Объяснить детям что вода. Что такое вода? Вода в природе. Формула воды. Круговорот воды в природе

Что такое вода?

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

Расширять знания детей о воде; об её свойствах и состоянии (не имеет запаха и вкуса, принимает форму сосуда, в котором находится, бывает в трех состояниях: жидком - вода, твердом - лед, газообразном - пар).

Дать представление о круговороте воды в природе

Воспитывать бережное отношение к воде

Развивать у детей познавательные и речевые умения, познавательные интересы

Методы и приемы:

Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты)

Практический (опытный)

Словесный (беседы и рассказ воспитателя)

Предварительная работа:

Чтение рассказов и сказок познавательного характера

Опыты (превращение снега в воду, воды в лед)

Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»

Материалы и оборудование:

Панно «Кому нужна вода»

Инвентарь для опытов:

Стаканы с водой (по количеству детей)

Пустые стаканы

Соль, сахар, зеленка, марганцовка

Ложечки

Кукла Капитошка

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Капитошка. Вы знаете кто он такой? (Ответы детей).

Правильно, это герой мультфильма. А вы можете объяснить, почему его так назвали? (состоит из капелек воды). Он расскажет нам о своих путешествиях. Ребята, а давайте расскажем Капитошке, что мы знаем о воде.

Воспитатель: Ребята, что же такое вода? (ответы детей)

Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Дети наливают воду в стаканчики, переливают из одного стаканчика в другой.

Воспитатель: Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт №2 «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветна.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (ответы детей). На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка (этот опыт проделывает только воспитатель).

Воспитатель: я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик(марганцовку) и мы посмотрим что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет (ответы детей)

Вывод: Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: Как вы думаете, изменит ли вода свой цвет, если в нее добавить варенье? Попробуйте это сделать дома. А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт№3 (детям раздаются стаканы с солью или с сахаром, ложечки)

Воспитатель: Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду (ответы детей)

Вывод: Оказывается, вода, может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.

Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько всего знают дети о воде. А сейчас я предлагаю, вам, ребята сесть на стульчики и послушать, что нам расскажет Капитошка о своем путешествии.

Капитошка: Жил я когда-то в большом- большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы разыгрались, я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше и дальше, и на своем пути, я все чаще стал встречать своих братьев и сестер, нас было уже целое облако, но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я побываю и что нового увижу. И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.

Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка, за твой рассказ. Теперь ребята знают, как путешествует вода. Это происходит постоянно: вода испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорим оводе, много о ней узнали. Ребята, давайте Капитошке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с панно « Кому нужна вода»).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: А ты знаешь, Капитошка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Капитошка: А зачем ее беречь? Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Воспитатель: Ребята, а сейчас у меня для вас есть еще один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (ответы детей). Молодцы! Вода добрый друг и помощник человека. Я хочу вам прочитать стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

С нею смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Воспитание детей - дело чрезвычайно сложное и ответственное, и помимо прочего, надо рассказать им о том, почему так важно экономить потребляемые ресурсы, особенно воду. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Вам в помощь - веселые эксперименты и игры с водой, которые принесут ребенку радость и удовольствие.

Для самых маленьких. С первых месяцев жизни дети окружены разнообразными игрушками, часть которых используется в ванной. Например, желтые резиновые уточки - незаменимые друзья вашего чада время вечерних водных процедур. Забавы, связанные с купанием, помогают развивать образное мышление, успокаивают, обучают. Малыш постепенно знакомится со свойствами воды, и в этом ему могут помочь такие девайсы, как «Волшебный кран». Вода в него поступает из уже наполненной ванны, поэтому на интересные опыты по переливанию в формочки не будет потрачено ни одной лишней капли.

Чтобы минимизировать так называемый экологический след вашей семьи, покупайте игрушки с эко-маркировками, гарантирующими контроль безопасности производства и продукции. Следующий критерий экологичности игрушки - максимальный срок службы и пригодность для вторичной переработки. Важно, из чего игрушка сделана. Изготовление всех видов пластмассы и искусственных материалов требует громадного количества воды. Например, на то, чтобы сделать литровую пластиковую бутылку, уходит целых 7 литров драгоценной влаги! Поэтому самые «экологичные» игрушки сделаны из дерева, натурального каучука, льна, шерсти, хлопка.

Кстати, существуют и эко-альтернативы конкретным игрушкам, без которых современные дети уже не хотят обходиться, например, деревянные конструкторы типа Lego. Они приятнее на ощупь и гипоаллергенны. Кстати, фирма Lego и сама задумывается о том, как снизить свое негативное влияние на окружающую среду. В этом году бренд инвестировал 1 млн. долларов в разработки нового, более экологичного материала для производства деталей.

Для ребят постарше. Конечно, нужно объяснять детям, почему и как нужно экономить воду, но наглядный пример гораздо эффективнее слов. Например, чтобы показать, сколько воды утекает зря во время чистки зубов, подставляйте под открытый кран ведерко. Тогда ребенок сам убедится в том, что за полторы минуты в канализацию утекает до 10 литров. Приучите дочку или сына не только вовремя выключать воду, но и пользоваться стаканчиком для полоскания рта. Эта емкость может быть любого цвета и формы - постарайтесь выбрать что-нибудь повеселее.

Поиграйте с детьми в детективов: попробуйте вместе с ними обнаружить протечки в ванной. Чтобы выяснить, не течет ли сливной бачок унитаза, добавьте в воду пищевой краситель. Расскажите, почему нужно следить за состоянием сантехники.

Также старайтесь свести к минимуму потребление вещей. Кукол, машинки, кубики, с которыми больше никто не играет, и старую одежду передавайте знакомым, приютам, сэконд-хэндам. Объясните, что если этого не сделать, то пластиковые пупсы, формочки и другие игрушки превратятся в опасный мусор, загрязняющий водоемы.

Не стоит думать, что аквариумные рыбки или черепашки - существа в хозяйстве бесполезные, как выразилась бы героиня мультфильма про Простоквашино. Во-первых, для ребенка любое домашнее животное сродни все понимающему волшебному другу. А во-вторых, с помощью аквариума детей можно приучить заботиться о природе, сохранять ее в чистоте, а также наглядно продемонстрировать круговорот веществ в природе и работу биологических механизмов, ведь остатки жизнедеятельности рыб съедаются улитками.

Чтобы показать, как важна вода в нашей жизни, дома можно устроить мини-ферму с системой выращивания зелени - на гидропонной основе (без использования земли) или традиционным методом. Кстати, в продаже есть устройство под названием Aqua Farm, которое совмещает аквакультуру (выращивание рыб в резервуарах) и гидропонику. Рыбка поставляет растениям удобрения, а те очищают воду.

При помощи подручных средств можно объяснить, что вода - не только средство для утоления жажды и для гигиены. Например, из бутылки с водой можно сделать лампочку в хижине или в палатке. Именно так желают нуждающиеся в электричестве жители бедных стран.

Для школьников. В наши дни о бережном отношении к природе можно узнать и при помощи компьютерных и приложений. Следите за тем, какие передачи ваши дети смотрят, какие книжки листают, что загружают из Сети, и предлагайте попробовать новое. Есть и занятия для всей семьи, такие как придуманная в Петербурге настольная игра EcoLogic - этакая «Монополия», но с экологическим подтекстом: выигрыш в ней предполагается только в случае правильного баланса, за которым нужно следить постоянно. Таким образом, сам принцип игры доказывает, что сохранять окружающую среду - выгодно для всех, в первую очередь для нас самих.

Во многих школах ученикам рассказывают об экологии и экономии воды, однако такие уроки лучше дополнять интерактивом и яркими впечатлениями. В Петербурге непременно стоит отвести ребенка в , где его ждут занимательные опыты с водой, рассказ об обитателях Балтийского моря, викторины и познавательные фильмы. А еще - смотрите вместе мультипликационные ролики, в которых рассказывает все, что нужно знать о воде в природе и в быту.

Большинство населения планеты всё еще не придает особого значения и не обращает должного внимания на наличие, качество и количество воды в нашей жизни. Для тех, кому повезло жить в незасушливых районах, вода не представляет великой ценности, а вот ученые очень обеспокоены состоянием на Земле. И с каждым днем выявляют новые интересные факты о воде.

Вода в цифрах

  • Сейчас вода занимает 70% поверхности планеты, из них пригоден к употреблению человека только 1%. От всех мировых водных ресурсов - это всего 3%, из которых доступны человеку только 1,5%.
  • Почти половина всей воды, а именно 46%, находится в Тихом океане, на Атлантический океан приходится 23,9% воды, Индийскому океану досталось 20,3%, а Северному Ледовитому - 3,7%.
  • Температура, при которой замерзает равна 1,91 градуса Цельсия.
  • В одном стакане с водой находится 8 септиллионов молекул!
  • На нашей планете существует около 1330 природных видов воды. Они классифицируются по способу происхождения (талая, почвенная, дождевая) и по составу.

  • Человеку необходимо около двух литров воды в день. Вода способствует похудению: выпивая больше двух литров, мы даем возможность организму быстрее очиститься от шлаков. Вода хорошо притупляет голод, выпитая натощак или перед едой.
  • Люди, выпивающие необходимое количество воды, ежедневно меньше подвержены возникновению сердечного приступа, чем те, кто пьет мало чистой воды.
  • Без воды человек может прожить всего шесть дней.
  • Организм взрослого состоит из воды на 70%, ребенка - на 80%, плод в пятимесячном возрасте вообще на 94%!
  • За свою жизнь человек выпивает примерно тридцать пять тонн воды. А тридцать три литра воды можно вскипятить энергией человеческого тела, выделяемой за сутки.

Состояния воды

Еще нам доступна интересная информация о воде и ее состояниях.

  • Ученые нашли пять состояний жидкой воды и четырнадцать - твердой.
  • Холодная вода замерзает до льда медленнее горячей, это доказал школьник.
  • Лед плотнее, чем жидкая вода, поэтому держится на ее поверхности.
  • Самые большие запасы льда на Земле находятся на полярных "шапках".
  • В морской воде содержится белок и много других питательных веществ.
  • Медуза состоит на 99% из воды, а арбуз - на 93%.
  • мирового океана на три градуса выше температуры ближайшего к нему слоя воздуха.
  • В Азербайджане есть вода, способная гореть из-за большого количества метана в составе.
  • В ЮАР из кранов течет вода, пригодная в пищу без очистки - третья в мире по чистоте, а первое место занимает вода Финляндии.
  • Озеро в Антарктиде в одиннадцать раз соленее моря и замерзает только при -50 о С.
  • 22 марта - День мировых водных ресурсов.

Чтобы как можно дольше сохранить жизненно необходимые нам запасы воды на планете, в первую очередь, следует бережно и экономно относиться к ней самому и приучать к этому своих детей. Ребенка в любом вопросе надо заинтересовать. Проводите с малышом беседы, в которых рассказывайте ему интересные факты о воде соответственно возрасту. Все дети - максималисты, поэтому информация, начинающаяся со слов "самый, самая", обязательно вызовет интерес и отложится в памяти!

  • Самая большая капля дождя была размером 9,4 сантиметра! Такие капли падали на США.
  • Самый долгий дождь непрерывно шел в Индии почти два года!
  • Самая крупная градина весила один килограмм и два грамма! Упала она на Бангладеш.
  • Толщина тучи в небе может быть больше ее толщина может достигать шестнадцать километров!
  • Айсберг может таять целых десять лет.

Это далеко не все интересные факты о воде, тем более что с каждым днем их становится больше. Ищите, узнавайте, делайте открытия сами, чтобы мир был лучше и интереснее!

Когда ученые пытаются найти жизнь на других планетах, они часто задают вопрос: «А есть ли там вода?» Как мы знаем, без воды жизнь существовать не может. Вода — это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Она имеется в почве и в воздухе.

Виды воды

Вода имеет три основных состояния: жидкое (ее обычное состояние), твердое, называемое «лед», и газообразное, или «водяные пары».
Состояние воды зависит от ее температуры. При 0° С вода из жидкого переходит в твердое состояние, или замерзает. При температуре 100° С вода из жидкого переходит в газообразное состояние. Такой переход из видимого в невидимое состояние называется «испарение».
Почему вода играет такую важную роль в нашей жизни? Достаточно только взглянуть на нашу планету! Она на ¾ состоит из воды…

Свойства воды

Чтобы познакомиться со свойствами воды предлагаю вам поэкспериментировать с водой. Думаю, что это будет очень интересно детям и взрослым.


(взято из книги Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет)


  • Спросите перед опытом «Какого вкуса вода?» После этого дайте ребенку попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

  • Похожий опыт проведите со свойством запаха воды. Сначала дайте понять ребенку, что вода не имеет запаха. А потом добавляйте в воду запахи (ваниль, уксус, валерьяна и т.д.) и давайте нюхать ее ребенку. Вывод – вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее добавлены.

  • Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли воды и падает вниз. Спросите: «Зачем накрывают пищу крышкой?» Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце.

  • Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложите нижний конец к тазику, а верхний закрепите, чтобы он не падал. Лейте воду на желобок небольшой струей. Если в желоб положить камешки, то вы сможете добиться эффекта журчащих струек.

  • Возьмите пластиковую бутылку (лучше объемом в 2 литра), отрежьте дно. В пробке проделайте отверстие, вставьте в нее гибкий шланг от капельницы (длинной не менее 30 см). Заделайте отверстие герметически (можно пластилином), чтобы оно не протекало. Налейте в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А теперь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках весело забил самодельный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем в трубке.

  • Возьмите 2 листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.



Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Круговорот воды в природе



Посмотрите мультфильм и попробуйте понять, как путешествует вода.



Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.


Что может быть в прозрачной капельке воды?
Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы
И в микроскоп ты рассмотри его.
И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?
Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет.

Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянии полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Начните разговор с ребенком издалека. Мол, вода – это природная жидкость, дающая жизнь всему живому. Мы все существуем только за счет воды. Она составляет минимум 60 % тела человека и покрывает 2/3 земного шара. Без воды организм проживет не более трех дней. В общем, вода – это очень важно. Свойства воды: она может быть в жидком, газообразном и твердом состоянии. Сегодня мы исследуем свойства воды в самом привычном состоянии – жидком. Кстати, этот опыт ребенок от 5 лет способен провести самостоятельно от начала до конца. Тем, кто помладше, понадобится помощь мамы на начальном этапе. Но все равно лавры первооткрывателя достанутся, конечно же, малышу независимо от возраста. Итак, что нам надо: пластиковый стаканчик, вода, белая бумажная салфетка, цветные фломастеры, ножницы.

Опыт для детей

1. Наливаем в стаканчик воду – примерно на 1/3. Вырезаем из салфетки полоску длиной примерно 10–12 см и шириной 2–3 см. С ней и будем работать дальше.

2. Наносим на бумажную полоску разноцветные широкие штрихи в ряд, плотно друг к другу – красный, оранжевый, синий, зеленый, желтый… Можно в любом порядке, конечно.

3. Опускаем бумажную полоску в стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.

4. Вода моментально начнет подниматься по салфетке, смачивая ее. И по полоске вверх начнет растекаться, как бы растягиваясь, радужный след. Очень красиво!

Объяснение эксперимента для детей

Сначала происходит смачивание бумаги – явление взаимодействия жидкости с поверхностью твердого тела. Притяжение между молекулами воды слабее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Жидкость стремится увеличить площадь соприкосновения и в итоге прижимается к поверхности твердого тела (в данном случае бумаги), растекаясь по ней. Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры (как у растений) для движения вверх.