Отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов. Таможенный контроль с применением инспекционно-досмотровых комплексов в рамках системы управления рисками странами таможенного союза Отдел применения инспекционно досмотровых комплексов

Лекция 6

Учебные вопросы

1.Назначение, принцип работы, общее устройство, история создания

2.НПБ, порядок управления ИДК

3. Классификация ИДК. Требования к ИДК на различных видах ПП

4. Применение ИДК в пунктах пропуска через гос границу РФ

5.Перспективы развития ИДК

Время – 2(4 ?) ч

Литература

2. Приложение к договору о ТК ТС, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17.

3. Прудников К. На грани фантастики / К. Прудников // Таможня. - 2011 № 3 с. 8 - 10.

4.Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: учебник / под общ. ред.Ю.В. Малышенко – М.: 2006 - 524 с.

5. Дугин ГА. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Учеб.-методич. пособие. - М, 2005. - 60 с

6. Малышенко Ю.В. / ИДК: особенности конструкции и работы ИДК HCV – MOBILE: уч. Пособие /Ю.В.Малышенко – Владивосток: ВФ РТА, 2008 – 226 с.

7. www. tstk.narod.ru

1. Назначение, принцип работы, общее устройство, история создания

Инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК)

- предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

В основном, ИДК предназначены для интроскопии наиболее трудных объектов таможенного контроля (грузовых автомашин, контейнеров, трейлеров, железнодорожных вагонов), отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров. Наличие таких комплексов позволяет в считанные минуты и даже секунды увидеть на экране все, что находится внутри вагона, контейнера и других большегрузных средств транспортировки грузов. Это обеспечивает быструю окупаемость вложений, что само по себе важно, но еще более важно это с точки зрения борьбы с терроризмом, а также с различными видами контрабанды.

Тактико-технические характеристики ИДК должны обеспечить: - возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, - распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; - определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; - координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения;

Возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); - возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками


Принцип работы

Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство таможенного контроля (комплекс технических средств), использующее проникающее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения и анализа крупногабаритных грузов и транспортных средств.

Как уже было сказано в предыдущей лекции, принцип работы ИДК

основан на свойстве рентгеновских лучей:

без вскрытия объекта они проникают в изучаемый объект и возвращаются в виде теневого изображения на экран. Т.е., Рентгеновское излучение от источника проходит через контролируемый (просвечиваемый), предмет и через защитное стекло визуально воспринимается оператором в виде теневого изображения.

Если возвращаемый луч(теневое изображение) проходит через спец флюоресцентный экран, он преобразуется на нем в световой рельеф и вызывает свечение (флюоресценцию). Через защитное стекло визуально воспринимается оператором светящееся теневое изображение.

Таким образом,

принцип работы ИДК основан на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов

Общее устройство

ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:

Излучающая система;

Система регистрации и обработки;

Система перемещения досматриваемого объекта;

Система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;

Система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;

Система обеспечения удаленного просмотра изображений;

Система управления комплексом;

Система транспортирования;

Система радиационной безопасности;

Система видеонаблюдения;

Система электропитания


История создания

Создание ИДК - вынужденная мера, которая направлена на решение задач, стоящих перед таможенной службой. Если говорить о зарождении ИДК, то это тема была официально заявлена еще в 1988 году. Тогда же было принято постановление Совета министров СССР «О мерах по разработке и организации производства технических средств таможенного контроля, обеспечивающих его эффективность, надежность и качество», одним из вопросов которого было создание досмотровой системы. Позже она стала называться инспекционно-досмотровым комплексом."

В России внедрение в работу таможенных органов ИДК фактически началась с 2002 года, когда на переходу «Брусничное» (на границе с Финляндией) был введен в опытную эксплуатацию мобильный ИДК фирмы Smiths Heimann (Германия). Затем, в 2005 году, на переходе «Троеборное» (граница России и Украины) был введен в эксплуатацию ИДК типа HCV-Gantry той же фирмы, а в 2006 году на автомобильных пропускных пунктах

«Торфянка», «Брусничное», «Убылинка» и «Бурачки» были размещены легко возводимые и перебазируемые ИДК типа HCV-Gantry.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран -Германии и Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка: Smiths Heimann (Германия), Nuctech Company Limited (Китай) и Beijing Hualixing Sci-Tech Development Co., LTD (Китай). В настоящее время таможенные службы около 30 стран используют ИДК различных типов. Уже есть таможни, в которых работает более 10-15 ИДК. Инспекционно-досмотровыми комплексами оснащены таможенные службы Германии, Англии, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

Основными задачами применения ИДК являются следующие :

Повышение объемов и степени достоверности результатов проведения таможенного досмотра;

Ускорение объемов товаропотоков через пункты пропуска на госу­дарственной границе Российской Федерации;

Сокращение затрачиваемого времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;


Проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах;

Увеличение поступлений таможенных платежей в бюджет;

Повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства.

2. Нормативно-правовая база, порядок применения ИДК.

1. ТК ТС (ст. 101) предусматривает возможность привлечения в необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля не заинтересованных в результатах таких действий экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. В п.З ст. 165 ФЗ Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

Также в п. 1 ст. 169 предусмотрено в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

3. В рамках усиления борьбы с нарушениями таможенных правил (недостоверное декларирование или не декларирование), повышения роли таможенной службы в деле борьбы с терроризмом ФТС России принято решение о создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТККГ и ТС), представляющей собой ряд инспекционно-досмотровых комплексов различных типов, систему управления их работой и электронного обмена с использованием ведомственной телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.


Концепция создания СТККГ и ТС была определена приказом ФТС России от 24.01.2005 года №52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств». 17

3. Организация и порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК, в том числе мобильных, определены приказом ФТС России от 09.12.2010 года №2354 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов».

Сущность и значение системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТКК и ТС) и телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.

Итак, СТКК и ТС

это одно из перспективных направлений развития ИДК, суть которого – в создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств в нашей стране .

В этой системе основную роль сыграют ИДК как основные средства контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

- Финансирование СТККГ и ТС ведется в рамках целевой программы, утвержденной Правительством РФ, «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», за счет займа Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой помощи.

Стоимость проекта создания СТККГ и ТС ориентировочно составляет 400 миллионов долларов США.

Финансирование проекта включает:

Бюджетные средства - 208,6 миллиона долларов США.

Займ МБРР № 4689 RU (проект «Модернизация информационной системы таможенных органов» -11,4 миллиона долларов США).

Международная помощь -180 миллионов долларов США.

- Стоимость каждого мобильного комплекса HCV-Mobile, поставленного в 2007-2008 гг. в таможни, около 100 млн. рублей. Стационарные ИДК стоят еще дороже.

- Сегодня на автомобильных пунктах пропуска размещены 12 стационарных и уже применяются 42 мобильные системы, а также завершено строительство трех стационарных систем в морских портах Проводятся работы по их объединению в единую информационную систему ЕАИС

Порядок использования ИДК в системе ЕАИС

Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.

На ИДК должна поступать информация в соответствии с системой управлениями рисками, оперативная информация об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере.

Изображения товаров и транспортных средств, полученные с помощью ИДК, в электронном виде должны передаваться пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России).

Оперативные решения по управлению применением ИДК принимаются в пунктах пропуска, таможенных постах (таможнях) и в региональных таможенных управлениях.

Оперативный контроль за их применением осуществляется ФТС России.

Наиболее предпочтительными объектами таможенной инфраструктуры для оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами являются крупные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, например, пункты пропуска, находящиеся в морских портах.

Использование инспекционно-досмотровых комплексов для контроля крупногабаритных объектов - контейнеров и автотранспортных средств - открывает новые перспективы для оперативного получения объективной информации о содержимом контейнера, а также о наличии непосредственно внутри него сокрытых вложений и тайников.

Порядок применения ИДК при проведении контроля:

1.Координация деятельности по использованию ИДК возлагается :

а) в ФТС России - на Главное управление организации таможенного
оформления и таможенного контроля;

б) в РТУ - на подразделения службы организации таможенного контроля, как
правило, подразделения, осуществляющие организацию функционирования
пунктов пропуска и взаимодействия с контролирующими органами, или
отделы таможенных процедур и таможенного контроля;

в) в таможнях - на отделы применения ИДК (при их отсутствии в штатном
расписании - отделы таможенных процедур и таможенного контроля).

2.Таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:

а) в случае выявления риска (рисков), содержащегося (ихся) в профиле риска,
устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с
использованием ИДК;

б) по решению уполномоченного должностного лица таможенного органа в
соответствии с пунктом 38 Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей
рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их
актуализации и отмене, утвержденной Приказом ФТС России от 11 января

2008 г. N 11 (в редакции Приказов ФТС России от 18 июня 2008 г. N 749, от 17 июля 2008 г. N 876, от 6 октября 2009 г. N 1825).

3.Таможенный осмотр с использованием ИДК не проводится в случаях,

если:

а) габариты товаров и (или) транспортных средств не соответствуют
техническим возможностям ИДК;

б) товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения. (Приложение
№2)

4.Начальник таможенного поста либо лицо, его замещающее, осуществляет ежедневный контроль за обоснованностью принятых решений о применении таможенного осмотра с использованием ИДК и несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений.

5. Должностные лица рабочей смены ИДК при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК осуществляют:

а) внешний визуальный осмотр товаров и транспортного средства, грузовых
емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации на
предмет их сохранности и определения конструкционных особенностей,
которые необходимо учитывать в последующем анализе РИ;

б) сканирование документов, предъявленных таможенному органу;

в) рентгеновское сканирование товаров и транспортных средств;

г) анализ информации, полученной с использованием ИДК;

д) архивирование, сохранение, передачу информации, полученной с

использованием ИДК.

3. Классификация ИДК. Требования к ИДК на различныхвидах ПП

Исходя из практики использования специальной досмотровой рентгеновской техники, инспекционно-досмотровые комплексы* можно классифицировать следующим образом:

1. По мобильности :

Мобильные ИДК;

Перемещаемые (легковозводимые) ИДК;

Стационарные ИДК.

2. В зависимости от объектов контроля ИДК можно разделить на:

ИДК для автотранспортных средств (для оснащения АПП). ;

ИДК для железнодорожных контейнеров (для оснащения ЖДПП) ;

ИДК для авиаконтейнеров (для оснащения ВПП );

ИДК для морских контейнеров (для оснащения МПП )

Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК используется в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему.

Мобильный ИДК полностью размещается на шасси автомобиля. Развёртывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут. Для его работы необходима ровная площадка с двумя заасфальтированными полосами (фактически для этого может быть использован участок автодороги). Особое внимание при эксплуатации мобильного ИДК следует уделить организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны).

Рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения.

Мобильные ИДК предназначены для рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, при этом сам объект остаётся неподвижным, а сканирование осуществляется за счёт перемещения ИДК. Мобильные ИДК отличаются высокой оперативностью.

Основные технические данные мобильного инспекЦионно-досмотрового комплекса Heimann CargoVision - HCV-Mobile приведены в

Практической работе № 9

Перемещаемые (легковозводимые) инспекционно-досмотровые комплексы .

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстро возводимом бетонном сооружении либо в сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой, что позволяет использовать их в любом месте государственной границы.

Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам в прямом и реверсном направлении. Во время сканирования, досматриваемые транспортные средства неподвижны, так как сама рентгеновская установка перемещается вдоль транспортного средства.

Данные комплексы в основном используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час.

Основные технические характеристики легковозводимых ИДК «HCV-RSV 2500» и «HCV-RSV 5000» приведены в Практической работе № 9

Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы

Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание, в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель стационарного ИДК окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания объектов.

Практика показала целесообразность строительства стационарных ИДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Хотя общая стоимость строительства стационарного ИДК высока, но, по оценкам специалистов, в современных условиях он окупается в течение короткого промежутка времени (до трёх лет).

Последовательность работы ИДК (на примере стационарного

ИДК «HCV 9000»)

Грузовые автомобили, в которых груз по результатам анализа рентгеновского изображения не вызвал подозрений, направляются к выезду с территории ИДК. Транспортные средства, в изображениях которых выявлены те или иные признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра.

Процессом просвечивания объектов управляет главный оператор со своего рабочего места. Он открывает и закрывает ворота, включает и выключает линейные ускорители, управляет перемещением объекта.

Рабочее помещение операторов оборудовано мониторами и пультом управления. На мониторах воспроизводится исходное теневое и обработанное с помощью специальных функций изображение досматриваемого объекта, телевизионное изображение из досмотрового тоннеля и, если это нужно, воспроизводятся таможенные документы на досматриваемый объект. Если перед направлением в досмотровый тоннель производится взвешивание объекта на осевых весах, то результаты взвешивания также будут доступны операторам. Таким образом, при анализе теневых картин операторы имеют исчерпывающую информацию для принятия правильного решения.

Для работы на стационарном ИДК «HCV 9000» используется постоянный штат высококвалифицированных сотрудников таможенной службы, знающих особенности устройства автотранспорта, приёмы монтажных операций и прошедших специальную подготовку в авторемонтных центрах.

Рабочий цикл стационарного ИДК занимает около 150 с. Отсюда следует, что теоретически производительность контроля может достигать значения 20-25 объектов в час. Однако реальная производительность работающих комплексов может быть заметно ниже. Так, специалисты стационарного ИДК считают, что практически можно работать с производительностью до 10 объектов в час. Производительность работы зависит от принятой технология контроля, которая позволяет совмещать определённые подготовительные и основные операции рабочего цикла, а также от личного опыта оператора, который проводит анализ результатов сканирования. Но в любом случае производительность таможенного досмотра с применением стационарного ИДК на несколько порядков выше, чем при досмотре без их применения.

Основные технические характеристики стационарного ИДК «HCV

9000» приведены в Практической работе № 9

ИДК для оснащения ЖДПП .

ЖДПП должны оснащаться ИДК для контроля железнодорожных вагонов. ИДК для контроля железнодорожных вагонов с энергетикой от 6-и до 9-и МэВ являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных железнодорожных вагонов, позволяют идентифицировать товары и узлы, агрегаты вагонов. Радиационная защита обеспечивается бетонными конструкциями и отведением санитарной зоны.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов должны обеспечивать: - получение теневого изображения содержимого железнодорожных вагонов и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;

оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;

просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами вагонов;


Детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого вагона и его содержимого с увеличением изображения;

передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.

ИДК для оснащения ВПП.

ВПП должны оснащаться ИДК для контроля авиационных контейнеров. ИДК для контроля авиационных контейнеров (энергетика не менее 4-х МэВ) являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных авиационных контейнеров, европоддонов, европалет и позволяют идентифицировать товары.

ИДК размещается на территории аэропортов, складов временного хранения с соблюдением мер радиационной защиты.

Персонал, а также системы обработки изображений и управления данными, управления комплексом размещаются в блочных конструкциях полной заводской готовности

4. Применение ИДК в пунктах пропуска(ПП) через государственную границу РФ

Здесь главные проблемные вопросы:

Где размещаются ИДК

Отличит особенности ПП, расположенных на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов

Требования к ИДК на

4.1.Где размещаются ИДК

Выбор пунктов пропуска для размещения ИДК обусловлен их расположением на направлениях МТК, основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, а также международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

ИДК в первую очередь должны размещаться в МПП, АПП, ВПП, ЖДПП, расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, МТК, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений .

МПП, АПП, ВПП, ЖДПП должны оснащаться различными модификациями ИДК (стационарные, легковозводимые (перебазируемые), мобильные, ИДК для контроля авиационных контейнеров, ИДК для контроля железнодорожных составов).

В первую очередь комплексами должны быть оснащены

м орские, порты, расположенные на МТК (Международн там контроль), и через которые осуществляются наибольшие контейнерные перевозки.

Для оценки количества перемещаемых через порт контейнеров необходимо использовать статистику не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов развития портов, роста контейнерных перевозок.

Для размещения ИДК в АПП товаропоток должен оцениваться по количеству грузовых автомобилей, проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок грузовым автомобильным транспортом.

Товаропоток в ЖДПП оценивается по

количеству грузовых вагонов (составов), проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок грузовым железнодорожным транспортом.

Для строительства ИДК в ВПП необходимо охарактеризовать товаропоток по тоннажу перевезенных грузов не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок.

Кроме того, в первую очередь ИДК должны оснащаться пункты пропуска, расположенные на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

4.2.Отличит особенности ПП, расположенных на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов:

Первой отличительной особенностью данного вида объектов таможенного контроля являются их большие габаритные размеры и весовые характеристики.

Второй особенностью объектов таможенного контроля в виде крупногабаритных грузовых упаковок - контейнеров является, как правило,очень высокая степень их загрузки, заполнения объемов содержимым, в том числе неоднородными видами товаров, а также товарами, имеющими разные характеристики составляющих их веществ по плотности - от полимерных материалов (удельный вес в пределах 400 кг/мЗ) до металлов (удельный вес более 5000 кг/мЗ), что имеет значение при выборе методов и технических средств контроля, определении технических требований к ним.

Третьей отличительной особенностью являются условия, в которых осуществляется таможенный досмотр контейнеров и большегрузных автомобилей. Это в большинстве случаев открытые площадки терминалов или специально отведенные автостоянки, работа на которых проводится в любое время года, в любую погоду и в любое время суток. Четвертая особенность характеризуется значительными физическими нагрузками на должностных лиц досмотровых групп, что требует применения соответствующих погрузочно-разгрузочных механизмов.

4.3.Требования к ИДК на различных видах ПП

- Требования к ИДК и его составу для оснащения морских портов (МПП)

МПП должны оснащаться стационарными ИДК.

Стационарные ИДК должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого морских контейнеров в одной или двух проекциях в зависимости от модификации ИДК и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;

Оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;

Просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами контейнеров;

Детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого контейнера и его содержимого с увеличением изображения;

Сохранение изображения в памяти, запись его на носители;

Передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.

- Требования к ИДК и его составу для оснащения АПП .

АПП в зависимости от товаропотока, задач и оперативной обстановки могут оснащаться легковозводимыми (перебазируемыми) и мобильными

Легковозводимые (перебазируемые) ИДК должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого большегрузных автомобилей, контейнеров, а при необходимости автобусов и легковых транспортных средств, и идентификацию находящихся в них различных грузов на соответствие товаросопроводительным документам.

- Требования к ИДК и его составу для оснащения ЖДПП.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого железнодорожных вагонов и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам

Для этих целей используют мобильные или передвижные ИДК.

На очень крупных ЖДПП могут применяться стационарные ИДК

- Требования к ИДК и его составу для оснащения ВПП .

ВПП должны оснащаться мобильными ИДК для контроля авиационных контейнеров.

ИДК для контроля авиационных контейнеров должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого авиационных контейнеров, европоддонов, европалет, перевозимых воздушным транспортом, и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;


5. Основные направления и перспективы развития применения ИДК

1 - Создание ЕАИС

Как известно, к концу 2011 года планируется завершить объединение всех систем в единую автоматизированную информационную систему , что позволит решать задачи организации, хранения и передачи пакетов данных, полученных на ИДК, а также осуществлять повторный анализ пакетов данных, полученных с ИДК из любой точки ведомственной сети ФТС России при наличии соответствующих полномочий средствами стандартных Web-браузеров. Также этой автоматизированной системой будет предусмотрена возможность контроля технического состояния ИДК в режиме реального времени.

2 - Создание грузовых комплексов

20 декабря 2010 года был подписан Меморандум о подготовке и реализации инвестиционного проекта «Создание грузового комплекса в аэропорту Шереметьево». Документ был подписан Андреем Бельяниновым -руководителем ФТС России, руководителем Росавиации Александром Нерадько, и президентом ЗАО Холдинговая компания Интеррос» Владимиром Потаниным.

Целью создания данных комплексов является возможность повышения конкурентоспособности транспортной системы РФ, обеспечение ускорения движения товаров, улучшения логистического обслуживания авиационных грузовых перевозок в регионах страны. Организация проектирования, финансирования и реализация проекта будут происходить поэтапно, на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств федерального бюджета в части, предусмотренной подпрограммой «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», а также средств, привлеченных ЗАО ХК «Интеррос».

Такой системный подход позволяет избежать многих ошибок, построить прозрачную эффективную логистику, и, в конечном счете, реализовать конкурентные преимущества российского бизнеса при перемещении товаров между Европой и Азией.

ФТС России окажет содействие проекту путем организации сети передвижных ИДК, внедрения новых информационно-технических средств, способствующих сокращению времени прохождения участникам ВЭД таможенных формальностей. Реализация проекта позволит стимулировать развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечит ускорение товародвижения, а также будет способствовать повышению конкурентоспособности транспортной системы и транзитного потенциала России. В дальнейшем планируется также строительство новых грузовых комплексов на Западе, востоке и Центральной части России.

3. Это направление перспективного развития и функционирования ИДК связан с ВПП

Его можно рассмотреть на примере оснащения ИДК аэропорта «Казань», расположенного в регионе деятельности Приволжского ТУ. Как известно в сфере последних событий, что 27 Всемирная Летняя Универсиада 2013 года будет проходить в городе Казань, в ПФО. Спортсмены соберутся со всего мира. Естественно гостей будет встречать «ОАО «Международный аэропорт Казань», который стал лауреатом премии в номинации «Интенсивно развивающийся аэропорт». Уже принято решение о реконструкции и развитии данного аэропорта. В Универсиаду 2013 года аэропорт планирует обслужить до 5 миллионов пассажиров в год. Для наглядного представления показателей деятельности ВПП «Казань», автор сравнивает его с другими ВПП, которые расположены в регионе деятельности Приволжского Федерального округа.

Таблица 3.3

Из данной таблицы видно, что показатели деятельности ВПП «Казань» растут быстрыми темпами. Количество грузовых транспортных средств, проследовавших через данный аэропорт в 2010 году составило 83 единицы (за АППГ 53), также прослеживается тенденция роста перемещенных товаров: 7 914 тонн за 2009 год и 8 558 тонн соответственно за 2010 год.

В первом квартале 2010 г. услугами международного аэропорта «Казань» воспользовались 153 067 пассажиров, что на 54,2% превышает показатель первого квартала 2009 г. На рейсах внутренних авиалиний обслужены 97 624 человек, что на 44,2% больше, чем за 3 месяца прошлого года. Пассажиропоток на международных авиалиниях составил 55 443 человека, что превышает прошлогодний показатель за аналогичный период на 75,7%.

Кроме того, за январь-март 2010 г. количество самолёто-вылетов увеличилось на 20,7% и составило 1667 единиц.

Анализируя последние изменения, а именно проведение Универсиады 2013 года в Казани, быстрый рост всех основных показателей деятельности данного ВПП, можно также запланировать строительство грузового комплекса в ВПП «Казань». Соответственно данный комплекс необходимо также будет оснастить ИДК. А, как известно, эффективное противодействие международному терроризму, организованной преступности и незаконному перемещению через таможенную границу Российской Федерации оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ, взрывных устройств -это и есть цели создания ИДК, соответственно, это приведет к обеспечению безопасности всех жителей, всего региона и всей страны в целом.

Контрольные вопросы

1. ИДК: назначение, принцип работы, общее устройство

2. История создания ИДК, основные задачи, решаемые с помощью этого комплекса

3. Нормативно- правовая база применения ИДК: перечень, содержание документов

4. Суть и значение системы контроля грузов и транспортных средств (СТКК и С) и телекоммуникативной сети ЕАИС. Роль ИДК в них

5. Сущность и порядок использования ИДК в сети ЕАИС

6. Общий порядок применения ИДК при проведении таможенного контроля

7. В каких случаях таможенный контроль проводится с использованием инспекционно- досмотровых комплексов и когда контроль проводится без ИДК

8. Классификация ИДК: признаки классификации, виды ИДК в зависимости от их мобильности и объектов контроля.

9. Мобильные ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

10. Перемещаемые (легковозводимые) ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

11. Стационарные ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

12. Последовательность работы ИДК (на примере стационарного

комплекса «NCV 9000»)

13. Особенности размещения ИДК на пунктах пропуска, размещенных на государственной границе РФ

14. Отличительные особенности пропускных пунктов, размещенных на международных путях транспортировки НВ, ВВ, оружия и боеприпасов

15.Требования к ИДК для оснащения морских пропускных пунктов

16. Требования к ИДК для оснащения автомобильных пропускных пунктов

17. Требования к ИДК для оснащения ж/ дорожных пропускных пунктов

18. Требования к ИДК для оснащения воздушных пропускных пунктов

19. Роль и значение ИДК в создании грузовых комплексов в связи с крупными международными событиями в нашей стране (олимпийские игры, всемирная универсиада и т. д.)

20. Основные направления и перспективы развития применения ИДК

Приложение 1.

Фото мобильного ИДК, находящегося в рабочем режиме

Осуществляется сканирование грузового контейнера, который будет пропущен под дугой с излучателем, после анализа отражённого излучения встроенным компьютером будет составлено рентгеновское изображение груза.


Приложение 2.

Пример рентгеновского изображения, получаемого при сканировании с помощью мобильного инспекционно- досмотрового комплекса.


Хорошо подготовленный оператор из анализа изображения с лёгкостью высмотрит здесь тайники или сокрытые вложения.

Реферат выполнил: А.В.Медведева

студент группы ТП-84

НОУ СПО «НКТ им. А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза»

Новосибирск 2010

Введение

Все большая интеграция Российской Федерации в мировые экономические процессы влечет за собой и заметное увеличение грузопотока через ее территорию. Данный факт, естественно, отражается на работе таможенных органов, загрузка которых в этой связи возрастает в несколько раз. Наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств – авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов. Таможенный контроль указанных объектов предполагает проведение целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ. Практика показала, что на проведения этих процедур для одного транспортного средства уходит 2-3 часа. Таким образом, большинство транспортных средств, следующих через границы России, проходят таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого.

Решение этой проблемы руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) нашло в применении разнообразных технических средств таможенного контроля (ТСТК).

Опыт мировой таможенной практики, изученный отечественными специалистами, показал, что наиболее эффективной техникой в настоящее время является инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки транспортного средства по лучить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими их идентифицировать. Также комплекс позволяет обнаруживать в конструкционных узлах транспортных средств предметы, запрещенные к перевозке.

Цель работы:

1. Классификация ТСТК

В составе ТСТК выделяют 7 самостоятельных, но взаимосвязанных классов ТСТК (схема 1).

Первый класс включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики документов, представляющих для таможенного оформления объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления подделки (допечатка, дописка текста, подчистка, замена листов, подделка печатей, штампов, подписей).

Второй класс включает технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов с помощью ИДК, контроль объёмов и количество стратегически важных сырьевых товаров и выявить среди них предметы таможенных правонарушений.

Третий класс включает в себя технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска тайников и сокрытий, досмотра товаров и транспортных средств, а так же применение технических средств для отбора проб содержимого объекта таможенного контроля.

Четвёртый класс включает технические средства, которые обеспечивают выполнение оперативно-технических действий, связанных с:

1) проведение оперативной диагностики предметов таможенного правонарушения, выявленных в результате таможенного досмотра;

2) проведение оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД;

3) определение целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств.

Пятый класс – ТСКТ, которые необходимы для таможенного оформления, перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложенные на них и на документы средства таможенного обеспечения.

Шестой класс включает ТСТК, которые предназначены для выполнения функций визуального наблюдения за действиями лиц, находящихся в зонах таможенного контроля, с целью выявления:

1) противоправного поведения;

2) подозрительных контактов с другими лицами, в том числе с сотрудниками таможенных органов.

Седьмой класс включает ТСТК, которые обеспечивают получение данных о информации, перемещаемой через таможенную границу, с целью выявления материалов, запрещённых к такому перемещению.

Результаты применения ТСКТ позволяют определить:

1) ход дальнейшего процесса таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу;

2) установление достоверности и подлинности документов;

3) определение соответствия качества товаров и транспортных средств данным, содержащимся в декларируемых документах;

4) подтвердить правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

5) обеспечить правильное начисление таможенных платежей;

6) выявить тайники и сокрытые вложения;

7) обеспечить выявление, пресечение и предупреждение таможенных правонарушений.

Основными принципами применения ТСТК являются:

1) правомерность применения ТСТК – использование техники допустимо тогда, когда это предусмотрено законом;

2) научная обоснованность – предполагает, что при применении ТСТК будет получена истинная информация об объекте и его содержимом;

3) непричинение ущерба и неправомерного вреда объекту таможенного контроля – предполагает недопустимость применения ТСТК и методов, которые бы причини вред здоровью и ущерб;

4) сохранение обнаруженного предмета таможенного правонарушения – означает, что в процессе применения ТСТК не должны возникать такие изменения предметов, которые потом отрицательно повлияют на расследование таможенного правонарушения;

5) этичность – применение ТСТК не должно унижать достоинство гражданина в процессе таможенного контроля;

6) эффективность – означает, что при проведении таможенного контроля должны быть использованы такие ТСТК, с помощью которых можно наиболее быстро и качественно получить информацию об объекте;

7) экономичность – если результаты могут быть получены с помощью различных видов ТСТК, то необходимо использовать те, применение которых связаны с наименьшими затратами сил и времени. Если получение необходимой информации об объекте таможенного контроля и его содержимом может быть достигнуто иным путём, то от применения ТСТК целесообразно отказаться.

Соблюдение принципов имеет важное значение на всех этапах таможенного контроля. Руководствуясь ими можно правильно осуществлять выбор того или иного ТСТК для решения оперативных задач.

2 класс
3 класс
3 подкласс

Досмотровая рентгеновская техника (ДРТ) – это первый и основной класс технических средств таможенного контроля, представляющий собой комплекс рентгеновской аппаратуры, предназначенный для визуального контроля ручной клади и багажа пассажиров, предметов отдельно следующего багажа, среднегабаритных грузов и международных почтовых отправлений без их вскрытия с целью выявления в них предметов, материалов и веществ, запрещённых к ввозу (вывозу) или не соответствующих декларированному содержанию.

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

Классификацию инспекционно-досмотровых комплексов можно проводить по двум различным признакам:

1. по объекту контроля:

ИДК для контроля грузовых машин и контейнеров

ИДК для контроля железнодорожных вагонов

2. по мобильности:

ИДК стационарные

ИДК легковозводимые (перебазируемые)

ИДК мобильные

ИДК позволяет за минимальное время (3-5 минут) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Ведущими странами, производящими ИДК, являются Германия (SMITHS HEIMANN) и Китай (NUCTECH COMPANY LIMITED).Рядом российских предприятий в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ созданы отдельные составные части и узлы ИДК.

ИДК выпускаются в стационарном, перебазируемом и мобильном варианте для досмотра морских контейнеров и большегрузных автомобилей.

1. Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы

Строительство стационарных ИДК целесообразно на территории крупных морских портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска.



Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель стационарного ИДК окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу рентгеновского излучения.

После сканирования текста таможенной декларации и отображения ее на экране монитора проводится сопоставление заявленных сведений о товаре с информацией, содержащейся на рентгеновском изображении. Оценка полученной информации требует около 15 минут в зависимости от вида груза и опыта работы оператора. Досмотровый тоннель стационарного ИДК может иметь один или два линейных ускорителя, которые излучают веерообразные пучки рентгеновских лучей, направленные на детекторные линейки, расположенные сбоку и снизу от досматриваемого объекта. В местах расположения источников излучения и линеек детекторов стены тоннеля выполнены из толстого (до 1,5 м) армированного железобетона.

Аппаратура обработки изображения позволяет:

Выбирать любой фрагмент вертикальной или горизонтальной проекции теневого изображения объекта и увеличивать его в 2 или 4 раза;

Применять к изображению операцию выделения поддиапозона яркостного сигнала;

Оконтуривать полученные изображения;

Представлять изображения в виде негатива;



Представлять изображения в режиме «псевдоцвета»;

Оценивать координаты и линейные размеры предметов, вызывающих оперативный интерес, для облегчения их поиска при последующем физическом досмотре объекта;

Сохранять изображение в памяти, записывать его на носители, а также получать его распечатку.

Процессом просвечивания объектов управляет главный оператор со своего рабочего места. Он открывает и закрывает ворота, включает и выключает линейные ускорители, управляет перемещением объекта.

Транспортные средства, в изображениях которых выявлены признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра. Результаты досмотра и оценки рентгеновского изображения выводятся на печать. Распечатки со специальными маркерами, указывающими на точное местоположение подозрительных предметов, с привязкой к реальным координатам могут использоваться для облегчения поиска данных предметовпри ручном досмотре.

Пример стационарного ИДК – установка «HCVG 3022» – рентгеновский сканер для досмотра груженых грузовых автомобилей и контейнеров. Используется в портах, аэропортах и на пограничных пунктах.

2. Перемещаемые инспекционно-досмотровые комплексы

Перемещаемые ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали – 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах до 85% товаров относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой. Все компоненты перемещаемого ИДК расположены в модулях, которые могут быть перемещены обычными средствами, например, подъемным краном и грузовиками. Время монтажа данного ИДК при перемещении его на новое место эксплуатации составляет от 3 до 14 дней.

Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам направлении. Во время сканирования досматриваемые транспортные средства неподвижны.

Пример: перемещаемый ИДК «SilhouetteScan Mobile CAB 2000» (рис. 1.5). Это рентгеновская система для инспекции грузов. Состоит из рабочего модуля на базе двадцатифутового контейнера, перевозимого грузовиком для стандартного контейнера (ISO 668), который может перевозить перемещаемые платформы класса С 745 (EN 284).

3. Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали – до 220 мм), смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны.

Мобильные ИДК используется в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему. При проведении рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, сам объект остаётся неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения мобильного ИДК.

Такие системы полностью размещается на шасси автомобиля. Развертывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут.

Среди данного вида ИДК существует разделение на:

Низкоэнергетические;

Среднеэнергетические;

Высокоэнергетические.

Низкоэнергетические (до 300 кэВ) МИДК имеют наименьшую проникающую способность излучения (не более 50 мм по стали), обладают повышенной производительностью (до 30 досматриваемых объектов в час), более радиационно безопасны и позволяют определить внутреннее содержимое объекта таможенного контроля без его детального анализа.

Среднеэнергетические (2,5 МэВ) и высокоэнергетические (более 4 МэВ) МИДК способны обеспечить рентгеновский досмотр полностью загруженных грузовиков, трейлеров и контейнеров.

HCV-Mobile (рис. 1.6) – система высокоэнергетического рентгеновского просвечивания для проверки груженых автомобилей и контейнеров.

Система представляет собой автомобиль, который может работать на любой территории и не требует внешней инфраструктуры. При энергии излучения от 3 до 4 МэВ глубина просвечивания составляет до 270 мм по стали, время подготовки к работе – менее 30 мин, рабочий процесс проверки грузов несложен, количество обслуживающего персонала минимально (3 чел.). Производительность комплекса – 25 грузовиков в час, стандартные размеры проверяемого автомобиля – 4,5 м (В) × 2,8 м (Ш) × 28 м (Д). Система демонстрирует высокое качество изображения и проверки.

Для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК применяется случайная выборка товаров и транспортных средств. Параметрами случайной выборки являются соотношение количества таможенных осмотров с использованием ИДК, проводимых на основании указания, формируемого специальным программным средством случайной выборки, к общему количеству товаров и транспортных средств, регистрируемых при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном органе. Профили рисков, устанавливающие параметры применения случайной выборки для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК, утверждает руководитель ФТС России.

Проведение таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК является обязательным при наличии указания, сформированного специальным программным средством по результатам применения случайной выборки, за исключением следующих случаев:

1. габариты транспортного средства не соответствуют техническим возможностям ИДК;

2. перевозимые товары не подлежит таможенному осмотру с использованием ИДК (см. Табл.1.2);

3. мобильный ИДК не эксплуатируется в регионе деятельности таможенного поста (ОТОиТК таможни) на момент формирования с применением случайной выборки указания о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК, при этом мобильный ИДК не может быть перемещен на таможенный пост в разумно короткие сроки;

4. наличие неисправности ИДК, не позволяющей его использовать для проведения осмотра товаров и транспортных средств, если такая неисправность не может быть устранена до окончания таможенного оформления в таможенном органе товаров, в отношении которых по результатам применения случайной выборки сформировано указание о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК.

Таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК проводится рабочей сменой ИДК (группа должностных лиц подразделения применения ИДК либо таможенного поста, сформированная начальником подразделения.

По результатам анализа информации, полученной с использованием ИДК, должностные лица подразделений таможенных органов в случаях выявления нарушений законодательства либо рисков принимают меры по недопущению (устранению последствий) возможных нарушений законодательства, информируют заинтересованные таможенные органы о выявленных признаках нарушений, проводят мероприятия по разработке срочных, зональных, региональных профилей рисков и ориентировок и их проектов.

УДК 62+339.543.5 ББК 32.965

С.А. ОГОРОДНИКОВ, С.В. СИМОЧКО,

Ю.В. МАЛЫШЕНКО

Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-6035

Рассматриваются устройство и порядок применения российского инспекционно-досмотрового комплекса СТ-6035, предназначенного для осмотра автотранспортных средств с перевозимыми грузами. Обсуждаются технические характеристики и функциональные возможности комплекса для целей таможенного контроля.

Ключевые слова: инспекционно-досмотровый комплекс, генератор излучения, детекторная линейка, рабочая станция, анализ изображения, радиационная безопасность.

S.A.Ogorodnikov, S.V. Simochko, Y.V. Malyshencko

Inspection and examination complex ST-6035

The article describes the structure and operation order of the Russian inspection and examination complex ST-6035 designed for inspection of cargo-carrying vehicles. The technical characteristics and functional capabilities of the complex for the purpose of customs control are discussed.

Key words: inspection and examination complex, radiation generator, linear array, working station, image analyses, radiation security.

В Приморском крае на МАПП «Пограничный» по согласованной программе заводских приемо-сдаточных испытаний и с участием государственного заказчика 12 декабря 2013 г. успешно завершены заводские испытания инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) СТ-6035. В ходе испытаний было продемонстрировано технологическое оборудование комплекса, протестированы его основные технические характеристики в зимних условиях эксплуатации (при температуре наружного воздуха -25 °С).

ИДК - очень сложные и дорогостоящие технические устройства. Всего несколько стран в мире, в том числе Россия, наладили их проектирование

ОГОРОДНИКОВ Сергей Анатольевич - кандидат технических наук, директор по науке и технологиям ООО «Скантроник Системе», г. Владивосток.

СИМОЧКО Сергей Владимирович - заместитель председателя Совета директоров ООО «Скантроник си-стемс», г. Владивосток.

МАЛЫШЕНКО Юрий Вениаминович - профессор, доктор технических наук, профессор кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

и производство. Фактически СТ-6035 - это первый отечественный легко возводимый ИДК, доведенный до стадии внедрения в промышленную эксплуатацию. Он установлен на территории вновь строящегося таможенного перехода в непосредственной близости от границы с КНР. Предполагается, что он будет применяться для осмотра автотранспортных средств, перемещающих товары и пассажиров из КНР в Россию.

В создании комплекса участвовали: «Скантроник Системс» - разработчик комплекса программного обеспечения ; НИИЯФ МГУ им. Д.В. Скобельцына - разработчик и производитель клистронного ускорителя электронов; ФГУП НПП «Торий», ФГУП НПП «Пульсар», ОАО НИИСВТ, входящие в ОАО «Росэлектроника», - производители компонентов и узлов.

Комплекс находится в закрытом строении (ангаре) с системой отопления и освещения, осуществлять его эксплуатацию можно в любое время года (рис. 1). Он позволяет производить рентгеновское просвечивание 40-футового контейнера вместе с перемещающим его транспортным средством.

Рис. 1. Внешний вид ангара ИДК

Внутри ангара находится досмотровый туннель для объекта контроля и помещения для персонала и водителя осматриваемого автотранспортного средства.

Туннель с двух сторон имеет ворота, управляемые автоматикой. Автотранспортное средство въезжает в одни ворота, а выезжает через другие. Внутри туннеля находятся рельсы, по которым перемещается передвижная рама (рис. 2). Ширина просвета между рельсами - 9,29 метра. Дорожка для передвижения автотранспортного средства расположена между рельсами и ограничена бортиком из труб, окрашенных в желтый цвет.

Основные характеристики комплекса, которые были подтверждены в ходе испытаний:

Максимальные габариты объекта контроля: 20 х 3 х 4,5 м;

Энергия излучения: 6 и 3,5 МэВ;

Частота повторения импульсов излучений: 2 х 200 Гц;

Проникающая способность по стали: 400 мм;

Чувствительность по проволоке: без преграды - 0,5 мм, за 100 мм стали - 1,0 мм, за 250 мм стали - 6,0 мм;

Контрастная чувствительность: за 40 мм стали - <1%, за 200 мм стали -0,5%, за 300 мм стали - 1%.

Рис. 2. Передвижная рама с генератором и детекторной линейкой

В досмотровом туннеле находится передвижная рама, которая представляет собой портал с опорными точками на двух рельсах. На одной базовой точке располагается платформа с бунгало с излучателем, модулятором, чил-лером (системой охлаждения), фильтром, коллиматором и электрическим шкафом (рис. 2, справа). На другой базовой точке размещается дугообразная линейка детекторов с чувствительными элементами и платами электроники, а также свинцовый поглотитель пучка по всей высоте дуги, предотвращающий выход пучка в окружающее пространство (рис. 2, слева). Компоненты этой передвижной рамы обеспечивают генерацию рентгеновского излучения в направлении просвечиваемого объекта и регистрацию излучения, прошедшего через автотранспортное средство. Высота рамы должна быть выше объекта контроля, так как в процессе сканирования она передвигается по рельсам, оставляя под собой сканируемое автотранспортное средство (рис. 3).

Возможно несколько скоростей перемещения передвижной рамы: 9, 18 и 36 м/мин.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Процесс осмотра с помощью данного комплекса можно представить в виде следующих операций:

1. Ворота открываются. Автотранспортное средство заезжает в досмотровый туннель.

2. Ворота закрываются. Водитель в сопровождении одного из операторов комплекса покидает машину и выходит через специальную дверь из досмотрового туннеля.

Рис. 3. Движение рамы в процессе сканирования

3. Старший смены по системе видеонаблюдения проверяет отсутствие людей в досмотровом туннеле. Если по данным системы мониторинга нет блокировок, он со специального пульта дает команду на включение генератора и сканирование. Передвижная рама двигается по рельсам и генератор периодически с частотой 2 х 200 Гц излучает кванты рентгеновского излучения.

4. Детекторная линейка периодически фиксирует интенсивность прошедшего через объект излучения. Данные с детекторной линейки передаются в компьютерную систему, которая формирует рентгеновский снимок (изображение) объекта.

5. Одновременно через станцию ввода документов сканируются документы перевозчика и заносятся в базу данных комплекса.

6. После сканирования полученное рентгеновское изображение, вместе со сканированными документами, передается для анализа оператору изображений. По результатам анализа принимается решение: есть или нет подозрения в отношении осмотренного объекта.

7. По завершению сканирования и выключения генератора открывается дверь в досмотровый туннель, водитель проходит к машине, открываются ворота ангара и машина выводится из досмотрового туннеля.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

8. Выехав из ангара, водитель ожидает решения по результатам осмотра.

Основными и наиболее наукоемкими компонентами ИДК являются источник излучения и детекторная линейка, параметры которых во многом определяют радиационно-физические параметры ИДК и качество получаемого рентгеновского изображения.

Источник излучения представляет собой клистронный линейный ускоритель электронов УЭЛР-6-1-Д-4-01 производства совместного предприятия компании «Скантроник Системс» и МГУ им. М.В. Ломоносова (рис. 4).

Рис. 4. Вид спереди бунгало с генератором - (а); то же, но со снятой передней панелью (б)

Генератор комплекса работает в импульсном режиме, последовательно выдавая короткие пары импульсов излучения с частотой 200 Гц с энергиями 6 и 3,5 МэВ. Нечетные импульсы каждой пары имеют высокую энергию, четные - низкую. Использование импульсов с разными энергиями позволяет оценивать эффективный атомный номер материала (Z) в точке прохождения рентгеновского луча . При этом стало возможным классифицировать материалы по четырем группам:

- «органические» материалы с малым атомным номером (1 < Z < 10);

Материалы со средним атомным номером (10 < Z < 20);

- «неорганические» материалы (20 < Z < 50);

Тяжелые металлы с высоким атомным номером (Z > 50).

Специальной коллимационной системой рентгеновское излучение формируется в узкий веерообразный луч шириной 3 мм. На рис. 3 хорошо видна щель коллиматора.

Прошедшие через объект контроля рентгеновские лучи попадают на детекторную линейку (рис. 5а). Система детектирования предназначена

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

для измерения интенсивности тормозного излучения, прошедшего через объект контроля. Конструктивно она представляет собой дугообразную линейку детекторов с чувствительными элементами-детекторами, расположенными вдоль дуги окружности с центром в фокусном пятне ускорителя. Дугообразная форма позволяет устранить искажения, возникающие из-за разного расстояния от фокуса источника излучения до детекторов, если бы детекторная линейка была бы прямолинейной.

Используются сцинтилляционные детекторы. Такой детектор представляет собой пару «люминофор, светящийся при попадании на него квантов рентгеновского излучения + фотодиод». Фотодиод преобразует свечение в аналоговый сигнал в виде электрического тока, величина которого зависит от величины энергии квантов, попавших на люминофор.

Детекторная линейка собирается из печатных модулей (рис. 5б), на каждом из которых установлено по 8 детекторов, каждый детектор имеет ширину 3 мм. Всего детекторная линейка может содержать до 2 112 штук детекторов.

Рис. 5. Детекторная линейка (а) и модуль с детекторами (б)

Аналоговые сигналы с детекторов преобразовываются в цифровую форму и передаются на компьютерную систему комплекса, в которой, с помощью

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

специализированного программного обеспечения, производится окончательная обработка данных, включая коррекцию и фильтрацию, формирование и визуализацию черно-белого или цветного изображения сканируемого объекта на мониторе компьютера.

Для снижения влияния окружающей среды детекторы и электронные компоненты детекторной линейки размещаются в дугообразном стальном корпусе с изоляцией от электромагнитных помех и сопряженном с приточновытяжной энергосберегающей установкой «Климат СК-012» (рис. 5а), обеспечивающей замкнутую циркуляцию воздуха с осушением и поддерживающей требуемую температуру внутри корпуса. Для работы с данными и управления комплексом имеется несколько персональных компьютеров, организованных в вычислительную сеть. Компьютер с прикладным программным обеспечением называют станцией. Станции имеют названия, отражающие основное назначение ее прикладного программного обеспечения. Структура компьютерной системы комплекса показана на рис. 6.

Операторы ИДК работают со следующими рабочими станциями:

Ввод документации (к ней подключен сканер);

Управление комплексом;

Сбор данных;

Начальник смены;

Анализ изображений.

Шкаф адрвдрный

Рис. 6. Структура компьютерной системы ИДК СТ-6035

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Рис. 7. Место расположения рабочей станции ввода документации

станции отображаются положения в ходе сканирования (рис. 10).

Рабочая станция ввода товаросопроводительной документации находится в небольшом помещении прямо на выходе из перехода, по которому водитель выходит из досмотрового туннеля (рис. 7). Один из операторов комплекса сканирует и вводит в базу данных ИДК данные и документы, представленные водителем (рис. 8).

Остальные станции находятся в отдельном большом помещении (рис. 9).

Рабочая станция оператора сканирования обеспечивает управление и мониторинг технологического оборудования комплекса. По сетевому интерфейсу TCP/IP она имеет связь с системой детектирования комплекса и другими рабочими станциями компьютерной системы комплекса, а также с логическим контроллером. В частности, на мониторе ворот, перемещение передвижной рамы

Рис. 8. Экран отображения данных и документов

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Рис. 9. Помещение операторов комплекса

Рис. 10. Отображение процесса сканирования

На рабочей станции анализа изображений осуществляется анализ рентгеновского изображения сканированного объекта и соответствующей товаросопроводительной документации.

Всего станций три, т. е. одновременно могут анализироваться три изображения (рис. 9). Изображение для анализа выбирается из каталога

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

готовых к обработке изображений. Анализ выполняется с помощью специальной программы, имеющей панель управления со множеством кнопок, которыми можно выбирать различные режимы анализа (изменение яркости и контрастности, фильтры, выделение и увеличение фрагментов, оценка размеров, использование разных цветовых палитр для выделения мест с различной плотностью, и др.).

Рис. 11. Мониторы оператора анализа изображений

Оператор обычно использует два монитора (рис. 11). На один выводится анализируемое изображение, на второй - товаросопроводительная документация и административные данные по объекту. Подозрительные места выделяются оператором на изображении, и в дальнейшем эта информация используется при проведении ручного досмотра. Экран станции с изображением показан на рис. 12.

Рабочая станция сбора данных осуществляет сбор данных с детекторной линейки, их первичную обработку и запись результатов в базу данных комплекса; через нее можно делать разные настройки детекторной линейки, осуществлять проверку ее работоспособности; управлять ею можно с рабочего места оператора сканирования.

Большое внимание при разработке комплекса уделялось радиационной безопасности. Система радиационной безопасности комплекса фактически обеспечивает защиту на уровне требований для населения, т. е. допускается дополнительная годовая доза не более 1 мЗв.

Меры защиты от ионизирующего излучения обеспечиваются следующими техническими решениями:

Досмотровый туннель имеет защитные ворота для въезда и выезда объектов контроля, оборудованные световой сигнализацией, датчиками

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

и блокировками, исключающими возможность включения генератора излучения при незакрытых воротах;

Генерация рентгеновского излучения короткими импульсами и только в период нахождения объекта контроля в зоне рентгеновского луча. При выключении питания генератор выключается и полностью безопасен;

Сам генератор находится в защищенном кожухе, с помощью коллиматора луч концентрируется в определенном направлении, за детекторной линейкой установлена свинцовая защита;

Рис. 12. Изображение на мониторе станции анализа изображений

Операторы комплекса находятся вне досмотрового туннеля за железобетонными стенами;

Система мониторинга (в том числе состояния системы безопасности) дает разрешение на включение генератора только при соблюдении мер безопасности и отсутствии блокировок;

Невозможно включение генерации излучения при открытой двери входа в досмотровый туннель;

Внутри досмотрового туннеля имеются кнопки аварийного останова, выдергиваемые тросы с аварийным остановом для выключения генерации излучения в случае случайного попадания туда людей и в других аварийных ситуациях;

В помещении операторов комплекса установлен дозиметр гамма-и рентгеновского излучения ДКС-АТ1123 (рис. 13а), который дает звуковое предупреждение и отключает генерацию излучения в случае превышения порогового значения;

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Осуществляется постоянный видеоконтроль за обстановкой с помощью системы видеонаблюдения на базе компьютера (рис. 13б), состоящей из пяти камер наблюдения (две - внутри туннеля, две - снаружи ангара, одна -в лабиринте входа в досмотровый туннель);

Рис. 13. Дозиметр ДКС-АТ1123 (а), монитор с изображениями от видеокамер (б)

Кнопки аварийного выключения на пульте управления оператора, а также в непосредственной близости от источника излучения и детекторов;

Подсистема радиосвязи (стационарная рация у системного оператора, три переносных рации для других операторов);

Подсистема оповещения с микрофоном у системного оператора и громкоговорителями, размещенными внутри досмотрового туннеля;

Светофоры на въезде и выезде ангара, звуковая сирена.

В заключение отметим, что ИДК СТ-6035 полностью разработан и изготовлен в России, хотя и были использованы некоторые комплектующие зарубежного производства.

ФТС России сегодня использует около шестидесяти зарубежных ИДК различного назначения, в том числе легко возводимые . В данном ИДК использован ряд оригинальных технических решений, что позволило обеспечить более высокие параметры некоторых характеристик ИДК, по сравнению с зарубежными аналогами, а также обеспечить некоторые дополнительные функции.

Так, перед каждым сканированием несколько секунд осуществляется калибровка измерительной системы, для обеспечения равномерности движения рамы используется лазерная система контроля движения, датчики детекторной системы имеют уменьшенные размеры и повышенную чувствительность, и др. Это позволило обеспечить более высокие проникающую (на уровне стационарных ИДК с генератором 9 МэВ) и разрешающую способности.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Оригинальные алгоритмы, реализованные в станциях сбора данных и анализа изображений, позволяют с высокой достоверностью разделять материалы на группы по эффективному атомному весу, оценивать вес материалов в выбранном фрагменте изображения.

Такие сложные комплексы, как ИДК, требуют больших расходов на эксплуатацию, со временем возникает нужда в ремонте и модернизации. При этом программное обеспечение, схемотехника и конструкции наиболее важных узлов является ноу-хау фирм-производителей. В связи с этим для ремонта и модернизации ИДК приходится привлекать зарубежные фирмы, что в разы увеличивает соответствующие расходы. Поэтому создание и использование отечественных ИДК, несомненно, будет способствовать развитию в России нового наукоемкого производства и снизит расходы на оснащение таможенных органов.

Список литературы

1. Малышенко Ю. В. Начальная подготовка персонала инспекционнодосмотровых комплексов: учебник / Ю. В. Малышенко, С. С. Ярошенко, С. В. Симочко; под ред. Ю. В. Малышенко. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010. 460 с.

2. Система досмотра транспортных средств [Электронный ресурс]. URL: www.scantronicsystems.com

3. Ogorodnikov S. A. Physical Review Special Topics / S. A. Ogorodnikov, V. I. Petrunin. Processing of interlaced images in 4-10 MeV dual energy customs system for material recognition // Accelerators and Beams. 2002. № 5 (104701) [Электронный ресурс]. URL: http://prst-ab.aps.org/abstract/PRSTAB/v5/i10/ e104701

4. Ogorodnikov S. A. Material discrimination technology for cargo inspection with pulse-to-pulse linear electron accelerator / S. Ogorodnikov, M. Arlychev, I. Shevelev, R. Apevalov, A. Rodionov, I. Polevchenko // Proceedings of IPAC2013. Shanghai, 2013, p. 3699 [Электронный ресурс]. URL: http://accelconf.web.cern.ch/ accelconf/IPAC2013/papers/thpwa033.pdf