Крупнейшие морские сражения в истории россии. Морских сражений второй мировой войны

В знак памяти трех великих побед российского флота - Гангут, Чесма, Синоп - русские матросы на своих гюйсах* традиционно носят три белые полоски.

*Гюйс - большой синий воротник на форменке - матросской верхней суконной или полотняной рубахе.

ГАНГУТСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение Великой Северной войны 1700-1721гг, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714г. у мыса Гангут (ныне Ханко) между русским флотом под командованием адмирала Ф.М.Апраскина и императора Петра I и шведским флотом вице-адмирала Г.Ватранга. Гангут - первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Захваченные шведские корабли были доставлены в Петербург, где 9 сентября 1714г состоялась торжественная встреча победителей. Победители прошли под триумфальной аркой. Петр I высоко оценил победу у Гангута, приравняв её к Полтавской. 9 августа в честь этого события в России официально установили праздник - День воинской славы.

ЧЕСМЕНСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение в Эгейском море у западных берегов Турции 24-26 июня (5-7 июля) 1770г. между русскими и турецкими флотами завершилась полной победой русского флота над противником, который по численности кораблей вдвое превосходил русскую эскадру, но практически полностью был уничтожен. Победа была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапности атаки в ночное время, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качеством личного состава и флотоводческому искусству адмирала Г.А.Спиридова, который смело отказался от шаблонной линейной тактики, господствующей в то время в западноевропейскоих флотах. Всю Европу потрясла победа россиян, которая была достигнута не числом, а умением. Сегодня в Санкт-Петербурге открыт военно-морской музей, посвященный победе при Чесме.

СИНОПСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение 18 (30) ноября 1853 г. между русской эскадрой под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова и турецкой эскадрой под командованием Осман-паши. Турецкая эскадра направлялась к побережью Кавказа дял высадки крупного десанта. По пути она укрылась от непогоды в Синопской бухте. Здесь ее блокировал российский флот. Однако турки и их английские инструкторы не допускали мысли о нападении русских на защищенную сильными береговыми батареями бухту. Однако русские корали столь стремительно вошли в бухту, что береговая артиллерия не успела нанести им существенный урон. В течение четырехчасового боя артиллерия выпустила 18 тыс.снарядов, которые почти полностью уничтожили турецкий флот. Синопская победа стала итогом полтора-вековой истории русского парусного флота, поскольку этот бой стал последним крупным морским сражением эпох парусных кораблей. Своей победой русский флот завоевал полное господство на Черном море и сорвал турецкие планы по высадке десанта на Кавказ.

«Адмирал граф Шпее» стал третьим немецким «карманным линкором», построенным после крейсеров «Дойчланд» («Лютцов») и «Адмирал Шеер» . В первые месяцы Второй мировой он безнаказанно топил британские торговые суда, став самым знаменитым кораблём своего типа. А итоги его первого и последнего боя дают богатый материал для анализа эффективности артиллерийского вооружения и броневой защиты немецких тяжёлых крейсеров. Почему же бой при Ла-Плате и его результаты до сих пор вызывают столь жаркие споры?

На момент начала Второй мировой войны тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» под командованием капитана-цур-зее Ганса Лангсдорфа находился в Центральной Атлантике. Приказ на открытие крейсерской войны он получил только 25 сентября 1939 года – до этого момента Гитлер ещё рассчитывал мирно уладить конфликт с Великобританией. Война должна была вестись строго по призовым правилам, поэтому о неожиданных артиллерийских или торпедных атаках речи не шло.

Почти два с половиной месяца «Шпее» и «Дойчланд» вместе с несколькими судами снабжения безнаказанно действовали в Атлантическом и Индийском океанах. Для их поиска англичанам и французам пришлось выделить 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров. В конце концов, группа «G» коммодора Генри Хэрвуда (тяжёлый крейсер «Эксетер», лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес») перехватила «Шпее» у берегов Южной Америки, недалеко от устья реки Ла-Плата.

Этот бой стал одним из немногих классических артиллерийских морских сражений Второй мировой войны, дав наглядную иллюстрацию к старому спору о том, что эффективнее – калибр орудий или вес залпа?

«Адмирал граф Шпее» проходит через Кильский канал, 1939 год
Источник – johannes-heyen.de

По суммарному водоизмещению три британских крейсера превосходили «Шпее» примерно вдвое, по весу минутного залпа – более чем в полтора раза. Чтобы превознести достижения своей стороны, некоторые британские исследователи сравнивали вес разового залпа кораблей без учёта темпа стрельбы – эти цифры дошли до советской печати и некоторое время дезориентировали любителей военно-морской истории. Согласно этим данным, корабль стандартным водоизмещением 12 540 т оказывался вдвое мощнее трёх крейсеров общим стандартным водоизмещением 22 400 т.


Схема тяжёлого крейсера «Адмирал граф Шпее», 1939 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

«Шпее» нёс всего шесть орудий, зато 283-мм калибра, выпускавших в минуту 4500 кг металла. Кроме того, у него имелось восемь 150-мм орудий в лёгких установках, размещённых по четыре на борт (ещё 2540 кг металла в минуту, по 1270 кг на борт).


Кормовая башня «Адмирала графа Шпее»
Источник – commons.wikimedia.org

«Эксетер» также нёс шесть орудий, но лишь 203-мм, так как первоначально считался скаутом класса «B», а не «А». Вес его минутного залпа составлял всего 2780 кг – в два с лишним раза меньше, чем у противника. Однотипные «Аякс» (флаг Хэрвуда) и «Ахиллес» имели по восемь 152-мм орудий в двухорудийных башнях и при максимальной скорострельности (8 выстрелов в минуту) могли выпускать в минуту по 3260 кг металла (больше, чем флагман). Таким образом, суммарный бортовой залп британской эскадры составлял 9300 кг, то есть, превосходил залп «Шпее» если не в два, то минимум в полтора раза (с учётом того, что средний калибр «немца» мог вести огонь на борт лишь половиной орудий). Несомненно, «Шпее» был гораздо лучше защищён, зато имел на 5 узлов меньшую скорость. Таким образом, имел место классический пример «несимметричного» боя, в котором каждая сторона имела свои преимущества.

Один против трёх

Противники обнаружили друг друга утром 13 декабря 1939 года, почти одновременно (около 5:50 по Гринвичу), однако немцы быстрее поняли, что перед ними – боевые корабли. Правда, лёгкие крейсера они приняли за эсминцы, поэтому рейдер охотно двинулся на сближение. В первые минуты огня никто не открывал, хотя дистанция составляла чуть больше сотни кабельтовых.

В 6:14 коммодор Хэрвуд отдал приказ разделиться, чтобы взять противника в «клещи». Тяжёлый «Эксетер» двинулся прямо на «немца», заходя слева от него, в то время как оба лёгких крейсера пошли по широкой дуге, обходя противника справа и держась на большом расстоянии от него. Этот манёвр выглядит странно: держась на расстоянии в сотню кабельтовых, англичане имели мало шансов попасть в противника, в то время как вражеские 283-мм пушки оставались для них весьма опасными. Напротив, наиболее эффективной тактикой для них было быстро сократить дистанцию и приблизиться на такое расстояние, когда 152-мм снаряды смогут пробить борт «Шпее». К тому же, это позволило бы британцам использовать торпедные аппараты – немцы такой возможности побаивались (свидетельством этому является поведение «Лютцова» и «Хиппера» в «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года). «Эксетер» действительно стрелял торпедами в начале боя, а вот «Аякс» использовал их только в конце боя (около 7:30), когда дистанция сократилась до 50 каб; чуть ранее одну торпеду выпустил «Шпее». Даже если бы торпеды не попали в немецкий крейсер, уклонение от них, так или иначе, понизило бы точность его стрельбы.


Английские крейсера «Аякс» и «Эксетер» (на заднем плане). Монтевидео, ноябрь 1939 года

В свою очередь, «Эксетер», с его более дальнобойными орудиями, не имел никакой необходимости сокращать дистанцию. Единственное объяснение его манёвра состоит в том, что англичане преувеличивали защиту «Адмирала графа Шпее» и постарались подойти к нему поближе. Однако это никак не оправдывает разделения сил: в одиночку тяжёлый крейсер существенно уступал «карманному линкору». Вдобавок, заходя с разных сторон, англичане позволил противнику ввести в действие все восемь 150-мм орудий вместо четырёх.

Первая фаза боя: сокрушительный удар по «Эксетеру»

В 6:18 «Шпее» открыл огонь по «Эксетеру» из носовой башни главного калибра с дистанции примерно 90 каб. «Эксетер» ответил в 6:20 – сначала из двух носовых башен, затем, чуть довернув влево, ввёл в действие кормовую башню. В 6:21 начал стрельбу «Аякс», в 6:23 – «Ахиллес». Все британские корабли вели огонь полубронебойными снарядами («коммон») – для 203-мм орудий это было вполне оправданно, но 152-мм снаряды не имели шанса пробить броню «немца». Логичнее было бы использовать фугасные снаряды, имевшие больший поражающий эффект, но в начале войны англичанам их попросту не хватало.

Немцы стреляли «лесенкой» – давали следующий залп, не ожидая падения предыдущего – но для большей точности сначала вели огонь из башен поочерёдно, и перешли на полные шестиорудийные залпы только после того, как добились первого накрытия. Сначала «Шпее» стрелял полубронебойными снарядами, но после первых накрытий перешёл на фугасные мгновенного действия: главный артиллерист немецкого крейсера Пауль Ашер рассчитывал добиться максимального поражения, считая защиту «Эксетера» слабой и неполной.


Тяжёлый крейсер «Эксетер» в 1941 году

«Эксетер» был накрыт уже третьим залпом, получив существенные осколочные повреждения незащищённого оборудования (в частности, был уничтожен самолёт на катапульте). Четвёртый залп дал одно попадание в носовую часть, но полубронебойный 283-мм снаряд пронизал корпус насквозь, не успев взорваться. Следующее попадание было столь же малорезультативным – возможно, немцы заметили это и поэтому перешли на стрельбу фугасными снарядами.

Первый же попавший в «Эксетер» 283-мм фугасный снаряд (в 6:25) взорвался, ударившись о вторую башню – её лёгкая 25-мм броня пробита не была, но башня всё равно вышла из строя до конца боя. Осколки выкосили людей на мостике (командир корабля кэптен Фредерик Белл чудом уцелел), и крейсер на некоторое время лишился управления, а главное – вышла из строя система управления артиллерийским огнём. Вряд ли даже бронебойный снаряд мог нанести больший ущерб.

После этого «Шпее» разделил огонь, перенацелив носовую башню на лёгкие крейсера – тем более что после 6:30 «Эксетер» укрылся дымовой завесой. Расстояние до новой цели в этот момент составляло около 65 каб. В 6:40 283-мм снаряд взорвался у форштевня «Ахиллеса», повредив командно-дальномерный пункт и ранив командира корабля Эдварда Перри (некоторые источники пишут о ранении артиллерийского офицера), а также выведя из строя радиостанцию, что нарушило связь с самолётом-корректировщиком. Вскоре после этого в «Эксетер» попало ещё два снаряда: один из них вывел из строя первую башню (причём в прибойнике загорелся заряд, и во избежание взрыва англичанам пришлось затопить её погреба), а второй пронизал корпус над поясом, уничтожил радиорубку и взорвался под палубой у левого борта. Второе попадание вывело из строя 102-мм орудие и вызвало пожар в кранцах первых выстрелов.


Бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967

В 6:42 в «Эксетер» попал последний снаряд – место попадания неизвестно, но, судя по всему, оно было в носовой части в районе ватерлинии, так как к концу боя крейсер имел метровый дифферент на нос и крен на левый борт, а его скорость снизилась до 17 узлов, хотя машины остались неповреждёнными. Наконец, в 7:30 вода замкнула кабели электропитания кормовой башни и вывела её из строя – крейсер лишился всей своей артиллерии.

В ответ «Шпее» получил с «Эксетера» только два 203-мм снаряда. Один из них насквозь пробил высокую башенноподобную надстройку и не взорвался. Зато второй с дистанции примерно 65 каб вошёл в борт почти под прямым углом (в этот момент «Шпее» резко отвернул влево, с 6:22 до 6:25 сменив курс почти на 90°), прошил 100 мм брони верхней части пояса над броневой палубой, затем пробил 40-мм верхнюю продольную переборку и под очень острым углом соприкоснулся с 20-мм броневой палубой, где и взорвался в продуктовой кладовой. Была перебита главная пожарная магистраль, возник локальный пожар, но в целом немецкому кораблю повезло: повреждения оказались незначительными. Сработала «разнесённая» система бронирования – можно утверждать, что она обеспечивала защиту от 203-мм бронебойных снарядов на дистанции как минимум в 65 каб и при попаданиях под углами, близкими к 90°.

Вторая фаза боя: «Шпее» против лёгких крейсеров

Примерно в 6:45 «Шпее» перенёс весь свой огонь на лёгкие крейсера, которые уже давно стреляли по нему и добились нескольких попаданий (правда, практически не нанеся повреждений). До них в этот момент было около 90 каб, и эта дистанция увеличивалась, так как «Шпее» уходил от англичан точно на траверз. Видя это, Хэрвуд, находившийся на «Аяксе», приказал своим кораблям разворачиваться и догонять противника, всё ещё держась правее него.

В 6:55 корабли Хэрвуда отклонились на 30° левее, чтобы ввести в действие все свои башни. На этот момент дистанция между противниками составляла 85–90 каб. По заверениям англичан, после этого уже второй залп дал попадания, но немецкий корабль начал маневрировать, сбивая прицел. После 7:10 «Шпее» некоторое время опять стрелял по появившемуся из дыма «Эксетеру» с дистанции в 70 каб, однако попаданий не добился.

Действия немецкого командира были крайне неудачными – маневрируя, Лангсдорф мешал стрелять не только противнику, но и собственным комендорам. В то же время Хэрвуд, пользуясь преимуществом в скорости, неуклонно сокращал дистанцию, а это приносило больше выгоды лёгким крейсерам, все 152-мм орудия которых сейчас были введены в действие.


Лёгкий крейсер «Аякс» в 1939 году
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Благодаря высокой скорости стрельбы и наличию самолёта-корректировщика англичане уже с дистанции в 80 каб начали добиваться всё большего количества попаданий. К 7:10 в «Шпее» попало от 4 до 6 снарядов. Один угодил в 150-мм установку №3, уничтожив её вместе с расчётом, другой попал в корму за броневой цитаделью, убил двух человек, но не разорвался (по английским данным, это была учебная болванка). Ещё два снаряда попали в башенноподобную надстройку: один взорвался над верхним директором главного калибра (погибло три человека, но повреждения опять оказались минимальными), другой уничтожил правый дальномер и нанёс повреждения директорам зенитного и главного калибров (на некоторое время была нарушена связь последнего с башнями). Взрывом была выведена из строя слабо защищённая система подачи снарядов к носовой группе 150-мм орудий.

Чтобы сблизиться с противником, после 7:10 Хэрвуд изменил курс, и теперь у его крейсеров могли стрелять только носовые башни. В это время немецкий корабль также находился к англичанам строго кормой. В результате, несмотря на сокращение дистанции, попадания прекратились. Однако в 7:16 «Шпее» начал маневрировать, введя в действие обе башни и добившись накрытия. Расстояние между противниками стало быстро сокращаться.

Англичане снова пристрелялись: один их снаряд попал в кормовую часть «Шпее» и вывел из строя аппаратуру дистанционного управления торпедными аппаратами, ещё один вывел из строя 105-мм универсальную установку, а третий взорвался у основания катапульты, уничтожив стоявший на ней самолёт. Ещё два снаряда попали в кормовую башню, не причинив ей вреда. Наконец, известно, что один из 152-мм снарядов попал в надводную часть броневого пояса (толщина – 100 мм) в районе кормовой башни, но не пробил её.

В 7:25 немецкий 283-мм снаряд с дистанции около 50 каб насквозь пробил барбет третьей башни «Аякса» и ударился в барбет четвёртой башни, выведя из строя обе (при этом непонятно, произошёл ли взрыв). Одновременно вышла из строя подача к одному из орудий во второй башне. На крейсере осталось всего три целых орудия, но Хэрвуд не вышел из боя.

Взаимные манёвры опять на некоторое время сбили наводку обеим сторонам, но в 7:34 с дистанции в 40 каб «Шпее» опять добился накрытия: осколки от близкого разрыва снесли на «Аяксе» верхушку мачты вместе с антеннами (С. Роскилл описывает это как попадание и относит на 7:38).


«Адмирал граф Шпее» входит на рейд Монтевидео после боя
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В этот период боя «Шпее» получил сразу три попадания в надстройку, уничтожившие камбуз, но опять не нанёсшие серьёзных повреждений. Ещё один снаряд попал в носовую башню, не пробив её брони, но, по некоторым данным, заклинив среднее орудие – возможно, временно.

На кораблях обеих сторон стали подходить к концу боеприпасы, стреляли они медленнее и осторожнее, поэтому попаданий больше никто не добился. На «Аяксе» имелось 7 убитых и 5 раненых, на «Ахиллесе» – 4 убитых и 7 раненых. В 7:42 Хэрвуд поставил дымовую завесу, и под её прикрытием британские корабли описали зигзаг, чтобы резко увеличить расстояние до противника. Англичане постарались не выпускать немецкий корабль из вида, но при этом держаться от него на дистанции в полтораста кабельтовых, и в итоге «проводили» противника почти до самого Монтевидео.

Итоги сражения

За всё время боя в «Шпее» попало два 203-мм и до восемнадцати 152-мм снарядов. Последнее объясняется большим количеством и высокой скорострельностью шестидюймовых орудий: за минуту британские крейсера могли выпустить свыше сотни снарядов и к концу боя почти исчерпали боезапас. А вот 203-мм снарядов «Эксетер» мог выпустить лишь два десятка в минуту, да и в огневом бою он участвовал не до конца столкновения.

Далеко не все 152-мм снаряды оказали на «Шпее» хоть какое-то воздействие. Часть их не взорвалась, а некоторые просто прошли через высокую надстройку без особого вреда для корабля.


Повреждения, полученные «Адмиралом графом Шпее» во время боя у Ла-Платы
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Известны места и последствия попаданий 14 снарядов из 18 (они описаны выше). Как минимум один снаряд (возможно, больше) попал в главный пояс, не пробив его. Три снаряда попали в башни главного калибра, имевшие 140-мм лоб (один – в носовую, два – в кормовую), также не пробив брони и лишь временно выведя из строя одно 283-мм орудие. Более-менее серьёзный эффект произвело попадание только двух 152-мм снарядов: один из них уничтожил 150-мм орудие, другой вывел из строя подачу 150-мм снарядов и на некоторое время нарушил управление огнём главного калибра. Известно, что «Шпее» имел две пробоины площадью около 0,5 м2 каждая (над ватерлинией и на уровне неё), вполне устранимых в море. Таким образом, основное воздействие шестидюймовых снарядов сказалось лишь на палубе и надстройках немецкого корабля.

Воздействие 203-м снарядов оказалось ещё менее существенным. Один из них также прошёл навылет через надстройку, поскольку англичане использовали полубронебойные снаряды. Другой (скорее всего, не «коммон», а чисто бронебойный) попал в «Шпее» под очень удачным углом, пробил пояс и внутреннюю переборку, но взорвался на 20-мм броневой палубе.

На попадания 152-мм снарядов пришлась и большая часть немецких потерь в людях: 36 человек убиты (в том числе, один офицер), ещё 58 – ранены (правда, в большинстве своём легко). Однако повреждения самого корабля практически не снизили его живучесть и очень слабо повлияли на его боеспособность. В то же время факт почти полного пробития брони говорит о том, что реальную опасность для живучести «карманного линкора» (хотя бы в теории) представляли лишь 203-мм снаряды.

Воздействие немецких 283-мм снарядов на британские корабли было куда более ощутимым. Хотя «Шпее», даже ведя огонь всем бортом, мог выпускать в минуту не более двенадцати снарядов главного калибра, в «Эксетер» попало шесть таких снарядов (правда, два из них прошили оконечности и не взорвались). В итоге британский тяжёлый крейсер лишился всей артиллерии, снизил ход и принял значительное количество воды, причём её поступление не удавалось остановить довольно долго. На корабле погиб 61 человек (включая 5 офицеров), а ещё 34 моряка были ранены. Если бы Лангсдорф действовал решительнее, не «дёргал» свой корабль из стороны в сторону и постоянно не менял цели, ему бы не составило особого труда настичь и потопить «подранка» (в крайнем случае, торпедами).


Взорванный и горящий «Шпее»
Источник – Illustrated London News, Dec. 30, 1939

Стрельба «Шпее» по лёгким крейсерам оказалась куда менее удачной – фактически, немцы добились лишь одного попадания главным калибром в «Аякс» и двух очень близких падений, в основном, причинивших ущерб системам управления и связи обоих крейсеров (в частности, на некоторое время нарушилась связь с корректировщиком). Зато всего один удачно попавший 283-мм снаряд вывел из строя половину артиллерии флагманского «Аякса», вынудив Хэрвуда фактически прекратить артиллерийский бой. Примечательно, что 150-мм орудия «Шпее» не произвели ни одного попадания – отчасти потому, что система управления их огнём действовала гораздо хуже (во многом, из-за того, что они имели ограниченные углы наводки и при маневрировании корабля были вынуждены постоянно менять цели).

В целом, вторую половину сражения (бой с лёгкими крейсерами) «Шпее» провёл заметно хуже, чем первую. Англичане добились вдвое большего процента прямых попаданий – и это притом, что на дистанции в 70–80 каб немецкие 283-мм орудия должны были значительно превосходить в точности 152-мм орудия противника. Столь плохая стрельба отчасти объясняется неудачным и непродуманным маневрированием. С другой стороны, единственный попавший прямо в цель немецкий 283-мм снаряд нанёс противнику больше ущерба, чем два десятка английских 152-мм снарядов – самому «Шпее».


Затопленный «Шпее». Фото, сделанное англичанами в 1940 году
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Ошибочное решение Лангсдорфа идти в Монтевидео, ставшее заведомой ловушкой, было принято не из-за потерь и повреждений, а после того, как командир «Шпее» получил сообщение о том, что израсходовано 60% снарядов. Возможно, сыграл свою роль и психологический эффект от неудачного хода второй фазы боя, начинавшегося столь многообещающе для немцев. Вечером 17 декабря 1939 года «Шпее» был взорван и затоплен его же командой в нейтральных водах в четырёх километрах от уругвайского берега. Командир корабля Лангсдорф застрелился. Это также свидетельствует об эмоциональной неустойчивости немецкого командира, помешавшей ему адекватно руководить боем и добиться победы.

Список литературы:

  1. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эскмо, 2012
  2. С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967
  3. http://www.navweaps.com

Лейте - филиппинский остров, вокруг которого развернулась одна из самых тяжелых и масштабных морских битв.

Американские и австралийские корабли начали бой против японского флота, который находясь в патовой ситуации провел атаку с четырех сторон, используя в своей тактике камикадзе - японские военные шли на самоубийство с целью нанести как можно больший урон противнику. Это последняя крупная операция для японцев, к моменту ее начала уже потерявших стратегическое преимущество. Однако силы союзников все равно одержали победу. Со стороны Японии погибли 10 тысяч человек, однако из-за работы камикадзе серьезные потери понесли и союзники - 3500. Кроме того, Япония потеряла легендарный линкор Musashi и едва не потеряла другой - Yamato. При этом шансы на победу у японцев были. Однако из-за использования плотной дымовой завесы, японские командиры не могли адекватно оценить силы противника и не решились бороться «до последнего бойца», а ретировались.

Сражение в Лейте - одна из самых тяжелых и масштабных морских битв

Переломный момент для американского флота на Тихом океане. Серьезная победа на фоне страшного бедствия начала войны - Перл-Харбора.

Мидуэй находится в тысяче милей от Гавайских островов. Благодаря перехваченным переговорам японцев и разведданным, полученным в результате полетов американской авиации, командование США заранее получило информацию о готовящемся нападении. 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей. Эскадренный миноносец американцев поднял сигнал об атаке противника и, выпустив облако черного дыма, атаковал самолеты из зенитных орудий. Битва началась. Авиация США тем временем взяла курс на японские авианосцы, в итоге 4 из них были потоплены. Япония потеряла также 248 самолетов и около 2,5 тысяч человек. Потери американцев скромнее - 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов и около 300 человек. Приказ о прекращении операции поступил уже в ночь на 5 июня.

Битва у атолла Мидуэй - переломный момент для американского флота

В результате поражения в кампании 1940 года Франция заключила соглашение с нацистами и стала частью оккупированных территорий Германии с самостоятельным формально, но подконтрольным Берлину вишистским правительством.

Союзники стали опасаться, что французский флот мог перейти Германии и уже через 11 дней после французской капитуляции провели операцию, которая надолго станет проблемой в союзных отношениях Великобритании и той Франции, которая сопротивлялась нацистам. Она получила название «Катапульта». Британцы захватили корабли, стоявшие в британских портах, силой выставив с них французские команды, что не обошлось без столкновений. Разумеется, союзники восприняли это как предательство. Еще страшнее картины разворачивались в Оране, командованию кораблей, стоявших там, был направлен ультиматум - передать их в управление британцам или потопить. В итоге их потопили британцы. Все новейшие линкоры Франции были выведены из строя, погибли более 1000 французов. Правительство Франции порвало с Великобританией дипломатические отношения.

В 1940 году правительство Франции стало подконтрольно Берлину

«Тирпиц» - второй линкор типа «Бисмарк», один из мощнейших и самых устрашающих военных кораблей немецких сил.

С момента его принятия на вооружение британские ВМС начали за ним настоящую охоту. Первый раз линкор был обнаружен в сентябре и в результате атаки британских самолетов превратился в плавучую батарею, лишившись возможности участвовать в морских операциях. 12 ноября скрыть корабль уже не удалось, в корабль попали три бомбы Tallboy, одна из которых привела к взрыву на его пороховом складе. Тирпиц затонул у Тромсё буквально через несколько минут после этой атаки, погибли около тысячи человек. Ликвидация этого линкора означала фактически полную морскую победу союзников над Германией, что позволило высвободить военно-морские силы для использования в Индийском и Тихом океанах. Первый же линкор этого типа «Бисмарк» наделал куда больше бед - в 1941 году он потопил британский флагман и линейный крейсер «Hood» в Датском проливе. В результате трехдневной охоты за новейшим кораблем он также был потоплен.

«Тирпиц» - один из самых устрашающих военных кораблей немецких сил

Морские сражения Второй мировой войны отличаются от предыдущих тем, что они уже не являлись чисто морской битвой.

Каждое из них было комбинированным - при серьезной поддержке авиации. Частью кораблей были авианосцы, позволявшие обеспечить такую поддержку. Нападение на Перл-Харбор на Гавайских островах было совершено с помощью палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Ранним утром 152 самолета атаковали базу ВМС США, застав врасплох ничего не подозревавших военных. В нападении приняли участие и подлодки Японского императорского флота. Потери американцев были колоссальными: около 2,5 тысяч погибших, потеряны 4 линкора, 4 миноносца, уничтожено 188 самолетов. Расчет при столь яростной атаке был на то, что американцы падут духом, а большая часть флота США будет уничтожена. Не случилось ни того, ни другого. Нападение привело к тому, что сомнений для американцев насчет участия во второй мировой не осталось: в этот же день Вашингтон объявил войну Японии, а в ответ Германия, находящаяся с Японией в союзе, объявила войну США.

Морские сражения Второй мировой войны не являлись чисто морской битвой

21 октября 1805 года произошло Трафальгарское сражение, в ходе которого британский флот одержал верх над франко-испанскими морскими силами. Морские сражения - это одни из самых интересных эпизодов в войнах между разными странами мира. Многие из морских боев решали исход войны, а также доказывали статус победителя как великой морской державы. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти морских сражений, закончившихся полным разгромом противника.

День Трафальгарского сражения в Британи отмечается как день празднования победы Королевского флота под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона над объединенным флотом Франции и Испании. Трафальгарское сражение произошло 21 октября 1805 года. Флот 47-летнего Нельсона дал решительный отпор французско-испанскому флоту, не допустив вторжения Франции в Британию. Сам лорд Нельсон сложил в сражении свою голову.

Трафальгарское сражение

Одно из самых великих морских сражений в мировой истории. Трафальгарское сражение произошло между британскими и франко-испанскими морскими силами 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. Эта морская битва исторически была решающей между объединенным флотом Франции и Испании и Великобритании. Самое поразительное, что Франция и Испания потеряли в Трафальгарском сражении двадцать два корабля, а Великобритания - ни одного. Однако англичане потеряли командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. На вражеской стороне сражались французский адмирал Пьер Вильнёв, командующий всем объединенным флотом, и испанский адмирал Федерико Гравина, который руководил испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции, она стала главным морским противостоянием XIX века и величайшим морским сражением в истории. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

Гравелинское сражение

Это грандиозное морское сражение произошло 27 июля 1588 года между британским и испанским флотами к северу от Гравелина. Закончилось Гравелинское ссражение полным разгромом испанской Великой Армады, которую многие считали непобедимой. Сама Великая Армада состояла из 130 кораблей, основную часть которых составляли галеоны. Всё сражение и исход боя определили действия вице-адмирала Дрейка, адмирала Хокинса. Когда сражение подходило к победному концу, британцы не остановились - они ещё целых два дня преследовали Армаду.

Цусимское сражение

Ещё одна колоссальная морская битва произошла 14-15 мая 1905 в Русско-японской войне, ей дали название - Цусимское морское сражение, так как битва произошла в Японском море, в районе острова Цусима. В этой битве российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Цусимское сражение - это было последняя битва в войне, в которой полностью разгромили русскую эскадру - практически все корабли были потоплены, часть успела капитулироваться, но только четыре корабля дошли до русских портов. В самом начале битвы японские корабли имели куда большее преимущество, чем русские, во-первых, по мощности артиллерийского огня, также по скорострельности орудий, а ещё в броне и скорости. Цусимское сражение повлияло на исход Русско-японской войны и вынужденное подписание Россией мирного договора.

Синопское сражение

Синопское сражение - это великий морской бой в истории мировых морских сражений. Русский Черноморский флот, под командованием адмирала Нахимова, сражался против турецкой эскадры, полностью разгромил противника. Само сражение произошло 18 ноября 1853 года. Сражение было масштабным, но очень быстрым - турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Потери турок составили свыше трёх тысяч человек, а раненый Осман-паша и другие пленники были взяты в плен. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море, но эта победа стоила России дорого, так как разгром турецкого флота стал поводом для Великобритании и Франции для вступления в войну на стороне Османской империи.

Состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года Гангутское сражение стало первой победой созданного Петром I регулярного русского флота.

Изобилующая шхерами Балтика требовала наличия наряду с парусными эскадрами мощных гребных сил. К кампании 1714 года русским удалось создать сильнейший галерный флот из 99 полугалер и скампавей, перед которым царь поставил задачу прорваться к Аландским островам, чтобы содействовать наступлению приморского фланга сухопутных сил.

Противодействуя этим планам, шведский флот преградил выход русским из Финского залива у полуострова Гангут. Гребные суда противника защищали прибрежный фарватер, а расположившийся мористее парусный флот прикрывал их с фланга.

Чтобы избежать атаки сильных шведских сил «в лоб», Пётр I решил построить в самой узкой части полуострова Гангут «переволоку» (деревянный настил), предназначенную для переброски галер сухим путём в тыл противнику. Этот манёвр вынудил шведов разделить свои силы, а наступивший штиль лишил манёвренности их парусные корабли.

Воспользовавшись ситуацией, русский авангард обошёл шведов, оставаясь недосягаемым для их огня, и атаковал отряд под командованием контр-адмирала Нильса Эреншёльда, взяв корабли противника на абордаж.

Победа у полуострова Гангут обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах, что позволило эффективно поддерживать действующие в Финляндии сухопутные войска. С тех пор шведы перестали чувствовать себя хозяевами Балтийского моря. Успех обеспечило умение создать превосходство в силах на главном направлении. Против шведского флагмана - прама «Элефант» - сосредоточили 11 галер.

Взятие на абордаж прама «Элефант»

В сентябре 1714 года победители торжественно прошли в Петербурге под Триумфальной аркой, на которой был изображён сидевший на спине у слона орёл. Аллегория пояснялась надписью: «Орёл мух не ловит». В настоящее время годовщина сражения у полуострова Гангут (9 августа) празднуется в России как День воинской славы.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

После начала в 1768 году очередной русско-турецкой войны, чтобы отвлечь внимание противника от Черноморского театра, Россия направила свои корабли в Средиземное море. Это был первый в российской истории групповой переход кораблей из одного моря в другое. 23 июня (4 июля) 1770 года две русские эскадры (девять линейных кораблей, три фрегата, бомбардирский корабль и 17–19 вспомогательных судов) под общим командованием Алексея Орлова обнаружили турецкий флот (16 линейных кораблей, шесть фрегатов, шесть шебек, 13 галер и 32 малых судна) на рейде Чесменской бухты.

На следующий день между противниками завязалась артиллерийская дуэль, в ходе которой линейный корабль «Святой Евстафий» попытался взять на абордаж турецкий корабль «Реал-Мустафа». Однако на него упала горящая мачта турецкого корабля. Огонь добрался до крюйт-камеры, и «Евстафий» взорвался, а через 10 минут взлетел на воздух и «Реал-Мустафа». После этого турецкие силы отступили в глубь Чесменской бухты под прикрытие береговых батарей.

Русское командование решило в ночь на 26 июня уничтожить турецкий флот с помощью брандеров, в которые спешно переоборудовали четыре судна. Линейным кораблям надлежало обстреливать скученные в бухте корабли противника, а фрегатам - подавить береговые батареи. Вскоре после попадания зажигательного снаряда загорелся один из турецких кораблей. Неприятельский огонь ослаб, что позволило предпринять атаку брандерами. Одному из них удалось поджечь турецкий 84-пушечный корабль, который вскоре взорвался. Горящие обломки разлетелись по бухте, вызвав пожары на других кораблях. К утру турецкая эскадра прекратила своё существование.

Победы удалось достичь за счёт умелой концентрации сил на главном направлении, смелому решению атаковать находящийся под защитой береговых батарей турецкий флот и использованию его скученного расположения в бухте.

Фёдор Ушаков

19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. В 1878 году Турция предъявила ультиматум с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии и, получив отказ, вновь объявила России войну.

Русские войска осадили турецкую крепость Очаков, а из Севастополя вышла эскадра под командованием контр-адмирала Марко Войновича, чтобы воспрепятствовать оказанию турецким флотом помощи осаждённым. 3 (14) июля противники обнаружили друг друга в районе острова Фидониси. Турецкая эскадра более чем вдвое превосходила севастопольскую, и Марко Войнович не имел желания сражаться, в то время как уверенный в своей победе Гассан-паша , придерживаясь классической линейной тактики, стал подходить на дистанцию артиллерийского залпа. Однако командовавший русским авангардом бригадир Фёдор Ушаков приказал своим концевым фрегатам прибавить парусов и взять противника в два огня. Манёвр фрегатов поставил турок в исключительно трудное положение. Они также прибавили парусов, но это привело к тому, что их строй сильно растянулся, и корабли утратили возможность поддерживать друг друга огнём.

В самом начале боя Фёдор Ушаков отрезал два турецких судна, сосредоточив против них огонь линейного корабля «Святой Павел» и двух фрегатов. Сражение развернулось уже по всей линии. Не выдержав огня русских, шедшие впереди турецкие корабли один за другим начали выходить из боя. Вскоре под сосредоточенный огонь попал и флагманский корабль Гассан-паши. Это и решило исход сражения. Вслед за флагманом турецкие корабли стали покидать строй и, пользуясь преимуществом в скорости, отходить к румелийским берегам.

В сражении при Фидониси впервые раскрылся флотоводческий талант Фёдора Ушакова, отлично реализовавшего принципы сосредоточения огня и взаимной поддержки. Вскоре Григорий Потёмкин отстранил Марко Войновича, а севастопольскую эскадру передал получившему чин контр-адмирала Фёдору Ушакову.

Памятник Ушакову на мысе Калиакрия

К кампании 1791 года турки подготовились весьма основательно. Флот под командованием капудан-паши Гуссейна состоял из 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и множества мелких судов. Помощником капудан-паши назначили отличавшегося храбростью и предприимчивостью алжирского пашу Саита-Али . Турки вполне обоснованно считали, что при таком численном перевесе и во главе со столь знаменитыми адмиралами они смогут разгромить русских. Саит-Али даже пообещал доставить в Стамбул закованного в цепи Ушак-пашу (Фёдора Ушакова) и возить его по городу в клетке.

31 июля (11 августа) 1791 года турецкий флот стоял на якоре у мыса Калиакрия. В честь праздника Рамазан часть команд была отпущена на берег. Неожиданно на горизонте показалась эскадра Фёдора Ушакова в составе шести линейных кораблей, 12 фрегатов, двух бомбардирских кораблей и 17 мелких судов. Прославленный флотоводец принял смелое решение атаковать противника со стороны берега. Появление русского флота застало турок врасплох. Спешно обрубив якорные канаты, они стали в беспорядке отходить мористее. Саит-Али с двумя кораблями предпринял попытку взять в два огня авангард Фёдора Ушакова, но тот, разгадав манёвр, на флагманском корабле «Рождество Христово» обогнал голову своей эскадры и атаковал корабль Саита-Али, завязав бой на самой близкой дистанции. Затем Ушаков умело зашёл с кормы и дал по турецкому кораблю продольный залп, сбив бизань-мачту.

В течение часа сопротивление противника было сломлено, и турки обратились в бегство. Большая часть разгромленного турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережьям, лишь алжирская эскадра достигла Константинополя, при этом флагманский корабль Саита-Али начал тонуть. Русский флот господствовал на Чёрном море. Жителей турецкой столицы охватил страх. Все ждали появления Ушак-паши у стен Константинополя. В этой ситуации султан был вынужден заключить с Россией мир.

Укрепления острова Корфу

В 1796–1797 годах французская армия под командованием молодого и талантливого военачальника Наполеона Бонапарта заняла Северную Италию и принадлежавшие Венецианской республике Ионические острова. Русский император Павел I присоединился к антифранцузской коалиции. В Петербурге возник план направить в Средиземное море эскадру под командованием Фёдора Ушакова. На этот раз прославленному флотоводцу пришлось действовать в союзе со своими бывшими противниками - турками. Высадка Наполеона в Египте заставила султана обратиться за помощью к России и открыть проливы для русских кораблей.

Одной из задач, поставленных перед объединённой русско-турецкой эскадрой, являлось освобождение Ионических островов. Вскоре французские гарнизоны выбили с Цериго, Занте, Кефалонии и Санта-Мавры, хотя противник продолжал удерживать наиболее сильно укреплённый остров - Корфу. Французское командование пребывало в уверенности, что русские моряки не только не смогут взять крепость штурмом, но и окажутся неспособными вести длительную осаду.

Сначала Фёдор Ушаков решил взять штурмом прикрывавший Корфу с морского направления скалистый остров Видо. 18 февраля (1 марта) 1799 года русские корабли начали массированный обстрел, под прикрытием которого высадили десант. Десанту с помощью искусных фланговых ударов удалось с ходу захватить береговые батареи, а к 14 часам десантные силы уже полностью контролировали Видо.

Теперь путь к Корфу был открыт. Установленные на захваченном острове Видо русские батареи открыли огонь по самому Корфу, а десант принялся штурмовать передовые укрепления острова. Это деморализовало французское командование, и на следующий день они прислали на корабль Фёдора Ушакова парламентёров для обсуждения условий капитуляции. В плен сдался 2931 человек, включая четырёх генералов. Трофеями русских стали линейный корабль «Леандр», фрегат «Брюне», бомбардирское судно, две галеры, четыре полугалеры и несколько других кораблей, 114 мортир, 21 гаубица, 500 пушек и 5500 ружей. Победу удалось одержать благодаря правильному выбору Фёдором Ушаковым направления главного удара, созданию на этом участке превосходства в силах над противником, а также смелым и решительным действиям десанта.

Узнав об очередной блистательной победе Фёдора Ушакова, великий Александр Суворов писал: «Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!».

На освобождённых Ионических островах под временным протекторатом России была создана греческая Республика Семи Островов, которая в течение нескольких лет служила опорной базой для русского флота на Средиземном море.

Андрей ЧАПЛЫГИН