Act 4: Death of Boris . The Bell! The passing bell! Chorus & orch . cond . Eugene Goossens (England, Hayes, 02/07/1923), Victrola 6455B (Mat. No. Сс3197) 4:08

Acoustic recordings made in Imperial Russia

16. Act 4: Farewell, my son. Orch . (Saint Petersburg, 15/10/1911), Gramophone 022222 (Mat. No. 2492½) 4:24

17. Act 4: Death of Boris . The Bell! The passing bell! Chorus & orch . (Saint Petersburg, 15/10/1911), Gramophone 022223 (Mat. No. 2493с) 4:13

Total time : 74:17

FEODOR CHALIAPIN

The Four Deaths of Boris

Scenes from the opera “Boris Godunov ” by Mussorgsky

This program includes nearly all existing recordings of Chaliapin singing Boris’s part from the opera “Boris Godunov ”. The program opens up with the С oronation scene from the Prologue, which includes Boris’s monologue “I am oppressed”.

It followed by well known recordings of Boris’s monologues and other scenes from the opera made in different times. The recordings are combined in four groups. Each group corresponds to the certain period in the artist’s life. The culmination of each group is the scene of the death of Boris.

The first group is composed of the recordings made between 1926 and 1931, which many consider classical ones.

The second group of records consists of the scenes from the 2 nd and the 4 th acts made during live performance of “Boris Godunov ” on July 4 th 1928 in Covent Garden Theatre. Since the singers were too far from the microphones and the audience was noisy these recordings turned out to be “def” and most of them were considered defective. Only four records were finally released and we included them in full in this program.

The next group of recordings includes “Farewell, my son” and “The Death of Boris”. These records Chaliapin made right after he left Russia for good.

In the final part of this program we acquaint our listeners with the earliest recordings of “Farewell, my son” and “The Death of Boris” made in 1911 when Feodor Chaliapin was still living in Imperial Russia. He was at his best then and these just are the recordings that reproduce the beauty and fantastic power of Chaliapin’s voice. It just is this voice that according to the legend broke lustres to pieces and made mirrors burst.

Historical recordings recovered by using (AML+) technology bring musical performance to the listeners exactly as it was imprinted on gramophone discs many years ago. This has become only possible because new technology uses analogue re-mastering process instead of digital one. This means computer has not processed that musical signal extracted from old record.

Содержимое

11 ноября 2017 года в Одинцовском районе было обнаружено тело знаменитого журналиста и телеведущего, Ноткина Бориса Исаевича. Причиной смерти по официальной версии следствия стало самоубийство. Есть достоверная информация, что Ноткин болел онкологическим заболеванием, именно поэтому он и написал в предсмертной записке: “Ухожу из жизни добровольно, не хочу никого мучать”. Борис Ноткин умер на 76 году жизни.

У журналиста был диагностирован рак четвертой степени, врачи могли только облегчить страдания, но вылечить Бориса полностью было невозможно. Он неоднократно говорил, что не хочет обременять своих родных, его постоянно мучили сильные боли.

16 ноября 2017 года Бориса Ноткина похоронили на Троекуровском кладбище. Прощались с журналистом не только родные и близкие, но и все, кто имел отношение к журналистике.

Как проходило детство и юношество будущего журналиста?

Борис родился 13 августа 1942 года в Москве. Прессе довольно мало известно о детских годах жизни телеведущего, он не хотел, да и не рассказывал об этом никому. В юношестве Ноткин занимался большим теннисом. Любовь к этому виду спорта он пронес до конца своих дней, даже в немолодом возрасте Борис продолжал выходить на корт. Играл не просто для удовольствия, а участвовал в турнирах и завоевывал победы.

После окончания средней школы Ноткин поступил в Институт иностранных языков, который окончил в 1966 году. Работа переводчиком ему очень нравилась, Ноткин считал, что это и есть его призвание. Некоторое время он даже работал преподавателем в Московском Государственном Университете психолингвистику. В 1986 году преподавал в университете США, но не долго, всего лишь полгода.

В свое время Борис Исаевич считался одним из лучших переводчиков-синхронизаторов в Советском Союзе. Он работал с Франко Дзеффирелли, был синхронистом у Федора Бондарчука на съемках ленты “Ватерелло”. Ноткин был переводчиком у президента Соединенных Штатов Америки Рональда Рейгана, когда тот приезжал в Россию. Эти факты говорят сами за себя, равных Ноткину в стране не было.

Борис Ноткин вел активный образ жизни. Все знакомые и друзья знали его, как очень позитивного веселого человека, который мог поддержать любой разговор. Он серьезно увлекался теннисом, играл в дуэте с Караченцевым, а также постоянно ездил на велосипеде. Борис внимательно относился к своему здоровью, именно поэтому известие о смертельной болезни застало его врасплох.

Как начиналась журналистская карьера

Свой дебют в журналистике Борис начал с публикации статьи на медицинскую тематику в “Литературной газете”. Номер газеты вышел в 1989 году. Статья привлекла внимание режиссера программы “Добрый вечер, Москва”, куда его пригласили сначала в качестве гостя, а позже и в качестве ведущего. В это телепередаче журналист проработал пять лет.

До 1997 года Ноткин вел еще одну телепрограмму — “Лицом к людям”, а позже создал собственный проект под названием “Приглашает Борис Ноткин” на МТК.

Когда появился телеканал “ТВ Центр” — Ноткин оказался одним из его создателей. До 2015 года зрители с удовольствием слушали рассуждения журналиста в передаче “Галерея Бориса Ноткина”. Три года назад ведущий перестал появляться на телевиденье, но продолжил публиковать свои статьи в прессе.

В 2007 году ведущий был награжден Орденом за заслуги перед отечеством за весомый вклад в историю телевидения, а в 2011 году получил орден Дружбы.

Личная жизнь звезды телевидения


Как ни странно, но красавец-мужчина, знаменитый на всю страну, женился только в 48 лет. Его избранницей стала Ирина Ивановна, специалист по экономике. Но после женитьбы супруга бросила свою работу и стала личным помощником мужа.

О своей личной жизни телеведущий старался не распространяться. Известно, что семья Ноткиных прожила в загородном доме в Подмосковье 21 счастливый год. Детей у пары не было, но с ними проживал еще один член семьи — пес Егор.

Подробности смерти журналиста

11 ноября в средствах массовой информации появилась новость о том, что Бориса Исаевича больше нет в живых. Журналисты телеканала НТВ сообщили, что на место смерти ведущего, в его загородный дом, выехали полицейские и врачи. Причиной смерти Бориса Ноткина стал выстрел в голову из огнестрельного оружия. Полиция зафиксировала факт самоубийства, так как рядом с телом была найдена предсмертная записка.

Ноткин внес огромный вклад в развитие телевидения, его рассуждения еще долго будут оставаться на слуху у общественности.


10 мая 2008 года перестало биться сердце замечательного советского и российского актера Бориса Федоровича Сморчкова. Ему было всего 63 года. Смерть актера Бориса Сморчкова наступила во сне от инфаркта. Он ушел от нас тихо и незаметно, никого не обеспокоив своими проблемами, больными глазами и сердцем. Точно так же он и жил, редко обращаясь к кому-либо за помощью.

Вместе с тем, оглядываясь на творческий и жизненный путь Бориса Федоровича, официальная причина смерти Бориса Сморчкова, указанная в медицинском свидетельстве, не так уж и важна. От чего умер Борис Сморчков? Наверное, от одиночества.

Последние годы любимый многими поколениями зрителей артист скромно и одиноко проживал в столичной квартире, которую получил за несколько лет до смерти. До этого Сморчков отдельного собственного жилья не имел, жил в общежитии.

Семейная жизнь актера не сложилась, его любимая супруга Анна Варпаховская с двумя детьми в начале девяностых уехала жить за границу. Новую любовь Борис Федорович уже не встретил. Естественно, выпивал.

Тридцать лет и три года, больше половины жизни, Борис Сморчков отдал служению в театре «Современник», который покинул в 2004 году, однако актерскую карьеру не забросил и продолжал сниматься в кино. Его последним образом на экране стал Дед Прокоп в фильме «Запрещенная реальность», вышедшем на экраны уже после смерти актера.

Наверняка, многие с ходу и не вспомнят, как выглядел артист при жизни, какие знаменательные роли сыграл в кино. Но стоит произнести несколько фраз, навсегда вошедших в народ с уст Бориса Федоровича, как сразу все становится на свои места.

«Это не живот, это комок нервов» или «Всех впускать, никого не выпускать, будут сопротивляться - открывать огонь». Вспомнили? Да, этот самый Николай, муж Антонины, из оскароносной и всем известной кинокартины «Москва слезам не верит». Тот самый Николай, который искал Георгия Ивановича (он же Гога, он же Гоша, он же Жора…) и предлагал ему дружить домами. Простой и открытый советский парень, в котором многие узнали себя, увековеченный актерским талантом Сморчкова.

Борис Сморчков за свою жизнь снялся более чем в семи десятках кинолент. Его роли в большинстве эпизодические, однако яркие, сочные и запоминающиеся. В фильмах «Паспорт», «Воспитание жестокости у женщин и собак», «Ночное происшествие», «У опасной черты», «Приступить к ликвидации» созданные им образы милиционеров и военных, по мнению многих коллег по актерскому цеху и критиков, являются эталонными.

Сморчков Борис Федорович похоронен в Москве рядом с родителями. Его могила находится на Востряковском кладбище.

В сети появилось сообщение о том, что умер известный телеведущий Борис Ноткин. Причиной смерти названо огнестрельное ранение в голову. При этом, официальные органы не уточняют имя человека, найденного застреленным в Подмосковье. Согласно заявлению представителя регионального главка Следственного комитета Евгения Кирюшина, в жилом доме обнаружено тело мужчины 1942 года рождения.

По факту огнестрельного ранения проводится досудебное расследование. Как стало известно из неофициальных источников, ведущий мог покончить собой, так как недавно врачи обнаружили у него раковую опухоль 4-й стадии развития. Труп Бориса Ноткина обнаружила его жена, приехавшая навестить его на дачу, в поселок Рождественское. Рядом лежало охотничье ружье, принадлежавшее покойному.

Также была обнаружена предсмертная записка, которая объясняла причину смерти телеведущего – Борис Ноткин решил умереть сразу, а не уходить долго и болезненно.

Как рассказала супруга умершего, болезнь дала о себе знать в мае 2017 года. Ноткин почувствовал непривычные приступы слабости и головокружение. Его положили в стационар, рассчитывая после обследования начать соответствующее лечение. Однако, результаты анализов и МРТ подтвердили страшный диагноз – онкология слишком глубоко проникла в тело ведущего, стадия болезни оказалась неоперабельной и неизлечимой.

Краткая биография известного телеведущего

Родился Борис Ноткин 13 августа 1942 года в Москве. После окончания института долгое время работал синхронным переводчиком – списку его «клиентов» может позавидовать любой, самый удачливый журналист. По совету своего преподавателя, он отказался от работы писателя, занимающегося художественной литературой – несмотря на энциклопедические знания и совершенное владение иностранными языками, способностей к литературной работе не имел.

После того, как он много лет занимался работой в правительстве, переводя информацию для президентов (Борис Ноткин работал и с Рейганом, и с Ельциным), был приглашен на передачу «Добрый вечер, Москва!», в качестве гостя. Беседа оказалась настолько интересной и так понравилась руководству канала, что на следующий день мужчину пригласили к постоянному сотрудничеству в качестве бессменного автора, на длительный срок.

Чуть позже, телеведущему, чьей причиной смерти оказалось самоубийство 11 ноября 2017 года, представилась возможность сделать собственную передачу «Вас приглашает Борис Ноткин». Он умер, оставшись единственным ее вдохновителем и цензором – на телевидении всегда называли мужчину самым бесконфликтным.

При этом, сам Ноткин себя не считал лжецом или подхалимом, просто качество его воспитания позволяло задавать ему вопросы в очень корректной форме, не вызывая в ответ агрессию собеседника.

Он был знаком со всей политической элитой России, что позволило Ноткину улучшить квартирные условия для многих артистов в прямом эфире – на беседу ведущий всегда приглашал гостей по своему выбору. Поэтому, когда Лужков, будучи мэром столицы, отвечал на разные вопросы Ноткина, тот, в свою очередь, как бы между делом заикнулся о проблемах с квартирами для Татьяны Догилевой и Аркадия Укупника. Это ускорило решение проблем до минимальных сроков – через неделю заслуженные артисты России жили в собственных квартирах, положенных им по статусу.

Первая и последняя жена

Борис Ноткин – мамин сын, в чем он не постеснялся признаться в интервью открытому изданию. По словам телеведущего, она настолько самозабвенно отдавала всю себя ему и его старшему брату, что всякая девушка, говорившая слова признания Борису, невольно сравнивалась с мамой. К тому же, родители жили очень плохо, рано разошлись и Борис просто не видел модели хорошего брака в своей жизни. Постепенно это заблуждение рассеялось, и Ноткин решился вступить в семейные отношения в достаточно солидном возрасте – свой жене он сделал предложение в 48 лет.

Кстати, одно время о нем поговаривали в журналистской среде, обвиняя в нетрадиционной ориентации.

Всему виной итальянский режиссер Дзефиррелли, который не скрывал свое влечение к мужчинам. Иностранец оказался прямо-таки влюблен в голос переводчика, дублировавший его картину «Ромео и Джульетта», вышедшую на экраны в России в 1987 году. Он неоднократно пытался познакомиться с Борисом поближе, однако, всякий раз ведущий отказывал ему в таких отношениях, ссылаясь на свою любовь к красивым женщинам. В одном из интервью Ноткин упомянул об этом случае, а журналисты раструбили новость по всему миру. Как впоследствии выяснилось, после этого случая Ноткину было страшно неудобно перед режиссером за несдержанность некоторых недобросовестных журналистов.

Борис Годунов (1552-1605) был выходцем из костромских нетитулованных бояр. Он стал заметной фигурой в Москве после своей женитьбы на дочери Малюты Скуратова – любимца Ивана Грозного. Современники характеризовали Бориса как умного образованного политика и талантливого военачальника. Он 13 лет возглавлял правительство во времена правления царя Фёдора Иоанновича. Сам Фёдор был женат на сестре Годунова. Это в немалой мере поспособствовало восхождению Бориса на престол после кончины Фёдора 7 января 1598 г.

Правление нового самодержца продолжалось вплоть до 13 апреля 1605 года, а смерть Бориса Годунова положила начало обострению политической обстановки на русской земле. Можно сказать, что после этого Смутное время (1598-1613) перешло из пассивной фазы в активную.

Со смертью царя Фёдора возник вопрос – кого ставить на престол? И тогда патриарх Иов указал на Бориса, охарактеризовав его как человека самого достойного. Годунов 2 раза отказывался, но духовенство и народ упрашивали, и он согласился. Принимая благословение патриарха, сказал: «Бог свидетель, что не будет в моём царстве нищих, последнюю рубашку разделю с народом…»

В первые годы своего правления царь установил льготы для переселенцев в Сибирь. Приглашал в Московское царство иностранных специалистов, а молодёжь отправлял учиться за границу. В Москве затеял грандиозное строительство, дав возможность заработать бедному люду. В Московском кремле была построена колокольня Ивана Великого. Это сооружение стало самым высоким в стране.

Царь планировал открыть школы с преподаванием иностранных языков. Он думал об экономическом развитии России, а для этого нужно было налаживать контакты с заграницей, но не хватало переводчиков и образованных людей. Однако этот план и многие другие сорвали недоброжелатели. Недовольных новой политикой оказалось очень много.

Авторитет Бориса Годунова подорвал небывалый голод 1601-1603 годов. Причиной его стал неурожай, а цены на хлеб подскочили в 100 раз. Эта тяжёлая ситуация настроила против царя все слои населения. По приказу самодержца голодающим начали в Москве раздавать деньги и хлеб. Привело это к тому, что со всех концов России в столицу потянулись сотни тысяч людей.

Вскоре их в Москве насчитывалось в несколько раз больше, чем коренных жителей. Такой наплыв пришлого народа привёл к грабежам, убийствам и эпидемиям. А денег и хлеба не хватало всё больше и больше. Появились случаи людоедства.

О количестве умерших в Москве за период с 1601 по 1603 годы сообщал известный церковный и политический деятель Авраамий Палицын. Он утверждал, что только в столице Московского царства за 2 года и 4 месяца по повелению царя было погребено 127 тыс. человек. Но гораздо больше народа умерло в других городах и сёлах.

Положение дел в Московском царстве усугубила напряжённая внешнеполитическая ситуация. Польские паны решили воспользоваться неблагоприятной экономической обстановкой, сложившейся на русской земле. Они выдвинули на политическую арену Лжедмитрия I . Было объявлено, что он является сыном Ивана Грозного цесаревичем Дмитрием, официально умершем в возрасте 8 лет.

Вокруг самозванца собрались авантюристы всех мастей, и эта воинская рать вторглась на территорию Русского государства. В 1604 году войско Лжедмитрия форсировало Днепр и двинулось вглубь Руси. Народ приветствовал самозванца, так как отождествлял царствование Бориса Годунова с правлением Ивана Грозного и опричниной . Но царь оказал противодействие захватчикам и добился кратковременного успеха, который не смог переломить ситуацию. Войска самозванца двинулись на Москву.

В соответствии с летописью смерть Бориса Годунова наступила 13 апреля 1605 года. Утром этого дня царь проснулся в хорошем настроении. Он отобедал и поднялся на вышку, с которой любил любоваться на Москву. Когда сошёл с неё, то объявил, что чувствует себя плохо. У него появились головная боль, звон в ушах, тошнота, резь в желудке. Позвали лекаря, но когда тот появился, у царя из носа и ушей хлынула кровь, и самодержец умер.

По этому поводу русский историк и археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908) в «Истории города Москвы», высказался следующим образом: «Измена царю с каждым днём распространялась повсюду. Все его благодеяния народу и добрые попечения исчезли из памяти людей. Сохранилась лишь ненависть к властителю… Царь Борис, отобедав, внезапно заболел и через 2 часа умер. Говорили, что отравил сам себя. Но можно полагать, что был отравлен угодниками самозванца, если не умер апоплексией, как свидетельствует Маржерет. Однако по свидетельству Массы, доктора, находившегося при дворе, все узнали, что умер он от яда».

Некоторые современники в смерти Бориса Годунова открыто обвинили приверженцев Лжедмитрия, которые в огромном количестве наводнили Москву. А почившего государя похоронили без царских почестей в Архангельском соборе. Новым царём стал сын Бориса цесаревич Фёдор. Это был очень умный и образованный юноша. К 15-ти годам он изучил военное дело, фортификацию, математику, философию, архитектуру, знал несколько иностранных языков. Принимал участие в составлении географических карт России.

Дмитрий Самозванец тем временем послал в столицу князей Василия Мосальского и Василия Голицына во главе других своих сподвижников. Цель у них была одна – убрать неугодных людей. Первыми в этом списки значились патриарх Иов, царь Фёдор и его родные.

Предатели поставленную перед ними задачу выполнили успешно. Со сторонниками 16-летнего царя разделались они быстро. Одних задушили, а других щедрыми обещаниями склонили к измене. Самого Фёдора, его мать царицу Марию Бельскую и сестру царя царевну Ксению предатели схватили. Их посадили на водовозную телегу и доставили на старый Борисовский двор.

Стрельцы под предводительством князей Мосальского и Голицына задушили Фёдора и Марию, а Ксению передали Лжедмитрию. По его указанию её постригли в монахини. А народ, который ещё совсем недавно поклонялся Годунову, теперь ликовал. Лишь один юродивый крикнул: «Посмотрите друг на друга! Были вы до сего дня скотами тайными, а теперь стали скотами явными. Из всех вас через 6 лет будет только один по земле ходить, да и то недолго!»

Лжедмитрий I 20 июня 1605 года при общем народном ликовании торжественно въехал в Москву. Он тут же приказал тело Годунова вынести из Архангельского собора и вместе с прахом сына и жены похоронить в Варсонофьевском монастыре, что возле Лубянки.

При Василии Шуйском останки Бориса, жены Марии и Фёдора перенесли в Троицкий монастырь под Москвой. Там же похоронили и Ксению (в иночестве Ольгу), умершую в 1622 году. В 1782 году над гробницами соорудили усыпальницу.

Во времена советской власти захоронение разграбили, а черепа пришли в полную негодность. Когда в 1945 году антрополог М. М. Герасимов захотел восстановить лица этой семьи, то не смог этого сделать. Так смерть Бориса Годунова стёрла из памяти людей не только его благие деяния, но и внешний облик, оставив о нём лишь описания современников.

Алексей Стариков