Ку Клукс Клан. История Америки. Ку-Клукс Клан: низверженные американские террористы Что означает ку клукс клан

Сейчас Ку-Клукс-Кланом можно напугать разве что маленького ребёнка, и то, только из-за устрашающего костюма участников движения. Но, несколько десятков лет назад деятельность общества нагоняла страх на всё чёрное население США.

Ку-Клукс-Клан – начало

В далёком 1865 году бывший военный Уильям Дж. Браунлоу был избран губернатором штата Теннесси. Как ярый реформатор, он с начала своей политической деятельности начал с радикальных перемен. В первую очередь, реформы касались афроамериканского населения.

Белым, которые воевали на стороне южан в Гражданской Войне США, было запрещено иметь огнестрельное оружие. Чёрным же наоборот, были предоставлены различные привилегии при вступлении в стрелковые отряды. Белое население фактически не принимало участие в политической и социальной жизни штата.

Опьянённые свободой и ненавистью к бывшим «хозяевам», чёрные начали совершать погромы. Убийства, насилие, грабежи стали привычным делом. Чиновники в администрации губернатора Браунлоу хоть и были обеспокоены положением дел, но так боялись получить клеймо расистов, что занимались лишь амнистированием афроамериканцев. Просидев несколько дней в тюрьме, преступники снова выходили на свободу и ситуация повторялась.

Те чёрные, которым не хватало смелости на криминальную деятельность, пытались всячески принижать белое население, оставляя в их адрес оскорбления и ругательства.

Естественной реакцией на происходящие события со стороны белых стало желание защитить себя, жизнь своих детей и близких. С этого момента и началась история Ку-Клукс-Клана.

Шестеро молодых парней, бывших участников военных действий, видя повсюду агрессию и ненависть решили, что пора изменить ситуацию. И одному из парней пришло в голову основать тайное общество. Первоначально движение зародилось ради развлечения, поэтому участники и переняли различные ритуалы у секретных сообществ прошлых веков.

Звали членов-основателей движения Маккорд, Рид, Кеннеди, Кроу, Лестер и Джоунс. Они придумали гротескные одеяния, сшитые из белых балахонов, длинную остроконечную шляпу белого оттенка и страшные маски. Одно одеяние уже могло нагнать ужас на многих людей

По некоторым источникам название Клукс происходит от греческого «клокс» (что означает круг). Слово Клан было предложено одним из участников, что было связано традицией древних шотландцев и ирландцев (предками одного из членов были выходцы из Ирландии). Вторая версия гласит о том, что название происходит от латинского «кукулло». В переводе это означает «капюшон».

Ультраправое движение стало нагонять на чёрное население реальный страх. Негры при виде «призраков» в страхе разбегались и закрывались в собственных домах. Играя на религиозности черных, члены Ку-Клукс-Клана придумали безотказный метод. Они стали представляться неупокоенными душами солдат.

Этот миф существовал на протяжении длительного периода времени, пока один из негров, при встрече с ККК, в страхе не начал стрелять. Тогда и стало ясно, что под белыми балахонами скрываются обычные люди. После первого убийства члена ККК, они стали надевать красные или черные одеяния. А в ход всё чаще и чаще стали идти ружья или револьверы.

Через некоторое время тайное общество начало разрастаться и его стало невозможно контролировать. По некоторым источникам, на начало 1866 года в клане состояло примерно 500 тысяч участников

Цель движения Ку-Клукс-Клана

Первоначальные цели членов тайного общества были вполне оправданы сложившейся ситуацией в обществе. Чёрные убивали и грабили, учиняли беспорядки. А власти штата, по сути, спускали это им с рук, боясь порицания. Можно сказать, что цель, которая и побудила шестерых парней основать секретное движение, заключалась в обеспечение безопасности белому населению.

Организация не собирались убивать или как-то физически наказывать негров. Только лишь хотели их напугать. И первое время им это удавалось. Но, в опредёленной момент ситуация вышла из-под контроля. После первых погибших среди участников ККК, цели куклуксклановцев стали более радикально настроенными. Они просто-напросто стали убивать чёрных и белых, которые не разделяли их ультраправых взглядов. Клановцы совершали убийства исходя из только собственной ненависти к афроамериканцам. Они не хотели допустить равноправия между чёрным и белым населением Соединённых Штатов.

Позже, гонениям подвергались и евреи, итальянцы, китайцы и многие другие, которые, по мнению ККК, были людьми второго сорта, находились в их «Чёрном списке». Теперь же целью деятельности Ку-Клукс-Клана стала борьба за присвоение гражданам США особого статуса и прав.

  • Изначально ККК был организован как тайное сообщество. Многие историки в ходе анализа организации сравнивают её цели с масонскими. Но дальнейшее развитие деятельности членов Ку-Клукс-Клана имело в основном только расистский подтекст.
  • Многие негативно относились к деятельности тайного общества. В связи с этим явки были совершенно секретными, а настоящих фамилий и имен своих собратьев многие даже не знали.
  • В различные периоды участники организации убивали евреев, иммигрирующих итальянцев и китайцев, представителей секс-меньшинств, сторонников коммунизма и членов правительства, которые поддерживали афроамериканское население.
  • Многим людям (в первую очередь чиновникам), ставшим жертвами, сначала высылали предупреждение в виде веточки дуба или косточек апельсина. Если человек не уезжал из города или не менял своих политических взглядов, то с ним жестоко расправлялись.
  • Иерархия секретного движения была достаточно организованной. Возглавлял его «Великий Мудрец». При нём, в качестве советников, находились ещё «10 гениев». Каждый штат носил название «Королевство», где находились свои «Домены». Во главе них были руководители «Великие Тираны».
  • Последний Ку-Клукс-Клан перестал вести свою деятельность в 1993 году.

Несмотря на официальное создание Ку-Клукс Клана в XIX веке, полноценный расцвет этой ультраправой террористической организации пришёлся на XX век. В конце 1920-х годов было объявлено об открытии штаб-квартиры ККК в Вашингтоне.

Сегодня названием Ку-Клукс Клан можно лишь пугать детей, показывая им устрашающие одеяния членов этого общества. Поразительно, но "люди в белых капюшонах" наводили страх на всю Америку ещё каких-то 50 лет назад - ровно до тех пор, пока властям США не удалось переломить ситуацию в свою пользу и загнать террористов в подполье. Однако всему миру Ку-Клукс Клан известен не только благодаря своему внешнему виду.

Это тайное общество, имевшее схожие черты с масонами, было образовано уроженцами южных территорий США после Гражданской войны 1861-1865 гг., а именно - судьёй Томасом Л. Джонсом и шестью ветеранами армии Юга - Маккордом, Лестером, Кеннеди, Кроу, Джоунсом и Ридом. Все семеро жили в городе Пьюласки штата Теннеси. По одной из версий, название организации происходит от греческого κύκλος - "круг", "колесо". По другой версии, Ку-Клукс Клан получил своё название от характерного звука при передёргивании затвора винтовки. Согласно третьей версии, название образовано от латинского cucullus - "капюшон".

Изначально название организации звучало как "Рыцари Киклос", однако впоследствии его решили видоизменить по причине существования в те годы организации с похожим названием - "Рыцари золотого кольца". Изначально "ку-клукс-клановцы" не ставили перед собой каких-либо крайне радикальных целей: например, они облачались в белые простыни и пугали людей, разъезжая на лошадях.

Однако уже в апреле 1867 года Ку-Клукс Клан преобразовался во вполне реальную организацию под названием "Невидимая империя Юга". Во многом это произошло потому, что вокруг южан сплотилось большое число карликовых расистских организаций и союзов ветеранов-конфедератов. Официальным лидером ККК был провозглашён Натаниэль Бэдфорд Форрест, получивший звание "Великого магистра". Тогда же было разработано "Предписание" - своеобразный свод законов для членов клана. В "Предписании" были выделены главные цели Ку-Клукс Клана: спасти страну от нашествия негров, а белую расу - от унижений, дать неграм права, удобные только белым, и не допускать равенства белых и чёрных.

Сама структура организации была достаточно сложной. Глава клана, "Великий магистр", имел в своём распоряжении 10 "Гениев", являвшихся советчиками. Каждый штат назывался "Королевством", которым управлял "Великий дракон" и его штаб из восьми "Гидр". В каждом из "Королевств" существовали "Домены", во главе которых стояли "Великие тираны" с помощниками - "Фуриями". В свою очередь, "Домены" состояли из "провинций", под руководством "Великих гигантов" и четырёх "Домовых". Также в иерархии клана имелись и другие должности: "Циклопы", "Великие волхвы", "Великие казначеи", "Великие стражи", "Великие турки" и т. д. Рядовые члены назывались "Вампирами". Ещё был "Великий знаменосец", хранящий и оберегающий "Великое знамя" - регалии клана.

Несмотря на создание иерархии, взаимодействие между составными структурами шло из рук вон плохо. Это привело к тому, что в 1868 году устав клана был пересмотрен. Вместе с тем, географическое покрытие "Невидимой империи Юга" ширилось: ячейки организации существовали уже в 11 штатах, а наибольшую популярность клан получил в Теннесси, Алабаме, Северной Каролине и Луизиане. Несмотря на это, "империалистам" не удалось перехватить пальму первенства у других аналогичных американских организаций - "Люди правосудия", "Бледные лица", "Защитники Конституционного Союза", "Орден белой розы". В 1881 году Натаниэль Бэдфорд Форрест объявил о роспуске "Невидимой империи Юга". Причины такого решения до сих пор остаются невыясненными.

Спустя несколько десятков лет после бесславного распада ККК возродился. 28 октября 1915 года в офисе И. Р. Кларксона под председательством спикера Законодательного собрания штата Джорджия Д. У. Бейла, в присутствии 36 человек (из которых двое являлись "Вампирами" при "Великом маге" Форресте) состоялось учредительное собрание нового Ку-Клукс-Клана. Примерно в это же время на экраны вышел фильм Дэвида Уорка Гриффита "Рождение нации", повествующий о первом рождении клана. Организация "Невидимая империя", ставшая маскировкой для Ку-Клукс Клана, вышла в легальное поле: теперь в организацию входили несколько сотен тысяч человек. Новый лозунг ККК звучал так: "Америка для белых англо-саксов протестантского вероисповедания". 12 февраля 1928 года было объявлено о создании штаб-квартиры ККК в Вашингтоне.

Сама организация имела колоссальнейший уровень секретности. Так, члены ККК никогда не собирались в одном месте, при этом до последнего момента ни один его член не знал о дате и времени следующего собрания. За огласку секретов полагалась смерть. Существовала также сложная система паролей. В секрете держались и имена других членов.

Именно с 1915 года расистский подтекст Ку-Клукс Клана стал выходить на первый план. Из тайного общества с признаками масонства, существовавшего на Юге США в XIX веке, организация решила открыто противостоять всем лицам, имеющим отличный от белого цвет кожи. Схема убийств неугодных организации лиц была чётко спланирована, в каждом таком преступлении участвовало от 10 до 500 человек. Перед каждым убийством жертва получала причудливый знак - например, ветку дуба, семена дыни или зёрнышки апельсина. После такого предупреждения человек должен был либо отречься от своих взглядов, либо покинуть пределы США. Ослушавшихся ждала смерть.

Сами убийства также отличались своей изощрённостью и жестокостью: жертв топили, вешали, обливали кислотой и калечили. Убивали не только темнокожих граждан, но и белых республиканцев. Так, широко известны случаи ликвидации белых, прибывших с севера США, для работы в среде темнокожих. Убийствам подвергались и служащие Федеральной армии.

В отличие от преследований ККК образца XIX века, к списку "потенциально нежелательных лиц" в XX веке прибавились евреи, католики, коммунисты, профсоюзные и забастовочные деятели, новые иммигранты и гомосексуалисты.

В период Великой депрессии и Второй Мировой войны ККК де-факто прекратил существовать. Официально Ку-Клукс Клан был распущен в 1944 году, восстановлен в 1946 году, а затем раскололся на ряд группировок в 1949 году. Третье возрождение клана произошло в 60-е годы, когда на общественном фронте набирало обороты движение за гражданские права, лидерами которого, как правило, являлись афроамериканцы. В 70-е годы численность организации возросла, однако правоохранительные органы США сумели переломить ситуацию в свою пользу, арестовав лидеров движения.

В 1993 году Ку-Клукс Клан официально завершил своё существование. Один из его лидеров организовал движение "Белых конфедератов", однако эта организация осталась достаточно малочисленной.

Так была окончена история одной из главных террористических организаций ультраправого толка в США. Несмотря на изначальное бессилие американских властей, к 1970-м годам руководство США тщательно проанализировало ситуацию и начало громить Ку-Клукс Клан с верхушки. Результатом стало падение популярности организации на Юге, и как следствие - полное исчезновение ККК.

Где был основан Ку-Клукс-Клан? В одной из комнат адвокатской конторы захудалого городишка Пьюласки в.южном американском штате Теннесси.

Кем был основан Ку-Клукс-Клан? Несколькими бывшими офицерами армии южан, оставшимися без дела после поражения Конфедерации Южных Штатов в гражданской войне 1861-1865 гг., так называемой «Войне за отделение (южных штатов от США)», долгое время считавшейся, с подачи официальной пропаганды северных штатов, «войной за освобождение негров».

Когда был основан Ку-Клукс-Клан? Поздней осенью 1865 года, всего через пару месяцев после завершения этой гражданской войны, расколовшей Соединенные Штаты Америки на долгие четыре года и стоившей американцам гораздо больших жертв, чем их участие, впоследствии, в двух мировых войнах.

Настроение собравшихся в адвокатской конторе бывших офицеров армии конфедератов было хуже некуда. И в этом не было ничего удивительного. Кадровые военные, потомственные профессиональные солдаты, не знавшие и не умевшие ничего, кроме военной службы, оказались у разбитого корыта. Они лишились всего. Пышных балов в роскошных сельских виллах богатых плантаторов, так красочно описанных в романе Маргерет Митчелл «Унесенные ветром». Лихих кавалерийских атак. Щедрого жалованья, боевых наград и чинопроизводства. Единственным утешением побежденным конфедератам служили безмерно идеализированные воспоминания о героических боях и походах славной армии южан. Утешением, впрочем, слабым и неспособным заглушить горечь поражения.

Вынужденное безделье, провинциальная скука и гнетущее чувство стыда за позорно проигранную войну в скором времени помогли не желавшим примириться с поражением вечно вчерашним» измыслить себе «главного врага», причину всех несчастий, что постигли лично их и «старый, добрый Юг». Этим врагом для них стал «ниггер», «негр» (как белые в те далекие времена, да и еще сравнительно недавно называли чернокожих, афроамериканцев, не боясь быть обвиненными в отсутствии «политкорректности»). Разве не из-за «ниггеров» началась гражданская война? Если бы президент Авраам Линкольн (см. фото выше справа) не проявил такого упрямства, из-за «проклятых чернокожих», в вопросе отмены рабства, Юг не был бы разорен, опустошен, повержен в прах дикими ордами «синих мундиров» — «проклятых янки», явившихся с Севера. А теперь «ниггеры», освобожденные Линкольном (застреленным к тому времени актером Джоном Уилксом Бутом, хотя и слишком поздно, по мнению джентльменов из Пьюласки и их единомышленников), чересчур задрали нос, усомнившись превосходстве белых над черными. Пришла пора объявить чернокожим войну не на жизнь, а на смерть, пока они не перепортили всех белых женщин и не унизили окончательно белого человека.

При этом следует заметить, что под «истинно белым человеком» собравшимися в Пьюласки ревнителями традиций Юга понимался «белый англосакс-протестант». Или, по-английски, White Anglo Saxon Protestant, сокращенно W.A.S.P. Эта аббревиатура была созвучна английскому слову wasp (уосп), что в переводе на русский означает «оса». Подобно осам, былые англосаксы-протестанты (каковыми были и «отцы-пилигримы» — первые европейские колонисты в Северной Америке) должны были грозить своими острыми ядовитыми жалами всем инородцам, всем «понаехавшим» в Америку впоследствии, всем врагам исконно-американского духа, служившим вашингтонскому правительству янки в качестве «пушечного мяса» для подавления ожесточенного сопротивления дравшихся не на жизнь, а на смерть, но сравнительно немногочисленных южан в годы Гражданской войны (известно, что федеральное правительство США щедро предоставляло массам иммигрантов, часто даже толком не знавших английского языка, американское гражданство в обмен на обязательство записываться «добровольцами» в синемундирную армию северян).

Семнадцать ветеранов армии конфедератов, собравшиеся на тайную сходку в адвокатской конторе Пьюласки, решили учредить тайное общество, призванное «поставить наконец на место» черных рабов, освобожденных «демагогами с Севера».

В поисках названия для тайного общества один из собравшихся предложил назвать его «кланом». Кланом (гэльск. clann - семья или потомство) традиционно именовался род у кельтских народов: ирландцев, шотландцев, валлийцев (уэльсцев) и других, но не у англосаксов (относящихся не к кельтскому, а к германскому племени). Однако, такое явное несоответствие, похоже, не смутило джентльменов из Пьюласки (напомним — кадровых военных, а не лингвистов и не этнологов). Видимо, потому, что все перечисленные выше кельтские народности давно уже были подчинены и в значительной степени ассимилированы Англией, а на территории бывших английских колоний, ставших Соединенными Штатами Америки, давно перешли на английский язык.

До начала Гражданской войны в Пьюласки существовало нечто вроде военизированной масонской ложи — отделение тайного общества под названием «Кавалеры (Рыцари) Золотого Круга» (Knights of the Golden Circle). Эта полувоенная организация (см. ее печать выше слева) действовала в 1850-1860-х годах на Юге и Среднем Западе США. Общество, известное с 1863 года еще и под другим названием — «Орден Американских Рыцарей» (Order of American Knights) -, было создано сторонниками южан, планировавшими отделить от США целый ряд штатов, в которых рабство было бы узаконено. К Конфедерации этих штатов планировалось со временем присоединить Мексику, Центральную Америку и острова Карибского моря.

Считается, что «рыцарями Золотого Круга» (см. рис. выше в центре) были упоминавшийся выше Джон Уилкс Бут (см. рис. выше слева) — убийца Президента США и вождя северян Авраама Линкольна — и Джес­си Джеймс (см. рис. выше справа), ветеран армии южан, ведший против северян собственную «малую (партизанскую) войну» и не гнушавшийся «экспроприациями» (грабежом банков, поездов и дилижансов; см. фото Джесси Джеймса и членов его банды — ветеранов армии конфедератов, как и сам он — ниже):

После ареста руководства «Кавалеров Золотого Круга» и конфискации созданных ими складов оружия военными властями США в 1864 году организация прекратила свое существование, но была еще свежа в памяти конфедератов. Джентльмены из Пьюласки решили, по старой памяти, именоваться «рыцарями Круга». Но затем передумали. «Круг» по-гречески — «киклос» (от этого слова происходит наше слово «цикл»). Вот один из собравшихся семнадцати «отцов-основателей» нового клана — Ричард Р. Рид — и предложил ввести в его название, вместо слова «круг» (вызывавшего неприятные для южан ассоциации с разгромленным ненавистными им северянами «Золотым Кругом»), слово «киклос». Получилось «Киклос-Клан». Очень скоро новоиспеченные «рыцари Киклоса» переосмыслили слово «киклос» по созвучию с клацаньем ружейного затвора — «ку-клукс-клан». Так Клан получил свое окончательное название. Так на внутриполитической арене США, еще содрогавшихся в послевоенных конвульсиях, появился призрак Ку-Клукс-Клана.

С самого первого дня своего существования Ку-Клукс-Клан, по примеру «Кавалеров Золотого Круга», окружал себя атмосферой мрачной таинственности. Был разработан сложный церемониал многоступенчатого посвящения — смесь инициатических обрядов «вольных каменщиков»-франкмасонов (большинство офицеров американской армии — и не только — еще со времен британского владычества и Войны американцев за независимость от Англии 1775-1783 гг. были членами масонских лож) и индейских племен — в годы «Войны за отделение» 1861-1865 гг. индейцы в основном сражались против северян на стороне конфедератов, чьим уполномоченным по индейским делам был генерал Альберт Пайк, известный масон тамплиерского обряда, впоследствии немало потрудившийся на благо Ку-Клукс-Клана (см. ниже фотографии Пайка в масонских регалиях).

Вскоре «клансмены» получили единообразное орденское облачение, представлявшее собой белую рясу (пренебрежительно именуемую противниками Клана «балахоном» или «ночной рубашкой») с остроконечным капюшоном, имевшим прорези для глаз (а порой — также для носа и рта), чтобы, в случае необходимости, скрывать лицо члена Клана. Клановская ряса напоминала облачение католических религиозных конгрегаций (в частности, испанских и португальских). С учетом ярого протестантизма ку-клукс-клановцев, это явное заимствование ритуального облачения у католиков было нелогичным, но это, похоже, членов Клана не смущало.

Со временем высшие сановники тайного общества получили рясы иных цветов — пурпурного, красного и др. и особые знаки различия в виде золотых, красных, синих, зеленых, черных и иных цветов полосок, ромбов и т.д., нашиваемых на рукава и подолы. Использовалась в символике Ку-Клукс-Клана и «Адамова голова» (изображение человеческого черепа над скрещенными берцовыми костями, заимствованное, скорее всего, у «Кавалеров Золотого Круга» или вообще у франкмасонов).

Нагрудной эмблемой «избранников», удостоенных посвящения в «кланкрафт» («искусство», или «ремесло» куклуксклановцев), стал белый крест (вначале — прямой, а затем — уширенный, напоминающий крест, украшавший печать «Кавалеров Золотого Круга») на красном или черном поле, с черным или белым ромбом в перекрестье, украшенным изображением красной «капли крови, которую Иисус Христос пролил за белого человека» (к презренным «ниггерам» и прочим цветным Искупительная Жертва Христа на Голгофе, по мнению «клансменов» отношения не имела — «не стал бы Сын Божий, Спаситель, жертвовать Собой за каких-то черномазых»). Этот уширенный, «тамплиерской» формы крест, со временем украсил и белый, с двумя широкими красными вертикальными полосами по краям, флаг «Незримой Империи Юга» (впоследствии у Ку-Клукс-Клана появились и иные флаги — красный с черным «кельтским» крестом в белом ромбе и др., используемые наряду с военным флагом конфедератов, а со временем — и с государственным флагом США, хотя в годы «Войны за отделение» под ним сражались северяне).

При виде приближающихся вскачь ночных призраков в развевающихся на ветру долгополых рясах «белых крестоносцев», подобных всадникам Апокалипсиса, суеверные чернокожие, о просвещении которых белые плантаторы, владевшие черными рабами до конца Гражданской войны, естественно, особо не заботились, должны были в благоговейном ужасе, как встарь, покорно склоняться перед белым человеком.Всего за несколько месяцев в штатах побежденного Юга возникли «местные ячейки» Ку-Клукс-Клана. В 1867 году члены Клана собрались на съезд в город Нэшвилл (штат Теннесси). На Съезде был принят тайный Устав, или Конституция, Клана, под названием «Клоран» (сочетание частицы «Кл-» и названия священной книги мусульман — Корана), в котором утверждалась «богоустановленное превосходство белого человека» необходимость «рыцарского Крестового похода» против «строптивости чернокожих».Еще более недвусмысленными, чем эти изложенные черным по белому на бумаге уставные цели, были прозвучавшие на съезде в Нэшвилле устные призывы:

«Бороться с неграми и с их отродьем огнем, плетью, кинжалом, пулей и петлей!»

Для тайного общества была разработана достаточно сложная организационная структура. Само общество получило официальное название «Невидимая империя Юга» во главе с «Великим Мудрецом», при котором был совет из десяти «Гениев». Каждый штат именовался «королевством» под управлением «Великого Дракона» и штаба из восьми «Гидр». Каждое «королевство» разделялось на «владения» («домены»). Во главе «доменов» стояли «Великие Тираны» с помощниками («Фуриями»). «Домены», в свою очередь, состояли из «провинций». Во главе каждой «провинции» стояли «Великий Гигант» и четыре «Домовых». Имелись в Ку-Клукс-Клане и другие степени и должности с не менее звучными названиями — «Великие Циклопы», «Высокие Циклопы», «Великие Маги», «Великие Казначеи», «Великие Стражи», «Великие Турки», «Великие Титаны», «Терроры» («Ужасы»), «Особые Терроры», «Служители», «Клиглы», «Клавалеры», «Национальные Представители», «Национальные Лекторы» и т.д. (см. рисунки и фото, помещенные ниже). У каждого из них были свои обязанности. Рядовые члены - «клансмены» — именовались также «вампирами». В Клане имелся и свой «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя» тайного общества и прочие регалии.

«Великим Мудрецом (Магистром) Невидимой Империи Юга» был провозглашен пребывавший после окончания войны на покое бывший кавалерийский генерал армии Конфедерации Южных Штатов Натан Бедфорд Форрест (именно в честь него был назван герой известного американского кинофильма «Форрест Гамп»).

Отличавшийся крайней набожностью, необычайно популярный среди ветеранов армии конфедератов и всего белого населения покоренного Севером Юга за свои боевые заслуги, генерал Форрест (между прочим, «обоерукий», т.е. одинаково владевший как правой рукой, так и левой) искренне считал возглавляемый им Ку-Клукс-Клан безобидным и далеким от политики союзом ветеранов армии южан, людей столь же достопочтенных и порядочных, как и он сам.

В действительности же белые рясы членов Клана давно уже покраснели от крови — как черных, так и белых «мешочников» или «саквояжников» («карпетбеггеров»), понаехавших с ненавистного Севера, чтобы склонять негров к неповиновению своим бывших хозяевам, подаче голосов на выборах за Республиканскую партию (тогда — партию северян), а заодно скупать за бесценок недвижимость бывших белых плантаторов (поголовно разорившихся после лишения их по закону основного средства производства — черных рабов). К 1869 году ку-клукс-клановцы успели, в ходе зловещих церемоний казнить, после жестоких пыток, триста двенадцать чернокожих. Негры, обвиненные в насилии над белыми женщинами, подвергались принудительной кастрации. Достаточно было обвинения цветного в uppity (строптивости), чтобы сжечь его заживо на костре, засечь плетьми до смерти или повесить.

На подмогу чернокожим, запугиваемым «клансменами» и не знавшим законов, с Севера прибывало все больше белых юристов и детективов из агентства Пинкертона, раскрывших целый ряд случаев ритуальных порок и линчевание негров членами Ку-Клукс-Клана. Многие «белые рыцари» предстали перед судом и были осуждены в ходе показательных процессов. Генерал Натан Бедфорд Форрест (cм. фото ниже слева), потрясенный вскрывшимися на процессах многочисленными фактами совершенных членами Клана уголовно наказуемых деяний, был вынужден уйти с поста «Великого Мудреца» тайного общества. Но еще до сложения с себя полномочий он в сентябре 1869 года приказал Ку-Клукс-Клану самораспуститься.

На тот момент списочный состав тайного общества включал примерно шестьдесят две тысячи активных членов. Местные ячейки Клана не слишком торопились последовать отданному свыше приказу Форреста о самороспуске. А многие его просто-напросто проигнорировали.

В провинциальных местечках Юга строптивых чернокожих (а кое-где — также не в меру ретивых «понаехавших» с Севера белых «мешочников») продолжали обмазывать дегтем и вываливать в перьях, сечь плетьми, вешать, резать «ножами Боуи», пристреливать из кольтов и винчестеров, забивать насмерть дубинками (бейсбольные биты тогда еще употреблялись по назначению) и т.д. Некоторые отколовшиеся от Клана группировки продолжали действовать под иными названиями, вроде «Рыцарей Белой Камелии», «Рыцарей Черного Креста» и т.д.

Но и там, где «белые рыцари» не совершали убийств, само существование ячеек «клансменов» по сути дела парализовало гражданскую активность черного меньшинства. Достаточно было недвусмысленного предостережения, полученного от «духов Империи Юга», чтобы афроамериканец (или «кун», на жаргоне белых южан) и в мыслях не приблизился к избирательной урне. Тем самым Клан и без пролития крови добивался своей главной цели. «Ниггер» оставался фактически бесправным и неправомочным. как и до гражданской войны.

Клан продолжал свою подпольную деятельность в форме многочисленных тайных организаций, пока Президент США Улисс Грант (см. фото выше справа), бывший генерал-северянин, не принял в отношении «Невидимой Империи» самые жесткие меры. По его приказу в области южных штатов, охваченные новой вспышкой ку-клукс-клановского террора, были введены части федеральной армии США. Фактически Юг повторно подвергся военной оккупации войсками, присланными из Вашингтона. Кроме того в 1871 году Конгресс США принял Закон о Ку-Клукс-Клане, наделявший Президента США полномочиями отменять в отношении «клансменов» знаменитый «хабеас-корпус», являющийся неотъемлемой частью Конституции США. Термином «Хабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно - «представь арестованного лично в суд») обозначается существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века - и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления «хабеас корпус», имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв. «тело», corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливалась презумпция незаконности задержания. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы. И вот это-то, казалось бы, незыблемое положение англосаксонского права было отменено в отношении членов «Ку-Клукс-Клана». Настолько серьезно Президент Грант решил с ним покончить. О твердости его намерений свидетельствовали семь тысяч триста семьдесят три официальных обвинений, выдвинутых на этой правовой основе против Клана и отколовшихся от его головной организации подпольных групп. Иногда приводятся данные о том, что на счету Клана по состоянию на 1880 год только убито было якобы сто тридцать тысяч цветных и белых граждан США.

Бдительность северных штатов и упорство преемников Линкольна принесли, в конце концов, свои плоды. Не позднее 1872 года Ку-Клукс-Клан перестал быть национальной проблемой. Общественность перестала симпатизировать «белым рыцарям» в маскарадных рясах. «Клансмены» почти перестали появляться публично. Но означало ли это, что Клану и впрямь пришел конец?


Когда-то Ку-клукс-клан был сильнейшей ультраправой организацией в США, и его ряды насчитывали до 6 миллионов человек. Расцвет организации пришелся на первую половину 20-х годов прошлого столетия. Но те времена давно прошли, и сейчас Ку-клукс-клан представляет собой лишь небольшую горстку фанатиков, которые все еще верят в свое превосходство над чернокожим населением страны. О том, как живет современный Ку-клукс-клан, вам расскажет этот пост.

В 20-е годы XX века Ку-клукс-клан насчитывал более 6 миллионов последователей, сейчас это число упало, по разным оценкам, до 3-6 тысяч по всей Америке. В организации по-прежнему много женщин. Две из них на фотографии, сделанной 4 июля 2015 года на собрании клана в округе Картер, Теннесси.

То же место и день, мужчина и женщина позируют в оригинальном одеянии клана перед церемонией сожжения креста.

Неотъемлемая атрибутика клана - флаг Конфедерации или Конфедеративных Штатов Америки, которые потерпели поражение в войне с "северянами" в середине XIX века. Экономика Юга базировалась на рабовладении, отсюда и "растут ноги" у Ку-клукс-клана. Однако рабовладение - удел прошлого. И Ку-клукс-клан, похоже, тоже.

За вторую половину XX века Ку-клус-клан успел сростись в США с другими ультраправыми организациями, членов которых тоже становится все меньше.



Радикальных байкеров Ку-клукс-клан тоже взял к себе.

Но объединение это вынужденное - радикализм в США не особо в моде, а смешная и странная атрибутика отталкивает "серьезных парней".

Их митинги и протестные акции все больше похожи на собрания любителей тяжелых наркотиков, чем на что-то серьезное. Куклусклановцы перед церемонией сожжения креста.

Член ККК вскидывает руку в нацистском приветствии.

На этом фото почему-то горит и свастика.

В последнее время ряды радикальных группировок в США быстро редеют, поэтому, им все чаще приходится объединяться между собой, закрывая глаза на разногласия прошлых лет. Динамика сокращения показывает, что вскоре, организации вроде ККК либо исчезнут вовсе, либо окончательно маргинализируются и из некогда мощной силы превратятся в сборища странных фриков.

Когда я выяснил, что ку-клукс-клан по-прежнему существует, моему изумлению не было предела. Я-то думал, ККК навсегда остался гнить в темном чулане истории. Белые плащи, клобуки, полыхающие кресты, линчевания, ночные рейды в поисках жертв - как это вообще соизмеримо с современной Америкой? Ответ на вопрос нашелся в сорока минутах езды от Харрисона, что в северном Арканзасе, - городка скромного и незначительного; основным предметом гражданской гордости его обитателей является местный Walmart - второй из открытых в США! Человек сторонний имеет шанс очутиться в этих краях разве что по самой серьезной необходимости. Все здесь кажется осколком какой-то допотопной реальности. Самый большой бар в городе располагается в отеле, на котором красуется табличка For Sale; единственное развлечение в окрестности - площадка для гольфа, где снуют неповоротливые пенсионеры, приехавшие погреть пенсионерские кости и задешево помахать клюшками.

Штаб-квартира клана прячется в близлежащих холмах, в географической точке, настолько удаленной от цивилизации, что ее не сыщешь на карте. Раньше сельская местность вокруг Харрисона была оккупирована высокопроизводительными молочными фермами; нынче там только дикорастущий лес, запущенный настолько, что мы чуть не пропустили въезд на базу клана, скрытый за разросшимся можжевельником.

Знак у ворот предупреждает: вы находитесь под круглосуточным видеонаблюдением. Быстрый маневр по крутой дорожке вверх - и мы посреди ухоженного английского сада. Гладкая безупречность зеленого газона. Красно-желтые цветочные грядки. Разбросанные повсюду игрушки, детские домики, площадка для барбекю, деревянные качели, свисающие с дерева. Истинное содержимое деревенского рая дает о себе знать рядами флажков - здесь есть флаги США и Техаса, знамена Конфедерации и, собственно, флаг ККК - белый крест, вписанный в красный круг. Свалку игрушек осеняет табличка с надписью Kid’s Korner - похоже, болезненное пристрастие клановцев к литере K для них куда важней правил орфографии.

Человек, руководящий всем этим, - лидер нынешнего ККК, 66-летний пастор Томас Робб, предпочитающий обходиться без громких званий и именовать себя не «имперским великим магом», как его предшественники на посту, а скромно и по-простецки - национальным директором клана. Обходится этот реакционер-ветеран (в 19 лет он уже был издателем сегрегационистской газеты) и без белого плаща, предпочитая выглядеть как заправский южный джентльмен: синий пиджак в полоску, галстук на булавке, свободно сидящие брюки. Типичный пенсионер, вырядившийся для гольфа.

«Красота, правда? - жовиально вопрошает пастор. - Живу здесь почти всю жизнь и ни разу не пожалел об этом». Мой визит пришелся на воскресное утро: члены клана съезжались на церковную службу в неказистую деревянную избушку, служащую штабу ККК домовой церковью. Повсюду стояли машины, украшенные стикерами «Дети на борту», а также наклейками в поддержку лидера белых расистов Билли Ропера и южноафриканских буров. Русовласая дочь пастора, Рейчел Пендерграфт, продолжающая семейный бизнес и служащая главным публичным глашатаем осовремененной доктрины ККК, носится вокруг, вся в церковных приготовлениях. Младшая дочь Рейчел, Шелби, притаилась за роялем, ожидая отмашки родительницы. Старшая дочь, Черити, отсутствует по уважительной причине - вместе с мужем они ретировались в лесную хижину отмечать ее 21-летие.

Внучки пастора хорошо известны в экстремистских кругах в качестве дуэта Heritage Connection. Изучив творчество дуэта на YouTube, я обнаружил, что в их песнях присутствует известный кустарный шарм. Стоит, однако, прислушаться к текстам, и все становится на свои места. Один из главных хитов сестричек - «Последний зов» - кровь-и-почвенническая литания, исполняемая под дарк-фолковые переборы с припевом «Иисус - лидер нашей священной расовой войны». В сети можно найти фотографии, на которых Шелби и Черити изображают нацистский салют на фоне горящего креста. На сайте Gawker.com полно цитат мамаши Пендерграфт про «ниггеров» и «одного великого немецкого государственного деятеля, чье имя останется неназванным, но деяния коего достойны уважения». Несмотря на имиджевую ретушь, сердцевина идеологии ККК остается неизменной.

По физиономии пастора Робба гуляет широкая улыбка; он пытается разъяснить несправедливость измышлений прессы на его счет. Мол, сущность нового ККК отражена в новом лозунге движения - «Наследие, а не ненависть». «Вокруг и так полно ненависти, - разглагольствует клирик, восседая на деревянном крыльце церкви. - Ненависти, обращенной к тем, кто не боится выказывать гордость своим наследием и культурой. Если кто-то говорит: «Я горжусь своим наследием», его тут же демонизируют. Это же лицемерие - можно гордиться чем угодно, но не белым цветом кожи. Наша раса вообще заслуживает будущего? У меня есть друг, отсидевший в тюрьме; он рассказывал, как его дразнили черные зэки. Один из них повторял: «Могу поиметь любую женщину, и у нее будет черный ребенок. А если ты хочешь белого ребенка, придется найти белую». Так что ж, у нашей расы есть шанс на выживание - или уже нет?»

Рейчел сидит рядом с отцом: статная женщина в старомодном платье в крапинку, удачно подобранном, чтобы подчеркнуть внушительную грудь клановки и стушевать еще более убедительные бедра. «Геноцид против белых», - поддакивает дщерь пасторова. Робб с энтузиазмом кивает: «В течение грядущих сорока лет неевропеоидное население этой страны возрастет на 41 процент. К 2042 году процент белого населения упадет ниже 50-процентной планки. Я верю, что являюсь носителем расы и наследия, достойных сохранения. Не хочу их терять; наоборот, хочу сохранить их и обеспечить процветание».

Обеспокоенность Роббов объяснима: ведомая ими организация давно уже не является той сокрушительной силой, каковой была когда-то. Воинственное экстремистское крыло диссидентов-южан возникло вскоре после Гражданской войны. Общественный порядок, основанный на рабстве, был разрушен до основания северянами, и боевики клана пытались сделать все возможное, чтобы освобожденное черное население продолжало знать свой шесток. Основанный в Теннесси в 1865 году, клан промышлял убийством чернокожих лидеров (убийцы оставляли трупы прямо на улицах, чтобы неповадно было) и белых политиков, симпатизировавших борьбе черных за равные права. В считаные месяцы ККК распространился по всем штатам бывшей Конфедерации.

Томас Робб, пастор Центра христианского возрождения и глава ордена рыцарей ку-клукс-клана.

Только в 1870 году федеральному правительству удалось взять ситуацию под контроль - на территории, где хозяйничал клан, были введены войска. Но к тому моменту экстремисты настолько преуспели в деле запугивания черного электората, что старые порядки вернулись быстро и надолго. Сегрегация держала абсолютную власть на Юге еще целое столетие.

На полвека про клан забыли. Затем, практически одномоментно, ККК восстал из забвения в устрашающем облике общенациональной организации с шестью миллионами членов. И все благодаря Голливуду - точнее, Дэвиду Уорку Гриффиту и его шедевру «Рождение нации». Члены ордена предстали в этом фильме в образе благородных рыцарей, спасающих белых красавиц из плена расово сомнительных злодеев с Севера, а сегрегированный довоенный Юг, в свою очередь, превратился в идеализированный парадиз для инфантильных черных рабов. Фильм стал сенсацией сразу после выхода в 1915 году - и даже был показан президенту Вудро Вилсону спецсеансом в Белом доме.

Вся стандартная имиджелогия, ассоциирующаяся с кланом, - клобуки, кресты и т. д., - была прописана в «Рождении нации» максимально живописно. Итог: 15 процентов белого мужского населения Америки отправилось на местные участки и вступило в ряды ордена. Идеология организации ширилась соответственно: врагами белого человека были уже не только негры, но и евреи, католики, коммунисты. Тактика осталась неизменной, а основными мишенями для линчевания стали черные, согрешившие с белыми женщинами.

Этот период истории клана закончился довольно быстро. В 1925 году организация получила мощный удар по репутации, когда один из ее видных членов, «великий дракон Индианы» Д. С. Стивенсон был арестован и приговорен к заключению за похищение, изнасилование и непреднамеренное убийство молодой женщины. Стивенсон пригласил означенную даму к себе домой, напоил виски и заманил в свой личный поезд. Позже женщина умерла от инфекции, занесенной укусами (!), и отравления хлоридом ртути, который принимала после нападения.

В 1944-м орден расформировали, членство сократилось до 30 тысяч, а руководство подверглось уничтожительным санкциям вследствие неуплаты налогов. Только в 1950 и 1960-е, в эпоху борьбы за гражданские права черных, клан снова показал свою драконью голову, попытавшись вослед праотцам периода Гражданской войны придушить десегрегацию в младенчестве. Кресты снова горели на лужайках черных лидеров и белых активистов, а заговор молчания укрывал преступников от наказания (достаточно вспомнить убийство четырех девочек в Бирмингеме, Алабама).

На новом витке истории клан был обречен на поражение (несмотря на четыре десятка бомб, взорванных на протяжении 1951 и 1952 годов). Акт о гражданских правах 1964 года и бесконечные преследования ФБР, начавшиеся в том же 1964-м, привели к почти полному коллапсу организации. Даже среди радикально-правых клан превратился в синоним дремучей деревенщины. Орден раскололся на несколько отделений, растерял большинство членов и тихо сполз с общественной арены.

Робб принялся перестраивать то, что осталось от национальной организации в 1989-м. Его главным агитационным приемом стала концепция о неправильной трактовке идей ордена. Мол, они не «против черных», они «за белых». Если раньше протагонистом сборищ ордена был главный клановец в плаще, оравший в мегафон проклятия в адрес негров, то теперь аккуратно отредактированные спичи сопровождаются тщательно подобранной музыкой.

Но даже все эти подвижки не помогли Роббу сблизиться с главными людьми города Харрисона. Несмотря на заметный ребрендинг клана, местная элита понимает, что само присутствие пастора, его семьи и штаба ККК пятнает репутацию города. Плохо для репутации - плохо для бизнеса. «Все это мешает туризму, потому что цветные американцы не хотят сюда ехать, - жалуется мэр Харрисона Джефф Крокетт. - Они отказываются здесь жить. У нас был случай, когда большая национальная корпорация должна была перевести к нам своего сотрудника. Белый мужчина с белой женой и детьми. Его жена загуглила «Харрисон, Арканзас», вылезла мерзость про ККК, и она сказала мужу: «Мои дети не будут жить в Харрисоне, Арканзас».

Пастор же мечтает о том, чтобы к клану стали относиться как к легитимной политической партии. Для этого орден должны позиционировать себя соответствующим образом. Проблема Харрисона в том, что это в принципе работает. «Мне не нравится, что они живут здесь, не нравится, что их деятельность ассоциируется с Харрисоном, - признается Крокетт. - Но у меня нет права выгнать их - так же как у них нет права выгнать из города афроамериканца».

Рейчел Пендерграфт доносит волю ККК до сочувствующих и возмущающихся по радио и в сети.

Организация держит точное число своих членов в секрете; во многом из-за раскола в клане и несогласия многих с ревизионизмом Робба. Одна из отколовшихся группировок базируется в Мичигане - эти обещают своим новобранцам «традиционный» клан с клобуками. Другие, ведомые бывшим соратником пастора Эдом Новаком, основали в Чикаго конкурирующую федерацию кланов и переманили к себе треть роббовской паствы. Несмотря на это, эксперты предполагают, что в клане состоит около пяти тысяч человек - притом что начинал Робб с нескольких сотен. И цифра эта растет. Пастор научился пользоваться возможностями сегодняшних средств коммуникации. Вместе с дочерью они ведут интернет-шоу; каждый выпуск начинается со слогана «Это клан, и это правда», выведенного на экран на фоне здания Капитолия. Еженедельно в эфир White Pride TV выходит десятилетний сын Пендерграфт Эндрю - со своим сегментом шоу, обращенным к ровесникам. Мини-лекции об опасностях смешанных браков и коммунистических воззрениях Обамы юный клановец завершает коронной фразой «Будь белым и гордись».

«Под гордостью мы подразумеваем уважительное отношение к нашему наследию, - поясняет Робб. - В 2009-м, после того как Обама стал президентом, журнал Atlantic напечатал статью «Конец белой Америки?». Один профессор написал, как его потрясли белые студенты, подходившие к нему с одинаковыми фразами. «У меня нет своей культуры», «я культурный банкрот», «у меня нет культуры, которой я мог бы гордиться». На наших глазах выросло поколение белых детей, пребывающих в уверенности, что их раса ничего не дала миру, кроме разрушений. Разумеется, белые люди несовершенны. Но наш вклад в мировую культуру в любом случае перевешивает все негативное».

Клан, утверждает Робб, далек от пропаганды превосходства белой расы. «Я против насильственного насаждения нашей культуры, - продолжает пастор. - Поэтому мы против войны в Афганистане. Мне не кажется, что у нас есть право втюхивать свою культуру народам Афганистана, Пакистана, Ирана или Ирака. У меня нет мнения на предмет исламского фундаментализма - радикального или любого другого, - постольку-поскольку он остается в пределах своих исторических границ. Это их страна, их земля, они создали свою культуру и систему власти, которая им подходит. Буш и Обама, навязывающие другим народам наш образ жизни, - вот настоящие супремасисты и расисты. Супремасисты - транснациональные корпорации, которые эксплуатируют труд мексиканцев за доллар в час; заставляют людей трудиться в чудовищных условиях. Вместо того чтобы платить честные деньги нашим гражданам, они покупают за гроши труд этих людей. Корпорации - настоящие супремасисты, не мы».

Если бы речи пастора притормаживали в этой точке, в них можно было бы найти рациональное зерно. В политкорректности, безусловно, есть элемент абсурда, заставляющий людей испытывать стыд за достижения своего государства. Существует целый ворох моральных дилемм, касающихся права Запада прогибать под себя государственные модели далеких стран с их древними устоями. Но Робб идет в своих оценках значительно дальше. Утверждает, что ВИЧ передается среди черных внесексуальными путями; что гомосексуалисты должны переселиться на отдельный остров; что Иисус был стопроцентным арийцем (Робб считает, что все древние израильтяне были арийцами). Но главная опасность идеологии клана - в одержимости концепцией «белого геноцида», в убеждении, что все расы в своей сущности отличны друг от друга.

Робб и его дочь настаивают на том, что белые люди являются жертвами «спланированной редукции», хотя на вопрос, каким образом осуществляется эта редукция, они лишь приводят данные о преимущественном падении рождаемости среди белых по сравнению с другими расами. Мои попытки уточнить, как работает механизм такого заговора, наткнулись на бормотание про неведомые «социологические» атаки. Ближе всего к объяснению проповедуемого лжефеномена пастор подошел, когда признался: «Сьюзен Зонтаг писала о том, что белая раса - раковая опухоль на теле общества. Так что давайте прямо скажем, что это ее рук дело. Она была лесбиянка и умерла из-за... не знаю, из-за чего, но главное, что умерла. Зонтаг была большой шишкой в этом заговоре».

Робб рассуждает о «племенной» ментальности черных и о том, что белые более «дисциплинированны». «Мы создаем культуру, подходящую нам, черные - культуру, подходящую им. Я не знаю ни одного черного в истории США, который мог бы приблизиться к достижениям отцов-основателей». Пастор уверен, что в Европе, благодаря «общей крови», чувствовал бы себя как дома - причем в гораздо большей степени, чем во многих городах Америки, включая его родной Детройт. Тот факт, что я родом из России, ничуть не смутил проповедника; наоборот, он выказал нешуточный интерес и начал справляться о нюансах политической структуры России, ее выборной системы, а также о здоровье Горбачева. Западноевропейцы, продолжал Робб, зря переживают по поводу иммигрантов из Восточной Европы - в конце концов, эти люди «доблестно отвоевали свои страны у коммунизма и вернули свои народы к христианским ценностям». Куда опаснее приезжие из Северной Африки, Китая и Пакистана. В отличие от восточноевропейцев они чужие в нашей «расовой семье». Чтобы убедиться, что все идет совсем не так, как надо, достаточно, по мысли пастора, оценить распространенность в Великобритании имени Мохаммед во всех его вариантах.

Пастор питает особую нежность к председателю Британской национальной партии Нику Гриффину и президентше французского Национального фронта Марин Ле Пен. Он уверен, что у них есть ответы на вопросы, как навести порядок в Старом Свете. Проблема, по мнению альфа-клановца, заключается в порочных выборных системах европейских стран, не дающих шанса националистам. Я интересуюсь, бывал ли пастор в Европе. «Нет», - отвечает он. Судя по всему, Робб никогда не выезжал за пределы Северной Америки. Но для него это не проблема: белые европейцы остаются его союзниками; он встречал достаточное их количество, чтобы понять, что для спасения своей культуры им необходимо ровно то же самое, что и американским собратьям. Картина мира по клану устроена просто: раса - его главная ценность.

Евгений Лебедев на пути в штаб-квартиру ку-клукс-клана.

Я спрашиваю, почему многие американские города испытывают серьезные проблемы с преступностью. «Потому что они испытывают на себе всю мощь белого геноцида». Не чувствует ли он вины перед коренным населением Америки. «Белый человек - спаситель окружающей среды. Индейцы уничтожили свою землю, поэтому и мигрировали». А как насчет текущих социоэкономических проблем Британии? «Спросите у Инока Пауэлла».

По ходу беседы, отыскивая контраргументы, я раз за разом обнаруживал, что втягиваюсь в извращенный мыслительный процесс мракобесной семейки. Разумеется, афроамериканцы внесли свой вклад в историю гражданского общества; безусловно, белый человек несет ответственность за свои главы в истории геноцида. В такие моменты мне хотелось ущипнуть себя; Робб невольно заставлял меня мыслить о расах как о гомогенных группах - а это основа всех лжеконцепций. Пендерграфт, сложив руки на коленях, продолжала стращать угрозой уничтожения белой расы, осознать которую обязан каждый и отказ от признания которой кажется ей величайшей ошибкой. «Мы уже превратились в глобальное меньшинство, - твердила женщина, глядя мне в глаза. - Хорошо, что пока трупы наших собратьев не лежат на улицах. Пока это просто процесс уменьшения численности. Но, когда будет пройдена точка невозврата, кто даст гарантию, что не начнется массовое уничтожение белого населения?»

Большинство мужчин, присутствовавших на воскресной службе, казались клонами друг друга: за пятьдесят, армейский бобрик, галстуки, повязанные поверх рубах в красную клетку. У одной из женщин голова была покрыта носовым платком - зрелище, отсылавшее напрямую ко временам поселенцев-пуритан. По контрасту с садом церковь выглядела убого: засаленный ковер, стопки старинных книг, расставленные вдоль стены. В детском углу - мини-бильярд с облезлым сукном и пенопластовыми лузами. Обстановочка, вряд ли свидетельствующая о процветании организации, несмотря на заверения руководства о растущем членстве.

Началась служба, паства застыла в молчании. Дети продолжали возиться на полу церкви, пока старшие братья и сестры сидели неподвижно на своих местах. Пендерграфт читала проповедь о страхе, ярко-красный крест за спиной. Правительство хочет посадить за решетку тех, кто не стесняется говорить вслух о белом геноциде. В Канаде людей арестовывают за то, что они цитируют антигомосексуальные пассажи из Библии. Никто не бьется за вымирающую расу. Поэтому нам нужны герои, которые смогут встать на защиту белого меньшинства.