Жд ракетный комплекс баргузин. "баргузин" уходит на запасный путь. Что будет из себя представлять новый российский бжрк

БЖРК «Баргузин» - боевой железнодорожный ракетный комплекс, разрабатываемый на основе другого БЖРК - «Молодец». На данный момент разработка прекращена, и проект ракетный комплекс «Молодец» закрыт.

Что такое БЖРК? БЖРК - ракетный комплекс Баргузин железнодорожного базирования. То есть это поезд с несколькими ракетами на борту, замаскированный под простой гражданский состав и курсирующий по всей стране. «Баргузин», оружие которого — это термояденые ракеты, мог стать одним из таких составов.

История создания «Баргузина»

В онлайн-энциклопедии Википедия про БЖРК Баргузин написано:

  • 2012 год - начало работ по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин»;
  • Декабрь 2014 года - выбор боевой основы комплекса - ей стала ракета РС-24 «Ярс»;
  • Конец 2015 года - Сергей Каракаев, главнокомандующий РВСН, объявил, что проектирование эскизного варианта БЖРК завершено и началась разработка рабочих чертежей для комплекса;
  • Май 2016 года - генерал-полковник Виктор Есин озвучил примерные сроки создания и принятие на вооружение «Баргузина» - 2018–2025 годы;
  • Ноябрь 2016 года - на космодроме «Плесецк» успешно прошёл первый этап испытаний модифицированной ракеты РС-24 «Ярс», разработанной специально для БЖРК;
  • Декабрь 2017 года - объявление о прекращении работ над проектом.

Прародитель «Баргузина»

Сама по себе идея создания БЖРК как боевой единицы не нова и не принадлежала России или СССР. Первые попытки сделать нечто подобное предприняли США, но проект так и не был принят. А вот СССР идея с атомным поездом понравилась, и уже в 1969 году началась разработка проекта — ракетные поезда нового поколения Баргузин.

Первое боевое дежурство БЖРК «Молодец» начал нести в 1987 году.


В настоящее время большинство комплексов «Молодец» утилизированы по договору СНВ-2, существует лишь два поезда-музея.

«Баргузин» должен был стать глубокой модификацией «Молодца», но проект был закрыт. Разберём строение БЖРК на примере «Молодца».


Устройство

В состав указанного БЖРК входили три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами.

Комплекс «Молодец» выглядел как обычный состав из рефрижераторных вагонов.

Почтово-багажных и пассажирских вагонов. У четырнадцати вагонов было восемь колёсных пар, а у трех по четыре.

Три вагона маскировались под вагоны пассажирского парка, остальные, те, что имели восемь осей - под «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.


Вес ракеты составлял 104 тонны и для решения проблемы перегруза применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны. Кроме того, длина ракеты не должна была превышать длины стандартных вагонов, поэтому конструкция обтекателя головной части была переделана и стала раскладной.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута.

Алгоритм запуска следующий:

  • состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть;
  • пусковой контейнер за счёт системы гидравлики принимает вертикальное положение;
  • после этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты;
  • уже в воздухе ракета запускала маршевый двигатель.

Вся операция занимала около трёх минут. Каждое пусковое устройство могло работать как в составе поезда, так и отдельно от него.

Тактико-технические характеристики комплекса


Почему «Баргузин» не был принят на вооружение

Проект «Баргузин» был очень перспективным. Новость о его создании вызвала волну негодования на Западе. И не удивительно, ведь новый «Баргузин» должен был стать улучшенной моделью другого БЖРК «Молодец». То есть, вобрать от него лучшее и исправить недостатки.

Так, например, «Баргузин» должен был больше походить на обычный товарный состав, чем его предшественник.

В его строении отсутствовали такие признаки как удлинённый вагон, несколько дополнительных колёсных пар и локомотивов, а это немаловажный фактор маскировки. К тому же, БЖРК может в любой момент поменять вектор движения, что затруднит нанесение по нему ответного удара.


И несмотря на все эти преимущества, проект либо заморожен, либо вообще снят с производства. Почему? Есть несколько версий.

Первая - стратегический ход с дезинформацией противника. Старая добрая уловка, пусть потенциальный враг думает, что Россия действительно прекратила разработку БРЖДК нового поколения Баргузин, и ослабит бдительность.

Вторая - разработка действительно прекращена. И на это есть несколько причин. Например, ведущие разработчики вооружения не имеют единого мнения насчёт БЖРК в целом. У этого проекта боевой железнодорожный ракетный комплекс Баргузин есть как сторонники, так и противники.

Не стоит исключать и экономический фактор. Возможно, траты на ракетный поезд Молодец вышли бы слишком большими, и проект мог не оправдать себя. Также стоит добавить, что для армии создание БЖРК — ракетный поезд Баргузин никогда не являлся приоритетной задачей.

Однако, по заверению лиц, ответственных за данный проект, в случае надобности, железнодорожный ракетный комплекс Баргузин будет построен в кратчайшие сроки.


БЖРДК — поезд «Молодец» на стоянке

Характеристики комплекса БЖРК Баргузин

Ниже приведены характеристики БЖРК Баргузин: ракеты и некоторые характеристики всего комплекса в целом.


Ракеты на ЖД платформе

Конструкция БЖРК

Грубо говоря, как боевая единица поезд «Баргузин» никогда не существовал. Вся его разработка и конструкция находится на бумаге с грифом «СЕКРЕТНО», поэтому всё его описание носит предположительный характер.

С виду «Баргузин» представляет собой обычный товарный состав, коих огромное множество. И этим всё сказано. Разработчики были жестко ограничены требованиями железнодорожных стандартов.

То есть они должны вписаться в рамки современных подвижных составов, чтобы БЖРК по внешнему виду не отличался от обычного поезда. Так, ракета с пусковым контейнером должна размещаться в стандартном рефрижераторном вагоне, который имеет длину 24 метра.


Ракета БЖРК нового поколения во время развёртывания

В вагонах БЖРК нового поколения Баргузин устанавливаются межконтинентальные баллистические ракеты «Ярс» с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. Из-за тех же ограничений было принято решение сделать ступени ракет складными.

Кроме того, внутри локомотива размещены командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и личный состав. В случае атаки противника поезд останавливает и готовится к запуску. Створки на крышах вагонов разъезжаются в стороны, механизмы приводят ракеты в вертикальное положение и производится пуск.



Как выглядит со стороны БЖРК Баргузин, фото

Проект Баргузин — достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Скрытность. Благодаря маскировке под обычные поезда РЖД найти БЖРК проекта Баргузин потенциальному противнику будет крайне трудно даже при помощи спутника;
  • Манёвренность. В России огромное количество ж/д путей и «Баргузин» способен менять направление в любой момент, а это затруднит нанесение ответного удара;
  • Экономичность . Обслуживание одной единицы БЖРД обходится дешевле, чем обслуживание любого другого комплекса наземного базирования.

Недостатки:

  • Износ полотна . Вагон с ядерной ракетой намного тяжелее любого грузового вагона. Это вызывает дополнительную нагрузку на полотно и ускоряет его износ. И из-за внеочередного ремонта потенциальный противник может узнать примерный маршрут БЖРК;
  • Несерьёзность . К БЖРК по непонятной причине нет должного отношения. Да, это ядерный ракетный комплекс, но разработка подобных проектов никогда не была в приоритете. Ведь существуют проверенные временем и боем комплексы сухопутного, морского и подводного базирования;
  • Дороговизна . Несмотря на сравнительно небольшие траты на обслуживание, постройка такого комплекса очень недешёвая. И на данный момент в нём нет острой необходимости.


Новости про разработку нового поколения БЖРК, которые на некоторое время увяли, снова стали появляться.
На этот раз говорят (устами т/к "Звезда" от 7 марта ), что "Баргузин" близится к финальному этапу испытаний. Напомню, что бросковые испытания с Плесецка состоялись ранее. В 2014-15 гг. среди экспертов в этой области бытовало мнение, что проект "Баргузин" будет либо сильно отодвинут из-за кризиса, или даже вообще прекращён, в пользу "Ярсов" и "Сармата". Однако это не так - цикл разработки идёт, хотя утечек информации по проекту немного.

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года.

В статье ТВ-Звезды много бодряческого мусора, который надо фильтровать.
Однако есть и оговорки, почему в конце девяностых - начале нулевых старым БЖРК решили пожертвовать и снять поезда с боевого дежурства:


[...] Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.

В самом деле, "старый" комплекс: а) ракета БЖРК и её тех. сопровождение - днепропетровская; б) сам поезд и его регламентное обслуживание - павлоградский. В момент разработки и постановки на боевое дежурство это был единый советский ВПК, но потом СССР распался и к концу 1990-х стало понятно, что эксплуатировать стратегический комплекс с "чужим" сопровождением попросту опасно и поэтому его решили снять с БД. Что потом произошло с территорией Украина, вы сами прекрасно знаете - так что перестраховка в этом чувствительном и важном вопросе объяснима. С другой стороны, бывшие украинские кадры (наиболее ценные) в десятых годах большею частью , что убыстрило соотв. разработки.

Вот ещё дополнение, из этой же статьи:

[...] Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.

Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.

Судя по всему, ракету сейчас вполне смогут вписать даже в 4-осный товарный вагон, а не обязательно в 6-осный. Какую оболочку ему придадут - рефрижератора ли (которые сейчас массово выбывают из оборота на сети), товарного ли закрытого вагона, спецвагона ли - это пока вопрос. Но с "лёгкой" ракетой массой в 45-50 тонн уже становятся возможными разные варианты, а демаскировать такой вагон станет намного сложнее - ведь исчезнут многие выдающие его визуальные признаки (8-осная база, "крюки", подпоры и т.п.). Три тяговых тепловоза тоже уже, скорей всего, не будут нужны - растаскивать поезд на три позиции теперь не надо. И ракета легче, и воздействие на путь меньше - так что нагрузки миномётного старта не приведут к повреждению полотна. И подготовка к пуску в угрожаемый период, соответственно, быстрее.

[...] До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

Так что проект "Баргузин" едет и видимо, не за горами время, когда он "приедет".
Но контуры его пока неясны, и скорей всего, ряд параметров запутывают сознательно.

Не столь давно поезда с ядерными ракетами были грозным оружием Страны Советов и атомным кошмаром для вероятного противника. За поездами-призраками без особого успеха следила специальная группировка из 12 американских спутников. Но после развала СССР это уникальное оружие было поспешно и тщательно уничтожено.

За последние годы перевооружение армии превратилось из мечты в реальность. Министерство обороны регулярно принимает на вооружение новейшие образцы военной техники и снаряжения.

Ценители советского наследия явно заинтригованы сообщениями Министерства Обороны РФ о возобновлении производства Боевых Железнодорожных Ракетных Комплексов (БЖРК) на новом технологическом уровне.

Проект получил название «Баргузин», а вооружать новые БЖРК будут ракетами, близкими по конструкции к ракетам комплексов «Ярс». Ранее сообщалось, что новый ракетный поезд будет создан до 2018-2020 года.

Такой БЖРК уже стоял на вооружении Советского Союза в 80-х годах, но в соответствии с договором СНВ-2 ракеты 15Ж61 , составлявшие основу комплекса «Молодец», были демонтированы и уничтожены, а сами поезда пущены на металлолом.

Сообщать о том, что БЖРК вдруг вновь стали актуальны – как минимум некорректно. Актуальность была, никуда не делась и в перспективе будет. Но теперь у руководства государства достаточно политической воли, чтобы вернуть на железные дороги уникальное оружие, которое пытались, но так и не смогли создать в США.

История создания БЖРК

Само создание БЖРК было мерой вынужденной. Атомные поезда создавались как оружие возмездия, они должны были удерживать вероятного противника от соблазна нажать красную кнопку, а если это произошло, то нанести ответный удар.

В начале 70-х годов наша разведка добыла американские планы создания БЖРК и его фотографии. Для военных и политического руководства страны это был шок: перемещающийся по стране поезд практически невозможно было отследить, а значит, навести на него свою ракету.

Получалось, что США создают стратегическую систему, против которой у СССР нет противоядия. Но если мы не можем перехватить, то хотя бы создадим аналогичную угрозу, рассудили в ЦК КПСС и поставили такую задачу перед конструктором Владимиром Уткиным, возглавлявшим КБ «Южное» в Днепропетровске.

Уткину понадобилось всего 3 года, чтобы показать военным свой проект ракетного поезда.

Но тут выяснилось, что сами-то американцы ничего подобного не создают. Они лишь подбросили техническую дезинформацию, сфотографировав макет «ракетного поезда» на фоне природы.

США сначала собирались делать БЖРК, но быстро передумали. Железнодорожная сеть страны недостаточно разветвлённая, что сковывало передвижение ракетного состава, а значительная её часть находится в частной собственности, что делало проход подобного состава коммерчески невыгодным.

Была у американцев идея сделать этот поезд подземным. Проложить под землей кольцевую магистраль и по ней гонять состав: платить никому не надо, да и найти эту дорогу со спутника было бы невозможно.

От практической реализации этого проекта удержало только то обстоятельство, что для запуска баллистических ракет с подземки нужно было сделать в определённых местах люки. А они, как нетрудно предположить, имели чёткие координаты, что делает существование подземного ракетоносца бессмысленным. Если русские ракеты не поразят сам состав, то наглухо закупорить ракетные отдушины им точно не составит труда.

США отказались от строительства БЖРК из-за дороговизны и технической сложности проекта, взяв за основу стратегических ядерных сил атомные подводные лодки. Симметрично ответить СССР уже не мог.

Запад успел покрыть весь мировой океан сетью акустических станций и отслеживал перемещения наших ракетоносных субмарин. Конечно, советские подводники шли на различные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их никак не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.

Потому основой наших РВСН оставались шахтные пусковые установки. Потом появились подвижные наземные комплексы – «Пионеры» и «Тополя». Но в силу их габаритов и характерных очертаний скрытными их называть можно было все же условно.

Идея о том, что неплохо бы установить межконтинентальную ракету на железнодорожную платформу, возникла сразу же после появления твердотопливных ракет большого радиуса действия.

Первые жидкостные МБР были очень капризны в эксплуатации, требовали длительного обслуживания перед стартом и заправлялись высокотоксичным горючим. Все поменялось, когда в строю появились твердотопливные ракеты.

Длительный срок хранения таких ракет позволял вооружать ими подводные лодки, передвижные грунтовые комплексы и загружать их в шахты. Естественно, возник соблазн создать вооруженные ракетами поезда.

Американцев это особо не взволновало. Они посчитали, что ракетные комплексы, привязанные к железнодорожной колее, отслеживать из космоса будет очень легко. И просчитались.

Внешне, особенно сверху, БЖРК практически ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов.

Правда, тянули стратегические составы два-три тепловоза. Так многие поезда тянут два локомотива. А огромная по протяженности и разветвленности железнодорожная сеть СССР позволяла затеряться поездам так, что никакая самая совершенная спутниковая разведка их не фиксировала. У железнодорожников БЖРК получил название «поезд номер ноль».

Запускать ракеты можно было абсолютно из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом!

Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в три разные точки. После пуска состав можно было быстро укрыть в одном из тоннелей.

С момента получения команды на запуск до старта ракеты проходит порядка трех минут. Все делается в автоматическом режиме, а личному составу даже не требуется покидать вагоны.

Управление происходило из командного модуля, обладавшего повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу. Также специально для вагона управления были созданы антенны спецсвязи, которые обеспечивали устойчивый прием сигналов через радиопрозрачные крыши вагонов.

Преимущества Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса (БЖРК) очевидны.

Железнодорожный состав может преодолевать значительные расстояния, избегая ударов по заранее известным координатам. За день поезд БЖРК мог преодолеть расстояние свыше 1000 км.

Внешне отличить эти вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось.

Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью, на станции его встречали только несколько сотрудников КГБ, которые тоже не знали, куда направляется состав.

Засечь такой поезд со спутника – задача практически невыполнимая.

Поэтому такие поезда назывались «призраками» и БЖРК стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет «Першинг» в Германии.

Каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс 15Ж61 или РТ-23 УТТХ «Молодец». Габариты ракеты поражали: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. Дальность стрельбы составляла 10 100 км, кроме 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника.

Суммарная мощность залпа одного состава была в 900 выше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 Scalpel (Скальпель).

Хотя скальпель точный хирургический инструмент, а отклонение «Молодца» от цели составляло порядка полукилометра, с его мощностью это было не так важно.

Даже упав в 500 метрах от цели, боеголовка «скальпеля» была способна уничтожить такую защищенную цель, как шахтная пусковая установка, об остальных и говорить не стоит.

Но у БЖРК, как ни крути, есть и слабые места.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), обладает весьма солидной массой. Вес оснащенного ракетой вагона советского БЖРК «Молодец» достигал 150 тонн. Это налагало дополнительные требования на качество железнодорожных путей и приводило к их преждевременному износу.

Поэтому, чтобы распределить вес равномерно был создан специальный трех-вагонный сцеп. Также это помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала.

Второй проблемой был сам старт ракеты – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение.

Ракета стартовала по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель.

Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали «танцем», продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Третьей проблемой стала необходимость вписать ракету по габаритам в вагон-рефрижератор. Ее решили также просто, сделав обтекатель изменяемой геометрии. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель принимал определенную форму под действием порохового заряда (его еще называют «пороховой аккумулятор давления»).

Кроме того, старые инерциальные навигационные системы требовали заранее заданных координат пуска, поэтому на пути следования состава пришлось организовать специальные точки для запуска ракет, координаты которых, естественно, могли попасть в руки вероятного противника.

Теория, тактика и практика применения БЖРК

В теории, советские ракетные поезда в угрожаемый период должны были рассредоточиваться по стране, сливаясь с обычными товарными и пассажирскими составами. Отличить одни от других из космоса невозможно.

Значит, БЖРК мог безболезненно уйти из-под «разоружающего удара » американских баллистических ракет, и нанести свой ракетный залп с любой точки маршрута.

Но это в теории. С момента заступления на боевое дежурство в 1985 году, БЖРК покидали территорию своих баз всего 18 раз. Прошли всего 400 тысяч километров.

Ветераны РВСН вспоминают, что главными «врагами» БЖРК оказались не американцы, настоявшие на их утилизации в рамках договора СНВ-2, а собственное железнодорожное начальство.

БЖРК с надписью на бортах «Для перевозки лёгких грузов», после первого же прохождения по железнодорожным путям, заставлял не выдержавшее вандализма военных железнодорожное руководство тут же обратиться с петицией: «Дескать, война войной, но кто за ремонт дороги платить будет»?

Желающих платить не нашлось, и составы с ракетами по стране гонять не стали, а подготовку офицеров-машинистов ракетовозов стали проводить на гражданских составах, следующих по предполагаемым маршрутам движения БЖРК.

Это оказалось не только гуманней по отношению к железнодорожникам, но и значительно дешевле и безопасней. Военнослужащие получили необходимые навыки управления железнодорожным составом и визуального представления о маршруте следования. Что собственно и требовалось, ведь ракеты с БЖРК могут быть запущенны с любой точки маршрута следования.

Невозможность использовать всю территорию страны для боевого патрулирования, так же стало не единственной проблемой эксплуатации БЖРК.

При декларируемой возможности произвести пуск ракет из любой точки маршрута, ракетному поезду всё-таки была нужна точная топопривязка. Для этого по всему маршруту боевого патрулирования военные строили специальные «отстойники», куда в час «икс» прибывал поезд, привязывался к точке и мог произвести залп ракет.

Надо понимать, что это были далеко «не буранные полустанки», а хорошо охраняемые «стратегические объекты» с предательски выдающей их назначение инфраструктурой.

Кроме того, к моменту подписания СНВ-2 прекратил своё существование СССР. КБ «Южное», где создавались ракеты, оказалось на Украине, как и Павлоградский завод, где делали «рентные вагоны».

«Продлевать ресурс любого типа вооружения до бесконечности невозможно, – высказал своё мнение телеканалу ЗВЕЗДА бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин. – Это касается и БЖРК, особенно с учётом того, что этот уникальный комплекс создавался на Украине».

Впрочем, главными причинами отказа от комплекса всё-таки оказались нерешённая проблема развёртывания и возможности стрельбы ракетами с любой точки маршрута, что в сумме делало БЖРК не столь неуязвимым, как того хотелось. А значит, и не столь эффективным оружием.

Уничтожить любым путем!

С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения.

Если с шахтной установкой все просто: пуск ракеты засекается со спутника, затем неподвижная цель легко уничтожается, то с ядерными поездами все сложно.

Такой состав, если ориентироваться по электромагнитному излучению, движется по какому-то радиусу, покрывая площадь порядка 1-1,5 тыс. км. Чтобы гарантированно уничтожить поезд, нужно накрыть всю эту площадь ядерными ракетами, что физически очень сложно.

Проведенный советскими конструкторами эксперимент с кодовым названием «Сдвиг» показал отличную устойчивость БЖРК к воздействию воздушной ударной волны.

Для этого было взорвано несколько ж/д эшелонов с противотанковыми минами ТМ-57 (100 000 шт). После взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м.

Находившийся на некотором удалении ядерный поезд накрыла ударная волна, в обитаемых отсеках уровень акустического давления достиг болевого порога 150 дБ. Тем не менее локомотив серьезно не пострадал, и после определенных мер по приведению в боевую готовность был успешно имитирован пуск ракеты.

Ракетные поезда «Молодец» с тремя межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ были приняты на вооружение в 1987 году. Каждая несла по 10 боеголовок. К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

Конечно американцы не сидели сложа руки. Вот документально зафиксированный факт одной из секретной операции по выявлению советских ракетных поездов. Для этого под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.

Впрочем, после развала СССР ситуация коренным образом изменилась и американцы смогли покончить с советской угрозой.

Пришедший к власти Борис Ельцин по указанию из Вашингтона запретил выезд на дежурство «Скальпелей», а также обязался распилить на металл все 12 ракетных поездов.

Так под наблюдением американцев уничтожались «Скальпели».

Кроме того, по указанию Ельцина были запрещены все работы по созданию подобных систем.

Для разделки «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Под бдительным американским надзором были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Кстати, в это же время были ликвидированы (залиты бетоном) большинство пусковых шахт для мощнейших на тот момент ракет Р-36М, которые в НАТО получили обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan.(Сатана)

Естественно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга ни среди военных, ни среди экспертов.

Но нет худа без добра! За океаном изначально даже и не предполагали, что они сильно поспешили…

Ведь ракеты «Молодец» проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске, по большей части на заводе «Южмаш», который сейчас медленно, но верно разваливают украинские власти.

И если б под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, они бы повисли на нас тяжким бременем, т.к. техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Какова же современная ситуация?

За прошедшие годы ситуация с БЖРК заметно поменялась. Сегодня, на фоне обострения российско-американских отношений, Москва готова снова достать свой «козырь», способный серьёзно осложнить жизнь Вашингтона – возродить программу создания боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

В ответ на выход Соединенных Штатов из договора по ПРО, Россия в 2002 году вышла из СНВ-2. Теперь ограничения на разделяющиеся боеголовки больше не действуют и никаких формальных запретов на использование БЖРК не существует.

Серьезно улучшилась элементная база. Современные навигационные системы ушли далеко вперед и предварительного введения координат пуска больше не требуют.

Фактически от старого «Молодца» останется только Система экстренного отвода проводов контактной сети и минометный старт ракеты, который позволяет минимизировать повреждения состава и путей при запуске главного двигателя.

Каждый ракетный поезд «Баргузин» будет вооружен 6 межконтинентальными баллистическими ракетами РС-24 «Ярс». Это сухопутный вариант морской «Булавы». Эти ракеты хоть и несут всего 4 боеголовки, против десятка на 15Ж61, однако отличаются существенно большей точностью попадания, а главное – вдвое меньшим весом.

Когда начиналось ее создание, никто не мог и предположить, что разрабатывается единый ракетный комплекс для ВМФ и РВСН. «Булава» - для флота, а «Ярсы» могут базироваться на колесных шасси и железнодорожных платформах.

Благодарить надо бывшего начальника вооружения Вооруженных сил генерал-полковника Анатолия Ситнова. Именно он настоял, чтобы создавалась не просто новая ракета для подлодок, а именно многоцелевой унифицированный комплекс, способный работать и на море, и на земле.

Когда американцы про это все-таки узнали, было уже поздно – закрыть проект не удалось. Но все-таки, наверное, проектировщикам постоянно мешали некие внешние силы, так как работы над «Булавой» шли очень тяжело. Сегодня это не секрет.

Тем не менее коллективу Московского института теплотехники под руководством тогдашнего генконструктора и гендиректора Юрия Соломонова удалось почти невозможное. Видимо, не случайно весной Юрию Семеновичу было присвоено звание Героя Труда.

Что будет из себя представлять новый российский БЖРК?

В чем-то он очень похож на атомную подлодку стратегического назначения. Только более комфортную. Все вагоны поезда герметичны и очень прочны – даже взрыв ядерной боеголовки в нескольких сотнях метров от состава не должен вывести комплекс из строя.

Автономность – месяц. В течение этого времени экипаж может не покидать состав – воды и продуктов хватит. За сутки «Баргузин» сможет проходить до 1000 км. А может остановиться на «заброшенной» ветке в глухом лесу или спрятаться в неэксплуатируемом туннеле.

Кстати, тактика боевого применения новых БЖРК, скорее всего, станет отличной от той, которой придерживались «Молодцы».

В боевое положение ракеты приводятся в течение нескольких минут. Дальность стрельбы - 10 тыс. км, точность попадания – в радиусе 100 метров от цели. Головные части – маневрирующие, способные преодолеть любую из существующих систем ПРО.

Определить местонахождение ракетного поезда во время его боевого дежурства для технических средств разведки почти невозможно. Для БЖРК разработаны самые современные средства маскировки, мощные системы радиоэлектронной борьбы и новейшие способы защиты от террористов.

Новый БЖРК обещает быть еще более незаметным, чем предыдущий. Вместо трех старых тепловозов состав будет тянуть один современный. Таким образом, отличить боевой состав от обыкновенных товарных станет еще сложнее.

Также, в связи с меньшим весом ракет, изменяются требования к путям.

Ракета «Ярс» весит всего около 50 тонн, что практически совпадает с весом обыкновенного товарного вагона. Это уменьшает износ путей и позволяет использовать для перемещений значительную часть железнодорожной сети.

Кроме того, отпадает необходимость в разнообразных ухищрениях, характерных для советского комплекса, типа разгрузочных устройств, перераспределяющих часть веса на соседние вагоны.

А вот количество ракет в составе одного поезда вырастет с трех до шести. Учитывая меньшее количество боеголовок на каждой ракете, суммарный заряд получается меньше. Но благодаря возросшей точности попадания современный комплекс обещает быть более эффективным.

Заключение

Бросковые испытания ракеты для нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» состоятся в нынешнем году.

И возможно, в начале четвертого квартала, по результатам пуска в начале 2017 будет принято решение о развертывании полномасштабных работ по проекту БЖРК, сообщил журналистам генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.

«По БЖРК, как и сообщалось, в этом году планируются так называемые бросковые испытания. Они осуществляются с целью проверки правильности принятых проектно-конструкторских решений с точки зрения воздействия ракеты на агрегаты наземного пускового оборудования. Этот пуск гарантированно будет выполнен – это будет, наверное, начало четвертого квартала этого года. И состояние дел на сегодня таково, что внушает абсолютный оптимизм, что это будет сделано», - сказал Соломонов.

Новый российский БЖРК «Баргузин» будет исключительно отечественного производства. Этот комплекс станет более дешевым и быстрым ответом на развертывание американцами системы ПРО в Европе, в отличие от гиперзвуковых ракет и истребителей, работы над которыми к 2019 году еще только войдут в экспериментальную стадию.

Возникает вопрос, а почему бы вместо довольно-таки дорогих БЖРК не создать лишний полк грунтовых комплексов «Ярс»? Все-таки экономика России не в самом лучшем состоянии, к чему ее перегружать.

Казалось бы, да, но самое сложное и дорогое устройство в БЖРК - это ракеты, а их придется производить вне зависимости от выбранного типа размещения.

Кроме того, грунтовый комплекс хоть и мобильный, но дальность перемещения у него исчисляется десятками километров от места постоянной дислокации, а БЖРК может за сутки преодолевать до 1000 км, что при автономности состава в 28 суток позволяет надежно затеряться на просторах нашей страны.

Ну и самое главное - это курс на импортозамещение.

Если производство ракет давно переехало из Украины в Россию, то даже по названию колесных тягачей для «Ярсов»: МЗКТ-79221, - понятно, что производятся они на Минском заводе колесных тягачей.

Никаких претензий по качеству к Беларуси нет, но внутренняя политика России нацелена на полное импортозамещение в военной сфере. А с этой точки зрения БЖРК выглядит предпочтительней.

Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики. Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полёта ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН», – утверждает командующий РВСН С. Н. Каракаев.

Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трёх видов базирования – шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, резюмировал командующий РВСН.

Ну дай то Бог!

Борис Скупов

Россия, "Бит Жизни!", - Дмитрий Жеребцов.

История создания

Эта история относится к далеким 60-м годам. В этот период, две могущественные враждебные друг другу державы, США и СССР загоняли друг друга в пучину гонки вооружения. Американцы пытались, нарушив паритет, создать оружие, способное поставить СССР на колени. Советское руководства не желало с этим мирится и задумывалось над тем, как этого можно избежать и гарантировать своей стране возможность гарантированного ракетного удара ядерным арсеналом по стране потенциального врага.

Первый и самый очевидный вариант обеспечения ответного удара был связан с усилением защищенности ядерных пусковых установок, что обеспечивало возможность нанести ответный удар, в случае ядерной атаки агрессивного блока НАТО, как тогда его называли (и, надо признать, это было наиболее точное его описание, содержащее суть этой организации).

Но, вскоре стало ясно, что координаты наших пусковых установок хорошо известны Соединенным штатам. В 1961 году СССР в своем сообщении потрясло весь мир о том, что на Новой Земле было произведено испытание нового супероружия Водородная бомба, мощность 50 миллионов тонн тратила. Советское руководство прекрасно понимало, что подобное супероружие вскоре появится и в США. Один удар подобной бомбы в месте расположения пусковых шахт РВСН (Ракетные Войска Стратегического Назначения), не оставляло не единого шанса на ответный удар.

Кроме того, у Соединенных Штатов было на вооружении ракеты типа «Трайдент-2», способные глубоко проникнуть в грунт и разрушить инфраструктуру заземленного ракетного комплекса. А, размещенные в Европе ракетные комплексы, оснащенные ракетами «Першинг-2», при запуске, долетали до нас за 6-8 минут. Этого времени хватало, чтобы развернуть пусковую установку и открыть люк шахты. Но, не более того.

Таким образом, Советский Союз был лишен возможности нанести гарантированный ответный ракетно-ядерный удар по странам агрессоров. Всем стало ясно, что паритет нужно восстановить и, как можно скорее. Но, если нельзя надежно укрыть пусковые установки, то можно их сделать не уловимыми. Так родилась идея сделать их мобильными.

13 января 1969 года был подписан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.

Надо отметить, что данный комплекс был составляющим звеном гарантированного ответного удара Советского Союза, на ряду с мобильным ракетным комплексом 15П696 с ракетой РТ-15, он же объект 815 от 1965 года. И, БРПЛ «Р-11ФМ» созданная на базе наземной, оперативно-тактической ракеты «Р-11».

Так дали жизнь одной из могущественный и неуловимых военных ядерных пусковых установок на ЖД-платформе.

Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.

В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин: «Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин – саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: «А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!» Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре «холодной войны», и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ «Южное» Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!

Устройство БЖРК «Молодец»

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три - по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные - «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером - 126 т. Дальность стрельбы - 10100 км, длина ракеты - 23,0 м, длина пускового контейнера - 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты - 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.

На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993-2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

Ракета 15Ж61 выставлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабаново Калужской области.

Новый поезд-«призрак»

Российское военно-политическое руководство тоже не осталось равнодушным к идее ракетного поезда. Обсуждать вопрос о необходимости создания на замену утилизированному и отправленному в музеи «Молодцу» стали едва ли не с того дня, как последний БЖРК сняли с боевого дежурства.

Разработка нового комплекса, получившего название «Баргузин», была начата в России в 2012 году, хотя еще в июне 2010 года был обнародован патент, выданный ФГУП «Центральное конструкторское бюро «Титан» на изобретение, обозначенное как «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера». Головным исполнителем нового БЖРК стал Московский институт теплотехники – создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы».

В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «в настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса». «Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики, – подчеркивал Сергей Каракаев. – Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН».

«Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность», – цитировало тогда командующего РВСН агентство «Интерфакс».

В ноябре следующего, 2016-го года успешно прошли первые бросковые испытания МБР для перспективного ракетного поезда. «Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», – цитировало слова собеседника агентство Интерфакс. Представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ были настроены весьма оптимистично, сообщали, что на 2017 год запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса «Баргузин» и начало летно-конструкторских испытаний ракеты, предназначенной для него.

Миф или реальность?

Не так давно появилась информация о приостановке дальнейших испытаний БЖРК «Баргузин». В чем же дело? В банальной нехватке средств или в чем-то еще? Давайте разберемся.

Изначально, при создании «Молодца» ставка делалась на неуловимость и повышенную живучесть объекта. По замыслу, он должен быть не отличим от составов общехозяйственного назначения. Но, так ли он был не заметен? Стоящий на запасных путях состав БЖРК, мог не отличить от общехозяйственных составов разве только обыватель. Любой специалист мог легко установить его принадлежность к РВСН. Это и повышенное количество колесных пар, и строенный локомотив, применяемый только в горной местности или при транспортировке БЖРК. В общем, отличий было достаточно, и любой специалист мог их легко заметить.

Новый «Баргузин», несмотря на его максимальную замаскированность, тоже имел свои отличительные черты. Поэтому, говорить о неуловимости этих составов очень сложно. В данный момент, появилась информация о новейших разработках ВПК, способных преодолевать ПВО и ПРО противника и, гарантировать доставку боевой части к месту назначения. А их скорость не дает противнику шансов на их перехват. Современная военная доктрина России базируется на качественно иных принципах. Подобные разработки, превосходящие по скорости ракеты-перехватчик ПВО и ПРО противника и их относительная независимость при преодолении ПВО и ПРО, дает качественно новые возможности не только для нанесения ответного удара, но и для перманентного подавления возможности первичного удара потенциального врага.

Может в будущем Российские ВПК еще вернуться к этому вопросу, имея за плечами массу современнейших военных разработок. И, вопрос о возрождении проекта «Баргузин» будет решен на качественно ином научно техническом уровне.

В данный момент, современные военные разработки способны охладить даже самые горячие головы агрессивного блока НАТО. Им придется много раз подумать прежде чем ввязаться в новую военную авантюру против нашей страны. Современные военные разработки России, способны нивелировать любую агрессию против нашей страны и гарантирую наш спокойный и сладкий сон.

Метки

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

БЖРК ОКР "Баргузин"

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). ОКР по созданию БЖРК начата в 2012 г. и ведется Московским Институтом теплотехники (МИТ). До декабря 2014 г. обсуждалось, что создание комплекса возможно или на базе МБР или на базе МБР или с использованием наработок по межконтинентальной БРПЛ . Но в декабре 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что комплекс будет включать в свой состав МБР типа "Ярс" или "Ярс-М" ().

Маловероятно, что главным конструктором комплекса может быть т.к. в своих выступлениях в СМИ он неоднократно выступал против БЖРК как класса ракетных комплексов. До 2020 г. предполагается выполнить ОКР, создать и провести испытания опытных образцов БЖРК (по планам 2012 г.). После 2020 г. комплексы начнут поступать на вооружение РВСН ().

23 апреля 2013 г. заместитель Министра оброны России Юрий Борисов заявил, что в настоящее время ведется эскизное проектирование БЖРК, идет работа по техническим проектам (). 18 декабря 2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование завершится в первой половине 2014 г., но окончательное решение по проектированию БЖРК еще не принято (). В итоге эскизное проектирование комплекса завершено в конце 2014 г. (). В СМИ сообщается, что по состоянию на середину 2015 г. идет первый этап ОКР по созданию комплекса.

В декабре 2014 г. в СМИ заместитель главкома РВСН заявил, что разработка БЖРК вскоре может начаться, а главком РВСН днем позже заявил, что новый комплекс носит название "Баргузин". Разработка конструкторской документации начата в 2015 г. и её планируется завершить в середине 2016 г. (). Хотя позже в декабре 2015 г. источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию "Баргузина" перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 г. 12 мая 2016 г. в СМИ появилась информация о том, что "конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет", ясность по срокам наступит в 2018 г. ().

Начало развертывания нового БЖРК ожидается не ранее 2018 г., а скорее всего в 2019 г. (). в конце 2015 г. дата начала развертывания комплекса уточнена - 2020 г. ().

02.12.2017 г. в СМИ появилась информация о закрытии программы создания БЖРК (). Вероятно, по финснсовым причинам, а так же в связи с нецелесообразностью.


Иллюстрации к патенту ЦКБ "Титан" на железнодорожную пусковую установку ( via http://www.findpatent.ru).
Цифрами на схеме обозначены: 1 - ж/д-вагон или платформа, 2 - неподвижная подцапфенная балка, 3 - подъемная стрела, 4 - механизм подъема стрелы, 5 - подвижная рама, закрепленная на стреле с возможностью продольного перемещения, 6 - ТПК с ракетой, 7 - телескопические опоры, 8 - опорные плиты, 9 - поворотные тяги для "прицеливания" опорами на рельсы ж/д-полотна.


Пусковая установка - БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс. Старт осуществляется из ТПК, приводимого в стартовое положение в точке старта из специального железнодорожного вагона с раскрывающейся крышей. В состав БЖРК технически может входить несколько вагонов с МБР, а так же вагоны обеспечения боевого дежурства и, вероятно, технического обслуживания комплекса.

Есть вероятность того, что разработка пусковой установки БЖРК ведется ФГУП ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - за данным преприятием зарегистрирован патент на "Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера" (RU 2392573). Конструкторы (авторы патента) - В.А.Шурыгин, Б.М.Абрамович, Д.Н.Бирюков и И.В.Шапкин.

Разработка стартового оборудования с большой вероятностью ведется КБСМ в рамках темы "Баргузин". В 2013 г. КБСМ выполнялась разработка эскизного проекта агрегатов систем и комплекса вцелом, формировалась кооперация предприятий-соисполнителей, разрабатывлись ТЗ для контрагентов ().

Кроме того, по теме "Баргузин-РВ" в 2013 г. велась разработка эскизных проектов специальных железнодорожных формирований в ЦКБ Транспортного машиностроения.

Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками - что равно полку РВСН. В состав ракетной дивизии будет входить 5 полков БЖРК "Баргузин".

Ракета - вероятно использование ракеты, аналогичной ранее созданным межконтинентальным ракетным комплексам с минимальным временем активного участка траектории и с РГЧ ИН. В качестве вариантов могут рассматриваться в качестве базовых и МБР типа и МБР и БРПЛ . С большой вероятностью степень унификации по ракетам будет высокой, но менее 100%.

Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками с ракетами "Ярс" или "Ярс-М".

Конструкция ракеты - трехступенчатая ракета классической компоновки с последовательным расположением ступеней. С большой вероятностью ракета будет оснащаться комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО).

Система управления и наведение - инерциальная автономная.

Двигатели - РДТТ на всех ступенях.

Типы БЧ - РГЧ ИН (). Возможно использование перспективного маневрирующего боевого оснащения.

Статус : Россия
- 2012 г. - Московским Институтом Теплотехники начата ОКР по созданию БЖРК.

2013 г. - разработка эскизных проектов компонентов комплекса.

Источники :
Россия планирует создать новый БЖРК до 2020 года - ВПК. 26.12.2012 г. ().