Размер не имеет значения. Обзор фотокамеры Fujifilm X-T20. Обзор фотокамеры FUJIFILM X-T20 Фуджи x t20


Leica M9

Правда, длина ролика 4K-видео ограничена 10 минутами. Странное решение, с чем оно связано - мне сложно сказать. С другой стороны, поливать всё подряд, снимая 4K-видео нон-стоп вряд ли кто-то будет. Если хочется снимать репортажное видео, то вполне хватит Full HD. А для дубля 4K-видео 10 минут вполне хватает. Опять же - вам потом это ещё мониторировать, помните об этом. Ну и ещё, если хотите снимать 4K, то стоит позаботиться о быстрых флешках и об объективе со стабилизацией.

Кстати, запись видео теперь включается как и на старших камерах - нажатием на кнопку спуска! Это очень здорово, ибо раньше этим заведовала крайне тугая и ужасно неудобно расположенная кнопка. Теперь на левом барабанчике надо выбрать режим съёмки видео и старт/стоп будет по нажатию кнопки спуска.

4. Высокое качество фото
Про это много говорил уже ранее, матрица, процессор и ПО тут точно такие же, как у флагманов и , поэтому качество изображения тут тоже на высоте! Фирменные цветовые профили, хорошая работа на высоких ISO, отличная детализация, вот это вот всё:


16 | XF16-55mmF2.8 R LM | 16 mm | f/2.8 | 1/1700 | ISO 200 | RAW + Lr


17 | XF16-55mmF2.8 R LM | 16 mm | f/2.8 | 1/1900 | ISO 200 | RAW + Lr


18 | XF16-55mmF2.8 R LM | 29.2 mm| f/2.8 | 1/500 | ISO 200 | RAW + Lr


19 | XF16-55mmF2.8 R LM | 16 mm | f/22 | 1/4 | ISO 200 | RAW + Lr | с рук, без стабилизации


20 | XF50mmF2 R WR | f/10 | 1/480 | ISO 200 | RAW + Lr


21 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/100 | ISO 1000 | RAW + Lr | Бись недоволен


22 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/250 | ISO 200 | RAW + Lr


23 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/1800 | ISO 200 | RAW + Lr


24 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/50 | ISO 12800 | RAW + Lr

Впрочем, про это уже написано и ранее много-много слов, не вижу смысла повторяться. Качество у фото прекрасное, на мой взгляд! Сочные цвета, высокая детализация, отличный контраст и так далее.

Ну и не стоит забывать про все флагманские возможности: абсолютно беззвучный электронный затвор и возможность снимать с ним до 14 кадров в секунду на выдержках до 1/32000, возможность снимать на высоких ISO с отличным качеством, 15 фирменных фуджиковских цветовых пресетов, имитация зерна, развитые настройки JPEG и так далее, и тому подобное. Всё это есть у X-T20 , как и у X-Pro2 или у X-T2.

минусы

1. Небольшие просчёты в эргономике


В этом положении экрана пользоваться тач-скрином X-T20 затруднительно

Сюда я бы в первую очередь отнёс бы, как это ни странно... тач-скрин! Да-да, я помню, что ранее говорил, что современные камеры просто обязаны иметь сенсорный экран. Я и сейчас считаю, что за тач-скрином будущее. Но в случае с X-T20 "что-то пошло не так"... Нет, экран отзывчив, тач-скрин обладает нормальной избирательностью, распознаёт мульти-тач при просмотре фото и к самому экрану нет претензий. Проблема в том, что есть несколько ситуаций, когда эта довольно удобная фича не работала как следует.

Например, когда мне довелось снимать под мокрым снегом, даже небольшое количество капель воды на экране приводили к тому, что тач-скрин переставал корректно работать. Допустим, те же смартфоны в подобной ситуации ведут себя похожим образом, но там помогает простая форма устройства - провёл, условно говоря, экраном по штанине или рукаву и всё сухо. С фотоаппаратом уже так не получается из-за более сложной формы камеры.

Ещё постоянно досаждает датчик включения электронного видоискателя. Он реагирует на приближение и если выбирать зону фокусировки по экрану, то неловкое движение рукой может привести к тому, что камера переключится с отображения на экране на работу с ЭВИ. На деле это выглядит так, что экран просто внезапно гаснет! Убираешь руку и через некоторое время он включается. Сюжет при этом может быть уже упущен... В принципе, всего этого несложно избежать, если назначить на 4 кнопки селектора прямое управление точкой фокусировки. Я так и сделал.

Кстати, особенно сильно досаждает этот датчик при съёмке от живота, когда экран повёрнут таким образом, что на него смотришь сверху, а сама камера висит на шее. Тогда совершенно точно выбор точки АФ по экрану становится невозможным - руку подносишь и экран гаснет! Мало того, экран часто гаснет, даже если камеру поднести слишком близко к груди или животу! Это ужасно раздражает, потому что у системы есть некоторая задумчивость при переключении "Экран/ЭВИ".

Да, конечно, можно выключить этот датчик, благо кнопка переключения режимов View Mode находится в доступном месте, сбоку от глазка ЭВИ. Но потом, если захочется включить обратно режим детектора приближения глаза, то придётся циклично продираться через несколько режимов: "Только экран работает постоянно" - "Только ЭВИ включается при приближении глаза" - "Экран, а ЭВИ включается при приближении глаза" - "Только ЭВИ работает постоянно". Почему бы не сделать просто кнопку включения/выключения ЭВИ сбоку? А все эти режимы программировать как-то из меню, например. Не?

Ну и самое, конечно, неприятное - это то, что тач-скрин не используется при работе в меню! Ну и зачем он тогда нужен?.. Листать и увеличивать фото?.. Указывать точку АФ?.. С этими задачами отлично справляются кнопки. А ещё лучше бы тут смотрелся джойстик, как у X-T2/X-Pro2. На мой взгляд, главное, в чём может быть полезен тач-скрин - это работа с настройками и меню! Но тут этого нет...

2. Дисбаланс при съёмке с большими объективами


С большими объективами у FUJIFILM X-T20 появляется дисбаланс

X-T20 прекрасно смотрится и отлично лежит в руке с небольшими объективами. Особенно удобно снимать на новую линейку фиксов, которые со светосилой 2: 23/2, 35/2 и 50/2. Они и фотографируют отлично, картинка резкая, детализированная, красивая, и работают молниеносно и бесшумно. При этом компактные и лёгкие. И с симпатичным дизайном. Красота!..

Но вот стоит поставить что-то помассивнее, например 16-55/2.8 или 50-140/2.8, так баланс камеры уже нарушается, зацепов уже не хватает, чтобы держать всё это хозяйство комфортно... Отчасти эту ситуацию может спасти дополнительная рукоятка:


FUJIFILM X-T20 с опциональной рукояткой

дополнительно

1. Тяжёлые RAW-файлы
Дело не в весе, хотя у X-T20 тут тоже аппетит хороший - компрессированные RAWы у весят по 23-25 Mb. несжатые - по 50 с лишним мегабайт. Проблема в том, что RAW-конвертеры их очень долго открывают. Например, на моём MacBook Pro (Retina, 13-inch, Early 2013, 3 GHz Intel Core i7) превью одного кадра 1:1 Lightroom CC считает аж 10 секунд! С1 примерно так же работает. При этом, RAW от Canon 5Dm4 (32Мп) открываются намного быстрее.

Конечно, это не совсем вина FUJIFILM, если уж быть честным. Поэтому пункт попал в раздел "Дополнительно", а не в минусы. Проблемы тут у RAW-конвертеров. Но надо понимать, что появились эти проблемы не сами по себе, а из-за сложной работы с матрицами X-Trans, устанавливаемой на все камеры X-серии FUJIFILM (кроме X-A3 и GFX, там обычный "байер").

И если для X-T2 или X-Pro2 точно такая же замедленная работа с RAW как-то спокойнее воспринимается, то у X-T20 это уже вызывает раздражение. Просто по самому факту применения камер - X-T20 всё же типичный любительский, аппарат и тут такие тормоза совсем неуместны. Впрочем, всегда остаётся возможность снимать в JPEG, благо у FUJIFILM он традиционно прекрасный!

2. Зарядка от USB


FUJIFILM X-T20 в поездке можно заряжать от ноутбука или пауэрбанка через обычный USB

X-T20 можно заряжать от обычного USB (у камеры порт micro USB). В плюсы не попало, потому что это сейчас уже скорее обычное решение для камер подобного класса. Но обратить внимание на это важно, ибо такая зарядка очень удобна в путешествиях.

Некоторые выводы

Если кратко, то X-T20 - это действительно всё самое лучшее от флагмана X-T2 в более компактном корпусе и по доступной цене. В принципе, как я говорил выше, отличий много, но на деле они в обычных съёмках вообще никак особенно не проявляются. Так что, если кто хотел X-T2, но не был готов купить её по многим причинам, то вот оно! X-T20 для вас отличный вариант. Высокое качество фото, 4K-видео, отличный АФ. Шустрая и лёгкая, компактная, симпатичная камера. Для продвинутого фотолюбителя или как полноценная вторая камера для профи, которая отлично раскрывается с новыми фиксами.

Тут можно скачать архивы с RAW- и JPEG-файлами X-T20 для самостоятельного изучения.

Мы поняли, что перед нами новый хит.

24 Мп, 4K-видео, 8 к./сек., имитация плёнки, сенсорный экран. Это небольшая беззеркальная камера, оснащённая всеми функциями профессионального инструмента. И уже на старте продаж радует очень привлекательной ценой.

Корпус и эргономика

По габаритам Fujifilm X-T20 весьма компактная. Хват неглубокий, но в руке она лежит достаточно удобно благодаря выступу под большим пальцем. Правда, иногда большой палец задевает правую клавишу. На этот случай производитель выпустил традиционный аксессуар - дополнительный хват.

Верхняя панель камеры выполнена очень удачно. Слева от видоискателя разместили диск с режимами съёмки (сюда же добавили режим видеосъёмки), справа - диск выдержки и экспокоррекции. Оба диска управления на лицевой и тыльной стороне остались на местах.

Камера получила не цельно магниевый корпус. В нем нет пыле-, влагозащиты и морозостойкости. Также не предусмотрено подключение батарейного блока. Но при этом камера действительно компактная и лёгкая.

Диапазон чувствительности ISO - 200–12800 единиц. С расширением до 100–51200.

Камера имеет ультразвуковую систему очистки от пыли.

Видоискатель

Fujifilm X-T20 оснащена электронным видоискателем с разрешением 2,36 млн точек и временем отклика 0,005 с. Увеличение составляет 0,62x. Покрытие 100%.

Высокое разрешение видоискателя относительно его размера обеспечивают очень высокую детализацию изображения. Благодаря этому в ситуациях с маленькими объектами в кадре проще наводиться на резкость через видоискатель, чем по монитору.

Частота кадров - 54,54 к./сек. Глазок видоискателя прикрыт небольшой насадкой, которая будет незначительно защищать от света на ярком солнце.

ЖК-экран

Камера X-T20 оснащена 3-дюймовым сенсорным поворотным экраном с разрешением 1,04 млн точек. Экран откидывается только по вертикали. При этом он очень яркий, при работе в помещении сразу захотелось переключить его на уровень яркости -2.

Сенсорные возможности экрана очень хорошо продуманны. У касания есть несколько функций:

  • сфокусироваться и делать кадр,
  • только фокусироваться,
  • выбрать точку фокуса.

При необходимости эту функцию можно отключить. Для этого прямо на экране есть небольшая сенсорная кнопка. И снова мелочь, которая показывает насколько производитель погружается в детали. Сенсорная кнопка для переключения функций находится справа. Чтобы не мешать работе её размер весьма небольшой. Но она при этом всегда легко нажимается. То есть чувствительность сенсорного экрана очень высокая.

В режиме просмотра можно листать фотографии, как в смартфоне, приближать фото двойным касанием или разведением пальцев и перемещаться по изображению.

Однако часто при управлении экраном палец перекрывает датчик в видоискателе и экран переключается. Решил это, включив работу только с ЖК-экраном. Машинально подносил глаз к видоискателю и только потом понимал, что надо переключиться вручную. Видимо, дело привычки. Либо отключение действий касанием.

Автофокус

Модуль автофокуса состоит из 325 точек фокусировки. Фазовые точки покрывают 50% кадра по горизонтали и 75% по вертикали.

Фокусироваться можно по одной точке, зоне АФ или широкой зоне. Плюс в меню есть возможность включить распознавание лиц, а также лица с глазами. При этом можно выбрать не только распознавание глаз, но и приоритет правого или левого глаза.

В меню можно выбрать один из пяти режимов работы следящего автофокуса. В одном режиме автофокус будет игнорировать препятствия и отслеживать объект съёмки, а другой лучше подходит для съёмки ускоряющихся и замедляющихся объектов. У каждого режима есть своё описание.

Практика съёмки

Здесь я хочу изложить общие впечатления от работы с камерой на практике.

При съёмке камера удобно лежит в руке. За счёт удобного хвата и лёгкого веса я не ощутил никаких неудобств и желания повесить камеру на плечо.

Автофокус очень быстрый и цепкий. В следящем режиме я наводился на объект и он оставался в фокусе всё время. Не было ситуации когда автофокус вдруг переключался и начинал искать объект заново.

В камерах Fujifilm мне очень нравится имитации плёнки. Замечу, что, в отличие от других камер, в Fujifilm вы получаете именно имитацию плёнки с её контрастом, пластикой и переходами.

Посмотрите какие кинематографичные фотографии получаются прямо из камеры.


1/60, f/2,0, ISO 2500, XF35mmF1.4 R
1/60, f/2,0, ISO 4000, XF35mmF1.4 R

Полезный совет. Переключаясь в съёмку в ч/б (RAW всё равно остаётся цветным), вы можете уделять больше внимания сюжету, не отвлекаясь на цвета. Просто попробуйте.

Качество изображения на высоких значениях чувствительности приятно удивляет. Рабочая чувствительность ISO находится в диапазоне 8000-10000 единиц.

Даже при ISO 8000 я получил красивые кадры с очень приятным шумом.

В камере есть опция шумоподавления (от -4 до +4). Я оставил значение на нуле. В меню нет режима шумоподавления для высоких ISO. Но есть отдельное шумоподавление для длинной экспозиции.


1/180, f/2,8, ISO 8000, XF90mmF2 R LM WR
100% кроп. 1/180, f/2,8, ISO 8000, XF90mmF2 R LM WR

И репортаж снятый в ACROS. Обратите внимание, что все фото сняты на максимально открытой диафрагме и оптика при этом не мылит изображение.


1/60, f/2,0, ISO 1600, XF90mmF2 R LM WR
1/180, f/1,2, ISO 1250, XF56mmF1.2 R
1/180, f/1,2, ISO 1250, XF56mmF1.2 R. Кроп 100%

Аккумулятор


1/60, f/2,0, ISO 1000, XF90mmF2 R LM WR

Камера использует тот же аккумулятор, что и другие модели Fujifilm (X-T2, X-Pro2, X100F), что очень удобно, если вы выбираете эту модель как вторую камеру. Заряжать камеру можно с помощью USB.

Зарядное устройство идёт в комплекте с камерой.

Я провёл 4-часовую репортажную съёмку и решил проверить, на сколько хватит одного аккумулятора. Ведь обычно пишут - 300–500 кадров в зависимости от условий.

В итоге я снял 2034 фотографии и один ролик в 4K длительностью 2,5 минуты! Тут нужно поставить очень большой восклицательный знак!!!

Конечно, я снял много кадров серией по 2–3 кадра. Но даже разделив пополам и держа в уме, что, как уже сказано выше, камера снимала RAW+JPG, я считаю результат очень хорошим.

Ещё один интересный момент. Я снимал, пока камера не откажется работать. То есть не просто горит красный индикатор пустого аккумулятора, а пока камера не отключится совсем.

После появления красного индикатора по центру картинки и отключения камеры я смог её включить и сделать ещё несколько кадров, прежде чем она выключится. Мне стало интересно, сколько кадров могу ещё получить от этого умирающего аккумулятора. Оказалось, что, включая камеру и успевая снять 2-3 кадра, я сделал ещё 40 снимков!

Видеосъёмка

Fuji X-T20 снимает в режиме 4K. Она снимает информацию со всей матрицы и в реальном времени ужимает её до 4K.

Максимальная длительность ролика - 10 минут.

Камера способна записывать данные на карту либо на подключённое к HDMI устройство.

По заявлению производителя, камера не выключается при длительной съёмке в 4K.

Вот несколько видео которые нам удалось снять. Видео не подвергались обработке.

1/30, f/1,4, ISO 800, XF35mmF1.4 R

1/30, f/2,0 ISO 2000, XF35mmF1.4 R

X-T2 и X-T20 - что выбрать

X-T20 - это, по сути, облегчённая X-T2. Именно облегчённая, а не урезанная. Она лишилась некоторых профессиональных удобств (вроде джойстика автофокуса), F-Log и прочее.

Новичкам и продвинутым любителям решительно рекомендуем брать X-T20. Скорее всего, это перекроет 100% ваших задач.

Эту камеру ждали очень давно. Многие думали и гадали какой будет новая реинкарнация самой продаваемой модели Fujifilm - X-T10. А маркетологи Фуджи сделали все, чтобы максимально подогреть интерес публики. Самая ожидаемая и массовая модель поступила в продажу последней. Сначала обновился флагман X-Pro2, потом второй флагман X-T2 (в компании Фуджифильм позиционирует обе эти камеры как флагманские модели, отличающиеся целевой аудиторией). И, уже после анонса и открытия предзаказа на средне-форматную Fujfilm GFX50s, X-T20 выпустили в свободное плавание на рынок и она наконец-то смогла попасть страждущим фотографам в руки.


X-T20 пришла на смену компактной и легкой X-T10. Самые главные изменения произошли внутри, внешне две камеры очень похожи. X-T20 получила ту же матрицу X-Trans CMOS III что и X-T2 и X-Pro2 и новый процессор X-Processor Pro, который в 4 раза быстрее чем предыдущий. Выходит что мы получаем возможности флагмана в компактном корпусе и за меньшие деньги? Давайте разбираться по порядку.


Статья с нормальной версткой и большими картинками доступна вот тут - http://liseykina.ru/2017/04/fujifilm-x-t20-%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8-%d1%84%d0%bb%d0%b0%d0%b3%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b0-%d0%b2-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bf%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%bc/

Отличия Fujifilm X-T10 и X-T20

Внешне X-T20 будет сложно отличить от X-T10. Единственное визуально заметное отличие заключается в положении кнопки Fn и кнопки записи видео.

Расположенная под правым большим пальцем, в X-T10 кнопка Fn в X-T20 переехала на верхнюю панель вместо кнопки записи видео. А запись видео в X-T20 включается теперь с помощью селектора выбора режимов. Такое незначительное изменение позволило сделать управление камерой более удобным и интуитивно понятным.

Остальные отличия на глаз не заметны, они это не значит, что они не существенные. Камера не только получила новую матрицу и процессор, изменения коснулись системы фокусировки, быстродействия, размера буфера.


Вместе с матрицей от флагмана X-T20 получил возможность устанавливать ISO вплоть до 12800, а расширение ISO до 51200 доступно теперь и при съемке в RAW. В то время как, X-T10 имеет диапазон ISO от 200 до 6400 и возможность расширения до 12800, 25600 или 51200, но расширенные значения будут работать только при съемке в JPG.


В X-T20 реализована возможность сохранять изображения в виде сжатых без потерь RAW файлов, что позволяет существенно сэкономить место на карте памяти. В среднем сжатый файл весит 25МB, а вес несжатого достигает 50МB, в то время как в X-T10 можно было сохранять только raw файлы без сжатия размером 33МБ.

В большинстве съемочных ситуаций и если нет необходимости вытягивать больше 3 стопов экспозиции из RAW файла разницы между несжатым raw и сжатым без потерь Вы не обнаружите. Чаще всего со сжатыми файлами чуть медленнее работают программы конвертации, но зато существенно экономится место как на карте памяти так и на жестком диске с архивом.


Вся система автофокуса в X-T20 была существенно доработана, в целом X-T20 стала заметно быстрее по скорости фокусировки и съемки, чем X-T10.

Напомним, что X-T10 имеет 49 точек автофокуса (9 из них с фазовой детекцией) и в зависимости от выбранного режима эта точки делятся на сетку размером 7х11.


В новой камере количество точек фокусировки было увеличено до 91 по всей площади сенсора (49 с фазовой детекцией), которые расположены в виде сетки 7×13. Сетку можно расширить до размера 13×25 (с 325 точкам), но они будут доступны только в режиме точечной фокусировки. Аналогичная система фокусировки используется в флагмане X-T2

Более быстрые и точные пиксели фазовой детекции покрывают 50% (по горизонтали) и 75% (по вертикали) кадра. При этом можно выбрать режим точечной фокусировки или зонный автофокус.

Благодаря использованию нового процессора удалось увеличить скорость серийной съемки. При использовании механического затвора и X-T10 и X-T20 снимают со скоростью 8 кадров в секунду. Если переключиться на электронный затвор, то можно использовать скорость съемки 11 или 14 кадров в секунду. Также, доступно понижение скорости съемки до 3 или 5 кадров в секунду (в X-T10 можно было выбрать только 3 кадра в секунду).


Размер буфера тоже был увеличен: при скорости 8 кадров в секунду в буфер помещается 62 кадра в формате jpeg и 25 сжатых raw файлов, в то время как X-T10 позволяла записывать всего 8 кадров в буфер.

По сравнению с моделями-предшественницами время затемнения в видоискателе при серийной съемке существенно сократилось, что сделало возможным снимать продолжительную непрерывную съемку, не теряя объект в видоискателе.


Дисплей в Fujifilm X-T20 стал большего разрешения при таких же физических размерах: 1,04 млн точек против 920 тысяч в X-T10. Дисплей поворачивается в одной плоскости, так же как и в предыдущей модели, но получил функцию touch screen, которая позволяет просматривать снимки, управлять камерой и вести съемку с помощью жестов.


<вставить видео про touch screen>

Fujifilm X-T20 и Fujifilm X-T2

Х-Т20 имеет такую же матрицу и процессор, как и X-Т2 - снимки с этих двух камер не будут отличаться по качеству. На первый взгляд может показаться, что камеры отличаются только корпусом и эргономикой, но это не совсем верно. Отличий немного больше.


Корпус у X-T20 легче и компактнее, чем у X-T2, и он выполнен не в виде цельной конструкции из магниевого сплава. Благодаря более компактным размерам X-T20 больше подойдет для использования с легкими и небольшими объективами.



Управление ISO вынесено в меню, а не на отдельный диск как сделано в флагмане. Такой подход кажется не очень удобным, но это только до тех пор, пока не вспоминаешь о возможности программирования кнопок и управляющих дисков.


В отличие от X-T2 в X-T20 отсутствует джойстик выбора точки фокусировки. В этой модели управление точкой фокусировки возложено на управляющие клавиши, что тоже очень удобно, наглядно и быстро.


Слот для одной карты памяти (у X-T2 2 карты памяти) находится в батарейном отсеке. А гнездо для штатива не совпадает с осью объектива.


Основные отличия X-T20 от флагмана X-T2 представлены в таблице:



Видоискатель

0,39 дюймов

Пыле и влагозащита

Цельный магниевый корпус

Синхроконтакт для вспышки

Сменный наглазник

Механический затвор

Плоскости наклона дисплея

Сенсорный дисплей

Возможность использовать батарейный блок

Буфер серийной съемки

Следящий автофокус

5 предустановленных режимов

Гибкая настройка

Управление с ПК

Вход для микрофона

Карты памяти


Из таблицы видно, что основные отличия коснулись скорости серийной съемки и настроек автофокуса, но сама камера получилась дешевле, легче и компактнее флагмана при том же качестве снимков. И ее возможностей с лихвой хватит для большинства съемочных ситуаций.


В X-T20 используется такая же система автофокуса что и в X-T2, но с немного ограниченным функционалом. Если в X-T2 пользователю доступны гибкие настройки режимов работы следящего автофокуса, то в X-T20 они реализованы в виде 5 предустановок. Кроме этого, реализована функция распознавания лиц.

Режим серийной съемки отлично подойдет чтобы фотографировать людей на улицах. При этом, откидной дисплей и функция спуска затвора с помощью touch screen позволяют вести съемку не привлекая к себе внимания - люди просто не будут догадываться, что вы их снимаете, ведь камеру вы держите в руках и не подносите к лицу. А большого разрешения и детализации матрицы хватит для получения качественных видовых и открыточных снимков.


Все органы управления расположены и сконструированы таким образом чтобы камеру было удобно держать одной рукой и менять основные параметры практически вслепую: экспокоррекция на отдельном диске, диафрагма на объективе, режим серийной съемки или hdr тоже на диске, выдержка изменяется с помощью поворота селекторного колеса. При этом, все управляющие диски переключаются с четкими кликами, а значит можно выставлять значения не глядя на них. Благодаря этому фотограф сможет максимально быстро среагировать на изменение съемочной ситуации и не тратить драгоценное время на копание в меню и настройку камеры.

Качество снимков

Практически к любой эргономике и органам управления можно привыкнуть - можно все время снимать через видоискатель и не пользоваться дисплеем, можно натренироваться быстро изменять настройки камеры и выучить структуру меню. Тем более, можно не пользоваться touch screen. Можно тренировать руки и шею и носить более тяжелую и громоздкую камеру.

Но на качество получаемого изображения повлиять невозможно. Самыми важными параметром, по которому стоит оценивать ту или иную камеру является детализации и количество шумов. Затем можно выделить скорость серийной съемки и точность системы автофокуса.


Все сделанные снимки, в случае если не указано иное, сняты в формате RAW и сконвертированы в Adobe Lightroom CC с настройками по умолчанию.

Детализация

Детализацию будем изучать на сконвертированных в Adobe Lightroom RAW файлах. Многие фотографы склонны считать, что Adobe не очень хорошо делает демозаику для матриц Fujifilm и для получения более качественного результата лучше использовать родной конвертер. Но из всех известных мне конвертеров Adobe Lighroom (или Camera Raw, что с точки зрения алгоритма конвертации одно и тоже) обладает самыми широкими возможностями, которые оказываются намного важнее микро-резкости при обработке большого количества изображений.

Поэтому будем реалистами живущими в неидеальном мире и посмотрим снимки которые получаются при конвертации из raw с настройками по умолчанию в самом массовом raw конвертере.


ISO 200 | 21.3 mm | f/5.6 | 1/140 сек


100% фрагмент из середины кадра.

Видно, что с детализацией все в порядке, при 100% увеличении, видно все складки на костюме мужчины.


После корректировки контраста, точек белого и черного и исправления перспективных искажений можно получить вот такую картинку, которая по качеству будет не хуже того, что получается при съемке на зеркальные камеры, а во многих случаях намного лучше.

Немного усложняем задачу и поднимаем ISO

ISO 400 | 55 mm | f/5.6 | 1/900 сек


Детали на газоне и все ветки деревьев на заднем плане различимы.


Из следующий примеров, снятых на ISO 800 - 3200 видно, что детализация остается высокой даже при съемке с недостатком света.

ISO 800 | 16 mm | f/5.0 | 1/140 сек

ISO 1600 | 30.2 mm | f/5.0 | 1/320 сек

ISO 3200 | 40.1 mm | f/5.6 | 1/4000 сек


Из приведенных примеров видно, что даже на высоких значениях ISO детализация сохраняется и качество изображения остается на высоте. Если пристально рассматривать приведенные изображения со 100% увеличением, то может пожет показаться что нет звенящей микро-резкости. Тут надо вспомнить, что файлы сконвертированы в Adobe Lightroom, да и микро-резкость и детализация немного разные понятия. Резкость добавляется либо одной командой в Photoshop, либо ползунками при конвертации. Самое главное, что все детали в изображении на месте. Если в конвертере или при пост-обработке чуть-чуть добавить резкости, то оно станет идеальным.

ISO

Новая матрица X-Trans CMOS III получила диапазон ISO от 200 до 12800 с возможностью программного расширения до 51200. Но цифры на бумаге это не показатель. Важно не то, насколько большое значение удалось вписать в список технических характеристик, а то, какой уровень шума получается при этом и можно ли снимки, сделанные на высоких значениях ISO, потом где-то использовать. От картинки где за шумом нельзя рассмотреть деталей или от той, где шум вносит очень сильную цветовую составляющую и искажает цвета толку мало.


Давайте теперь посмотрим на что способна Fujifilm X-T20 с точки зрения качества снимков.

Для этого теста специально подобран сюжет с большим количеством мелких элементов, чтобы можно было оценить потерю детализации на высоких значениях ISO.

ISO 12800 | 16mm | f/5.0 | 1/3500 сек

Рассмотрим фрагменты со 100% увеличением, взятые из центра кадра.




Видно, что даже на ISO 6400 уровень шума остается приемлемым и не раздражающим. Даже на максимальном ISO 12800 цвета не искажаются, цветовая составляющая шума мала, а сам шум имеет довольно органичную структуру, больше напоминающую пленочное зерно, чем цифровой шум.


Возможность программного расширения iso до 51200 позволяет вести съемку при минимальном освещении или его полном отсутствии, но это уже совсем крайность.

ISO 51200 | 16mm | f/5.0 | 1/3500 сек


По уменьшенному для интернета изображению даже не сразу скажешь, что это снято на запредельном значении ISO, все детали сохраняются и общее качество картинки остается вполне приемлемым.


При 100% увеличении, несмотря, на наличие цветового и яркостного шума детали различимы.

Динамический диапазон.

И городская и пейзажная съемки обычно подразумевают высококонтрастные сюжеты с большим динамическим диапазоном. Чем выше динамический диапазон и чем больше можно деталей восстановить из светов и из теней, тем меньше головной боли потом будет при постобработке.


В качестве примера рассмотрим высококонтрастный снимок, снятый в режиме приоритета диафрагмы при матричном экспозамере. Здесь наблюдаются и провалы в тенях, и провалы в светах.

Снимок сделан в формате RAW, поэтому важно не то, как кадр выглядит на экране камеры, а то насколько гибким он окажется при обработке.

ISO 200 | 16mm | f/10.0 | 1/420 сек


Посмотрим что можно вытянуть в светах и тенях



Видно, что детали и в светах и в тенях удалось восстановить. При этом, наибольший интерес представляет информация, вытянутая из теней, потому что при такой сильной экспокоррекции именно там появляется цифровой шум.


При 100% увеличении видно, что даже при вытягивании теней больше чем на 3 ступени экспозиции детализация сохраняется, а цветовой и яркостный шум практически не появляются.


А вот так может выглядеть обработанный высоко-контрастный городской сюжет после небольшой коррекции в Adobe Lightroom.

Видно, что при сохранении высокого контраста и светотеневого рисунка присутствуют детали и в светах и в тенях, а сам снимок смотрится детализировано.


Еще один пример в контровом свете. Результат после небольшой коррекции в Adobe Lightroom

ISO 3200 | 16mm | f/18.0 | 1/800 сек


Вот такие коррекции были применены к этому кадру, видно, что основные правки заключаются в подстройке контраста и выставлении точки черного и белого. Несмотря на высокое ISO и съемку в контровом свете детали в тенях различимы, а изображение выглядит сбалансированным по цветам и объемным.


Еще один пример высоконтрастного сюжета с солнцем в кадре. Здесь свет от солнца отраженный и перепады яркости получаются уже не такими большими как в предыдущем случае.

ISO 400 | 16mm | f/16.0 | 1/350 сек

Серийная съемка

В режиме серийной съемки и при использовании механического затвора X-T20 способна делать 8 кадров в секунду. А если использовать электронный затвор то можно делать вплоть до 14 кадров в секунду.

Такая скорость съемки позволит поймать нужный момент и не упустить ничего важного. Например, при съемке в городе из кадров, сделанных в режиме серийной съемки, очень удобно выбирать выбирать кадр с единственно верным жестом и расположением персонажей в кадре.

Из приведенной серии снимков видно, что в течении трех секунд удалось сделать 25 кадров, что вполне соответствуем указанной в спецификации скорости съемки 8 кадров в секунду.

При этом, количество снимков, которые можно сделать до того как начнется “притормаживание” зависит от того, какие карты памяти используются. При использовании супер-скоростных карт памяти Toshiba Execia Pro со скоростью записи 260 МБ/с съемку можно вести практически бесконечно.


Следящий автофокус тоже пригодится при съемке в городе - он работает достаточно четко и позволяет держать в фокусе быстро перемещающиеся объекты.


ISO 1600 | 26.6mm | f/5.6 | 1/480 сек

Примеры снимков

Еще несколько примеров, снятых на Fujifilm X-T20 в разных условиях и с разными настройками.

ISO 200 | 16mm | ƒ/4.0 | 1/1400 сек


ISO 3200 | 16mm | ƒ/3.6 | 1/3200 сек

ISO 3200 | 16mm | ƒ/4.0 | 1/55 сек


ISO 200 | 16mm | ƒ/10.0 | 1/25 сек

Выводы

В компактной и легком корпусе беззеркальной камеры получился довольно универсальный инструмент на все случаи жизни. X-T20 подойдет для городской или жанровой фотосъемки - она обладает достаточно большой скоростью съемки, чтобы не упустить важный момент, маленьким временем включения и быстрым автофокусом. Вместе с тем, она позволяет работать над сюжетом не привлекая к себе внимания, а откидной дисплей поможет использовать нестандартные ракурсы более комфортно.

Разрешения матрицы, детализации и динамического диапазона достаточно для съемки высококонтрастных пейзажных сюжетов или сюжетов со сложным освещением и перепадами яркости, при этом в 90% случаев все детали в светах и тенях можно восстановить при пост обработке в raw конвертере из одного кадра избежав необходимости снимать с брекетингом.


Эргономика позволяет изменять параметры и режимы съемки очень быстро и “вслепую” без необходимости отвлекаться на дисплей. Для того чтобы переключиться от неторопливой съемки пейзажного вида к стрит-фотографии надо одним движением перевести селектор выбора режимов со съемки одиночного кадра на серийную съемку, и при необходимости, передвинуть рычажок выбора типа фокусировки на следящий. Эти действия занимают меньше секунды и выполняются на полном автомате еще в тот момент когда вы выстраиваете кадр. Изменение параметров съемки тоже происходит очень быстро - ввести экспокоррекцию можно одним движением, просто провернув селекторное колесо, выбор выдержки осуществляется аналогично, а диафрагма корректируется с помощью кольца на объективе. Получается, что для того чтобы управлять камерой во время съемки не нужно обращаться к дисплею, все корректировки осуществляются с помощью селекторов, колец и кнопок на корпусе, а это делает управление камерой очень быстрым и понятным.

Ну а бонусом идут фирменная цветопередача Fujifilm и встроенные пленочные профили. Более того, это одна из немногих камер внутрикамерный JPEG который очень часто не уступает по качеству RAW

Если вынести за скобки средний формат GFX, то Fujifilm уже пару лет развивает семейство беззеркальных камер по выработанным лекалам: ключевые технологии дебютируют во флагманской модели X-Pro, затем переносятся в репортажную X-Tx, а после - в урезанном виде появляются в относительно массовой X-Txx, на которую и приходится большая часть продаж за счет баланса между функциональностью и ценой. (наряду с X100) можно смело назвать самой успешной камерой Fujifilm в «новой эре». X-T20 должна подхватить знамя.

Отношения между X-T20 и - момент весьма сложный. С одной стороны, перед началом тестирования мне выдали список различий между младшей и старшей камерой, который насчитывает аж 25 пунктов. Среди них и меньший по размеру видоискатель, и отсутствие защиты от брызг, и урезанный набор органов управления, и механический затвор, работающий на выдержках от 1/4000 (а не 1/8000), и уменьшенная скорость серийной съемки. С другой стороны - X-T20 сделана на базе той же самой связки «процессор + сенсор». То есть, по сути, качество съемки сохранилось на том же уровне, а подавляющая часть отличий коснулась удобства и репортажных функций. Да, профессионалов это отсечет, но для энтузиаста это предложение выглядит просто превосходно. Есть ли здесь еще какой-то подвох?

Второй момент, к которому мы будем периодически обращаться в этом обзоре: в чем отличия от X-T10, велик ли смысл переходить с этой модели на более новую версию. Классика жанра, в общем-то.

Технические характеристики

Fujifilm X-T20 Fujifilm X-T10 Fujifilm X-T2
Сенсор изображения 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS II 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III
Стабилизатор изображения Только встроенный в объективы Только встроенный в объективы
Эффективное разрешение сенсора 24,3 мегапикселя 16,3 мегапикселя 24,3 мегапикселя
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW
Формат видео MPEG 4 MPEG 4 MPEG 4
Байонет Fujifilm X mount Fujifilm X mount Fujifilm X mount
Размер кадра До 6000 × 4000 пикселей До 4896 × 3264 пикселей До 6000 × 4000 пикселей
Разрешение видео До 1920 × 1080 пикселей (60 кадров в секунду) До 3840 × 2160 пикселей (30 кадров в секунду)
Чувствительность ISO 200-12800 с возможностью расширения до ISO 100, 25600 и 51200 ISO 200 - 6400 с возможностью расширения до ISO 100, 12800, 25600, 51200 ISO 200 - 12800 с возможностью расширения до ISO 100, 25600 и 51200
Выдержка
Механический затвор: 1/4000 - 30 с;
электронный затвор: 1/32000 - 1 с;
длительная (Bulb): макс. 60 минут
Механический затвор: 1/8000 - 30 с;
электронный затвор: 1/32000 - 1 с;
длительная (Bulb): макс. 60 минут
Скорость серийной съемки До 8 кадров в секунду с механическим затвором, до 14 кадров в секунду с электронным затвором До 8 кадров в секунду До 11 кадров в секунду с механическим затвором, до 14 кадров в секунду с электронным затвором
Автофокус Гибридный, 49 точек Гибридный, 325 точек, из которых 169 — фазовые, расположенные на матрице
Экспозамер, режимы работы TTL-замер в 256 точках, многоточечный/центровзвешенный/точечный TTL-замер в 256 точках, многоточечный/центровзвешенный/средневзешенный/точечный
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 ступени ± 3 EV с шагом 1/3 ступени ± 5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Да, встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) Да, встроенная, ведущее число 5 (ISO 200) Нет, внешняя комплектная
Автоспуск 2/10 с 2/10 с 2/10 с
Карта памяти Один слот SD/SDHC/SDXC(UHS-I) один слот SD/SDHC/SDXC(UHS-I) Два слота SD / SDHC / SDXC(UHS-II)
Дисплей 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный 3 дюйма, 1 620 тыс. точек, поворотный в двух плоскостях
Видоискатель Электронный (OLED с 2360 тыс. точек) Электронный (OLED с 2360 тыс. точек)
Интерфейсы HDMI, USB, 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ HDMI, USB, 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ, 3,5-мм разъем для наушников
Беспроводные модули Wi-Fi Wi-Fi Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126 емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В)
Габариты 118,4 × 82,8 × 41,4 мм 118,4 × 82,8 × 40,8 мм 132,5 × 91,8 × 49,2 мм
Масса 383 грамма (вкл. батарею и карту памяти) 381 грамм (вкл. батарею и карту памяти) 507 грамм (вкл. батарею и карту памяти)
Актуальная цена 57 999 рублей за версию без объектива (body), 77 999 рублей за версию с объективом 18-55mm f/2,8-4 (kit), 64 999 рублей за версию с объективом 16-50mm II 44 990 рублей за версию без объектива (body), от 62 990 за версию с объективом (kit) 109 990 рублей за версию без объектива (body), 129 990 рублей за версию с объективом (kit)

Внешний вид и эргономичность

Если между X-T1 и X-T2 различия, пусть косметические, были заметны сразу - хотя бы в плане размеров, то X-T20 не отличается от X-T10 практически ничем. Это, по сути, тот же корпус, который стал на полмиллиметра толще. Fujifilm не стала изобретать велосипед, просто заменив на старых формах гравировку с названием модели, ну и еще поменяла несколько маркировок на органах управления: вместо кнопки видеозаписи теперь функциональная клавиша (на которую можно видеозапись «повесить» самостоятельно), а на колесе экспокоррекции добавилась насечка «C» — здесь все-таки доступно изменение в диапазоне до EV 5.0, а не EV 3.0.

Но отсутствие изменений имеет значение только на каком-то динамичном рынке, где гаджеты сменяют друг друга непрерывно - например, если говорить о смартфонах, хотя и здесь Apple со своими s-версиями iPhone еще поспорила бы. В данном случае просто стоит сказать о том, что камера как была красивой, так и осталась. Это небольшой, изящный инструмент, выполненный в ретростиле, пусть и без фирменного «фуджифильмовского» намека на дальномерную классику, а с псевдозеркальным горбом (куда спрятаны видоискатель и вспышка).

Цветовых решений два - серебристо-черное и полностью черное. Как я уже говорил выше, заявленной пыле- и влагозащиты у X-T20 нет. Это, впрочем, не значит, что использовать камеру под дождем нельзя, но столь свободно себя чувствовать в различных погодных условиях, как с X-T2, не получится. Минимальная заявленная рабочая температура — 0 °C.

Корпус - металлический, с резиновым покрытием в точках хвата. Оно обрамляет камеру по периметру — как спереди, так и сзади. Есть небольшой выступ под хват правой рукой и площадка для большого пальца - комфорта, как при работе с зеркалкой, не будет, но мне было вполне удобно пользоваться X-T20 даже без наплечного ремешка, снимая навскидку. Камера относительно легкая (383 грамма), я спокойно снимал с одной руки.

Снизу: отсек для батареи и карты памяти, а также резьба для штативной площадки. Они расположены слишком близко друг к другу - получить доступ к карте памяти, когда камера установлена на штативе, не получится.

Тыльная панель: по центру сверху — окуляр электронного видоискателя с датчиком приближения и кнопкой переключения вида (между видоискателем и дисплеем); слева от него — кнопки воспроизведения и удаления снимков, справа - клавиши блокировки автофокуса и экспозиции, а также второй селекторный диск; ниже — откидной трехдюймовый экран, кнопка вызова быстрого меню, пятипозиционная навигационная клавиша (центральная часть ее отвечает за вызов основного меню, а боковые — за различные дополнительные функции), а также кнопка смены режима отображения информации на дисплее.

Здравствуйте, друзья!

Ко мне приехали вот такие симпатичные чёрные коробочки.

Я их вскрыл и обнаружил в них фотокамеру 0 и объектив Fujifilm XF 50mm f/2 R WR . Я подумал: «А почему бы не протестировать?» и потому ниже вы сможете ознакомиться с обзором этой связки камера + объектив и моими выводами относительно удобства, функционала и областей применения этой камеры.

Фотокамеры FUJIFILM

Чтобы понять что за камера у тебя в руках полезно бывает знать историю фирмы, которая её создала. От начала её возникновения и до сегодняшнего дня. Не волнуйтесь, я не буду сейчас рассказывать подробно всю историю фирмы FUJIFILM , а лишь отмечу её весомый вклад в малоформатную фототехнику и особенно в среднеформатную. Это компания, которая делает объективы для Hasselblad уже много десятилетий и по меньшей мере помогает делать сами камеры (а мне лично кажется это полностью продукт FUJIFILM ).

FUJIFILM X-T20

Я специально сфотографировал FUJIFILM X-T20 на фоне своей руки, чтобы вы могли визуально оценить какая это малышка.

Кстати, предлагаю ребус — как это сфотографировано (камера на фоне руки)? :) ваши предположения пишите в комментариях.

Технические характеристики

Fujifilm X-T20 Sony a6300 Fujifilm X-T2
Цена за камеру без объектива (body) 57990 руб. 73990 руб. 109990 руб.
Сенсор 24MP APS-C (6000 x 4000) 24MP APS-C (6000 x 4000) 24MP APS-C (6000 x 4000)
Цветные фильтры X-Trans CMOS III Bayer, Exmor CMOS X-Trans CMOS III
Байонет Fujifilm X Sony E Fujifilm X
Чувствительность 100-51200 100-51200 100-51200
Стабилизация изображения Только в объективе Только в объективе Только в объективе
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый на сенсоре) Гибридный (контрастный + фазовый на сенсоре)
Количество точек АФ 325 точек (169 фазовых) 425 точек фазового автофокуса (169 контрастных) 325 точек (169 фазовых)
Джойстик АФ нет нет есть
ЖК экран 3", 1 040 000 пикс, наклон, тач-скрин 3", 921 600 пикс, наклон, не сенсорный 3″, 1,040,000 пикс, наклон в двух плоскостях, не сенсорный
Видоискатель EVF (0.62x), 2 360 000 пикс EVF (0.7x), 2 359 296 пикс EVF (0.77x), 2 360 000 пикс
Затвор 30-1/4000 сек механический, 1/32000 с электронным затвором 30-1/4000 сек механический 30-1/8000 сек механический, 1/32000 с электронным затвором
Встроенная вспышка Да Да Нет
Выдержка синхронизации со вспышкой 1/180 сек 1/160 сек 1/250 сек
Скорость серийной съемки 8 к/сек 11 к/сек До 14 к/с с электронным затвором и до 11 к/с с механическим затвором при наличии бат.ручки
UHD 4K @ 30p UHD 4K @ 30p UHD 4K @ 30p
Беспроводная связь Wi-Fi Wi-Fi w/NFC Wi-Fi
Влагозащита нет Да Да
Карта памяти один слот, SD, UHS-I один слот, SD, UHS-I два слота SD/SDHC/SDXC (UHS II)
Интерфейс USB 2.0 USB 2.0 USB 3.0 (5 GBit/sec)
Время работы от одной батареи 350 снимков 400 снимков 350 снимков
Возможность использовать батарейный блок нет нет да
Размеры 118 x 83 x 41 мм 120 x 67 x 49 мм 133 x 92 x 49 мм
Вес 383 гр. 404 гр. 507 гр.

Отличия FUJIFILM X-T20 от X-T2

Здесь сразу нужно определиться, что FUJIFILM X-T2 это флагман линейки и позиционируется как профессиональная фотокамера, а X-T20 это любительская камера в компактном корпусе, но по ходу сравнения вы убедитесь, что возможности X-T20 далеко не скромные, хотя она и уступает флагману.

Основные характеристики

Первое на что стоит обратить внимание в технических характеристиках — это матрица, которая такая же как у флагмана линейки FUJIFILM X-T2 .

Систему автофокуса тоже взяли с FUJIFILM X-T2 , но камера не имеет удобного джойстика , чтобы перемещать точку фокусировки. Теперь это делается с помощью тач-скрина, пальцем указываете точку фокусировки.
Насколько хороший у камеры автофокус я писал еще в обзоре FUJIFILM X-T2 , но посмотрите и это небольшое видео с FUJIFILM X-T20 .

Также вы видите тот же самый ЖК дисплей на 3" с тем же разрешением . Это тоже плюс.

Но камера позиционируется как менее профессиональная, так чего же мы лишились? В первую очередь это выдержка. Выдержка была 1/8000 сек у X-T2 и стала 1/4000 сек у X-T20. Не знаю почему именно выдержку ограничивают т.к. это легко компенсируется установкой ND фильтра в одну ступень, если едешь в солнечные страны.

Уменьшенная скорость серийной съемки вряд ли вам помешает т.к. она всё равно весьма высока. Еще недавно лучшие репортажные камеры давали те же самые 8 к/сек и это считалось отличным показателем.

Эргономика

Управление камерой упрощено , нет диска установки ISO , но зато есть автоматический режим SR+ .

Для камеры, которая позиционируется как любительская наличие умного (а здесь он именно умный) автоматического режима большой плюс. Когда условия съемки были сложные, а времени не было, я просто переключал на автоматику (замечу, что почти всегда снимаю в режиме М и если переключаю на Авто , то значит это действительно полезный авто режим).

Камера совсем небольшая, так что если поставить на неё тяжелый и длинный объектив, то управляться с камерой будет сложно, она норовит вырваться из руки т.к. в моей ладони занимает ровно половину и рычаг получается большой.
Чем объектив короче и легче, тем пользоваться им на 0 удобнее.

В целом не должно возникать соблазна поставить на такую малышку здоровый объектив... На снимке объектив Fujifilm XF 50mm f/2 R WR .

Крепление под штатив находится не на оси объектива.

Такое положение крепления затрудняет съемку панорам без дополнительных приспособлений. В любом случае, если вы хотите снимать панораму, то лучше приобрести простейшую панорамную головку и там это смещение можно компенсировать. Я лично вообще сторонник съемки панорам с помощью объективов для скорости и сохранения геометрии, так что данную особенность считаю несущественной, а вот объектив в ассортименте FUJIFILM пригодился бы! Тем более у них такой большой парк собственной среднеформатной оптики. Кому как не FUJIFILM приспособить один из своих объективов (хотя бы старых) для съемки панорам?

Камера имеет довольно компактный наглазник видоискателя .

Он менее удобен, чем на старшей модели и он несменный. Хотя замечаешь небольшое неудобство только если долго снимал на X-T2 , а так и не ждешь полной эргономики старшей модели от камеры такого маленького размера.

Влагозащита и морозоустойчивость

Нет влагозащиты ... Это совсем не означает, что камера перестанет работать при появлении первых тучек. Просто относиться к ней нужно осторожнее.
Вот так делать с ней уже будет нельзя...

И сделать это просто т.к. камера маленькая и её легко убрать в карман, если пошёл дождь.

Нет более обещания морозоустойчивости до -10 С. Обещания нет, но это опять же не означает, что она не будет работать:)

Только никому!!! :)) На градуснике -28 С!!!

Конструктив

Корпус камер отличается, у FUJIFILM X-T20 это отдельные части из магниевого сплава, а у FUJIFILM X-T2 он был цельный. Проверить это по понятным причинам не могу, но верю на слово. Любительской камере такая прочность повышенная не нужна.

PC разъем

По сравнению с FUJI X-T2 нет внешнего синхроконтакта со вспышкой (PC разъем). Нужен он крайне редко, так что скучать по нему вряд ли кто будет.

PC разъем на FUJIFILM X-T2

Владелец FUJIFILM X-T20 будет пользоваться встроенной вспышкой, которая хитро замаскирована по выступ пентапризмы. Я даже не сразу обнаружил её :) Обратите внимание на тонкую линию под выступом — он трансформируется во вспышку!

Интерфейс USB 2.0 и карты памяти

Может кто-то и перекачивает файлы прямо из камеры в компьютер... Не знаю, не видел таких. Пользуюсь всегда кардридером и вам рекомендую. Копеечный кардридер имеет интерфейс USB 3.0 и позволяет скачивать файлы и с других типов карт памяти. Также время от времени пользуюсь ноутбуком со встроенным кардридером (Macbook Pro 15"), там тоже со скоростью скачивания всё в порядке.

Только один слот под карту памяти SD , нет поддержки UHS II . Когда-то давным-давно когда я начал профессионально (т.е. за деньги) заниматься фотографией, я понял зачем нужны два слота карт памяти. Это когда я забыл карту памяти дома в кардридере и мне пришлось обежать два квартала, забегая во все магазины сотовой связи и компьютерные в поиске такой карты памяти. Я оценил отличие проф.камеры с двумя слотами, где вторая карта всегда в камере.
Но сейчас мы говорим про любительскую камеру хоть и с породистой начинкой и потому одна карта памяти оптимальна, иначе отличий от X-T2 было бы недостаточно:)

Может вы сразу не обратите внимание на это отличие, но карта памяти находится в батарейном отсеке. Вроде мелочь, но на самом деле не зря в старшей камере карты памяти и аккумулятор находятся в разных отсеках. Дело в том, что аккумулятор греется, с ним возможны всякие проблемы, особенно в случае небрежного обращения при отсутствии влагозащиты. И если что-то будет, то в старшей модели карты памяти не пострадают, а в младшей... Ну вы поняли. Ваша аккуратность залог успешной работы.
В магазине Apple продавец меня безуспешно уговаривал на гарантийный план, который защищает от вылитого на клавиатуру ноутбука кофе и разбитого об пол экрана. Он не понимал почему я не хочу оказаться в полной безопасности. А моя идея в том, что 1) не нужно быть разгильдяем, который льет кофе на клавиатуру. Если пролил — вот тебе и наказание. 2) полной безопасности не существует, даже самую крепкую камеру можно разбить или утопить.

Но есть и реальный минус от такого расположения отсека для карт памяти — при установке камеры на штатив вы перекрываете штативной площадкой доступ к карте памяти, так что если она заполнится, то вы её так просто не достанете. В любом случае всё упирается в тип съемки профессиональный или нет. Если любительский, ставьте себе 64 Гб и потом «сливайте» на внешний жесткий диск и используйте камеру также как X-T2 . Вопрос только в удобстве, в одной всё учтено и встроено, а в другой нужно подумать и подготовиться заранее, если вы хотите использовать X-T20 в профессиональных (например, пейзажных) целях.

Типы карт памяти

Заметил некоторую проблему с картами памяти Sandisk Extreme Pro 95 mb/sec . Карта работает, но почему-то огонек записали продолжает мигать когда вроде бы и записалось. Разбираться не стал, просто сообщил в FUJIFILM. Нормально работает карта Sony SDHC 90 mb/sec .

Нет возможности установить батарейный блок

Да, да... У FUJIFILM X-T2 большим плюсом для профессиональных фотографов была возможность поставить батарейный блок и таким образом задействовать сразу три аккумулятора. Причем вы в реальном времени видели на ЖК дисплее заряд каждого аккумулятора в отдельности, а не «среднюю температуру по госпиталю». У FUJIFILM X-T20 такой возможности нет, так что придётся носить с собой запасные аккумуляторы в кармане. Но отсутствие бат.блока логично, здесь многое «завязано» на габарит камеры, он должен быть маленьким. Камеру с бат.блоком уже точно маленькой не назовешь.
Лишившись бат.блока камера лишилась и форсированного режима съемки (11 к/сек), в котором может снимать FUJIFILM X-T2 . Любителю такие скорости и не нужны.

Видоискатель

Видоискатель очень приличный для ЖК видоискателя. В этом плане «беззеркальные» камеры делают большие успехи в последние годы, а тем более большой рывок по многим техническим параметрам делает FUJIFILM .
В FUJIFILM X-T20 стоит видоискатель с увеличением 0.62х и 60 Гц частотой кадров, тогда как на FUJIFILM X-T2 стоял до 100 Гц и 0.77х.
Это не оптика, конечно, но даёт преимущество ЖК видоискателей с наложением разной полезной информацией, имитацией , focus peaking и прочим.

Режим видео

Первая и удивительная новость — эта «малышка» умеет писать видео.

Да, вы можете вполне полноценно его писать и есть подключение внешнего микрофона.

Конечно, создатели камеры старались чтобы она не превзошла FUJIFILM X-T2 и потому длина одного ролика в разрешении 4К ограничена в 10 минут (в X-T2 длина ролика может быть 30 минут с батарейным блоком).

Если вы обычно видео не снимаете и не монтируете, то сообщу что чаще всего большие ролики монтируются из множества маленьких, где 10 минут видео более чем достаточно, особенно в режиме 4К. Во-первых, сложно что-то говорить дольше 10 минут и не сбиться. Приходится делать дубли. Во-вторых, сложно монтировать и хранить здоровенные файлы снятые в 4К.
Так что возможность снимать длинные ролики в 4К оставим профессионалам, например, свадебщикам. Там дубль сделать нет возможности и они лучше технически экипированы большими картами памяти и огромными винчестерами.

это только то, что лежит у меня на столе в поле зрения

Кстати, чтобы проигрывать тоже нужен совсем не слабый компьютер. Мне нравится детализация , но чаще всего я предпочитаю снимать в Full HD по причине того что сложно проматывать ролики на большим компьютере (они подтормаживают при перемотке и мой ПК не очень тянет, хотя там 24 Гб памяти и четырехядерный процессор).

Формат видео Full HD

Качество видео у FUJI X-T20 в режиме Full HD очень приличное! Детализация меня лично устраивает на 100%, цвета тоже. Для плавного видео фокус лучше использовать ручной (когда я снимал движущийся поезд вблизи камера перефокусировалась немного, для проф.видео не годится).

Кадры из видео Full HD

Формат видео 4К

В 4К как раз имеет снимать небольшие «футажи» для свадеб, когда нужна детализация лица и красиво размытый задний план. Но это мои представления о том для чего нынче нужен формат 4К для видео, у вас могут быть другие.

Разрешение для любительского видео просто бешеное. Заметил интересный момент, что 4К намного приятнее снимать со штатива или нужен стедикам т.к. разрешение высокое и «шевеленка» из-за дрожания рук намного заметнее, чем у форматов с меньшим разрешением. Тоже самое касается фокусного расстояния — чем меньше фокусное, тем меньше заметна «шевеленка» в кадре.

Пример видео у меня нашёлся только на FUJI X-T2 , но в целом видеорежим с X-T20 очень близкий по результату. У X-T2 картинка почище, но чтобы увидеть разницу нужно рассматривать одинаковые кадры одновременно на экране, что вы вряд ли будете делать в реальной ситуации.

Кадры из видео 4К

F-log

У FUJIFILM X-T20 , в отличие от X-T2 нет режима F-log . F-log ценится видеографами за то что представляет из себя некоторое подобие HDR (но вовсе им не является), а реализуется в виде очень «плоской» картинки, которую потом можно подтянуть по контрасту и получить, например, нормальное небо, а не переэкспонированное там где высокий контраст сцены.
Функция сугубо профессиональная и потому любителю не нужна в той реализации, в которой существует для профи.

Дистанционный спуск

А вы не задавались вопросом зачем на кнопке спуск камеры FUJIFILM X-T20 дырочка? Меня терзали смутные сомнения т.к. я ранее пользовался пленочными камерами с подобной же дырочкой:)

Да, старинный, но действенный дистанционный спуск затвора работает! А выглядит очень стильно! Тросик подобный продаётся на Ебее, но у меня он есть в кладовке. Кстати, он еще подходит к объективам большого формата у которых есть встроенный центральный затвор. Просто вкручивается в отверстие и из тросика высовывается «жало», которое нажимает на кнопку внутри. Таким образом можно избежать прямого нажатия на кнопку спуска и соответственно сотрясения камеры.

Выводы

Флагману — флагманское, а всё что нужно хорошей любительской камере здесь есть. Из такого обширного сравнения с FUJI X-T2 мне осталось сказать только, что размер имеет значение и не только в большую сторону. FUJIFILM X-T20 очень удобно носить второй камерой к большой основной. Ведь не станете же вы носить две большие камеры? Вот даже я не ношу, хотя рюкзак бывает часто так набит техникой, что не застегнуть. Я бывает беру с собой четыре камеры, но большая «основная» камера всегда одна. Просто потому что в фоторюкзаке место тоже ограничено и под большую камеру оно, как правило, одно! Зато маленькую камеру легко достать из рюкзака и снять бекстейдж (процесс съемки), например... Или использовать как резервную камеру. Если большая камера отказала по каким-то причинам, то FUJIFILM X-T20 выдаёт весьма достойную картинку и работает на достаточно высоких ISO (об это ниже в статье).

Отличия FUJIFILM X-T20 от Sony A6300

Камера Sony A6300 любезно предоставлена компанией Photoprocenter .

Фотокамеры FUJIFILM X-T20 и Sony A6300 отличаются дизайном.
FUJIFILM X-T20 тяготеет к приятному глазу ретро-дизайну, а Sony A6300 это футуристичные минималистические формы.

Камеры имеют одинаковый сенсор (с разным цветным массивом: X-Trans CMOS против Exmor CMOS ). Также у них разный автофокус и это легко заметить в сложных условиях освещения и при настройке распознавания лиц. Мне автофокус FUJI X-T20 показался лучше. У Sony A6300 он позиционируется как лучший, но по факту камера сначала полностью дефокусируется при плохом освещении, а потом перед самым снимком резко дергается до фокуса. Я так и не привык к подобному поведению фокуса.

Фазовых точек фокусировки у Sony A6300 больше, но из пользования различными беззеркальными камерами я понял, что «не все фазовые датчики одинаково полезны». Т.е. мало иметь много фазовых датчиков, куда важнее как будет обрабатываться с них информация. И они работают совсем не так как у «зеркальных» камер.

Снимки с обеих камер легко «тянутся» в RAW конвертере, так что не стоит слишком бояться недоэкспозиции. Переэкспозиция тоже относительно легко правится без большого ущерба для снимка в пределах +2 EV.

У Sony A6300 видоискатель расположен не на оси объектива и это напоминает дальномерные камеры (?). Лично мне показалось неудобным, но, возможно, дело привычки.
Дисков управления, в отличие от FUJI X-T20 здесь мало, а большая часть функций вынесена на плоские кнопки. Это неудобно.

Чтобы начать пользоваться камерой FUJIFILM X-T20 достаточно в целом быть знакомым со значением и положением кнопок других камер, в том числе прошлых поколений. А чтобы начать пользоваться Sony A6300 придётся заглянуть в инструкцию.
Например, на FUJIFILM X-T20 с фронтальной стороны есть переключатель M/C/S, который переключает режим фокусировки. На Sony A6300 вам придётся зайти в меню. Кроме того на Sony A6300 есть кнопка Fn , как у других камер с не таких уж далёких времён и назначение её вы, скорее всего, поймете сразу (назначаемая функциональная кнопка), а вот кнопки C1 и C2 на других камерах вы не найдете, это придумка Sony . Назначаемые функциональные кнопки.

На FUJIFILM X-T20 вспышка вызывается небольшим рычажком на верхней панели, а у Sony A6300 плоской кнопкой на задней панели.

Второй вариант просто невозможен на ощупь, для этого нужно посмотреть на заднюю панель и точно попасть пальцем.

Выводы

Обе камеры хорошие, но FUJIFILM X-T20 мне показалась значительно более эргономичной. Из плюсов Sony можно отметить большой парк сторонних объективов, тогда как у FUJI электрическое управление сохраняется только на своих объективах. С другой стороны парк объективов у FUJI уже весьма внушительный, а работа со сторонними объективами у Sony не такая гладкая, как хотелось бы.
По фокусу мне больше понравилась FUJI , но это отчасти обусловлено разочарованием от того как именно фокусируется Sony . Обе камеры фокусируются в определенных условиях очень быстро, в некоторых (недостаточное освещение, много посторонних объектов в кадре) имеют сложности с автофокусом из-за своей беззеркальной природы, но при этом превосходят «зеркальные» камеры в работе с ручным фокусом.

Попробуйте-ка сфокусироваться на глаза «зеркальной» камерой, когда их заслоняют волосы...

Но дефокус и потом резкий прыжок в фокус у Sony мне не нравится. Плюс FUJI лучше распознает лица и эта функция в целом лучше развита (есть отдельное определение левого и правого, а также ближнего глаза).
У FUJI X-T20 я также обратил внимание на наличие линейки с дистанцией до объекта фокусировки!

Это позволяет избежать больших промахов по фокусу, когда нет времени перепроверить то что получается (например, «галопом по Европам» в путешествии).

Примеры снимков FUJI X-T20

Exif во всех кадрах присутствует.

F2

Разное

FUJI X-T20, F4, 1/750 sec, ISO 100

FUJI X-T20, F2, 1/250 sec, ISO 3200

FUJI X-T20, F2, 1/250 sec, ISO 8000

FUJI X-T20, F7.1, 1/420 sec, ISO 200 (JPG из камеры)

FUJI X-T20, F2.2, 1/4000 sec, ISO 200 (JPG из камеры)

JPEG от FUJIFILM

Многие нахваливают формат JPG от FUJI . Я считаю, что это субъективно. Но то что формат джипег проходит существенную обработку — это точно. Также интересными являются пленочные профили, особенно мне понравился черно-белый профиль FUJIFILM ACROS .

Здесь очевидно, что цвета не натуральные, хотя имеется некоторое художественное видение закатного солнечного света. Т.е. получить «чистую» картинку стало так просто в наши дни, что цениться стали старые пленочные цвета, которые возвращают нам художественные инструменты прошлого.

Итоги и выводы

FUJIFILM X-T20 очень удачная любительская камера. Меня несколько смущает руководство к камере в 300 страниц. Я честно прочитал всю инструкцию... Задумался я о том, ЗАЧЕМ ЛЮБИТЕЛЮ СТОЛЬКО ФУНКЦИЙ? :)
На самом деле эта фотокамера в крошечном корпусе превосходит многие профессиональные фотокамеры прошлых десятилетий. Кроме всяких распознаваний лица и настроек автофокуса есть куча других настроек. В том числе видео очень высокого качества.
Уверен, что любитель осилит дай бог страниц 20 от этой инструкции.
Взял ради интереса инструкцию на Sony A6300 . Там 286 стр. Т.е. это общая тенденция — вставить в маленькую любительскую камеру максимум функций и чуть урезать её функционал, чтобы не пересекалась с флагманом.
Значит предполагается, что владелец камеры на самом деле будет переходить на неё с более крупной камеры, он уже не новичок и ему или тяжело таскать полноформатную камеру или он берет X-T20 в качестве резервной камеры или для съемки бэкстейджа.

Из минусов, а этот момент будет вам, я думаю, особенно интересен можно отметить:

1) замечено не очень корректное поведение сенсора при работе в сложных условиях освещения. Это касается флюорисцентных и ртутных ламп. Серый цвет начинает сильно фиолетить.

скриншот превьюшки для того чтобы эффект был виднее. муар из-за скриншота, у самой камеры муар есть, но несущественный

Всё зависит от спектра ламп и при нормальных (читай накаливания или галогенных) лампах проблем нет. Фотографы должны уже проклинать изобретателя флюорисцентных ламп т.к. они встречаются всё чаще, причем они плохого качества и дают дискретный спектр света. Цветовая температура разная и плюс к ним ставят еще светодиодные лампы для бОльшего светового хаоса. Я на самом деле просто в шоке от торговых центров в плане осветительных приборов. Это всё по сути не минусы сенсора FUJI или сенсора Sony , а печальные реалии нашей жизни.

2) Кроп-фактор. Могу сказать как пользователь огромного числа камер и полнокадровых и с кроп-фактором, что на качество изображения это влияет совсем не сильно и можно такими вещами пренебречь. Вот что влияет, так это плотность пикселей и технологические особенности конкретного сенсора.
В данном случае мы имеем очень хороший сенсор и кроп-фактор нас ограничивает только в плане широкоугольной съемки. Всё время нужно держать у меня, что вашего объектива нужно умножить на 1.5, чтобы понять угол зрения.

Резюмируя

Камера FUJIFILM X-T20 даёт вам все инструменты для работы и практически не ограничивает в возможностях. Большинство моментов, которые отделяют её от флагмана линейки могут быть компенсированы. Зато вы имеете маленький мега-комбайн для качественной любительской съемки.