Первый царь на руси год. Кто был первым русским царем. Почему болит живот у вашего ребенка

Всем нам хорошо знакома последняя царская династия Романовых. А кто был первый русский царь? И почему русские правители стали называть себя царями?

Как на Руси появились цари?

Царь – это наивысший титул монархической власти на Руси. Чтобы русские правители могли носить этот титул, немаловажную роль сыграла Русская Православная Церковь. Царский титул – это не просто словесное выражение высочайшей степени власти, но и целая философия, созданная Церковью.

Православная церковь стала наследницей Греческой Церкви и Византийской империи. Царское звание официально досталось московским князьям от Царьграда (Константинополя). Произошло это примерно в 16 веке. С этого времени все русские государи называли себя наследниками боговенчанных Византийских басилевсов.

Наследие Византийской империи

Ряд исторических событий привел к тому, что во второй половине 15 века, после падения Константинополя, на политической карте мира образовалось новое русское государство – Московское. Дикарка-Москва не только получила державную власть, но и освободилась от ига Золотой Орды, став общерусским державным центром и объединив под собой большую часть раздробленных русских земель. На престоле тогда сидел Великий князь Иван III Великий (Рюрик), который после признания Москвы стал называть себя «Государем Всея Руси». Благодаря ему, дворцовый обиход «обзавелся» забытыми византийскими ритуалами и великолепием. Иван III Великий завел себе великокняжескую печать, с одной стороны которой был изображен двуглавый орел, с другой – воин-ездец, поражающий дракона (на первоначальной версии печати был изображен Лев (символ Владимирского княжества), терзающий змею).

Согласно русской летописи 15-16 вв. «Сказание о князьях Владимирских», Московский княжеский дом был тесно связан с римским императором Августом, от имени которого северными землям Римской империи, расположенными на берегу Вислы, правил его легендарный родственник Прус. Его потомком считается не менее легендарный основатель княжеского рода Рюрик. Именно его в 862 году новгородцы пригласили на княжеский престол. Следовательно, Иван Великий был его отдаленным потомком, а, значит, и потомком римских императоров, власть которых освящалась древней традицией престолонаследия. Именно поэтому Иван Великий и его Московское государство были признаны всеми европейскими династиями.

Кроме этого, согласно тому же «Сказанию», великий князь киевский Владимир Мономах получил в подарок от византийского императора Константина IX царские регалии (диадему, золотую цепь, венец, сердоликовую чашу, «крест Животрепещущего Древа» и царские бармы), принадлежавшие, согласно легенде, самому римскому императору Августу. Отсюда можно сделать вывод, что древнерусских князей Византийская империя уже тогда считала своими наследниками. Впоследствии эти регалии использовались при коронации первого русского царя.

Многие историки ставят под сомнение факт получения даров для коронации, ведь все предшественники первого русского царя ни разу их не одевали.

Венчание на царство

С момента появления Московского царства все государи, начиная с 15 века, носили великокняжеский титул. Тогда откуда на Руси появились цари? И кто был первый русский царь?

Несмотря на то, что историки приводят дипломатическую переписку Ивана III Великого, в которой наравне с императорским титулом употребляется титул «царь», в официальном обращении князья не использовали словесное выражение наивысшей власти до того времени, пока в январе 1547 года Иван (Иоан) IV Грозный не венчался на царство, именовав себя Царем Всея Руси.

Этот шаг стал важным не только в политической жизни русского государства, но и серьезной реформой, поскольку возвышал русского государя над всеми европейскими монархами и существенно поднимал Россию в отношениях с Западной Европой. Изначально титул Великого князя воспринимался европейскими дворами, как титул «принца» или «великого герцога», а титул царя позволил русскому правителю встать вровень с единственным европейским императором Священной Римской империи.

Летописцы понимали это событие по-своему – они считали Русь политической наследницей Византии после падения Константинополя, в результате которого русский царь сохранил христианские православные традиции и значимость Церкви.

Молодого царя Ивана Грозного короновал митрополит Макария. Церемония венчания на Царство проходила в Успенском соборе с особой пышностью. Коронация нового царя заключалась в приобщении в Святым тайнам, помазанию миром и возложении на самодержца царских регалий – бармы, шапки Мономаха и креста Животворящего Древа, которые, согласно легенде, принадлежали римскому императору Августу.

Молодого русского царя долго не признавали в Европе и Ватикане, пока патриарх Константинопольский Иоасафа II в 1561 году не выдал подтверждение статуса нового государя. Таким образом, осуществилась идея божественного происхождения царской власти, тесно связав царские и духовные интересы.

Необходимость принятия Великим князем Иваном Васильевичем царского титула было вызвано не только со стремлением Церкви сохранить свое владычество над русскими землями, а, прежде всего, с постоянными междоусобными кровавыми стычками между крупнейшими аристократическими родами, которые привели к упадку закона и порядка.

Только благодаря Церкви и некоторым русским аристократам, молодой Иван IV был избран для великой цели – прекратить эпоху беззакония. Для этого была придумана и реализована отличная идея – высоко возвеличить правителя над всей знатью, возведя его в царское звание, и женить на представительнице древнего рода Анастасии Захарьиной-Юрьевой.

Став царем и получив новый статус, Иван IV обрел не только роль главы семьи, но и государя православного мира, возвышающегося над русскими аристократическими кланами.

Благодаря русскому «священству» и царскому титулу, русский царь успешно проводит ряд реформ, в результате которых в стране воцаряется порядок, а молодое Московское государство признают в Европе.

Кто бы первый русский царь?

На вопрос «Кто был первый русский царь? » можно дать два ответа. Прежде всего, не стоит забывать о периоде, когда Русью правил Великий князь Иван III Великий из династии Рюрика. Именно под его правлением произошло объединение разрозненных русских земель в единое государство. Он первый в различных государственных актах и дипломатических грамотах стал именоваться не Иван, а Иоанн, и присвоил себе титул самодержца. После падения Византийской империи Иоанн III считал себя преемником византийских императоров, породнившись для этого с племянницей последнего императора Византии - Константина. Согласно праву наследования, Великий князь разделил со своей женой самодержавное византийское наследие и стал внедрять у себя в Кремле византийский дворцовые ритуалы, придворный этикет и великолепие, царившее в рухнувшей империи. Изменений претерпело все, включая облик Москвы, Кремля, дворцовую жизнь и даже поведение самого Великого князя, которое стало более величественным и торжественным.

Несмотря на такие новшества, официально «Царем Всея Руси» Иван III так и не называл себя. До середины 15 века царями в Древней Руси назывались только византийские императоры и золотоордынские ханы, в подчинении у которых несколько сот лет находились русские земли, платившие татарам дань. Царем можно было стать только тогда, когда русские князья избавлялись от ханской данности, что и произошло в 16 веке, когда пришел конец татарскому игу.

К концу 15 века Иван III начинает скреплять важные политические документы печатью, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел – герб византийского императорского дома.

Однако, несмотря на все свои старания, первым русским царем стал не Иоанн III. Кто бы первый русский царь? Официальное венчание на царство произошло в 1547 году и первым русским царем стал Иоанн IV Грозный. После него все правители стали носить царский титул, который передавался по наследству по мужской линии. Дворянский титул «Великого князя/княгини» автоматически присваивался всем царским наследникам при рождении, как титул «принца».

Поэтому первым официальным русским царем, признанным европейскими монаршими домами, стал внук Ивана III, Иван IV Грозный.

Происхождение слова «царь»

Царь Всея Руси – такой титул носили российские монархи в период 1547-1721 гг. Первым русским царем был Иван IV Грозный (из династии Рюрика), последним – Петр I Великий (династия Романовых). Последний впоследствии изменил царский титул на титул императора.

Считается, что слово «царь» происходит от римского «цезарь» (лат. - «Caesar») или «кесарь» - такой титул носили римские императоры во времена Римской империи. Слово «цезарь» происходит от имени римского императора Юлия Цезаря, от которого все римские императоры получили впоследствии свою власть. Несмотря на такую связь двух слов «царь» и «цезарь», сам Юлий Цезарь не стремился именовать себя царем, помня печальную судьбу последних семи царей Древнего Рима.

  • Слово «цезарь» у римлян заимствовали их соседи (готы, немцы, балканы и русские) и так именовали своих верховных властителей.
  • В древнеславянском лексиконе слово «цезарь» пришло от готов и постепенно сократилось до «царь».
  • В письменности впервые слово «царь» упоминается с 917 г. – такой титул носил болгарский царь Симеон, первым принявший этот титул.

Кроме этой версии, существует еще одна версия происхождения слова «царь», которую дает один из представителей русской литературы 17 в. Сумароков. Он пишет, что слова «Царь» и «Цесарь» обозначают не «Короля», как думали многие европейцы, а «Монарха», и происходит слово «царь» от слова «отецъ, из котораго зделано слово Отцаръ».

С другой стороны, выдающийся русский историк Н.М. Карамзин также не согласен с римским происхождением слова «царь», не считая его сокращением от «Цезарь». Он утверждает, что «царь» имеет более древнее происхождение, не латинское, а восточное, ссылаясь на такие имена ассирийских и вавилонских царей, как Набонассар, Фалассар и др.

В древнерусской истории неформальный титул царя употребляли, начиная с 11 века. Систематическое использование царского титула, в основном в дипломатических документах, встречается во времена правления Ивана III. Кто был первый русский царь? Несмотря на то, что наследник Ивана III Василий III довольствовался титулом Великого князя, его сын, внук Ивана III, Иван IV Грозный, достигнув совершеннолетия, официально короновался (1547) и впоследствии стал носить титул «Царь Всея Руси».

С принятием Петром I императорского титула титул «царь» стал полуофициальным и «ходил» в употреблении до свержения монархии в 1917 году.

«Сама история говорит за нас. Пали сильные цари и государства, а наша Русь Православная ширится и процветает. Из разрозненных мелких княжеств составилось крупнейшее в Мире Царство, глава которого вершает судьбы не своего только народа, но к слову Которого прислушиваются и правители других царств » (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров . М., 1896. С.3)

Первый русский царь, сын великого князя Василия III и великой княгини Елены Глинской, Иван IV , родился в 1530 году. После смерти отца, Василия III в 1533 году, и непродолжительного правления матери, при которой шла борьба с удельными князьями, будущий царь стал свидетелем ожесточенной политической борьбы за власть преимущественно между наиболее знатными и могущественными боярскими группами, князьями Шуйскими и Бельскими в период с 1538-1547 гг. И только к 1547 году Иван IV становится самодержавным правителем огромной страны доставшейся ему от предков. Но молодому правителю предстояло не просто взойти на трон, ему была отведена роль стать первым, венчанным на царство царем. Теперь «древний обряд посвящения на царстве в России, выражавшийся «посаженiемъ на столъ» окончательно прекращается, уступив место новой форме царского венчания «по древнему цареградскому чиноположению, с прибавлением миропомазания» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.5). Но с чем были связаны такие изменения? Ответ на этот вопрос следует искать задолго до того, как появился на свет будущий царь.
Стоит вспомнить еще то время, когда русские земли и княжества находились в состоянии политической раздробленности. Когда окончательное объединение земель в единую, крепкую державу требовало целого ряда войн, дипломатических расчетов и многих других факторов, в конечном итоге приведших к тому, что появилось русское государство, в котором Москва была и остается важным политическим центром. Однако мало было только объединить земли вокруг единого, сильного центра, надо было еще подкрепить и привести обоснованные доводы в пользу стремительного сосредоточения в руках великого князя московского. Именно для того чтобы все осознали возросшее значение Московского государства и его роль, необходимо было найти и обосновать те идеи, которые впоследствии составили бы идеологию. Таким образом, началом формирования идеологии единого московского государства можно считать кон. XV нач. XVI века, период правления великого князя Ивана III и его сына - Василия III. В это время как раз складывается «на пространствах Восточной Европы мощное Русское государство» (Фроянов И. Я. Драма русской истории . М., 2007. С. 928) Какое же место могло оно занять в мире? И какова его дальнейшая роль в истории людей? На все эти вопросы следовало ответить. В таких условиях и появляется теория единодержавия московских великих князей, «Москва-Третий Рим» связанная с именем Филофея, старца Псковского Елеазаровского монастыря.
В этой теории немалая роль была отведена православной вере. Надо отметить, что «представления о Руси в христианском мире начали формироваться уже вскоре после принятия ею христианства»(Культурное наследие Древней Руси. М., 1976 . С.111-112) Раньше русские люди верили в языческих богов, но после крещения Руси они приравнивались ко всем остальным христианским странам. Но как показала история, не все христианские страны могли удержать веру, в том первоначальном виде, в котором она была. В 1054 году происходит «отделение Римской церкви от Вселенского православия»(Цыпин В. Курс церковного права . Клин. С.159) В 1439 году константинопольский патриарх заключает Флорентийскую унию с римской церковью. В 1453 году Константинополь пал под натиском турок. Эти события, повлияли на дальнейшее развитие не только европейских стран, но и России. Именно с падением Константинополя, некогда сильным и мощным христианским государством, начинается переосмысление роли русских правителей в событиях и дальнейшем развитии мировой истории. «С самой минуты взятия Константинополя турками московские великие князья начали считать себя приемниками императоров или царей византийских»(Голубинский Е. Е. История Русской церкви . Т. 2. М., 1900. С.756) Русское государство постепенно стремиться занять к этому времени то место, которое раньше принадлежало Византии.
С середины XV в. Слова «об особом назначении «избранной Богом» Русской земли, не только не являются новыми, но напротив приобретают новый еще более глубокий смысл: «новое положение Руси явилось результатом отступления греческих правителей от православия и одновременно - следствием укрепления «истинной веры» в Русской земле» (Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С.112-114) Вот в таких условиях мысль об избранности Московского государства и получает свое значение в идее «Москва - Третий Рим». «Старого убо Рима церкви падеся неверием..ереси, второго Рима, Константинова града..агаряне секирами..разсекоша..ныне третиаго, нового Рима, ..яко вся царства православныя христианьския веры снидошася в твое едино царство» (Библиотека литературы Древней Руси. Т.9. СПб, 2000 . С.301-302) - писал Филофей еще великому князю Василию III. Основные идеи этой теории сводились к следующему: 1. все, что происходит в жизни людей и народов, определяется Божьим промыслом. 2. пали два Рима, собственно ветхий Рим и Константинополь, Москва - последний третий Рим. 3. русский царь является единственным наследником власти правителей в двух предыдущих павших государствах. Таким образом, Москва как бы становится не только всемирным политическим центром, но и церковным, а московские цари теперь являются приемниками византийских императоров.
Мы видим, что XVI столетие становится переломным в сознании людей. «Образуется Русское Православное Царство, страна, в которой жизнь каждого, начиная от царя и заканчивая последним холопом, подчинена одной цели - быть достойным великой миссии, выпавшей на долю России, - завершить ход мировой истории»(Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века. СПб., 2006) Русское государство как будущая держава, становится в ряд с европейскими странами. Таким образом, Россия того времени была призвана сыграть особую историческую роль, к тому же она должна была стать единственной хранительницей истинного христианства.
Именно с этими воззрениями на произошедшие изменения в православном мире и столкнулся Иван IV. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV, «знаки царского сана - крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха - возложены были на Иоанна митрополитом. После приобщения Св.Тайн Иоанн был помазан миром»(Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.8-9) О том, что это событие не осталось просто красивым обрядом, но было глубоко воспринято царем, может служить тот факт, что через десять лет, после венчания, Иван IV чтобы подкрепить свое положение, стал «заботиться о том, чтобы испросить у восточной Церкви благословение на свое венчание», дело в том, что коронование совершенное в 1547 году, состоялось без благословения вселенского патриарха и, следовательно, в глазах иностранных государей считалось незаконным. В 1561 году в Москву была прислана от патриарха Иосафа соборная грамота, подписанная митрополитами и епископами греческими» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.9) В этой грамоте указывалось на родство московского царя с греческой царевной Анной и роль Владимира. В грамоте говорилось, что так как «московский царь, несомненно, происходит от рода и крови истинно царской, а именно от греческой царицы Анны, сестры Василия Багрянородного, и притом великий князь Владимир венчан был диадемой и другими знаками и одеждами царского сана, присланными из Греции, то патриарх и собор благодатию Св.Духа предоставили Иоанну быть и именоваться законовенчанным» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.9-10)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по восшествии на царский престол Иван IV реально осознавал свое положение. Как известно, «цари издревле называются «помазанниками Божьими». Самое это название свидетельствует о том, что цари не есть ставленники народные» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.3) В данное время это наиболее точно подчеркивает положение молодого царя. Ведь он получил не просто царский титул, который употреблял во внешних документах, при связях с западными государствами, он получил право стать первым правителем, осознавшим всю важность своего пребывания на царском престоле, и без духовного процветания страны, Москва как центр, Русского государства, не смогла бы в полном смысле стать преемницей Византии.

Объединение русских земель и становление единого Российского государства окончательно завершилось в конце XV - начале XVI вв. Предшествующая этому эпоха феодального строя и покорения Золотой Орде наконец закончилась, а понятие Российской государственности плотно укрепилось в сознании власти. Этот период проходит под правлением князя , за которым закрепилось прозвище «Великий». Он прекращает междоусобные войны на Руси и создает профессиональную армию.

Объединение земель вокруг Москвы и расширение государственных границ характерно и для Василия III, сына Ивана Великого, который продолжает дело отца. Но самой яркой фигурой в истории России XV-XVI вв. становится сын Василия III – , которому суждено стать первым русским царем.

Царский титул – это совершенно новое отношение к власти, «Божье назначение», которое значительно расширяет возможности монарха в проведении внешней политики и налаживании дружеских отношений с государствами Европы и повышении своего авторитета среди них. События же второй половины XV века лишь способствовали появлению Царской России.


В первую очередь, Русская Церковь обрела независимость от Церкви Византийской. Во-вторых, Константинополь, являвшийся ядром Православного мира, был завоеван турецкой армией. Таким образом, духовное наследие Византийской Империи перешло России, что повлияло на взгляды и стремления монархов в отношении власти.

Царский титул использовался монархами Российского государства с 1547 года по 1721 год. Первым русским царем стал Иван IV, последним – .

Иван Грозный – начало правления, венчание на царство

Будущий государь, заслуживший прозвище «Грозный», родился 25 августа 1530 года. Отец – великий князь Василий III, мать – . Будучи старшим сыном, Иван должен был принять бразды правления по достижению шестнадцатилетнего возраста. Однако формально это случилось гораздо раньше.


Иван IV потерял отца, когда ему было 3 года. Василий III внезапно скончался от болезни. Через 5 лет будущий монарх потерял и мать, став полным сиротой, а управлять страной стали приближенные к власти, стремящиеся занять лидирующие позиции при молодом государе. Среди них - князья Бельские, Шуйские, Глинские, дворянин Воронцов.

Юный государь рос, наблюдая постоянные интриги, лицемерие, насилие и борьбу за власть. Постепенно он сам стал проявлять грубость с малых лет, а в характере появились злость, ненависть и агрессия. Первым заданием для себя он стал считать получение полной и тотальной власти. Поэтому, достигнув шестнадцатилетия, Иван Васильевич Грозный стал полноправным царем государства Российского.


Фреска "Венчание на царство Ивана IV"

Год венчания первого царя – 1547. Обряд проходил в Успенском Соборе Московского Кремля. Были соблюдены все Византийские каноны венчания, но впервые обряд совершил митрополит Русской Церкви, а не папа Римский или патриарх Константинополя. По этой причине, признание Ивана Грозного царем произошло во многих государствах Европы не сразу. Несмотря на это, Российское государство имело теперь иной статус, а Москва считалась царствующей столицей.

Внешняя и внутренняя политика, итоги правления Ивана IV

Получив власть, о которой мечтал с детства, Иван Грозный сразу же приступил к введениям новых реформ на территории своей страны. Разрабатывать их ему помогала Избранная Рада, составлявшая некий правительственный орган при государе. Так была проведена земская реформа, при которой волости и наместники были заменены властью общественной. В 1550 году был издан указ о запрете посещения России купцами из Европейских государств, также был принят новый судебник, направленный на ужесточение прав крестьян и холопов.

С 1565 года Россия разделилась на «опричнину» и «земщину». Земли, которые государь считал лучшими, теперь была выделены для определенной группы лиц – опричников – тех, кто был в особой милости у царя и пользовались его доверием настолько, что имели право лично наказывать каждого, кто был недоволен правлением монарха, вплоть до грабежей и казней. Иван IV сформировал на опричнине дополнительный орган управления совместно с Боярской Думой и создал новое опричное войско из самых верных людей.


Разграбление жителей опричниками Ивана Грозного

На остальной части страны, земщине, все оставалось без изменений, люди отдавали государю большую часть доходов и все время претерпевали бесконечные нападки опричников, лишаясь имущества и жизни.

Непрекращающиеся казни и разграбление опричными войсками земских городов привели к полной разрухе и нищете в России. И только в 1571 году Иван Грозный отменил указ о разделении земель России, когда опричное войско показало абсолютную неспособность самостоятельно дать отпор внешним врагам.


Несмотря на это, внешняя политика на первых этапах была успешна. Войны, нацеленные на расширение границ Российского государства, привели к присоединению части Сибирских земель, Казанского и Астраханского ханства.

Достигнув желаемого в восточном направлении, государь обратил внимание на Запад. Началась 25-летняя Ливонская война, целью которой был выход к Балтийскому морю. Однако в этот раз победы достичь не удалось. Война только усугубила внутреннее положение дел в стране, также была потеряна часть земель России.

Конечно, внешняя политика не ограничивалась лишь завоеваниями и расширением границ. Были налажены отношения с Европейскими странами, такими как Дания, Англия и Германская Империя.

Таким образом, итоги правления Ивана IV неоднозначны.

В период его правления были присоединены Казанское и Астраханское ханства, завоеваны Сибирские земли, налажены отношения с Европейскими государствами. Но проводимые ужесточающие реформы, перешедшие в опричнину, привели к развалу в стране, а изнурительная Ливонская война – к развалу в экономике. Итоги правления Ивана Грозного также противоречивы, как и его личность.

Последние годы жизни и последователи Ивана IV

Страшная трагедия, случившаяся со старшим сыном Ивана Грозного, стала переломным моментом последних лет жизни и правления монарха. Ведь именно царь избил его до смерти в порыве гнева, лишив себя сына, а трон – главного наследника на царствование. Прийти в себя после этого ужасного события государь уже не мог. Он прожил еще 3 года, но ко всему прочему здоровье его было сильно подорвано, соляные отложения в позвоночнике почти обездвижили тело и доставляли сильнейшую боль.


Новым царем становится средний сын Ивана IV, Федор Иоаннович. С детства имея большие проблемы со здоровьем, самостоятельно править он не мог, поэтому власть сосредотачивается в руках , брата жены Федора Иоанновича. Он же впоследствии становится царем с 1598 года и после передает трон своему сыну Федору. Однако в России наступает «смутное время» и период постоянной смены власти.


Только в 1613 году первым царем Земского Собора становится – тот самый представитель рода Романовых, с которого начинается династия, правящая в России на протяжении веков, вплоть до отречения в 1917 году.

За почти 400 лет существования этого титула его носили совершенно разные люди - от авантюристов и либералов до тиранов и консерваторов.

Рюриковичи

На протяжении многих лет Россия (от Рюрика до Путина) много раз меняла государственный строй. Сначала правители носили княжеский титул. Когда после периода политической раздробленности вокруг Москвы сложилось новое Русское государство, владельцы Кремля задумались о том, чтобы принять царское звание.

Осуществлено это было при Иване Грозном (1547-1584). Этот решился венчаться на царство. И решение сие было не случайно. Так московский монарх подчеркивал, что он - правопреемник Именно они даровали России православие. В XVI веке Византии уже не существовало (она пала под натиском Османов), поэтому Иван Грозный справедливо полагал, что его поступок будет иметь серьезное символическое значение.

Такие исторические лица, как оказали большое влияние на развитие всей страны. Кроме того, что Иван Грозный сменил титул, он также захватил Казанское и Астраханское ханства, начав русскую экспансию на Восток.

Сын Ивана Федор (1584-1598) отличался слабым характером и здоровьем. Тем не менее при нем государство продолжало развиваться. Было учреждено патриаршество. Правители всегда много внимания уделяли вопросу престолонаследия. На этот раз он встал особенно остро. У Федора не было детей. Когда он скончался, династия Рюриковичей на Московском престоле пресеклась.

Смутное время

После смерти Федора к власти пришел Борис Годунов (1598-1605) - его шурин. Он не принадлежал к царствующей фамилии, и многие считали его узурпатором. При нем из-за природных катаклизмов начался колоссальный голод. Цари и президенты России всегда пытались сохранить спокойствие в провинциях. Из-за напряженной обстановки Годунову этого сделать не удалось. В стране прошло несколько крестьянских восстаний.

Кроме того, авантюрист Гришка Отрепьев назвал себя одним из сыновей Ивана Грозного и начал военный поход на Москву. Ему действительно удалось захватить столицу и стать царем. Борис Годунов до этого момента не дожил - он скончался от осложнений со здоровьем. Его сын Федор II был схвачен соратниками Лжедмитрия и убит.

Самозванец правил всего год, после чего был свергнут в ходе московского восстания, вдохновителями которого стали недовольные русские бояре, которым не нравилось, что Лжедмитрий окружил себя поляками-католиками. решила передать корону Василию Шуйскому (1606-1610). В Смутные времена часто менялись правители России.

Князья, цари и президенты России должны были тщательно охранять свою власть. Шуйский ее не удержал и был свергнут польскими интервентами.

Первые Романовы

Когда в 1613 году Москва была освобождена от иноземных захватчиков, встал вопрос о том, кого сделать государем. В этом тексте представлены все цари России по порядку (с портретами). Теперь пришло время рассказать о восхождении на престол династии Романовых.

Первый государь из этого рода - Михаил (1613-1645) - был совсем юношей, когда его посадили править огромной страной. Его главной целью стала борьба с Польшей за захваченные ею в ходе Смуты земли.

Таковы были биографии правителей и даты правления до середины XVII века. После Михаила правил его сын Алексей (1645-1676). Он присоединил к России левобережную Украину и Киев. Так, спустя несколько столетий раздробленности и литовского владычества братские народы, наконец, стали жить в одной стране.

У Алексея было много сыновей. Старший из них, Федор III (1676-1682), скончался в юном возрасте. После него настало одновременное царствование двух детей - Ивана и Петра.

Петр Великий

Иван Алексеевич был неспособен управлять страной. Поэтому в 1689 году началось единоличное царствование Петра Великого. Он полностью перестроил страну на европейский манер. Россия - от Рюрика до Путина (в хронологическом порядке рассмотрим всех правителей) - знает мало примеров настолько насыщенной переменами эпохи.

Появилась новая армия и флот. Для этого Петр начал войну против Швеции. 21 год длилась Северная война. В ходе нее шведская армия была разбита, а королевство согласилось уступить свои южные прибалтийские земли. В этом регионе в 1703 году был основан Санкт-Петербург - новая столица России. Успехи Петра заставили его задуматься о смене титула. В 1721 году он стал императором. Впрочем, эта перемена не отменила царского титула - в обыденной речи монархов продолжали звать царями.

Эпоха дворцовых переворотов

За смертью Петра последовал длительный период неустойчивости власти. Монархи сменяли друг друга с завидной регулярностью, чему способствовали Во главе этих перемен, как правило, стояла гвардия или определенные царедворцы. В эту эпоху правила Екатерина I (1725-1727), Петр II (1727-1730), Анна Иоанновна (1730-1740), Иван VI (1740-1741), Елизавета Петровна (1741-1761) и Петр III (1761-1762).

Последний из них был немцем по происхождению. При предшественнице Петра III Елизавете Россия вела победоносную войну против Пруссии. Новый монарх отказался от всех завоеваний, вернул королю Берлин и заключил мирный договор. Этим поступком он подписал себе смертный приговор. Гвардия организовала очередной дворцовый переворот, после которого на троне оказалась супруга Петра Екатерина II.

Екатерина II и Павел I

Екатерина II (1762-1796) обладала глубоким государственным умом. На престоле она начала вести политику просвещенного абсолютизма. Императрица организовала работу знаменитой уложенной комиссии, целью которой было подготовить всесторонний проект реформ в России. Также она написала Наказ. Этот документ содержал множество соображений о необходимых для страны преобразованиях. Реформы были свернуты, когда в 1770-е годы в Поволжье вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Пугачева.

Все цари и президенты России (в хронологическом порядке мы перечислили всех царственных особ) заботились о том, чтобы страна достойно выглядела на внешней арене. Не была исключением Она провела несколько успешных военных кампаний против Турции. В итоге к России был присоединен Крым и другие важные причерноморские регионы. В конце царствования Екатерины произошло три раздела Польши. Так Российская империя получила важные приобретения на западе.

После смерти великой императрицы к власти пришел ее сын Павел I (1796-1801). Этот склочный человек не нравился многим в петербургской элите.

Первая половина XIX века

В 1801 году произошел очередной и последний дворцовый переворот. Группа заговорщиков расправилась с Павлом. На троне оказался его сын Александр I (1801-1825). Его правление пришлось на Отечественную войну и вторжение Наполеона. Правители российского государства уже два столетия не сталкивались со столь серьезной вражеской интервенцией. Несмотря на захват Москвы, Бонапарт был разгромлен. Александр стал самым популярным и известным монархом Старого Света. Его также звали «освободителем Европы».

Внутри своей страны Александр в молодости старался претворять в жизнь либеральные реформы. Исторические лица часто меняют свою политику с возрастом. Вот и Александр вскоре отказался от своих идей. Он скончался в Таганроге в 1825 году при таинственных обстоятельствах.

В начале правления его брата Николая I (1825-1855) произошло восстание декабристов. Из-за этого на протяжении тридцати лет в стране торжествовали консервативные порядки.

Вторая половина XIX века

Здесь представлены все цари России по порядку, с портретами. Далее речь пойдет о главном реформаторе отечественной государственности - Александре II (1855-1881). Он стал инициатором манифеста об освобождении крестьян. Уничтожение крепостничества позволило развиться российскому рынку и капитализму. В стране начался экономический рост. Реформы также затронули судебную власть, местное самоуправление, административную и призывную системы. Монарх пытался поднять страну на ноги и усвоить те уроки, которые ему преподнесла проигранная начатая при Николае I.

Но радикалам было мало реформ Александра. Террористы несколько раз покушались на его жизнь. В 1881 году они добились успеха. Александр II погиб от взрыва бомбы. Новость стала шоком для всего мира.

Из-за случившегося сын погибшего монарха Александр III (1881-1894) навсегда стал жестким реакционером и консерватором. Но больше всего он известен как миротворец. Во время его правления Россия не провела ни одной войны.

Последний царь

В 1894 году Александр III скончался. Власть перешла в руки Николая II (1894-1917) - его сына и последнего русского монарха. К тому времени старый мировой порядок с абсолютной властью королей и царей уже изжил себя. Россия - от Рюрика до Путина - знала немало потрясений, но именно при Николае их произошло как никогда много.

В 1904-1905 гг. страна пережила унизительную войну с Японией. За ней последовала первая революция. Хотя волнения были подавлены, царю пришлось пойти на уступки общественному мнению. Он согласился учредить конституционную монархию и парламент.

Цари и президенты России во все времена сталкивались с определенной оппозицией внутри государства. Теперь люди могли избирать депутатов, которые выражали эти настроения.

В 1914 году началась Первая мировая война. Никто тогда не подозревал, что она окончится падением сразу нескольких империей, в том числе и Российской. В 1917 году вспыхнула Февральская революция, и последнему царю пришлось отречься от престола. Николай II вместе со своей семьей был расстрелян большевиками в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

И Елены Глинской родился долгожданный наследник Иоанн, в 1547 г. ставший первым русским царём, официально венчанным на трон.

Эпоха Ивана IV стала пиком развития Московского княжества, военным и дипломатическим путём завоевавшего более высокий статус царства.

После смерти отца трёхлетний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538 г., когда ему было неполных 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости. Уже в юности излюбленной идеей царя стала мысль о неограниченной самодержавной власти. В 1545 г. Иван достиг совершеннолетия и стал полноправным правителем, а в 1547 г. - венчался на царство.

Благодаря превращению Московии в царство и утверждению самодержавного принципа власти политика централизации, проводившаяся московским правящим домом на протяжении столетий, получила логическое завершение. В течение нескольких десятилетий был проведён ряд внутренних реформ (приказная, судебная, земская, военная, церковная и др.), завоёваны Казанское (1547–1552) и Астраханское (1556) ханства, возвращён ряд русских территорий на западных рубежах, началось проникновение в Сибирь, упрочились позиции России на международной арене и т. д.

Однако благополучие царства в значительной степени было подорвано разорительной и неудачной для России Ливонской войной (1558–1583) и начавшейся в 1565 г. опричниной.

Царь Иван IV Васильевич был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, был эрудитом в богословии. В историю русской литературы он вошёл как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности, к А. М. Курбскому, В. Г. Грязному). Царь написал музыку и текст службы праздника Владимирской богоматери, канон архангелу Михаилу. Вероятно, он оказал большое влияние на составление ряда литературных памятников середины XVI в. (летописные своды; «Государев родословец», 1555; «Государев разряд», 1556); сыграл важную роль в организации книгопечатания. По его инициативе было также осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, созданы росписи Грановитой палаты.

В русской историографии деятельность Ивана IV получила разноречивую оценку: дореволюционные историки отрицательно характеризовали царя, советские - подчёркивали положительные стороны в его деятельности. Во второй половине XX в. началось более глубокое и конкретное изучение внутренней и внешней политики Ивана IV.

Лит.: Веселовский С. Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Зимин А. А. Опричное наследие // В канун грозных потрясений: предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986; Переписка Царя Ивана Грозного с Андреем Курбским и Василием Грязным. Л., 1979; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// www. sedmitza. ru/ text/443514. html ; Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2001; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// militera. lib. ru/ bio/ skrynnikov_ rg/ index. html ; Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 2009; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// www. sedmitza. ru/ text/438908. html ; Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973.

См. также в Президентской библиотеке:

Беляев И. В. Царь и великий князь Иоанн IV Васильевич Грозный, Московский и всея Руси. М., 1866 ;

Валишевский К. Ф. Иван Грозный. (1530-1584) : пер. с фр. М., 1912 ;

Величкин В. Г. Покорение Казани московским царём Иваном Васильевичем Грозным: рассказ из русской истории. М., 1875;

Виппер Р. Ю. Иван Грозный. [М.], 1922 ;

Кизеветтер А. А. Иван Грозный и его оппоненты. М., 1898 ;

Курбский А. М. История о великом князе Московском: (извлечено из «Сочинений князя Курбскаго»). СПб. ,1913 ;