Болонский процесс. Что это такое и зачем он Беларуси. Разочарование болонским процессом. Как изменится система образования в Беларуси

Решением министров образования стран общеевропейского пространства Беларусь принята в Болонский процесс. Об этом сообщает пресс-центр Министерства образования.

Вопрос о включении Беларуси в Европейское пространство высшего образования обсудили 14 мая в Ереване (Армения) на конференции министров образования стран общеевропейского пространства высшего образования. Белорусскую делегацию возглавил министр образования Михаил Журавков .

"Для нашей страны – это важный и ответственный шаг в развитии национальной системы образования. Шаг, который отражает высокий уровень белорусской системы образования и ставит перед нами огромные задачи по ее развитию и обновлению. Включение нас в Европейское пространство высшего образования отражает признание мировой общественностью белорусской системы высшего образования и подтверждает факт того, что национальная модель конкурентоспособна и сможет интегрироваться в мировое образовательное пространство" , – сказал Михаил Журавков.


На конференции министров Европейского пространства высшего образования. Фото с сайта armenianow.com


Со вступлением в Болонский процесс наши студенты и преподаватели получат возможность широко изучать опыт других учебных заведений – учиться и работать в университетах разных стран, рассказал TUT.BY начальник управления высшего образования Министерства образования Сергей Романюк . "В этом плане, думаю, значительно усилится мобильность преподавателей и студентов".

Ожидается, что в корне изменится ситуация с признанием белорусских дипломов за границей, "потому что участие в Болонской системе предполагает автоматическое принятие документов, сопоставимых с европейскими образцами" , пояснил Сергей Романюк.

"Однако признание документов – вопрос, не замыкающийся только на вступлении в Болонский процесс, вероятнее всего, придется предпринимать дополнительные шаги в этом направлении".

Вступление в Болонский процесс позволит нашему высшему образованию реформироваться в соответствии с общемировыми и общеевропейскими тенденциями. "В свою очередь это поднимет качество нашего образования до уровня, удовлетворяющего не только университеты, студентов и их родителей, но и работодателей".

Беларусь шла ко вступлению в Болонский процесс давно. Первую заявку на участие в нем наша страна подала еще в 2011 году. Ее отклонили, а вопрос заморозили до 2015-го. В этом году Министерство образования снова подало заявку на присоединение к единому европейскому образовательному пространству. При этом министр Михаил Журавков : вступление в Болонский процесс – одна из основных задач на этот год.

"Вступление в Болонский процесс - это одно из средств повысить качество образования. Он не подразумевает замену нашей системы образования некой другой моделью. Мы должны с учетом своих собственных особенностей развиваться дальше. Болонский процесс даст возможность молодым людям увидеть новые технологии, познать мир и вернуться в Беларусь высококлассными специалистами, готовыми развивать нашу страну. Но чтобы поднять престиж всей системы образования, нужен не только зарубежный опыт. Нужно поработать всем, в том числе и самим учителям. Одно Министерство образования с такой задачей не справится", – Михаил Журавков.



На IX конференцию министров Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) были приглашены представители 47 стран - участниц Болонского процесса. В ходе конференции ожидается подписание важнейших документов, которые определят судьбу тысяч студентов и учебных заведений по всей Европе. Будут обсуждены Ереванская декларация, а также важные нововведения в сфере образования.

Беларусь как участник Болонской конвенции также выскажет свое мнение по всем рассматриваемым вопросам.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. 19 июня 1999 года в Болонье (Италия) на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию "Зона европейского высшего образования", или Болонскую декларацию. На сегодня процесс включает 47 из 49 государств, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы.

Приоритетными задачами Болонского процесса являются создание европейского пространства высшего образования, призванного стимулировать конкурентоспособность системы высшего образования Европы и ее привлекательность, а также создавать возможности для мобильности студентов и их дальнейшего трудоустройства.

«Болонский процесс – это в целом коллективный ответ на вызов кризису в высшем образовании. Последний из таких накрыл европейские университеты во второй половине XX века», – рассказал член Общественного Болонского комитета, профессор Владимир Дунаев.

Страны договорились, что если какая-то из них желает вступить в Болонский процесс, то она как бы автоматически должна будет выполнять определенный перечень общепринятых норм, стандартов.

Когда же Беларусь в 2015 году вошла, пусть и формально, «на особых условиях», в Болонский процесс, многими европейскими экспертами был выражен определенный скептицизм: будет ли страна на самом деле выполнять то, под чем подписалась.

Как известно, Беларуси дали на выполнение требований Дорожной карты три года. Сегодня они истекли. В текущем году должно быть принято решение о дальнейшем статусе Беларуси в ЕПВО (Европейское пространство высшего образования).

Итоги исполнения дорожной карты

На сегодняшний момент уже подведены итоги исполнения требования дорожной карты нашей страной. Как отметил Владимир Дунаев, никакого прогресса со стороны Беларуси в части выполнения данных требований нет, и, по сути, ни одно из них не выполнено.

По его словам, у нас до сих пор совсем нет механизма взаимодействия образования с рынком труда, который работает во всей Европе.

«Вот рынок труда говорит, что нам надо, чтобы у выпускников были такие и такие компетенции, а мы до сих пор живем по тарифно-квалификационным справочникам советского времени», – рассказал эксперт.

«Также Беларусь обязывалась диверсифицировать систему распределения выпускников вуза и использовать те наработки, которые существуют в Европе по повышению уровня трудоустраиваемости. Но и в этом вопросе ничего не поменялось», – дополнил Владимир Дунаев.

Очевидно, подчеркнул эксперт, что в стране не изменилась в лучшую сторону и ситуация с академическими свободами и университетской автономией.

Он также обратил внимание на факт дискриминации в отношении белорусских студентов, когда льготные кредиты предоставляются только учащимся в государственных вузах.

«Мы надеялись в Общественном Болонском комитете хотя бы на то, что Беларусь осуществит переход к трем ступеням высшего образования «бакалавр – магистр – доктор» и выдачу бесплатного европейского приложен к диплому. Но и этого не произошло», – заявил эксперт.

«Сегодня приложение к диплому в стране идет в виде бумажки, которая никому ни о чем не говорит. Что касаемо приложения о высшем образовании европейского образца, оно, если вы попадаете за рубеж, дает работодателю возможность понять, что вы делали в университете, что изучали, какими знаниями владеете. Это серьезный документ, он есть уже везде, кроме Беларуси», – рассказал Владимир Дунаев.

По его словам, попытки помочь в выполнении требований Дорожной карты международной группы экспертов, которая была специально создана, чтобы мониторить ее выполнение и оказывать Беларуси помощь в ее реализации, встречали почти всегда полное непонимание и отторжение с белорусской стороны.

«Очень часто оппоненты нам заявляли так: а зачем нам Болонский процесс? Вот у нас есть айтишники, ПВТ, и все прекрасно работает и без Болонского процесса, да и высшее образование одно из лучших», – заметил в свою очередь член Общественного Болонского комитета Павел Терешкович.

При этом эксперт отметил, что говорить можно многое, но стоит взглянуть на международные рейтинги вузов. Так, в рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного Times Higher Education вошел только единственный вуз из Беларуси – Белорусский государственный университет (БГУ), да и здесь он находится ниже 800-й строчки.

При этом из соседних стран в список попали 11 польских, 5 украинских, а также по 2 литовских, латвийских и эстонских вуза.

«Также есть такое мнение, что как только в Беларусь станет на путь Болонского процесса, студенты, получив образец международного диплома, массово начнут сбегать из страны», – сказал Павел Терешкович.

Однако, согласно статистике, и без Болонского процесса, количество белорусских студентов, обучающихся за рубежом, год от года растет, отметил эксперт.

Так, сейчас за рубежом обучается более 35 тыс. белорусских студентов. В то время как в России, где населения в 15 раз больше, данный показатель – 40 тыс.

Для Беларуси – это еще и потеря репутации

Эксперты также обратили внимание на тот факт, что выполнение требований Дорожной карты было не только обязательством исключительно Минобразования.

«Это задача, которую должны решать многие ведомства, в том числе МВД, Министерство труда и соцзащиты и др. Без координации усилий добиться какого-то прогресса весьма трудно», – подчеркнул Владимир Дунаев.

В целом же, по признаю экспертов, какие последствия ждут Беларусь за невыполнение условий Дорожной карты, пока сказать трудно. Отчитываться перед европейским министерским саммитом об имплементации Дорожной карты придется в мае. Там и будет приниматься окончательное решение.

Вместе с тем, Владимир Дунаев с сожалением признал недальновидность действий Беларуси, поскольку данная ситуация обозначает в том числе и подрыв международного имиджа страны.

В современном, постоянно развивающемся мире образование играет огромную роль. От его качества зависит не только уровень благосостояния общества, но и экономическая — а зачастую и политическая — обстановка в стране. На протяжении почти двух десятилетий государства Евразийского континента демонстрируют тенденцию к интеграции образовательных систем. Республика Беларусь не осталась в стороне и 14 мая 2015 года Беларусь со второй попытки стала участницей Единого пространства высшего образования (ЕПВО) и, соответственно, Болонского процесса.

На пути к образованию будущего

Первая попытка Беларуси стать частью Болонского процесса была предпринята в 2012 году и оказалась безрезультатной. Министры образования на форуме в Вене отказали нашей стране в этом праве. Данное решение было обусловлено наличием минимальных академических свобод в белорусских вузах, слабой развитостью системы студенческого самоуправления, отсутствием прозрачности в работе администрации университета и выборов ректора.

Несмотря на то, что белорусские вузы выполнили только малую часть условий для вступления в Болонский процесс, Министра образования Беларуси Михаила Журавкова пригласили в Ереван на очередной форум ЕПВО с целью обсуждения присоединения Беларуси к Болонскому процессу.


«Включение нас в Европейское пространство высшего образования отражает признание мировой общественностью белорусской системы высшего образования и подтверждает факт того, что национальная модель конкурентоспособна и сможет интегрироваться в мировое образовательное пространство».

Михаил Журавков, Министр образования Республики Беларусь, www.interfax.by

В итоге Беларусь стала частью европейского интеграционного проекта, но с определёнными условиями, так называемой «Дорожной картой». Согласно ей государство обязуется до 2018 года реформировать систему образования в соответствии со стандартами ЕПВО.


«Дорожная карта — это не предложение, а требование, которое должно быть выполнено. Важно, чтобы все её условия были выполнены как минимум. Мы должны очень внимательно следить за происходящим в Беларуси, соблюдаются ли там академические свободы, принципы мобильности и в целом права человека».

Иллуги Гуннарссон, Министр образования Исландии, www.interfax.by

Когда белорусское образование станет таким же, как в Европе?

Необходимо понимать, что качество белорусского образования не достигнет европейского уровня за несколько месяцев. Для приближения нашей системы к стандартам ЕПВО потребуется несколько лет на разработку схемы модернизации и воплощения её в жизнь. Также необходимо отметить, что без содействия самих участников образовательного процесса — студентов и преподавателей — выплыть из академического застоя не представляется возможным.

Кроме ряда преимуществ (академическая мобильность, демократизация системы образования), Болонский процесс имеет существенный недостаток: высшее образование ограничивается только профессиональной подготовкой, хоть и высококлассной, но без особого внимания к высшим уровням интеллектуального и физического формирования личности. Именно поэтому многие ведущие университеты Европы ставят в приоритет содержание образования, а не его форму.

На данный момент уже предприняты некоторые меры по реализации требований форума министров образования: ведётся подписание международных договоров о сотрудничестве между вузами, постепенно вводится рейтинговая система оценивания, налажен обмен студентами и преподавателями между странами, проводятся международные научные конференции.


«Одним из принципов Болонского процесса является мобильность студентов, что приводит к улучшению качества образования. Поэтому вступление Беларуси в Болонский процесс может только улучшить качество подготовки специалистов в ядерной сфере».

Николай Маруда, консультант управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь, www.interfax.by

Некоторые университеты совместно с Министерством образования внедряют новые программы, которые помогут развитию образовательной системы Беларуси. Недавно БЕЛТА сообщило, что было утверждено создание учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования на базе . Также началась работа по созданию Республиканского совета по развитию бизнес-образования. Эта мера поможет интегрировать учебные заведения с коммерческими организациями, что позволит, в свою очередь, улучшить подготовку управленческих кадров.

24 августа в Минске завершился республиканский педагогический совет. Выступавшие на заседании Президент Беларуси Александр Лукашенко и министр образования Игорь Карпенко сосредоточили свое внимание на конкретных изменениях в действующей системе образования. Это уже далеко не первая трансформация образовательной модели Беларуси за последние 20 лет. Что вынудило президента и профильного министра поднять вопрос о реформе образования именно сейчас? Каковы перспективы у реформ? Об этом и не только в материале сопредседателя редакционного совета «Евразия.Эксперт» Петра Петровского.

Молодая независимая постсоветская Беларусь получила в наследство достаточно высококачественную образовательную модель СССР, опыт которой брали на вооружение многие страны. Однако данная система имела и свой недостаток. Она являлась достаточно затратной и не имела дифференцированного подхода к учащимся. Последний фактор приводил к усредненному отношению ко всем и отсутствию профильного образования. Большие же затраты поставили перед молодым государством вопрос оптимизации системы, ее удешевления.

Также нельзя снимать со счетов и фактор геополитической ломки. На кого равняться молодой Беларуси в образовании, если даже близкий ее союзник Россия в 1990-е гг. копировала элементы образовательных систем стран Запада?

Поэтому многочисленные предложения и реформы, проводимые в 1990-е и 2000-е гг. можно назвать «шараханьем» между финансовой оптимизацией, сохранением эффективности и встраиванием в новые геополитические реалии.

Так в Беларуси появилось профильное образование в виде лицеев и гимназий, десятибалльная система, сначала переход, а после и отказ от двенадцатилетней системы, а также переход с шестидневной к пятидневной учебной неделе. В список можно включить также сокращение некоторых предметов (Международная художественная культура и др.) или курсов (обществоведение на один год) и уменьшение часов практически по всем предметам. Первая ступень высшего образования была сокращена с пяти до четырех лет. Была введена вторая ступень высшего образования – магистратура, академические часы сокращали, порой радикально. Особенно сильно подобные действия были произведены в стане базовых общеобразовательных дисциплин высшей школы, которые в основном состоят из гуманитарных классических предметов (философия, социология, логика, риторика, латинский и древнегреческий языки и пр.). Последняя реформа привела к созданию так называемых блоков, совмещающих в один курс различные предметы с минимальным выделением часов на их преподавание, что означало свертывание классических подходов к университетскому образованию.

Немалую роль в этих действиях сыграла порой нечеткая позиция Беларуси к болонскому процессу. В зависимости от взглядов новоназначенного министра Беларусь то держала курс в болонскую систему, то отказывалась в нее вступать. В конечном итоге в 2015 г. Беларусь последней из стран Европы вступила в болонский процесс.

К вышеприведенному списку можно добавить и передачу доселе несвойственных школам и вузам функций в результате оптимизации и экономии, что привело к излишней бюрократизации и перегруженности графиков работников сферы образования.

Все это свидетельствует об отсутствии стратегии в области образования и воспитания. В постсоветской Беларуси, и это нужно признать, пока не знают, что именно хотят получить от образования. И это понятно. Образование является той сферой, которая в большей степени, нежели другие, зависима от ценностных установок и ресурсов. Ведь, вкладывая в образование, государство фактически вкладывает инвестиции, которые окупятся в лучшем случае через лет тридцать, когда новые поколения будут реализовывать себя. Беларуси же как государству, потерявшему идеологический советский стержень марксизма-ленинизма и не имеющему свободных ресурсов, приходилось находить путь построения собственной образовательной системы наощупь. Это как раз и выразилось в приведенных примерах нестабильности всей системы образования и эклектизма тех реформ, которые были реализованы.

Реформы руками коммуниста

Отставка Михаила Журавкова с поста министра образования в конце 2016 г. и назначение на этот пост лидера Коммунистической партии Беларуси Игоря Карпенко оказались для многих неожиданностью. Либеральная часть белорусского экспертного пространства достаточно жестко критиковала данное кадровое решение и высказывала, порою в острых формах, все свое негодование. Президент знал о возможности подобной реакции, но пошел на назначение. И здесь имеются несколько причин выбора именно Игоря Карпенко. Во-первых, предыдущие министры образования проводили в жизнь на протяжении пяти лет политику внедрения западных образовательных стандартов, особенно в высшей школе. Итогом всему этому стало вступление Беларуси в болонский процесс, на счет которого в кругах управленцев и части экспертов имелись справедливые опасения. Здесь и проблема «утечки мозгов», и реальность конкретных бонусов, которые смог бы получить от болонского процесса конкретный студент и вся страна в целом.

Два года нахождения в болонской системе привнесли в образовательную среду Беларуси некоторое разочарование. Академический обмен в большинстве случаев был направлен на направления гендера, прав человека, европейских ценностей и т.д. В фундаментальных и прорывных сферах никаких положительных эффектов от болонского процесса не наблюдалось.

Во-вторых, фактор самого президента Беларуси, который вольно или невольно столкнулся со всеми плюсами и минусами системы образования не понаслышке, а через обучение собственного младшего сына в школе. Поэтому Александр Лукашенко стал намного больше внимания уделять вопросам системы образования не только как президент страны, но и как родитель. Быть может, в том числе негативное ощущение опыта некоторых реформ на собственном ребенке числе и заставило президента сделать кадровые перестановки.

В-третьих, из года в год в стране наблюдается ухудшение качества выпускников школ, уменьшение проходных балов поступления в вузы. Этого тоже нельзя не заметить. И это несмотря на политику облегчения содержания самих тестов.

При этом наличие платной формы образования фактически привело к всеобщему высшему образованию, опустив уровень как его качества, так и профессионально-технического среднего образования. Все это указывает на неминуемое падение качества выпускаемых специалистов, а значит ставит вопрос об эффективности самой ступени.

В этих условиях назначение коммуниста Игоря Карпенко стало итогом разочарования нововведениями и определенным консервативным реверансом в сторону советской системы образования, сторонником которой является новый министр.

Перспективы изменений

После назначения министр образования совместно с депутатами Палаты Представителей начали работать над изменениями в системе образования. Основной задачей сегодня видится как раз преодоление тех ошибок и неверных действий, которые совершались в системе образования на протяжении последних двух десятилетий. В ходе республиканского педагогического совета этим вопросам было уделено наибольшее внимание.

1. Дошкольное образование

Главной проблемой дошкольного образования является дефицит кадров. Эту проблему косвенно признал и президент Беларуси, говоря о переполненных группах в 30 и более человек и маленьких зарплатах. К слову, изменение последнего фактора должно простимулировать работников дошкольного образования оставаться на своих местах, уменьшить текучку кадров и сделать данную профессию более привлекательной для граждан.

2. Трансформация школы

В отношении школы у руководства страны возникли вопросы по поводу эффективности предыдущих преобразований. Среди депутатов даже высказывались идеи возврата к пятибалльной системе. Однако эту идею на педсовете раскритиковал сам президент.

Проблема оценки знаний во многом сегодня исходит из зависимости школ, гимназий и лицеев от рейтингов и проверок, которые фактически диктуют учителям планку усреднения оценки знаний.

На деле из десятибалльной сегодняшняя система превратилась в пятибалльную, где негласно не рекомендуется ставить оценки ниже 4 и выше 8 баллов. Получается определенная серая масса, не привлекающая внимание контрольных органов и помогающая держать планку школе в региональных рейтингах успеваемости. В выпускных же классах из-за введения учета среднего балла аттестата при поступлении наблюдается проблема завышения оценок и необъективного оценивания выпускных экзаменов. Этот вопрос поднял и министр Игорь Карпенко, предложив создать независимый орган по проведению и оценке выпускных экзаменов по курсам базовой и средней школы.

Вторая проблема – это неравномерное распределение учеников всех уровней успеваемости по учреждениям образования. Создание гимназий различных профилей породило концентрацию наиболее успевающих учеников именно в них. Простые школы лишились учеников с высокой успеваемостью. Поэтому в середине 2000-х гг. многие школы пошли на создание многочисленных профильных и специализированных классов. Данный процесс получил такой всеобщий характер, что в 2008 г. было решено ликвидировать любую профильность классов внутри общеобразовательных школ.

Теперь же министр образования Игорь Карпенко (и здесь сказалась его принадлежность к КПБ) усомнился в целесообразности наличия такого большого количества гимназий. Во-первых, возникает вопрос о соответствии многочисленных учреждений, имеющих такую вывеску, уровню гимназического образования. Во-вторых, сама форма отбора при помощи экзаменов после начальной школы вызывает сомнение. Насколько осознанным является выбор ученика, поступающего в гимназию? Или это выбор родителей, которые порой не советуются с ребенком и даже не спрашивают его о перспективах учебы в гимназии? Все это призвано решить введение личного собеседования с ребенком, в ходе которого должен быть определен уровень осознанности его решения по поступлению в гимназию.

Третьим негативным фактором школьного образования являются учебники. Отсутствие четкой стратегии, переход с шестидневки к пятидневке, с одиннадцатилетки на двенадцатилетку и наоборот, сокращение часов, оптимизация программ, изменение концепций привели к тому, что учебные пособия менялись чуть ли не раз в один два года.

Все это приводило к нестабильности преподавания и отсутствию четких требований и критериев образовательной эффективности.

К написанию учебников привлекались в основном представители академической науки. Это стало главной проблемой постсоветского образования. До распада СССР большинство учебных пособий, за исключением белорусского языка, литературы и истории БССР, разрабатывались в Москве. После 1991 г., за неимением опыта, разработку национальных учебников передали академическому сообществу. Ошибка, заключающаяся в отсутствия педагогов-практиков в коллективах авторов, быстро выявилась. Сложность и непонятность учебных пособий также стимулировала министерство образования из года в год переписывать их. Теперь президентом и министром образования поставлены задачи создать новые учебники к 1 сентября 2019 г., а к их написанию обязательно должны быть привлечены учителя-практики.

3. Среднее образование

В 2000-е гг., из-за введения платной формы высшего образования, оно стало доступным при наличии финансов каждому практически вне зависимости от уровня подготовленности абитуриента. В середине 2000- х гг. в среде некоторых экспертов и чиновников стали поговаривать о введении всеобщего высшего образования. Однако сам факт расширения сферы высшего образования привел к снижению популярности среднего и профессионально-технического образования. В заведения этой направленности стали поступать в основном учащиеся из малообеспеченных семей или с плохой успеваемостью.

Востребованность на рынке труда специалистов с профессиональным средним образованием осталась достаточно высокой. А вот предложение резко упало как в качестве, так и в количестве.

Произошел сдвиг. Переполненный рынок лиц с высшим образованием стал удовлетворять рынки специальностей профессионально-технического и среднего образования. Появились юристы-строители, экономисты-мерчендайзеры. Все это требует изменения в подходе к среднему образованию. Игорем Карпенко были высказаны следующие предложения:

а) сделать среднее образование обязательным, т.е. каждый ученик в 9 классе будет вынужден либо оставаться учиться 10-11 классах, либо поступать в средне-специальные учреждения;

б) унифицировать среднее образование по образцу колледжей;

в) уменьшить наборы в вузы и сократить их количество в стране, что должно освободить часть абитуриентов для поступления в средне специальные учебные заведения.

4. Вузы

Интеграция в болонский процесс, полный переход на четырехлетнее обучение на первой ступени образования, а также невыверенная политика количества подготовки тех или иных специалистов привели к конкретным диспропорциям в вузах. Сегодня имеет место дублирование многочисленных специальностей в различных вузах страны. Также 1990-е гг. породили множество новых высших учебных заведений, и их число значительно превышает потребность в них. Поэтому рынок труда переполнен юристами и экономистами.

Министерство образования предлагает упорядочить выпуск специалистов тех или иных специальностей, сделать вузы профильными, отказаться от дублирования. Это сократит сами наборы в вузы. Также предлагается сократить количество самих вузов, которые сегодня находятся даже в районных центрах.

В-третьих, на особенно важные и ответственные специальности предлагается сохранить пяти- и шестилетнее образование. Министр образования высказал идею сохранить для бакалавров в том числе и наименование специалист.

5. Послевузовское образование

Ухудшение уровня общевузовской подготовки дает о себе знать и на уровне послевузовского образования. При этом аспирантура еще потерпела и от введения второй ступени высшего образования – магистратуры. В магистратуру была переведена сдача кандидатских экзаменов, что само по себе нарушает логику вузовского и послевузовского образования. Предлагается вернуть кандидатские экзамены в аспирантуру, а магистратуру сориентировать на тех программах, которые характерны для второй ступени высшего образования.

Также страдает и качество самих диссертаций, начиная с выбора тем. Поэтому в перспективе докторантуру предложено перевести на грантовую основу. Это должно содействовать актуализации тематики на уровне самого зачисления в докторантуру и связывать его с потребностями и заказами государства.

Интеграционная перспектива

Еще один аспект белорусского образования не обсуждался на педсовете, но активно обсуждается в профильном министерстве. Это вопрос использования интеграционных механизмов Союзного государства (СГ) в качестве аспекта и механизма модернизации образовательной сферы. К сожалению, сегодня уровень интеграции систем образования Беларуси и России больше связан с формальными обязательствами признания дипломов, аттестатов, перевода пятибалльной системы оценки в десятибалльную и наоборот. На сегодняшний день наши системы образования имеют недостаточный объем академического обмена, совместных образовательных программ по различным специальностям. Отсутствуют координация и совместные действия по подготовке специалистов.

На фоне общего разочарования болонской системой сегодня имеется хорошая почва по выработке координации систем образования в рамках СГ.

Этой осенью готовится встреча министров образования двух стран, где запланировано подписание документа по координации образовательной политики и углублению сотрудничества между двумя министерствами.

Петр Петровский

«Болонский процесс – это в целом коллективный ответ на вызов кризису в высшем образовании. Последний из таких накрыл европейские университеты во второй половине XX века», – рассказал член Общественного Болонского комитета, профессор Владимир Дунаев, сообщает ej.by .

Страны договорились, что если какая-то из них желает вступить в Болонский процесс, то она как бы автоматически должна будет выполнять определенный перечень общепринятых норм, стандартов.

Когда же Беларусь в 2015 году вошла, пусть и формально, «на особых условиях», в Болонский процесс, многими европейскими экспертами был выражен определенный скептицизм: будет ли страна на самом деле выполнять то, под чем подписалась.

Как известно, Беларуси дали на выполнение требований Дорожной карты три года. Сегодня они истекли. В текущем году должно быть принято решение о дальнейшем статусе Беларуси в ЕПВО (Европейское пространство высшего образования).

Итоги исполнения дорожной карты

На сегодняшний момент уже подведены итоги исполнения требования дорожной карты нашей страной. Как отметил Владимир Дунаев, никакого прогресса со стороны Беларуси в части выполнения данных требований нет, и, по сути, ни одно из них не выполнено.

По его словам, у нас до сих пор совсем нет механизма взаимодействия образования с рынком труда, который работает во всей Европе.

«Вот рынок труда говорит, что нам надо, чтобы у выпускников были такие и такие компетенции, а мы до сих пор живем по тарифно-квалификационным справочникам советского времени», – рассказал эксперт.

«Также Беларусь обязывалась диверсифицировать систему распределения выпускников вуза и использовать те наработки, которые существуют в Европе по повышению уровня трудоустраиваемости. Но и в этом вопросе ничего не поменялось», – дополнил Владимир Дунаев.

Очевидно, подчеркнул эксперт, что в стране не изменилась в лучшую сторону и ситуация с академическими свободами и университетской автономией.

Он также обратил внимание на факт дискриминации в отношении белорусских студентов, когда льготные кредиты предоставляются только учащимся в государственных вузах.

«Мы надеялись в Общественном Болонском комитете хотя бы на то, что Беларусь осуществит переход к трем ступеням высшего образования «бакалавр – магистр – доктор» и выдачу бесплатного европейского приложения к диплому. Но и этого не произошло», – заявил эксперт.

«Сегодня приложение к диплому в стране идет в виде бумажки, которая никому ни о чем не говорит. Что касаемо приложения о высшем образовании европейского образца, оно, если вы попадаете за рубеж, дает работодателю возможность понять, что вы делали в университете, что изучали, какими знаниями владеете. Это серьезный документ, он есть уже везде, кроме Беларуси», – рассказал Владимир Дунаев.

По его словам, попытки помочь в выполнении требований Дорожной карты международной группы экспертов, которая была специально создана, чтобы мониторить ее выполнение и оказывать Беларуси помощь в ее реализации, встречали почти всегда полное непонимание и отторжение с белорусской стороны.

Беларусь в рейтингах

«Очень часто оппоненты нам заявляли так: а зачем нам Болонский процесс? Вот у нас есть айтишники, ПВТ, и все прекрасно работает и без Болонского процесса, да и высшее образование одно из лучших», – заметил в свою очередь член Общественного Болонского комитета Павел Терешкович.

При этом эксперт отметил, что говорить можно многое, но стоит взглянуть на международные рейтинги вузов. Так, в рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного Times Higher Education вошел только единственный вуз из Беларуси – Белорусский государственный университет (БГУ), да и здесь он находится ниже 800-й строчки.

При этом из соседних стран в список попали 11 польских, 5 украинских, а также по 2 литовских, латвийских и эстонских вуза.

«Также есть такое мнение, что как только в Беларусь станет на путь Болонского процесса, студенты, получив образец международного диплома, массово начнут сбегать из страны», – сказал Павел Терешкович.

Однако, согласно статистике, и без Болонского процесса, количество белорусских студентов, обучающихся за рубежом, год от года растет, отметил эксперт.

Так, сейчас за рубежом обучается более 35 тыс. белорусских студентов. В то время как в России, где населения в 15 раз больше, данный показатель – 40 тыс.

Для Беларуси – это еще и потеря репутации

Эксперты также обратили внимание на тот факт, что выполнение требований Дорожной карты было не только обязательством исключительно Минобразования.

«Это задача, которую должны решать многие ведомства, в том числе МВД, Министерство труда и соцзащиты и др. Без координации усилий добиться какого-то прогресса весьма трудно», – подчеркнул Владимир Дунаев.

В целом же, по признаю экспертов, какие последствия ждут Беларусь за невыполнение условий Дорожной карты, пока сказать трудно. Отчитываться перед европейским министерским саммитом об имплементации Дорожной карты придется в мае. Там и будет приниматься окончательное решение.

Вместе с тем, Владимир Дунаев с сожалением признал недальновидность действий Беларуси, поскольку данная ситуация обозначает в том числе и подрыв международного имиджа страны.