Смотреть что такое "Патриарх (Библия)" в других словарях. Легенды о сотворении Адама. После изгнания из Эдема

В предпоследнюю Неделю перед Рождеством Христовым (27-ю Неделю по Пятидесятнице), Церковь совершает память святых праотец. Чтобы достойно осмыслить этот день, нужно, конечно, знать суть праздника, понимать, что же именно празднуется, кого Церковь славит и за что. Мы хотим немного рассказать читателям сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о том, кто же такие праотцы, особенно о первых из них, от Адама до Ноя, – о допотопном человечестве.

Сонм св. праотец

В широком понимании праотцы – это все праведники Ветхого Завета, те, которые жили на земле до пришествия в мир Спасителя Христа. Современный верующий человек очень мало знает о ветхозаветной эпохе. Она далека от нас. Но и у той далёкой эпохи есть своё начало, и это начало ещё более окутано тайной, закрыто для понимания – это время самых первых людей, время до Всемирного Потопа. Церковь почитает десять допотопных праотцев-патриархов , начиная с праотца Адама и праматери Евы. Допотопное человечество – самое удивительное время, которое мы можем попытаться глубоко понять и осмыслить. Ведь до этого, до грехопадения Адама, были семь дней творения и райский сад, Эдем. Сколько времени провели Адам и Ева в Раю, нам неизвестно, вероятнее всего, это был относительно короткий период, и само состояние безгрешного человека, как и свободного от греха мира, уже не понять нам, несущим в себе по рождению первородный грех. «Райская жизнь первых людей, их духовное состояние для нас, живущих в греховном мире, скрыто от нашего духовного взора, загрязненного грехом. Райское состояние наших прародителей – это совсем иной мир, мир, в котором не было зла, там было только одно добро. Их разум был проницательным, воля – доброй, чувства – чистыми, не загрязненными грехом. Высшее совершенство их состояло в нравственной невинности, которая заключалась в отсутствии самой мысли о чем-либо нечистом и греховном. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2: 25) » .

Но Адам и Ева согрешили. Причём тяжко согрешили не только тогда, когда вкусили вопреки запрету то самое яблоко, нет. Это, конечно, был грех, но грех поправимый, он ещё мог быть, вероятно, исправлен покаянием, прощён Богом. Необратимый, страшный по своим последствиям для человечества грех был совершён, когда оба, муж и жена, стали отказываться от вины за содеянное и валить друг на друга. Вот этот диалог:

…воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он (Адам) сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. (Быт. 9: 13)

…кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?..

И вот дальнейшими своими словами отказались Адам и Ева от Рая, от невинности, от соработничества в любви с Богом, от детской и безоговорочной отдачи себя Тому, кто любит тебя больше твоего понимания, кому доверяешь и к кому всем существом стремишься. Так в нашу природу вошёл грех.


Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.

Нам трудно понять, почему из-за такого ничтожного по нашим меркам проступка Бог-Отец непоправимо наказывает Адама и Еву, а далее и всех нас. Но в том и дело, что первые два человека по своей воле, данной им Богом, пошли против Него же, Бога, став на сторону диавола в виде змия, направив свою волю против Бога. И это первое решение – пойти против Создателя своего, не поверив Ему, не доверившись Ему, имеет своим следствием духовную испорченность всего человечества.

КАИН И АВЕЛЬ

История человечества в современном, греховном его состоянии началась. Наши прародители изгнаны были из райского сада. Мы знаем, что Адам и Ева покаялись, увидев в полноте последствия своего грехопадения. В неделю сыропустную перед Великим Постом, когда воспоминается изгнание Адама из Рая, удивительные по силе слова нашёл церковный песнописец для описания этого события:

"Сóлнце лучи скры, лунá со звездáми в крóвь преложися, гóры ужасóшася, хóлми вострепетáша, егдá рáй заключися. Исходя, Адáм рукáма бия в лицé, глагóлаше: Милостиве, помилуй мя пáдшаго"

Или на русском: Солнце скрыло лучи, луна и звёзды сделались красны как кровь, горы ужаснулись, холмы затряслись, когда затворился рай. Уходя, бил руками себя Адам по лицу, говоря: "Милостивый, помилуй меня, падшего".

Но нам понятно, что теперь, после изгнания из Рая, само по себе это покаяние уже недостаточно для того, чтобы вернуть человеку утраченное состояние безгрешности.

Адам и Ева поселились к востоку от Эдема. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля…» (Быт. 4: 1-2) . Образовалась первая полноценная семья. Интересно, что само имя старшего, «приобретение от Господа», показывает надежду родителей на то, что этот ребёнок и есть то обетование Божие, то семя, которое «сотрёт главу змия», то есть исправит, искупит родительский грех, совершённый Евой и Адамом по наушению диавола в виде змия, и победит самого диавола. Но шло время, родился второй, а ничего не менялось. И в имени второго – Авель (призрак, пар, или же плач) – отразилось горькое понимание того, что прощение будет совсем не так скоро, как показалось вначале.

Известно нам, что Каин возделывал землю, а Авель стал пастухом. Известно, что они принесли жертвы Господу, каждый от трудов своих, и что жертва Авеля была принята, а жертва Каина, как неискренняя, отвергнута Богом. И вот после этого случилось страшное: братоубийство. Первый потомок Адама, первенец, оказался настолько поражён грехом, что, охваченный злобой и завистью, «…восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8), и земля отверзла уста свои принять невинную кровь.

Тут необходимо обозначить один очень важный момент. Господь далее говорит Каину: « …ныне проклят ты от земли… ты будешь изгнанником и скитальцем на земле…» (Быт.4: 11-12). Итак, земля, которая приняла кровь Авеля, не будет родной братоубийце-Каину, он будет изгнанником. Что же происходит дальше? «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема… и построил он город» (Быт. 4: 16-17). На это кажущееся библейское противоречие – только Господь говорит Каину, что тот будет изгнанником и скитальцем, как Каин строит город – любят указывать критики Священного Писания. Но в том-то и дело, что именно постройка города показывает, насколько неуютно, неуверенно чувствовал себя прóклятый Каин. Построив себе укреплённое убежище, город, он ясно показал, что он именно изгнанник с лица земли , как он сам и сказал Господу: «вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле…» (Быт. 4: 14). Разве кому-нибудь другому из всё возрастающего адамова потомства пришло бы в голову строить какие-то укрепления? У Адама, прожившего 930 лет (первые люди жили очень долго), было много детей, и в Библии упоминаются только те, которые сыграли какую-то роль в истории. Люди распространялись по Земле, но, тем не менее, свободной территории было очень много. Зачем строить город? Кого бояться? Ведь убийство-то совершил Каин – это он знает за собой смертный грех, грех смерти – он и боится всех, чувствует себя виноватым и думает, что с ним могут поступить также.

Сейчас, когда планета Земля за тысячелетия населена и перенаселена людьми, ситуация принципиально иная: сейчас изгнанником является тот народ, у которого нет своей территории, кто бродит среди чужих земель (евреи, цыгане – два классических примера). Но в то время – это нужно хорошо осознавать – не нужно было «города городить», земля была домом для всех – для всех, кроме Каина и его потомков, а также тех детей и внуков Адама, кто по своему внутреннему устроению был близок Каину и пошёл с ним. Этот род мы называем каинитами.

Но что можно сказать про Авеля? Он ведь был убит, Библия прямо говорит только это, но через имена двух первых детей Адама немного всё-таки приоткрывает возможные семейные предпочтения. Каин – первенец, надежда, «приобретение от Господа», Авель – призрак, пар, плач. Возможно, Адам и Ева выделяли в любви своей первенца. Но перед всё видящим Господом Авель был первым, его жертва была принята Богом. То первое человекоубийство, братоубийство, к сожалению, во многом легло в основу отношений между людьми. Жизнь Каина и Авеля – это рождение человечества. Сейчас, находясь с другой стороны временной шкалы истории, мы повседневно, привычно убиваем друг друга телесно и духовно всеми доступными средствами, всё дальше и всё безнадёжней уходя туда, где нет спасения, откуда нет возврата, уходя в последние смертные сумерки отрицания библейского мировоззрения, в сатанинскую ловушку «постхристианства».

СИФИТЫ И КАИНИТЫ

1. Распространение греха. Второе убийство.

«И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 17). От Каина идёт потомство, и потомство очень деятельное, внимание каинитов обращено на внешнюю, материальную сторону человеческого бытия. Место их обитания – земля Нод, что значит «блуждание, волнение, беспорядок». Поколения потомков Каина, как следует из библейского текста, думали о земном благополучии, телесных удовольствиях. Особенно это проявилось в двоежёнстве Ламеха: у него было две жены, Ада и Цилла, и вот как раз родившиеся от них дети впервые создали технократический тип цивилизации, ценности которой – обогащение, развлечение (игра, пляски), разгул страстей, развитие науки и техники: «Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема» (Быт. 4: 20-22). Этим заканчивается описание поколений Каина, которых было восемь, включая Адама, и упоминание в конце женщины, Ноемы, даёт ясно понять, что род каинитов на этом не прервался, а продолжался далее. В этой развращённой (двоежёнство) семье произошло одно трагическое событие: её глава Ламех, как когда-то родоначальник Каин (доживший, кстати, до Ламеха), совершил убийство. «И сказал Ламех жёнам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жёны Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4: 23-24) . Что же значат эти слова? Святые Отцы толкуют их по-разному, кто-то говорит, что Ламех убил двух человек, мужа и отрока, кто-то предполагает, что это был молодой юноша, почти муж, а Ефрем Сирин, один из самых строгих к Ламеху толкователей, даже предполагает, что тот убил самого Каина, прародителя своего, и не раскаялся. Я приведу «мягкое» толкование Иоанна Златоуста: "Ламех не только не выжидает от другого обличения, что он впал в… грех (убийства)…, сам открывает о себе, рассказывает о своём поступке, излагает жёнам тяжесть греха… Признание в грехах весьма много способствует их исправлению… Ламех, впав в подобный (Каину) грех и размыслив, что запирательство навлечёт на него тягчайшее наказание, призывает своих жён и, хотя никто не принуждал его к этому… исповедует свой грех и… определяет себе наказание " , то есть, как говорит Василий Великий, Ламех полагает себе наказание «семьдесят раз всемеро» больше Каина, так как тот убил впервые и не видел, не знал наказания за это, а Ламех осознавал всю тяжесть греха – и всё равно убил.

Таким образом, некоторые Отцы (Ефрем Сирин) считают, что Ламех не раскаялся, другие – что он принёс покаяние, но, так или иначе, повторное убийство, произошедшее от руки каинита, показывает степень духовного развращения рода «сынов человеческих». Грех всё более и более распространялся по земле.


Святые праотцы

2. Потомки Сифа

«И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4: 25) . Сиф – основатель благой расы сифитов, хранящей воспоминание о Боге. Он, после Адама, второй допотопный патриарх, или праотец. Далее, «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт. 4: 26). Эти слова значат, что появлялся, видимо, общественный ритуал поклонения Господу, заранее спланированное, а не спонтанное посвящение Ему части своего времени, своей жизни, то есть сифиты подошли к пониманию необходимости создания оформленной религии. Нужно заметить, что в Книге Бытия нигде не говорится о каких-либо материальных, технических успехах потомков Сифа. Но о духовной работе сказано хоть и коротко, хоть и касается это только одного патриарха, Еноха, но очень выразительно, исчерпывающе: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24). Седьмой (считая с Адамом) патриарх сифитов – одна из самых таинственных и духовно могущественных личностей в Священном Писании. Судя по тексту Книги Бытия, он был взят живым на Небо , избежав обязательного для всех ветхозаветных людей пребывания в аду. Несомненно, он явил собой высшую степень духовности человека, постоянно видел внутренним, духовным зрением пред собой Бога и в соответствии с этим строил свою жизнь. Это была особая, исключительная близость Господу, удивительная сила молитвы, максимально возможное для человека освобождение от греха. Это о Енохе упоминается в Книге Премудрости Соломона: «Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его.» (Прем.Сол. 4: 10-11). Это же говорит и апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.» (Евр. 11: 5). Добавлю, что за всю историю человечества, кроме Еноха, только пророк Илия удостоился того же – быть взятым на Небо живым.

ОТСТУПНИЧЕСТВО СИФИТОВ. ИСПОЛИНЫ

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал» (Быт. 6: 1-2) . Очевидно, сифиты стали смешиваться с каинитами, и это привело к их вырождению. Только один род сохранял необходимую заповеданную чистоту. Самые долгожители из всех десяти допотопных праотцев, Мафусал и его сын Ламех (отец Ноя, последнего, десятого допотопного патриарха), доживают до строительства Ковчега и умрут своей смертью незадолго до потопа. "В это время земля была уже значительно населена, но вместе с заселением ее распространилось страшное зло порочности и развращения. "И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт.6: 5). Это, очевидно, была не простая порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно-сладострастного общения потомков Сифовых с потомками Каиновыми произошло поколение «исполинов на земле», полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления" . (Отцы Церкви расходятся во мнении, как появились эти гиганты. Это тема отдельного исследования ). И вот «раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6: 6-7).

ПРАВЕДНЫЙ НОЙ

Святой праведный Ной, десятый и последний допотопный праотец, патриарх, является, как и Адам, прямым предком всех живущих ныне на Земле людей . "Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]" (Быт. 5:28-29) . Святитель Иоанн Златоуст в Беседе на Книгу Бытия (XXI, 5) спрашивает: "Откуда у Ламеха столь великий дар предсказания? Ведь Писание не упоминает, чтобы он был муж добродетельный и чудный" Далее Златоуст предполагает, что это было невольное пророчество, сравнивая его с пророчеством Каиафы, и вобще несколько несправедлив по отношению к Ламеху. Я же хочу привести цитату о рождении Ноя из апокрифической Книги Еноха, входящей в канон Эфиопской Церкви: «…мой сын Мафусаил взял своему сыну Ламеху жену, и она зачала от него и родила сына. Тело его было бело, как снег, и красно, как роза, и его волосы головные и темянные были, как волна (руно), и его глаза были прекрасны; и когда он открыл свои глаза, то они осветили весь дом подобно солнцу, так что весь дом сделался необычайно светлым. И как только он был взят из руки повивальной бабки, то открыл свои уста и начал говорить к Господу правды » (Енох 20: 1-3). Это поэтическое, сказочное описание младенца-Ноя из апокрифа, то есть книги явно недостоверной, показывает стремление автора донести до нас исключительность призвания Ноя на Земле, его избранничество.


Праведный Ной

Когда человечество дошло до непотребного состояния, то за сто двадцать лет до потопа Бог открыл Ною время возмездия и научил, как построить Ковчег. Ной начал строить Ковчег с большими затруднениями на высокой горе. Может быть, его дед и отец строили вместе с ним, помогали ему. Окружающие люди (возможно, только его рода) постоянно в удивлении спрашивали патриарха, зачем он делает такое большое судно, причем не у моря, а на горе! Ной проповедовал в ответ о грядущем затоплении всей Земли, о гневе Божием из-за умножения грехов и пороков. О постройке стало известно всем, всюду шла молва, что строится необыкновенной величины корабль, а строитель его говорит о потопе, покроющем Землю, зальющем её выше самых высоких гор. Многие издалека приходили послушать его проповедь. Апостол Пётр называет Ноя проповедником правды (2 Петр. 2:5). Но слушавшие Ноя – одни сомневались, не верили его словам, другие смеялись над ним и над самим Ковчегом. Кто-то, может, и начинал исправляться, но проходил год, два, пятьдесят лет, и люди возвращались к прежним беззакониям, считая проповедь его лживой, а дело смешным. История строительства Ковчега и собственно потопа подробно изложена в Библии. Воспоминания о потопе сохранились у очень многих народов земли.

Духовное величие Ноя трудно нам понять и осмыслить, хотя что-то общее у нас есть: мы тоже, как и Ной, живём в крайне развращённое, сатанински перевёрнутое, выхолощенное до инстинктов время. Но, в отличие от нас, Ной имел мужество жить праведно . До пятисот лет он жил целомудренно, был девственником. Его аскетический подвиг – прообраз подвига христианского монашества – повсеместно вошёл в практику Церкви только через тысячелетия, с распространением христианства. Уже после рождения трех сыновей, ставших ему помощниками, Ной лишился своего отца, а потом и деда. Перед потопом Бог утверждает с Ноем завет: "Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в Ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою". (Быт. 6: 17-18) . Этот завет был подтверждением того завета, что был заключен Богом еще в обетовании о семени жены (Быт. 3:15). Тем самым, Бог ясно свидетельствует, что Он не разрывает Своих вечных заветов; погибает только злое семя змия-диавола, а семя жены (в лице Ноя) будет торжествовать над ним победу.

В тот час, когда огромный корабль из дерева гофер прибывающая вода оторвала от земли, закончилась история допотопного человечества. Восемь человек во главе с Праведником, последним допотопным праотцем Ноем находились внутри. Из всего человечества – только восемь человек. Пройдёт время, и они выйдут из Ковчега, чтобы стать родоначальниками человечества нового. И знаком Господнего благословения, знаком завета воссияет радуга над ними. Мы знаем историю этого нового человечества, знаем из Книги Книг. Всё повторилось, и Господь и Бог наш Иисус Христос, прообразом которого в Ветхом Завете и являлся Ной, отбирает и среди нас «восемь человек», отбирает себе малое стадо. Каждому из нас протягивает Господь руку, каждого приглашает в свой Ковчег Спасения, имя которому – Церковь. И быть с Богом или оказаться во «внешней тьме» – зависит только от каждого из нас.

Максим Назаренко

Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. – М.: Издательство имени святителя Льва, Папы Римского, 2010. С. 63.

Указание на исполинов – одно из самых загадочных и труднообъяснимых мест Книги Бытия. Оно являлось и является объектом сильных нападок со стороны критиков всех категорий. В интернете есть ряд материалов, фотографий, судя по которым захоронения исполинов, в том числе и хорошо сохранившиеся скелеты и мумии, неоднократно находились при проведении археологических работ в самых разных частях земли. Но насколько достоверна и правдива эта информация, я судить не берусь. – Автор.

Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в двенадцати томах. Том 4, книга 1. Репринтное издание. – М.: Радонеж, 2004. С. 45.


30 Декабря 2018

Переводы Б. На древние языки Арамейские таргумы Арамейский таргум иудейский перевод Б. (ВЗ) на арамейский язык. Существительное « » в постбиблейском евр. и арам. означает «перевод», глагол « » (арам.) «переводить, объяснять» (единственный раз в… … Православная энциклопедия

На протяжении многих веков истории гомосексуальные отношения рассматривались в религиях, базирующихся на Библии, иудаизме и христианстве, как грех. В современный период среди иудеев и христиан существуют различные мнения по поводу… … Википедия

Иаков, борющийся с ангелом, Гюстав Доре, 1855, Granger Collection, New York Иаков, Израиль (ивр. יַעֲקֹב‎, Яаков; в исламе араб. يعقوب‎‎, Якуб) герой Пятикнижия, третий из библейских патриархов, младший из сыновей близнецов патриарха Исаака и… … Википедия

КОРАН И БИБЛИЯ - К. свящ. книга ислама, к–рый является одной из трех монотеистич. религий. Он был написан на араб. языке, сложился в рамках культуры, родственной древнееврейской, и в известном смысле представляет собой «имитацию Библии» (*МАККЕНЗИ). К. насыщен… … Библиологический словарь

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II - Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… … Православная энциклопедия

БЕЛАРУСЬ - [Республика Беларусь, Белоруссия], гос во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо западе с Литвой, на севере с Латвией, на северо востоке и востоке с Россией, на юге с Украиной, на западе с… … Православная энциклопедия

БИБЛЕИСТИКА - историко филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического (т. н. низшая критика; нем. Textkritik; англ. textual criticism, lower criticism) и лит. анализа (нем. Literarkritik, höhere Kritik; англ. higher… … Православная энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Креационизм (значения). Гюстав Доре. Сотворение света. Из книги «Библия в гравюрах Гюстава Доре» … Википедия

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия

ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ НА НОВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ - Основные переводы Библии на новые европ. языки были созданы после 11 в. На главные европ. языки БИБЛИЯ переводилась десятки и даже сотни раз. Албанские переводы. В 1827 вышел перевод на южно–албанский диалект, а в 1869 на северо–албанский. В… … Библиологический словарь

Книги

  • Патриарх Иосиф и Египет , Д. Введенский. Иосиф - легендарный патриарх Ветхого Завета. Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его, но случайно проходивший караван торговцев решил его…
  • Патриарх Иосиф и Египет , Д. Введенский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Иосиф - легендарный патриарх Ветхого Завета. Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим…

Кто такие праотцы? На этот вопрос могут ответить почти все: и учащиеся воскресной школы, и простая верующая бабушка, и интеллигент. - предки Иисуса Христа. Практически каждый может назвать некоторых из них. Ну, уж Авраама так точно знает всякий.

Да, почти все мы знаем праотцов, кто-то что-то где-то когда-то читал и помнит, кто из них кого «родил» и даже кратко знает историю жизни известнейших из них. Мы читали и вроде знаем - но в то же время и не знаем. Библия нам дает по некоторым вопросам только схему, план, скелет, который развить и одеть плотью должны мы сами. Нас к этому должно подвигать наше любознание и благочестие, желание найти еще нечто важное, чего не договорил бытописатель. Ведь часто какой-нибудь фильм заканчивается таким образом, что после слова «конец» требуется еще совершить мысленное усилие, чтобы этот «конец» наступил и в уме, а не только на экране. Точно также и в Библии: вроде все уже давно сказано, но мысленное усилие при прочтении нужно совершать до сих пор, и без этого все прочтенное будет безжизненно и мертво. Итак, давайте вместе вспомним их в этот день, посвященный исключительно их памяти, и поразмышляем там, где Библия разрешает это сделать.

Каин и Авель

И начнем мы с известного всем сюжета. приносят жертву Богу. Но Господь призрел только на пламенное сердце Авеля, а равнодушную жертву Каина отверг. Каин по зависти убил своего брата и убежал в землю Нод, на восток от Эдема. Далее про Каина сказано только это: «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 17). Больше мы с ним не встречаемся на страницах Библии. Но этот последний стих дает очень много для пытливого ума. Мы с вами знаем, что первые дети Адама вступали в браки между собой, и так продолжался человеческий род; запрет на связь между близкими родственниками возник гораздо позже. Таким образом, получается, что кто-то из сестер (а, скорее всего, и братьев) Каина бежал в землю Нод вместе с ним. То есть первоубийца Каин не стал изгнанником в человеческом роде, а получил поддержку некоторых из своих родичей. А это значит, что Авеля недолюбливал не только Каин, но и некоторые другие его братья и сестры. Быть может, своей святостью он и их раздражал, вызывал зависть и желание покончить со «святошей». Не правда ли, дело уже напоминает другой библейский сюжет с другими братьями: «Вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его» (Быт. 37: 19-20)? И женщина, которая добровольно готова выйти замуж за убийцу своего брата и делить с ним ложе, уже вызывает определенные эмоции.

А теперь заметим, что Каин со своими родственниками, сочувствующими ему во зле, построил первый город на земле. И тогда станет понятно, что этот первый город злодеев определяет вектор развития падшего мира, является предтечей царства антихриста и противоположностью Небесного Иерусалима.

Авраам и Сарра

Авраам - наш общий отец по вере. Своей жизнью он учит нас несомненному упованию на Промысл Божий, жертвенности, человеколюбию

Наш общий отец по вере. Своей жизнью он учит нас несомненному упованию на Промысл Божий, жертвенности, человеколюбию. Когда Авраам жил в Уре Халдейском, Господь повелел ему переселиться в другую землю. Так Бог хотел отделить его от среды идолопоклонников и нечестивцев. Каждый церковный человек помнит, как отреагировал на это откровение святой патриарх. Он собрал вещи и отправился с родными в землю, которой не знал. Конечно, это подвиг. Но особенно четко этот подвиг вырисовывается, когда мы посмотрим внимательнее, что Авраам бросил на родине, и что получил взамен.

Ур Халдейский был огромнейшим городом. Его население составляло в то далекое время (две тысячи лет до Рождества Христова) около 65 тысяч человек - на тот момент громадная цифра. Уже тогда там существовало разделение труда, то есть процветали цеховые ремесла. Одни занимались разведением животных, другие пряли шерсть, третьи выделывали одежду. Из Персидского залива вверх по Евфрату шли торговые суда. Развивалась наука и искусство. Зажиточные горожане Ура имели самые комфортабельные жилища в мире на то время: двухэтажные кирпичные дома, в которых уже в той седой древности имелись уборная и бассейн. Это была столица империи и мира. Любое место, куда мог отправиться оттуда Авраам, было заведомо хуже Ура Халдейского. Но в Уре процветало идолопоклонство и колдовство, поэтому из него нужно было уходить.

И вот Авраам, послушный воле Господа, выходит из этого града роскоши и неги. Выходит, не зная конечной точки своего странствия. Как известно, по пути в землю обетованную Авраам остановился в городе Харран. Трудно сказать, по какой причине произошла остановка. Может быть, престарелому отцу Авраама - Фарре - было тяжело продолжать утомительное путешествие. Ведь от Ура только до Харрана около тысячи километров, и еще около пятисот километров от Харрана до Ханаана - новой родины праотца. С условием, что верблюд с поклажей за день проходит от 20 до 40 километров, можно заключить, что путешествие до Харрана продолжалось около месяца. Немудрено, что за месяц странничества по пустыне самочувствие Фарры могло ухудшиться, ведь ему тогда было около 200 лет. Путники остановились в Харране, где, видимо, прожили достаточно долго. Там умер и был похоронен Фарра - отец Авраама. И снова Бог воззвал к Аврааму и повелел идти дальше.

Я смотрю на это дивное странствие старца Авраама, которому тогда было уже 75 лет, и задаюсь вопросами. Да, понятно, что Бог говорил с ним, поэтому Авраам с готовностью пошел в предстоящее путешествие. Но какие слова он нашел для своих домочадцев: отца, жены и других родственников, когда убеждал их, что воля Божия в том, чтобы бросить насиженное место и стать, по сути, бомжами, странниками без определенного места жительства? Ведь до самой своей смерти Авраам уже не жил где-то постоянно, а скитался, как кочевник, вместо дома находя себе покой лишь в палатках и шатрах… Я смотрю на смиренную Сарру, которая не ропщет на эту цыганскую жизнь, без прекословия следует за мужем «не знаю, куда», при этом терпит испытание бездетностью - и не отчаивается. Как она находила в себе силы не побранить мужа, довериться ему до конца и ни разу не усомниться в его вере? Да, и они претыкались, и они падали. Но даже их падения для нас высоки. Даже с этими погрешностями картина их величия поражает.

У Исаака хватило бы мочи побороться с Авраамом, которому тогда было 125 лет. Но он покорно дает себя связать и возложить на жертвенник, показывая совершенный прообраз Христа…

И самой яркой краской на этой картине написан сюжет жертвоприношения Авраама. Как-то сложился стереотип: седовласый старец и мальчик идут в гору по повелению Божиему, и там старец приносит в жертву мальчика, но Ангел в последнюю минуту останавливает его. Многие иконы подтверждают это. Однако если бы Исаак был «мальчиком», то Авраам не заставил бы его нести на гору вязанку дров для всесожжения. И действительно, по Библии возраст Исаака - 25 лет. И в этой связи еще удивительнее жертвоприношение: старец ведет, юноша нимало не препятствует. У полного сил Исаака хватило бы мочи побороться с Авраамом, которому тогда было 125 лет. Но он абсолютно покорно дает себя связать и возложить на жертвенник, показывая совершенный прообраз Христа…

Исаак и Ревекка

Кто из нас готов наносить из колодца 30 ведер воды для незнакомого человека, в свите которого есть рабы, которые сами могли бы это сделать?

Интересно, что Авраам решил женить сына, лишь когда тому исполнилось 40 лет. Попробуем также внимательно посмотреть на сюжет жениховства . Авраам отправил своего верного домоправителя Елеазара на свою родину, чтобы найти невесту сыну среди родственников. Елеазар взял слуг, подарки для невесты и, естественно, верблюдов, чтобы везти провизию и ехать самим. Придя к месту назначения, Елеазар помолился Богу Авраама, чтобы та, о которой будет воля Божия, откликнулась на его просьбу. С верой он попросил пить у первой девушки, которая подошла к колодцу, и та охотно дала ему испить из кувшина, а также напоила его верблюдов (Быт. 24: 17-20). Сколько раз мой взгляд скользил по этим строкам, не вникая в суть написанного! Суть же оговаривает бытописатель: Ревекка напоила всех верблюдов Елеазара. Взял же Елеазар из стада Авраама себе в караван 10 верблюдов. В среднем верблюд выпивает за раз 3-5 ведер воды. То есть Ревекке пришлось достать из колодца и перелить в поилку не менее 30 ведер. В этом незначительном фрагменте уже много сказано: о трудолюбии Ревекки, ее доброте и гостеприимстве. Скажем так: кто из нас готов наносить из колодца 30 ведер воды для незнакомого человека, в свите которого есть, к тому же рабы, которые сами с успехом могли бы это сделать? Или еще лучше вот так: вы подходите к колонке набрать воды, тут подъезжают на нескольких машинах приветливые люди и в очень вежливых выражениях просят у вас напиться. «О, да. - отвечаете вы. - И в знак моего расположения к вам я еще и помою ваши машины». Не правда ли, за эти 4 тысячи лет, которые прошли с поступка Ревекки, обыденная человеческая нравственность ничуть не догнала ее святой нравственности?!

О кротости и смирении невесты Исаака мы узнаем дальше. Когда Елеазар приблизился к землям Авраама, Исаак вышел к ним навстречу, и Ревекка тут же покрыла шалью свое лицо. На это можно ответить, конечно, что это вообще в обычае у восточных женщин. Но какой смысл покрывать лицо перед человеком, который этой же ночью стал ее мужем? Причина только одна: крайняя застенчивость Ревекки. И Господь сполна наградил эту смиренную семью своим благословением.

Иаков и Рахиль

Почему Иаков, который обманом взял благословение у своего отца Исаака, благословен перед Богом? Очевидно: из-за нечестия Исава. Его нечестие было так велико, что обманный поступок Иакова (в сравнении с жизнью его брата) и не является грехом. Что же Библия говорит нам о нечестии Исава? Разве только это: в 40 лет Исав взял себе в жены двух хеттеянок, «и они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26: 35). Исав сразу нарушил два правила. Во-первых, взял себе жену не из родни, а из нечестивых женщин окружающего их народа, хотя его дед Авраам предостерегал свое потомство от этого. Конечно, Исааку и Ревекке, которым найти благочестивого супруга было не так легко в свое время, было неприятно смотреть на это «женонеистовство». О том, что поступками Исава руководила похоть, говорит и его многоженство (позже Исав взял себе еще и третью жену). Следует сказать, что хоть еще не было писаного закона, но нравственность патриархов все же не позволяла им иметь две жены. У Авраама была одна жена Сарра. Только по настоянию жены Авраам «вошел» к своей служанке, и после того, как Агарь зачала, уже не прикасался к ней. Правда, Авраам имел и вторую жену, Хеттуру, но женился уже после смерти Сарры (после смерти Сарры Авраам жил еще 38 лет). У Исаака была одна жена Ревекка. У Иакова также должна была быть одна жена - Рахиль, но тесть обманом вынудил его взять в жены еще и Лию. И к служанкам своих жен он опять-таки «входил» по настоянию последних. Однако только Рахиль всегда была любима Иаковом. Соответственно, и любимыми сыновьями Иакова были сыновья, рожденные его возлюбленной Рахилью, Вениамин и Иосиф. У Иосифа также была одна жена - Асенефа. Из этого можно заключить, что нравственным идеалом праотцов и в те времена был моногамный брак.

Иосиф Прекрасный

И в бесславии, и в славе Иосиф одинаково ищет воли Божией во всем

Наверное, самым изящным цветком, который произрастило благочестие праотцов, является . Ему предание усвоило наименование «Прекрасный». Он и мудр, и целомудрен, боголюбив и человеколюбив. Проданный своими братьями в Египет за 20 монет, он также стал прообразом Христа Спасителя, проданного братьями по вере. Он - второй Авель. Его не в чем упрекнуть. И в бесславии, и в славе он одинаково ищет воли Божией во всем, и этим напоминает нам царя Давида - своего достойного потомка (хоть и род царя Давида происходил из колена Иудина).

Его предали, но Иосиф не проклинает в ответ, а беспокоится о своих родственниках. И когда братья приходят купить хлеба в Египте, Иосиф не открывается им, как будто желая испытать их: изменились ли они в лучшую сторону. Для этого Иосиф сурово обвиняет братьев в шпионаже, будто они пришли высмотреть «слабые места земли». И вот цель достигнута: братья говорят между собой на еврейском, и становится ясно, что они раскаиваются во грехе, который совершили много лет назад. Но покаяние - только часть дела, от совершенных требуется показать Испытующему плоды, достойные покаяния (Лк 3: 8). Чтобы удостовериться и в этой благой перемене своих братьев, Иосиф в следующий их приход подбрасывает чашу в мешок Вениамина, обвиняет его в краже и заявляет, что он останется рабом в Египте. И вот тут Иуда - тот самый, который когда-то предложил братьям не совершать тяжкий грех и не убивать Иосифа, а продать, - и сейчас предлагает нечто. Он предлагает себя в пожизненное рабство вместо Вениамина, потому что жалеет отца, старика Иакова, единственной отрадой которому является младший брат Вениамин. Иуда готов не видеть более ни своих детей, ни жены, лишь бы его отец был спокоен и не убит горем! Вот это - плод достойный покаяния, это настоящая жертвенная любовь, и Иосиф, измученный душевной болью, понимает это, и с радостью открывается своим братьям. Он и прощает их, и видит Промысл Божий в их действиях, и рад перемене, которая за эти годы превратила их из эгоистов в человеколюбивых «мужей». Может быть, эта жертвенность Иуды и стала причиной того, что Господь избрал из 12 колен Израилевых именно Иудино для воплощения Сына Божия.

Вот некоторые уроки, которые Писание сегодня предложило нам. Потщимся же всегда внимательно и с молитвой читать Библию, и Господь обязательно будет открывать нам каждый раз все новые оттенки прочитанного. Ну и, конечно же, по силе подражать, хоть в чем-нибудь малом душеполезном, святым нашим отцам и Ветхого, и Нового Заветов.

Самым старым отцом в мире официально был признан 96-летний индиец по имени Рамджит Раджав.

Древние тексты пестрят упоминаниями о людях, возраст которых составлял от 200 до 1000 лет. Так, библейский Адам, первый человек на Земле, якобы прожил 930 лет, Ной — 500 лет, а Авраам — 175 лет. Неужели продолжительность жизни неуклонно снижалась в течение веков? Или тут какая-то ошибка? Давайте рассмотрим возможные варианты объяснения феномена.

Теологи уверяют, что человечество было лишено долголетия за грехи, накопившиеся с момента возникновения нашей цивилизации. Но так ли это? Ученые ищут более рациональные объяснения. Так, полагают некоторые эксперты, у древних жителей Ближнего Востока могло быть иное понятие о хронологии, чем у наших современников. К примеру, годом они могли называть не солнечный, а лунный цикл, который, по нашим понятиям, равняется всего лишь одному месяцу, а никак не двенадцати… Таким образом, истинный возраст Адама на момент смерти составлял 77 лет, что не так уж и много и для нашей эпохи…

Существуют и математические модели, пытающиеся объяснить явление долгожительства в древних источниках. Так, продолжительность жизни некоторых персонажей, упомянутых в Библии и Списке царей Шумера и Аккада, составленном около четырех тысяч лет назад, достигает нескольких тысяч лет. По мнению современных математиков, указанные цифры представляли собой возведение в квадрат настоящего возраста. При этом со временем продолжительность жизни сокращалась. Цари, правившие до Потопа, жили намного дольше, чем правители, которые пришли после этого события, хотя и последние жили по несколько сот, а то и по тысяче лет. Правда, если следовать этой модели, то получается, что Адам впервые стал отцом в 11 лет. А Енох, в свою очередь, зачал Мафусаила в пять лет. Несостыковки встречаются и в том случае, если мы примем библейский год за один современный календарный сезон и если мы просто попытаемся поделить возраст патриархов на определенное число…

Один из специалистов Университета Брандейса (США, штат Массачусетс) заметил, что возраст "допотопного" правителя Этана на момент кончины составлял 1560 лет и эта цифра точно равнялась сумме возрастов двух предшественников царя. Ученый предположил, что 900 лет — это на самом деле тридцать в квадрате, 625 — двадцать пять в квадрате, а 400 — двадцать в квадрате.

С другой стороны, техасский исследователь Артур Мендес пришел к выводу, что темпы снижения продолжительности жизни персонажей, которые, согласно источникам, жили уже после Потопа, соответствуют темпам угнетения жизнедеятельности организмов, подвергшихся воздействию радиоактивных веществ или токсинов…


Ученые выяснили, как родить долгожителя

/www.pravda.ru/pix/header-s-blue.gif" target="_blank">http://www.pravda.ru/pix/header-s-blue.gif); background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: 0px 6px; background-repeat: no-repeat;"> Фото по теме

Любопытно, что, судя по древнекитайским источникам, в этой стране долголетие также являлось нормой. Записи в древних медицинских книгах Китая свидетельствуют, что некий доктор Сю Венце из династии Цинь дожил до 300 лет, Ги Юль из династии Хань — до 280 лет, а даосский монах Хуэ Цао — до 290 лет.

В наши дни долгожителями считаются те, кому по 100-150 и более лет. Но эксперты считают, что к заявлениям по поводу чьего-либо долгожительства следует относиться с осторожностью. Дело в том, что в "долгожителя" человека легко может превратить небрежность в оформлении документов. Так, считается, что очень много долгожителей на Кавказе. Там действительно есть старики, утверждающие, что им более 170 лет. Однако у них не имеется никаких документов, способных подтвердить их возраст.

В одной из глухих деревушек Непала живет некий Нараян Чодхари. Еще в 1996 году он утверждал, что ему исполнился 141 год. В то же время документов, которые могут об этом свидетельствовать, у него нет. Правда старики-односельчане помнят, что когда они были детьми, Чодхари уже был довольно пожилым человеком. Есть свидетельства о том, что в 1888 году он принимал участие в переписи населения. Следовательно, в то время ему могло быть никак не меньше 21 года, а по словам самого Нараяна — тридцать три. Интересно, что всю жизнь он прожил убежденным холостяком…

Так что все истории о долгожителях могут оказаться как мифами, так и правдой. Все относительно… Но не кажется ли вам, что люди все же живут до обидного мало и наш организм разрушается слишком уж быстро? Остается надеяться, что в ближайшие 50-100 лет благодаря развитию науки и медицины эта "несправедливость" будет исправлена, и пусть мы не достигнем предполагаемого возраста библейских персонажей, но все же граница старости отодвинется хотя бы раза в полтора…

За две недели до праздника Рождества Христова Святая Церковь совершает память святых праотец. Продолжая подготавливать нас к достойному восприятию грядущего праздника Рождества Христова, Она ныне вспоминает и прославляет всех праведных мужей и жен, которые жили до пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, начиная с праотца Адама и заканчивая святым Иоанном Предтечей и Пречистой Девой Марией.

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ПРАОТЦЫ?

На самом верху иконостасов можно увидеть, как изображаются величественные седобородые старики Адам, Ной, Авраам, Мельхиседек - праотцы, праведники, принимавшие участие в истории спасения человечества. В это воскресенье, за две недели до Рождества Христова, празднуется их память.

Праотцы - не обязательно являются предками Иисуса Христа по плоти. Главное в их почитании то, что они являют собой прообразы грядущего избавления от вечной смерти. В православной традиции к праотцам относят: Адама, Авеля, Сифа, Еноса, Мафусаила, Еноха, Ноя и его сыновей, Авраама, Исаака, Иакова и 12 сыновей Иакова, Лота, Мелхиседека, Иова и многих других. В древнееврейском тексте Библии они названы «отцами», в греческом переводе (Септуагинта) их именуют «патриархами» (греч. patriarches — «родоначальники»).

К их сонму относят также женщин - праматерей Еву, Сарру, Ревеку, Рахиль, Лию, сестру Моисея пророчицу Мариам, судью Израиля Девору, прабабушку царя Давида Руфь, Юдифь, Есфирь, мать пророка Самуила Анну, иногда и других женщин, чьи имена сохранились в Ветхом Завете или в церковном Предании. Из новозаветных лиц в сонм праотцев включают также праведных Симеона Богоприимца и Иосифа Обручника. К праотцам православная традиция относит также праведных Иоакима и Анну, именуя их «богоотцами». О них мы знаем не из Св. Писания, а из Св. Предания, но их имена вписаны в историю спасения человечества.

Почитание праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви со второй половины IV в., хотя восходит оно к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связано с Иерусалимской церковью. Память праотцев, не случайно была установлена перед Рождеством Христовым - это воспоминание о цепи поколений, предваряющих появление на свет Спасителя.

Согласно иконописной традиции, праотцев изображают в основном седобородыми. Так в греческом иконописном подлиннике Дионисия Фурнаграфиота читаем: «Праотец Адам, старец с седою бородою и с длинными волосами. Праведный Сиф, сын Адама, старец с дымчатою бородою. Праведный Энос, сын Сифа, старец с раздвоенною бородою. И т. п.». Исключение составляет только Авель, о котором написано: «Праведный Авель, сын Адама, юный, без бороды».

Как правило, праотцев изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания. Например, у того же Дионисия Фурнаграфиота сказано: «Праведный Иов, старец с круглою бородою, в венце, держит хартию со словами: Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Некоторые праотцы могут быть представлены с символическими атрибутами: так Авеля изображают с овечкой в руках (символ невинной жертвы), Ноя — с ковчегом, Мелхиседека с блюдом, на котором сосуд с вином и хлебами (прообраз Евхаристии).

Отдельные иконы праотцев встречаются не часто. Обычно это заказные иконы тезоименных святых. Но в росписи храма и в иконостасе они занимают особое и очень важное место.

В греческих храмах изображения праотцев и пророков нередко располагаются вблизи сцены Рождества Христова, чтобы обращая взор к лежащему в яслях Богомладенцу, молящиеся видели не только участников и очевидцев Боговоплощения, но и «прежде закона верою предвозсияших» праотцев. Например, в росписях кафоликона святителя Николая монастыря Ставроникита на Афоне, выполненных в сер. XVI в. Феофаном Критским, изображениями пророков и праотцев расположены нижним рядом под сценами христологического цикла (сцены от Благовещения до Пятидесятницы), словно праведники и пророки взирают на исполнение того, о чем они сами пророчествовали и чему послужили прообразами.

Знаменитый изограф Феофан Грек, прибывший на Руси из Византии, тоже изобразил праотцев в росписи храма Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, выполненной в 1378 г. Но он их расположил в барабане, предстоящими перед ликом Христа Пантократора, изображенного в куполе. Здесь представлены Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, то есть те праотцы, которые жили до Потопа.

Изображения праотцев мы встречаем и в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной двумя веками позже — в XVI в. В центральном барабане храма изображены Адам, Ева, Авель, Ной, Енох, Сиф, Мелхиседек, Иаков. Круг праотцев расширен, чтобы показать, как ветхозаветная история предваряет новозаветную.

Для русской традиции такие случаи нечасты. Зато в высоком русском иконостасе праотцам отведен целый ряд — пятый. Этот ряд сформировался в XVI веке под влиянием большого интереса к Ветхому Завету. Дело в том, что в 1498 г. под руководством архиепископа новгородского Геннадия (Гонзова) был сделан перевод на славянский язык всех книг Ветхого Завета. Этот перевод получил название Геннадиевской Библии. До этого на Руси, да и во всем славянском мире, читали только Новый Завет и отдельные отрывки из Ветхого, т.н. Паремии, те фрагменты, которые прочитываются на богослужении. Переведенные книги архиепископ Геннадий велел переписывать и рассылал по монастырям, и тем самым пробудил большой интерес к Ветхому Завету в русском образованном обществе, а это, в основном были священство и монашество. Священство и монашество были и основными заказчиками храмового убранства, росписей и иконостасов, и мы видим, что буквально через несколько десятилетий после выхода в свет Геннадиевской Библии, примерно к середине XVI в. над пророческим чином в иконостасе появляется чин праотцев.

Иконостас представляет собой сложный организм, смысл которого показать образ Небесной Литургии, в которую включается образ Церкви — деисусный чин, и история спасения: Новый Завет — праздничный чин, Ветхий Завет — пророки и праотцы.

Сначала иконы праотцев представляли собой поясные изображения, чаще всего вписанные в форму кокошника. Иногда они чередовались с изображениями херувимов и серафимов. К концу XVI - нач. XVII вв. в иконостасах появляются полнофигурные изображения праотцев.

В связи с добавлением второго ряда Ветхого Завета перед иконописцами возникла задача: что изображать в центре этого ряда. В центре деисусного чина помещается образ Христа («Спас в силах» или Спаситель на троне), в центре пророческого ряда изображается Богоматерь («Знамение» или тронный образ Богоматери Царицы Небесной). По аналогии с этими образами в центре пятого ряда появилась икона Саваофа (Бога Отца), как олицетворение Ветхозаветных представлений о Боге, или образ т.н. Новозаветной Троицы, в котором образ Бога-Отца дополняется изображением Иисуса Христа (как отрока или в зрелом возрасте) и Духа Святого в виде голубя. Эти образы вызывали большие споры в обществе и дважды были запрещены на церковных Соборах— в 1551 г. на Стоглавом соборе и в 1666-67 гг. - на Большом Московском. Однако они прочно вошли в иконописный обиход. Только в ХХ в. известный иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский нашел выход из этого положения, предложив помещать в центре праотеческого ряда образ Ветхозаветной Троицы в виде трех ангелов, так, как написал его Андрей Рублев. Именно такая традиция закрепилась в большинстве современных православных храмов, где установлены пятиярусные иконостасы.

Часто с двух сторон от центральной иконы в праотеческом ряду изображаются праотцы Адам и Ева. Они как прародители человечества возглавляют ряд праотцев. Может показаться странным, почему среди святых представлены именно те, кто из-за своего непослушания Богу был изгнан из рая, кто вверг человечество в рабство смерти? Но иконостас, как мы уже говорили, это образ истории спасения, Адам и Ева, как и весь произошедший от них человеческий род, пройдя через искушения, искуплены, благодаря Боговоплощению, смерти и Воскресению Иисуса Христа. Не случайно, изображение креста венчает иконостас, чтобы явить образ Христовой победы.

И на иконах Воскресения (Сошествие во ад) мы видим, как Спаситель, стоящий на разрушенных вратах ада, выводит из царства смерти Адама и Еву. В эту композицию включают изображения и других праотцев, например, Авеля. А на одной иконе «Сошествие во ад» XIV в. (Ростовская провинция) за фигурой Евы можно видеть пять женских образов, это праведные жены, возможно, это именно те, кого Церковь почитает как праматерей.

Образы Адама и Евы мы видим и в изображении Страшного Суда. Обычно они представлены коленопреклоненными перед Иисусом Христом, восседающим в окружении двенадцати апостолов. Здесь уже утверждается возвращение к Богу некогда изгнанных из рая прародителей.

В иконографию Страшного суда входит композиция «Лоно Авраамово», где также изображаются праотцы, прежде всего, Авраам, Исаак и Иаков. Это один из образов рая. Обычно праотцы показаны восседающими на седалищах среди райского сада. По-древнерусски лоно — это часть человеческого тела от колен до груди, поэтому у Авраама на коленях и за пазухой изображаются множество детей, души праведных, которых как своих детей принимает отец всех верующих.

Авраама мы встречаем также в композициях «Гостеприимство Авраама», здесь он изображается вместе с Саррой, и «Жертвоприношение Авраама», где он приносит в жертву Богу своего сына Исаака. Эти сюжеты, прообразующие новозаветную жертву, получили широкое распространение в христианском искусстве. Самое раннее из дошедших до нас изображений «Гостеприимство Авраама» сохранилось в римских катакомбах на Виа-Латина, IV в., а одно из наиболее ранних изображений «Жертвоприношения Авраама» находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Распространены были эти сюжеты и на Руси, они присутствуют уже во фресках Киевской Софии XI в., и мы можем встретить их во многих храмовых ансамблях вплоть до сегодняшнего дня.

На иконах сюжеты из истории Авраама также встречаются довольно часто, но, конечно, образ «Гостеприимство Авраама» в древнерусской традиции пользовался особенным почитанием, поскольку он воспринимался как икона «Св. Троицы».

Среди ветхозаветных сюжетов, связанных с жизнью патриархов стоит указать еще на два важных сюжета, это «Лествица Иакова» и «Борьба Иакова с Богом», эти композиции также имеют глубокий символический смысл и потому часто включались в росписи храмов.

Начиная с XVI в. сюжеты с праотцами нередко помещали на дьяконских дверях. Наиболее часто встречаются изображения Авеля, Мелхиседека, Аарона, они воспринимались как прообразы Христа, поэтому воспринимались как важная часть литургического контекста храма.
Иконография праматерей не столь обширна, как иконография праотцев. О Сарре мы уже упомянули. Изображения других ветхозаветных праведных жен довольно редки и в монументальных росписях, и в иконах. Тем более ценны те редкие памятники, к которым можно отнести Шуйскую-Смоленскую икону Богоматери, хранящуюся в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Эта икона вставлена в раму, в клеймах которой изображены восемнадцать ветхозаветных праведниц: Ева, Анна, (мать пророка Самуила), Девора, Иудифь, Иаиль (Суд., 4-5), Лия, Мариам (сестра Моисея), Ревекка, Рахиль, Раав, Руфь, Есфирь, Сусанна, Сарра, Сарептская вдова, Сунамитянка, жены царя Давида Авигея и Ависага. Клейма иконы писали иконописцы Оружейной палаты.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Рождественский пост, который подходит ныне к концу, обращает наше внимание на духовный подвиг людей, живших до Христа Спасителя. Большинство праздников, посвященных ветхозаветным пророкам, приходится на время Рождественского поста. И богослужения в честь ветхозаветных пророков помогают нам понять смысл и значение того служения, которое они совершали.

Два же последних воскресенья перед Рождеством Христовым, именуемых на языке церковного Устава Неделей праотец и Неделей отец, посвящены всем ветхозаветным угодникам Божиим, которые хранили обетование о пришествии в мир Спасителя. Они были верны этому обетованию, несмотря на тяжелейшие с духовной точки зрения обстоятельства тогдашней жизни.

Небольшой иудейский народ окружало море языческих стран и народов. В этих странах была мощная языческая культура, которая поражает даже нас, людей XXI века. Величественные храмы в долине Нила, египетские пирамиды как бы вобрали в себя всю мощь той языческой цивилизации. Развитые ремесла, сельское хозяйство, армия, наука, точные науки, позволявшие строить эти величественные сооружения, — всё это являло огромную мощь. Что перед этой мощью были по большей части незнатные, малоизвестные люди, жившие в Палестине, которых называли пророками? Что была их сила перед этой потрясающей воображение людей силой языческой цивилизации?

В чем же ошибочность и греховность этой цивилизации? В том, что в основе ее было поклонение ложным богам. Люди в поисках Бога зашли в духовный тупик и обожествили то, что Богом не является. И поскольку это было ложное поклонение ложным богам, то оно сопровождалось и опасным, ложным, неправильным, небогоугодным образом жизни. Люди жили по закону инстинкта, и все, что способствовало раскрепощению этого инстинкта, все, что способствовало наслаждению, и было в центре внимания тех древних людей, а все остальное должно было обслуживать эту ложную, языческую жизнь.

Нельзя сказать, чтобы языческое окружение не влияло на тех, кто сохранял веру в единого истинного Бога Творца. Многие в израильском народе, под влиянием всей этой роскоши и мощи окружавшего их мира, преклоняли свои колена пред ложными богами и, наверное, руководствовались при этом очень простым принципом: «Мы что, хуже других? Посмотрите, как они хорошо живут, какие у них мощные государства, какая у них армия, как они хорошо питаются, какие у них красивые храмы и жилища!»

Многие искушались, видя перед собой силу языческого мира. Но были и те, кто не поддавался искушениям, — их-то и называли пророками. Они шли как бы наперекор течению, оставаясь внутренне свободными и подчиненными только Богу. И Бог в ответ на этот подвиг мужественного хранения веры даровал тем людям благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры, говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу сохранять истинную веру, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало сохранить веру.

Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать — ту самую, которая вдохновляла пророков, — должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способен и нас вразумлять, и нас делать сильными.

Искушения древнего мира по-прежнему остаются искушениями рода человеческого. Мы видим, как построенная некогда на христианской основе европейская цивилизация постепенно превращается в цивилизацию языческую, из которой изгоняется поклонение истинному Богу, а на место Бога возводится культ человека, культ потребления. Жизнь по закону инстинкта становится ценностью, которую эта цивилизация проповедует. И опять, как в глубокой древности, на стороне этой цивилизации — сила, которая поражает воображение; богатство, которое застилает глаза. И, наверное, многим хочется сказать: «Но ведь там так прекрасно, там такая сила, такое богатство, такие наслаждения! Я что, хуже всех? И я хочу жить так».

Как было трудно древним пророкам, ветхозаветным праотцам и отцам, противостоять искушениям! Они были в одиночестве и один на один боролись с окружавшей их языческой реальностью. Но мы сегодня не один на один противостоим языческому миру. Мы, все вместе — Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые Таинством, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю, возвышаем свои чувства. У нас есть та сила, которой не было даже у пророков, — это сила общей веры и молитвы, это сила, которая даруется через сопричастность к Таинству Церкви.

Но как часто не хватает нам и этих сил, и нередко мы оказываемся буквально раздавлены, разрушены этими внешними обстоятельствами языческой жизни. Память о ветхозаветных святых и дается нам в преддверии праздника Рождества Христова, чтобы в полной мере оценить все то, что Бог во Христе принес людям, чтобы в полной мере почувствовать и осознать, каким великим Божественным сокровищем мы обладаем. Эти дни даны нам также для того, чтобы укрепить свою веру, осознать суетность и греховность языческого мира и делать все, чтобы наша национальная жизнь всегда питалась от своих христианских истоков, чтобы народ наш черпал из этих источников благодатную силу, действием которой наша культура становится носителем высочайших духовных ценностей.

Апостол учит нас, что наша брань не против крови и плоти (Ефес. 6:12). Да, действительно, христианин не борется с людьми, но христианин призван бороться с грехом. И да поможет нам Господь, ради нашего спасения родившийся в Вифлееме, обретать победу над всеми теми силами, которые как в древности, так и ныне борются с верой. От нашей победы, от победы рода человеческого над этими стихиями мира сего зависит существование рода человеческого. Именно поэтому вопрос о вере, о принятии Христа в сердце есть не второстепенный вопрос нашей жизни, но самый фундаментальный, от решения которого зависит не только наш личный облик, но облик всего рода человеческого. Аминь.


Слово в Неделю святых праотец

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Это воскресенье называется «неделей святых праотец», потому что оно посвящено праотцам Иисуса Христа. Что же особенно замечательного было в этих людях, в их судьбах? То, что Господь призывал их, и помогал им, и действовал через них тогда, когда уже все земное казалось бы им изменило и их оставило.

Вот наш общий праотец Авраам, отец верующих, как называл его апостол Павел. Он жил почти 4000 лет тому назад, и все равно мы его почитаем. Бог призвал его из среды язычников, идолопоклонников, и сказал ему: «Выйди из своего дома, из рода отца, из твоей страны, и иди в землю, которую я тебе покажу. Отделись от них».

Так было положено начало вере, сначала ветхозаветной, а на ней, как на фундаменте, и новозаветной. Но вот смотрите: что Бог обещает Аврааму? Если он сохранит ему верность и веру, то через его потомков благословляются все племена и народы земли. Обещает им страну, землю, на которой они будут славить Бога.

А что же мы вместо этого видим? Авраам становится старым, а он все еще бездетен... Жена его уже не может родить ребенка, и он все свое имущество должен завещать слуге Елиазару, потому что нет у него наследников. Что же Бог ему обещал? Какое же потомство у него будет, если у него нет ни одного сына, ни одной дочери?

И про землю, на которой он живет, Бог говорил: «Я тебе ее даю». Но земля эта оставалась чужой: каждым городом, каждой крепостью владели разные цари, князья и племена. А он там был никто! Он — странник и чужак.

Но вот, наконец, по благословению Божию жена его, уже потерявшая надежду, рождает ребенка. Но, когда мальчик подрос, Бог говорит, что его надо принести в жертву, как это делали язычники со своими первенцами (они приносили их в жертву языческим богам, убивая на алтаре). Значит, Авраам должен был лишиться и этого последнего утешения? Но он все равно знал, что Бог зла не хочет и не сотворит, и что умерших Он воскресит, и поэтому отправился с сыном на гору Мориа, на то место, где потом был Храм Иерусалимский. Тогда Господь сказал ему: «Я вижу твою веру, теперь Мое благословение всегда будет на тебе и на твоих потомках». И он все получил, хотя ничего не имел. Господь, указав ему на звездное небо, сказал: «Посмотри на эти звезды. Столько будет у тебя потомков. У тебя, который был бездетен, который ни на что человеческое не надеялся».

Среди этих звезд, среди этих потомков и мы с вами, ибо духовно мы все — чада этого человека, который верил Богу полностью, вопреки всему. Он знал, что Господь благ и никогда с его пути не свернет.

А через несколько веков призывает Господь другого пророка и вождя — Моисея. Вы все его знаете. Когда он родился, у него не было шансов выжить, потому что фараон приказал всех израильских детей мужского пола истреблять, чтобы они не увеличивались в числе своем. И мать, родив ребенка, не знала, что с ним делать, потому что, если заплачет дитя, закричит, то могут услышать его на улице, прийти и умертвить.

Она его прятала один месяц, другой, пока была возможность. Но ребенок рос, и она положила его в корзиночку, понесла к реке, к Нилу, который и сейчас течет в Египте, поставила корзиночку среди камышей в воде и ушла, а дочь ее, старшая сестра новорожденного мальчика, осталась следить, что будет. Не унесет ли поток корзиночку с младенцем? Не заберут ли люди? Конечно, какой же шанс выжить ребенку, брошенному в реку?

И вот в это время приходит туда купаться дочь фараона. Она услышала детский плач в камышах и послала туда своих служанок, и те принесли ей корзинку из тростника. Открыли ее и увидели там спеленутое плачущее дитя. Тогда дочь фараона сказала: «Наверное, он из детей израильских, кто-то спрятал ребенка. Я возьму его и воспитаю, как сына».

Она взяла его к себе в дом, дала ему имя Моисей, что значит по-египетски «сын», а по-израильски — «извлеченный из воды». И он вырос у нее, как сын; имел и образование, и богатство, и все условия для жизни, о которых может мечтать человек. Но, как говорится в Писании, он, познав всю мудрость египетскую, все-таки предпочел идти к своим братьям.

И когда он увидел, что братья его по вере, по плоти, страдают от угнетения царя египетского, он решил их избавить и спасти. Пришел к ним и стал говорить, что они — рабы, а должны быть свободными, но они еще больше стали бояться. Однажды он увидел, как египтянин бьет израильского раба, и Моисей заступился, ударил египтянина, а был он человек сильный, и убил того одним ударом. И, когда об этом пошел слух, пришлось ему бежать из города, и скрыться в пустыне, в горах.

Что было ему делать? Дело жизни его не удалось, царь его преследовал; и пошел Моисей по пустыне, нашел там кочевников, людей мирных, богобоязненных, женился на дочери их вождя, и пас его овец. Вот и все призвание! Пас год, пас другой, многие годы так прожил. И уже, конечно, всякая надежда в его душе погасла. И вот тогда-то Господь его призвал.

Однажды забрел он с овцами на высокую гору, и там увидел горящий куст, который пылал, но не сгорал — «Неопалимую Купину», и услышал он Голос: «Сними свою обувь — это святое место». Когда он так поступил и преклонился, Голос ему сказал: «Иди к царю египетскому и скажи: «Так говорит Господь Бог, отпусти народ мой из рабства на свободу». И опять Моисей поколебался. Он ответил: «Куда же я пойду? Как я предстану перед царем? Ведь он меня изгонит и убьет, да и вообще не допустят меня к нему. Кто я?» Ведь прошло много лет и тот царь при дворе которого он жил, давно умер, новый царь был. «Иди!» — сказал Господь.

У Моисея не могло быть никакого человеческого расчета. Но он пошел, вошел к фараону, и не своей силой, а силой Божией сказал: «Так говорит Господь Вечный. Отпусти народ мой!» Сначала фараон его прогнал, но тут начались бедствия стихийные: и падеж скота, и мор, и саранча, и тогда фараон понял, что это Господь Бог говорит устами этого человека. И разрешил всем пленникам, всему народу израильскому уйти.

И вышел народ, и во главе шел Моисей. А впереди сверкал свет. Это был огненный столб, которым Господь указывал им путь в пустыне. Но когда они подошли к берегу залива, то увидели, что сзади скачут царские солдаты, преследуют их на конях и с луками. Это опомнился царь и решил остановить израильтян, потому что ему нужна была даровая рабочая сила.

И снова казалось, что выхода нет. По-человечески размышляя, все должны были погибнуть. И тогда Господь сказал: «Протяни твой посох», и протянул Моисей, и бурный ветер пошел над заливом, и море стало расступаться, и пошел народ по колено в воде по песку. Пошел и перешел море. Когда же люди прошли, волны сомкнулись, и не могли уже догнать их всадники фараона.

Смотрите, опять на самом краю гибели помогает Господь. И вот Моисей, повел народ по пустыне, а ведь пустыня — это не Египет, где и пища прекрасная, и тень есть от деревьев, и живительная вода в реке Нил. И хотя трудна была каторжная работа, а все-таки все были сыты, одеты, обуты. А теперь — голая степь, ни одного деревца, одни камни, и люди ропщут и говорят: «Мы здесь все умрем от голода, лучше нам было быть рабами, чем идти сюда в это гиблое место».

И опять взмолился Моисей и сказал: «Господи, все кончилось у нас, нет у нас выхода и пути». И в это время через пустыню полетели перелетные птицы, они попались в расставленные сети и накормили народ. А другой раз, страдая от жажды, подошли они к скале, и Бог сказал Моисею: «Ударь один только раз, и тут будет источник». Моисей ударил один раз, но веры у него не хватило. Он ударил второй раз, и источник брызнул и потек. И измученные люди приникли к этой воде. А Господь во сне явился к Моисею и, укоряя его, сказал: «Ты ударил два раза, ты мне не поверил. Я же тебе сказал: «Только коснись камня».

Вот так в Священной истории Ветхого Завета мы видим, что Господь призывал людей, которые были в тяжких, трудных обстоятельствах, которые уже ни на что земное не могли рассчитывать. Их ожидало только отчаяние, но отчаяния они не допустили. Потом Господь Иисус сказал: «Не бойся, только веруй». Вот это они и выполнили — не боялись, а только веровали. За это-то мы и прославляем их имена сегодня. Поэтому сегодняшний день праздничный, предваряющий Рождественские дни, посвящен памяти этих мужей, которые твердо стояли в вере своей, в надежде и в любви к Господу. Аминь.