Славяне, венеды. Племенной союз восточных славян - история, описание и интересные факты

Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племен, племена восточных славян) - форма социальной организации восточнославянского общества в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности . Союзы племен носили не только родовой, но и территориально-политический характер. Образование союзов - этап на пути складывания государственности восточных славян.

Повесть временных лет никаких «союзов племен» не знает. После смерти Кия и его братьев (до упоминания Ираклия и обров) «стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане». То есть княжеская власть была наследуемой. Это хорошо известные византийцам северные архонтства короля антов Божа (IV век), Ардагаста, Пирогаста, Мусокия, Добрента (VI век) и т. д.

  1. Термин, использующийся для обозначения восточнославянских племен, упомянутых в «Повести временных лет» и других письменных источниках. Говоря о «союзах», в данном случае историки подразумевают, что летописные «племена» были сложными образованиями и состояли из нескольких территориальных или родовых групп.
  1. Объединение нескольких племен («конфедерация»), возникающее, как правило, для совместной защиты от внешней угрозы, и имеющее союзные органы надплеменной власти.

Предки восточных славян в полиэтнических племенных союзах

Предки восточных славян по мнению различных историков могли входить в союзные племенные организации, упомянутые авторами второй половины I тысячелетия до н. э. - первой половины I тысячелетия.

Союз антов управлялся вечем и князьями, вел самостоятельную внешнюю политику, имел обычное право, распространявшееся только на антов, имел союзное ополчение. Во главе союза мог стоять один князь, обозначавшийся особым титулом, власть которого носила наследственный характер.

В VI-VIII вв. восточные славяне часто упоминаются вместе с хазарами, что оценивается историками как свидетельство об их союзных и, затем, даннических отношениях.

Поляне

В «Повести временных лет» рассказывается предание о князьях племени полян, которая имеет много общего с историей антов. Поляне переселялись с места на место: их родина - Дунай, своё имя они получили от того, что «сидели в поле», затем они обосновались на днепровских «горах» и вновь пытались закрепиться на Дунае. Племя полян состояло из нескольких родственных «родов», управлявшиеся собственными главами. По легенде братья Кий, Щек и Хорив объединили свои роды под властью князя Кия, возглавлявшего дружину, и находившегося в союзных отношениях с византийским императором. Центром племени полян стал город Киев , основанный братьями. Он играл роль вечевого и религиозного центра. В племени установилась княжеская династия: «И после этих братьев стал род их держать княжение у полян»,

В «Повести» имеется и указание на существование во времена князя Кия союза между восточнославянскими племенами: «И жили между собою в мире поляне , древляне , северяне , радимичи , вятичи и хорваты . Дулебы же жили по Бугу , где ныне волыняне , а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная ». Позже этот союз распался на отдельные племенные «княжения» и «стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди». Киевское вече, состоявшее из военной знати, приняло решение о подчинении полян хазарам и выплате им дани.

В «Повести временных лет» с легендой о Кие связан вопрос об истоках Русской земли, а поляне напрямую отождествляются с народом русь X-XII вв.

«Держава волынян», дулебы

«Повесть временных лет» рассказывает о борьбе племени дулебов с аварами (обрами) (560-е - VIII век): «В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - сущих славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырёх или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: „Погибли, как обры“, - их же нет ни племени, ни потомства».

Средневековыми письменными документами зафиксировано проживание дулебов на Волыни, в Чехии, на среднем Дунае между озером Балатон и рекой Мурсой, а также на верхней Драве. В. В. Седов считает дулебов древним племенем, которое расселилось в VI-VII вв. в ареале пражско-корчакской культуры (склавины).

В «Повести временных лет» сказано, что дулебы жили по Западному Бугу, где «ныне волыняне», а также говорится, что бужане были прозваны так потому, что «сидели по Бугу», а затем они «стали называться волынянами». Исторки по-разному объясняют это место летописи. Одни видят в бужанах и волынянах IX-X вв. потомков дулебов VI-VII вв. Другие видят в волынянах собирательный политоним , происходящий от названия г. Волынь, и обозначающий союз нескольких племен.

Характер племенной организации

В исторической литературе существует несколько точек зрения на характер летописных племен восточных славян:

1. Это были исключительно территориальные объединения (С. М. Середонин, В. О. Ключевский , М. К. Любавский).

2. Племена - это этнографические группы (А. А. Спицын , А. В. Арциховский и Б. А. Рыбаков), это же мнение разделяют филологи А. А. Шахматов , А. И. Соболевский , Е. Ф. Карский , Д. Н. Ушаков , Н. Н. Дурново .

3. Племена были политическими образованиями (Н. П. Барсов). По представлениям В. В. Мавродина и Б. А. Рыбакова летописные поляне, древляне, радимичи и другие были союзами племен, объединившими несколько отдельных славянских племен.

Словами «род» и «племя» русская летопись обозначает кровнородственную группу. Слово «язык» означало также племена, говорящие на особых языках.

Современники различали восточнославянские племена по ряду признаков: название, место обитания, обычаи и «законы отцов», которые касались брачно-семейных отношений и погребальных обрядов, а также предания. При этом в языковом отношении по мнению современников племена не различались, хотя на самом деле имелись серьёзные диалектные отличия, а русь была двуязычна и использовала скандинавский язык. Археологи различают племена по характерным украшениям (височным кольцам) и типу захоронений. Этнографы полагают, что восточнославянские племена различались религиозными предпочтениями того или иного бога (Перун - «бог наш» у руси).

У каждого племени были свои «грады» (тиверцы, уличи, древляне, русь) и один главный «град»: Киев (поляне), Новгород (словене), Смоленск (кривичи), Полотск (кривичи-полочане), Искоростень (древляне). Археологи предполагают у некоторых племен (смоленских кривичей) «гнездовую» структуру поселений: рядом с одним укрепленным «градом» располагалось гнездо или два гнезда неукрепленных селищ. «Град» был местом сбора веча, религиозного поклонения (болотные городища смоленских кривичей) и выполнял оборонительные функции.

Летописец обозначает политическую оргнаизацию племен словом «княжение», перечисляя отдельные княжения: у полян, у древлян, у дреговичей, у словен «в Новгороде» и «на реке Полоте, где полочане». Под «княжением» в узком смылсе понималось наличие института наследственной княжеской власти. Территориальным обозначением племени было слово «земля» (Деревская земля, Русская земля). Власть в племени принадлежала князю и вечу. Летописец рассказывает о принятии решения на вече в городе Искоростене в 945 году словами «сдумавши с князем своим Малом». Мал назван «князем деревским». Также упоминаются «лучшие мужи», которые «держат Деревскую землю». Эти мужи были отправлены в посольство «Деревской землёй» и говорили о своих «добрых князьях», которые «пасут» Деревскую землю. Также упомянуты «старейшины града». Схожая политическая организация выявляется и у других восточнославянских племен IX-XII вв., а также у антов и полян в VI-VIII вв.

Константин Багрянородный употребляет по отношению к восточнославняским племенам термин «Славинии», который впервые употреблен в VII в. у Феофилакта Симокатты в отношении поселившихся на Балканах славян. Означал как район расселения славянского племени или племенного союза, так и особую догосударственную социально-политическую организацию славян, позволявшую им регулировать внутренние отношения, отстаивать независимость от внешних сил и организовывать военные предприятия. Во главе каждой Славинии стоял вождь («архонт» или «рикс»), окруженный родоплеменной знатью.

Ибн Русте (н. X в.) описывает более развитую систему власти у славян (смешаны сведения о разных группах племен): «Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют „главой глав“ (ра’ис ар-руаса), называется у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей… Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живёт, называется Джарваб… Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из её платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений»

Если «княжения» и «Славинии» обозначают племенные образования периода «военной демократии», то в описании Ибн Русте историки видят признаки формирующегося государства: институализация надплеменной власти, опора на силу, существование налогов и общеобязательного права.

Иерархия племен

Для племенного устройства восточнославянского общества периода «военной демократии» характерно стремление одного племени к возвышению над другими, соседними, племенами.

В VI веке антский посланник Мезамир, которого самого называли «пустословом и хвастуном», по прибытии к аварам «закидал их надменными и даже дерзкими речами». Сохранились слова подобной речи славянского вождя Даврита: «Родился ли на свет и согревается ли лучом солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашей землей, а мы чужой привыкли обладать».

Исконными славянами в легендах называли себя поляне, волыняне и, упомянутые Географом Баварским, заряне, «у которых одних есть королевство и от которых все племена славян… происходят и ведут свой род». Для других племен придумывались разного рода обидные названия: «толковины» (тиверцы), «плотники» (жители Новгорода), «пищанцы» (радимичи), «находники», «дромиты», «кочевники» (русь), «пактиоты» (славяне у Константина Багрянородного, X век), «германцы» (древляне у Льва Диакона, X в.), «спасающиеся бегством рабы» (жители Киева у Титмара Мерзебургского, н. XI в.) и т. д.

Для обозначения места в иерархии племен использовались ассоциации с обувью: «в сапогах» - господствующее племя, «лапотники» - данники, описан обычай выхода из города босого старейшины, означавший подчинение завоевателю (Смоленск, Владимир Волынский). Также важную роль играло занятие племени («мужи крови» - русь), цвет шатров, материал и размер одежд, парусов и т. д.

В «Повести временных лет» рассказывается, что поляне «имеют обычай отцов своих кроткий и тихий», а древляне, радимичи, вятичи, северяне и кривичи «жили звериным обычаем, жили по-скотски», «в лесу, как и все звери»: «убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, и срамословили при отцах и при снохах».

Под 907 год рассказывается о русах и словенах: «И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: „Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок“».

Племенные конфедерации

Историки полагают, что племена «Повести временных лет» включали в себя несколько родо-племенных групп («родов», «племён»), название которых, неизвестные летописцу, приводит Географ Баварский. Число городов, названных в источнике, сопоставляют с числом родовых общин (по 100-150 человек в каждом) или их групп, объединявшихся вокруг «града», в котором на вече собирались городские страейшины, представители окрестных родов.

Наиболее вероятно, что племя кривичей, действительно, состояло из нескольких групп: в летописи упоминаются «все кривичи», различаются кривичи-полочане и смоленские кривичи, которые вели самостоятельную внешнюю политику. Археологи отделяют псковских кривичей от смоленско-полоцких. Кроме того, латыши до сих пор именуют русских этнонимом, производным от имени кривичей (krievs), что говорит о его собирательности. Археологи называют кривичей «племенной группировкой», сложившейся в результате взаимодействия славянских переселенцев с местным балтоязычным населением. Возможно, что кривичи - это политическое образование, известное по прибалтийским легендам о Великой Криви.

Ильменские словене также находились в конфедеративных отношениях с соседними народами. Полагают, что на месте Новгорода располагались посёлки различных племен, окружавших пустое пространство, служившее местом сбора союзного веча. Из этих поселков возникли «концы» (самоуправляющиеся районы) города, в том числе Словенский и Неревский концы(нерева - балтское племя). В середине IX века сложилась конфедерация племен, располагавшихся на обширных пространствах, в которую входили чудь, словене (Новгород), кривичи (Полоцк), весь (Белоозеро), меря (Ростов) и мурома (Муром).

Северяне, по мнению историков, объединяли три племенные группы. В союзе выступали уличи и тиверцы. Радимичи и вятичи, как полагают, изначально были одним племенем (вятичи), а затем разделились, о чём говорит и легенда о братьях Радиме и Вятко.

Институализация власти в союзах племен

При объединении племен в союзы возникала надплеменная власть, которая не сводилась к патриархальной родовой власти. Так как союзы создавались в связи с необходимостью защиты от внешних врагов, особым авторитетом среди племен обладали князья, имевшие наиболее сильные дружины воинов-профессионалов. Такие князья возглавляли племенное ополчение и тем самым институализировали свою власть. Ибн Русте называет главного князя союза «свет малик (правитель)», что может быть понято как «светлый князь». В договоре 911 года упомянуты «светлые и великие князья» восточных славян. Эти титулы обозначали «князя князей» союза, то есть появлялся институт, не свойственный отдельному роду или племени.

Союзное вече также отличалось от обычного народного собрания. Скандинавская сага об Олаве упоминает о народном собрании в Новгороде, на которое пришли «люди из всех близлежащих местностей», но на практике это было невозможно, поэтому следует считать, что на вече союза племена были представлены «лучшими мужами». Если буквально доверять легенде о «хазарской дани», когда поляне на вече приняли решение выплатить дань мечами, то можно утверждать, что в вече входили представители военной знати.

Князь, дружина и вече, состоящее из военной и родо-племенной знати, стали отделяться от простых соплеменников. Они олицетворяли племенную власть. Эта власть обозначалась словами «княжить», «владеть» и «держать», а правящая верхушка обозначала себя словами «господин» (Добрагаст, Келагаст, Ардегаст, Гостомысл) и «владетель» (Володислав, Володимер).

Даннические отношения между племенами

В отличие от государства племенные союзы не подразумевали установления даннических отношений между племенами. Дань устанавливалась, как правило, при подчинении друг другу разноязычных племен. Скифские цари собирали с подвластных племен бронзовые наконечники и зерно. Примитивные налоги, судя по германскому эпосу о Водене, существовали у готов в Причерноморье. Выплатами соседей обременяли гунны и авары. Авары и венгры зимовали в славянских селениях. В VII-X вв. славяне (поляне, северяне, вятичи и радимичи) платили дань хазарам мехом «от дыма» (дома) или деньгами «от рала» (от плуга). В VIII-IX вв. северная конфедерация племен выплачивала дань варягам.

Дань возникла из выплаты контрибуции победителю. Сами славяне и анты с VI века получали денежные выплаты в обмен на союз от Византии. Восточнославянский фольклор упоминает о дани девушками, победители требовали от побежденного племени в качестве добычи женщин (в летописи - Рогнеда, Ольга). Ольга, одержав верх над древлянами, часть их отдала в рабство своим воинам. Захваты рабов с последующим требованием выкупа известны у славян и антов с VI века. Арабские авторы называют славянские племена рабами племени русь. Вероятно, одни племена попадали в коллективное рабство к другим, так славяне по летописи говорят руси: «Идите княжить и владеть нами».

Существует версия возникновения дани как сакральных даров князю, олицетворявшему солнце. Указывается на миф о происхождении князей от Дажьбога («солнце-царь»), зимнее время сбора дани и его название «кружением» князя и дружины (Константин Багрянородный).

С выделением племенной знати и профессиональной дружины стали возникать даннические отношения и внутри племен. Дань носила натуральный характер. Описанная Ибн Русте дань платьями фиксируется лингвистическими данными о «платяных деньгах» у славян (ср. русское «платить»). В «Повести временных лет» особое значение отводится праву князя охотиться (в том числе, на птиц) в землях племен-данников. Скандинавы, заимствовали у славян слово «полюдье», означавшее сбор дани. Нахождение князя с дружиной в землях данников называлось «кормлением», а место пребывания князя - «стол». Традиционная дань со славян собиралась мехом, мёдом и воском. У племени русь установилась денежная процентная форма дани.

Формирование государственности у восточных славян

Существуют различные точки зрения на процесс превращения союзов племен в государство.

В XI-XVI вв. господствовали теологическая и династическая концепции. Согласно первой, восходящей к кирилло-мефодиевской традиции, государство возникло в противоборстве язычества («старого») и христианства («нового»). Благодатное христианское начало олицетворяли апостолы (Павел, Андроник, Андрей), христианские мученики и князья-христиане (Аскольд, Ольга, Владимир). Христиане, «новые люди», противопоставлялись племенам, «не знающим закона Божьего, но сами себе устанавливающим закон». Основателем государства считался Владимир, а вся предыдущая история выступала лишь как «тень» Крещения Руси в 988 году. Иван Грозный писал: «Исполненное этого истинного православия самодержавство Российского царства началось по божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением…»

Династическая концепция возводит основание государства к установлению новой династии рюриковичей в 862 году, когда Рюрик возглавил восточнославянские племена. Особое внимание уделяется происхождению и династическим связям первых русских князей.

Согласно теории общественного договора государство у восточных славян возникло в результате добровольного призвания варягов и установления между русью и другими племенами договорных отношений: отмечается существование особого «ряда» («пакта»). Такие договренности известны не только в Новгороде, но и в Киеве («Аскольд же и Дир остались в этом городе и стали владеть землею полян»), Смоленске («увидели это смоляне, вышли их старейшины к шатрам» Олега), северской земле (возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их и вам (им платить) незачем»), договор с радимичами (сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне»), и даже на Кавказе. Завхатив кавказский город Бердаа русы заявили: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единст­венное, чего мы желаем, - это власти. На нас лежит обязан­ность хорошо относиться к вам, а на вас - хорошо повино­ваться нам».

Патриархальная теория, популяризируемая в советское время как научная, настаивает на том, что государство возникло при объединении родов в племена, племен - в союзы, союзов - в «суперсоюзы». Одновременно усложнялась и властная иерархия. Накануне появления Руси в Восточной Европе зафиксировано существование «трёх частей русов»: Куявия (с центром в Киеве), Артания (восточнее словенских земель) и Славия (словенская земля). При их объединении в 882 году под властью Олега и возникло государство.

Концепция завоевания объясняет появление государства у восточных славян их подчинением скандинавам. При этом процесс формирования государства затянулся на долго, пока из разрозненных варяжских владений к середине X века не сформировалось единое государство во главе с князем Игорем, первым достоверно известным правителем династии киевских князей. С этого времени начался процесс централизации «лоскутной империи», состоящей из славянских племен, плативших дань варягам.

Социально-экономическая концепция, доминировавшая в советской науке, обращает внимание на формирование в восточнославянском обществе социальных предпосылок к образованию государства: развитие орудий труда, появление излишек, неравенства, частной собственности и классов. Роль племен различалась от степени развитости - готовности к появлению государства. Центром формирования предпосылок была «Русская земля» в Среднем Поднепровье (племена полян, севреян и «росов»). В рамках концепции утверждается тождественность племен полян и руси («росов»), восходящих к антам. О появлении государства в 850-гг. в Среднем Поднепровье говорит упоминание «царя славян», которым вполне мог быть царь славян Дира, упомянутый Масуди, могила которого известна в Киеве, а сам он по ошибке называется соправителем варяга Аскольда.

Ещё одна точка зрения выделяет, как решающий, внешнеполитический фактор. Для борьбы с хазарами племена Среднего Поднепровья объединились в союз и создали в 830-е - 840-е гг. собственное государство во главе с каганом и дружиной из наёмных варягов.

Википедия

Киевская Русь 862 1240 … Википедия

Киевская Русь 862 1240 … Википедия

862 1240 … Википедия





















В год 6370 … пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, вот так и эти. Сказали руси… словене…: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»

















«И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян…»


«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков…, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы…, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».


«В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал. В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов… И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир… Когда же Аскольд и Дир пришли,… сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской»




Домашнее задание: внимательно прочитать § 5, письменно ответить на вопрос: «В год 6370 … пошли за море к варягам, к руси» В каком году от рождества Христова произошло это событие, если наши предки считали, что Иисус родился в 5508 году от сотворения мира. Дату запомнить!

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Восточнославянские племена - это более десятка различных племен, которые можно объединить понятием восточные славяне. Их племенные союзы со временем слились в единую народность, составив основу Древнерусского государства. Со временем произошло политическое расслоение восточных славян, что позволило к XVII веку сформироваться трем основным народам - русскому, украинскому и белорусскому.

Ранняя история

О ранней истории восточнославянских племен известно очень мало. Во многом из-за того, что у них отсутствовала письменность. Только около 863 года появилась глаголица, созданная специально византийскими лингвистами.

Некоторые сведения о ранней истории восточнославянских племен можно найти в арабских, византийских и персидских источниках. Первые оригинальные восточнославянские документы относятся к XI веку. Но и их сохранилось крайне мало. Самыми достоверными и полными источниками считаются летописи. Их начали активно составлять после принятия христианства по образцу византийских хроник.

Самая полная из дошедших до наших дней - это "Повесть временных лет", которая была написана на рубеже XI-XII веков. При этом автора, в первую очередь, интересует Древнерусское государство, поэтому особое внимание уделяется полянам и новгородским словенам, в то время как информация об остальных племенах крайне скудна.

Расселение восточных славян


Расселение восточнославянских племен активно начинается еще в VII-VIII веках. Изначально вдоль реки Днепр обитали поляне, на севере расположились северяне, преимущественно в районе Десны, древляне заняли северо-западные области.

Между Двиной и Припятью обосновались дреговичи, а полочане жили вдоль реки Полота. Кривичам отошли земли в районе Днепра, Волги и Двины.

На Западном и Южном Буге тоже были территории восточнославянских племен. Там жили дулебы или бужане, некоторые из них со временем переселились на запад, перемешавшись с западными славянами.

Главенствующую роль в том, какие восточнославянские племена, где жили, играли обычаи и язык, особые способы ведения хозяйства. Ключевыми занятиями на протяжении нескольких веков оставались земледелие (выращивание ячменя, пшеницы, проса), некоторые культивировали рожь и овес. Массово разводили домашнюю птицу и крупный рогатый скот.

Анты


Если снова углубиться в древнюю историю, то мы узнаем, что анты - это одно из раннеславянских племен, от которого произошли многие племена восточных славян. В наши дни удалось восстановить представления об их быте и хозяйстве максимально полно.

Сейчас можно утверждать, что анты жили в сельских поселениях, которые иногда были укреплены. Преимущественно они занимались земледелием, пахотным делом. Была широко распространена обработка металлов, археологи не раз находили бронзолитейные и железные мастерские антов. Восточнославянские племена и их соседи не только воевали друг с другом, но в мирные периоды активно обменивались, вели торговые дела. В первую очередь, речь идет о готах, скифах, сарматах, римских провинциях.

Уже в то время создаются самые первые формы социальной организации, формируются союзы и объединения.

Кривичи


Одно из самых известных восточнославянских племен - кривичи. Они преимущественно занимались земледелием, ремесленничеством и скотоводством. К их ключевым городам относились Смоленск, Изборск, Полоцк. В широком смысле, это был союз восточнославянских племен, который окончательно сформировался в VIII-X веках. По самой распространенной гипотезе, кривичи вошли в состав древнерусской народности. Они к восточнославянским племенам относятся наряду с другими древнейшими племенами того времени.

К XI веку на территории кривичей располагались Полоцкое и Смоленское княжества и часть новгородских владений. Основные сведения о них мы можем получить из "Повести временных лет", в которой утверждается, что свое происхождение они ведут от полочан.

Где жили кривичи?

Кривичи заселили большую часть современной Белоруссии за несколько веков. С ними соседствовали дреговичи и радимичи. Издревле кривичи тесно взаимодействовали с варягами, а византийский император Константин VII вспоминал про них, что они делали лодки, на которых могли ходить в сам Царьград.

По самой распространенной версии, в 980 году был убит последний князь кривичей, которого звали Рогволод. Сделал это новгородский князь Владимир Святославич.

После формирования Киевской Руси кривичи приняли участие в колонизации восточных земель, частично там ассимилировавшись.

Вятичи


Еще одно важное восточнославянское племя - вятичи. Они расположились в бассейне Оки в VIII-XIII веках. Из "Повести временных лет" мы можем узнать, что в IX веке вятичи начали жить под хазарами, которым выплачивали дань. Управление, как и в большинстве других соседних племен, осуществляли князь и вече. Судя по археологическим находкам, вятичи активно участвовали в международной торговле.

Власть князя у восточнославянских племен была весьма ограничена мощным вече, то есть народным собранием. Причем именно оно было первоначальным органом управления в племенах, ведь именно подобная "организация" пригласила Рюрика княжить.

Предположительно, в него входили взрослые мужчины. Всех, кто состоял в собрании, объединяли не родственные связи, а общественные социальные функции. Скорее всего, это было весьма милитаризированное сообщество.

Во второй половине X века вятичи оказались подчинены Киевской Руси после походов князя Святослава.

Древляне


Названия восточнославянских племен во многом определены местом их проживания. Одно из них, которое заслуживает отдельного упоминания, древляне. Преимущественно они жили в украинском Полесье (лесной, древесной полосе).

Пока их не подчинила Киевская Русь, имели весьма развитую государственную организацию. Политический центр племени базировался в городе Искоростень, со временем переместился в Овруч.

Известно и племя радимичей. Они проживали в верховьях Днестра и Днепра. На территории современных Гомельской и Могилевской областей нынешней Белоруси. Первые письменные свидетельства, которые подтверждают их существование, относятся к концу IX века.

В результате археологических раскопок было обнаружено большое количество захоронений радимичей, которые проводились по обряду трупосожжения. Им характерны погребальные костры с овальными очертаниями, при этом в таких курганах умерших клали на костер в направлении с запада на восток. Примечательно и строение погребальных кострищ, которые напоминали так называемые домовины-теремки.

В большинстве курганов отсутствуют личные вещи покойных. Скорее всего, они сгорали дотла на погребальных кострах. Кстати, традиции погребения были схожи и среди других восточнославянских племен. Например, известны Гнездовские курганы в местах, где жили кривичи.

Киевская Русь


К древним восточнославянским племенам следует отнести не только кривичей, древлян и вятичей, но и полочан, полян, псковских кривичей, зверян, болоховцев, бужан, наревян, северян, тиверцев, радимичей.

Со временем они стали объединяться. Государство, в которое входили все восточнославянские племена, это Киевская Русь.

Возникло оно в IX столетии благодаря династии князей Рюриковичей, которые объединили между собой восточнославянские и финно-угорские племена.

В период своего наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Днестра на западе, Таманского полуострова на Юге, Северной Двины на севере, притоков Волги на востоке.

Уже к XII веку начались феодальные войны внутри государства, в которых участвовали около полутора десятков русских княжеств, которыми руководили представители разных ветвей династии Рюриковичей.

Киев утратил свое былое величие и значение, само княжество было в коллективном владении князей, но Русь существовала и позже, как этнокультурный регион, что сыграл решающую роль в объединении славянских земель.

Восточнославянское единство

Объединение восточнославянских племен относится к концу IX века. Именно тогда новгородский князь Олег, который, скорее всего, был варягом по происхождению, решил объединить в своих руках власть над Новгородом и Киевом. В летописи это событие датируется 882 годом.

В результате образуется класс раннефеодального Древнерусского государства, из которого появилась Киевская Русь. Этот момент стал переломным в истории восточных славян. Но не все проходило гладко. В некоторых землях князья из Киева встречали ожесточенное сопротивление местных феодалов, которое подавлялось только с помощью оружия.

Сопротивление древлян

Одними из самых упорных оказались древляне, с ними велась самая продолжительная борьба. Когда во время очередного похода князь Игорь решил собрать с древлян двойную дань, те разбили его дружину и лишили жизни его самого.

Вместо Игоря править стала его жена Ольга, которая окончательно, с использованием жестких мер, подчинила древлян напрямую Киеву. Их столица, которая была в городе Искоростене, подверглась полному уничтожению.

В те же времена формируются центры восточнославянских племен, которые, в конечном итоге, подчиняются Киеву. Так, при Владимире Святославиче в состав Киевской Руси вошли земли вятичей и современный Северный Кавказ. Когда окончательно сформировалось раннефеодальное государство, были созданы более благоприятные условия для экономического роста и поддержания безопасности.

Вскоре начали формироваться более благоприятные условия для экономического роста и поддержания безопасности страны. Но эти процессы были связаны с ограничениями свобод, крестьян, о чем свидетельствуют многочисленные источники.

Соседи славян

Восточнославянские племена и их соседи часто сотрудничали между собой. В этой статье мы уже назвали несколько племен, с которыми чаще всего приходилось пересекаться славянам.

Теперь рассмотрим этот вопрос более подробно. На западе главными соседями восточных славян были германские и кельтские племена. На востоке жили финно-угоры и балты, среди них встречались сарматы и скифы, некоторые из которых считаются предками современных иранцев. Со временем их все активнее начали вытеснять хазары и булгары.

С юга со славянами традиционно соседствовали греки, римляне, иллирийцы, древние македонцы.

В византийских хрониках не раз подчеркивалось, что соседство со славянскими племенами оборачивалось настоящим бедствием. Также тяжело переживали соседство и многочисленные германские народы, так как регулярно совершались дерзкие набеги, в результате которых захватывались самые плодородные земли, разрушались жилые дома и хозяйственные постройки.

Ситуация некоторым образом изменилась в VI столетии, когда на соседних территориях возникли тюркские племена. Они начали вести ожесточенную борьбу со славянами за земли, расположенными в районах Дуная и Днестра. Более того, некоторые славянские племена со временем переходили на сторону тюрков, которые ставили своей конечной целью захват Византийской империи. В результате продолжительной войны византийцы полностью поработили западных славян, а вот южные смогли отстоять свою независимость.

Удобная навигация по статье:

Какие племена были у восточнославянских народов?

Согласно информации, большая часть которой была получена в результате исследования древних письменных источников и археологических находок, племена восточных славян отделились из индоевропейской общности приблизительно в сто пятидесятом году до нашей эры, после чего их численность и влияние стали стремительно увеличиваться.

Как возникли племена восточных славян?

Первые упоминания о многочисленных племенах венедов, а также склавинов и антов (именно так в те времена называли первые славянские этносы) присутствуют в рукописях греческих, византийских, римских, а также арабских авторов. О ранних временах также можно почерпнуть информацию из русских летописей.

Само же дробление этого народа на восточных, западных и южных, согласно утверждениям некоторых учёных, происходит из-за их оттеснения иными народами, что было не редкостью в тот период (времена великого переселения народов).

Южнославянские (болгарские, словенские, а также сербохорватские и македонские) племена – это те общины, которые предпочли остаться на территории Европы. Сегодня они считаются прародителями сербов, черногорцев, хорват, болгар, а также словенцев и боснийцев.

К племенам западных славян (сленжанам, полянам, поморянам, а также богемам и полабам) учёные причисляют славян, переселившихся в северные широты. От этих общин, согласно авторам самых популярных версий появления славянских народов, произошли чехи, поляки и словаки. Южные и западные славянские племена были, в свою очередь, захвачены и ассимилированы представителями других народов.

Восточнославянские племена, к которым учёные относят тиверцев, белых хорват, северян, волынян, полочан, древлян, а также уличей, радимичей, бужан, вятичей и дреговичей, состоят из славян, переселившихся на территорию так называемой Восточноевропейской равнины. Потомками вышеперечисленных племён сегодняшние историки и исследователи-славянофилы считают украинцев, русских и белорусов.

Таблица: восточнославянские племенные союзы

Схема: восточные славяне в эпоху “Великого переселения народов”

Как племена славян сосуществовали с иными народностями?

Большая часть славянских племён была вынуждена перебраться на территории центральной Европы, в частности, на земли когда то великой римской империи, распавшейся в 476 году. При этом, завоеватели этой империи формировали в этот период новую государственность, которая хоть и базировалась на опыте наследия Римской империи, но отличалась от неё. В то же время территории, выбранные восточнославянскими племенами, не были так развиты в культурном плане.

Некоторые племена славян поселились на берегах озера Ильмень, впоследствии основав на этом месте город Новгород, другие – решили продолжить путь и обосновавшись на берегах реки Днепр, основали там город Киев, ставший впоследствии матерью городов русских.

Примерно к шестому-восьмому столетию восточные славяне смогли занять всю территорию Восточноевропейской равнины. Соседями их были финны, эстонцы, литовцы, лаьыши, мансы, ханты, а также угры и коми. Стоит отметить, что согласно имеющимся историческим данным, заселение и освоение новых территорий проходило мирно, без каких-либо военных действий. Сами же восточные славяне не враждовали с вышеперечисленными народами.

Противостояние восточных славян кочевникам

А вот на территориях, располагающихся на востоке и юго-востоке складывалась в это же время совершенного другая ситуация. В данных регионах равнина соседствовала со степью и соседями славянам там стал кочевой народ, называющийся тюрки. Регулярные набеги степных кочевников разоряли славянские поселения около тысячи лет. При этом, тюрки формировали свои государства на юго-восточных и восточных границах восточных славян. Их самое большое и мощное государство Аварский каганат, существовало в середине пятисотых годов и пало в 625 году, после распада Византии. Однако в седьмом-восьмом столетии на той же территории расположилось Булгарское царство. Большая часть булгар, обосновавшихся у среднего течения Волги, образовали государство вошедшее в историю как Волжская Булгария. Оставшиеся булгары, которые обосновались у Дуная сформировали Дунайскую Булгарию. Немного позже, вследствие ассимиляции представителей южнославянских племён с переселенцами-тюрками появился новый народ, назвавшийся болгарами.

Территории, освобождённые булгарами, заняли новые тюрки – печенеги. Этот народ впоследствии основали Хазарский каганат, на степных территориях, располагающихся между берегами Волги и Азовским с Каспийским морями. Позже племена восточных славян были порабощены хазарами. При этом восточные славяне обязались выплачивать Хазарскому каганату дань. Такие отношения славянских восточных племён с хазарами продолжались вплоть до девятого столетия.