Манас. История происхождения и толкование имени манас

История эпоса

Первые упоминания об эпосе относятся к XVI веку . Они содержатся в полуфантастическом сочинении Маджму ат-Таварих, где Манас показан как историческое лицо, действующее вместе с реально существовавшими Тохтамышем , хорезмшахом Мухаммедом и т. д. Научное исследование эпоса началось в XIX веке Ч. Валихановым и В.Радловым . Полностью запись текстов трилогии «Манас» осуществлялась с 1920 по 1971 год. Среди переводчиков эпоса на русский язык - С. Липкин , Л. Пеньковский, М. Тарловский и др. Английский историк Артур Томас Хатто (Arthur Thomas Hatto) считает, что Манас был

Эпос делится на 3 части: собственно «Манас», «Семетей» и «Сейтек». Основное содержание эпоса составляют подвиги богатыря Манаса.

После смерти кыргызского хана Ногоя старые враги кыргызов китайцы , воспользовавшись нерешительностью его преемников, захватывают земли кыргызов и вытесняют их из Ала-Тоо . Потомки Ногоя изгоняются в отдалённые края. Оставшиеся попадают под жестокий гнёт захватчиков. Младший сын Ногоя Жакып изгоняется на Алтай , и многие годы вынужден прислуживать алтайским калмакам. Занимаясь хлебопашеством и работая на золотых рудниках, ему удается разбогатеть. В зрелом возрасте Жакып становится владельцем неисчислимого количества скота, но его душу гложет обида на то, что судьба не дала ни одного наследника. Он печалится и молит всевышнего о жалости, посещает святые места и приносит жертвы. Наконец, после чудесного сновидения его старшая жена зачала ребёнка, спустя девять месяцев она родила мальчика. В этот же день в табуне Жакыпа появляется на свет жеребёнок, которого он предназначает своему новорождённому сыну .

Рождение Манаса на почтовой серии Кыргызстана

Жакып на радостях устраивает большой пир и называет мальчика Манасом. С детских лет в нём проявляются необычные качества, он отличается от всех своих сверстников необычайной физической силой, озорством и щедростью. Слава о нём разносится далеко за пределы Алтая. Живущие на Алтае калмаки спешат сообщить китайскому хану Эсенкану весть о том, что у непокорных кыргызов появился батыр , которого, пока он ещё не возмужал, следует захватить в плен и уничтожить. Эсенкан отправляет к кыргызам своих лазутчиков, переодетых в торговцев, и дает задание пленить Манаса. Они застают юного богатыря во время игры в ордо и пытаются захватить его. Манас вместе со своими сверстниками захватывает лазутчиков, все добро каравана раздает простому люду.

Манас вступает в неравную битву с уйгурами и одерживает победу. В этой битве неоценимую помощь ему оказывает хан кыргызского племени катаганов батыр Кошой. Один из побеждённых уйгурских правителей Кайыпдан отдает Манасу свою дочь Карабёрык, которая сама выражает желание стать женой батыра .

По предложению Кошоя, Манас решает вернуть народу родные земли Ала-Тоо , захваченные противниками кыргызов . Собрав войско, он вступает в битву и побеждает. Кыргызы принимают решение перекочевать с Алтая на свои исконные земли. Манас со своим родом размещается возле священных чёрных гор Азирет.

Старый враг кыргызов - китайский хан Алооке, принимает решение остановить экспансию кыргызов и начинает готовиться к походу. Узнав об этом, Манас срочно выступает в поход со своими сорока дружинниками. Он легко рассеивает войско врагов и захватывает ставку хана Алооке. Видя решительность и отвагу богатыря Манаса, Алооке решает заключить с кыргызами мир и, в знак признания покорности, отдает Манасу своего сына Бооке.

В это время на южных рубежах усиливается противостояние кыргызских родов с афганским ханом Шоруком. Собрав войско, Манас вступает в битву. Побежденный афганский правитель заключает с кыргызами дипломатический брачный союз , выдав свою дочь Акылай за Манаса и отправив вместе с ней сорок её прислужниц.

Богатырь Алмамбет

Отдельная сюжетная ветвь эпоса повествует об истории богатыря Алмамбета. Она охватывает события, начиная от момента его рождения до прихода его к Манасу. Отец Алмамбета Соорондук являлся одним из крупных китайских полководцев. Долгое время он был бездетным, и, достигнув зрелого возраста, наконец, обретает сына. Алмамбет с детских лет постигает науки, овладевает искусством магии и колдовства и становится отважным воином. Рассудительность, честность, отвага делают его знаменитым. В юном возрасте Алмамбет становится преемником своего отца, возглавив все войска китайской армии. Однажды, во время охоты, он встречает казахского хана Кёкчё, который посвящает его в тайны исламского вероучения. Алмамбет признает преимущества этой веры и решает принять ислам. Вернувшись домой, Алмамбет призывает своих родственников обратиться в новую веру. Ни родители, ни родственники не хотят слушать Алмамбета. Соорондук приказывает арестовать сына, отказавшегося от веры предков. Сбежав от китайцев, Алмамбет находит убежище у Кёкчё и остается жить с казахами . Щедрость, разумность и справедливость Алмамбета способствуют укреплению его славы. Но джигиты хана Кёкчё ревностно относятся к новому приближённому своего правителя. Они пускают ложный слух о близости Алмамбета и супруги хана Кёкчё Акерчек. Не вынеся клеветы, Алмамбет покидает Кёкчё.

И вот богатырь случайно встречает Манаса, выехавшего на охоту со своими сорока джигитами . Манас уже давно был наслышан об Алмамбете и поэтому встречает его с почестями, устраивает в честь него пир. Манас и Алмамбет становятся побратимами.

Поскольку прежние жёны Манаса - Акылай и Карабёрык не были взяты им по обряду, богатырь требует, чтобы его отец Жакып исполнил свой отеческий долг и подыскал для него подходящую супругу. После долгих поисков Жакып прибывает к хану Атемиру в Хиву, где ему приглянулась дочь хана Санирабига. Жакып сватает её, выплачивает богатый выкуп-калым, и Манас по всем правилам берёт в жены Санирабигу. Кыргызы нарекают супругу Манаса именем Каныкей, что означает «вышедшая замуж за хана». Сорок джигитов Манаса женятся на сорока девушках , приехавших вместе с Каныкей. Алмамбет берет в жены дочь покровителя диких горных животных, волшебницу Арууке.

Красавица Каныкей

Узнав о Манасе, к нему решают вернуться родственники, находившиеся в изгнании далеко на севере. Это дети старшего брата Жакыпа - Усёна, прожившие долгие годы среди чужого народа, взявшие себе жен из калмаков и забывшие обычаи и нравы своих предков. Среди калмаков их прозвали Кёзкаманами.

В это время Манас вынужден отправиться на помощь к батыру Кошою. Афганский хан Тюлькю, воспользовавшись отсутствием Кошоя, совершает набег на племя катаганов и убивает сына кыргызского богатыря. Но младший брат Тюлькю, Акун, решает избежать кровопролития и улаживает вспыхнувшую между кыргызами и афганцами распрю. Тюлькю признает вину, выплачивает выкуп за убийство сына Кошоя и уступает свой престол Акуну. Манас и Акун заключают договор о дружбе и договариваются, о том, что их дети, в том случае, если у них родятся мальчик и девочка, будут обручены. Кроме этого сын кыргызского хана Кёкётёя (поселившегося в Ташкенте после изгнания Пануса), Бокмурун выражает желание взять в жены дочь Тюлькю по имени Канышай. По совету Манаса, Бакай едет со сватовством к Тюлькю и совершает все положенные обряды.

Во время отсутствия Манаса прибывают Кёзкаманы. Каныкей с радостью встречает родственников мужа, одаривает их по обычаю всем необходимым для ведения хозяйства. Вернувшийся из похода Манас устраивает пир в честь своих родственников. Он наделяет их землёй, дарит скот и различную утварь. Несмотря на такой радушный прием, завистливые Кёзкаманы устраивают заговор против Манаса. Они решают отравить батыра, занять престол и овладеть всем имуществом Манаса. Кёзкаманы находят удобное время, чтобы заманить к себе батыра вместе с его дружиной в гости. Возвратившись после очередного похода, Манас с радостью принял приглашение. В пищу батыра и его дружинников подмешивают яд. Уцелевший Манас отпаивает всех своих дружинников и возвращается в ставку. Кёзкаманы ищут виновных в неудаче, между ними вспыхивает ссора, все они пускают в ход ножи и гибнут .

Славный кыргызский хан Кёкётёй, достигнув преклонного возраста, покидает белый свет. Оставив своему сыну Бокмуруну завещание с наставлениями о том, как совершить погребение и как устроить все посмертные обряды, также он завещает обратиться за советом к Манасу. Похоронив Кёкётёя, Бокмурун три года готовится устроить тризну. Манас берет в руки всё управление тризной Кёкётёя. На тризну прибывают многочисленные гости из самых дальних стран. Бокмурун выставляет богатые призы победителям различных состязаний. Ряд кыргызских старейшин и ханов отдельных родов выражают недовольство тем, что Манас единолично распоряжается ходом тризны. Они собирают совет и решают, открыто высказать свои требования. Но заговорщиков усмиряет старец Кошой. Он уговаривает их не затевать ссоры при многочисленных гостях, среди которых есть давние враги кыргызов, и обещает заговорщикам усмирить Манаса после тризны.

Спустя год заговорщики требуют от Кошоя, чтобы он возглавил их посольство к Манасу и помог им сместить своенравного правителя. Кошой, сославшись на возраст, отказывается идти на поводу у заговорщиков. Тогда они решают отправить к Манасу гонцов известить о том, что все знатные главы кыргызских родов собираются навестить его как гости. Их замысел заключался в том, чтобы, придя к Манасу многочисленной группой, заставить его совершить какой-либо промах в ритуале гостеприимства, затеять ссору и выставить затем требования отказаться от титула хана. Манас выражает согласие принять знатных гостей со всей их многочисленной свитой. Прибывших гостей встречают сорок дружинников и размещают всех прибывших по своим юрта и аилам. Увидев такое единство дружинников и убедившись в непоколебимости власти Манаса, кыргызские ханы понимают, что попали в неловкую ситуацию. На вопрос Манаса о цели их прибытия никто не решается ответить что-либо вразумительное. Тогда Манас сообщает им, что до него дошла весть о готовящемся против кыргызов походе . Китайский хан Конурбай, затаивший злобу за прежние поражения, собирает многотысячное войско, чтобы вновь подчинить себе кыргызов. Манас призывает кыргызских ханов упредить врага и самим выйти в поход, объединёнными силами разгромить врага на его территории и прекратить всякие попытки завоевать кыргызов. Ханы вынуждены принять предложение Манаса. Ханом всех кыргызов на период великого похода избирается Бакай, а Алмамбет становится главным полководцем кыргызского войска. Он ведет их к столице китайцев Бейджину.

Манас готовится к походу

Пройдя долгий и трудный путь, кыргызское войско достигает границ китайского государства. Оставив войско на привале, Алмамбет, Сыргак, Чубак и Манас отправляются на разведку. Проникнув вглубь территории врага, они угоняют многочисленные табуны. Китайские отряды устремляются в погоню за угонщиками. Завязывается битва, кыргызам удается разбить и рассеять многотысячное вражеское войско. Китайцы выплачивают им дань и заявляют о желании заключить мир . Манас великодушно решает пощадить Конурбая и остальных китайских вельмож. Но Конурбай не мог смириться с поражением и по одному убивает лучших кыргызских батыров. Погибают Алмамбет, Чубак и Сыргак. Тайно проникнув в боевую ставку Манаса, Конурбай наносит богатырю смертельную рану, ударив его в спину копьем, когда безоружный батыр совершал утренней молитвы багымдат намаз . Вернувшись на родину, Манас не может оправиться от раны и умирает. Каныкей хоронит богатыря в кумбезе. Трагическая концовка первой части трилогии достигает реалистичной достоверности. В предсмертном завещании Манаса говорится о родоплеменных распрях, ослаблении мощи объединённого Манасом кыргызского народа. Рождение сына Манаса - Семетея уже предопределяет в будущем отмщение за поражение отца. Так возникла вторая, идейно и сюжетно связанная с первой частью поэма, посвящённая жизнеописанию и подвигам сына Манаса Семетея и его сподвижников, которые повторяют героизм своих отцов и добиваются победы над иноземными захватчиками.

Не проходит и сорока дней после смерти Манаса, как Жакып начинает требовать, чтобы Каныкей была отдана в жёны одному из сводных братьев Манаса. На место Манаса приходит его сводный брат Кобеш, который притесняет Каныкей и стремится уничтожить младенца Семетея. Каныкей вынуждена бежать с младенцем к своим родственникам. Семетей растёт, не ведая о своём происхождении. Достигнув шестнадцатилетнего возраста, он узнаёт о том, что является сыном Манаса и выражает желание вернуться к своему народу. Он возвращается в Талас , где находилась ставка его отца. Враги Манаса, среди которых были сводные братья Абыке и Кобеш, а также предавшие его дружинники погибают от руки Семетея. Батыр женится на Айчурёк, с которой был помолвлен ещё до рождения, по обещанию Манаса. Он совершает набеги на китайскую территорию и в единоборстве убивает Конурбая, отомстив ему за смерть отца. Семетея предает Канчоро, вступивший в сговор с врагом Кыясом. Получив смертельное ранение от Кыяса, Семетей внезапно исчезает. Его преданный соратник Кюлчоро попадает в плен, а Айчурёк становится добычей врагов. Предатель Канчоро становится ханом. Айчурёк ждет ребёнка Семетея, но об этом никто не догадывается.

Героическая поэма «Семетей» - наиболее часто исполняемый цикл трилогии. Мужественные герои поэмы также становятся жертвами несправедливости, но виновниками их гибели оказываются не иноземные захватчики, а внутренние враги.

Эпическому повествованию о борьбе против внутренних врагов посвящена третья часть «Манаса» - «Сейтек». Она повествует о богатыре Сейтеке, внуке Манаса и является логическим продолжением предшествующих частей. В этой части присутствует та же идейная основа, связанная с желанием сохранить единство народа, избавиться от внешних и внутренних врагов и добиться мирной жизни. Сюжетную основу эпоса «Сейтек» составляют следующие события: воспитание Сейтека в стане врагов отца, не знающего о своем происхождении, возмужание Сейтека и раскрытие тайны его происхождения, изгнание врагов и возвращение Семетея к своему народу, объединение народа и наступление мирной жизни. В образах Семетея и Сейтека отражено стремление народа сохранить легенды о Манасе в героической жизни его потомков.

Манасоведение

В филателии

Памятники

Влияние

  • Университет «Манас» - название университета в городе Бишкек .
  • Астероид 3349 Манас открыл советский астроном Николай Степанович Черных в 1979 году.
  • Манас - опера, написанная композитором Абдыласом Малдыбаевым .
  • Манас - озеро в Китае .
  • Манас - озеро в Горном Алтае .

Примечания

Ссылки

  • Кыргызский эпос «Манас». Прозаический и стихотворные варианты эпической трилогии, текст эпоса на кыргызском языке
  • Б. М. Юнусалиев .
  • МАНАС в словаре Yoga Vedanta Dictionary:
    ум; мыслительная …
  • МАНАС в Словаре йоги:
    (Manas) Орган действия разума, внутренний инструмент (Антахкарана, см.), способный создавать и изменять объективные предметы. Он представляет …
  • МАНАС в Словаре терминов Йоги и веданты:
    - ум; мыслительная …
  • МАНАС в Кратком религиозном словаре:
    Одно их основных понятий древне-индийской философии - ум в самом широком смысле этого слова, включающий все ментальные проявления. Манас, в …
  • МАНАС,
    КАМА (Санскр.) Букв., "ум желаний". У буддистов это шестой из Чадаятаны (см.) или шести органов познания - потому высший из …
  • МАНАС в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) Букв., "ум", ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним Махата. …
  • МАНАС в Большом энциклопедическом словаре:
  • МАНАС
    эпос киргизского народа. Содержит свыше полумиллиона стихотворных строк. Народ в течение веков сохранял эпос в устной форме. Первые дореволюционные записи …
  • МАНАС Р., ЧЖУНГАРИЯ
    в верховьях Хуста, или Хосутай, самая значительная из р. Чжунгарии. Хуста берет начало с фирновых полей, сползающих с южн. склона …
  • МАНАС Р., ДАГЕСТАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    речка в Дагестане. Во время Кавк. войн (см. соотв. статью), 19 дек. 1819 г., расположившееся у этой речки большое скопище …
  • МАНАС ГОРН. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    величественная горная группа и вершина в Таласском Алатау (зап. Тянь-Шань), свыше 16000 фт. над уровнем моря. М. находится в верховьях …
  • МАНАС в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАНАС в Энциклопедическом словарике:
    киргизский героический эпос. Вобрал предания о происхождении киргизов и их переселении с Алтая на Тянь-Шань, о подвигах богатыря Манаса и …
  • МАНАС
    "МАН́АС", эпос кирг. народа; повествует о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека, совершённых во имя защиты отечества. …
  • МАНАС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАН́АС, р. на С.-В. Индии и в Бутане (истоки в Китае), прав. приток Брахмапутры. Ок. 500 км. Пл. басс. ок. …
  • МАНАС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Киргизский …
  • МАНАС в словаре Синонимов русского языка.
  • МАНАС
    река на северо-востоке Индии и в Бутане (истоки в Китае), правый приток Брахмапутры. Ок. 500 км. Площадь бассейна ок. 38 …
  • «МАНАС» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    эпос киргизского народа; повествует о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека, совершенных во имя защиты отечества. Исполняется …
  • МАНАС (РЕКА В КИТАЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    река на западе Китая, самая значительная на северном склоне Восточного Тянь-Шаня. Берёт начало из ледников и снежников массива Ирен-Хабырга. В …
  • АГНИ ЙОГА ИЛИ ЖИВАЯ ЭТИКА, УЧЕНИЕ ЖИЗНИ в Новейшем философском словаре:
    религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. изложена в …
  • ОСТАНОВКА УМА в Словаре йоги:
    (Steadiness of Mind) Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно: (1) …
  • АТМА-ЙОГА в Словаре йоги:
    (Atma-yoga) Согласно "Бхагавад-Гите", это йога, в практике которой исчезает автоматизм низшего ума (читты), и низший ум становится управляемым; …
  • ЯХО в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Евр.) Фюрст показывает, что это то же, что греческое Иао. Яхо есть древнесемитское и очень мистическое имя верховного божества, тогда …
  • ХАЙ-Я в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Евр.) Один из метафизических "Принципов" человека. Восточные оккультисты делят человека на семь таких принципов; Западные каббалисты, как известно, только на …
  • ИЕХИДА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Евр.) Букв., "Индивидуальность"; эзотерически, высшая индивидуальность или Атма-Буддхи-Манас, когда объединены в одно. Эта доктрина содержится в "Халдейской Книге Чисел", которая …
Артистичность вашей натуры предполагает определенную притязательность в одежде. Вам нравится украшать себя. Для этого Вы используете драгоценности, необычные, бросающиеся в глаза аксессуары, всевозможные стилистические изыски. Что ж, это вполне соответствует Вашему дружелюбному, открытому характеру. Важно только соблюдать меру, не впадать в крайности, поскольку граница между яркостью и вульгарностью довольно эфемерна.

Совместимость имени Манас, проявление в любви

Любовь для вас является насущной, каждодневной необходимостью, порой неосознанной. Поэтому в Вашем отношении к партнеру преобладает нежность, часто довольно обременительная, и заботливость, порой граничащая с навязчивой угодливостью. Однако Вы пребываете в непоколебимой уверенности, что все делаете правильно и требуете адекватной, с Вашей точки зрения, реакции на свои поступки - благодарности и восхищения. Манас, Вы легко уязвимы, мнительны и обидчивы, часто приходите в состояние раздражения без видимых причин. При длительном отсутствии партнера «в пределах досягаемости» Вас посещает ощущение заброшенности, неуверенности в том, что Вы счастливы. Все, что Вам на самом деле нужно – это найти человека, которому будут по душе и Ваша трогательная привязчивость, и Ваша самоотверженная преданность. Тогда союз будет длительным и гармоничным.

Мотивация

Вас привлекает красота и гармония во всех проявлениях. Поэтому первоосновой Ваших душевных устремлений является желание сохранить их вокруг себя. Следовательно, любые действия, результатом которых может стать нарушение привычного порядка вещей – противны Вашей природе.

Но и «воевать» с тем, кто пытается создать такой дисбаланс, Вы не станете. «Худой мир» для Вас всегда «лучше доброй ссоры», а значит, врага следует превратить в друга, проявив такт и дипломатичность.

И нет ничего удивительного в том, что друзей у Вас много, а врагов практически нет. Вы всегда способны не только найти компромиссное решение, но и «разбудить лучшие чувства» в человеке, настроенном негативно по отношению к Вам.

Однако просто знать, как следует поступить в той или иной ситуации – это еще не выбор. Мнение необходимо подкреплять действием. И вот тут Вас часто подводит Ваша нерешительность. Это не робость и не боязнь последствий. Просто колебания в процессе поиска наилучшего варианта. Жизненный опыт поможет от них избавиться.



Как нам всем стало известно, в понедельник президент провел пресс-конференцию. Сейчас общественность подробно это обсуждает. Ну а мы посчитали правильным остановиться на некоторых словах нашего верховного правителя. Так как он необдуманно говорил, не уточняя у тех, кто слышит и видит его, сделал ряд новых «открытий» о светлом человеке Манасе, затем сделал особый упор на газету «Учур», прямо назвав имя нашего редактора Аслана Сартбаева, и натравил на нас силовые структуры для принятия соответствующих мер. Если вспомните, то на пресс-конференцию верховного правителя журналистов газеты «Учур» не пустили. Ну а прошедшие источники информации истолковали это по-разному.

«Правоохранительные органы должны начать заниматься прессой, которая разжигает межнациональную рознь»

Отвечая на вопросы, глава государства привел в пример мать Манаса, которая была булгарской царевной. По его словам, в конце концов, Манаса и его сына убили сами кыргызы.

«Когда меня спрашивают, кто главный враг кыргызов, я говорю, что наш главный враг - кыргызы, которые когда-то убили Манаса».

А.Атамбаев отметил, что в Кыргызстане тоже надо начинать с ними бороться.

AKIpress

Аламазбек Атамбаев: «Главные враги кыргызов - сами кыргызы»

Еще со времен Манаса были подобные обвинения, - начал свой ответ президент. - Ведь его мать была булгарской царевной, на берегах Волги было такое государство. Жена тоже не кыргызка. Как видите, такие «учуровцы», которые, кстати, назвали Жаныша Бакиева «Человеком года», были и тогда. Увы, зависть характерна для нас, считаем себя умнее всех, предсказываем погоду за год вперед. Это беда нашей страны. Когда у меня спрашивают, кто главный враг кыргызов, я говорю, что сами кыргызы.

“Вести.kg”

Нас заинтересовало то, что рассказал наш верховный правитель о Манасе. Так как у всех в памяти сохранилось, что после апрельских событий на собраниях государственного уровня Алмаз Шаршенович много говорил: «Наш отец Манас говорил: «Воспитывал я коршуна и сделал из него ловчую птицу, собрал я разноплеменных людей и сделал из них народ». Мы объединенный народ. «Кыргыз» означает не «сорок девушек», а «сорок племен», «сорок народов»». Как только наша газета написала, предоставив четкие доказательства, что наш отец Манас не «воспитывал коршуна, не собирал разноплеменных людей», то сразу отрицались слова, которые вредили национальному сознанию народа. Однако после этого верховный правитель Атамбаев не перестал переиначивать смысл эпоса «Манас». Когда в России открывали памятник Манасу, он сказал, что наш отец является этническим россиянином. Мы назвали место, где проживали предки нашего милосердного отца, основываясь даже на страницы из вариантов С. Орозбакова и С. Каралаева. Он не остановился, сеяние раздора продолжилось. Не прошло много времени, как под сомнение начали ставить геройство Чубака, его национальность. Для точности приведем слова самого Атамбаева: «Вы знаете Алманбета и Чубака, говорят ведь: «Почему ты, Алманбет, будучи китайцем, возглавляешь наш народ?» На что Алманбет отвечает: «Эй, Чубак, ты сам откуда пришел? С Лобнора». Ведь это означает, что он пришел из Тибета…». Верховный правитель не остановился на этом: «Вот кто возглавляет ту же Большую Битву? Ведь не Манас ата? А Алманбет возглавлял…» - говорил он, отрезав голову змеи. Но мы все это упорядочили, ссылались на эпос «Манас» и уточнили это. После этого наш верховный правитель полгода не говорил о Манасе. Увидев это, мы, народ, уважающий Манаса, чтущий Милосердного, немного успокоились. Однако привычка есть привычка, вчера снова говорил о происхождении нашего отца Манаса, сделав национальность его матери Чыйырды булгаркой. Еще хуже и огорчительнее, что он навесил тяжелую вину на свою нацию: «Манаса ата убили кыргызы». После того как это услышали, мы ломали голову: какой же вариант Манаса он прочел перед этим? Так как в классических вариантах, которые знаем мы и наш народ, Манас был убит от стрелы или пули китайского хана Конурбая. Или Алмазбек Шаршенович нашел в Академии наук вариант, который народ не читал? В голову приходит мысль о том, что этот человек, который переиначил национальность Чыйырды, вошел в группу «Жайсанчы» и сильно поверил в написанное Бубу Мариям. Хочется сказать, что в этой книжонке, написанной теми, кого «озарило», говорится, что бабушка Манаса по линии отца была «женщиной легкого поведения» индианка Парвати, «прошедшая через все руки». Конечно, мы не знаем, кто заливает верховному правителю, доводя неверную информацию о нашем предке Манасе, нанося вред корням нации. Однако когда сомневаются в имени нашего Милосердного отца, то нашей задачей является не сидеть сложа руки, а сказать об этом. На этот раз, надеясь на то, что это будет доступным, мы решили кинуть в ответ на мысли и рассуждения нашего верховного правителя мнение тех, кто живет в мире Манаса, до мелочей знает эпос «Манас», хорошо знающих его людей . А делать из этого выводы пусть будет делом псевдонационального характера Алмазбека Шаршеновича!

  1. Национальность матери Манас ата Чыйырды булгарка?
  2. Убили ли кыргызы нашего предка Манаса?

Адбдылдажан Акматалиев, академик:

  1. - Это ведь эпос, если мы будем его исследовать и изучать, то кыргызов не останется.
  2. - Манаса убили не кыргызы, а Конурбай.

Кадыркул Даутов, кандидат филологических наук:

  1. Я не слышал и не читал, что Чыйырды была булгаркой. Она дочь кыргызов.
  2. Манас встречает смерть не от рук кыргызов, а от рук китайцев-калмаков.

Советбек Байгазиев, доктор филологических наук:

  1. - Неправильно говорят, что национальность матери Манас ата булгарка. Мы должны исходить из классического варианта «Манаса». В нем мать Манаса Чыйырды. Первое имя Шакан. Сама она чистая кыргызска. Были и моменты ее обращения к своему сыну Манасу: «Наш кыргызский народ, наша кыргызская земля». Есть и место, когда она говорила Манасу: «Калмаки разрезали животы кыргызских матерей, опасаясь рождения одного сына у кыргызов. Мы, кыргызы, виделии много жестокости». Только от этих слов ясно видно, что Чыйырды была кыргызкой. А слова, что Чыйырды другой национальности, являются словами тех, кто мистифицирует Манаса: «Мы писали со слов Духа, сошедшего с небес». В тексте такого нет.
  2. - Манаса убили не кыргызы. В классическом тексте первого варианта Конурбай обманул, предложив «соревнование», говоря современным языком, отвез в свою резиденцию и ударил его у входа топором. Во втором варианте Манас ранен от рук Конурбая во время Большой Битвы, которая увеличивается и ухудшается, пока он приходит в Талас. Все приходят во главе с Кошоем. Он озвучивает свое наставление и умирает. Вообще, правильно это. Конечно, по приказу Эсенкана Козкаман приходит и дает яд. Однако он не умер.

Курманбек Абакиров, кандидат филологических наук:

  1. - В фольклорных произведениях таким вещам придают небольшое значение. «Жайсанчы» все же называют это основой и превращают названия мест, рек и людей в историю, сравнивая с тем, что они, взяв с небес, написали, растягивают, изменяют и хотят разрушить. Затем я слышал, что недавно президент был в Москве, организовал конференцию по «Манасу» и привел с собой группу «жайсанчы». Если это так, то это очень плохой синдром.
  2. - Манас умер от рук внешних врагов. Кыргызы не убивали.

Садык Алахан, кандидат филологических наук:

  1. - Я не знаю, была ли мать Манаса булгаркой, я такого не читал. Наверное, все это выдумывают «жайсанчы». Если это говорят вышестоящие власти, то Каныбек Иманалиев дошел до них. Я понимаю это как его слухи.
  2. - Нашего отца Манаса убили не кыргызы, а Конурбай. В одном варианте он убивает копьем. В другом варианте он ранен от пули. В обоих вариантах он умирает от рук людей других национальностей. Ну а по варианту «Жайсанчы» наш Манас ата снимает свою верхнюю одежду, уходит в медитацию и умирает.

Рысбай Исаков, манасчи:

  1. У Саякбая есть место, где говорится, что старший брат Чыйырды (в некоторых местах говорится, что младший брат) Жамгырчи был булгарским ханом. Наверное, из-за этого появляются такие речи о булгарской национальности. В некоторых местах говорится, что она из ногай-татар. Например, иногда говорят, что и Кыз Сайкал была из калмаков, а иногда пишут, что она из нойгутов. Конечно, Манас объединил многие народы. По варианту Сагынбая, в Большой битве участвовали тяжелые руки из тридцати земель. Это говорит о том, что было три миллиона солдат. Вообще, даже манасчи иногда ошибаются, нельзя воспринимать это как точную информацию.
  2. - По варианту Саякбая Каралаева Манас ранен от копья Конурбая, рана ухудшилась и он умер. По варианту Сагынбая Орозбакова нашего предка Манаса убил лучник Кыянкуу, выстрелив ему в лоб.

Талантаалы Бакчиев, манасчи, кандидат филологическихнаук:

  1. - Мать Манаса Чыйырды была дочерью кыргыза. Нельзя же постоянно передергивать. Ведь в Советское время шла политика интернационализации, сейчас это снова пробуждают, говоря: «Мы многонациональны». Да, в подчинении у нашего отца Манаса среди его сорока воинов были и другие национальности. В то время говорили не «национальность», а «народ». Среди них были и манжуты, и калмаки, и кыргызы. Но неправильно говорить, что Чыйырды была дочерью булгаров или татаров. Честно говоря, тогда не было и запаха татаров.
  2. - Это, конечно, можно понимать в переносном смысле. Если на пиру у Эр Тоштука двенадцать ханов не вышли вместе против Манаса, то, возможно, Манас и не вступил в Большую Битву. Чтобы не возникла гражданская война, он направил внутреннюю силу на внешних врагов. Затем, поступок шести стервецов, таких единокровных братьев, как Абыке, Кобош, проступок Козкаманов привели к этому.

История эпоса

Первые упоминания об эпосе относятся к XVI веку . Они содержатся в полуфантастическом сочинении Маджму ат-Таварих, где Манас показан как историческое лицо, действующее вместе с реально существовавшими Тохтамышем , хорезмшахом Мухаммедом и т. д. Научное исследование эпоса началось в XIX веке Ч. Валихановым и В.Радловым . Полностью запись текстов трилогии «Манас» осуществлялась с 1920 по 1971 год. Среди переводчиков эпоса на русский язык - С. Липкин , Л. Пеньковский, М. Тарловский и др. Английский историк Артур Томас Хатто (Arthur Thomas Hatto) считает, что Манас был

Эпос делится на 3 части: собственно «Манас», «Семетей» и «Сейтек». Основное содержание эпоса составляют подвиги богатыря Манаса.

После смерти кыргызского хана Ногоя старые враги кыргызов китайцы , воспользовавшись нерешительностью его преемников, захватывают земли кыргызов и вытесняют их из Ала-Тоо . Потомки Ногоя изгоняются в отдалённые края. Оставшиеся попадают под жестокий гнёт захватчиков. Младший сын Ногоя Жакып изгоняется на Алтай , и многие годы вынужден прислуживать алтайским калмакам. Занимаясь хлебопашеством и работая на золотых рудниках, ему удается разбогатеть. В зрелом возрасте Жакып становится владельцем неисчислимого количества скота, но его душу гложет обида на то, что судьба не дала ни одного наследника. Он печалится и молит всевышнего о жалости, посещает святые места и приносит жертвы. Наконец, после чудесного сновидения его старшая жена зачала ребёнка, спустя девять месяцев она родила мальчика. В этот же день в табуне Жакыпа появляется на свет жеребёнок, которого он предназначает своему новорождённому сыну .

Рождение Манаса на почтовой серии Кыргызстана

Жакып на радостях устраивает большой пир и называет мальчика Манасом. С детских лет в нём проявляются необычные качества, он отличается от всех своих сверстников необычайной физической силой, озорством и щедростью. Слава о нём разносится далеко за пределы Алтая. Живущие на Алтае калмаки спешат сообщить китайскому хану Эсенкану весть о том, что у непокорных кыргызов появился батыр , которого, пока он ещё не возмужал, следует захватить в плен и уничтожить. Эсенкан отправляет к кыргызам своих лазутчиков, переодетых в торговцев, и дает задание пленить Манаса. Они застают юного богатыря во время игры в ордо и пытаются захватить его. Манас вместе со своими сверстниками захватывает лазутчиков, все добро каравана раздает простому люду.

Манас вступает в неравную битву с уйгурами и одерживает победу. В этой битве неоценимую помощь ему оказывает хан кыргызского племени катаганов батыр Кошой. Один из побеждённых уйгурских правителей Кайыпдан отдает Манасу свою дочь Карабёрык, которая сама выражает желание стать женой батыра .

По предложению Кошоя, Манас решает вернуть народу родные земли Ала-Тоо , захваченные противниками кыргызов . Собрав войско, он вступает в битву и побеждает. Кыргызы принимают решение перекочевать с Алтая на свои исконные земли. Манас со своим родом размещается возле священных чёрных гор Азирет.

Старый враг кыргызов - китайский хан Алооке, принимает решение остановить экспансию кыргызов и начинает готовиться к походу. Узнав об этом, Манас срочно выступает в поход со своими сорока дружинниками. Он легко рассеивает войско врагов и захватывает ставку хана Алооке. Видя решительность и отвагу богатыря Манаса, Алооке решает заключить с кыргызами мир и, в знак признания покорности, отдает Манасу своего сына Бооке.

В это время на южных рубежах усиливается противостояние кыргызских родов с афганским ханом Шоруком. Собрав войско, Манас вступает в битву. Побежденный афганский правитель заключает с кыргызами дипломатический брачный союз , выдав свою дочь Акылай за Манаса и отправив вместе с ней сорок её прислужниц.

Богатырь Алмамбет

Отдельная сюжетная ветвь эпоса повествует об истории богатыря Алмамбета. Она охватывает события, начиная от момента его рождения до прихода его к Манасу. Отец Алмамбета Соорондук являлся одним из крупных китайских полководцев. Долгое время он был бездетным, и, достигнув зрелого возраста, наконец, обретает сына. Алмамбет с детских лет постигает науки, овладевает искусством магии и колдовства и становится отважным воином. Рассудительность, честность, отвага делают его знаменитым. В юном возрасте Алмамбет становится преемником своего отца, возглавив все войска китайской армии. Однажды, во время охоты, он встречает казахского хана Кёкчё, который посвящает его в тайны исламского вероучения. Алмамбет признает преимущества этой веры и решает принять ислам. Вернувшись домой, Алмамбет призывает своих родственников обратиться в новую веру. Ни родители, ни родственники не хотят слушать Алмамбета. Соорондук приказывает арестовать сына, отказавшегося от веры предков. Сбежав от китайцев, Алмамбет находит убежище у Кёкчё и остается жить с казахами . Щедрость, разумность и справедливость Алмамбета способствуют укреплению его славы. Но джигиты хана Кёкчё ревностно относятся к новому приближённому своего правителя. Они пускают ложный слух о близости Алмамбета и супруги хана Кёкчё Акерчек. Не вынеся клеветы, Алмамбет покидает Кёкчё.

И вот богатырь случайно встречает Манаса, выехавшего на охоту со своими сорока джигитами . Манас уже давно был наслышан об Алмамбете и поэтому встречает его с почестями, устраивает в честь него пир. Манас и Алмамбет становятся побратимами.

Поскольку прежние жёны Манаса - Акылай и Карабёрык не были взяты им по обряду, богатырь требует, чтобы его отец Жакып исполнил свой отеческий долг и подыскал для него подходящую супругу. После долгих поисков Жакып прибывает к хану Атемиру в Хиву, где ему приглянулась дочь хана Санирабига. Жакып сватает её, выплачивает богатый выкуп-калым, и Манас по всем правилам берёт в жены Санирабигу. Кыргызы нарекают супругу Манаса именем Каныкей, что означает «вышедшая замуж за хана». Сорок джигитов Манаса женятся на сорока девушках , приехавших вместе с Каныкей. Алмамбет берет в жены дочь покровителя диких горных животных, волшебницу Арууке.

Красавица Каныкей

Узнав о Манасе, к нему решают вернуться родственники, находившиеся в изгнании далеко на севере. Это дети старшего брата Жакыпа - Усёна, прожившие долгие годы среди чужого народа, взявшие себе жен из калмаков и забывшие обычаи и нравы своих предков. Среди калмаков их прозвали Кёзкаманами.

В это время Манас вынужден отправиться на помощь к батыру Кошою. Афганский хан Тюлькю, воспользовавшись отсутствием Кошоя, совершает набег на племя катаганов и убивает сына кыргызского богатыря. Но младший брат Тюлькю, Акун, решает избежать кровопролития и улаживает вспыхнувшую между кыргызами и афганцами распрю. Тюлькю признает вину, выплачивает выкуп за убийство сына Кошоя и уступает свой престол Акуну. Манас и Акун заключают договор о дружбе и договариваются, о том, что их дети, в том случае, если у них родятся мальчик и девочка, будут обручены. Кроме этого сын кыргызского хана Кёкётёя (поселившегося в Ташкенте после изгнания Пануса), Бокмурун выражает желание взять в жены дочь Тюлькю по имени Канышай. По совету Манаса, Бакай едет со сватовством к Тюлькю и совершает все положенные обряды.

Во время отсутствия Манаса прибывают Кёзкаманы. Каныкей с радостью встречает родственников мужа, одаривает их по обычаю всем необходимым для ведения хозяйства. Вернувшийся из похода Манас устраивает пир в честь своих родственников. Он наделяет их землёй, дарит скот и различную утварь. Несмотря на такой радушный прием, завистливые Кёзкаманы устраивают заговор против Манаса. Они решают отравить батыра, занять престол и овладеть всем имуществом Манаса. Кёзкаманы находят удобное время, чтобы заманить к себе батыра вместе с его дружиной в гости. Возвратившись после очередного похода, Манас с радостью принял приглашение. В пищу батыра и его дружинников подмешивают яд. Уцелевший Манас отпаивает всех своих дружинников и возвращается в ставку. Кёзкаманы ищут виновных в неудаче, между ними вспыхивает ссора, все они пускают в ход ножи и гибнут .

Славный кыргызский хан Кёкётёй, достигнув преклонного возраста, покидает белый свет. Оставив своему сыну Бокмуруну завещание с наставлениями о том, как совершить погребение и как устроить все посмертные обряды, также он завещает обратиться за советом к Манасу. Похоронив Кёкётёя, Бокмурун три года готовится устроить тризну. Манас берет в руки всё управление тризной Кёкётёя. На тризну прибывают многочисленные гости из самых дальних стран. Бокмурун выставляет богатые призы победителям различных состязаний. Ряд кыргызских старейшин и ханов отдельных родов выражают недовольство тем, что Манас единолично распоряжается ходом тризны. Они собирают совет и решают, открыто высказать свои требования. Но заговорщиков усмиряет старец Кошой. Он уговаривает их не затевать ссоры при многочисленных гостях, среди которых есть давние враги кыргызов, и обещает заговорщикам усмирить Манаса после тризны.

Спустя год заговорщики требуют от Кошоя, чтобы он возглавил их посольство к Манасу и помог им сместить своенравного правителя. Кошой, сославшись на возраст, отказывается идти на поводу у заговорщиков. Тогда они решают отправить к Манасу гонцов известить о том, что все знатные главы кыргызских родов собираются навестить его как гости. Их замысел заключался в том, чтобы, придя к Манасу многочисленной группой, заставить его совершить какой-либо промах в ритуале гостеприимства, затеять ссору и выставить затем требования отказаться от титула хана. Манас выражает согласие принять знатных гостей со всей их многочисленной свитой. Прибывших гостей встречают сорок дружинников и размещают всех прибывших по своим юрта и аилам. Увидев такое единство дружинников и убедившись в непоколебимости власти Манаса, кыргызские ханы понимают, что попали в неловкую ситуацию. На вопрос Манаса о цели их прибытия никто не решается ответить что-либо вразумительное. Тогда Манас сообщает им, что до него дошла весть о готовящемся против кыргызов походе . Китайский хан Конурбай, затаивший злобу за прежние поражения, собирает многотысячное войско, чтобы вновь подчинить себе кыргызов. Манас призывает кыргызских ханов упредить врага и самим выйти в поход, объединёнными силами разгромить врага на его территории и прекратить всякие попытки завоевать кыргызов. Ханы вынуждены принять предложение Манаса. Ханом всех кыргызов на период великого похода избирается Бакай, а Алмамбет становится главным полководцем кыргызского войска. Он ведет их к столице китайцев Бейджину.

Манас готовится к походу

Пройдя долгий и трудный путь, кыргызское войско достигает границ китайского государства. Оставив войско на привале, Алмамбет, Сыргак, Чубак и Манас отправляются на разведку. Проникнув вглубь территории врага, они угоняют многочисленные табуны. Китайские отряды устремляются в погоню за угонщиками. Завязывается битва, кыргызам удается разбить и рассеять многотысячное вражеское войско. Китайцы выплачивают им дань и заявляют о желании заключить мир . Манас великодушно решает пощадить Конурбая и остальных китайских вельмож. Но Конурбай не мог смириться с поражением и по одному убивает лучших кыргызских батыров. Погибают Алмамбет, Чубак и Сыргак. Тайно проникнув в боевую ставку Манаса, Конурбай наносит богатырю смертельную рану, ударив его в спину копьем, когда безоружный батыр совершал утренней молитвы багымдат намаз . Вернувшись на родину, Манас не может оправиться от раны и умирает. Каныкей хоронит богатыря в кумбезе. Трагическая концовка первой части трилогии достигает реалистичной достоверности. В предсмертном завещании Манаса говорится о родоплеменных распрях, ослаблении мощи объединённого Манасом кыргызского народа. Рождение сына Манаса - Семетея уже предопределяет в будущем отмщение за поражение отца. Так возникла вторая, идейно и сюжетно связанная с первой частью поэма, посвящённая жизнеописанию и подвигам сына Манаса Семетея и его сподвижников, которые повторяют героизм своих отцов и добиваются победы над иноземными захватчиками.

Не проходит и сорока дней после смерти Манаса, как Жакып начинает требовать, чтобы Каныкей была отдана в жёны одному из сводных братьев Манаса. На место Манаса приходит его сводный брат Кобеш, который притесняет Каныкей и стремится уничтожить младенца Семетея. Каныкей вынуждена бежать с младенцем к своим родственникам. Семетей растёт, не ведая о своём происхождении. Достигнув шестнадцатилетнего возраста, он узнаёт о том, что является сыном Манаса и выражает желание вернуться к своему народу. Он возвращается в Талас , где находилась ставка его отца. Враги Манаса, среди которых были сводные братья Абыке и Кобеш, а также предавшие его дружинники погибают от руки Семетея. Батыр женится на Айчурёк, с которой был помолвлен ещё до рождения, по обещанию Манаса. Он совершает набеги на китайскую территорию и в единоборстве убивает Конурбая, отомстив ему за смерть отца. Семетея предает Канчоро, вступивший в сговор с врагом Кыясом. Получив смертельное ранение от Кыяса, Семетей внезапно исчезает. Его преданный соратник Кюлчоро попадает в плен, а Айчурёк становится добычей врагов. Предатель Канчоро становится ханом. Айчурёк ждет ребёнка Семетея, но об этом никто не догадывается.

Героическая поэма «Семетей» - наиболее часто исполняемый цикл трилогии. Мужественные герои поэмы также становятся жертвами несправедливости, но виновниками их гибели оказываются не иноземные захватчики, а внутренние враги.

Эпическому повествованию о борьбе против внутренних врагов посвящена третья часть «Манаса» - «Сейтек». Она повествует о богатыре Сейтеке, внуке Манаса и является логическим продолжением предшествующих частей. В этой части присутствует та же идейная основа, связанная с желанием сохранить единство народа, избавиться от внешних и внутренних врагов и добиться мирной жизни. Сюжетную основу эпоса «Сейтек» составляют следующие события: воспитание Сейтека в стане врагов отца, не знающего о своем происхождении, возмужание Сейтека и раскрытие тайны его происхождения, изгнание врагов и возвращение Семетея к своему народу, объединение народа и наступление мирной жизни. В образах Семетея и Сейтека отражено стремление народа сохранить легенды о Манасе в героической жизни его потомков.

Манасоведение

В филателии

Памятники

Влияние

  • Университет «Манас» - название университета в городе Бишкек .
  • Астероид 3349 Манас открыл советский астроном Николай Степанович Черных в 1979 году.
  • Манас - опера, написанная композитором Абдыласом Малдыбаевым .
  • Манас - озеро в Китае .
  • Манас - озеро в Горном Алтае .

Примечания

Ссылки

  • Кыргызский эпос «Манас». Прозаический и стихотворные варианты эпической трилогии, текст эпоса на кыргызском языке
  • Б. М. Юнусалиев .