Является ли природа героем произведения кладовая солнца. Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Другие сочинения по этому произведению

Михаил Михайлович Пришвин – один из самых замечательных, на мой взгляд, советских писателей вообще. Его произведения, конечно же, не затрагивают какие-то высоконаучные, политические или эфемерные темы, вроде смысла жизни, но, тем не менее, они чрезвычайно сильны. И сила их не в научном или высокохудожественном слоге, а в простоте. А простые произведения, я считаю, способны произвести гораздо более впечатление на читателя, нежели книги, сложные для понимания, пусть и хорошие.

Пришвин считается признанным классиком, и коньком его было, несомненно, описание картин природы, а вернее, взаимодействия природы и человека, причём человека хорошего, доброго, такого, для которого природа является домом и матерью, бережно к ней относящегося и оберегающего её. Именно об этом и рассказывает одно из самых выдающихся его произведений «Кладовая солнца».

События этой повести разворачиваются в местности средней полосы России, в болотистом и глухом краю, куда отправились на «ягодную охоту» двое детей – Настя и Митраша. Дети есть дети – по пути они поссорились по поводу того, по какой тропинке им следует пойти, дабы добраться до ягодной полянки: в итоге они разделяются, и тут-то и начинаются главные события истории.

Природа оказывает детям (в особенности - Митраше) холодный приём, но тем самым преподаёт им хороший урок, наверняка, запомнившийся им на всю оставшуюся жизнь. Путь Насти начинается благополучно – она находит ягодное место, напрочь забывая при этом брата. Митраша же вынужден вступить с матерью-природой в борьбу. Болотистая местность не терпит панибратского и пренебрежительного к ней отношения – «мужичок в мешочке», как окрестили мальчика соседи, запоминает это хорошо после того как он чуть было не утонул в трясине, решившись беспечно срезать путь. И, когда, казалось бы, судьба повернулась к маленькому герою спиной, Природа, как настоящий учитель, убедившись, что её бестолковый ученик всё же усвоил урок, спасает его, вырывая из цепких лап древней кладовой солнца. Полуодичавшая собака Травка слышит мольбу Митраши, и спасает его, вытягивая его из болота. Митраша счастлив, он благодарен судьбе за то, что всё обошлось, и, в особенности, Травке, которая становится верным их с сестрой другом.

Мы видим, что Михаил Михайлович, завершил этот довольно напряженный сюжет счастливым финалом в свойственной ему манере. Каждый вынес свой урок: Настя уже наверняка никогда не будет столь увлечена сбором ягод вплоть до того, чтобы забыть о брате, Митраша всегда впредь будет аккуратен на болоте и сохранит навсегда в себе понимание того, что далеко не всё в этой жизни зависит от него. Травка же… Травка просто обрела новых хозяев, тем самым была вознаграждена за долгое время одиночества.

Открытый урок литературы в 6 классе на тему:

«Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»

(урок обобщения материала и подготовки к домашнему сочинению).

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №33 г. Твери

Иванова Людмила Николаевна

Тверь, 2015г.

ЦЕЛИ: формирование УУД.

Личностные УУД: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя.

Регулятивные УУД: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана будущего сочинения).

Познавательные УУД : получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ : стенгазета с портретом М. Пришвина и иллюстрациями к сказке-были, изображение на экране мультимедийной установки картин природы, музыка П. И. Чайковского («Времена года. Апрель»), реквизит для сценки: корзина, полотенце, компас, ружье, топор, кепка с двойным козырьком, две куртки.

НА ДОСКЕ – тема урока, эпиграф:

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин

ХОД УРОКА.

Этап 1. Организационный момент. Сообщение цели урока. Формулирование проблемы .

Учитель: Цель урока – подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Назовите основную мысль (идею) вашего будущего сочинения. Будет ли она совпадать с идеей всего произведения? (Мнения учащихся по данному вопросу разделяются.). Как в связи с этим можно сформулировать проблемный вопрос?

Учащиеся: Какова основная мысль (идея) сказки-были Пришвина «Кладовая солнца»?

Выдвижение гипотез (на доске – схема, отображающая предположения учащихся:

ГИПОТЕЗЫ

природа прекрасна спасение детей люди должны беречь природу

Учитель: - Почему по этому вопросу несколько мнений? (Невнимательно прочитан текст произведения). Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Учащиеся: Надо еще раз поразмышлять, как в произведении изображен человек и как изображена природа, какие у них взаимоотношения.

Этап 2. Пришвин – певец русской природы.

Учитель : Что нам уже известно об отношении к природе автора сказки-были?

Учащиеся: Пришвин любил русскую природу, часто бродил с записной книжкой по лесам и полям, любовался пейзажами.

Учитель: Правильно. Об этом можно написать во вступлении к сочинению . М. Пришвин проник в тайную жизнь русской природы, воспел ее красоту. Свои тайны природа доверяет только редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Посмотрите на эти пейзажи (см. на экран), вспомните строки из стихотворения Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

Послушайте музыку П. И. Чайковского. (Звучит пьеса из цикла «Времена года».) Попытайтесь почувствовать то, что испытывают к природе люди, страстно любящие ее.

У Пришвина можно научиться не только любить и понимать природу, но и умению ярко и образно говорить о ней. Она удивляет разнообразием красок, запахов, звуков. Писателя с полным правом можно назвать певцом русской природы. Как вы озаглавите первый пункт плана?

(Возможный вариант : Пришвин – певец русской природы .)

Этап 3 . Метафорический смысл сказки-были.

    Учитель: Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним своим содержанием. Она заставляет его задуматься о смысле жизни, о ее вечности и разумности. (См. эпиграф!)

Настя и Митраша вспомнили про два особенных места в лесу, о которых говорил им еще отец. Митраша – о палестинке, на которой «еще никто не бывал», Настя – о Слепой елани, «страшном месте». Дети отправляются в лес за клюквой.

Прочитайте эпизод «Ель и сосна» и ответьте на вопросы: Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героев? (Мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе; человек близок природе, он отражается в ней, как в зеркале.)

Смотрите на иллюстрации. Какая из них точнее изображает описанное в сказке-были? (Учащиеся рассматривают нарисованные одноклассниками иллюстрации к зпизоду «Ель и сосна»).

Правы ли те, кто утверждал, что главное для Пришвина – изображение красоты природы? (Нет, это не так.)

Какое событие является завязкой повествования о походе детей в лес? (Ссора детей.)

Посмотрите инсценирование эпизода «Ссора детей» и поразмышляйте над вопросом: Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему? (дискуссионный вопрос)

(Автор осуждает детей за ссору и дает понять, что каждый из них по-своему прав: Митраша пошел коротким путем, напрямик, по пути неизведанному и опасному. Настя пошла проторенной тропой. Пути «открывателей» и «осваивателей» нужны и полезны людям. Путь детей – жизненный путь.)

Озаглавливание 2-го пункта плана будущего сочинения. Возможный вариант: Путь детей – жизненный путь.

Этап 4 . «Правда» мудрого Антипыча.

    Учитель: От Лежачего камня пути детей расходятся. Каждый словно выбирает свою дорогу в жизни. Но у детей мал жизненный опыт. А вот старый лесник Антипыч – человек мудрый, он знает «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Послушайте выборочный пересказ «Правда мудрого Антипыча» и поразмышляйте над тем, в чем она заключается. (Выборочный пересказ подготовленного ученика, получившего индивидуальное задание)

Примерный ответ ученика:

Антипыч вместе со своей собакой Травкой жил в лесной избушке. Травка по-своему, по-собачьи ощущала любовное и дружеское отношение к ней хозяина и платила за это беззаветной преданностью. Она гоняла зверей для Антипыча, но не для себя. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.

Когда Антипыч умер, трудно было привыкать Травке к дикой жизни.Теперь ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Но Травку тянет к человеку. Случайно попав на след детей, она бросает гон зайца и приходит на помощь Митраше.

Таким образом, Травка не превратилась в дикого зверя. Человеческое, воспитанное в ней Антипычем, осталось. Именно благодаря Травке Митраша понял правду мудрого Антипыча: «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Мудрость старика заключается в следующем: любовь к окружающему миру, взаимопомощь, верность, преданность.

Озаглавливание . Возможный вариант: «Правда» мудрого Антипыча.

Этап 5. Участие природы в судьбе героев.

Учитель: Но не сразу эту правду мудрого Антипыча поняли Настя и Митраша. Именно природа помогла детям ее осознать. Какое участие принимает природа в судьбе детей? (Проверка домашнего задания группы №1- наиболее подготовленных учащихся.)

Возможные ответы:

Природа – действующее лицо в произведениях Пришвина, автор использует прием олицетворения.

Природа предупреждает детей об опасности.

Травка спасает Митрашу, попавшего в беду.

Настя вспоминает о брате, увидев змею.

Природа помогает детям стать добрыми и дружными.

Учитель: Что мы узнаем о детях из заключительной части произведения?

Чтение эпизода. (Чудесное преображение Митраши: он по-настоящему начинает ценить родного человека. Победа Насти над собой, над своей жадностью. Дети стали добрыми, как Антипыч.)

Озаглавливание. Возможный вариант : Участие природы в судьбе героев.

Этап 6. Смысл названия сказки-были.

Учитель: - Правы ли те из вас, кто утверждал, что главное для писателя – рассказ о спасении детей? (Нет, это не так.)

5. Учитель : Как вы понимаете смысл заглавия произведения? Что по этому поводу говорится в сказке-были? (см. фрагмент текста)

Только ли торфом богаты эти места?

О ком еще с теплотой рассказывает автор? (о добрых, трудолюбивых, мудрых людях – это тоже богатство земли)

Вывод: кладовая солнца – это вся природа и человек, ее мудрый хозяин. Кладовая солнца – это и кладовая души самого писателя с ее любовью к природе, людям, окружающему миру.

Озаглавливание . Возможный вариант: Смысл названия сказки-были.

Подведение итогов урока. Ответ на поставленный проблемный вопрос :

- Какова основная мысль (идея) сказки-были «Кладовая солнца»?

(Мысль о единстве человека и природы, о любви ко всему окружающему. Соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.)

Учитель : - Итак, ближе всех к правильному ответу те, кто выдвинул третью гипотезу. Внимательное чтение текста помогло нам решить проблему, найти правильный ответ на вопрос.

Задание на дом : написать черновик сочинения и отредактировать его.

Использованная литература

    Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.

    Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 6 класса: Пособие для учителя. - 4-е издание, перераб.-М.: Просвещение, 1989.

    Литература в школе, №4, 2002.

Аннотация к уроку литературы в 6 классе на тему:

«Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Главная цель урока – обобщение изученного материала и подготовка к домашнему сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Урок проводится с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Учащиеся совершенствуют свое умение составлять план к будущему сочинению, отбирать необходимый материал из произведения, проверяются навыки анализа фрагментов и текста в целом, дети развивают речь, учатся связно и последовательно излагать мысли. Итогом урока должно стать сочинение, написанное дома.


ГБОУ «Курганская областная школа дистанционного обучения»
Учитель русского языка и литературы Кучма Полина Юрьевна
г. Курган, 2017 г.
Человек и природа в произведении М. М. Пришвина "Кладовая солнца" Человек и природа тесно связаны между собой в сказке-были "Кладовая солнца". Эту связь можно обнаружить на протяжении всего произведения, от его начала до самого конца. Действие происходит в селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля - Залеского. Главные герои – Настя и Митраша. мы видим, что у них есть корова, тёлка, коза, овцы, куры, петух и поросёнок, а также огород. Всё это часть природы. Дети ухаживают за хозяйством, а животные дают им молоко, мясо, огород - овощи. Они не могут обойтись друг без друга. Здесь и проявляется взаимосвязь природы и человека. Однажды дети отправились на болото за клюквой. Оно было очень большим и походило на море. В нём поднимались холмы с лесом. Их называли Борины. Одну из них именовали Звонкой. Там на деревьях было много птиц, и каждая издавала свой звук, приветствуя восход солнца. Казалось, что они пытаются проговорить «здравствуй». Птицы поют, так как сказать ничего не могут, поэтому им приходится «выпевать, выкрикивать, выстукивать». Кто способен их понять, отвечает: «Здравствуйте».При описании леса автор наделяет всех его обитателей повадками людей. Здесь Настя и Митраша встречают глухаря и ворона. На крик косача слетелись все тетерева, которые сначала токовали, а затем подрались между собой. Во время драки к косачу подкрался ворон и долбанул его клювом. Точно так же ведут себя люди. Пока ты доказываешь товарищам, что ты лучший, к тебе незаметно подкрадётся враг и нанесёт удар. Автор демонстрирует нам чему можно поучиться у природы. Кроме того, Пришвин описывает деревья, как живые существа. Он вводит в повествовании рассказ о ели и сосне, растущих вместе. Когда-то их семена принёс ветер и бросил в одну ямку. Они выросли и сплелись корнями. Этот эпизод носит символический характер. Он показывает, что только вместе люди сила. Как раз в этот момент дети поссорились из - за того, по какой тропинки идти. В результате они пошли каждый по своей. Тут вдруг подул ветер, деревья застонали, и «серая хмарь» закрыла небо. Так природа пытается предупредить детей об опасности, но они не обращают на это внимание. В итоге Митраша попал в Слепую елань и чуть не утонул там. Спасла его собака Травка. Она гналась за зайцем и вдруг заметила маленького человека в елани. Мальчик узнал собаку и позвал её. Ей же привиделся в нём прежний хозяин Антипыч. Человек звал её, но что-то странное неискреннее чудилось ей. Митраша хитрил, чтобы она не кинулась к нему на шею и не утопила в болоте. Трюк мальчика удался, и он благополучно выбрался из Слепой елани. Затем он решил убить зайца, но увидел рядом волка и выстрелил в него почти в упор. Так был убит Серый помещик - гроза и ужас тех мест. На звук выстрела прибежала Настя, и ребята вернулись домой с клюквой и собакой. Травка спасла Митрашу, так как увидела в нём молодого Антипыча. Прежний хозяин её умер, и она очень по нему тосковала. Собака - верный друг человека, и ей предназначено, его защищать. Антипыч любил её и оберегал от волков. Даже сейчас, когда он уже умер, он спас её от Серого помещика. Автор показывает нам: будь добрым с природой, и она ответит тебе добром, а за зло расплатишься злом. Мать – природа – кладовая солнца. Она хранит несметные богатства и передаёт их человеку. В ней всё взаимосвязано, и человек всего лишь её часть.

Сочинение

Стоят вельможные деревья,

Почти влезая в каждый дом.

Давно их кончено кочевье,

Они в решетках, под замком.

Н. Заболоцкий

Человек — дитя Природы. Возможно, именно Природа и есть тот самый Бог, которого ищут отчаявшиеся люди. И в самом деле, стоит ли обращаться к религии или мистике для поиска истины? Не в том ли истина, что мы — дети Природы, а одновременно — ее убийцы?..

Не следует впадать в крайности, как это часто делают «зеленые» во время своих манифестаций. Человечество выбрало техногенный путь развития, и с этим уже ничего не поделаешь. Теперь нужно найти форму разумного и бережного сосуществования наших механизмов и нашей Природы.

Американцы очень любят все подсчитывать. Так вот, их статистика утверждает, что в семьях, где есть собака или кошка, число сердечно-сосудистых заболеваний в пять раз меньше, чем в семьях, где их нет. Более того, в этих семьях люди почти не подвержены простудам. Насчет простудных заболеваний есть научная гипотеза. Дыхание собак и кошек создает в квартире бактерицидную, антимикробную среду. Впрочем, давно известны поговорки: «Собака лизнет — все болезни вылечит», «Кошка на больное место ложится». Слюна собак и кошек действительно обладает особыми свойствами. Не исключено, что они действуют как живые кварцевые лампы — стерилизаторы окружающей среды. Возможно, частичка Природы в виде ее домашних представителей заботится о нашем здоровье, создавая своеобразное оздоровительное биополе.

По данным тех же американцев, в странах Европы 90 процентов семей держат какое-нибудь домашнее животное. Это могут быть песик или птичка, хомячок или рыбки в аквариуме. А уж цветы в горшках имеются, наверное, у 99 процентов населения.

Чем это вызвано? Модой? Привычкой?

Да нет, просто человек, насильно вырванный из естественной среды обитания, пытается внести в свои квартиры-клетки хоть какую-то долю живой Природы.

В нашей стране в доперестроечный период очень любили бороться за что-нибудь. «За перевыполнение плана», «за братство народов», «за любовь к природе», «за сохранение лесонасаждений»… Бороться не надо. Мы же не боремся за нормальный аппетит или спокойный сон. Мы стараемся иметь нормальный аппетит и спать в покое. За Природу не надо бороться. И говорить о любви к ней столь же абсурдно, как клясться в дружбе своей коже или объясняться в любви воздуху, которым дышим. Просто следует относиться к ней так, как мы относимся к родителям, даже не всегда хорошим; как мы относимся к своему телу, пусть часто безалаберно; как относимся к самой жизни, не всегда приятной, но все равно чудесной.

И никогда не забывать, что все вокруг живое. Сломал ветку — будто сломал палец у товарища, налил бензин в ручей — будто нагадил в чайник соседу, поджег рощу — спалил дом…

Закончить тему хочется великолепным четверостишием Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша