Каким методом пользовался шерлок. Быть Шерлоком Холмсом: развиваем дедукцию

Некоторое время назад меня посещали мысли о том, что метод Холмса назван дедуктивным неправильно. В самом деле, чаще всего мы видим, как он делает выводы от частного к общему: узнает все о человеке по его часам или грязи на ботинках. Есть ли здесь ошибка и в чем вообще дело? Об этом замечательно написано у Егора Холмогорова holmogor
________________________________________ __________________________

Дедуктивный метод. Записка о Шерлоке Холмсе.
Как способ утешения себя в несчастьях и бедах приобрел 8-томник Конан Дойла.

Впервые с детства читаю Шерлока Холмса. А "Этюд в багровых тонах" - так и вовсе впервые.

Поразительно, насколько конандойловский Холмс расходится с известным нам по разному кину - начиная от ливановского и кончая "Шерлоком".

Везде есть грани образа, но нигде нет действительной похожести.

Отмечаю некоторые черты, прежде чем перейти к главному.

Ватсон после армии и до знакомства с Холмсом явно не только спивался, но и, распутничал (There I stayed for some time at a private hotel in the Strand, leading a comfortless, meaningless existence, and spending such money as I had, considerably more freely than I ought). Вообще в первой повести он предстает как довольно склочный и забулдыжный тип. Ничего общего с тем простоватым добродушным джентельменом к которому мы привыкли.

Холмс чрезвычайно тщеславен, не без склонности к театрализации.

Холмс, комментируя свою профессию, сразу же подчеркивает, что ремесло сыщика консультанта дает ему пропитание. Расследование преступлений - не развлечение скучающего любителя-джентельмена, а именно что работа.

При это Холмс является лишь верхним этажом довольно разветвленной сыскной системы. В Лондоне сотни полицейских и частных сыскных бюро. И Холмс кормится именно на том, что решает случаи, которые они решить не могут. Ничего общего с тем одиночкой, создавшим частный сыск с нуля, к которомы мы привыкли, реальный Холмс Конан Дойла не имеет.

Вообще удивительный прием - в мире Холмса есть литературные герои - например Дюпен Эдгара По. И Холмс нещадно его критикует. Вообще это довольно редкая вещь - обычно литературные герои живут в мире, где нет других литературных героев. Пуаро жиет так, как если бы он никогда не читал рассказов о Шерлоке Холмсе. Хотя реальный Пуаро жил бы мире где его непрерывно сравнивали бы с Холмсом. Конан Дойл более последователен, первое, что делает Холмс - это объясняет, почему он не Дюпен и не Лекок.

Ну и наконец, самое главное - я получил ответ на всегда мучивший меня вопрос почему метод Холмса называется дедуктивным.

Вопрос, думаю, мучил не одного меня. Дедукция - это умозаключение от общего к частному, при помощи прибавления к общей посылке частной посылки и получения частного вывода. В то время как Холмс массового сознания занимается чем-то вроде бы противоположным, а именно от грязи на ботинках, выправки, пепла сигар и т.д. восходит к общим умозаключениям о ситуации. То есть имеет место скорее индукция, чем дедукция. Мне много раз встречались попытки решить этот парадокс или сетования на незнание Конан Дойлом логики.

На самом деле никакого противоречия нет.

Просто "массовый Холмс" игнорирует самое главное в настоящей работе и настоящем методе Холмса, увлекаясь внешними эффектными подробностями чтения человека по его часам.

Приведу несколько цитат:

- Год назад во Франкфурте разбиралось запутанное дело фон Бишофа. Он, конечно, был бы повешен, если бы тогда знали мой способ. А дело Мэзона из Брадфорда, и знаменитого Мюллера, и Лефевра из Монлелье, и Сэмсона из Нью-Орлеана? Я могу назвать десятки дел, в которых мой реактив сыграл бы решающую роль.
- Вы просто ходячая хроника преступлений, - засмеялся Стэмфорд. - Вы должны издавать специальную газету. Назовите ее "Полицейские новости прошлого".

ШЕРЛОК ХОЛМС - ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
1. Знания в области литературы - никаких.
2. --//-- --//-- философии - никаких.
3. --//-- --//-- астрономии - никаких.
4. --//-- --//-- политики - слабые.
5. --//-- --//-- ботаники - неравномерные. Знает свойства белладонны, опиума и ядов вообще. Не имеет понятия о садоводстве.
6. --//-- --//-- геологии - практические, но ограниченные. С первого взгляда определяет образцы различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона.
7. --//-- --//-- химии - глубокие.
8. --//-- --//-- анатомии - точные, но бессистемные.
9. --//-- --//-- уголовной хроники - огромные, Знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке.
10. Хорошо играет на скрипке.
11. Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксер.
12. Основательные практические знания английских законов.

Ну и, наконец, самая важная цитата в которой Холмс сам характеризует то, чем именно занимается.

Я сыщик-консультант, если только вы представляете себе, что это такое. В Лондоне множество сыщиков, и государственных и частных. Когда эти молодцы заходят в тупик, они бросаются ко мне, и мне удается направить их по верному следу. Они знакомят меня со всеми обстоятельствами дела, и, хорошо зная историю криминалистики, я почти всегда могу указать им, где ошибка. Все злодеяния имеют большое фамильное сходство, и если подробности целой тысячи дел вы знаете как свои пять пальцев, странно было бы не разгадать тысячу первое .

Другими словами, дедуктивный метод Холмса - это, в своей основе, исторический метод .

Феноменальное знание истории преступлений позволяет Холмсу классифицировать их роды и виды и сгруппировать - "убийство из-за наследства", "убийство из ревности", "кража завещания" и т.д. Далее выясняется, что "убийство из-за герцогского наследства" и "убийство из-за наследства сквайра" также имеют определенное различие и сгруппированы вместе.Такое мышление кстати очень характерно именно для англичанина, то есть для человека выросшего в традиции прецедентного права.

В голове у Холмса - дерево категорий, "фамильное дерево преступлений".

И основная часть его работы - той самой, которой он занят, когда щиплет скрипку, это классификация обдумываемого дела по установленным на исторической основе родам и видам. Причем. разумеется, такие умозаключения носят чисто дедуктивный характер - то есть от более общего - "Убийство" Холмс, вводя частные посылки, спускается к частному.

Индуктивная часть его работы - то самое, когда "приходится самому побегать" - это лишь поиск недостающих для верного суждения частных посылок.

И все увлекательные игры с анализом одежды, ботинок, пепла и т.д. - это именно искусство получения недостающих для построения дедуктивного ряда частностей.

Когда преступление полностью классифицировано и определено эффективное нахождение этих частных деталей и выводит Холмса на конкретного преступника.

Но начинает Холмс именно с истории. Его категориальная система, на которую он указывает, явно носит исторический характер. Ему присуща главное свойство исторического подхода - уверенность в том, что "скорее всего нечто похожее когда-то уже было" и "по настоящему уникальные и небывалые явления встречаются в исторической жизни очень редко". "Всё это уже было в веках прежде нас".

Еще одна характерная черта того же исторического мышления - склонность к риторике "золотого века и современного упадка". "Теперь уже не бывает ни настоящих преступлений, ни настоящих преступников".

У меня лично, как у человека с что называется "воспаленным" историческим мышлением этот подлинный Холмс вызывает восторг.

В каком-то смысле мне этот взгляд напоминает мой собственный взгляд на историческое событие: "я считаю, что предметом истории является необъяснимое "логическими" социальными, экономическими, биологическими, психологическими и прочими системами причинностей. История - это прежде всего исследование того, что произошло вопреки железному закону причинности, хотя именно для этого необходимо знать саму причинность очень хорошо."

Ведь Холмс дедуктивно осуществляет анализ преступления именно до той черты, где в этом преступлении заканчивается всё общее, родовое. А дальше, при помощи установленных частностей, получает то особенное, уникальное, что отличает именно это преступление, как совершенное именно этим преступником, от всех остальных в том же роде.

После того как я это понял всё в холмсиане стало на свои места и суть дедуктивного метода для меня наконец-то прояснилась.

P.S. Кстати, замечания Ватсона о том, что Холмс не имеет никаких познаний в философии вполне может быть следствием крайней ограниченности познаний самого Ватсона.

В статье Холмса "Книга жизни", которая цитируется Ватсоном, видна рука человека с очень высокой философской культурой и придерживающегося глубокой философской традиции "великой цепи бытия".

"Всякая жизнь - это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену".

Вообще, абзац из статьи Холмса выдает человека с большой философской компетенцией и мистически-пантеистическим мировоззрением.

Скорее всего Холмс был последователем Николая Кузанского.

P.P.S. В этой связи эпизод с незнанием Холмсом гелиоцентрической системы, как раз бывшей знаменем ренессансных пантеистов, становится еще загадочней.
________________________________________ _______________________

Шерлок Холмс - одна из неувядающих иллюстраций привлекательности острого ума. Навыки, которыми обладал этот персонаж (и которые он позаимствовал у своего прототипа Джозефа Белла, блистательного врача и наставника Конан Дойла), пригодятся в любой профессии, от диагностики до журналистики. T&P составили примерную схему обучения его дедуктивному методу.

Тренировка мышления

Самый спонтанный ответ на вопрос, как стать Шерлоком, мог бы звучать так: «Для начала купите себе черное пальто». Если пользоваться терминологией американского психолога, Нобелевского лауреата Даниэля Канемана, выпустившего в 2011 году книгу «Думай медленно… решай быстро» , это реакция так называемого «быстрого мышления» - системы, которая отвечает за сиюминутное познание мира и каталогизацию инстинктивных ощущений. «Быстрое мышление» реагирует на обстоятельства мгновенно и очень непосредственно, в результате чего нередко ошибается, заставляя нас принимать иррациональные решения.

Но для того, чтобы думать, как Шерлок Холмс, нужно использовать другую систему - «медленную». Именно она, по мнению Канемана, отвечает за преднамеренное и осознанное формирование мыслей, решений, выводов и оценок. Как любую функцию головного мозга человека, систему медленного мышления можно усилить и развить.

Как и в спорте, тренировки нужно начинать с легких упражнений в небольшом количестве, постепенно переходя к более сложным и длительным. Для начала можно одолжить у знакомых несколько школьных учебников по разным предметам: математике, физике, химии и другим дисциплинам, которые предполагают решение задач. Это поможет не только натренировать систему медленного мышления (ведь в процессе интеллектуальной деятельности используется именно она), но и расширить кругозор, восстановив потерянные со времен обучения в школе знания и наметив для изучения интересные научные области.

Въедливость - еще одно качество, которое требуется будущему мастеру дедукции. Чтобы воспитать ее в себе, надо найти сферы, которые по-настоящему возбуждают любопытство. Какими именно они будут, по большому счету, не важно: эмоциональный отклик всегда толкает человека к глубокому изучению предмета, заставляет его постоянно увеличивать объем знаний, а вместе с ним и протяженность границы соприкосновения с неведомым, существование которой неизменно побуждает разум к новым поискам.

Дедукция и индукция

Когда разум окажется подготовленным и насыщенным различными полезными сведениями, можно переходить к упражнениям для развития логического мышления: дедуктивного и индуктивного. Ведь персонаж Конан Дойля пользовался обоими методами, - что, увы, показано в сериале BBC «Шерлок» несколько слабее, чем в книгах Артура Конан-Дойля.

Дедукция - это метод, при котором частное логическим путем выводится из общего: «Все металлы проводят ток. Золото - это металл. Значит, золото проводит ток». Индукция, напротив, общее выводит из частного: «Я москвич и помню, что снег выпадал каждую зиму. Значит, в Москве зимой всегда идет снег». Шерлок Холмс, осматривая место преступления или оценивая окружающих, нередко шел от частного к общему и обратно, свободно перемещаясь в обоих логических направлениях: «У Джона военная выправка, загар на руках только до рукавов, психосоматическая хромота, - значит, побывал на войне. Где были военные операции в последнее время? В Афганистане. Значит, на войне в Афганистане».

Однако его главные умозаключения были дедуктивными и возникали в голове у великого сыщика когда он терзал свою скрипку или размышлял, покуривая трубку. В эти моменты Шерлок Холмс обращался к своим феноменальным знаниям в области истории и криминалистики и классифицировал дело, опираясь на «фамильное дерево преступлений». Он присваивал ему место в группе: «Убийство из-за наследства», «Убийство из ревности», «Кража завещания» и т.д. Это давало мотив, а мотив давал подозреваемых. В этом и заключалась суть дедуктивного метода Шерлока Холмса. Индукция давала ему пищу для размышлений, в то время как дедукция давала ответ.

Для тренировки логического мышления существует множество упражнений. Например, «Понятия по порядку», в рамках которого необходимо расположить несколько слов от частных значений к общим или наоборот. Полезными могут оказаться также шахматы или покер. Кроме того, важно научиться избегать в суждениях логических ошибок, изучив их, к примеру, по книге Авенира Уемова «Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить».

Как воспитать в себе сыщика

Чтобы научиться замечать детали, правильно их интерпретировать и не отвлекаться во время наблюдений и анализа, потребуются упражнения на развитие произвольного и непроизвольного внимания, а также тренировка гибкости мышления.

Непроизвольное внимание - это система реакции на раздражители, своего рода «боковое зрение» в том, что касается восприятия действительности. Чтобы развить его, можно взять за правило наблюдать за привычными предметами и местами при недостатке освещения и разном звуковом фоне (в естественных условиях, под приятную музыку и под резкие неприятные звуки), а также приучиться отмечать детали, которые привлекают внимание при переходе от одних видов деятельности к другим. Это позволяет воспитать в себе чуткость к колебаниям действительности и научиться не пропускать любопытные подробности, которые могут оказаться ключом к ситуации или характеру человека.

Произвольное внимание, или, попросту, сосредоточенность тоже играет огромную роль в том, чтобы воспитать в себе способность ясно мыслить. В среднем, благодаря волевому усилию человек способен удерживать внимание на объекте всего 20 минут. Чтобы повысить этот показатель, подойдут тренировки с так называемой «Занимательной таблицей» и ее аналогами. Каждая такая таблица представляет собой структуру с хаотически расположенными и по-разному изображенными цифрами от 1 до 35 или от 1 до 90. Задача состоит в том, чтобы найти все числа по возрастанию или убыванию, затратив на это наименьшее количество времени.

Натренировать внимание к деталям можно также, взяв в привычку наблюдение за незнакомыми людьми: на работе, на улице, в социальных сетях. В этом случае важно оценивать человека с разных ракурсов, давая по несколько вариантов ответа на вопросы о том, какой профессией он может заниматься, каково его семейное положение, характер и привычки. Это позволит развить гибкость мышления и перестать каждый раз довольствоваться единственным вариантом ответа, который может оказаться неправильным с большей долей вероятности.

Однако главный секрет дьявольской наблюдательности, кажется, заключается не в количестве тренировок, а в наличии сильного интереса. Ведь с повышением эмоциональной ценности предмета изучения и появлением достаточного для автоматизации действий опыта работы у человека возникает так называемое послепроизвольное внимание, фокус которого может не ослабевать часами. Именно послепроизвольное внимание позволяло Шерлоку Холмсу раскрывать преступления. Оно же помогает ученым совершать открытия, писателям - находить наилучшие формулировки и т.д. Кроме того, наличие послепроизвольного внимания - это еще приятно: оно разгружает психику, поскольку мозг перестает тратить энергию на поддержание фокуса и может бросить силы на решение поставленных задач.

Мария Конникова,

Шерлок Холмс не просто мыслит медленно - он понимает, что нужно разделять объективное и субъективное мышление. Когда вы видите человека, у вас неизбежно возникают связанные с ним ассоциации, и вы быстро решаете, хороший он или плохой. Упражнение, которое использовал бы для борьбы с этим Шерлок, - это спросить: «Что в том, что я думаю и ощущаю, является моей субъективной оценкой? Я всего лишь буду иметь это в виду, составляя свое настоящее мнение».

Кроме того, если мы хотим оценивать окружающую действительность объективнее, необходимо каждый раз осознавать, почему мы вынесли то или иное суждение, и проверять себя, узнавая у самого человека, его знакомых или в интернете, правы мы были или нет. Такая возможность есть не всегда, поэтому для тренировки можно использовать выложенные в сети видеокурсы. В их рамках можно наблюдать за участниками специальных сценок, оценивать, лгут они или нет, а потом узнавать правильный ответ.

Врачи и юристы применяют навыки логического мышления и привычку быть сосредоточенным постоянно, однако такие способности полезны в любой профессии. Даже для писателей важно разбираться в людях и уметь сфокусироваться на работе, не проверяя постоянно почту или социальные сети. Работая над книгой «Выдающийся ум», я, например, поняла, что у меня нет привычки удерживать фокус внимания. Я попыталась волевым усилием заставить себя не отвлекаться на интернет, но это было невероятно тяжело. Тогда я установила на компьютер программу Freedom, которая блокирует глобальную сеть на заданное время: от двух минут до восьми часов. Это очень мне помогло. Мы можем вспомнить, что Шерлок Холмс тоже намеренно создавал себе условия для мыслительного процесса: он играл на скрипке, курил трубку и даже выгонял доктора Ватсона, чтобы тот ему не мешал.

Но как же быть, когда мы не можем изолировать себя от внешних условий? Кажется, Конан-Дойл помогает ответить и на этот вопрос. Многие говорят, что Шерлок Холмс был холоден, однако это не так: у него возникают все те же эмоции, что и у любого другого человека, однако он умеет отодвинуть их в сторону и воспринять ситуацию без субъективной оценки. Такой навык нужно воспитывать в себе специально. Чтобы сделать это, можно завести блокнот с двумя или тремя колонками: «Объективные наблюдения», «Субъективные оценки» и «То, что может оказаться субъективной оценкой». Холмс держал все это в уме, но нам, до того, как это станет привычкой, необходимо делать записи.

Думаю, в современном мире расследований «Шерлоков Холмсов» стало меньше из-за господства технологий. Вместо того, чтобы попытаться при помощи логики понять, лжет ли подозреваемый, мы пытаемся оценить скорость его сердцебиения или проанализировать работу мозга. Однако, на мой взгляд, мы знаем о мозге слишком мало для того, чтобы целиком и полностью полагаться на существующие технологии анализа его реакций.

Величайший сыщик всех времен и народов, мистер Шерлок Холмс, придуманный Конаном Дойлем, вот уже более сотни лет не дает покоя людям всей планеты. Это самый экранизируемый персонаж, и выходящий 15 января финальный эпизод четвертого сезона сериала Sherlock - тому подтверждение. Обычно все обращают внимание на метод размышления Холмса, однако представляет интерес и «вклад» Холмса в науку, ведь на страницах рассказов и повестей о Холмсе постоянно упоминаются и научные труды сыщика. Научный редактор портала освежил в памяти канонический свод текстов о Холмсе и постарался собрать воедино научные достижения героя Конана Дойля.

Образованность

Из первого же произведения, «Этюд в багровых тонах», нам хорошо известен «аттестат зрелости», составленный доктором Уотсоном про своего новоиспеченного соседа по Бейкер-стрит.

ШЕРЛОК ХОЛМС - ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ

    Знания в области литературы - никаких.

    --//-- --//-- философии - никаких.

    --//-- --//-- астрономии - никаких.

    --//-- --//-- политики - слабые.

    --//-- --//-- ботаники - неравномерные. Знает свойства белладонны, опиума и ядов вообще. Не имеет понятия о садоводстве.

    --//-- --//-- геологии - практические, но ограниченные. С первого взгляда определяет образцы различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона.

    --//-- --//-- химии - глубокие.

    --//-- --//-- анатомии - точные, но бессистемные.

    --//-- --//-- уголовной хроники - огромные, знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке.

    Хорошо играет на скрипке.

    Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксер.

    Основательные практические знания английских законов.

Кроме этого, мы уже в первом произведении встречаемся со статьей Холмса о методе размышлений. Этот фрагмент мы тоже приведем в точности, потому что это единственная прямая цитата из произведений самого Холмса, известная нам.

Статья называлась несколько претенциозно: «Книга жизни»; автор пытался доказать, как много может узнать человек, систематически и подробно наблюдая все, что проходит перед его глазами.

«По одной капле воды, - писал автор, - человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь - это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену. Искусство делать выводы и анализировать, как и все другие искусства, постигается долгим и прилежным трудом, но жизнь слишком коротка, и поэтому ни один смертный не может достичь полного совершенства в этой области. Прежде чем обратиться к моральным и интеллектуальным сторонам дела, которые представляют собою наибольшие трудности, пусть исследователь начнет с решения более простых задач. Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибу брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки - по таким мелочам нетрудно угадать его профессию. И можно не сомневаться, что все это, вместе взятое, подскажет сведущему наблюдателю верные выводы».

(«Этюд в багровых тонах»)

Химия

Как мы помним, именно в химической лаборатории, в момент совершения важного открытия в аналитической химии и произошло знакомство Холмса с Уотсоном:

В этой высокой комнате на полках и где попало поблескивали бесчисленные бутыли и пузырьки. Всюду стояли низкие широкие столы, густо уставленные ретортами, пробирками и бунзеновскими горелками с трепещущими язычками синего пламени. Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу, пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возился какой-то молодой человек. Услышав наши шаги, он оглянулся и вскочил с места.

«Нашел! Нашел! - ликующе крикнул он, бросившись к нам с пробиркой в руках. - Я нашел наконец реактив, который осаждается только гемоглобином и ничем другим!»

(«Этюд в багровых тонах»)

Впоследствии мы еще много раз встретим Холмса в домашней лаборатории за химическими опытами. И именно химию поначалу Холмс назначил своим занятием после отхода от дел с преступным миром, по крайней мере в «Последнем деле Холмса» именно это желание озвучено им перед поимкой шайки Мориарти. Впрочем, потом, до возвращения в Англию, он и вправду занимался изучением каменноугольной смолы, хотя о публикациях не сообщается.

«Холмс усердно работал над химическим исследованием»

Сидни Пэджет

Музыковедение

Все знают, что Холмс превосходно играл на скрипке (как отмечает Уотсон, даже сложные вещи) и любил слушать музыку. Во время расследования дела о чертежах Брюса-Партингтона Холмс параллельно работал над монографией «Полифонические мотеты Лассуса», посвященной творчеству фламандского композитора эпохи Возрождения Орландо ди Лассо (Лассус - латинизированная форма фамилии). По словам Уотсона, монография «была напечатана для узкого круга читателей, и специалисты расценили ее как последнее слово науки по данному вопросу».

К слову, в литературе и живописи Холмс тоже разбирался превосходно. В Баскервиль-Холле он легко отличил потрет кисти Джошуа Рейнольдса от Мартина Ноллера, цитировал Гете и Хафиза, Библию и даже письмо Густава Флобера к Жорж Санд на французском.

«Холмс, играющий на скрипке»

Сидни Пэджет

Медицина и антропология

Конечно, медик в рассказах Конана Дойля - доктор Уотсон, но он всего лишь военный врач. Сам же Холмс прекрасно разбирался в сложных болезнях и, что главное, прекрасно умел их симулировать. Например, состояние каталепсии («восковой гибкости» в психиатрии), когда больной находится в бессознательном состоянии в полной мышечной атонии, как при сне с быстрыми движениями глаз. Или «редкую болезнь, которая родом с Суматры», - ее симуляция помогла сыщику поймать доктора Калвертона Смита из рассказа «Шерлок Холмс при смерти» (сюжет почти полностью совпадает со вторым эпизодом последнего сезона сериала Sherlock).

Собственно медицинских научных статей у Холмса вроде бы не замечено, однако прекрасное знание анатомии часто помогало ему в делах, и он стал автором двух статей о форме ушей и ее наследовании, опубликованных в «Антропологическом журнале». Об этом упоминается в рассказе «Картонная коробка».

Изучение пепла

Во многих произведениях Холмс изучал сигарный и сигаретный пепел, для того чтобы раскрыть преступление. Уже в «Этюде в багровых тонах» он упоминал свой труд о сортах табака, а в «Знаке четырех» уточняется:

«Я написал несколько работ. Одна из них под названием "Определение сортов табака по пеплу" описывает сто сорок сортов сигарного, сигаретного и трубочного табака. К ней приложены цветные фотографии, показывающие разные виды пепла. Табачный пепел - одна из самых частых улик. Иногда очень важная. Если, например, вы можете сказать, что человек, совершивший убийство, курит индийский табак, то круг поисков, естественно, снижается. Для опытного глаза разница между черным пеплом трихинопольского табака и белыми хлопьями "птичьего глаза" так же велика, как между картошкой и капустой».

Страноведение и этнография

И в этой области Холмс преуспел во время вынужденного отпуска, между «гибелью» в Рейхенбахском водопаде и возвращением в Лондон. Известно, что в эти три года он побывал в Китае и в Тибете, изучал буддийскую культуру, общался с Далай-ламой и опубликовал результаты исследований под псевдонимом Сигерсона из Норвегии.

Языкознание и лингвистика, криптография

Сам Холмс очень неплохо владел языками. Мы знаем, что он знал немецкий, итальянский, русский, латынь, греческий. В рассказе «Дьяволова нога» Холмса в графство Корнуолл привело изучение древнего корнского (в рассказе - корнуэлльского) языка. Холмс полагал, что этот язык имеет аравийское происхождение и происходит от халдейского языка. Конечно, современные лингвисты посмотрели бы на эту теорию с улыбкой: сейчас корнский язык считается частью кельтских языков. Зато сыщик раскрыл ужасное преступление, тоже хлеб. Кстати, Холмсу было бы наверняка любопытно узнать, что корнский язык постепенно становится разговорным, и число говорящих на нем растет.

Кроме этого, Холмс был великим знатоком криптографии и шифров. Рассказ «Пляшущие человечки» сам стал хрестоматийным примером работы по дешифровке кода, составленного из рисунков человечков - сравнительно простого шифра, где каждый человечек соответствовал букве анлийского алфавита, а флаги в руках разделяли текст на слова. И именно в этом рассказе упоминается, что Холмс и сам является автором «небольшого научного труда», где проанализировано 160 видов шифров.

Очень неплохо владеет Холмс и графологией: блестящий научный психологический анализ почерка таинственной записки позволил уличить преступников, отца и сына Каннингемов, в рассказе «Рейгетские сквайры».

Пчеловодство

Пристрастие автора Холмса к животному миру хорошо известно: достаточно вспомнить прекрасное описание «Затерянного мира». И сделать убийцей известную далеко не каждому медузу цианею в рассказе «Львиная грива» также было оригинальным ходом. Научные эксперименты с животными (мы не считаем «Собаку Баскервилей» и «Пеструю ленту», где злодеи сделали убийцами животных) тоже минимум один раз становились разгадкой дела: вспомните рассказ «Человек на четвереньках» и эксперименты профессора Пресбери по самоомоложению.

Однако сам Холмс, как хорошо известно, на склоне лет посвятил себя пчеловодству. И написал в одиночку фундаментальный труд «Практическое руководство по разведению пчел, а также некоторые наблюдения над отделением пчелиной матки», который в рассказе «Его прощальный поклон» подсунул в финале своей работы под прикрытием немецкому шпиону фон Борку вместо секретных документов.

Так что «мистер Шерлок Холмс» был не просто талантливым сыщиком, но и весьма разносторонним ученым, работы которого не уступают трудам многих современных исследователей.

В течение жизни люди самосовершенствуются и развиваются. В процессе личностного развития необходимо развивать логическое мышление. В развитии логики большое значение имеет такой метод мышления, как дедукция. И многие задаются вопросами:

  1. Что такое логика?
  2. Как развить дедукцию?

Под дедукцией подразумевают способность рассуждать логически и приходить к неопровержимому итогу.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Дедукция, как частный способ мышления, базируется на выделении главной идеи из общего. В любых науках и в жизни широко применяется метод дедукции, поэтому так важно развивать дедуктивное умозаключение.

Простейший пример дедуктивного умозаключения:

  • Оля и Маша придерживаются диеты;
  • диета исключает употребление сладкого;
  • следовательно, Оля и Маша не употребляют шоколад.

Всем хорошо известен «король» дедуктивного мышления – Шерлок Холмс. В раскрытии преступлений он всегда отталкивался от общего – полной картины преступления с предполагаемыми участниками, и двигался к частному – рассматривал каждого по отдельности, кто мог его совершить, изучал возможности, мотивы, поведение. А затем, путем логического умозаключения вычислял преступника, предъявляя ему неопровержимые доказательства.

Существует множество способов, методов и игр, развивающих дедуктивное мышление.

Книги

Первым и самым главным способом развития дедукции является чтение книг. Во-первых, это элементарное расширение кругозора, тренировка памяти и личностное развитие.

По частицам грунта на обуви, Шерлок Холмс мог определить, из какого уголка Англии прибыл человек. И различал 140 видов табачного пепла. Холмс интересовался буквально всем и имел огромнейший запас знаний.

Во-вторых, вы должны не просто читать книги, а анализировать описанные ситуации, запоминать, предполагать, сравнивать, вычислять. Читая, например, детектив, попробуйте методом логических умозаключений определить, кто окажется преступником. Это научит вас строить логические цепочки.

Сюжеты детективов Дарьи Донцовой прекрасно подойдут для тренировок

Игры

Для того чтобы развивать дедукцию, вы должны ежедневно тренировать свою память. В этом вам помогут не только книги, но и различные игры. Вспомните, существует достаточное количество игр, которые станут вам помощниками в ваших каждодневных тренировках:

  • Шахматы – настольная логическая игра для двух соперников. Отлично развивает логику, сообразительность, внимательность.

Игра в шахматы прекрасно развивает сообразительность

  • Шашки – настольная логическая игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной. Учит мыслить на шаг вперед, развивает наблюдательность и память.

Играя в шашки, вы развиваете память

  • Судоку – популярная логическая головоломка. Квадрат 9х9 нужно заполнить цифрами по особым правилам. Игра развивает внимание, интеллект, объемный взгляд на мир, а так же дивергентное мышление.

Судоку позволит вам овладеть дивергентным мышлением

  • Пазлы игра-головоломка, представляющая собой мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы, которую требуется сложить в единое изображение. Развивает внимательность, логику, воображение и тренирует память.

Составление пазлов развивает логику и внимание

  • « Memory » - настольная игра, состоящая из нескольких десятков парных карточек. Карточки перемешиваются и раскладываются рубашкой вверх, затем открываются две за раз. Когда картинки на них совпадают, то карточки остаются лежать перевернутыми, если же изображения разные, карточки переворачиваются снова рубашкой вверх. « Memory » по сей день остается лидером среди игр, развивающих визуальную и пространственную память.

Увлекательная игра, которая по-настоящему полезна при развитии памяти

  • «Снежный ком» - игра с участием большого количества незнакомых людей. Ее также называет игрой для первого знакомства. Суть состоит в том, что все присутствующие становятся в круг, и кто-то первым называет свое имя. Далее по часовой стрелке следующий участник называет имя предыдущего и свое. Третий должен будет назвать имена предыдущих двух и произнести свое, и так по кругу. В игру можно играть и с друзьями, называя не имена, а, например, название городов. Отличная тренировка памяти.

Подобные игры развивают память и внимание

  • Карточные игры – всем известная карточная игра в «дурака» и пр. В игре не просто приходится запоминать карты, но и просчитывать ходы.

Хоть игра в карты и считается азартной, но является развивающей

Вы можете придумывать игры для себя сами. Например, возьмите картинку, в течение 15 секунд запомните изображение, а затем на листке бумаги воспроизведите перечень предметов, которые вы смогли запомнить.

Загадки

Всем, наверняка, известны загадки. Их великое множество и они прекрасно развивают логику. Если вы не можете отгадать загадку, не спешите заглядывать в ответы. Постарайтесь сами логически прийти к ответу, пусть даже это займет у вас несколько дней.

Не стоит забывать, что лучшие загадки – это загадки с подвохом. Они позволяют развивать логику и дедукцию намного эффективнее, чем простые.

Примеры загадок на логику и мышление:

  1. К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
  2. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?
  3. Шерлок Холмс шел по улице. И вдруг он увидел мертвую женщину, лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В телефонной книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит: «Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла». И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и произносит:«О, милая, что с тобой случилось???»
    Потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит: «Арестуйте этого человека. Это он убил ее». Вопрос: Почему Шерлок так подумал?
  4. Банка стоит на столе. Стоит она так, что одна её половина находится в воздухе, а другая на столе. Что лежит в банке, если через полчаса она упадёт? И почему?
  5. Отправился человек в море и попал в шторм. Его отнесло на остров, где не было мужчин, а жили только девушки. Утром проснулся он весь в веревках на каком-то ритуале и узнал, что его хотят убить. И попросил он последнее слово. После того, как он озвучил его, девушки смастерили ему лодку, дали еду, воду и отправили домой. Что он сказал?
  6. Эту загадку ученик 1-ого класса решает за 5 минут, старшеклассник за 15 минут, студент за 1 час, профессор никогда не решит. Загадка: расшифруйте ОДТЧПШСВДД.
  7. Известно, что среди девяти монет есть одна фальшивая, у которой вес меньше, чему у остальных. Как с помощью чашечных весов за два взвешивания определить фальшивую монету?
  8. Кошка – 3, лошадь – 5, петух – 8, ослик – 2, кукушка – 4, лягушка – 3. Собака - ?
  9. Повстречались три преступника: медвежатник Белов, домушник Чернов и карманник Рыжов. «Удивительно то, что один из нас имеет черные, второй белые, а третий рыжие волосы, но ни у одного цвет волос не совпадает с фамилией», - сказал черноволосый. «И, правда…», - сказал медвежатник Белов. Какой цвет волос у карманника?
  10. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?
  1. Они были на разных берегах.
  2. В шахматах.
  3. Потому что Холмс не назвал мужу адрес.
  4. Пусть меня убьет самая некрасивая.
  5. Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять.
  6. Первое взвешивание: 3 и 3 монеты. Фальшивая монета в той кучке, которая меньше весит. Если кучки равны, то фальшивка в третьей кучке. Второе взвешивание: из кучки с наименьшим весом сравниваются 1 и 1 монета. Если они равны, то фальшивка - оставшаяся монета.
  7. Кошка – «мяу» (3), лошадь – «и-го-го» (5), петух – «ку-ка-ре-ку» (8), ослик – «и-а» (2), кукушка – «ку-ку» (4), лягушка – «ква» (3), собака – «гав» (3).
  8. Белов - не белый из-за фамилии и не черный, так как он ответил черноволосому. То есть Белов - рыжий. Чернов не черный из-за фамилии и не рыжий, так как рыжий - медвежатник Белов. Карманнику Рыжову остался черный цвет.
  9. Вначале переправляются оба сына. Один из сыновей возвращается обратно к отцу. Отец перебирается на противоположный берег к сыну. Отец остается на берегу, а сын переправляется на исходный берег за братом, после чего они оба переправляются к отцу.

Наблюдательность и детали

Для развития дедукции очень важно подмечать детали везде и во всем. Например, если вы едите в автобусе, выберите одного человека и, примечая даже мелочи, попробуйте понять, чем он увлекается, кем работает, каково его семейное положение, образ жизни. Внимание к мелким деталям, позволит вам видеть более правдивую картину ситуации, чем может показаться на первый взгляд.

Наблюдательность сама по себе является способностью подмечать в вещах, явлениях и ситуациях существенно важные признаки и черты, но мало заметные, а поэтому ускользающие от внимания большинства людей.

Дедукция представляет собой особый метод мышления, основанный на умении выстраивать логическую связь, из общей картины выводить мелкие частные заключения. Как этим пользовался всем известный легендарный герой Шерлок Холмс?

Метод Шерлока Холмса

Дедуктивный метод Шерлока Холмса можно описать одной фразой, которую детектив произнес в «Этюде в багровых тонах»: «Всякая жизнь - это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену». Бесспорно, в жизни все происходит хаотично и порой непредсказуемо, но, несмотря на это, навыки, которыми обладал сыщик, помогали ему раскрывать даже самые запутанные преступления.

Наблюдательность и детали

Шерлок Холмс собирал как можно больше информации, производил анализ всевозможных сценариев развития событий и смотрел на них под разным углом. Это позволяло детективу откинуть несущественное, таким образом, герой Артура Конан Дойля выделял из множества возможных версий одну или несколько более весомых.

Концентрация

Отрешенное лицо, игнорирование людей и их вопросов, а также событий вокруг себя - таким рисует своего героя Конан Дойль. Однако такое поведение отнюдь не признак дурного тона. Нет. Это результат особой концентрации внимания на расследовании. Шерлок Холмс постоянно обдумывает всевозможные варианты решения задачи, абстрагируясь от внешних факторов.

Заинтересованность и кругозор

Основным оружием сыщика был его широкий кругозор. Стоит вспомнить, как он с легкостью по частицам грунта мог определить, из какого места Англии приехал человек. Его интересовало буквально все, особенно то, что ускользало от внимания обычных людей. Он был специалистом в криминалистике и биохимии, замечательно играл на скрипке, разбирался в опере и музыке, знал несколько иностранных языков, занимался фехтованием и умел боксировать. Многогранная личность, не правда ли?..

Чертоги разума

Метод дедукции основывается на запоминании сведений при помощи ассоциаций. Известный детектив работал с большим объемом информации. А чтобы не запутаться в ней, он пользовался методом, который называется «чертоги разума». К слову, он далеко не новый, суть его была известна еще древним грекам. Каждый факт, сведение, знание привязывается к определенному объекту помещения, например, к двери, окну и т. д. Это позволяло сыщику легче запоминать информацию, которая практически ежечасно поступала к нему.

Язык жестов

Шерлок Холмс был замечательным психологом. Наблюдая за поведением той или иной личности, детектив обращал внимание на мимику и жесты, в результате чего без труда мог определить, врет его клиент/подозреваемый или нет. Умение подмечать детали - поведение, манеру говорить, одеваться - помогает составить общую картину о жизни человека.

Интуиция

Интуиция Шерлока Холмса скорее основывалась не на шестом чувстве, а на опыте. Но грань между голосом подсознания и высокой квалификацией в работе достаточно стерта. Только сам человек может провести эту тонкую черту между предположением и самим действием.

Практика

Развить метод дедукции можно только посредством практики. Шерлок Холмс постоянно упражнялся в логике, даже в свободное от работы время. Это позволяло ему постоянно держать свой разум «в тонусе». А вот без интересного дела он скучал и хандрил.

Польза дедукции

Навыки дедуктивного мышления будут полезны в повседневной жизни и трудовой деятельности. Секрет многих успешных людей заключается в умении мыслить логически и подвергать анализу свои действия, предугадывая исход событий. Это помогает им избегать шаблонов и добиваться больших успехов в различных сферах:

В учебе - помогает быстрее освоить изучаемый предмет;

В трудовой деятельности - принимать правильные решения и рассчитывать свои действия на несколько шагов вперед;

В жизни - хорошо разбираться в людях и выстраивать эффективные отношения с окружающими.

Таким образом, метод дедукции поможет намного облегчить жизнь и избежать многих неприятных ситуаций, а также быстро добиваться поставленных целей.

Как развить дедуктивное мышление

Освоение рассматриваемого нами способа мышления - это длительная и кропотливая работа над собой, но в тоже время она не представляет особых сложностей. Метод дедукции требует участие здравого смысла, эмоции же необходимо отвести на второй план, они будут только мешать процессу. Существует ряд некоторых правил, которые помогут развить дедуктивный способ мышления в любом возрасте.

1. Если вы твердо решили добиться положительного результата на этом поприще, то необходимо начинать много читать. Но не глянцевые журналы и газеты - полезными будут классическая литература и современные детективы или романы. Во время чтения необходимо вдумываться в сюжет, запоминать детали. Сравнивайте "пройденный материал": эпохи, жанры и т. д.

2. В повседневной жизни старайтесь обращать внимание на мелочи: поведение людей, их одежду, жесты, мимику, речь. Это поможет развить наблюдательность и научит вас анализу. Хорошо бы заручиться поддержкой единомышленника, с которым можно будет обсуждать увиденное, к тому же в процессе беседы вы будете учиться изъяснять свои мысли логически и выстраивать хронологическую последовательность событий.

3. Освоить навыки дедуктивного мышления поможет решение логических задач и головоломок.

4. Обращайте внимание на свои действия, анализируйте, почему вы поступили именно так в определенной ситуации, ищите другие возможные варианты выхода из нее и продумывайте, какой результат мог бы получиться в таком случае.

5. Развитие дедуктивного мышления требует тренировки памяти. Это необходимо для того, чтобы охватить большое количество информации и держать ее в голове. Важно отметить, что тренировкой памяти нужно заниматься постоянно. Учеными было установлено, что человек теряет приобретенные навыки и способности, если на какой-то период времени прервать мозговую деятельность (скажем, на отдыхе). Развить память помогут известные способы:

Запоминать определенное количество слов на слух;

Слово в слово повторять прочитанные фразы;

Перечислять предметы.

Следует помнить о наличии нескольких источников восприятия информации: слуховой, голосовой, визуальный и тактильный. При этом важно развивать одновременно все, делая упор на слабых сторонах. Чтобы упростить процесс запоминания, можно придумать собственную систему кодировки и ассоциаций.

6. Но не стоит полностью полагаться на память, так как ее возможности не безграничны. Нужно приучать себя делать заметки - в виде графиков, таблиц, списков. Эта полезная привычка поможет находить взаимосвязи и создавать логические цепочки.

7. Важно постоянно осваивать новые знания. Они могут быть даже не связаны с социальной жизнью и межличностными отношениями. Рекомендуется читать художественную литературу - это разовьет впечатлительность, умение образно мыслить. Отдельное внимание необходимо уделять освоению специальных знаний, таких как психология, физиогномистика, язык жестов. Они помогут производить анализ поведения человека в определенных ситуациях.

8. Немаловажную роль в освоении дедуктивного мышления играет практика. Суть её заключается в создании проблемной ситуации и поиске выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо выдвинуть гипотезу и определить пути решения задачи. Далее, рассматривая всевозможные подходы, требуется найти оптимальный вариант. Постарайтесь провести сравнительный анализ предполагаемых путей развития событий.

Дедуктивный способ мышления - это увлекательное путешествие по просторам логики. Сделав над собой усилие и потратив некоторое время на занятия, вы с помощью дедукции сможете подбирать ключи к любым замкам и испытаете на себе, что значит быть Шерлоком Холмсом.