Марина мнишек интересные факты. Мнишек Марина — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Марина (Марианна) Юрьевна Мнишек (польск. Maryna Mniszech; Maryna Mniszchówna; Marianna Mniczech). Родилась в 1588 году в Ляшках Мурованых - умерла в 1614 или 1615 году. Русская царица (май 1606). Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Марина (Марианна) Мнишек родилась около 1588 года в Ляшках Мурованых (Laszki Murowane; ныне село Мурованое в Старосамборском районе Львовской области Украины) - в родовом замке Мнишеков.

Отец - Юрий (Ежи) Мнишек (польск. Jerzy Mniszech; 1548-1613), государственный и военный деятель Речи Посполитой, польский магнат, кравчий великий коронный (с 1574 года), каштелян радомский (с 1582 года), воевода сандомирский (1590-1613), староста львовский (1593), самборский, сокальский, санокский, рогатинский.

Мать - Ядвига Тарло-Мнишек (польск. Jadwiga Tarło-Mniszech; 1560/1570-1629), дочь королевского секретаря Миколая Тарло и Ядвиги Стадницкой. Принадлежала к знатному польскому дворянскому роду Тарло, восходящему к началу XV века.

Марина родилась в знаменитом замке. Первое упоминание о Ляшках Мурованых датируется 1374 годом, как о владении рыцарей Гербуртовых, приехавших из Моравии. В 16-м веке Ляшки Мурованы принадлежали известной польской дворянской фамилии Тарло герба «Топор». Тарло построили в Ляшках Мурованых родовой замок, а в 1531 году там поселился Анджей Тарло. Ляшки Мурованы, наряду с некоторыми другими владениями, стали так называемым вяно (польск. wiano - подарок на свадьбу) брака Ядвиги Тарло и Юрия Мнишека, родителей Марины. До 1815 года Ляшки Мурованы принадлежали роду Мнишеков.

Юрий Мнишек и Ядвига Тарло - родители Марины Мнишек

Родившись в очень богатой семье, Марина получила отличное домашнее образование. Известно, что в ее воспитании участвовали цистерцианцы (от лат. Ordo Cisterciensis, OCist), т.н. белые монахи, представители католического монашеского ордена, ответвившегося в XI веке от бенедиктинского ордена (иногда цистерцианцев называют бернардинцами).

Личная жизнь Марины Мнишек:

В 1604 году Константин Вишневецкий повёз в Краков, чтобы представить его королю Речи Посполитой Сигизмунду ІІІ. По пути Вишневецкий заехал в Самбор к своему тестю, воеводе сандомирскому Юрию Мнишеку, представив ему Лжедмитрия I. В Самборе Лжедмитрий познакомился с семейством Юрия Мнишека, в том числе и с его младшей дочерью Мариной Мнишек.

Юрий Мнишек был по натуре авантюристом и с готовностью поддержал затею Вишневецких. К тому же, Лжедмитрий стал оказывать знаки внимания его дочери Марине. Исследователи сходятся в том, что никаких корыстных соображений у самозванца не было - он действительно влюбился в гордую и высокомерную польскую красавицу.

Марина Мнишек, которой ко времени встречи с Лжедмитрием было около 16 лет, была авантюристкой под стать отцу. Она мечтала о славе, власти и богатстве. Робкий и некрасивый выходец из России не вызвал у неё ничего, кроме насмешки, однако отец нарисовал ей блистательную картину её превращения в русскую царицу. И она проявила к нему свою благосклонность.

При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедимитрия.

Лжедмитрий I въехал в Москву 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп. 30 июля 1605 года новоназначенный патриарх Игнатий венчал его на царство.

В ноябре 1605 года состоялось обручение Марины с Лжедмитрием, которого представлял дьяк Власьев (обручение per procura, «через представителя», или «в лице представителя»).

24 апреля (3 мая по новому стилю) 1606 года Марина с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву.

Вместе с Мариной в Москву прибыло много итальянских, шведских, немецких купцов с дорогими товарами, в том числе, приехал и Станислав Немоевский - специальный посланник королевы Анны, который привёз на продажу Лжедмитрию её драгоценности (алмазы, рубины и т.п. на 69 тысяч злотых).

Лжедмитрий вручил ей шкатулку с драгоценностями в качестве свадебного подарка, она стоила порядка 500 тысяч золотых рублей. Кроме того, ещё 100 тысяч было отправлено в Польшу для уплаты долгов Марины.

Для Марины и её свиты под Москвой были разбиты два шатра, для въезда царь подарил своей невесте карету, украшенную серебром и изображениями царских гербов. В карету были впряжены 12 коней серых в яблоках, причём каждого вели под узцы царские подручные. Встречали будущую царицу воеводы, князья и толпы московского люда, а также оркестр из бубнов и труб.

Через пять дней, 8 мая 1606 года, Марина Мнишек была коронована царицей и совершилось бракосочетание. На коронацию, по её собственным воспоминаниям, Марина отправилась в подаренных женихом санях с серебряной упряжью, обитых бархатом, украшенным жемчугами, с подбитой соболями полстью. В церковь вёл красный парчовый ковёр, царь и царица, одетая «по-московски» в вишнёвый бархат, украшенный жемчугом, трижды целовали корону и крест, после чего Марина приняла миропомазание «по греческому обряду», и была коронована. Ей также были вручены символы власти - скипетр и крест.

К слову, Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку . На свадебном пиру в Кремле демонстративное использование вилки шокировало русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка, как символ нерусского происхождения Лжедмитрия (в то время использовали только ложки), стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия.

Как русская царица она получила имя Мария Юрьевна. Она царствовала в Москве около недели.

17 (27) мая 1606 года Лжедмитрий I был убит в результате заговора, организованного . Саму Марину не убили только потому, что она сначала не была узнана, а затем защищена боярами. Далее ее отправили к отцу.

После смерти мужа начинается её бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твёрдости характера и находчивости.

В августе 1606 года Василий Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 года. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она не называлась русской царицей.

На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский лагерь. Несмотря на отвращение к Лжедмитрию II (Тушинскому вору), Марина тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 года) в отряде Сапеги и прожила в Тушине более года. С новым мужем, как видно из её писем к Сигизмунду и папе, жилось плохо. Но стало ещё хуже после его бегства из Тушина 27 декабря 1609 года.

Опасаясь быть убитой, Марина в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала в феврале 1610 года в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору.

Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она появляется с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведёт переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность - быть захваченной поляками.

Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, атаманом Заруцким, она прожила здесь до начала 1611 года, уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 года) и с сыном Иваном («Ворёнок»), называвшимся Дмитриевичем.

До июня 1612 года она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить её сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от неё Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Марину бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец вверх по Яику (Уралу).

Смерть Марины Мнишек:

У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву в июле 1614 года. Там ее трёхлетний сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле». По другим источникам, она была повешена или утоплена.

Имеется предание, согласно которому Мнишек перед своей смертью якобы прокляла род Романовых , будто бы предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля, где и скончалась.

Сохранились многочисленные её письма к отцу, королю и Папе Римскому. Известен и так называемый «Дневник Марины Мнишек» , составленный, однако, не ею (и даже не от её лица), а человеком из её свиты. Название «Дневник Марины Мнишек» появилось с легкой руки Николая Устрялова, которое он применил в его работе «Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Часть IV. Дневник Марины Мнишек и польских послов» в 1834 году. Однако в предисловии он указывает, что рукопись написана неизвестным поляком, бывшим в свите Марины. Рукопись была получена Устряловым от неназванного «любителя отечественной истории» и была взята «из манускриптов учёного Албетранди». О Марине Мнишек в «Дневнике» говорится в третьем лице.

Образ Марины Мнишек в искусстве:

Марина Мнишек - центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825). Ее образ Пушкин расценивал как художественную удачу трагедии и намеревался вернуться к этой исторической фигуре в других произведениях.

Марина Мнишек - героиня цикла пьес драматурга Константина Скворцова, посвященных Смутному времени.

Главная героиня повести «Царица смуты» Леонида Бородина.

У Велимира Хлебникова есть поэма «Марина Мнишек».

Марина Юрьевна Мнишек оставила значимый след в истории России как первая женщина, которую короновали до Екатерины I. Она родилась в 1588 г. в Польше в прикарпатском городке Самборе. Ещё в раннем детстве её мать Ядвига Тарло умерла. Отец Марины Мнишек Ежи (Юрий) Мнишек был знатным польским шляхтичем и сандомирским воеводой.

Её биография содержится в «дневнике Марины Мнишек» – рукописи одного из приближённых к ней придворных поляков, имя которого так и не установлено.

Марина была четвёртой дочерью в семье. По отцовской линии род Мнишек был очень старинным и знатным, имел корни в Чехии и Моравии. Благодаря знатному происхождению, высокому положению отца, роскоши и богатству Самбора, рассказам о великих подвигах предков перед немецкими императорами, Марине с детства прививались такие черты характера как честолюбие и гордость. В своей семье она обучилась грамоте, изучала католическое богословие.

После смерти жены, отец Марины повторно женился, но стал терять своё влияние и богатство. Для поправления пошатнувшегося положения он выдал свою дочь Урсулу замуж за старого князя Константина Вишневецкого. Такая же участь (спасение отца из долговой ямы посредством замужества) ожидала и её сестру Марину. По воспоминаниям современников девушка была грациозной, настойчивой и загадочной с чёрными волосами и тонкими очертаниями лица.

Лжедмитрий I и хитрый план отца Марины Мнишек

После того как в 1604 г. появились слухи о чудесном спасении русского царевича Дмитрия среди шляхтичей Речи Посполитой, отец Марины был окрылён. Он придумал гениальный, беспроигрышный, но при этом простой план: выдать Марину замуж за Лжедмитрия, чтобы она стала царицей Московского княжества (одного из богатейших государств того времени). Отец знал про истинное происхождение Лжедмитрия I от Адама Вишневецкого, которому Лжедмитрий в своё время открылся. Отец приглашает к себе в дом Дмитрия. Тот влюбляется в 16-летнюю Марину с первого взгляда и сразу же предлагает жениться на ней. Но отец предусмотрительно требует гарантий, для чего в Самборе 25 мая 1604 г. заключает договор с Дмитрием, согласно которому клятвенно обещал:

  • жениться на Марине сразу после воцарения;
  • одарить её драгоценностями;
  • передать ей в полное владение Псков и Новгород;
  • Марина могла беспрепятственно исповедовать католическое христианство;
  • в случае провала авантюры Лжедмитрия, Марина могла повторно выйти замуж за другого;
  • отцу Марины для покрытия долгов и снаряжения дочки в Москву переслать миллион злотых (а 12 июня также передать отцу Марины во владение Северское и Смоленское княжества).

Среди историков существует предположение, что Дмитрий открыл будущей жене своё настоящее имя. Но эта правда её не страшила, т.к. она преследовала свои меркантильные и честолюбивые интересы.

Другая часть историков утверждают, что любовь была взаимной, т.к. в русских летописях есть свидетельства о том, что Дмитрий был храбр, остроумен, красив, силён и что Марина была в него влюблена.

Несомненно, отец Ежи Мнишек сыграл огромную роль в организации так называемой экспедиции «царевича Димитрия».

В ноябре 1605 г., несмотря на отсутствие жениха, Марина Мнишек была обручена с дьяком Власьевым, который изображал лицо супруга (так называемое обручение «через представителя). Она получила богатые дары, и собралась отправляться в Москву. Отъезд неоднократно откладывался. 3 мая 1606 г. в сопровождении отца и богатой свиты она прибыла в Москву.

Спустя 5 дней произошла коронация и венчание, которые сопровождались провокационными поступками для русских людей со стороны польских авантюристов:

  • был нарушен обычай не заключать браки перед пятницей – постным днём;
  • над Мариной была вознесена шапка Мономаха, которая предназначалась лишь для царей, а не для цариц;
  • Марина без разрешения Папы Римского не могла венчаться по православному обряду, но политические обстоятельства были для неё важнее;
  • на свадьбе молодожёны демонстративно использовали вилки, что было шоком для русских бояр, которые пользовались лишь ложками.

Целую неделю первая в России царица правила в Москве. Но после скорой кончины мужа её ожидает тяжёлая, полная лишений новая жизнь.

Лжедмитрия Первого возмущённые подданные низвергли. После этого инцидента Марина Мнишек желала остаться в России и отказалась возвращаться на свою родину в Польшу. Тогда же появился и второй её муж, который также выдавал себя за чудом спасённого Дмитрия. Марина Мнишек была честолюбива и всеми способами стремилась удержать свою власть в России. От Лжедмитрия она зачала сына, которого назвала Иваном. Его в народе ещё во время беременности прозвали «воренком» (Иван Воренок – в честь отца «вора», а вором тогда называли также всех бунтовщиков и злоумышленников). Но это лишь одна из версий, т.к. доподлинно неизвестно кто был его отец. Сама Марина объявила его отпрыском истинного наследника российского престола.

Под покровительством донских казаков

После убийства Лжедмитрия Второго начался хаос. Народ был агрессивно настроен ко всем иностранцам. Беременная Марина призывала народ отомстить за убитого мужа, но народ был глух. На её просьбу отозвались только донские казаки под предводительством Ивана Заруцкого, который к тому же испытывал к ней симпатию. Казаки под его командованием напали на калужских татар и всех убили. Спустя несколько дней после этих событий Марина родила сына Ивана и призвала всех горожан присягнуть ему на верность как легальному наследнику российского престола. Но народ считал её колдуньей и врагом. И даже армия Яна Сапеги, прибывшая сюда по просьбе Марины Мнишек, не смогла её спасти.

Польская подданная Марина оказалась под защитой казаков Ивана Заруцкого. В казачьей вольнице рос и воспитывался её трёхлетний сын. Но кроме этих казаков никто не желал признавать в мальчике царя.

После освобождения от польских оккупантов Москвы в 1612 г. и венчания на царство Михаила Романова в 1613 г. приближённый к атаману Ивану Заруцкому князь Дмитрий Трубецкой получил во владение богатейшую область Вагу, бывшую во владении у Шуйских и Годуновых.

Но внутренняя смута не была ликвидирована. Часть разбойничьих отрядов со всей России приближалось к Лебядни – ставке Ивана Заруцкого. Кроме того, его поддерживал черкасский народ.

Царь Михаил направил на подавление мятежа князя Одоевского Ивана Никитича. К концу апреля 1613 г. была собрана новая армия из рекрутов ближайших к Москве городов. Одоевский с этой армией направился к ставке Ивана Заруцкого – к Лебедяни. Но тот с казаками и черкассами ушёл в сторону Воронежа. Одоевский развернулся и нагнал противника в конце мая под Воронежом, где на протяжении двух суток сражался с мятежниками. В результате войско мятежников было разбито, а сам Заруцкий был вынужден сбежать за Дон. Царский воевода Одоевский решил, что на этом с бунтовщиками закончено и остановился в Туле. Но через время Заруцкий направился в Астрахань, где нашёл множество единомышленников. Там же он основал свою новую ставку.

Казак Заруцкий был уверен, что ему удастся заручиться поддержкой персидского шаха Аббаса, волжских казаков, бродячих разбойников Московской области, ногаев, юртовских татар и пойти с этими объединёнными силами вверх по течению Волги, подчиняя себе всё новые города. По причине обнищания государства ему удалось захватить приволжские области, которые служили источником рыбных промыслов, а также Астрахань.

Иван Заруцкий перебил всех сопротивляющихся дворян и бояр Астрахани. С помощью татар он перехватывал посыльных и убеждал, что якобы вся Россия уже давно присягнула на верность не Михаилу, а самозванцу. Так ему удалось заручиться влиятельными союзниками.

Также он послал своего подданного Тимофея Чулкова пройтись с грамотой, на которой все жители Астрахани должны были «приложить руку», но не читать содержания грамоты. Кто отказывался – подвергался пыткам. Большинство не задавало лишних вопросов. Но многочисленные кровопролития и казни заставляли Марину Мнишек (которая всё это время была с атаманом Заруцким) опасаться неожиданного восстания горожан. Она просила не звонить на заутреню, т.к. это якобы может разбудить сына. Реальная же причина была в боязни «приходу». Атаман Заруцкий мечтал заручиться поддержкой Персии, для чего передавал ей Астрахань. Но большая часть казаков была не согласна с таким решением.

Подавление мятежа

В это же время к концу зимы царь Михаил предпринимал активные меры по подавлению многочисленных мелких мятежных групп в России. Он поручил князьям Одоевскому и Головину очистить Астрахань от мятежников. Одновременно с этим царь послал авантюристу Заруцкому письмо с полным помилованием в случае прекращения военных действий. Но тот отказался.

В качестве превентивной меры против расправы над безоружными жителями, астраханцы сами подняли бунт изнутри. И при этом на Астрахань шла царская армия. Узнав об этом от мятежных казаков, отпали юртовские татары и часть казаков (ставших перебежчиками). При этом против них выступил из Терка отряд Хохлова, разбивавший оставшиеся части мятежного войска.

Марина Мнишек вместе с Иваном Заруцким и малолетним сыном была вынуждена бежать и скрываться в обычных камышах. Узнав про это, местные рыбаки тут же сообщили про них властям.

После осады мятежных казаков стрельцами, сами казаки связали своего атамана, Марину и её сына и передали их стрельцам. При этом присягнули на верность Михаилу Романовичу и были помилованы. Стрельцами были взяты в плен также и дети ногайского князя Иштерека и мурзу Джан-Арслана.

Для предотвращения потенциального бунта и попыток их освобождения, 13 июля Одоевский отослал Ивана Заруцкого, Марину Мнишек и её сына в Казань. С ними были посланы большие войска сопровождения.

В кандалах и под конвоем Марина Мнишек была доставлена в Москву, где она так мечтала властвовать. Там, за Серпуховскими воротами Москвы, стрельцы осуществили расправу над Иваном Заруцким, которого посадили на кол.

Казнь четырёхлетнего сына Ивана

В то время в столице уже был избран на царский трон Михаил Романов. Стрельцы посчитали, что четырёхлетний ребёнок может стать причиной новой смуты, т.к. он был отпрыском официально коронованной и всенародно признанной Марины. Поэтому от него было необходимо избавиться. Его ожидала страшная и жестокая публичная казнь. Забрав четырёхлетнего сына из рук спящей Марины Мнишек, его публично повесили.

Что стало с самой Мариной Мнишек, её дальнейшая судьба доподлинно неизвестна. Согласно польским источникам, она была также казнена. Согласно российским – скончалась в тюрьме от перенесённого горя.

После этого неурядицы стали незначительными и эпизодическими.

Казнь четырёхлетнего ребёнка не имела смысла и не привела ни к каким историческим результатам кроме одного: больше никакой «Иван Дмитриевич» не претендовал бы на российский престол.

Самое противоречивое и парадоксальное в казни этого ребёнка в том, что царских «бастардов», как правило, не казнили лишь за факт их рождения. Обычно их ссылали в монастыри, или подстраивались «несчастные случаи». Публичная казнь в этом случае – непомерная мера, которая до сих пор вызывает яркие эмоции у исследователей.

Остаются неразрешёнными многие вопросы:

  • С какой формулировкой были осуждены на казнь приговорённые? По какому приговору?
  • Кто был в составе судей?
  • Какое могли предъявить обвинение 3-х летнему ребёнку (кроме потенциальной возможности в далёком будущем стать причиной новой смуты)?

Легенды, предания, поверья

Сегодня эта история обрастает всё новыми и новыми легендами. Так, в коломенском кремле укоренилось поверье о призраке Марины Мнишек: якобы её не обретшая покоя душа навечно осталась в здании. Многие посетители говорили о мрачности кремлёвских коридоров, в которых они якобы чувствовали невидимый, пристальный и пронизывающий взгляд кого-то.

Но это поверье родило ещё одно предание, согласно которому для обретения взаимной любви (особенно касается тех, кто страдает от безответности в отношениях) надо попросить у призрака Марины Мнишек помощи и удачи в любви.

Есть ещё одна легенда о способности Марины Мнишек превращаться в птицу. По легенде она вылетала из Коломенской башни в окно, когда ей вздумается, а страже строго-настрого запрещалось даже просто смотреть в глаза заключённой. Это объяснялось тем, что посмотрев на неё можно моментально влюбиться и просто сгореть от пылкой страсти.

До нашего времени в Коломенском кремле сохранилась круглая башня, которую до сих пор называют Маринкиной (в честь Мнишек). Также известен на весь мир её портрет из Вишневецкого замка, который называется «1604».

Про эти события повествует одна из известнейшей отечественных пьес «Борис Годунов», которая впервые ставилась в 1870 году в Мариинском театре. Затем многократно экранизировалась. В частности, в 1987 г. Марину Мнишек сыграла Ирина Малышева, а в 2011 г. – Агния Дитковските.

Проклятие династии Романовых Мариной Мнишек

Есть мнение, что сами бояре нашли в убийстве маленького сына Марины Мнишек Ивана определённый символизм: с гибели ребёнка началась смута, с гибели невинного ребёнка она должна завершиться.

Однако символично, что и само падение династии Романовых в 20 веке, спустя 3 века после этих событий также произойдёт посредством убийства невинных маленьких детей!

Это связано с народным преданием о существовании проклятия, которое Марина Мнишек наслала на всю династию Романовых. По легенде, Марина предсказала, что все Романовы будут умирать не своей смертью и, в конце концов, власть династии будет свергнута. Можно верить в то, что Марина Мнишек прокляла род Романовых, или нет. Но история и факты эту легенду только подтверждают.

Марина Мнишек, жена Лжедмитрия I

Марина или Марианна Юрьевна Мнишек (род. ок.1588 г. в родовом замке в Ляшках Мурованных, ум. в 1614/15 году) — дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло, жена Лжедмитрия I, венчанная с ним в мае 1606, незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена следующего самозванца, Лжедмитрия II, выдававшего себя за первого. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени.

Марина Мнишек

Представительница шляхетского рода Мнишеков.

Герб рода

Украшенное романтическими рассказами знакомство Мнишек с Лжедмитрием произошло около 1604 г., и тогда же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть женой неизвестного и некрасивого бывшего холопа Марина согласилась из-за желания стать царицей и под влиянием уговоров католического духовенства, избравшего её своим орудием для проведения католичества в Русское царство. При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедимитрия.

Марина Мнишек и Лжедмитрий

В ноябре 1605 года состоялось обручение Марины с Лжедмитрием, которого представлял дьяк Власьев (обручение per procura, «через представителя», или «в лице представителя»), а 3 мая 1606 года она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Марины. Как русская царица она получила имя Мария Юрьевна.

Заочное обручение Марины и Димитрия в Кракове в 1605 году

Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. После смерти мужа начинается для неё бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твёрдости характера и находчивости. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу.

В августе 1606 года Василий Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она не называлась русской царицей. На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский лагерь.

Марина Мнишек

М. П. Клодт. «Марина Мнишек и её отец Ежи Мнишек под стражей в Ярославле».

С. В. Иванов. «В Смутное время»

Несмотря на отвращение к Лжедмитрию II (Тушинскому вору), Марина тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608) в отряде Сапеги и прожила в Тушине более года. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из её писем к Сигизмунду и папе, но стало ещё хуже с его бегством (27 декабря 1609) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февр. 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору.

Ян Пётр Сапега


Дмитрий-самозванец. Дальневосточный художественный музей.

Николай Васильевич Неврев

Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она является с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведёт переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность — быть захваченной поляками. Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким, она прожила здесь до начала 1611 г., уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.) и с сыном Иваном («Ворёнок»), называвшимся Дмитриевичем.

Марина Мнишек

До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить её сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от неё Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Марину бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву (июль 1614 г.).

Бегство Марины с сыном

Здесь трёхлетний её сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле» ; по другим источникам, она повешена или утоплена. Имеется предание, согласно которому Мнишек перед своей смертью якобы прокляла род Романовых, будто бы предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля, где и скончалась.

Марина Мнишек

Сохранились многочисленные её письма к отцу, королю и Папе Римскому. Известен и так называемый «Дневник Марины Мнишек», составленный, однако, не ею (и не от её лица), а человеком из её свиты.

Интересные факты

В 1605 год в багаже Марины Мнишек Лжедимитрием I была впервые привезена в Россию вилка. На свадебном пиру в Кремле демонстративное использование вилки шокировало русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка, как символ нерусского происхождения Лжедмитрия (в то время использовали только ложки), стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия.

Другой причиной, по которой Лжедмитрия заподозрили в переходе в католичество, был отказ от походов в баню. Для русского человека того времени баня всегда была неотъемлемой частью жизни (вспомним легендарный рассказ из Повести временных лет о посещении апостолом Андреем русских земель). Лжедмитрий же с супругой в баню не ходили, что в России вызывало возмущение.

Источник «Дневника Марины Мнишек»

Название «Дневник Марины Мнишек» появилось с легкой руки Николая Устрялова, которое он применил в его работе «Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Часть IV. Дневник Марины Мнишек и польских послов» в 1834 году. Однако в предисловии он указывает, что рукопись написана неизвестным поляком, бывшим в свите Марины. Рукопись была получена Устряловым от неназванного «любителя отечественной истории» и была взята «из манускриптов учёного Албетранди». О Марине Мнишек в «Дневнике» говорится в третьем лице, например: «Дочь воеводы привезли в Краков».

Марина Мнишек родилась 1588 году в польском местечке Сомбор. Отцом ее был польский воевода Ежи (или по-русски Юрий) Мнишек. Отец был человеком тщеславным, мечтал о власти, и его характер скорее всего передался дочери. О матери Марины ничего не известно.

Когда девице Мнишек минуло шестнадцать лет, в местечко, где они жили, прибыл молодой человек, который сыграл ключевую роль и в жизни Марины, и в истории России. Это был Григорий Отрепьев, нареченный впоследствии Лжедмитрием I.

Молодые люди сразу понравились друг другу, а у отца Марины созрел план. Он решил помочь возвести на престол Лжедмитрия и сделать его своим зятем.

Личная жизнь Марины Мнишек

Марина Мнишек и Лжедмитрий первый обвенчались в католической церкви, и молодой муж поехал покорять Москву. Назвавшись царевичем Дмитрием, который считался погибшим, аферист вступил на царский престол. Вслед за ним через несколько дней прибыла и будущая царица Марина, которую встретили с почестями.

Но польские обычаи новоиспеченной царской четы со временем стали раздражать российских бояр. Примечательный факт – Марина Мнишек впервые привезла в Россию… вилку. Бояре, увидев царицу за столом с этим «чертовым орудием с зубьями» были крайне возмущены. Среди них стал зреть заговор против Лжедмитрия. И спустя несколько месяцев группой бояр во главе Василием Шуйским был убит Лжедмитрий I.

Марина Мнишек пыталась бежать, но не успела, ее схватили и сослали под стражей в Ярославль. А российским царем стал Василий Шуйский.

Но на этом приключения Марины Мнишек не закончились. Из Калуги пришла весть о появлении нового царевича - Лжедмитрия II. О его происхождении историки спорят – либо это был сын князя Курбского, либо поповский сын Матвей Веревкин, либо сын еврея из города Шклов. В любом случае человек это был характера своенравного, наружности неприятной, пьяница и дебошир. Марине Мнишек было предложено признать в нем мужа в обмен на московский трон. И Марина согласилась, ибо узнав вкус царской власти, уже не могла его забыть.

Новый муж вел себя зачастую непристойно, но Марина терпела его, надеясь вновь переехать в Москву. Однако в России было неспокойно, после отстранения от престола Василия Шуйского на трон претендовал польский король Сигизмунд III. Марина попыталась договориться с ним, но польский монарх не захотел уступать трон властной и хитрой соотечественнице. Пришлось Мнишек проводить время в Калуге в компании ненавистного мужа. Правда поговаривали о связи лжецарицы со знаменитым воеводой Заруцким, человеком агрессивным и властным.

Конец политической карьеры

В 1610 году Лжедмитрий II погиб на охоте. У Марины вскоре родился ребенок, сын Иван, и Мнишек с помощью него вновь пыталась претендовать на российский престол. Но бояре, знавшие о связи Марины с Заруцким, служить обманщице отказались. А в 1613 году российским царем стал Михаил Федорович Романов, и «смутное время» закончилось.

Что известно о Марине Мнишек

Мнишек, Марина Юрьевна — одна из наиболее ярких фигур Смутного времени начала XVII столетия. Ее считали ведьмой и приписывали незаурядный политический талант. Она прожила только 26 лет, однако за эту короткую жизнь, ей довелось пережить коронацию, изгнание, плен в банде разбойника. Она была очевидцем гибели 2-х своих мужей. Царя Дмитрия Ивановича, или , и по прозвищу Тушинский вор.

Мнишек не любили на ее родине – в Речи Посполитой, считая за чернокнижницу и колдунью потому, что она носила перевернутый крестик. К ней испытывали ненависть и в Московии за то, что она пыталась ввести европейский этикет, впервые привезя в Московию вилку, за попытку украсть и за многое другое. И не только жизнь, но и ее смерть оказалась покрыта тайной.

Краткая биография Марины Мнишек

Марина Мнишек (по-польски Марианна Юрьевна, рожд. примерно 1588 г. смерть 1614 или 1615 год) - дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека, жена первого Лжедмитрия. Разукрашенное романтическими рассказами ее знакомство с Лжедмитрием произошло около 1604 года, и тогда же последний после своей известной исповеди был помолвлен с ней.

Стать женой неизвестного и некрасивого в прошлом холопа Марина согласилась из за стремления стать царицей и уговоров католического духовенства, которое избрало ее своим орудием для проведения католичества в «Московию». Во время помолвки ей, самозванец обещал, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставление права исповедовать католичество и возможность выйти за другого в случае неудачи Лжедмитрия.

1. Коронационный портрет 1606
2. Лжедмитрий I и Марина Мнишек. Гравюра

1605 год, ноябрь — состоялось обручение Марины Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя. 1606 год, 3 мая — она с большою пышностью, в сопровождении отца и многочисленной свиты, въехала в Москву. Спустя 5 дней состоялось венчание и коронование Мнишек. В течении одной недели царствовала в Москве новая царица. После смерти супруга началась для нее бурная и полная лишений жизнь, при этом она показала много твердости характера и находчивости. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу и здесь, говорят, вступила в сношения с Михаилом Молчановым.

1606 год, август — поселил всех Мнишков в Ярославле, где им довелось прожить до июля 1608 года. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей, постановили отправить Марину Мнишек на родину, с тем чтобы она не называлась моск. царицей. На пути ее перехватил Зборовский и доставил в Тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Марина Мнишек согласилась тайно обвенчаться с ним 5 сентября 1608 года в отряде Сапеги и прожила в Тушине больше года.

Плохо жили они с новым мужем, как это можно увидеть из ее писем к Сигизмунду и Папе, но стало еще хуже с его бегством 27 декабря 1609 года из Тушина. 1610 год, февраль — остерегаясь за свою жизнь, она в гусарском платье, с одной служанкой и в сопровождении нескольких сотен донских казаков, бежала в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город взяли русские, в Калугу, к Лжедмитрию 2. Спустя несколько месяцев после победы Жолкевского над русскими войсками она появляется с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского начинает вести переговоры с Сигизмундом о помощи для занятия Москвы.

Марина Мнишек и Лжедмитрий I

Тем временем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и ее предложили отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним появилась новая опасность – быть захваченной поляками. Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким, она жила там до начала 1611 года, уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинского вора убили в декабре 1610 года) и с сыном Иваном, назыв. Дмитриевичем.

До июня 1612 года она находилась под Москвою, в основном в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к , когда отпал от нее Трубецкой.

Подступившее к Москве земское ополчение вынудило Мнишек сбежать вначале в Рязанскую землю, после в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова ее настигли московские стрельцы и, скованную, вместе с сыном доставили в Москву (июль 1614 год). Там четырехлетнего ее сына повесили, а она, по сообщению русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле»; по другим источникам, ее повесили или утопили.