К каким видам наук относится история. Классификации наук

Классификация наук

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообра­зование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделя­ются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявле­ние структуры науки в данном ее аспекте ставит проблему классифи­кации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определœен­ных принципов и критериев и выражение их связи в виде логичес­ки обоснованного расположения в определœенный ряд (ʼʼструктур­ный срезʼʼ). Поскольку наука не есть нечто неизменное, а пред­ставляет собой развивающуюся целостность, исторический фено­мен, то возникает проблема периодизации истории науки, т. е. выделœение качественно своеобразных этапов ее развития (ʼʼэво­люционный срезʼʼ). Обе проблемы решаются по-разному в зави­симости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целœей научного познания и других многообразных обстоятельств.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или ʼʼзачатковʼʼ, ʼʼзародышейʼʼ науки) при­надлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпа­дало с философией - исходя из сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Арис­тотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) ʼʼпервая философияʼʼ (впоследствии ʼʼметафизикаʼʼ - наука о выс­ших началах и первых причинах всœего существующего, не дос­тупных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) мате­матика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отож­дествлял с философией или с ее разделами, а считал ʼʼорганономʼʼ (орудием) всякого познания.

В период возникновения науки как целостного социокультур­ного феномена (XVI-XVII вв.) ʼʼВеликое Восстановление Наукʼʼ предпринял Ф. Бэкон. Учитывая зависимость отпознавательных способно­стей человека (таких как память, рассудок и воображение) он разде­лил науки на три большие группы: а) история как описание фактов, в т.ч. естественная и гражданская; б) теоретические науки, или ʼʼфилософияʼʼ в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще. В составе ʼʼфилософииʼʼ в широком смысле сло­ва Бэкон выделил ʼʼпервую философиюʼʼ (или собственно филосо­фию), которую в свою очередь подразделил на ʼʼестественную тео­логиюʼʼ, ʼʼантропологиюʼʼ и ʼʼфилософию природыʼʼ. Антропология разделяется на собственно ʼʼфилософию человекаʼʼ (куда входят пси­хология, логика, теория познания и этика) и на ʼʼгражданскую фи­лософиюʼʼ (т. е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изу­чающие мышление (логика, диалектика, теория познания и рито­рика), являются ключом ко всœем остальным наукам, ибо они со­держат в себе ʼʼумственные орудияʼʼ, которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений (ʼʼидоловʼʼ).

Классификацию наук на диалектико-идеалистической базе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разде­лил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной Идеи (ʼʼмирового духаʼʼ): а) Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, понятии, б) Философия приро­ды, в) Философия духа.

Философия природы подразделялась далее на механику, фи­зику (включающую и изучение химических процессов) и органи­ческую физику, которая последовательно рассматривает геологи­ческую природу, растительную природу и животный организм. Указанное подразделœение содержит по крайней мере две важные позитивные идеи: направленность против механизма (т. е. стрем­ления только с помощью законов механики объяснить всœе явле­ния действительности, включая человека и общество); подчерки­вание иерархичности - расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему. Эти идеи были ничем иным, как ʼʼдогадкамиʼʼ о взаимосвязанных формах движе­ния материи и о классификации естественных наук по этому ос­нованию -_что потом сделал Ф. Энгельс.

ʼʼФилософию духа Гегель расчленил на три раздела: субъек­тивный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о ʼʼсубъек­тивном духеʼʼ последовательно раскрывается в таких науках, как антропология, феноменология и психология. В разделœе ʼʼобъек­тивный духʼʼ немецкий мыслитель исследует социально-истори­ческую жизнь человечества в разных ее аспектах. Раздел об абсо­лютном духе завершается анализом философии как ʼʼмыслящего рассмотрения предметовʼʼ. При этом Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как ʼʼнауку наукʼʼ.

При всœем своем схематизме и искусственности гегелœевская классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до порождения мыслящего духа.

Свою классификацию наук предложил основоположник по­зитивизма О. Конт. Отвергая бэконовский принцип делœения наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что данный принцип должен вытекать из изучения самих классифициру­емых предметов и определяться действительными, естественны­ми связями, которые между ними существуют.

Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерар­хии) наук, французский философ исходил из того, что:

а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку - с другой;

б) философию природы (ᴛ.ᴇ. совокупность наук о природе) сле­дует разделить на две отрасли: неорганическую и органичес­кую (в соответствии с их предметами изучения);

в) естественная философия последовательно охватывает ʼʼтри ве­ликих отрасли знанияʼʼ - астрономию, химию и биологию. Заключая свои размышления об иерархии наук, философ под­черкивает, что мы, в конце концов, ʼʼпостепенно приходим к от­крытию неизменной иерархии... - одинаково научной и логичес­кой - шести базовых наук - математики (включая механику. -В. К.), астрономии, физики, химии и социологииʼʼ.

Чтобы облегчить употребление этой своей иерархической фор­мулы, Конт предлагал эту формулу ʼʼсжатьʼʼ, а именно сгруппи­ровать науки в виде трех пар: а) начальной, математико-астроно-мической; б) промежуточной, физико-химической; в) конечной, биолого-социологической.

Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим как ʼʼнедо­статочнымʼʼ для нее.

Конт доказывал, что между всœеми видами знаний существу­ет глубокая внутренняя связь. При этом контовская классификация наук носит в основном статический характер, недооценивает прин­цип развития. Вместе с тем, он не избежал физикализма, реляти­визма, агностицизма, индетерминизма и некоторых других недо­статков.

Свои классификации наук предлагали В. Дилыпей и основа­тели Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт, о чем будет идти речь в гл. VIII.

На материалистической и вместе с тем на диалектической ос­нове проблему классификации наук решил Ф. Энгельс. Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия делœения наук взял формы движения материи в природе.

Общим единым для всœех областей природы понятием ʼʼформа движения материиʼʼ Энгельс охватил: во-первых, различные про­цессы в неживой природе; во-вторых, жизнь (биологическую фор­му движения). Отсюда следовало, что науки располагаются есте­ственным образом в единый ряд - механика, физика, химия, биология, - подобно тому, как следуют друг за другом, перехо­дят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы дви­жения материи - высшие из низших, сложные из простых. ʼʼКлас­сификация наук, из которых каждая анализирует отдельную фор­му движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем класси­фикацией, расположением, согласно внутренне присущей им по­следовательности самих этих форм движения, и в данном именно и заключается ее значениеʼʼ 1 .

При этом особое внимание Энгельс обращал на крайне важно сть тщательного изучения сложных и тонких переходов от одной фор­мы материи к другой. В связи с этим он предсказал (и это впос­ледствии многократно подтвердилось - и до сих пор), что именно на стыках базовых наук (физики и химии, химии и биологии и т. п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий. ʼʼСтыковыеʼʼ науки выражают наиболее общие, суще­ственные свойства и отношения, присущие совокупности форм

движения.

По причине того, что резких границ между отдельными науками и научными дисциплинами нет, особенно в последнее время в современной науке значительное развитие получили междисцип­линарные и комплексные исследования, объединяющие предста­вителœей весьма далеких друг от друга научных дисциплин и ис­пользующие методы разных наук. Все это делает проблему клас­сификации наук весьма сложной.

Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день, хотя, разумеется, она углубляется, совершенствуется, конкретизируется и т. п. по мере развития на­ших знаний о материи и формах ее движения.

В серединœе XX в. оригинальную классификацию наук пред­ложил В. И. Вернадский. Учитывая зависимость отхарактера изучаемых объектов он выделял два рода (типа) наук: 1) науки, объекты (и законы) которых охватывают всю реальность - как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли. В соответствии с таким по­ниманием объектов разных наук и ʼʼучитывая такое состояние на­ших знаний, мы можем различать в ноосфере (сфере разума. - В. К.) проявление влияния на ее строение двух областей челове­ческого ума: наук, общих для всœей реальности (физика, астроно­мия, химия, математика), и наук о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные)ʼʼ 1 . Логика, по мнению русского ученого, занимает особое положение, поскольку, будучи нераз­рывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охваты­вает всœе науки - и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую науку, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, всœе; увеличивается.

Что касается классификаций современных наук, то они про­водятся по самым различным основаниям (критериям). По пред­мету и методу познания можно выделить науки о природе - ес­тествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, со­циальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносœе--ология, эпистемология и др.). Отдельную группу составляют тех­нические науки. Очень своеобразной наукой является современ­ная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук должна быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук вхо­дят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дис­циплин. Наукой о наиболее общих законах действительности яв­ляется философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По своей ʼʼудаленностиʼʼ от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориЩ ентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретным производственных и социально-практических проблем, опираясь! на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными \ дисциплинами условны и подвижны.,

Могут быть и другие критерии (основания) для классифика-^ ции наук. Так, к примеру, выделœение таких главных сфер есте­ственных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселœенная, позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:

1) физика -ʼʼ химическая физика -ʼʼ химия;

2) биология -> ботаника -> зоология;

3) анатомия -ʼʼ физиология -ʼʼ эволюционное учение -> учение наследственности;

4)геология -> минœералогия -> петрография -ʼʼ палеонтология -> физическая география и другие науки о Земле;

5) астрономия -ʼʼ астрофизика -ʼʼ астрохимия и другие науки о Вселœенной.

Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: ис­тория, археология, экономическая теория, политология, культу­рология, экономическая география, социология, искусствоведе­ние и т. п. Как бы ни подразделялись науки, ʼʼно наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, - они всœе связаны в единое научное построение и не мо­гут логически противоречить одна другойʼʼ 1 .

В 60-х гᴦ. прошлого века свою классификацию наук предло­жил известный отечественный философ и историк науки Б. М. Кедров. Он исходил из того, сто общая классификация наук основывается на раскрытии взаимосвязи трех главных разделов научного знания: естествознания, общественных наук и филосо­фии. Каждый из главных разделов представляет целую группу (комплекс) наук.

Общая классификация наук Б. М. Кедрова выглядит следую­щим образом:

1) Философские науки: диалектика, логика.

2) Математические науки: математическая логика, математика (включая кибернетику).

3) Естественные и технические науки:

‣‣‣ Механика (и прикладная механика и космонавтика).

‣‣‣ Астрономия и астрофизика (и техническая физика).

‣‣‣ Физика:

‣‣‣ химическая физика,

‣‣‣ физическая химия.

‣‣‣ Химия и геохимия.

‣‣‣ Геология.

‣‣‣ География.

‣‣‣ Биохимия.

‣‣‣ Биология (и сельхознауки, и медицинские науки).

‣‣‣ Физиология человека.

‣‣‣ Антропология.

4) Социальные науки: А. История.

Археология.

Этнография.

Экономическая география. Социально-экономическая статистика. Б. Науки о базисе и надстройке:

‣‣‣ политическая экономия,

‣‣‣ науки о государстве и праве (юридические науки),

‣‣‣ история искусств и искусствоведение. В. Языкознание.

Психология.

Педагогические науки.

Науки об отдельных формах общественного сознания 1 . К настоящему времени наиболее наиболее обстоятельно раз­работана классификация естественных наук, хотя и тут немало дискуссионных, спорных моментов. К примеру, существует ли гео­логическая форма движения материи и каково в связи с этим ме­сто геологии в иерархической лестнице наук? Слабо разработана классификация социально-гуманитарных наук. Каковы причины этого обстоятельства? В чем тут дело?

А дело тут, на наш взгляд, в том, что долгое время анализ науки и научного познания проводился по ʼʼмоделиʼʼ естественно-математического знания. Характеристики последнего считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно нагляд­но выражено в натуралистическом сциентизме. В последние де­сятилетия резко возрос исследовательский интерес к социально-гуманитарному познанию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воспринимается как один из своеобразных видов научного познания (об этом см. гл. VIII).

Классификация наук - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Классификация наук" 2017, 2018.

Классификация наук требует подробного рассмотрения. Именно этот вопрос и освещен в статье.

Наука - это изучение действительности, происходящее по определенной системе. Наука воспроизводит все закономерные и существенные стороны в логической форме, делая понимание многого проще с помощью введения понятий, законов, теорий и категорий.

Классификация наук - это способ разделения всех наук на категории по каким-либо принципам. Это раскрывает взаимную связь наук и выражение этой связи в виде организации научной деятельности.

Классификация наук может производиться по таким критериям, как:

1. Тип направленности науки.

2. Предметная группа науки.

Если брать классификацию, которая зависит от предметной группы, то можно получить два основных типа наук, которые выделяет современное естествознание.

1. Науки естественно-научного направления.

2. Науки гуманитарного направления.

Науки естественной направленности изучают природные свойства, природные отношения и природные связи вещей.

Объектом исследования у естественных наук является природа и ее составляющие, а у гуманитарных сам человек и общество, окружающее его. Главная естественной направленности - это открытие нового, доказательство истины. в свою очередь объясняют уже сформулированные факты, доводят их до логического понимания. Естественным наукам свойственно все обобщать, влияние ценностей в них малозаметно, а человеческая роль отрицается, превознося мать природу превыше всего. Гуманитарные науки любят рассматривать каждый вопрос сугубо индивидуально, ценности у них ярко выражаются, открыто пропагандируются, а роль человека неизбежно упоминается во всем. В том числе естественные науки обладают такими чертами, как нейтральное отношение к идеологии, очень строгое разделение взаимоотношений субъекта и объекта, где объект материален и устойчив, четкое превосходство оценок количественного характера и глобальное участие в построении фундамента методологии. В свою очередь, гуманитарные науки могут отличаться идеологической загруженностью, совпадением ролей субъекта и объекта, где объект чаще всего изменчив и идеален, явным преобладанием оценок качественного характера и практическим отказом от экпериментальных методов.

По мнению большинства ученых, именно из этой глобальной классификации наук, из разделения всех наук на две большие группы, произошли все более мелкие и узко специфические классификации. В каждую из этих больших групп можно включить более десятка классификаций, захватывающих определенные области наук.

1. Науки историко-правовой направленности.

2. Науки общетеоретической правовой направленности.

3. Науки юридических отраслей.

4. Науки специализированной направленности (криминалистика, статистика).

Классификация наук - это одна из самых важных областей объединения и систематизации научной деятельности.

Наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в «Диалектике природы ». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки 18. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б.М. Кедрова. Он разли-чал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода по-знания различают науки:
1) о природе - естественные;
2) об обществе - гуманитарные и социальные;
3) о мышлении и познании - логика, гносеология, эпистемология и др. В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специали-заций), разработанных научно-методическими советами - отделениями УМО по направлениям образования выделены:
1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);
2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговеде-ние, история, политология, психология, социальная работа, социология, ре-гионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);
3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуника-ции, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геоде-зия, радиотехника, архитектура и др.);
4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветерина-рия, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.)
.

Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и обществен-ными науками21. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действитель-ности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в про-странстве и времени объективного материального мира22.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержден-ной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологи-ческие, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географи-ческие, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социоло-гические, политические, культурология и науки о земле 23.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальней-шему членению. Так, юридические науки, изучающие государственно-правовые явления, делят на следующие группы:
1) исторические (история отечественного государства и права, исто-рия государства и права зарубежных стран, история политических и право-вых учений);
2) отраслевые (конституционное право России, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное право и др.);
3) прикладные (криминалистика, криминология, правоохранитель-ные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая статистика, судебная медицина и др.).

Помимо названных групп наук В.М. Сырых выделил еще и науки, изучающие государство и право зарубежных стран, а также правовое ре-гулирование международных отношений (государственное право зару-бежных стран, международное право и др.)24. На мой взгляд, они могут быть отнесены к отраслевым либо историческим наукам.

Некоторые авторы теорию государства и права включают в группу ис-торико-теоретических наук25. Очевидно, теории государства и права должно быть отведено особое место в комплексе юридических наук. По отношению к другим юридическим наукам она выступает как обобщающая наука и выпол-няет гносеологическую и методологическую функции.
По родовому предмету исследования можно выделить науки:
государственно-правового цикла (теория государства и права, кон-ституционное право, муниципальное право и др.);
гражданско-правового цикла (гражданское право, предприниматель-ское право, семейное право, гражданское процессуальное право и др.);
уголовно-правового цикла (уголовное право, криминология, крими-налистика, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс и др.);
административно-правового цикла (административное право, фи-нансовое право, налоговое право, таможенное право и др.);
историко-правового цикла (история отечественного государства и права, история политических и правовых учений и др.);
международно-правового цикла (международное право, междуна-родное частное право, европейское право и др.).
Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимо-сти от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретиче-ские), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые на-правлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.
Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г. Джахая. Разде-лив науки о природе, обществе и познании на теоретические и приклад-ные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, право-ведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление, например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Государствоведению как основной прикладной науке корреспондируют политика, управленческое дело, судопроизводст-во, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук: промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия);
скрещенные науки, которые образовались путем соединения прин-ципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизи-ка, экономическая география);
комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение)26.

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Классификация наук по предмету исследования

По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо. Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В своей книге «Мировые загадки» (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. «Загадки Э. Геккеля» можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.

Естествознание - это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.

Естествознание является важнейшим разделом современной науки. Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.

Гуманитарные науки - это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе. Технические науки - это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой «второй природы», мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук. Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса. Например, эколог может посвятить всю свою жизнь исследованию причин «цветения» водоема . Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества. Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук. Например, в ХХ в. возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов. Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902-1984), - это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу. Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724-1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов . В настоящее время ведутся дискуссии о так называемых междисциплинарных и общеметодологических науках. Первые могут представлять свои знания о законах исследуемых объектов во многих других науках, но как дополнительную информацию. Вторые разрабатывают общие методы научного познавания, их называют общеметодологическими науками. Вопрос о междисциплинарных и общеметодологических науках является дискуссионным, открытым, философским.

Теоретические и эмпирические науки

По методам, используемым в науках, принято делить науки на теоретические и эмпирические.

Слово «теория» заимствовано из древнегреческого языка и означает «мыслимое рассмотрение вещей». Теоретические науки создают разнообразные модели реально существующих явлений, процессов и объектов исследований. В них широко используются абстрактные понятия, математические вычисления и идеальные объекты. Это позволяет выявить существенные связи, законы и закономерности исследуемых явлений, процессов и объектов. Например, для того чтобы понять закономерности теплового излучения, классическая термодинамика использовала понятие абсолютно черного тела, которое полностью поглощает падающее на него световое излучение. В развитии теоретических наук большую роль играет принцип выдвижения постулатов.

Например, А. Эйнштейн принял в теории относительности постулат о независимости скорости света от движения источника его излучения. Этот постулат не объясняет, почему скорость света является постоянной, а представляет собой исходное положение (постулат) данной теории. Эмпирические науки. Слово «эмпирический» произведено от имени-фамилии древнеримского медика, философа Секста Эмпирика (III в. н. э.). Он утверждал, что только данные опыта должны лежать в основе развития научных знаний. Отсюда эмпирический означает опытный. В настоящее время это понятие включает в себя как понятие эксперимента, так и традиционные методы наблюдения: описание и систематизация фактов, полученных без использования методов проведения эксперимента. Слово «эксперимент» заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе проба и опыт. Строго говоря, эксперимент «задает вопросы» природе, т. е. создаются специальные условия, которые позволяют выявить действие объекта в этих условиях. Между теоретическими и эмпирическими науками существует тесная взаимосвязь: теоретические науки используют данные эмпирических наук, эмпирические науки проверяют следствия, вытекающие из теоретических наук. Нет ничего более эффективного, чем хорошая теория в научных исследованиях, и развитие теории невозможно без оригинального, творчески продуманного эксперимента. В настоящее время термин «эмпирические и теоретические» науки заменен более адекватными терминами «теоретические исследования» и «экспериментальные исследования». Введением этих терминов подчеркивается тесная связь между теорией и практикой в современной науке.

Фундаментальные и прикладные науки

С учетом результата вклада отдельных наук в развитие научного познания все науки подразделяются на фундаментальные и прикладные науки. Первые сильно влияют на наш образ мыслей, вторые - на наш образ жизни.

Фундаментальные науки исследуют самые глубокие элементы, структуры, законы мироздания. В XIX в. было принято называть подобные науки «чисто научными исследованиями», подчеркивая их направленность исключительно на познание мира, изменение нашего образа мыслей. Речь шла о таких науках, как физика, химия и другие естественные науки. Некоторые ученые XIX в. утверждали, что «физика - это соль, а все остальное - ноль». Сегодня такое убеждение является заблуждением: нельзя утверждать, что естественные науки являются фундаментальными, а гуманитарные и технические - опосредованными, зависящими от уровня развития первых. Поэтому термин «фундаментальные науки» целесообразно заменить термином «фундаментальные научные исследования», которые развиваются во всех науках.

Прикладные науки, или прикладные научные исследования, ставят своей целью использование знаний из области фундаментальных исследований для решения конкретных задач практической жизни людей, т. е. они влияют на наш образ жизни. Например, прикладная математика разрабатывает математические методы для решения задач в проектировании, конструировании конкретных технических объектов. Следует подчеркнуть, что в современной классификации наук учитывается также целевая функция той или иной науки. С учетом этого основания говорят о поисковых научных исследованиях для решения определенной проблемы и задачи. Поисковые научные исследования осуществляют связь между фундаментальными и прикладными исследованиями при решении определенной задачи и проблемы. Понятие фундаментальности включает следующие признаки: глубина исследования, масштаб применения результатов исследования в других науках и функции этих результатов в развитии научного познания в целом.

Одной из первых классификаций естественных наук является классификация, разработанная французским ученым (1775-1836). Немецкий химик Ф. Кекуле (1829-1896) также разработал классификацию естественных наук, которая обсуждалась в XIX в. В его классификации основной, базовой наукой выступала механика, т. е. наука о самом простейшем из видов движения - механическом.

ВЫВОДЫ

1. Э. Геккель рассматривал все естественные науки как фундаментальную основу научного знания, подчеркивая, что без естествознания развитие всех других наук будет ограниченным и несостоятельным. В этом подходе подчеркивается важная роль естествознания. Однако на развитие естествознания оказывают существенное влияние гуманитарные и технические науки.

2. Наука - это целостная система естественно-научных, гуманитарных, технических, междисциплинарных и общеметодологических знаний.

3. Уровень фундаментальности науки определяется глубиной и масштабностью ее знаний, которые необходимы для развития всей системы научных знаний в целом.

4. В правоведении теория государства и права относится к фундаментальным наукам, ее понятия и принципы являются основными для правоведения в целом.

5. Естественно-научный метод является основой единства всех научных знаний.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И СЕМИНАРОВ

1. Предмет исследования естественных наук.

2. Что изучают гуманитарные науки?

3. Что исследуют технические науки?

4. Фундаментальные и прикладные науки.

5. Связь теоретических и эмпирических наук в развитии научного познания.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Основные понятия: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука, естественно-научная картина мира, развитие науки до эпохи Нового времени, развитие науки в России

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Исследователи, изучающие науку в целом, выделяют три формы исторического развития науки: классическую, неклассическую и постнеклассическую науку.

Классической наукой называют науку до начала ХХ в., имея в виду научные идеалы, задачи науки и понимание научного метода, характерные для науки до начала прошлого века. Это прежде всего вера многих ученых того времени в рациональное устройство окружающего мира и в возможность точного причинно-следственного описания событий в материальном мире. Классическая наука исследовала две господствующие в природе физические силы: силу тяготения и электромагнитную силу. Механическая, физическая и электромагнитная картины мира, а также концепция энергии, основанная на классической термодинамике, являются типичными обобщениями классической науки. Неклассическая наука - это наука первой половины прошлого века. Теория относительности и квантовая механика являются базовыми теориями неклассической науки. В этот период разрабатывается вероятностная трактовка физических законов: абсолютно точно нельзя предсказать траекторию движения частиц в квантовых системах микромира. Постнеклассическая наука (фр. post - после) - наука конца ХХ в. и начала XXI в. В этот период уделяется большое внимание исследованию сложных, развивающихся систем живой и неживой природы на основе нелинейных моделей. Классическая наука имела дело с объектами, поведение которых можно предсказать в любое желаемое время. В неклассической науке появляются новые объекты (объекты микромира), прогноз поведения которых дается на основе вероятностных методов. Классическая наука также использовала статистические, вероятностные методы, однако она объясняла невозможность предсказания, например, движения частицы в броуновском движении большим количеством взаимодействующих частиц, поведение каждой из которых подчиняется законам классической механики.

В неклассической науке вероятностный характер прогноза объясняется вероятностной природой самих объектов исследования (корпускулярно-волновой природой объектов микромира).

Постнеклассическая наука имеет дело с объектами, прогноз поведения которых с некоторого момента становится невозможным, т. е. в этот момент происходит действие случайного фактора. Такие объекты обнаружены физикой, химией, астрономией и биологией.

Нобелевский лауреат по химии И. Пригожин (1917-2003) справедливо отмечал, что западная наука развивалась не только как интеллектуальная игра или ответ на запросы практики, но и как страстный поиск истины. Этот трудный поиск находил свое выражение в попытках ученых разных веков создать естественнонаучную картину мира.

Понятие естественно-научной картины мира

В основе современной научной картины мира лежит положение о реальности предмета изучения науки. «Для ученого, - писал (1863-1945), - очевидно, поскольку он работает и мыслит как ученый, никакого сомнения в реальности предмета научного исследования нет и быть не может». Научная картина мира - это своеобразный фотопортрет того, что есть на самом деле в объективном мире. Иначе говоря, научная картина мира - это образ мира, который создается на основе естественно-научных знаний о его строении и законах. Важнейшим принципом создания естественно-научной картины мира является принцип объяснения законов природы из исследования самой природы, не прибегая к ненаблюдаемым причинам и фактам.

Ниже дается краткое изложение научных идей и учений, развитие которых привело к созданию естественно-научного метода и современного естествознания.

Античная наука

Строго говоря, развитие научного метода связано не только с культурой и цивилизацией Древней Греции. В древних цивилизациях Вавилона, Египта, Китая и Индии происходило развитие математики, астрономии, медицины и философии. В 301 г. до н. э. войска Александра Македонского вошли в Вавилон, в его завоевательных походах всегда участвовали представители греческой учености (ученые, медики и т. д.). К этому времени вавилонские жрецы располагали достаточно развитыми знаниями в области астрономии, математики и медицины. Из этих знаний греки заимствовали деление суток на 24 часа (по 2 часа на каждое созвездие зодиака), деление окружности на 360 градусов, описание созвездий и ряд других знаний. Кратко представим достижения античной науки с точки зрения развития естествознания.

Астрономия. В III в. до н. э. Эратосфен из Киренаи вычислил размеры Земли, и достаточно точно. Он же создал первую карту известной части Земли в градусной сетке. В III в. до н. э. Аристарх из Самоса высказал гипотезу о вращении Земли и других известных ему планет вокруг Солнца. Он обосновывал эту гипотезу наблюдениями и вычислениями. Архимед, автор необыкновенно глубоких работ по математике, инженер, построил во II в. до н. э. планетарий , приводившийся в движение водой. В I в. до н. э. астроном Посидоний вычислил расстояние от Земли до Солнца, полученное им расстояние составляет примерно 5/8 действительного. Астроном Гиппарх (190-125 гг. до н. э.) создал математическую систему кругов для объяснения видимого движения планет. Он же создал первый каталог звезд, включил в него 870 ярких звезд и описал появление «новой звезды» в системе ранее наблюдаемых звезд и тем самым открыл важный вопрос для обсуждения в астрономии: происходят ли какие-либо изменения в надлунном мире или нет. Лишь в 1572 г. датский астроном Тихо Браге (1546-1601) вновь обратился к этой проблеме.

Система кругов, созданная Гиппархом, была развита К. Птолемеем (100-170 гг. н. э.), автором геоцентрической системы мира. Птолемей добавил к каталогу Гиппарха описание еще 170 звезд. Система мироздания К. Птолемея развивала идеи аристотельской космологии и геометрии Евклида (III в. до н. э.). В ней центром мира являлась Земля, вокруг которой вращались известные тогда планеты и Солнце по сложной системе круговых орбит. Сопоставление месторасположения звезд по каталогам Гиппарха и Птолемея - Тихо Браге позволило астрономам в XVIII в. опровергнуть постулат космологии Аристотеля: «Постоянство неба - закон природы». Имеются свидетельства также о значительных достижениях античной цивилизации в медицине . В частности, Гиппократ (410-370 гг. до н. э.) отличался широтой охвата медицинских вопросов. Наибольших успехов его школа достигла в области хирургии и в лечении открытых ран.

Большую роль в развитии естествознания сыграли учения о строении вещества и космологические идеи античных мыслителей.

Анаксагор (500-428 гг. до н. э.) утверждал, что все тела в мире состоят из бесконечно делимых малых и неисчислимо многих элементов (семян вещей, гомеомерии). Из этих семян путем беспорядочного их движения образовался хаос. Наряду с семенами вещей, как утверждал Анаксагор, существует «мировой ум», как тончайшее и легчайшее вещество, несоединимое с «семенами мира». Мировой разум создает из хаоса порядок в мире: однородные элементы соединяет, а неоднородные отделяет друг от друга. Солнце, как утверждал Анаксагор, это раскаленная металлическая глыба или камень во много раз больше города Пелопоннеса.

Левкипп (V в. до н. э.) и его ученик Демокрит (V в. до н. э.), а также их последователи уже в более поздний период - Эпикур (370-270 гг. до н. э.) и Тит Лукреций Кара (I в. н. э.) - создали учение об атомах. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Атомы вечны, они неделимы и неуничтожимы. Атомов бесконечное число, форм атомов также бесконечно, одни из них круглые, другие крючковатые и т. д., до бесконечности. Все тела (твердые, жидкие, газообразные), а также то, что называют душой, состоят из атомов. Многообразие свойств и качеств в мире вещей явлений определяется многообразием атомов, их числом и видом их соединений. Душа человека - это тончайшие атомы. Атомы нельзя создать или уничтожить. Атомы находятся в вечном движении. Причины, вызывающие движение атомов, заложены в самой природе атомов: им свойственны тяжесть, «трясучесть» или, говоря на современном языке, пульсирование, дрожание. Атомы - это единственная и настоящая реальность, действительность. Пустота, в которой происходит вечное движение атомов - это лишь фон, лишенный структуры, бесконечное пространство. Пустота - необходимое и достаточное условие для вечного движения атомов, из взаимодействия которых образуется все как на Земле, так и во всей Вселенной. Все в мире причинно обусловлено в силу необходимости, порядка, изначально существующего в нем. «Вихревое» движение атомов является причиной всего существующего не только на планете Земля, но и во Вселенной в целом. Миров существует бесконечное множество. Поскольку атомы вечны, их никто не создавал, и не существует, следовательно, начала мира. Таким образом, Вселенная - это движение из атомов в атомы. В мире нет целей (например, такой цели, как возникновение человека). В познании мира разумно спрашивать, почему нечто произошло, по какой причине, и совершенно неразумно спрашивать, для какой цели это произошло. Время - это разворачивание событий из атомов в атомы. «Люди, - утверждал Демокрит, - измыслили себе образ случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность».

Платон (IV в. до н. э.) - античный философ, учитель Аристотеля. Среди естественно-научных идей философии Платона особое место занимает концепция математики и роли математики в познании природы, мира, Вселенной. Согласно Платону науки, основанные на наблюдении или чувственном познании, например физика, не могут привести к адекватному, истинному знанию мира. Из математики Платон считал основной арифметику, поскольку идея числа не нуждается в своем обосновании в других идеях. Эта идея о том, что мир написан на языке математики, глубоко связана с учением Платона об идеях или сущностях вещей окружающего мира. В этом учении содержится глубокая мысль о существовании связей и отношений, имеющих всеобщий характер в мире. У Платона получалось, что астрономия ближе к математике, чем физика, поскольку астрономия наблюдает и выражает в количественных математических формулах гармонию мира, созданного демиургом, или богом, наилучшего и самого совершенного, целостного, напоминающего огромный организм. Учение о сущности вещей и концепция математики философии Платона оказали огромное влияние на многих мыслителей последующих поколений, например на творчество И. Кеплера (1570-1630): «Создавая нас по своему подобию, - писал он, - Бог хотел, чтобы мы были способны воспринимать и разделить с ним его собственные мысли... Наше знание (чисел и величин) того же рода, что и божие, но, по крайней мере, постольку, поскольку мы можем понять хотя бы что-нибудь в течение этой бренной жизни». И. Кеплер пытался объединить земную механику с небесной, предполагая наличие в мире динамических и математических законов, управляющих этим созданным Богом совершенным миром. В этом смысле И. Кеплер был последователем Платона. Он пытался объединить математику (геометрию) с астрономией (наблюдениями Т. Браге и наблюдениями его современника Г. Галилея). Из математических вычислений и данных наблюдений астрономов у Кеплера сложилась идея о том, что мир - это не организм, как у Платона, а хорошо отлаженный механизм, небесная машина. Он открыл три загадочных закона, согласно которым планеты движутся не по окружностям, а по эллипсам вокруг Солнца. Законы Кеплера:

1. Все планеты обращаются по эллиптическим орбитам, в фокусе которых находится Солнце.

2. Прямая, соединяющая Солнце и какую-либо планету, за равные промежутки времени описывает одинаковую площадь.

3. Кубы средних расстояний планет от Солнца относятся как квадраты их периодов обращения: R 13/R 23 - T 12/T 22,

где R 1, R 2 - расстояние планет до Солнца, Т 1, Т 2 - период обращения планет вокруг Солнца. Законы И. Кеплера были установлены на основе наблюдений и противоречили аристотелевской астрономии, которая была общепризнанной в период Средневековья и имела своих сторонников в XVII в. Свои законы И. Кеплер считал иллюзорными, поскольку он был убежден в том, что Бог определил движение планет по круговым орбитам в виде математической окружности.

Аристотель (IV в. до н. э.) - философ, основатель логики и ряда наук, таких как биология и теория управления. Устройство мира, или космология, Аристотеля выглядит следующим образом: мир, Вселенная, имеет форму шара с конечным радиусом. Поверхностью шара является сфера, поэтому Вселенная состоит из вложенных друг в друга сфер. Центром мира является Земля. Мир делится на подлунный и надлунный. Подлунный мир - это Земля и сфера, на которой прикреплена Луна. Весь мир состоит из пяти элементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (лучезарный). Из эфира состоит все, что находится в надлунном мире: звезды, светила, пространство между сферами и сами надлунные сферы. Эфир не может быть воспринят органами чувств. В познании всего, что находится в подлунном мире, не состоящем из эфира, наши чувства, наблюдения, корректированные умом, нас не обманывают и дают адекватную о подлунном мире информацию.

Аристотель считал, что мир создан с определенной целью. Поэтому у него во Вселенной все имеет свое целевое назначение или место: огонь, воздух стремятся вверх, земля, вода - к центру мира, к Земле. В мире нет пустоты, т. е. все занято эфиром. Кроме пяти элементов, о которых идет речь у Аристотеля, есть еще нечто «неопределенное», которое он называет «первой материей», но в его космологии «первая материя» существенной роли не играет. В его космологии мир надлунный является вечным и неизменяемым. Законы надлунного мира отличаются от законов мира подлунного. Сферы надлунного мира равномерно двигаются по окружностям вокруг Земли, делая полный оборот за одни сутки. На последней сфере находится «перводвигатель». Являясь неподвижным, он придает движение всему миру. В мире подлунном действуют собственные законы. Здесь господствуют изменения, возникновения, распад и т. п. Солнце и звезды состоят из эфира. Он не оказывает никаких воздействий на небесные тела в надлунном мире. Наблюдения, говорящие о том, что в небесном своде что-то мерцает, движется и т. п., по космологии Аристотеля, являются следствием влияния атмосферы Земли на наши органы чувств.

В понимании природы движения Аристотель различал четыре вида движения: а) увеличение (и уменьшение); б) превращение или качественное изменение; в) возникновение и уничтожение; г) движение как перемещение в пространстве. Предметы относительно движения, по Аристотелю, могут быть: а) неподвижны; б) самодвижущиеся; в) движущиеся не спонтанно, а посредством действия других тел. Анализируя виды движения, Аристотель доказывает, что в основе их лежит вид движения, который он назвал движением в пространстве. Движение в пространстве может быть круговым, прямолинейным и смешанным (круговое + прямолинейное). Поскольку в мире Аристотеля нет пустоты, то движение должно иметь непрерывный характер, т. е. от одной точки пространства к другой. Отсюда следует, что прямолинейное движение является прерывным, так, дойдя до границы мира, луч света, распространяясь по прямой, должен прервать свое движение, т. е. изменить свое направление. Аристотель считал круговое движение самым совершенным и вечным, равномерным, именно оно свойственно движению небесных сфер.

Мир, по философии Аристотеля, является космосом, где человеку отведено главное место. В вопросах отношения живого и неживого Аристотель был сторонником, можно сказать, органической эволюции. Теория или гипотеза происхождения жизни Аристотеля предполагает «спонтанное зарождение из частиц вещества», имеющих в себе некое «активное начало», энтелехию (греч. entelecheia - завершение), которое при определенных условиях может создавать организм. Учение об органической эволюции развивалось также философом Эмпедоклом (V в. до н. э.).

Значительными были достижения древних греков в области математики. Например, математик Эвклид (III в. до н. э.) создал геометрию в качестве первой математической теории пространства. Лишь в начале XIX в. появилась новая неевклидова геометрия, методы которой использовались при создании теории относительности, основы неклассической науки.

Учения древнегреческих мыслителей о материи, веществе, атомах содержали глубокую естественно-научную мысль об универсальном характере законов природы: атомы одни и те же в различных частях мира, следовательно, в мире атомы подчиняются одним и тем же законам.

Вопросы к семинару

Различные классификации естественных наук (Ампер, Кекуле)

Античная астрономия

Античная медицина

Строение мира.

Математика

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообра-зование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделя-ются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявле-ние структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классифи-кации наук — раскрытие их взаимосвязи на основании определен-ных принципов и критериев и выражение их связи в виде логичес-ки обоснованного расположения в определенный ряд («структур-ный срез»).

Поскольку наука не есть нечто неизменное, а пред-ставляет собой развивающуюся целостность, исторический фено-мен, то возникает проблема периодизации истории науки, т. е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития («эво-люционный срез»). Обе проблемы решаются по-разному в зави-симости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или «зачатков», «зародышей» науки) при-надлежит Аристотелю . Все знание — а оно в античности совпа-дало с философией — в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.

Теоретическое знание Арис-тотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) «первая философия» (впоследствии «метафизика » — наука о выс-ших началах и первых причинах всего существующего, не дос-тупных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) мате-матика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отож-дествлял с философией или с ее разделами, а считал «органоном» (орудием) всякого познания.

В период возникновения науки как целостного социокультур-ного феномена (XVI-XVII вв.) «Великое Восстановление Наук» предпринял Ф. Бэкон .

В зависимости от познавательных способно-стей человека (таких как память, рассудок и воображение) он разде-лил науки на три большие группы:

а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская;

б) теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще.

В составе «философии» в широком смысле сло-ва Бэкон выделил «первую философию» (или собственно филосо-фию), которую в свою очередь подразделил на «естественную тео-логию», «антропологию» и «философию природы». Антропология разделяется на собственно «философию человека» (куда входят пси-хология, логика, теория познания и этика) и на «гражданскую фи-лософию» (т. е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изу-чающие мышление (логика, диалектика, теория познания и рито-рика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они со-держат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений («идолов»).


Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель . Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разде-лил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной Идеи («мирового духа»): а) Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, понятии, б) Философия приро-ды, в) Философия духа.

Философия природы подразделялась далее на механику, фи-зику (включающую и изучение химических процессов) и органи-ческую физику, которая последовательно рассматривает геологи-ческую природу, растительную природу и животный организм. Указанное подразделение содержит по крайней мере две важные позитивные идеи: направленность против механизма (т. е. стрем-ления только с помощью законов механики объяснить все явле-ния действительности, включая человека и общество); подчерки-вание иерархичности — расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему. Эти идеи были ничем иным, как «догадками» о взаимосвязанных формах движе-ния материи и о классификации естественных наук по этому ос-нованию —что потом сделал Ф. Энгельс .

«Философию духа Гегель расчленил на три раздела: субъек-тивный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о «субъек-тивном духе» последовательно раскрывается в таких науках, как антропология, феноменология и психология. В разделе «объек-тивный дух» немецкий мыслитель исследует социально-истори-ческую жизнь человечества в разных ее аспектах. Раздел об абсо-лютном духе завершается анализом философии как «мыслящего рассмотрения предметов». При этом Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук».

При всем своем схематизме и искусственности гегелевская классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до порождения мыслящего духа.

Свою классификацию наук предложил основоположник по-зитивизма О. Конт . Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифициру-емых предметов и определяться действительными, естественны-ми связями, которые между ними существуют.

Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерар-хии) наук, французский философ исходил из того, что:

а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку — с другой;

б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) сле-дует разделить на две отрасли: неорганическую и органичес-кую (в соответствии с их предметами изучения);

в) естественная философия последовательно охватывает «три ве-ликих отрасли знания» — астрономию, химию и биологию. Заключая свои размышления об иерархии наук, философ под-черкивает, что мы, в конце концов, «постепенно приходим к от-крытию неизменной иерархии — одинаково научной и логичес-кой — шести основных наук — математики (включая механику. — В. К.), астрономии, физики, химии и социологии».

Чтобы облегчить употребление этой своей иерархической фор-мулы, Конт предлагал эту формулу «сжать», а именно сгруппи-ровать науки в виде трех пар: а) начальной, математико-астроно-мической; б) промежуточной, физико-химической; в) конечной, биолого-социологической.

Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим как «недо-статочным» для нее.

Конт доказывал, что между всеми видами знаний существу-ет глубокая внутренняя связь. Однако контовская классификация наук носит в основном статический характер, недооценивает прин-цип развития. Кроме того, он не избежал физикализма, реляти-визма, агностицизма, индетерминизма и некоторых других недо-статков.

Свои классификации наук предлагали В. Дилыпей и основа-тели Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт , о чем будет идти речь в гл. VIII.

На материалистической и вместе с тем на диалектической ос-нове проблему классификации наук решил Ф. Энгельс. Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе.

Общим единым для всех областей природы понятием «форма движения материи» Энгельс охватил: во-первых, различные про-цессы в неживой природе; во-вторых, жизнь (биологическую фор-му движения). Отсюда следовало, что науки располагаются есте-ственным образом в единый ряд — механика, физика, химия, биология, — подобно тому, как следуют друг за другом, перехо-дят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы дви-жения материи — высшие из низших, сложные из простых. «Клас-сификация наук, из которых каждая анализирует отдельную фор-му движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем класси-фикацией, расположением, согласно внутренне присущей им по-следовательности самих этих форм движения, и в этом именно и заключается ее значение».

При этом особое внимание Энгельс обращал на необходимость тщательного изучения сложных и тонких переходов от одной фор-мы материи к другой. В связи с этим он предсказал (и это впос-ледствии многократно подтвердилось — и до сих пор), что именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т. п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий. «Стыковые» науки выражают наиболее общие, суще-ственные свойства и отношения, присущие совокупности форм движения.

В связи с тем, что резких границ между отдельными науками и научными дисциплинами нет, особенно в последнее время в современной науке значительное развитие получили междисцип-линарные и комплексные исследования, объединяющие предста-вителей весьма далеких друг от друга научных дисциплин и ис-пользующие методы разных наук. Все это делает проблему клас-сификации наук весьма сложной.

Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день, хотя, разумеется, она углубляется, совершенствуется, конкретизируется и т. п. по мере развития на-ших знаний о материи и формах ее движения.

В середине XX в. оригинальную классификацию наук пред-ложил В. И. Вернадский . В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два рода (типа) наук: 1) науки, объекты (и законы) которых охватывают всю реальность — как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли.

В соответствии с таким по-ниманием объектов разных наук и «учитывая такое состояние на-ших знаний, мы можем различать в ноосфере (сфере разума. — В. К.) проявление влияния на ее строение двух областей челове-ческого ума: наук, общих для всей реальности (физика, астроно-мия, химия, математика), и наук о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные)». Логика, по мнению русского ученого, занимает особое положение, поскольку, будучи нераз-рывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охваты-вает все науки — и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую науку, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все; увеличивается.

Что касается классификаций современных наук, то они про-водятся по самым различным основаниям (критериям). По пред-мету и методу познания можно выделить науки о природе — ес-тествознание, об обществе — обществознание (гуманитарные, со-циальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносе--ология, эпистемология и др.). Отдельную группу составляют тех-нические науки. Очень своеобразной наукой является современ-ная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук вхо-дят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дис-циплин. Наукой о наиболее общих законах действительности яв-ляется философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориЩ ентации на практику, и прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретным производственных и социально-практических проблем, опираясь! на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными \ дисциплинами условны и подвижны.,

Могут быть и другие критерии (основания) для классификации наук. Так, например, выделение таких главных сфер есте-ственных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная, позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:

1) физика -» химическая физика -» химия;

2) биология —> ботаника —> зоология;

3) анатомия —» физиология —» эволюционное учение —> учение наследственности;

4)геология -> минералогия -> петрография -» палеонтология -> физическая география и другие науки о Земле;

5) астрономия -» астрофизика -» астрохимия и другие науки о Вселенной.

Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: ис-тория, археология, экономическая теория, политология, культу-рология, экономическая география, социология, искусствоведе-ние и т. п. Как бы ни подразделялись науки, «но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, — они все связаны в единое научное построение и не мо-гут логически противоречить одна другой» 1 .

В 60-х гг. прошлого века свою классификацию наук предло-жил известный отечественный философ и историк науки Б. М. Кедров. Он исходил из того, сто общая классификация наук основывается на раскрытии взаимосвязи трех главных разделов научного знания: естествознания, общественных наук и филосо-фии. Каждый из главных разделов представляет целую группу (комплекс) наук.

Общая классификация наук Б. М. Кедрова выглядит следую-щим образом:

1) Философские науки: диалектика, логика.

2) Математические науки: математическая логика, математика (включая кибернетику).

3) Естественные и технические науки:

Механика (и прикладная механика и космонавтика).

Астрономия и астрофизика (и техническая физика).

Химическая физика,

Физическая химия.

Химия и геохимия.

Геология.

География.

Биохимия.

Биология (и сельхознауки, и медицинские науки).

Физиология человека.

Антропология.

4) Социальные науки:

А. История.

Археология.

Этнография.

Экономическая география. Социально-экономическая статистика. Б. Науки о базисе и надстройке:

Политическая экономия,

Науки о государстве и праве (юридические науки),

История искусств и искусствоведение.

В. Языкознание.

Психология.

Педагогические науки.

Науки об отдельных формах общественного сознания. К настоящему времени наиболее наиболее обстоятельно раз-работана классификация естественных наук, хотя и тут немало дискуссионных, спорных моментов. Например, существует ли гео-логическая форма движения материи и каково в связи с этим ме-сто геологии в иерархической лестнице наук? Слабо разработана классификация социально-гуманитарных наук. Каковы причины этого обстоятельства? В чем тут дело?

А дело тут, на наш взгляд, в том, что долгое время анализ науки и научного познания проводился по «модели» естественно-математического знания. Характеристики последнего считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно нагляд-но выражено в натуралистическом сциентизме. В последние де-сятилетия резко возрос исследовательский интерес к социально-гуманитарному познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания (об этом см. гл. VIII).