Скотланд ярд история. Лондон: Краткая история Скотланд-Ярда. год основания Скотланд-Ярда


Полиция Лондона Скотланд-Ярд, получившая некогда широкую известность в СССР, благодаря многосерийному фильму про Шерлока Холмса, ведет свою историю с 1829 года. Первоначально штаб-квартира этого полицейского учреждения располагалась на улице Большой Скотланд-Ярд в Уайтхолле, а в 1890 году переехала в новое здание на берегу Темзы, которое стало известным на весь мир под названием Нью-Скотланд-Ярд. В этом обзоре несколько малоизвестных фактов о лондонской полиции в период правления королевы Виктории.

1. Скотланд-Ярд строили заключенные


1890 год
Между 1890 и 1966, два здания, известные сегодня как здания Нормана Шоу, названные в честь их архитектора, Ричарда Нормана Шоу, служили штаб-квартирой Столичной полиции. Здания расположены на набережной Виктории и выполнены в викторианском романском стиле, на гранитной основе с классической красно-белой отделкой из красного кирпича и белого портлендского камня. Гранит добывали заключенные Дартмурской и других тюрем. Работали они и на отделке фасадов зданий.

2. Подземный переход в Палату общин и Палату лордов


1880 год
Северное здание Скотланд-Ярда Норманна Шоу стоит на фундаменте, первоначально предназначенном совсем не для него. На самом деле он должен был служить основанием для Национального Оперного театра, заложенного в декабре 1875 года принцем Альфредом. Однако денег для строительства не хватило, и оно было прекращено. А в 1880 году Столичная полиция выкупила эту землю, и на этом месте был построен Скотланд-Ярд.

При этом фундамент и подземные переходы было решено оставить. По утверждению Джеймса Генри Мэплезона, оперного импресарио, работавшего над строительством оперного театра, существуют подземные переходы, связывающие здание Скотланд-Ярда с Палатой Общин и Палатой Лордов, а также с железнодорожным вокзалом.

3. Ошибки при строительстве


1906 год
Несмотря на то, что проект северного здания Нормана Шоу согласовывался с полицейскими, по окончании строительства в 1890 году оказалось, что оно уже недостаточно для возросших потребностей Столичной полиции. И только в 1906 году, наконец, завершилось строительство и второго здания, южного, с разветвленной сетью линий метрополитена. На фотографии 1898 года показано северное здание, а в середине, на переднем плане, можно увидеть одну из станций.

4. Техосмотр кэбов


1862 год
В викторианскую эпоху на Столичную полицию Скотланд-Ярда была возложена роль проверяющих водителей кэбов и омнибусов на наличие лицензий. В 1862 году каждый из водителей четырехколесных транспортных средств должен был получить номер и заплатить лицензионный сбор (один шиллинг за день работы). Каждый, кто намеревался стать водителем, заполняли специальную форму и сдавали ее в Скотланд-Ярд.

Там они должны были заплатить еще пять шиллингов за значок и полкроны за билеты. После обследования транспортного средства и сдачи экзамена можно было приступать к работе. Но каждый год транспортное средство было необходимо проверять.

5. Работа без выходных


1910 год
В 1870 работники промышленных предприятий в Англии были официально наделены правом на отдых. С 1874 рабочая неделя для них составляла 56 часов – по 10 часов с понедельника по пятницу и 6 часов – в субботу. Что же касается полицейских, то в викторианскую эпоху права на отдых у них не было. И только в 1910 году официальный выходной появился и у них. Через Парламент этот закон провел Уинстон Черчилль.

6. Закон о возмещении ущерба


1886 год
В викторианской Англии полицейские были обделены вниманием властей, а в периоды народных волнений они испытывали еще и презрение к себе со стороны протестующих. В 1866 году в Гайд-Парке вспыхнули беспорядки, вызванные решением министра иностранных дел запретить митинг сторонников Лиги реформы, при подавлении которых 28 стражей порядка погибли. Однако сочувствия со стороны властей полицейские не дождались.

В 1886 году был принят Закон о возмещении ущерба, причиненного беспорядками. Викторианская точка зрения состояла в том, что полиция обязана останавливать беспорядки. Если же они с этим не справляются, то должны возмещать нанесенный ущерб.

7. Отдел наблюдения в Скотланд-Ярда


1868 год
В течение викторианской эпохи сотрудники Отдела наблюдения в Скотланд-Ярде помогали бывшим заключенным начать честную жизнь. И если человек устраивался на работу, полицейские не сообщали работодателю о его прошлом. В таких отделах хранились архивы всех дел освобожденных из каждой тюрьмы, чтобы отслеживать возможные контакты между ними. Полицейские, расследующие преступления, с помощью этих архивов искали их сходство с преступлениями, совершенными ранее.

8. «Черный музей»


1869 год
Музей Преступности или «Черный музей», содержит предметы, являющиеся уликами при расследовании самых громких преступлений. В отличие от обычных музеев, долгое время это жуткое хранилище посещали лишь сотрудники полиции, а в 2013 году музей открыли для широкой публики. В 1869 году полицейским было разрешено изымать предметы, принадлежащие заключенным, для обучения своих сотрудников. Тогда инспектором Нимом и была организована первая экспозиция. Ему принадлежит и сама идея создания такого музея.

9. Убийства в Уайтчепеле


1888 год
Жестокие убийства 1888 года в Уайтчепеле так и остались нераскрытыми. Пять женщин стали жертвами неизвестного преступника под именем Джек-Потрошитель. Но после этого были обнаружены еще шестеро, предположительно, его же жертв. Пятеро из них были опознаны, а шестая, неизвестная женщина, была найдена в подвале при строительстве северного здания Норманна Шоу для Скотланд-Ярда.

10. Взрыв 30 мая 1884 года


1884 год
30 мая 1884 года, ночью, в Скотланд-Ярде произошел взрыв, от которого серьёзно пострадали здания Департамента уголовного розыска столичной полиции и офис Специального Ирландского отделения. К счастью, только соседи и таксист были ранены осколками стекла. Еще два взрыва прогремели в других местах города. Все эти теракты связывают с фениями – членами ”Ирландского республиканского братства”.

Для жителей постсоветского пространства Скотланд-Ярд неразрывно связан с именем легендарного киносыщика. Мы собрали .

Слово «детектив» и Почему лондонская полиция называется «Scotland Yard»? ИСТОРИЯ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ

Слово «детектив» происходит от латинского «детекцио» — раскрытие. Употребляется оно в трех разных значениях, знакомых сегодня каждому. Первое из них — название популярного жанра в литературе и кино. Во втором случае термин «детектив» обозначает должность полицейского чиновника в США и в других англоязычных странах, занимающегося расследованием преступлений. Наконец, третье значение слова «детектив» — это частный сыщик.

Эжен Франсуа Видок

«Вора может поймать только вор»

(из книги Clive Emsley "Crime, Police, and Penal Policy:European Experiences 1750-1940")

Как уголовнику Эжену Франсуа Видоку удалось основать уголовную полицию?

Именно уголовное прошлое, знание уголовного мира и помогло Видоку.

Отсидев несколько лет и несколько раз убегая из тюрем, Видок после очередного побега решил начать жить честной жизнью, выдав себя за другого, но уголовники, знавшие его, грозились выдать его полиции. В конце концов, Видоку это надоело и он сам пошёл в полицию, предлагая сотрудничество и помощь в борьбе с преступностью Парижа. Он нанял ещё нескольких уголовников и за год сумел поймать несколько сотен воров, убийц и грабителей.

Проникновение в притоны, тайные осведомители, подсадные в тюремных камерах, инсценировки арестов - ко всему этому прибегали сотрудники организации Эжена-Франсуа Видока, которая стала называться Сюрте женераль (Sûreté générale) или сокращённо Сюрте.

Кроме хорошего знания уголовных привычек и психологии, Видоку помогала его фотографическая память на лица, а также разработанная им систематическая картотека преступников.

Первыми классическими произведениями детективного жанра считаются рассказы американского писателя Эдгара По, написанные в 1840-х годах. Однако элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Большое влияние на развитие детективной литературы оказали, например, «Записки» основателя Сюрте (французской уголовной полиции) Эжена Видока, опубликованные в 1828 году. В 1830-1840 х годах Видок неоднократно подсказывал сюжеты для романов Бальзаку и другим писателям.

И тем не менее, слово «детектив» во всех трех его значениях пришло к нам из английской жизни и литературы.

Развод полицейских на дежурство

Надо сказать, что англичане дольше других европейцев противились созданию профессиональной уголовной полиции, поскольку опасались, что она будет использована правительством для подавления гражданских свобод. Только в конце XVIII века в Лондоне появились пешие патрули. Однако их число никогда не превышало пятнадцати человек, что в конце концов обрекло их на бессилие.

Угловой трактир

К 1829 году около тридцати тысяч человек в Лондоне жили исключительно за счет ограблений и краж. Ситуация стала настолько серьезной, что в 1842 году парламент, наконец, дал разрешение, чтобы двенадцать профессиональных полицейских разместились в здании, где ранее останавливались члены шотландской королевской семьи. Отсюда и произошло название «Скотланд-Ярд» («Шотландский двор»), ставшее впоследствии наименованием английской уголовной полиции.


Чарльз Диккенс увековечил их деятельность, написав в 1850 году первый английский детективный роман «Холодный дом». Прообразом героя романа Баккета послужил один из первых детективов Скотланд-Ярда, инспектор Филд. В литературе впервые случалось, чтобы герой романа представлялся таким образом:

— Я — Баккет, из детективов. Я — агент секретной полиции.


Полевой Инспектор Чарльз Фредерик Филд

(1805—1874)

Чарльза Диккенса очень интересовал таинственный мир сыскной полиции. Он был в дружеских отношениях с инспектором Филдом, часто брал интервью у сотрудников ведомства и писал в своем журнале «Домашнее чтение (Household Words) восторженные статьи о захватывающих приключениях сыщиков, воспевая их подвиги на тяжелом поприще борьбы со злом.

Слово «детектив» стало термином, обозначающим криминалиста, и быстро привилось во всем мире

Почему лондонская полиция называется «Scotland Yard»?

Название «Скотленд-Ярд» (в переводе с английского «шотландский двор») уходит корнями в раннее Средневековье. В X веке английский король Эдгар I Миролюбивый (943—975) подарил королю Шотландии Кеннету II (до 954—995) участок земли рядом с Вестминстерским дворцом в Лондоне на условии, что тот построит здесь резиденцию, которая будет считаться территорией Шотландии, и станет посещать ее ежегодно в знак уважения к английской короне.

Это стало традицией всех шотландских королей, если они, конечно, не находились с Англией в состоянии войны. Но в 1603 году английская корона перешла к шотландской династии Стюартов, и Скотленд-Ярд утратил свое политическое значение.

Дворец решено было разделить на две части. Первую назвали «Большой Скотленд-Ярд», а вторую — «Средний Скотленд-Ярд». Их стали использовать как правительственные здания. В 1829 году в Лондоне появилась первая полицейская служба, созданная министром внутренних дел Робертом Пилем (1788—1850). Резиденцией лондонской полиции стал тот самый комплекс зданий, который несколько столетий назад принадлежал членам шотландской королевской семьи.

С тех пор за лондонской полицией прочно закрепилось название «Скотленд-Ярд». Первые годы работы новой службы были особенно тяжелыми. Дело в том, что до 1829 года в Лондоне не существовало единой полицейской службы. Расследованием преступлений в основном занимались люди, как правило, не имевшие ни малейшего представления о тонкостях следственной работы. Каждый желающий мог стать «ловцом воров» и получить определенную плату за поимку преступника, если его вина будет доказана. Однако многие занимались этим исключительно ради наживы, личной мести или просто из жажды приключений. Неудивительно, что уровень преступности в английской столице был необычайно высок.


В ночном Лондоне мистер Икс пытается скрыться от своих преследователей.Лишь самым лучшим сыщикам Скотланд Ярда удастся окружить мистера Икс так, чтобы онпопался в их сети.

Задача мистера Икс

Задача мистера Икс - на протяжении всей игры не раскрыть свое местонахождение иостаться не пойманным.

Цель детективов

Цель детективов - обнаружить мистера Икс и попасть на ту же самую клетку игровогополя, где он скрывается.

Подготовка

Игроки решают, кто будет мистером Икс. Наш совет: для этой роли - нужныкрепкие нервы! Оставшимся игрокам достаются роли детективов.

Рапределение

Мистер Икс получает:
  • бесцветную фишку;
  • путевой лист (с вложенной бумагой);
  • карандаш;
  • бейсболку (для того, чтобы его глаза могли незаметно следить за игровым полем);
  • 4 билета на такси;
  • 3 билета на автобус;
  • 3 билета на метро;
  • 2 двойных билета;
  • черные карточки по количеству детективов, принимающих участие в игре.
  • Каждый детектив получает:
  • одну цветную фишку;
  • 10 билетов на такси;
  • 8 билетов на автобус;
  • 4 билета на метро.
  • Расположение фишек игроков.

    Для того чтобы определить стартовые пункты игроков,следует перемешать стартовые карточки и положить их на стол текстом вниз. Каждый игроквытягивает себе стартовую карточку. После этого детективы ставят свои фишки надоставшиеся им стартовые пункты.

    Внимание:

    Мистер Икс держит в тайне свой стартовый пункт и не выставляет свою фишку.

    Ход игры.

    Каждый круг игры состоит в том, что сначала мистер Икс, а затем все детективыпо часовой стрелке делают свои ходы. Для того чтобы сделать ход, каждый игрок долженотдать один билет. Мистер Икс записывает свои ходы в путевой лист, детективыпередвигают свои фишки на игровом поле.

    «шотландский двор». Чтобы понять, откуда взялось это , нужно углубиться в историю веков, в Средневековье.

    Король Англии Эдгар I Миролюбивый подарил шотландскому правителю Кеннету II часть земли в центре Лондона, рядом с Вестминстерским дворцом, при условии, что тот выстроит здесь свою резиденцию, которая будет считаться территорией Шотландии. Это было сделано для того, чтобы этот правитель, ежегодно посещая резиденцию, выказывал уважение английской короне.

    Так продолжалось вплоть до 1603 года, когда скончалась королева Елизавета I. Ее место занял шотландский правитель Яков VI, который стал королем Англии и Шотландии. Резиденция, в которой останавливались короли, когда приезжали в Англию, утратила свое первоначальное назначение. Здание стали использовать для нужд правительства Англии и поделили его на две части, «Большой Скотланд-Ярд» и «Средний Скотланд-Ярд».

    1829 - год основания Скотланд-Ярда

    В 19 веке в Лондоне была достаточно высокой. В 1829 году внутренних дел Англии Робертом Пилем была создана первая полицейская . Расположилась она в бывшей резиденции шотландских королей, почему и стала называться Скотланд-Ярдом.

    Первые годы работы полиции были очень сложными, так как не было специально обученных сотрудников. Каждый житель города мог заниматься поиском преступников. В случае, если вина пойманного доказывалась, человек, схвативший его или сообщивший о преступнике, получал денежное вознаграждение. В результате многие объявляли кого-то преступником в целях наживы, из мести или даже из жажды приключений.

    Один из первых профессионалов Скотланд-Ярда, инспектор Чарлз Фредерик Филд, был другом писателя Чарльза Диккенса. В романе «Холодный дом» Диккенс создал образ детектива Баккета, прототипом которого стал его друг Филд, а слово «детектив» прочно закрепилось и вскоре стало международным термином.

    В 1887 году английская полиция занимала более 10 зданий, расположенных близко друг к другу, поэтому было решено выделить для нее специальное помещение на набережной Виктории. Здание получило название Новый Скотланд-Ярд. К 1890 году число сотрудников полиции увеличилось уже до 13000.

    Новейшая история Скотланд-Ярда

    Число подразделений полицейской службы росло, функции и обязанности ее сотрудников все больше расширялись, поэтому занимаемое помещение перестало отвечать потребностям Скотланд-Ярда. В 1967 году английская полиция получила новое здание по адресу: Бродвей, 10. Бывшее помещение на набережной Виктории стало одним из ее подразделений. А самое первое здание, занимаемое прежде полицией, было передано Британской Армии.

    Скотланд-Ярд стал всемирно знаменит, в том числе и благодаря авторам знаменитых детективных романов. В первую очередь - Артуру Конан Дойлю, создавшему образ великого сыщика Шерлока Холмса, который вел свои расследования параллельно с сотрудниками английской полиции.

    Почему же название «Скотланд-Ярд» существует и сегодня? В этом проявляется уважение к своим традициям, историческая память англичан, их благодарность тем людям, которые создали одну из лучших полиций в мире. На сегодняшний день в Скотланд-Ярде работает более 30000 человек, успешно охраняющих безопасность и покой жителей Лондона и его пригородов.

    (The Metropolitan Police Service (MPS) ).

    Здание современного Скотленд-Ярда расположено в Вестминстере . Административные функции возложены на персонал, который базируется в Empress State Building (англ. ), а оперативное управление - на три центра Metcall (англ. ).

    Крупнейшее полицейское учреждение в Англии . В нём работают 31 тысяча офицеров, которые отвечают за территорию, равную 1606 км², и население в 7,2 млн человек, проживающих в Лондоне и окрестностях .

    История

    Название Скотленд-Ярд происходит от его первоначального местоположения на улице Большой Скотленд-Ярд (англ. ) в районе Уайтхолла . Интересны и версии происхождения названия улицы (дословно - «Шотландский двор»). По одной из них в X веке английский король Эдгар отдал шотландскому королю Кеннету участок земли рядом с Вестминстерским дворцом в Лондоне . Он потребовал, чтобы король Кеннет построил там резиденцию и посещал её ежегодно, отдавая тем самым дань уважения королевству Англии от лица Шотландии . Король Кеннет построил себе дворец и жил там всякий раз, когда приезжал в Англию. Дворец оставался владением шотландских королей и считался территорией Шотландии. Когда в 1603 году умерла королева Елизавета I , король Шотландии Яков VI стал королём Англии и Шотландии, и дворец потерял своё первоначальное предназначение. Его разделили на две части: первую назвали «Большой Скотленд-Ярд», вторую - «Средний Скотленд-Ярд». Их стали использовать как правительственные здания.

    Существуют также версии, что в Средние Века улица принадлежала человеку по имени Скотт, а также, что с этой улицы когда-то отправлялись дилижансы в Шотландию .

    К 1890 году штат Лондонской полиции вырос от первоначальных 1000 офицеров до 13000, что требовало больший административный штат и большую штаб-квартиру. Ввиду дальнейшего расширения размеров и обязанностей полиции появилась необходимость ещё более увеличить персонал, поэтому в и 1940 годах Новый Скотленд-Ярд был расширен. Этот комплекс зданий в настоящее время внесён в список сооружений, представляющих архитектурную, историческую или культурную значимость.

    Ряд защитных мер был добавлен на внешней части Нового Скотленд-Ярда в 2000 году , включая бетонные барьеры перед нижними окнами для защиты от заминированных автомобилей. Кроме того, добавлена бетонная стена около входа в здание. Вооружённые офицеры из Службы дипломатической охраны (англ. ) патрулируют фасад здания вместе с полицейской охраной.

    Скотленд-Ярд в поп-культуре

    В беллетристике и кино, слово «Новый Скотленд-Ярд» используется как метоним полиции Большого Лондона, иногда для обозначения всей полиции Соединенного Королевства .

    Многие романисты используют вымышленных детективов Скотленд-Ярда в качестве героев и героинь своих произведений: Джордж Гидеон в произведениях Джона Кризи , коммандер Адам Далглиш , созданный Ф. Д. Джеймс , инспектор Ричард Юри в произведениях Марты Гримс - самые известные примеры. Или, например, женщина-детектив Молли Робертсон-Кирк, известная как Леди Молли из Скотленд-Ярда (автор - баронесса Emma Orczy). Во многих детективных романах Агаты Кристи действуют сыщики Скотленд-Ярда, особенно в серии про Эркюля Пуаро .

    В 30-х годах XX века были распространены недорогие детективные журналы, использующие в своём названии популярный бренд: «Скотленд-Ярд», «Детективные истории Скотленд-Ярда» или «Международный детектив Скотленд-Ярда». Несмотря на названия, они больше ориентировались на аляповатые криминальные истории США.

    Скотленд-Ярд послужил названием серии низкобюджетных фильмов, снятых в -1961-х годах . Каждый эпизод представлял собой реконструкцию реальной детективной истории.

    Напишите отзыв о статье "Скотленд-Ярд"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Скотленд-Ярд

    Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице.
    – И я столько примеров знаю, что рана осколком (в газетах сказано гранатой) бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, – говорил Николай. – Надо надеяться на лучшее, и я уверен…
    Княжна Марья перебила его.
    – О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
    Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
    Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
    «Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
    Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
    «Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
    – Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
    – От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
    – Ну, хорошо, спасибо, ступай!
    Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
    – Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
    Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
    «Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
    Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
    С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
    На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

    Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
    Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
    – Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
    Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
    Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.