Легендарный танк type 59. Боевая машина поднебесной. Плюсы и минусы

2-07-2016, 15:08

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в гостях легендарная и одна из самых желаемых машин просторов World of Tanks, один из первых премиумных танков нашей игры – перед вами гайд по Type 59.

Примечательно то, что данный агрегат обладает льготным уровнем боев, то есть против десятых уровней не воюет никогда и сейчас средний китайский премиум танк восьмого уровня Type 59 купить нельзя, так как его вывели из продажи уже очень давно.

Подробные ТТХ Type 59

Давайте же перейдем к рассмотрению параметров этого китайца, а вы сможете определить для себя, так ли он хорошо, или это всего лишь громкое имя. Для начала скажу, что у нас есть типичный по меркам одноклассников запас прочности и вполне достойный базовый обзор в 380 метров.

Бронирование Type 59

Касательно того, какие у Type 59 характеристики бронирование, все так же весьма неплохо. Главное, о чем нужно знать – отлично бронированный лоб башни, от которого отлетаю снаряды большинства противников восьмого и ниже уровня.

В плане твердости корпуса все не так круто, но и неплохо. НЛД и ВЛД толщиной 100 миллиметров, расположенные под очень выгодными углами и неплохо держат удар, хотя корпус все равно лучше прятать. Type 59 танк WoT способен танковать даже бортом, но только при правильной постановке и далеко не всегда.

Касательно подвижности, все относительно. С одной стороны, хорошая максималка и маневренность, но по меркам средних танков, динамика средненькая, хотя тугой машину не назовешь, китайский танк Type 59 довольно резвый.

Орудие Type 59

Теперь поговорим о вооружении и тут снова имеются некоторые противоречия. Для начала альфастрайк, который совсем немного превышает большинство премов восьмого уровня, но удивляться тут нечему.

Что касается скорострельности, то она не очень большая и поэтому Type 59 орудие способно наносить всего 1700 базового урона в минуту, без учета оборудования и умений экипажа. То же касается и бронепробитие, оно маленькое и его не хватает для того, чтобы хорошо фармить. По этой причине вам придется возить с собой половину голдового боезапаса. Кстати, обратите внимание, боекомплект тут маленький, так что стреляйте с умом.

С точность у Type 59 в World of Tanks вообще беда. Большой разброс, очень длительное сведение, как для СТ, и отвратительная стабилизация, эти параметры нужно будет всячески исправлять. Радует только склонение орудие на 7 градусов вниз, особенно если вспомнить, что в наших руках китаец.

Преимущества и недостатки

Итак, как вы уже могли заметить, в наших руках неплохая и даже довольно сильная машина, но далеко не имба и поэтому очень важно понимать все самые сильные и слабые стороны Type 59 WoT.
Плюсы:
Отличная лобовая броня башни;
Хорошая подвижность и маневренность;
Высокий коэффициент незаметности;
Достойный обзор;
Льготный уровень боев.
Минусы:
Плохая точность и стабилизация;
Длительное время сведения;
Слабый ДПМ;
Плохое бронепробитие;
Маленький боекомплект.

Оборудование для Type 59

Мы рассмотрели общие характеристики данной машины, выделили ее преимущества и недостатки и как вы сами можете видеть, нашими главными проблемами являются плохая точность орудия и низкий ДПМ. По этим причинам на Type 59 оборудование ставится следующее:
1. – все предельно ясно, это лучший способ поднятия урона в минуту.
2. – позволит улучшить точность и стабилизацию пушки;
3. – отличный вариант, ведь это буст сразу большого количества важнейших характеристик.

Существует несколько альтернатив третьему пункту в нашем списке. Если вы любитель играть от обзора и считаете данную характеристику очень важно, можете установить , а для тех, кому сильно не хватает скорости сведения (она действительно плохая), можете взять . Оба варианта имеют право на жизнь, тут каждый должен расставить для себя приоритеты.

Обучение экипажа Type 59

Исходя из того, что в нашем распоряжении экипаж и четырех человек, на определенном этапе придется сделать решающий выбор. Однако в остальном качать на Type 59 перки будем по стандарту, усиливая важнейшие параметры машины и не забывая поправить недостатки:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий (радист) – , , , .

В случае с радистом имеет смысл заменить на , так как этот модуль расположен у нас вдоль всего правого борта и есть высокая вероятность его повреждения, снова, решать вам.

Снаряжение для Type 59

Касательно выбора расходников все, можно сказать, стандартно, но и тут будет небольшой нюанс. Если вы желаете фармить или тратить как можно меньше серебра, можно возить с собой , и . Однако более правильным и надежным вариантом является установка на Type 59 снаряжение в виде , , . При этом я не рекомендую менять последний вариант, ведь у нас спереди расположены топливные баки и их частенько поджигают, но для самых отчаянных есть .

Тактика игры на Type 59

Учитывая все сказанное выше, играть на этой машине нужно осторожно, ведь она хотя и обладает неплохим бронированием, уязвимых зон тут достаточно. В то же время помня о нашей косой пушке, на Type 59 тактика ведения боя заключается в позиционировании на второй линии.

В тех ситуациях, когда вы не попадаете в засвет, можно не боясь свестись и выцеливая слабые места, смело набивать урон. Если же противник направил дуло на ваш Type 59 танк, постарайтесь занять такую позицию, на которой до вас не сможет достать артиллерия и будет скрыт корпус, танкуя башней на средних дистанциях отстреливаться одно удовольствие.

Но когда ближнего боя избежать не удалось, старайтесь больше двигаться, виляйте корпусом из стороны в сторону, стоя к противнику лбом, так вероятность получить рикошет или непробитие сильно повышается. В остальном, танк Type 59 World of Tanks является отличной машиной поддержки. Меняйте фланги и направления атаки, помогайте союзникам, прячьтесь за тяжами и всегда смотрите на мини-карту.

Подводя итог, напомню, что китайский средний танк Type 59 купить нельзя, его вывели из продажи давно. Но если у вас будет возможность заполучить его, решите, чего вы ожидаете от этой машины. Если хотите фармить, есть более выгодные варианты, но если нужна неплохой и довольно редкий агрегат, это хороший вариант.

Когда в августе 2010 года белорусская компания «Варгейминг» выпустила игру «Мир танков», никто и не предполагал, что за очень короткое время она станет сверхпопулярной на всем земном шаре. Вначале можно было устраивать сражения, используя только технику Советского Союза и Германии. Но время шло, и постепенно в игру вводились боевые машины других наций: Соединенных Штатов, Франции, Великобритании, Китая и Японии. Кроме исследуемой техники, получаемой бесплатно (за игровые кредиты), были введены и премиум-танки с повешенной доходностью. Их можно было купить за реальные деньги или выиграть, участвуя в многочисленных акциях, проводимых «Варгеймингом». Одним из таких танков стал «Тип-59». World of tanks, на самой заре появления этой машины в игре, предлагал приобрести ее в премиум-магазине, а потом перевел в разряд акционных. Вот об этом танке и будет наш дальнейший рассказ.

История создания

После окончания Второй мировой в сентябре 1945 года и изгнания с территории Китая японских оккупантов, в стране еще четыре года полыхала гражданская война. По ее завершении регулярная армия Поднебесной столкнулась с необходимостью замены большей части морально устаревшего вооружения. Танковый парк состоял из британских машин «Виккерс шеститонный», которые были закуплены в больших количествах в 30-х годах и смогли дожить до победы, трофейных японских «Чи-Ха» и ленд-лизовских американских М5 «Стюарт». Большинство из них требовали ремонта, а двухбашенные «англичане» вообще годились только для музея. Воспользовавшись дружескими отношениями с советским руководством, китайские лидеры смогли обновить танковый парк страны. В Поднебесную стали поступать средние Т-34-85, тяжелые ИС-2, самоходные установки СУ-100, бронетранспортеры БТР-152 и БТР-40. Однако все эти машины были произведены за пределами страны. Настоящей датой появления китайского танкостроения нужно считать 1957 год. Именно тогда Советский Союз передал своим восточным соседям несколько танков Т-54, а также технологическую производственную документацию. В СССР, благодаря своей удачной конструкции, эта машина состояла на вооружении более 30 лет. Китаю очень повезло начать свою танкостроительную историю именно с этой модели. Согласно действующему в КНР классификатору бронетехники, танк получил индекс Type-59 («Тип-59»).

Конструкция и технические характеристики

Танк «Тип-59» серийно выпускался на заводе, расположенном в городе Баотоу (провинция Специалисты из Советского Союза участвовали в строительстве этого предприятия и в запуске машины в производство. Первые выпущенные экземпляры являли собой практически полную копию Т-54. В ходе дальнейшего производства конструкция изменялась в сторону упрощения и приспособления машины к климатическим условиям Китая. Выпускалось несколько разновидностей «Тип 59», которые укомплектовывались различными орудиями, системами управления огнем, инфракрасными приборами ночного видения, системами стабилизации пушки. На последних версиях устанавливались

Страны-эксплуатанты «Тип 59»

На вооружении до сих пор находится 4300 модернизированных экземпляров данной машины. Она оборудована современным орудием (с бронепробитием до 400 миллиметров), совершенной системой управления огнем и динамической защитой. Второй страной, по количеству танков «Тип 59», находящихся на вооружении армии, является Пакистан. Китай в период с 1966 по 1988 год поставил Исламской республике 1759 единиц данной бронетехники. Кроме двух вышеуказанных стран, танк поставлялся следующим государствам: Албания, Ангола, Бангладеш, Вьетнам, ДР Конго, Замбия, Зимбабве, Ирак, Иран, Камбоджа, КНДР, Мьянма, Судан, Танзания, Шри-Ланка. Такая большая география поставок объясняется тем, что машина была унифицирована по запчастям и комплектующим с советским Т-54, и после снятия с производства последнего охотно приобреталась для его замены и пополнения парка.

Обзор

Перейдем к рассмотрению сильных и слабых сторон «Тип 59». «Мир танков» давно оценил преимущества машины: стабильную доходность, способность уверенно бороться с одноуровневыми средними танками, хорошую лобовую броню, рикошетную башню, точную скорострельную пушку. При стрельбе по уязвимым местам пробития орудия вполне хватает. Обеспечивает возможность прокачивать без переучивания экипажи для китайских СТ. Из недостатков можно выделить малый боекомплект и большую вероятность его детонации, но это компенсируется несомненными достоинствами модели.

Тактика применения

При игре на машине желательно соблюдать некоторые правила, которые помогут довольно успешно фармить серебро и набивать опыт. Танкуя с противником, не подставляйте ему правый борт и заднюю часть башни, этим вы предохраняете боеукладку от попадания и детонации. Из снарядов желательно возить побольше бронебойных снарядов, так как осколочно-фугасные имеют низкую эффективность и необходимы только для уничтожения артиллерийских установок с открытой рубкой. Наиболее выгодна тактика действия группой средних танков из двух-трех машин.

Варианты приобретения

И, наконец, переходим к главной теме, вынесенной в заголовок. Когда данный танк только появился в игре, его можно было приобрести в премиум-магазине за сумму, эквивалентную $30. Благодаря своим ТТХ и прибыльности, он обладал практически сумасшедшим спросом и, чтобы избежать ситуации, когда все бои заполнены исключительно этими моделями, машина была изъята из продажи и переведена в разряд акционных. Теперь для приобретения «Тип 59» необходимо победить в одном из многочисленных конкурсов, главным призом в которых является вожделенный агрегат.

Последний из конкурсов, занявшие первое место на котором получили данную машину, был «Боевой клич». Но не все обладают талантом для участия в подобных соревнованиях. Вариант — приобрести аккаунт с «Тип 59» в ангаре. Хотя это действие запрещено правилами игры, но если не распространяться на форумах о сделке, то все вполне может пройти успешно. Главное - все тщательно проверить и не попасться в сети к мошенникам, поскольку при этом рискуете навсегда потерять и аккаунт, и деньги. Также следует помнить, что бонус-кодов с танками VII-VIII уровня не существует, все, что предлагается на многочисленных форумах в интернете, — мошенничество. Будьте бдительны и удачного рандома!

Удачная конструкция Т-55 привела к тому, что танки, созданные на его базе и модернизированные с использованием новых технологий, представляют ещё весьма внушительную силу, особенно если им не предстоит встреча с техникой противника последних поколений

После окончания Второй мировой войны боевые действия на территории Китая не закончились. Вплоть до 1950 года здесь полыхала . Советский Союз поддерживал своих идеологических союзников различными способами – в том числе, и поставляя им бронетехнику. В частности, СССР передал коммунистам трофейные японские танки в обмен на поставки продовольствия из Маньчжурии на советский Дальний Восток.

После окончания войны Китай начал получать бронетехнику советского производства – тяжёлые танки ИС-2, средние Т-34–85, САУ СУ-100 и т. д. В 1956 году СССР поставил своему новому дальневосточному союзнику несколько экземпляров новейшего танка Т-54А и техническую документацию на его производство.

Как танк Т-54 стал «китайцем»

Т-54 был очень удачной новаторской машиной. В общей сложности он находился на вооружении танковых подразделений СССР более тридцати лет, и на момент передачи Китаю прав на его производство являлся основным танком.

Дезактивация танков «Тип 59» на учениях
Источник - china-defense-mushup.com

Собственное танковое производство руководство КНР развернуло в городском округе Баотоу в провинции Внутренняя Монголия, присвоив построенному предприятию №617. На сегодня это предприятие является государственной «Первой машиностроительной корпорацией Внутренней Монголии» – единственным производителем боевых танков в КНР. Корпорация входит в состав государственной промышленной группы CNGC Norinco Group (China North Industries Corporation) – ключевого китайского производственного объединения, занимающегося как выпуском техники военного назначения, так и машиностроительной продукцией, ориентированной на удовлетворение гражданских нужд.

Сооружение завода в Баотоу и запуск танка в производство осуществлялись при участии советских специалистов одновременно ещё со 156-ю другими ключевыми промышленными объектами, построенными в КНР в первую пятилетку. Первоначально на нём планировалось изготавливать до тысячи лицензионных танков Т-54А в год. Кроме этого, в Пекине был создан профильный НИИ-201, занимавшийся проектными разработками бронетанковой техники.

Первый танк китайские рабочие собрали в 1958 году из советских комплектующих. Машине присвоили производственный индекс WZ-120, а при принятии на вооружение танк получил индекс «Тип 59» (Type 59). Первые 32 машины «Тип 59» 1 октября 1959 года приняли участие в пекинском параде, посвящённом 10-й годовщине создания КНР. В последующие годы эти танки стали постоянными и обязательными участниками таких мероприятий. Машины стартовой серии полностью повторяли конструкцию советского танка Т-54А, а в последующие модификации китайские инженеры начали вносить некоторые изменения, лучше приспосабливающие машину к климатическим условиям Юго-Восточной Азии.


Снятие башни с танка «Тип 59» при помощи крана БРЭМ «Тип 84»
Источник - armyrecognition.com

В 1960 году из-за оскорблений, которыми обменялись главы Китая и СССР Мао Цзэдун и Н.С. Хрущёв произошёл разрыв отношений между двумя странами. В первую очередь, он коснулся военно-промышленного сотрудничества, поэтому вскоре завод в Баотоу столкнулся с нехваткой комплектующих, многие из которых на тот момент поставлялись из СССР. В результате план производства в 1000 танков в месяц выполнен не был, и китайцам в срочном порядке пришлось решать вопрос налаживания производства агрегатов, ранее поставлявшихся извне.

К 1967 году завод вышел на мощность в 600 машин в год и в дальнейшем только наращивал свою производительность. В свою очередь, НИИ-201 активизировал работы по усовершенствованию конструкции «Тип 59». На протяжении последующих лет китайцы пошли по пути постепенного улучшения уже освоенной ими техники и её глубокой модернизации, вплоть до создания новых видов техники. Однако вскоре в Китае началась «Культурная революция», наиболее разрушительный период которой, вылившийся в массовые аресты интеллигенции, в том числе и технической, пришёлся на 1966–69 годы. Это негативно отразилось как на развитии китайской промышленности в целом, так и на танкостроении в частности.

Конструкция танка «Тип 59»

Как и Т-54, «Тип 59» обладает классической компоновкой – впереди располагается отделение управления, за ним следует боевое отделение, а в корме находится моторно-трансмиссионное отделение. Корпус танка сварен из бронеплит катанной гомогенной стали. Толщина лобовой брони – 97 мм, наклон верхней детали 60°, нижней – 55°. Толщина бортов – 79 мм, корма – 40–45 мм, днище – 20 мм, крыша корпуса – 30 мм. Толщина лобовой стенки литой башни достигает толщины 203 мм, боковых – 80 мм, задней – 65 мм. Благодаря полусферической форме стенки башни расположены под рациональными изменяющимися углами наклона. Вес танка составляет 36,5 тонны. Экипаж – 4 человека: командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий.


«Тип 59» на учениях днём

В моторно-трансмиссионном отделении танка под индексом 12150L устанавливалась китайская копия советского дизельного двигателя В-54, обладавшая мощностью 520 л. с. при 2000 об/мин. Трансмиссия «Тип 59», идентичная Т-54А, использовала для передачи усилия от двигателя на параллельно расположенную коробку передач (далее – КПП), новый элемент – «гитару». Она представляет собой редуктор с передаточным числом 0,7. Благодаря этому КПП удалось сконструировать компактной и простой (механической, пятиступенчатой). Ходовая часть танка «Тип 59» использовала принцип индивидуальной торсионной подвески. Опорные катки устанавливались большого диаметра, по пять на один борт. Гусеницы изготавливались шириной 580 мм, мелкозвенчатые с открытым металлическим шарниром и цевочным зацеплением с ведущим колесом. Каждая из них состояла из 90 траков.

Запас топлива в 532 литра располагается в трех наружных и трех внутренних баках, кроме того, на корме корпуса предусмотрено крепление для двухсотлитрового наружного бака.

Первоначально на «Типе 59» устанавливалась 100-мм нарезная пушка «69», представлявшая собой лицензионный вариант советского орудия Д-10ТГ, устанавливавшегося на Т-54А. Почти впритык к дульному срезу пушки расположен эжектор, необходимый для продувки канала ствола от пороховых газов. Первоначально пушка снабжалась одноплоскостным стабилизатором, стабилизировавшим пушку в вертикальном положении и повышавшем точность стрельбы танка с ходу. Однако в связи с разрывом отношений с СССР установка стабилизаторов на орудия прекратилась, а также перестали монтироваться приборы ночного видения (танки выходили из сборочного цеха без них).

Углы наведения пушки Д-10ТГ составляли −5°…+18°, что в условиях боевых действий в гористой или холмистой местности могло создавать определённые неудобства, особенно при ведении огня с возвышенности. Эффективная дальность ведения огня варьировала в пределах 700–1200 м. Для стрельбы из пушки использовался телескопический шарнирный прицел китайского производства с переменным 3,5- и 7-кратным увеличением, представлявшим собой копию советского ТШ-2А-22.


«Тип 59» на учениях ночью
Источник – china-defense-mushup.com

Боекомплект танка состоял из 34 унитарных выстрелов, 20 из которых находились в стеллажной укладке справа от места механика-водителя, а еще 14 – в боевом отделении. Справа от орудия устанавливался спаренный с ним 7,62-мм пулемет «Тип 59Т», лицензионный вариант советского СГМТ. Второй такой же курсовой пулемет жестко закреплялся в лобовом листе танка. Боекомплект обоих пулемётов составлял 3500 патронов. На крыше башни над люком заряжающего монтировался крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт «Тип 54», являвшийся лицензионной копией советского ДШКМ. Его боезапас составлял 200 патронов.

Тип 59-I

В начале 1960-х годов в Китае проводилась модернизация танка «Тип 59». Характеристики новой модификации «Тип 59-I» (производственный индекс – WZ120A) приближали этот танк к советскому Т-54Б. На машине устанавливался двухплоскостной стабилизатор вооружения (аналог советского «Циклона»), а также активные приборы ночного видения. Боекомплект пушки «69-II» (аналога советской Д-10Т2С) вырос до 44 унитарных снарядов. Для танка китайцы начали выпускать новый бронебойно-подкалиберный снаряд (далее – БПС) АР100–2 с удлиненным сердечником, разработанный одной из фирм, входящих в группу NORINCO. Танковая пушка получила эжектор новой конструкции самостоятельной китайской разработки.

Британская компания MEL поставила Китаю танковые приборы ночного видения, которые начали устанавливать на танки «Тип 59-I». Теперь командир и наводчик обеспечивались инфракрасными прицелами, а механик-водитель – ночным прибором наблюдения. Эти танки можно было легко отличить по лазерным дальномерам «Тип 82» или «Тип 83-II» китайской фирмы CELEC, смонтированным над маской пушки – на месте, крайне уязвимом для стрелкового оружия и осколков. Их начали устанавливать на танки в конце 1970-х годов, поэтому во время Китайско-вьетнамской войны 1979 года часть техники, участвовавшей в боевых действиях, уже была оборудована ими. «Тип 82» позволял измерять расстояние до цели на дальностях 300–3000 метров с точностью до 10 м. Кроме этого, машины начали снабжать аналоговыми баллистическими вычислителями. Данные в них вносились вручную при помощи кнопочной панели управления.


Средний танк «Тип 59-I»
Источник - armor.kiev.ua

Все имевшиеся на вооружении НОАК танки «Тип 59» модернизировали до «Тип 59-I».

Специально для Пакистана выпускались модернизированные машины «Тип 59AP», отличавшиеся наличием решетчатой корзины, приваренной к кормовой части башни и дымовыми гранатометами по ее бортам. Эти танки также в значительных количествах производились в Пакистане местной компанией Heavy Defence Industries в кооперации с NORINСO, а в начале 2000-х годов Пакистан разработал их модернизированный вариант под названием «Аль-Заррар». Они до сих пор стоят на вооружении пакистанских вооруженных сил и принимают участие в боевых действиях против исламских экстремистов.

Тип 59-II

В начале 1980-х годов пушку танка «Тип 59-I» заменили на 105-мм нарезное орудие «81» израильского производства, которое представляло собой копию американской танковой пушки М68 (израильтяне вооружали этими орудиями свои танки «Шот» и «Меркава» моделей Mk.1 и Mk.2). Американцы, в свою очередь, при создании М68 скопировали конструкцию 105-мм Royal Ordnance L7 британского производства, приобретя соответствующую лицензию. Своё орудие они устанавливали на танки M48A5, M60 и M1 «Абрамс» ранних серий. Эти пушки хорошо зарекомендовали себя в Шестидневной войне и Войне Судного дня , где основными противниками израильтян были как раз Т-54/55 и Т-62 , конструкция которых также во многом схожа с «Тип 59». В Китае танки и пушки, которые вели по ним огонь на Ближнем Востоке, соединились в одной машине, получившей индекс «Тип 59-II» (WZ-120B).

У израильтян на тот момент уже был опыт перевооружения трофейных египетских и сирийских Т-54 105-мм орудиями. Такие танки поступали на вооружение Армии обороны Израиля под индексом «Тиран-4Ш» – «Ш» (на иврите – буква «шин») означает «шарир» (сильный). Так что особых проблем у китайцев с модернизацией своих машин не возникло, тем более что по габаритам новые орудия практически полностью соответствовали 100-мм «69-II». Стабилизатор вооружения остался тем же, который использовался на «Тип 59-I». Для нового орудия в NORINСO создали 105-мм оперённый БПС с сердечником из уранового сплава повышенной пробивной силы. БПС 100-мм орудия имел начальную скорость 1480 м/с и бронепробиваемость 150 мм на дальности 2400 метров под углом 65°, а 105-мм ОБПС с сердечником из уранового сплава был способен пробить броню толщиной 150 мм на дальности 2500 м под углом 60°. Также в боекомплект танка вошли фугасные и кумулятивные снаряды, производство которых наладили в Китае по израильским технологиям. Боекомплект у «Тип 59-II» остался таким же, как и у «59-I» – 44 выстрела.


Танки «Тип 59-II» в строю
Источник - vooruzenie.ru

Внешне «Тип 59-II» отличается от «Тип 59-I» эжектором, который сдвинули значительно ближе к башне и увеличили в размерах. На «Тип 59-II» также устанавливались бесподсветочные приборы ночного видения, появились резинотканные бортовые экраны, дымовые гранатомёты. Лазерный дальномер перенесли с площадки над орудием в командирскую башенку. Танки, снабжённые таким оборудованием, получили индекс «Тип 59-IIА».

Тип 59-IID

В 1990-х годах в Китае начали проводить модернизацию своих «Тип 59-II» – новая машина получила индекс «Tип 59-IID» (WZ-120C). Была установлена новейшая система управления огнём (далее – СУО), включающая в себя новые комбинированные (дневные/ночные) пассивные прицелы командира и наводчика, вспомогательный телескопический прицел, встроенный лазерный дальномер, усовершенствованный двухплоскостной стабилизатор вооружения и цифровой баллистический вычислитель. Вместо перископического прицела наводчик мог обеспечиваться тепловизором.

105-мм орудие модернизировали, и оно получило новый индекс «Tип 83-I» (83A).

Танк оснастили элементами динамической защиты FY, представляющей собой коробчатые контейнеры с взрывчаткой. 13 контейнеров защищают лобовую деталь корпуса, а ещё 30 размещается на скулах башни (по 15 с каждой стороны). Также по бокам башни установили по четыре дымовых гранатомёта, а в кормовой части – корзину для имущества экипажа, которая параллельно выполняет функцию дополнительного противокумулятивного экрана. Вдобавок ко всему, танк оснастили термодымовой аппаратурой, использующей в качестве реагента топливо.


Средний танк «Tип 59-IID»
Источник - armor.kiev.ua

Двигатель машины форсировали путём увеличения подачи топлива и степени сжатия, что позволило увеличить мощность 12-цилиндрового дизеля 12150L7до 580 л. с. Скорость танка при движении по шоссе достигла 50 км/ч, по бездорожью – 25, а запас хода увеличился с 360 до 440 километров (с дополнительными баками достигая 600). Стальные шарниры гусениц заменили резинометаллическими, а валы торсионов усилили. На танке установили новую радиостанцию А-220А, позволяющую поддерживать связь на дистанциях до 16 километров.

Тип 59 на продажу

Для зарубежных покупателей была разработана специальная модификация танка – «Тип 59-IID1» (WZ120C1). 105-мм пушку «79» снабдили алюминиево-композитным теплоизоляционным кожухом. На танк установили комплекс управляемого вооружения, позволяющий вести через ствол огонь противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) с максимальной дальностью стрельбы до 5,2 километра и бронепробиваемостью до 700 миллиметров. Также не исключено, что была предусмотрена возможность установки комплекса советской разработки 9К116–1 «Бастион», сконструированного для ведения огня из 100-мм нарезных орудий танков Т-54 и Т-55. Помимо наземных объектов, такие комплексы могут уничтожать и низколетящие воздушные цели (например, вертолёты).

В 1980-е годы небольшими партиями изготавливались экспортные варианты танка «Тип 59»:

  • «Тип 59R» – с новой СУО, системой противоатомной защиты, стальными фальшбортами, пушка «Тип 79»;
  • «Тип 59P» – c усиленным бронированием башни и лобовой части корпуса, пушка «Тип 79»;
  • «Тип 59G» («Tип 59–125/59–120») – с новой башней, новой СУО, двигатель 580/1200 л.с., 120/125-мм гладкоствольная пушка Rh-120-L44 (нелицензионная копия советской 2А46).

Производство танков «Тип 59» осуществлялось в Китае до 1987 года. Он выпускался параллельно с менее массовой машиной «Тип 69», а потом их сменил «Тип 79» и другие танки второго поколения. Известно как минимум две попытки Поднебесной увеличить число производственных площадок, на которых собирались бы танки. Так называемый «филиал № 704», построенный на Лоянском тракторном заводе в 1970 году, за десять лет смог выпустить только 100 танков. Скорее всего, в Лояне столкнулись с проблемами, касающимися качества продукции (технологический уровень производства, квалификация рабочей силы и т. п.). В начале 1970-х годов существовал проект строительства второго полноценного танкового завода («база № 541»), однако он не был реализован.

Общие объёмы выпуска танка «Тип 59» точно не известны. В 1970-х годах Китай выпускал по 500–700 машин в год, в 1979 – 1000, в 1980 – 500, в 1981 – 600, в 1982 –1200, в 1983 – 1500–1700 единиц. После 1980 года практически весь выпуск шёл на экспорт. Ориентировочное количество изготовленных танков этой модели всех модификаций составляет 10 тысяч единиц.


«Tип 59–120» со 120-мм пушкой
Источник - armor.kiev.ua

Значительное количество танков «Тип 59» экспортировалось в следующие страны: Албания (470 штук), Бангладеш (около 100), Иран (500), Ирак (около 700, в основном модернизированные варианты), Конго (15), Камбоджа (около 50), Северная Корея (175), Пакистан (1200 – в том числе, произведенные по лицензии), Вьетнам (350), Зимбабве (35), Танзания (30), Судан (50). Большинство этих стран эксплуатирует китайские танки до сих пор или рассматривает возможности их ремонта и модернизации.

По западным источникам, по состоянию на 2012 год на вооружении и хранении в Китае числилось 4,3 тысячи танков «Тип 59».

На базе «Тип 59» были созданы другие модели машин, которые по китайской классификации относятся к первому поколению танков:

  • «Тип 62» (WZ-131) – представлял собой танк, облегчённый на 15,5 тонн за счёт более тонкой брони, облегчённой ходовой части и пушки меньшего калибра (85 мм). Выпускался до 1989 года;
  • «Тип 69» (WZ-121) – отличался, в основном, 100-мм гладкоствольной пушкой, разработанной в Китае на основании данных, полученных при исследовании советского Т-62, захваченного на острове Даманский. Производился до 1987 года небольшими партиями, и в основном на экспорт.

«Тип 59» в боях

Боевое крещение танки «Тип 59» получили в Третьей индо-пакистанской войне 1971 года . Во время Второй войны 1965 года военное руководство Пакистана потеряло доверие к американским танкам, так как только под Ассал-Уттаром в бою с индийскими «Центурионами» пакистанские вооружённые силы потеряли около сотни машин М48 «Паттон», отчего место сражения получило название «Паттон Нэгер» – кладбище Паттонов. Во второй половине 1960-х годов Пакистан начал тесно сотрудничать с Китаем, и уже к 1971 году на вооружении его армии стояло 700 танков «Тип 59».

Ночью 25 марта 1971 года началась операция «Прожектор», проводимая пакистанской армией против бангладешских повстанцев из движения «Мукти-бахини», выступавших за отделение Восточного Пакистана и создания независимого государства Бангладеш. В результате вспыхнула гражданская война, в которую на стороне Бангладеш в декабре 1971 года вступила армия Индии. Возникла проблема отличия индийских Т-54/55, купленных у СССР, от пакистанских «Тип 59». Индусы установили на свои танки ложные дополнительные эжекторы увеличенного размера на расстоянии 2/3 длины ствола от башни. Благодаря этому пушка Д-10 стала издали напоминать английскую L7, которой были вооружены индийские «Центурионы» и «Виджаяты». Таким образом, индийские Т-54/Т-55 отличались от пакистанских «Тип 59» даже с большого расстояния. Пакистанцы же маркировали свои «Тип 59» горизонтальными белыми полосами шириной около 25 см, наносимыми вокруг башни с разрывом на левой и правой стороне для номера, а также белой полосой на эжекторе пушки.


Танк «Тип 59-АР» пакистанской армии
Источник - otvaga.narod.ru

Правительству Северного Вьетнама Китай начал поставлять танки довольно поздно, в конце 1971 года. 30 марта 1972 года Ханой провёл массированную наступательную операцию против войск Южного Вьетнама, прозванную западными СМИ «Пасхальным наступлением», в которой впервые пехоту Вьетнамской народной армии поддерживали танковые подразделения – 201-й, 202-й и 203-й полки, на вооружении которых стояли и китайские «Тип 59». В дальнейшем эти и другие танковые подразделения участвовали в боях в Южном Вьетнаме вплоть до полной победы войск ДРВ над противником.

В следующий раз Вьетнам столкнулся с танками «Тип 59» во время Китайско-вьетнамской войны 1979 года. Из-за изгнания китайской диаспоры с территории Северного Вьетнама и политического противостояния, возникшего в Лаосе, 17 февраля 1979 года подразделения НОАК вторглись на территорию Вьетнама. У Китая в наступлении использовались танки «Тип 59», облегчённые «Тип 62» и плавающие «Тип 63». У Вьетнама же большая часть танковых подразделений была сконцентрирована в Лаосе и на границе с ним, поэтому в боевых действия принимали участие в основном устаревшие Т-34–85. После месяца боёв подразделения НОАК вернулись на территорию КНР. Всего НОАК потерял в боевых действиях до 260 единиц бронетехники, включая БТР и БМП.


Солдаты армии Южного Вьетнама на броне трофейного танка «Тип 59», захваченного во время проведения их противниками «Пасхального наступления»
Источник - adamalla.com

Китайские танки охотно покупал Иран, который потерял возможность приобретать бронетехнику в Европе и у США после революции 1979 года и изгнания из страны шаха. В начале 1980-х годов у КНР было приобретено 750 танков «Тип 59», которые приняли участие в боях с иракской армией в Ирано-иракской войне 1980–88 годов . Из-за репрессий, проведённых против членов Коммунистической партии, Ирак на какое-то время в 1980-х годах потерял возможность приобретать технику у СССР. Поэтому в 1980 году Саддам Хусейн заключил сделку на поставку армии Ирака семисот танков «Тип 59» и тысячи «Тип 69», из которых около 600 машин Китай поставил до окончания войны.

Оставшиеся у Ирака танки «Тип 59» и «Тип 69» были полностью уничтожены силами армии США и стран-союзников в результате проведения операций «Буря в пустыне» и «Сабля пустыни» в 1991 году , а также вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 году. Какого-то заметного противодействия противнику эти устаревшие танки оказать не смогли.


Брошенный иракский танк «Тип 59»
Источник - en.academic.ru

Об участии танков в гражданской войне в Судане практически ничего не известно, так как обе стороны не приветствуют распространение информации о ходе боевых действий. В целом можно констатировать, что удачная конструкция Т-54 привела к тому, что танки, созданные на его базе и модернизированные с использованием новых технологий, представляют ещё весьма внушительную силу, особенно если им не предстоит встреча с техникой противника последних поколений. В связи с этим страны «Третьего мира» активно используют эту технику до сих пор, постоянно её модернизируя.

Модификации:

«Тип 59- I » (WZ -120 A ) – новая 100-мм пушка, новая СУО, 1960-е гг.

«Тип 59- II (А)» (WZ -120 B ) – новая нарезная 105-мм пушка, 1980-е гг.

«Тип 59 D (D 1)» (WZ -120 C / C 1) – динамическая защита и новая СУО, 1990-е гг.

«Тип 59 Gai » (BW -120 K ) – опытный танк с 120-мм пушкой

«Тип 59- I » модернизированные фирмой Royal Ordnance

«Аль Заррар» – пакистанский танк с 125-мм пушкой и новой СУО на базе «Тип 59-I»

«Сафир-74» – модернизированный иранский «Тип 59-I»

«Тип 59 M - II » – пакистанская модернизация, 105-мм пушка и новая СУО

Машины созданные на базе «Тип 59»:

«Тип 59» – БРЭМ

« Marksman » – 35-мм спаренная ЗСУ, Великобритания

«Koksan» – 170-мм САУ береговой обороны, КНДР

В 1957 году Китай получил несколько образцов и лицензию на производство советского танка Т-54А . Его серийный выпуск начался в 1957 г. на танковом заводе №617 в городе Баотоу (Внутренняя Монголия). В строительстве этого танкового завода и запуске танка в серийное производство самое активное участие принимали советские специалисты. Позднее производство было развернуто еще на двух заводах во Внутренней Монголии и в Шанхае. Выпуск танков этой серии продолжался до 1987 года, причем последние машины являлись значительно модернизированными вариантами. Первые партии серийных машин были полностью идентичны советскому танку, в дальнейшем технология производства максимально упрощалась, вносились незначительные изменения под местную специфику и с 1961 г. танк получил официальное обозначение «Тип 59» (заводской индекс WZ-120) . В процессе выпуска танк неоднократно модернизировался и приспосабливался под специфические условия Юго-Восточной Азии. Так впоследствии появились модели основных боевых танков «Тип 69» , «Тип 79» , «Тип 80» .

Танк «Тип 59» являлся наиболее массовым в парке боевых машин Китая. Объёмы его производства составляли: начало 1970-х годов – 500-700 единиц, 1979 г. – 1000, 1980 г. – 500, 1981 г. – 600, 1982 г. –1200, 1983 г. – 1500-1700 единиц. В середине 1990-х годов на вооружении Народно-освободительной армии Китая находилось около 6000 танков «Тип 59» . Значительное количество этих танков экспортировалось в следующие страны: Албания (470 штук), Бангладеш (около 100), Иран (500), Ирак (около 700, в основном модернизированные варианты), Конго (15), Камбоджа (около 50), Северная Корея (175), Пакистан (1200, в том числе произведены по лицензии), Вьетнам (350), Зимбабве (35), Танзания (30), Судан (50).

Компоновка танка классическая с передним расположением отделения управления (место механика-водителя сдвинуто влево), средним расположением боевого отделения (наводчик сидит в башне слева, командир справа) и задним – моторно-трансмиссионного. Первые образцы танка «Тип 59» , как и Т-54А были вооружены 100-мм нарезной пушкой (лицензионной копией советской Д-10Т), стабилизированной в вертикальной плоскости. Её эффективная дальность стрельбы составляла 700-1200 м. В боекомплект танка входят 34 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Для снижения загазованности боевого отделения пушка имела эжектор, кроме того на башне устанавливался вентилятор, прикрытый бронеколпаком. В распоряжении наводчика был телескопический шарнирный прицел ТШ-2А-22 , установленный слева от маски пушки. Командир имел лишь перископический наблюдательный прибор во вращающейся башенке и стрельбу из пушки вести не мог. Места наводчика и заряжающего также оснащались поворотными перископическими приборами наблюдения типа Мк4 . Зенитный 12,7-мм пулемет «Тип 54» с боезапасом 200 патронов, установленный над люком заряжающего, является вариантом советского ДШКМ . Еще два 7,62-мм пулемета «Тип 59-Т» установлены – один курсовой в передней части корпуса справа от механика-водителя, а второй спарен с пушкой (общий боезапас 3500 патронов).

Броневая защита танка «Тип-59» оставалась на уровне защиты танка Т-54 . Корпус сварен из гомогенной катаной брони различной толщины (лоб 97 мм), башня литая со сварной крышей и также имеет дифференцированное бронирование с максимальной толщиной в лобовой части 203 мм. В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-54 мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин, который в Китае производился по советской лицензии и затем неоднократно модернизировался компанией НОРИНКО. Трансмиссия простая механическая, пятиступенчатая. Запас топлива (532 л) располагался в трех наружных и трех внутренних баках. Кроме того, на корме корпуса устанавливались две 200 л бочки с горючим.

В начале 1960-х годов танк «Тип 59» был сменён в производстве усовершенствованным танком «Тип 59-I» , который примерно соответствовал советскому Т-54Б . Позже все имеющиеся в китайской армии танки «Тип 59» были модернизированы до стандарта «Тип 59-I» , а затем появились новые более современные модификации. Танки, поставленные Китаем в Пакистан в большом количестве, производились также местной компанией «Taxila». Пакистанские «Тип 59 AP» (местное обозначение) отличаются наличием решетчатой корзины, приваренной к кормовой части башни и дымовыми гранатометами по ее бортам. До сих пор они состоят на вооружении пакистанских вооруженных сил и даже принимают участие в миротворческих операциях. В Пакистане существует программа их модернизации.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, кг

Экипаж, чел.

Основные размерения, мм:

Длина по корпусу (с пушкой вперед)

Клиренс

База х Колея

Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см

Вооружение (боезапас, выстрелов):

100-мм нарезная пушка «59»

7,62-мм пулемет «59-Т»

12,7-мм зенитный пулемет «54»

Углы вертикального наведения, град.

дневной телескопический наводчика; перископический прибор командира

Стабилизатор вооружения

в вертикальной плоскости

Механизм заряжания

Средства постановки дымзавесы

Тип и марка двигателя

дизель NORINCO 12150L7
12-цилиндровый

Максимальная мощность, л.с.

Удельная мощность, л.с./т

Емкость топливных баков, л

Трансмиссия

механическая, пятиступенчатая коробка передач

Максимальная скорость, км/ч:

Запас хода, км

Преодолеваемые препятствия:

Стенка, м

Бронирование, мм:

Лоб копуса

Борт копуса

Лоб башни

Борт башни