Мальтус и его теория о население. Основные этапы биографии Мальтуса Т.Р. Проблемы в концепции

Введение

Томас Роберт Мальтус - представитель классической школы европейской экономической науки XVIII-XIX вв. Основные работы, которые содержат наиболее примечательные его результаты - это изданное в 1798 «Опыт о законе народонаселения …» и работа 1820 года «Начала политической экономии».

Наиболее важный вклад, внесенный Т. Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им “теории народонаселения”, в которой предпринята попытка связать между собой экономические и демографические факторы. Следует заметить, что в мальтусовой постановке этого вопроса указанная взаимосвязь оказывается двусторонней: как экономические процессы влияют на изменение численности населения, так и демографические факторы оказывает воздействие на развитие экономики. Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее, но именно работы Мальтуса заложили основу для дальнейшего развития демографического направления в экономической науке.

Основные этапы биографии Мальтуса Т.Р.

Томас Роберт Мальтус родился 14 февраля 1766 года недалеко от Доркинга (графство Суррей). Отец его был личностью незаурядной: занимался науками, дружил и переписывался с виднейшими мыслителями того времени Дэвидом Хьюмом и Жан-Жаком Руссо. Томас поступил в одно из тамошних заведений - Джесус-колледж Кембриджского университета и в 1788 году окончил его. Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Потому неслучайно, что, закончив колледж, он принял духовный сан. В 1793 году получил ученую богословскую степень. В 1797-1803 годах исполнял обязанности викария одного из приходов графства Суррей. В то же время молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 года стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями. В 1805-1834 году принимает предложение стать профессором кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Главным трудом Томаса Мальтуса стал эссе с изложением теории народонаселения. Первое издание книги под названием «Опыт о законе народонаселения и о том, как он воздействует на будущее улучшение общества, с замечаниями по поводу идей г-на Годвина, маркиза де Кондорсе и других авторов» вышло анонимно в 1798 году. Автор, неженатый молодой пастор - будущий ученый экономист Т.Мальтус вызвал на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя пять лет, на этот раз под своим именем, в 1803 году свет увидел второе дополненное издание книги - вдвое большее по объему. Не только второе, но и последующие издания были существенно обновлены и расширены, в том числе историческими экскурсами, критическим анализом трудов других авторов.

В итоге, в отличие от формы краткого памфлета в первом издании, во всех остальных книга представляла собой обширный трактат. При первом издании закона Мальтусу в значительной степени оставались неизвестны даже самые простые факты о населении не только других стран, но и Англии. Так он полагал население Англии равным 7 млн, а перепись 1801 дала результат в полтора раза больший, почти 11 млн. При подготовке второго издания он учел не только материалы проведенной переписи, но и текущего церковного учета, сопоставимые данные по другим странам также были существенно улучшены. Таким образом, анализ полученной информации привел Мальтуса к необходимости перенести ядро аргументации в случае Англии и Европы на превентивные ограничители. Всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом.

Продолжая научные изыскания в 1815 году Т. Мальтус издал еще одно произведение «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т. Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал несколько позднее, в 1820 году. В тот год Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение». Умер Томас Мальтус 23 декабря 1834 года.

Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.

Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение численности населения ведёт к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.

Сдерживание роста населения объяснялось естественными препятствиями (война, голод, мор), высокой смертностью; превентивным фактором (аборт, детская смертность), уменьшением темпов рождаемости. Проявление «нищеты и порока» «Моральные ограничения» -- увеличение возраста вступления в брак, строгие сексуальные воздержания до брака. Однако сам Мальтус, как и остальные люди эпохи, считал меры по ограничению рождаемости делом крайне греховным. (несколько десятилетий после, мальтузианцы, выступали за ограничение рождаемости, оправдываясь его теорией). Но в первой четверти XX века, «принцип перенаселения» Мальтуса, уступил место «недонаселённости» Кейнса. После Второй Мировой войны теория Мальтуса вновь стала популярной в развивающихся странах. мальтус народонаселение мальтузианство

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, так говорят о современных малоразвитых странах: «Рождаемость в них высокая, как в аграрных странах, а смертность низкая, как в индустриальных из-за медицинской помощи более развитых стран». Считают, что прежде, чем помогать им, надо решить проблему контроля рождаемости.

В целом, теория Мальтуса продемонстрировала свою высокую объясняющую способность применительно к доиндустриальным обществам, хотя никто не ставит под сомнения того факта, что для эффективного использования её для объяснения динамики современных обществ (даже в странах третьего мира), она нуждается в самых серьёзных модификациях; впрочем, с другой стороны, теория Мальтуса продемонстрировала самую высокую способность адаптироваться к подобным модификациям и встраиваться в них.

Идеи Мальтуса были частично использованы Карлом Хаусхофером в его работах по геополитике и теории «жизненного пространства».

Введение

Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».

Применительно к человеческому обществу Мальтус утверждал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии (т.е. как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256), тогда как средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии (т.е. как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…). Через два столетия, утверждал он, народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9; через три – как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым.

Мальтус ничем не обосновывал этого выдвинутого им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом. Правда, у него приводится один факт, который, однако, не только не подтверждает его измышлений, но изобличает его недобросовестность как ученого. Он говорит об удвоении населения в Северной Америке за 25 лет и считает этот факт доказательством того, что население растет в геометрической прогрессии. На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения. Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс – это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества, что бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях.

«Главная и непрерывная причина бедности, – писал Мальтус, – мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание; – поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения».

Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения – она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.

Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус, как ревностный апологет господствующих классов, открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» – воздержание неимущих от браков. Б болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.

Томас Роберт Мальтус – представитель классической школы европейской экономической науки XVIII–XIX вв. Основные работы, которые содержат наиболее примечательные его результаты – это изданное в 1798 году «An Essay on the Principle of Population, as it Affects the Future Improvement of Society with Remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and Other Writers» («Опыт о законе народонаселения…» в русском переводе) и работа 1820 года «The Principles of Political Economy» («Начала политической экономии»). Наиболее важный вклад, внесенный Т.Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой предпринята попытка связать между собой экономические и демографические факторы. Следует заметить, что в мальтусовой постановке этого вопроса указанная взаимосвязь оказывается двусторонней: как экономические процессы влияют на изменение численности населения, так и демографические факторы оказывает воздействие на развитие экономики. Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее , но именно работы Мальтуса заложили основу для дальнейшего развития демографического направления в экономической науке.


1. Основные положения теории народонаселения Мальтуса

Теория народонаселения, выдвинутая Мальтусом, изложена им в работе «Опыт о законе народонаселения…» , вышедшей впервые в 1798 году и вторично изданной автором с существенными изменениями в 1803 году.

Изначальной целью своего исследования Мальтус ставит «улучшение жизни человечества». Надлежит заметить, что в изложении своих идей Мальтус широко использует не только экономические, но и социологические, натурфилософские, этические и даже религиозные понятия и концепции.

Изложение своей теории Т.Р. Мальтус начинает с того, что постулирует некий всеобщий «биологический закон», которому подчиняются все живые существа – «великий и тесно связанный с человеческой природой закон, действовавший неизменно со времени происхождения сообществ».

Этот закон «состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Далее, ссылаясь на результаты доктора Франклина, Мальтус указывает на ограничение рассматриваемого процесса размножения, отмечая следующее: «единственной границей воспроизводительной способности растений и животных является лишь то обстоятельство, что, размножаясь, они взаимно лишают себя средств к существованию».

Однако, если у животных инстинкт размножения не сдерживается ничем, кроме указанного обстоятельства, то человек обладает разумом, который в свою очередь играет роль ограничения, накладываемого человеческой природой на действие приведённого выше биологического закона. Побуждаемый тем же инстинктом размножения, что и другие существа, человек удерживается голосом разума, внушающим ему опасение, что он будет не в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей себя и своих детей.

В основу своей теории Мальтус положил результаты исследований динамики изменения численности населения Северо-Американских территорий, в то время ещё колоний Соединённого Королевства и других государств Старого Света, во второй половине XVIII-го века. Он заметил, что количество жителей наблюдаемых территорий удваивается через каждые 25 лет. Из этого он делает следующий вывод: «Если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые двадцать пять лет и возрастает по геометрической прогрессии». Позднее критики теории Мальтуса указывали на ошибочность этого вывода; они подчёркивали, что основной причиной увеличения населения колоний Северной Америки были миграционные процессы, а не биологическое размножение.

Вторым основанием теории Мальтуса стал закон убывающего плодородия почв. Суть этого закона заключается в том, что производительность сельскохозяйственных земель убывает со временем, и для того, чтобы расширять производство продуктов питания, следует осваивать новые земли, площадь которых хотя и велика, но всё-таки конечна. Он пишет: «Человек стеснен ограниченным пространством; когда мало-помалу… будет занята и возделана вся плодородная земля, увеличение количества пищи может быть достигнуто не иначе, как только путем улучшения занятых ранее земель. Эти улучшения, по самым свойствам почвы, не только не могут сопровождаться постоянно возрастающими успехами, но, наоборот, последние будут постепенно уменьшаться, в то время как население, если оно находит средства существования, возрастает безгранично, и это возрастание становится, в свою очередь, деятельной причиной нового возрастания». В итоге Мальтус делает вывод о том, что «средства существования в самых благоприятных условиях для труда ни в коем случае не смогут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии».

Таким образом, Мальтус приходит к выводу о том, что жизнь человечества при сохранении наблюдаемых тенденций со временем может лишь ухудшаться. Действительно, производство средств существования расширяется медленнее, чем растет численность населения. Рано или поздно потребности населения превзойдут доступный уровень необходимых для его существования ресурсов, и начнется голод. В результате такой неуправляемой эволюции человечества по Мальтусу создаются «лишние» люди, каждому из которых уготована тяжёлая участь: «На великом пиршестве природы для него нет прибора. Природа приказывает ему удалиться, и если он не может прибегнуть к состраданию кого-либо из окружающих, она сама принимает меры к тому, чтобы ее приказание было приведено в исполнение».

Однако в действительности, как отмечает Мальтус, рост населения происходит не беспрепятственно. Он сам замечает, что тезис об удвоении населения каждые двадцать пять лет в действительности не имеет места. Нетрудно посчитать, что в противном случае за 1000 лет население уваличилось бы в 240 раз, то есть если бы в 1001 году нашей эры на Земле проживало бы два человека, то в 2001 году – уже более 2*1012, или два триллиона человек, что примерно в триста раз превышает фактическое сегодняшнее значение (примерно шесть миллиардов). Такое размножение, по Мальтусу, возможно лишь при некоторых специфических условиях, а в реальной жизни человек сталкивается с различными «преградами», которые можно классифицировать следующим образом:

1. Нравственное обуздание: «Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния».

2. Пороки: «Распущенность, противоестественные связи, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестественной связи».

3. Несчастья: «вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод».

Тем не менее, численность населения всё же растёт довольно быстрыми темпами, так что проблема голода в судьбе человечества рано или поздно станет решающей. Из своих рассуждений Т.Р. Мальтус делает следующие выводы: «Если при настоящем положении всех исследуемых нами обществ естественное возрастание населения постоянно и неуклонно сдерживалось каким-либо препятствием; если ни лучшая форма правления, ни проекты выселений, ни благотворительные учреждения, ни высшая производительность или совершеннейшее приложение труда, – ничто не в силах предупредить неизменного действия этих препятствий, тем или иным образом удерживающих население в определенных границах, то из этого следует, что порядок этот есть закон природы и что ему необходимо подчиняться; единственное обстоятельство, предоставленное в этом случае нашему выбору, заключается в определении препятствия, наименее вредного для добродетели и счастья. Если возрастание народонаселения неизбежно должно быть сдержано каким-либо препятствием, то пусть лучше таковым окажется благоразумная предусмотрительность относительно затруднений, порождаемых содержанием семьи, чем действие нищеты и страданий». В качестве одного из решений указанной проблемы Мальтус предлагал посильное «воздержание» от деторождения.

Таким образом, для достижения баланса между темпами роста населения и обеспеченностью его необходимыми ресурсами, по Мальтусу, требуется принятие политических решений, направленных на ограничение рождаемости среди отдельных категорий населения. Впоследствии эти выводы Мальтуса подверглись суровой критике с самых различных точек зрения.

Т.Р. Мальтус занимался также исследованиями в области теории ценности. Он отверг трудовую теорию стоимости в редакции Д. Рикардо ; претензии Мальтуса к ней заключались в следующем: эта теория не в состоянии объяснить, каким образом капиталы с разной структурой, т.е. с разной долей вложения в труд, приносят одинаковую норму прибыли. Почему, например, владелец мельницы получает примерно такой же доход, что и страхователь морских грузовых перевозок или держатель королевских купонных облигаций? Кроме того, если заработная плата рабочего является лишь частью стоимости, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом представляет собой неэквивалентный обмен, то есть очевидное нарушение законов рыночной экономики.

Девятнадцатый век подарил человечеству новую науку - экономику, апологетом которой был Адам Смит, основавший теоретический фундамент для динамичных экономических и социальных изменений. Социально-экономические преобразования стали движущей силой прогресса цивилизации, и это отлично показал в своих научных трудах Томас Мальтус, который стал одним из «возмутителей спокойствия» в мире зарождающейся экономической теории того времени. Его работы заложили основу для многих исследований двадцатого века, и не только в области экономики. Труды этого учёного стали идеей, на которую и сейчас опираются разработчики некоторых программ экономического и социального развития в разных странах мира.

Биография

Биография Томаса Мальтуса напрямую связана с периодом великих революционных преобразований Европы. Он родился в эпоху борьбы со старым социальным укладом, на стыке двух экономических формаций - феодализма и зарождения буржуазной демократии. Это было непростое время, когда новые экономические отношения начинали проявляться в реальности, сметая устои общества, меняя взгляды и образ действий. Старый мир не сдавался, что порождало кризисы, неизбежно приводившие к насилию в обществе.

Томас Мальтус (1766-1834) был вторым сыном богатого помещика, последователя революционных идей просвещения. Дэниел Мальтус, поклонник Дэвида Юма и Жан Жака Руссо, с которым общался лично, считал образование сына очень важным делом. Это обстоятельство и определило всю дальнейшую судьбу будущего выдающегося теоретика экономической науки, которому не был чужд и путь духовного развития. Впрочем, по традиции семьи и общества, младший сын обязан был посвятить себя церкви и сделать духовную карьеру.

Образование и научные исследования

Мальтус получил высшее образование в Кембридже, изучая математику и риторику, латынь и греческий в Джизус-колледже, где впоследствии некоторое время был адъюнкт-профессором и членом совета. Ну а в дальнейшем получил духовный сан пастора англиканской церкви и служил в Олбери, небольшом городке графства Суррей. Он активно путешествовал по всей Европе, прежде всего по Франции и Германии. В 1807 году стал профессором политической экономии и истории в колледже Хейлибери Ост-индской компании в графстве Хардфордшир, должность, которую он занимал до самой своей смерти.

Жизнь и достижения

В течение всей жизни ученый жил очень скромно, стараясь все свои усилия посвятить научным исследованиям. Несмотря на то что его избрали членом Королевского общества, а это до сих пор очень почетное в мире звание, и одновременно членом Французской Академии, он отказывался от высоких должностей, которые предлагало ему правительство страны. Он игнорировал и церковную карьеру, хотя и на поприще духовном снискал определенный авторитет. Ему предлагалась должность викария Эффингема в Суррее.

Томас Мальтус стал одним из основоположников Лондонского, а впоследствии Королевского статистического общества и основал Клуб политической экономии.

Ученый был счастливо женат, стал отцом троих детей.

Главная работа всей жизни Т. Мальтуса

Экономические взгляды Томаса Мальтуса формировались в отчаянных спорах с отцом. Его знаменитая работа «Опыт о законе народонаселения» рождалась при обсуждении идей У. Годвина и маркиза де Кондорсе. Этот научный труд был опубликован в 1768 году. «Опыт о законе народонаселения» Томаса Мальтуса был встречен весьма негативно. Первоначально ученый делал свои выводы, основываясь на ошибочной статистике роста народонаселения Северной Америки. Хотя в этой части планеты основой для роста населения стала эмиграция из стран Европы, а не естественное воспроизводство. Некоторые выводы ученый делал, вовсе не опираясь на статистические данные. Впоследствии Томас Мальтус учел свои ошибки, много путешествовал по Европе, чтобы получить как можно больше серьезных данных для своих исследований. Поэтому последовали новые публикации его работы, где уже была дана информация, более приближенная к реальности.

В то время была принята так называемая «оптимистическая» экономическая концепция. Согласно которой, рост народонаселения считался благоприятным фактором для развития экономики, символизировал силу и высокую степень развития государства. Эта теория господствовала еще со времен античности. Предполагалось, что благосостояние населения напрямую связано с его ростом. Это активно утверждали как меркантилисты, так и физиократы. В целом предполагалось следующие: экономический и технический прогресс будет обеспечивать население на каждом этапе его развития достаточным количеством продовольственных ресурсов.

Революционные идеи Т. Мальтуса

Томас Мальтус и его теория разрушали эти благостные представления. В своей работе он доказывал, что рост населения значительно превышает восстановление и преумножение продовольственных ресурсов. Он показал, что существует корреляция между этими двумя показателями. На воспроизводство народонаселения напрямую влияет его способность прокормить себя. Именно эта взаимозависимость и есть причина бедности народов, а не государственный строй или неравномерное распределение ресурсов среди разных слоев общества.

Таким образом, он утверждал, что рост населения вовсе не способствует благоприятному развитию государства.

Ученый не был экономистом по образованию, однако, ему удалось бросить вызов существовавшей теории политической экономии, затронуть и даже в большой степени опровергнуть ее базовые принципы и, прежде всего, постулат о невмешательстве государства в экономику.

Теория народонаселения Т. Мальтуса

Закон Томаса Мальтуса состоял из двух утверждений. Первое касается характера роста населения, которое в теории удваивается каждые 25 лет. В реальности это вовсе не означало, что население должно расти именно в таком темпе, однако сама тенденция имеет место быть. По сути, рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и т. д., как считал Томас Мальтус.

Второе утверждение гласит о том, что рост производства продуктов питания увеличивается всего лишь в арифметической прогрессии - 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д.

Именно такое несоответствие между этими двумя показателями и порождает все проблемы человечества - бедность, войны, эпидемии. Поскольку происходит то, что и должно происходить по объективному закону природы: саморегуляция численности популяции. В конце концов, рост населения подходит к некоему пределу, после чего начинает сдерживаться возникающими в человеческом обществе объективными проблемами: голодом, войнами, болезнями.

Какое решение предложил Т. Мальтус?

Томас Роберт Мальтус считал, что не может быть идеального общественного строя, в котором царит общее процветание, под ним он понимал именно достаток материальный. Потому что всегда есть угроза перенаселения и нехватки ресурсов для удовлетворения основных потребностей людей. Тем не менее с развитием цивилизации люди будут способны эффективно противостоять этой угрозе.

Ученый утверждал, что общество должно нести моральную ответственность, рост народонаселения должен быть контролируемым, а люди - проявлять сдержанность, воздерживаться от брака и рождения «лишних» детей. Практику использования контроля над рождаемостью методами контрацепции священник англиканской церкви, конечно, рассматривал как метод недостойный и противоречащий морали.

Теория и практика закона Т. Мальтуса

Проверка теории Томаса Мальтуса на практике, однако, получила негативные результаты. Мальтус ошибочно предположил, что воспроизводство населения связано исключительно с функцией либидо.

Однако, на деле причины увеличения численности населения намного сложнее. Часто это зависит от многих факторов, не только лишь сила убеждения или личные предпочтения имеют здесь серьезное значение. Его прогноз об увеличении численности населения в геометрической прогрессии не выдержал проверки временем.

Вторая часть теории основывается на постепенном снижении доходов от пахотных земель. Хотя она была сформулирована Тюрго в 1768 году, всё же смутно присутствует и в заявлениях Томаса Мальтуса. В переработанном виде эта теория называется законом убывающей производительности земли.

Сравнивая ряд чисел, предложенных Мальтусом, относительно воспроизводства продуктов питания, можно заметить, что предполагаемые темпы роста по арифметической прогрессии тоже весьма спорны. Поскольку такая статистика будет верна только в теории. На практике же не учитываются условия технологического прогресса. И закон Мальтуса здесь будет верен лишь в том случае, если условия для управления земельными ресурсами не меняются.

Положительное влияние закона Т. Мальтуса

Иными словами, учение Томаса Мальтуса полностью на практике не работает. Первый аргумент неверен, второе утверждение правильно только в теоретических статистических выкладках. Тем не менее закон оказал большое влияние на развитие самой науки экономики и оказал серьезное влияние на формирование в более общем плане экономической и социологической теории в последующие века. Экономисты начали проводить исследования по изменению численности населения, пытаясь выделить определенные закономерности, что привели к созданию новой науки - демографии.

Теория народонаселения и проблема оплаты труда

Теория народонаселения Томаса Мальтуса серьезно повлияла на развитие той области классической экономики, что связана с проблемой распределения доходов и оплаты труда. Она стала основой для теории заработной платы и теории земельной ренты, предложенной позже Рикардо. Демографическая теория Мальтуса была использована для трактовки существующих различий в доходах разных слоев населения.

Сегодня постулаты теории Мальтуса можно считать неэтичными. Поскольку она оправдывает страдания рабочего класса, создавая у буржуазии ложную уверенность в том, что бедность является неизбежной необходимостью. А борьба с бедностью является бессмысленной и неэффективной. Равное распределение национального дохода между разными социальными слоями общества увеличивает темпы воспроизводства населения и приведёт в конечном итоге к тому, что последующие поколения столкнутся с угрозой существования человеческого вида вообще. Этот тезис был позднее оспорен гуманистами.

Размер заработной платы и прожиточный минимум

Мальтус, однако, в своей работе пошел дальше. Он предложил отвергнуть существовавшие в то время программы помощи бедным в Англии, так называемые законы о бедных. Он выступил за отмену пособия для обедневших слоев населения. Страдания людей Мальтус считал естественными, это судьба человечества. Положение класса трудящихся нельзя облегчить по его теории. Возможно, именно поэтому классическая экономика девятнадцатого века была равнодушна к проблемам социальной политики.

Томас Мальтус считал, что размер заработной платы будет всегда определяться прожиточным минимумом для рабочего класса. Иными словами, самым минимальным уровнем, который необходим только для поддержки существования физического тела. Согласно его постулату, если заработная плата в какой-то момент превысит прожиточный минимум, то благодаря улучшению условий жизни начнется и рост населения. Это, в свою очередь, увеличило бы цены на продукты питания и снизило реальную стоимость заработной платы. Он обрисовал некий «порочный круг», из которого якобы нет выхода.

Биология и теория народонаселения

Нельзя не заметить, что Мальтус был чрезвычайно разносторонним ученым. Излагая свои идеи, он использовал помимо экономических, концепции самого разного рода - от натурфилософских до религиозных. Томас Роберт Мальтус вклад в биологию

Обосновывая свою теорию народонаселения, он обращается к биологическим законам. Речь идет о некой концепции воспроизводства популяций растений и животных, которую он сформулировал со своей точки зрения. Ученый считал, что стремление живых существ размножаться быстрее, чем это возможно, в условиях с ограниченными пищевыми ресурсами приводит к катастрофе. Причем, как считал Мальтус, животные не в состоянии контролировать свой инстинкт размножения, в отличие от человека.

Еще одна идея, высказанная им, это теория неизменно убывающего плодородия почв. Согласно которому человечеству приходится постоянно увеличивать как производительность, так и площадь сельскохозяйственных угодий. Однако этот ресурс небезграничен, поэтому рано или поздно придется столкнуться с проблемами нехватки земель, пригодных для выращивания продуктов питания.

Идеи Т. Мальтуса породили цепную реакцию в научном мире

Эти идеи оказали достаточно сильное впечатление на Чарльза Дарвина, по собственному его признанию. И способствовали опосредованно созданию его теории. Можно констатировать, что Томас Роберт Мальтус вклад в биологию сделал довольно-таки существенный.

В целом влияние научных работ Томаса Мальтуса на умы выдающихся ученых и теоретиков оказалось весьма значительным, несмотря на вполне заметные издержки его теории народонаселения. В том числе и на Карла Маркса.

Сегодня неомальтузианцы воплощают теорию своего учителя в виде движения контроля рождаемости. Примером может служить программа планирования семьи, которую продвигают известные международные организации. Неоконсерваторы же и вовсе провозгласили теорию перенаселения планеты своим основополагающим принципом для построения нового мирового порядка. Они считают, что Земля в состоянии прокормить и дать хорошие условия для существования лишь весьма малому проценту от нынешнего 7-миллиардного населения планеты.

Мальтус (Malthus) Томас Роберт (родился 1766 – умер 1834) – английский священник, экономист и демограф. В своем труде «Опыт о законе народонаселения» (1798; русский перевод, т. 1-2, 1868) сформулировал закон народонаселения , базирующийся, по его мнению, на законах природы, согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в прогрессии арифметической. С «абсолютным перенаселением» рекомендовал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Его последователи в настоящее время указывают на то, что природа «сводит счеты» с человечеством за чрезмерное его размножение происходящим загрязнением и разрушением окружающей среды, катастрофическим подчас воздействием на механизм обратной связи между природой и человеком.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Мальтус (malthus) Томас Роберт (1766–1834), английский экономист, автор первой в истории научной теории народонаселения. Идеи Мальтуса легли в основу концепций мальтузианства, в которых неограничиваемый рост численности населения рассматривается в качестве причины социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф. Основываясь на якобы существующей закономерности возрастания численности населения в геометрической прогрессии, а средств существования – в арифметической, Мальтус вывел статистический оптимум населения, при котором ещё не начинают действовать «разрушительные факторы» (войны, эпидемии, голод и др.), корректирующие рост численности населения. Мальтус впервые указал на возможность негативных последствий роста населения, привлёк внимание к проблемам перенаселения, выдвинул идею регулирования численности населения.

Использованы материалы кн.: Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Том 2, М-Я, Росмэн-Пресс, М., 2006.

Мальтус Томас Роберт (1766-1834) - английский мыслитель, экономист, священник. Стал широко известен благодаря сочинению «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода». Мальтус сформулировал надысторический закон народонаселения, согласно которому рост населения происходит в геометрической прогрессии, в то время как средства существования увеличиваются в арифметической прогрессии, что создает основу для классовых противоречий и социальных проблем (нищета, голод, преступность, войны). Причина перенаселения и недостатка средств существования, по Мальтусу, коренится в абсолютных и вечных законах природы, а также в «чрезмерной плодовитости» бедняков. Пытаясь обосновать тезис, согласно которому возможности производства продовольствия ограничены, Мальтус ссылался на «закон убывающего плодородия почвы». Он выступал против правительственной помощи беднякам, которая, по его мнению, лишь обостряет проблему перенаселения.

Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Его позднейшей модификацией явилось неомальтузианство, усматривающее трагедию будущего человечества в «мировом кризисе перенаселения», следствием чего уже является разрушение окружающей среды и экологический кризис. В связи с этим представители неомальтузианства (У.Томпсон, Г.Ражо, Э. Ист и др.) призывают к сокращению рождаемости с целью добиться «оптимума населения», к отказу от индустриализации и преобразования хозяйства развивающихся стран.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 206-207.

Наиболее резко классовая ограниченность и черствый эгоизм английских господствующих классов проявились в сочинениях Мальтуса, который, как указывал Маркс, делал «только такие выводы, которые «приятны» (полезны) аристократии против буржуазии и им обеим - против пролетариата» *. В 1817 г. Мальтус выпустил новое, расширенное издание своей книги «Опыт о народонаселении» (впервые опубликованной в 1798 г.), в которой нищета народных масс объяснялась мнимыми «извечными законами» природы - чрезмерной рождаемостью среди трудящихся и ограниченностью природных ресурсов. Исходя из этого антинаучного, человеконенавистнического «учения», Мальтус оправдывал кровопролитные войны и стремился опорочить все проекты лучшего общественного устройства. Мальтузианство вошло в арсенал реакционной идеологии, хотя оно опровергнуто всем ходом истории человечества и данными науки. Оно используется реакционными идеологами для оправдания антинародной политики империалистических правительств, для разжигания новых захватнических войн.

Примечания

* К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. II, М. 1957, стр. 111.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 156.

Мальтус (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766, Рокери, Сэррей – 29 декабря 1834, Бат, Сомерсетшир) – английский экономист, теоретик народонаселения. Окончил Колледж Иисуса в Кембридже (1788), приходский священник, с 1805 профессор истории и политической экономии в Колледже Ост-Индской торговой компании в Хэртфорде, Хэйлсбери.

Современники отмечали широту интересов Мальтуса в разных областях научных исследований, но особо подчеркивался его вклад в «политическую философию» (в которую включались его исследования народонаселения, ренты, прибыли; его разработки терминологии и нормативов политической экономии; его изучение «влияния реформаций и революций» на нравы, мораль и религию, определяющие «характер нации» и т.д.). Научное и философское мировоззрение Мальтуса складывалось на основе самобытных английских традиций духовного рационализма 17–18 вв. (Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Мандевиль и др.), получивших массовое распространение в образованных общественных кругах. Сам Мальтус отмечал, что идеи великих философов утвердились в обществе благодаря широкому распространению книгопечатания, политических памфлетов, хроники парламентских и др. политических дискуссий, особенно усилившихся в последние десятилетия 18 в. в связи с общественно-политическими переменами в Северной Америке и во Франции. Социальные утопии, идеи политического и общественного переустройства человеческого общества в будущем, акцентирование внимания на проблемах «прав человека», «достижения всеобщего благоденствия», научного и общественного прогресса – вся основная литература по этим темам была добросовестно и критично проанализирована им. Свои оценки современных ему социальных и политических проблем Мальтус соотносил с трудами Д.Юма, А.Смита (особенно в области разработки учения физиократов), Э.Бёрка (идеи, идеалы и практика раннего этапа Французской революции). Полностью в духе установок 18 в. Мальтус считал, что все поддающиеся систематизации общественные явления основаны на природных естественных законах.

Для обоснования «закона народонаселения» (в дальнейшем буквально слившимся с его личностью как в критических, так и апологетических трудах о нем) Мальтус использовал статистические данные и выводы своих предшественников в этой области исследований: Р.Уоллеса (картина упадка процветающего утопического общества под воздействием популяционных перемен), сэра Дж.Стюарта, Дж.Таунсенда и др. Однако суть, направленность и цель первой анонимной публикации Мальтуса («Эссе о законе народонаселения, как он воздействует на будущее усовершенствование общества. С замечаниями соображениям м-ра Годвина, м-е Кондорсе и других писателей», Лондон, 1798. Предисловие датировано 7 июня 1789) глубже и серьезнее, чем это обозначено в заглавии. Мальтус выдвинул два постулата: 1) пища (шире: средства жизнеобеспечения) необходима человеку; 2) взаимное тяготение полов друг к другу – неизбежно и не ослабевает на протяжении всего существования человечества (в последнем, на неопределенных основаниях сомневался Годвин). Рост средств жизнеобеспечения (продукции аграрного производства) происходит медленнее (первоначально Мальтус соотносил рост средств жизнеобеспечения и увеличение объема популяции так, что первое возрастает в арифметической прогрессии, тогда как второе – в геометрической; позднее он отошел от этого жесткого утверждения), чем расширенное воспроизводство населения. До начала регулярных переписей народонаселения в западном мире в 19 в. это не представлялось самоочевидным. Многие правительства продолжали поощрять рост народонаселения. Утописты же думали, что проблема гиперпопуляции станет актуальной лишь через тысячелетия. Мальтус связал с этими динамическими диспропорциями неизбежность существования нищеты, ее усиливающееся разлагающее давление на жизнь и культуру народных масс (рост благосостояния государства вовсе не был прямо пропорционален повышению благосостояния каждого его жителя). Лишь ликвидация относительной перенаселенности (этот термин Мальтус не использовал, но суть явления уловил и описал) в каждом государстве, в каждом географическом ареале, могла бы прервать воспроизводство нищеты. Он впервые исследовал на теоретическом, методологическом и практическом уровнях вопрос о формах (разрушительные, т.е. действия стихийных природных процессов и эпидемий; предупредительные, т.е. этнокультурные мероприятия по ограничению рождаемости) и средствах (сознательное воздержание) оптимизации рождаемости. Работы Мальтуса позволяют говорить о нем как о предшественнике таких научных дисциплин, как этнология, экология, география человека, популяционная статистика, социология. Соответствующие новые данные включались Мальтусом в расширенные переиздания своего основного труда в 1803, 1806, 1807, 1817, 1826: «Эссе о законе народонаселения; или разбор его прежнего и нынешнего воздействия на человеческое счастье; с исследованием наших соображений о будущем устранении или смягчении зол, которые ему сопутствуют».

В области политической экономии Мальтус также проявил себя оригинальным мыслителем, указывая, что эта «наука обнаруживает бо́льшую близость к наукам о морали и политике, чем к математике». Его труд «Принципы политической экономии» (1820) подвергся разрушительной критике современниками (Д.Рикардо), но в 20 в. он по достоинству оценен Дж.М.Кейнсом, который включил Мальтуса в число самых выдающихся интеллектуальных представителей английского народа. Высоко ценили труды Мальтуса Дж.Милль и Дж.С.Милль, Ч.Дарвин, А.Уоллес и др. Плагиатором, эпигоном, «попом», продажным служителем высших классов, человеконенавистником ославлен Мальтус в марксистской литературе. «Абстрактный закон населения существует только для растений и животных, пока в эту область исторически не вторгся человек» (Маркс К. Капитал, т. 1. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 64 и др.).

П.М. Кожин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 486-487.

Далее читайте:

Мальтузинаство , социологическая доктрина.

Сочинения:

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. – В кн.: Антология экологической классики. М., 1993, с. 3–134;

The Works of Thomas Robert Malthus, ed. by Ε. Α. Wrigley, D.Souden. L, 1986, v. 1–8.

Литература:

Риккардо Д. Примечания к книге г-на Мальтуса «Начала политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического приложения». – В кн.: Риккардо Д. Соч., т. 3. М., 1955, с. 95–291;

Туган-Барановский М. Очерки из новейшей истории политической экономии (Смит, Мальтус, Рикардо и т.д.). СПб., 1903, с. 62–75;

Winch D. Malthus. Oxf., Ν. Υ., 1987.

Томас был шестым из семи детей Дэниэла (Daniel) и Генриетты Мальтус (Henrietta Malthus). Детство его прошло в сельском доме близ Уэсткотта, Суррей (Westcott, Surrey). Учился Мальтус сначала на дому, а затем – в Академии Уоррингтона (Warrington Academy).

В 1784-м Томас поступил в Колледж Иисуса в Кембридже (Jesus College, Cambridge). В колледже Мальтус показывал высочайшие результаты в латыни, греческом, английской декламации и математике.

В 1791-м Томас получил степень магистра; через шесть лет он был посвящен в духовный сан и отправился в деревушку Оквуд (Okewood), близ Элбари, Суррей (Albury, Surrey).

Современники описывали Томаса, как человека в высшей степени симпатичного – если бы не заячья губа и волчья пасть. Последний дефект несколько повлиял и на голос Мальтуса. Известно также, что Томас сильно стеснялся своих физических недостатков и даже отказывался – вплоть до 1833-го – позировать для портрета.

12-го апреля 1804-го Мальтус женился на своей кузине Харриет (Harriet); у них было трое детей – Генри (Henry), Эмили (Emily) и Люси (Lucy).

В 1805-м Томас получил должность профессора истории и политической экономики в Колледже Ост-Индской Компании (East India Company College) в Хертфордшире (Hertfordshire). У студентов колледжа Мальтус пользовался просто невероятным авторитетом и уважением.

В период с 1798-го по 1826-й Мальтус опубликовал шесть изданий своего самого известного труда, "Опыт о законе народонаселения" (An Essay on the Principle of Population). В новые издания Томас включал все новые и новые данные – как полученные им в результате дальнейших исследований, так и поступившие от многочисленных критиков. Первую версию текста Мальтус создал в качестве своеобразного ответа на чрезмерно оптимистичные высказывания его отца о перспективах развития и улучшения общества. Сам Томас к перспективам общества относился с определенным скептицизмом; в своей работе он показывал, что во всех прошедших эпохах обязательно находилась прослойка, обреченная на бедность. Объяснял это неприятное постоянство Мальтус довольно просто – по его мнению, главной причиной социального и экономического неравенства было чрезмерно разросшееся населения планеты; Томас был уверен, что продолжаться рост населения будет до тех пор, пока из-за нехватки самых основных ресурсов у человеческой расы не начнутся действительно серьезные проблемы.

У сложившейся проблемы Мальтус видел два решения – меры по повышению смертности и меры по понижению рождаемости. Смертность людей сильно повышалась во время войн и массовых эпидемий; снизить рождаемость легко могли бы легализация абортов и проституции, контроль за размножением и постепенная популяризация поздних браков. К более "позитивным" мерам, признанным помочь увеличить количество людей, способных одновременно сосуществовать в мире, Томас относился с глубочайшим сомнением.

Лучшие дня

Скончался Томас Мальтус 23-го декабря 1834-го; тело его было похоронено в городе Бат (Bath), в местном аббатстве. Надо отметить, что большую часть жизни Томас жил – как и подобает священнику – довольно скромно. Ему не раз выдавалась возможность занять довольно престижную должность в правительстве или подняться вверх по карьерной лестнице церковного мира; Мальтус, однако, все эти возможности игнорировал, предпочитая как следует сконцентрироваться на научной деятельности.