Шариковая ручка. Кто изобрел шариковую ручку? В 1943 году венгр ласло биро егэ

Очень часто изобретение получает имя своего автора. Тому есть множество примеров: «Ситроен» и «Порше», кольт и наган, биро и паркер. Впрочем, стоп! Слова «биро» нет в русском языке. Зато оно есть в английском. В Новой Зеландии, Австралии и Великобритании словом biro называют самый распространённый сейчас пишущий прибор - шариковую ручку. А придумал её Ласло Биро. В этой статье мы представим краткую биографию изобретателя.

Первые работы

Ласло Йозеф Биро появился на свет в 1899 году в Будапеште. Отец мальчика, Матиаш, работал стоматологом. Все считали, что Ласло пойдёт по его стопам. И действительно, после окончания школы Биро поступил на медицинский факультет. Но диплома молодой человек так и не получил.

Какое-то время Ласло практиковал гипноз, а потом устроился на работу в компанию по производству нефтепродуктов. После он перешёл в совершенно новую, но популярную тогда сферу - автогонки. Вместе с другом Биро даже придумал автоматическую коробку передач. Впоследствии патент на данное изобретение приобрела американская фирма "Дженерал Моторс", чтобы никто не смог его реализовать. Это было своеобразным признанием того, что у молодого человека была на плечах голова!

Журналистская деятельность

Но Ласло Биро продолжил поиски себя и в итоге стал журналистом в своём родном городе. В те времена Будапешт считался второй столицей Австро-Венгрии. И он активно включился в гонку с Веной за звание самого красивого города. Хоть соревнование выиграть и не удалось, но Будапешту это очень пошло на пользу.

Что же в итоге получилось? В Будапеште стало больше провинциальной теплоты, в Вене - имперского блеска и чопорности. В Будапеште появилась оперетта, в Вене - опера. В будапештские кафе приходили поработать и пообщаться. В венские - чтобы чинно поесть десерт.

Редакции многих газет родного города Ласло обживали ближайшие кафе. Здесь редакторы верстали новый номер, а журналисты писали статьи и обсуждали актуальные темы. Именно в кафе репортёры приносили «на хвосте» самые последние новости.

Поначалу Ласло Биро возглавлял газету «Венгрия». А после её закрытия - издание Elôtte. Естественно, что главным рабочим инструментом героя этой статьи была ручка. И её характеристики оставались весьма далёкими от совершенства.

Изобретение

Передовые журналисты того времени пользовались паркерами - капиллярными перьевыми ручками. Это были самые дорогие и совершенные пишущие приборы. Но и у паркеров присутствовали недостатки: либо они не оставляли на бумаге след, либо протекали.

У Ласло был брат по имени Дьёрдь, получивший химическое образование. Он рассказал герою данной статьи о том, что в паркерах слишком жидкие чернила. Поэтому они и протекают. По той же причине чернила долго высыхают на бумаге. По мнению Дьёрдя, самая оптимальная жидкость для зарядки ручки - это типографская краска.

Ласло воспользовался советом родственника, но эксперимент окончился неудачей. Типографская краска была очень густой и не попадала на бумагу самотёком. Биро подумал и решил сделать главным узлом трубку. Один её конец был открыт, и краска не вытекала оттуда из-за своей тягучести. А на другой стороне капилляра находился вмонтированный пишущий узел в виде маленького стального шарика. Во время движения по бумаге он вращался и переносил слой краски. Так Ласло Биро изобрел шариковую ручку. И она отлично писала!

На календаре был Шариковая ручка Ласло Биро получила патент в Венгрии. Сразу после этого изобретателю пришлось оттуда уехать. Это было связано с политикой, проводимой фашистским правительством Хорти. Оно «выдавливало» всех евреев из страны. Ласло вместе с семьёй переехал в Париж. Как раз в столице Франции он и продал свою первую лицензию на производство ручек. И это было только начало.

Аргентинский патент

Может, это и покажется странным, но первый массовый выпуск дешёвых шариковых ручек был организован британскими предприятиями авиационной промышленности. На большой высоте штурманы не могли эксплуатировать А использовать химические карандаши было как-то несолидно. Так, массовое производство сделало шариковую ручку самым дешёвым пишущим инструментом.

Ласло Биро недолго был в Париже. После вторжения фашистов вся его семья перебралась в Аргентину. Летом 1943 года герой данной статьи получил в этой стране патент на своё изобретение. А потом Ласло основал фабрику по производству ручек Eterpen. В год Биро продавал по 7 миллионов единиц своей продукции.

Но этот коммерческий успех был локальным. Когда изобретатель решил выйти на рынок США, то узнал о существовании там аналога своей ручки. Дело в том, что один предприимчивый американец побывал в Аргентине. Он понял, какой огромный коммерческий потенциал у этого изобретения и, вернувшись на родину, сразу запатентовал его на своё имя. Казалось, что американский рынок потерян для Биро навсегда.

Марсель Биш и его «Кристалл»

Но всё обернулось иначе! После окончания Второй мировой авторучка Ласло попала в руки предпринимателя Марселя Биша. Он решил заняться производством пишущих приборов и построил под Парижем фабрику. В 1950 году Марсель приобрёл патент Ласло Биро. Шариковая ручка была серьёзно усовершенствована Бишем.

Предприниматель решил применить используемый в Швейцарии метод обработки металла. Там делали это с высокой степенью точности, вплоть до сотых долей миллиметра. Диаметр новых шариков был размером всего в 1 мм. Это позволило ручке писать тоньше и не оставлять грязных пятен на бумаге.

Биш даже придумал название усовершенствованному изобретению - «Кристалл». В 1950 году во Франции началось массовое производство ручек под этой маркой. Спустя восемь лет Марсель защитил своё изобретение патентом США и основал в Америке компанию BiC. Фирма производила дешёвые одноразовые шариковые ручки из лёгкой пластмассы. Со временем они вытеснили с рынка многие пишущие приборы. Фирма BiC и по сей день является номером один по производству и продажам шариковых ручек во всём мире.

Заключение

Что касается Ласло Биро, то Аргентина стала для него вторым домом. В испаноязычной стране он даже сменил своё на Ладислав. В Буэнос-Айресе Биро прожил вплоть до самой смерти в 1985 году. А 29 сентября (день рождения Ласло) стал в Аргентине национальным праздником - Днём изобретателя.

Что мы с Вами делали сегодня, если бы однажды кому-нибудь в голову не пришла идея изобретения шариковой ручки? Не задумывались? Нет, Вы только представьте себе, что до сих пор на наших столах стояли бы баночки с чернилами, которые периодически неизбежно разливалась на какой-нибудь важный документ.

Все-таки нам следовало сказать спасибо тем людям, которых подобная неудовлетворенность толкнула-таки на это неоспоримо полезное в наши дни изобретение. Ну, а началось все, конечно же, не с пера, а с гораздо более примитивных предметов.

Около 4000 лет до нашей эры человек впервые начал использовать для письма смоченные глиняные дощечки. При этом ручкой служила деревянная или бронзовая палочка либо кость. Они по сути дела и стали первыми пишущими инструментами. Около 1300 до нашей эры римляне стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. В это время было дано название пишущему инструменту – стилус. Стилус изготавливался из металла. Когда запись становилась не нужна, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса. Ввиду схожести римских таблет с современными карманными компьютерами, инструмент для работы с дисплеем тоже был назван стилус.

Письмо по воску практически без изменений просуществовало около 18 веков, пока англосаксы не изобрели пергамент. В период с 600 до 1800 гг. нашей эры удешевление и распространение пергамента привело к тому, что потребовался общедоступный пишущий инструмент. Эта потребность и стимулировала приспособление для письма птичьего пера, обмакиваемого в тушь. Кстати, английское слово «pen» (ручка) произошло от латинского «penna» (перо птицы).
Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время – до конца 18 века. Они же дали название складному ножу, которым подтачивали перья. Нож назвали перочинным.
К концу 19-го века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные, требующие частой замены гусиные перья.

В 1884 году страховой агент Левис Эдсон Ватерман вошел в историю, как изобретатель ручки, заправляемой чернилами (поначалу сбоку, с помощью специальной пипетки). Ему так много приходилось писать на работе, что это подтолкнуло его к изобретению. Ватерман оставил работу и образовал компанию «Ideal Pen», чем положил начало продажам перьевых чернильных ручек.
Так продолжалось бы бесконечно, если бы в 1943 году в дело не вмешался Ласло Биро. По роду своей работы (а он был журналист) он часто бывал в типографии и, видя газетный лист, практически сухой сразу после выхода из ротационной машины, однажды задумался: а почему нельзя наполнить резервуар «вечного пера» какими-то специальными чернилами, сохнущими столь же быстро, как типографская краска? Тогда иметь дело с авторучкой было бы гораздо приятнее.
Журналист быстро понял, что такие чернила должны быть как можно более густыми.

Но тогда они забьют систему капилляров обычной авторучки. Значит, для них придется придумать какой-то другой пишущий узел. Посоветовавшись со своим братом, дипломированным химиком, Биро заменил перо свободно вращающимся шариком. Первый опытный образец шариковой ручки был создан в 1938 году.

Перед второй мировой войной ситуация в Венгрии стала опасной для либерального журналиста, каким был Биро. Ему пришлось эмигрировать сначала в Париж, где он получил патент на свое изобретение, затем в Испанию и, наконец, в 1940 году - в Аргентину. Здесь он нашел финансиста, согласившегося вложить средства в оригинальную идею, усовершенствовал конструкцию и разработал машины для производства шариковых стержней. Первые изделия небольшой фабрики, построенной Биро, поступили в продажу в Аргентине в 1943 году и стоили значительно дороже хорошей чернильной авторучки.

Одними из первых их покупателей были летчики, убедившиеся, что в отличие от обычного «вечного пера», шариковая ручка не течет при подъеме на высоту, где уменьшено атмосферное давление. Сведения об «авиационной авторучке» дошли до министерства обороны США, и оно поручило лучшим фабрикантам авторучек ознакомиться с новинкой и наладить ее выпуск для американских военных летчиков.

В 1944 году Биро защитил свое изобретение патентом США и продал лицензии двум крупным американским фирмам. Но не успели те «раскачаться», как предприимчивый бизнесмен М. Рейнолдс, случайно купивший шариковую ручку где-то в Южной Америке, без всякой лицензии начал выпускать такие ручки, внеся в конструкцию некоторые изменения.

Чтобы избежать судебного преследования, он ссылался на забытый американский патент, взятый в 1888 году неким Дж. Лаудом на маркер для тюков и ящиков. В системе Лауда, напоминавшей продающиеся сейчас шариковые пластмассовые флаконы с дезодорантом, подпружиненный шарик диаметром 1-2 сантиметра на баллоне с краской служил для нанесения номеров и меток на поверхность мешковины, картона или досок.
Рейнолдс сумел убедить суд, что его ручки - уменьшенная копия изобретения Лауда, а система Биро тут ни при чем.
Когда после массивной рекламной кампании 19 октября 1945 года первая партия ручек Рейнолдса поступила в крупный универмаг в Нью-Йорке, для поддержания порядка в очереди пришлось вызвать 50 полицейских. Десять тысяч ручек были распроданы за несколько часов. Сам же Биро в 1947 году удалился от дел и посвятил себя живописи.
Вначале технология производства стержней была дорогой. Шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Технология развилась в сторону более тонких шариков и удешевления стержней. И к 1953 году французский предприниматель Марсель Бич (которому как-то была посвящена рубрика «Великие предприниматели» в нашем журнале) вложил деньги в разработку дешевых шариковых ручек и изобрел первые одноразовые их образцы. Стоимость изготовления упала настолько, что шариковые ручки стали общедоступны.
Таким вот образом шариковые ручки распространились по всему миру, а однажды попали на наши с Вами столы и стали для нас незаменимыми помощниками.

"История вещей" - Шариковая ручка

В современном виде шариковую ручку изобрел Ласло Биро, венгерский журналист, много лет проживший в Аргентине. Шариковая ручка Биро появилась в 1931 году, однако, зарегистрировать патент на свое изобретение ему удалось лишь в 1938 году.

Но считать единоличным изобретателем шариковой ручки Биро было бы несправедливо, так как сам принцип - вращающийся шарик, который переносит чернила на бумагу, был придуман не им, а еще в 19 веке Джоном Лаудом из Массачусетса (США). Ему удалось создать достаточно вязкие чернила, которые бы не вытекали, но при этом «размазывались» на бумаге, оставляя след. Запатентовал свое изобретение Джон Лауд в 1888 году, то есть почти за полвека до Ласло Биро. Почему же понадобилось заново изобретать шариковую ручку?

Проблема была в том, что у ручки Лауда и всех последующих разновидностей были проблемы с чернилами - небольшие колебания температуры делали их либо текучими, либо густыми, и тогда ручка вообще переставала писать. Оптимальная температура, при которой шариковая ручка писала, как надо, была в пределах 20-22 градусов.

Ласло привлек к работе над шариковой ручкой своего брата Дьёрда, химика по образованию. Вместе им удалось разработать достаточно качественные чернила, которые не текли и не густели. С началом Мировой войны они с братом решили уехать в Южную Америку (Аргентина), где в 1943 году открыли фабрику по производству ручек. Однако, на этом их испытания не закончились - несмотря на новоизобретенные чернила, ручку нужно было все время держать в вертикальном положении, иначе она отказывалась писать. Фабрику пришлось закрыть. Братья пересмотрели традиционную конструкцию, получившую признание еще со времен Лауда, выбрав капиллярную систему подачи чернил к шарику. Братья Биро защитили новоизобретенную ручку аргентинским патентом и продали его компании Eversharp, которая и занялась их производством.

Но даже после всех усовершенствований ручка страдала все теми же недостатками, что и раньше, хотя и в гораздо меньшей степени. За дальнейшее развитие шариковой ручки взялся Марсель Бич - фабрикант из Парижа, производивший пишущие приборы.


В 50-х годах он выкупил патент на шариковую ручку братьев Биро. Он резко уменьшил размер шарика в ручке, благодаря чему она стала писать тонко, а чернила практически не вытекали и не оставляли клякс. К 1952 году, после тщательного изучения всех имеющихся моделей ручек, он создал идеальную ручку - как по качеству письма, так и по цене. Получив на свою ручку и американский патент, он сумел пробиться со своим изобретением и на рынок США. Для американского потребителя он несколько видоизменил свою фамилию - в BiC. Возможно, вы знаете ее не только по ручкам, но и одноразовым, недорогим бритвенным станкам.

Множество людей в мире до сих пор пользуются результатом труда тех, кто изобрел шариковую ручку - простую, недорогую, легкую в использовании и настолько обыденную, незаметную в повседневной жизни, что мы даже не задумываемся, какой на самом деле сложный путь проделало это изобретение за последние сто с небольшим лет, с удивлением обнаруживая, что совсем недавно шариковой ручки не было в обиходе и люди писали авторучкой или вовсе по старинке, как много веков назад - перьями и чернилами.

Вариант 4

Прочитайте тект и выполните задания 1 – 3

(1)В 1943 году венгр Ласло Биро, получивший от Британских Королевских воздушных сил заказ на разработку ручки, способной писать на больших высотах при низком давлении, впервые предложил использовать стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком. (2)Первые шариковые ручки были просто ужасны: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать, и поначалу людям было привычнее и, казалось, проще писать обычной перьевой ручкой. (3)<…> шариковой ручкой можно было писать с более сильным нажимом, чем перьевой, она не царапала бумагу, делала меньше клякс и поэтому быстро завоевала популярность.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, быстро завоевали популярность, несмотря на ряд недостатков.

2) Шариковую ручку, способную писать на больших высотах при низком давлении, разработал британец Ласло Биро: он использовал стержень, состоящий из перекрытого металлическим шариком канала.

3) Первые шариковые ручки, изобретённые по заказу Британских Королевских воздушных сил, не были востребованы населением: люди предпочитали писать обычными перьевыми ручками.

4) Вопреки тому, что первые шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, имели множество недостатков, они очень быстро стали популярными благодаря принципиальным преимуществам перед перьевыми ручками.

5) Ласло Биро вошёл в историю как изобретатель шариковой ручки, которая могла писать на больших высотах при низком давлении, не царапала бумагу и делала меньше клякс.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Вследствие этого

Кроме того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЗКИЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЗКИЙ , -ая, -ое; -зок, - зка, - зко, - зки.

1) Малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли, от какого-н. уровня. Н. забор.

2) Не достигающий среднего уровня, меньше средней нормы, незначительный. Низкие цены.

3) Плохой, неудовлетворительный в качественном отношении. Н. сорт.

4) Подлый, бесчестный (презр.). Н. поступок.

5) Густой на слух. Н. бас.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облегчИть

прозорлИва

плодонОсить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Все элементы должны составлять единое ГАРМОНИЧНОЕ целое и соответствовать вашему идейному замыслу.

Он сделал глубокий ВДОХ и решительно подошёл к Герасиму.

Вода была ЛЕДЯНАЯ, от неё ныли зубы, и глоталась она со звоном.

В провинции ОТКЛОНЕНИЕ от почётной обязанности присяжного в первые годы было незначительным.

ТЕХНИЧНЫЙ шахматист должен уметь играть на двух флангах.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

закрепил более НАДЁЖНЕЕ

старые ПАСПОРТА

ЛЯГТЕ на спину

саженцы ЯБЛОНЬ

забрать из ЯСЛЕЙ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении сложного предложения

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Антипов надоедал службе ремонта жалобами на материал, отгружаемый ему для обновления рельсового полотна.

2) Стоя на пороге дома, родители долго смотрели вслед уезжающих детей.

3) По прилёте из Греции я сел писать новую книгу.

4) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин передал многое из того, что слышал от няни Арины Родионовны.

5) Чтобы пройти к Рябцеву, занимавшего кабинет на пятом этаже, Настасье пришлось объяснить цель своего визита доброму десятку охранников.

6) Меня не приняли в баскетбольную команду школы. Потому что я был маленького роста.

7) Создавая проект нового здания, архитектор сказал, что я хочу сделать это здание самым красивым в городе.

8) Ошибки не только приносят боль, но и делают нас мудрее.

9) Война была тяжёлым испытанием для всего народа, но все верили и надеялись на победу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обн..мать

пл..вчиха

оз..рение

см..риться (с обстоятельствами)

бл..стающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..пробует, во..главь (учреждение)

пр..возмог, пр..берёг

супер..гра, об..ск

пр..дед, пр..поведую

(вижу) в..явь, раз..ярён

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

часов..нка

раскле..вать

отрасл..вой

нищ..нский

раскашл..лся

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

ове..нный

натерп..шься

дремл..шь

намет..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Зима (НЕ)ДАРОМ злится, прошла её пора…

Домашняя жизнь его, никому из окружающих (НЕ)ИНТЕРЕСНАЯ, шла своим чередом.

Это был месяц (НЕ)ОМРАЧЁННОГО дурными событиями счастья.

Мой новый приятель был человеком отнюдь (НЕ)БЕДНЫМ, но скупость его меня обескураживала.

(НЕ)РАДУШНО и приветливо встретил Ольгу Стас, а холодно и отчуждённо.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧЕМ в разлуке с ней, (НА)ПЕРЕКОР злословью, готово сердце в нас истечь до капли кровью…

(ПО)ВИДИМОМУ, самый принцип, из которого исходит эта истина, обязывает вас, (В)ВИДУ вашего положения в обществе, признавать в ней только внутренний светоч.

(ПО)СРЕДИ комнаты (В)ТЕЧЕНИЕ 20 лет стоял один и тот же стол, покрытый всё той же кружевной скатертью.

Я во ЧТО(БЫ) то ни стало хотел встретиться с Соней, сказать ей, как скучал, как страдал (В)ОДИНОЧКУ, не смея признаться никому в своих чувствах.

Офицер стоял (НА)ВЫТЯЖКУ, а генерал тем временем отдал приказ солдатам строиться в колонны (ПО)ДВОЕ.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тут же запомнилось зеркало до самого пола, немедле(1)о отразившее второго истаска(2)ого и рва(3)ого Шарика, оленьи рога в высоте, бесчисле(4)ые шубы и калоши.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдали послышался звук мотора или хруст упавшего дерева.

2) Василий Порфирыч раздал детям по микроскопическому кусочку просфоры напился чаю и засел в кабинет.

3) Это был господин немолодых уже лет чопорный и осанистый с осто- рожною и брюзгливою физиономией.

4) Веками роднились с нами эти деревья и дарили нашим предкам скрипучие лапти и бездымную лучину.

5) Дарвин отличался почти всю жизнь расстроенным здоровьем и это не помешало ему проявлять высочайший уровень интенсивности умственного труда.

16. Расставьте все знаки препинания:

Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разговаривая с тобою (1) милая моя (2) я (3) наконец (4) пришёл к одной-единственной мысли: если мы (5) нежный (6) друг мой (7) друг без друга дышать не можем (8) однако (9) воля родителей препятствует нашему благополучию, нельзя ли нам будет обойтись без неё?

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Гороховой улице, в одном из больших домов (1) народонаселения (2) которого (3) хватило бы на целый уездный город (4) лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Егорушка оглядывался (1) и не понимал (2) откуда эта странная песня (3) но (4) когда он прислушался (5) то ему стало казаться (6) что это, жалуясь на зной и засуху, поёт трава.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва - это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность - это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лихачёв пишет о том, что к нему обратилась с вопросом школьница, его ученица.

2) В тексте очень тесно связаны друг с другом такие понятия, как «честь» и «совесть».

3) Жертвовать собой – это героический поступок, и нужно очень хорошо подумать, прежде чем идти на него.

4) Когда человек находится не в ладу со своей совестью, ему кажется, что все вокруг лгут и дурно поступают.

5) Друг героя-рассказчика признался ему в совершённых ошибках на теплоходе.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 13–14 представлено рассуждение.

2) Предложение 21 поясняет, раскрывает содержание предложения 20.

3) Предложение 24 содержит вывод, следствие того, о чём говорится в предложении 23.

4) В предложениях 26–28 содержится рассуждение.

5) В предложения 34–35 представлено описание.

23. Из предложений 18–22 выпишите фразеологизм со значением «подразумевать кого-либо, что-либо».

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, указательного местоимения и форм слова.

25. «Приёмы выразительности в произведениях Д.С. Лихачёва играют особую роль: они уточняют авторскую мысль, конкретизируют детали, расставляют нужные логические акценты. В представленном тексте среди таких приёмов можно выделить (А)_______(предложения 11–12) и (Б)________ (в предложениях 23, 29). Особенностью стиля Д.С. Лихачёва является и такой приём, как (В)________ («в нашей жизни» в предложении 7). Среди немногочисленных тропов стоит выделить (Г)_______ ("горькие ситуации" в предложении 13».

Список терминов:

1) эпитеты

2) антонимы

3) парцелляция

4) разговорные слова

5) ряды однородных членов предложения

6) цитирование

7) лексический повтор

8) метонимия

9) ассонанс

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Вариант 4

1. Ответ: 14|41.

2. Ответ: однако.

3. Ответ: 2.

4. Ответ: плодоносить.

5. Ответ: уклонение.

6. Ответ: надёжно.

7. Ответ: 26579

8. Ответ: смириться

9. Ответ: въявь разъярён

10. Ответ: расклеивать

11. Ответ: дремлешь

12. Ответ: недаром

13. Ответ: зачем наперекор

14. Ответ: 124.

15. Ответ: 25

16. Ответ: 12578

18. Ответ: 14.

19. Ответ: 2356.

20. Ответ: истинную.

21. Ответ: 24

22. Ответ: 12.

23. Ответ: 3

25. Ответ: 3671

1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)

2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)

3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)

4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений