Сочетание чу щу. Интернет урок по русскому языку «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу», где собраны задания и упражнения…

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Источник: интернет

1 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)

РАБОТА №1

ТЕМА: Слово, предложение, текст.

ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых не расходится с произношением; умение оформлять предложение на письме.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Трудимся.

Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.

Нарядная будет елка! (18)

Грамматические задания

В первом предложении над словами указать количество слогов.

Во втором предложении над словами поставить знак ударения.

В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.

*Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.

*Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Наш двор.

Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.

Во втором предложении найти слово из двух слогов.

*Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.

Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.

5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).

1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 1 неделя)

РАБОТА № 2 .

ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова.

ЦЕЛЬ: проверить навык правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова; умение оформлять предложение на письме.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)

Грамматические задания

Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.

*Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:

День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .

5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Зимний вечер.

На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)

Грамматические задания.

1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.

Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.

Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.

*Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.

*Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (март, 3 неделя)

РАБОТА № 3

ТЕМА: Гласные после шипящих.

ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, а также умение оформлять предложение на письме.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Пушистый снег укрыл зимний лес.

Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.

Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.

*Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:

ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..

5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)

Грамматические задания

Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.

Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача, нарисовать звуковую схему.

*Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

*Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .

1 КЛАСС, 4 ЧЕТВЕРТЬ (апрель, 3 неделя)

РАБОТА №4

ТЕМА: Заглавная буква в именах собственных.

ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)

Грамматические задания

Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.

Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.

*Вставь первую букву и запиши слова:

…ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.

5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил

он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.

3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.

4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.

5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

1 КЛАСС,4 ЧЕТВЕРТЬ (май, 3 неделя)

РАБОТА №5

Итоговая контрольная работа за 1 класс.

ЦЕЛЬ: проверить усвоение учащимися основ русской графики (оформление предложения, правописания слов на изученные правила)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)

Грамматические задания

2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.

4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……

узкий - …..

далеко- …

5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.

4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:

высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….

5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.

Предложение.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях,

в названиях городов и рек

№ 1. Слуховой диктант.

Дети рады зиме. Идет снег. Коля и Митя бегут домой. Руки зябнут.

№ 2. Зрительный диктант.

Названия городов и рек.

Чита, Казань, Уфа, Севастополь, Истра, Калуга, Ярославль, Углич, Ангара, Дон, Иртыш, Ока, Амур.

№ 3. Слуховой диктант.

Вася и Юра идут в школу. Оля пишет брату письмо. Он живет в Уфе. Там есть река Белая. Брат часто удит рыбу.

№ 4. Зрительный диктант.

1. Мой дядя Василий Петрович уехал в Саратов. 2. В Самаре живет моя тетя Ольга Алексеевна. 3. Евгения Николаевна учит детей. 4. Ксения Петровна - директор школы в Коломне.

№ 5. Зрительный диктант.

1. В Москве есть река Москва. 2. В Волгу впадают Ока и Кама. 3. Реки Сибири - Обь, Енисей, Амур, Лена. 4. Днепр и Днестр впадают в Черное море.

Слова с буквами я, ю, е, ё

№ 6. Зрительный диктант.

Заяц, сеял, малина, моя. Яша, земляника, лапа, лягушка, какая, ягоды, ячмень, твоя, стоять.

№ 7. Слуховой диктант.

1. Папа вел Яшу в ясли. 2. Зоя и Валя были в саду. 3. Оля играла в мяч.

№ 8. Зрительный диктант.

Индюк, утюг, ключ, луч, тюк, круг, варю, лук, дарю.

№ 9. Слуховой диктант.

1. Миша мал. Леша мял клюкву. 2. На лугу вол. Папа вел сына в школу.

№ 10. Зрительный диктант.

1. Гадюка - ядовитая змея. 2. Идет гусь. Идут гуси и гусята. 3. Рыбаки тянут сеть. Попал в сети большой окунь. 4. Часто идет дождь. 5. Медведи всю зиму спят. Медведь любит мед. 6. Летят журавли. Журавль - большая птица.

Примечание. Данный материал можно распределить на два диктанта.

Сочетания жи, ши

№ 11. Зрительный диктант.

Малыши, лужи, стрижи, ерши, рыжики, жир, пружина, сшил, пиши, шиповник.

№ 12. Слуховой диктант.

1. Я кормил ежика. 2. Ужи шипят. 3. У дома стоит машина. 4. Мы жили в лесу. 5. Стрижи летали у реки.

№ 13. Зрительный диктант.

Шестерка - шесть, шинель, шептать - шепот, хижина, желток - желтый, ширина - ширь, лужи, крыши.

Сочетания ча, ща, чу, щу

№ 14. Зрительный диктант.

Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку (берутся в основном слова, где написание не расходится с произношением) с использованием правил написания слов с сочетанием ча, ща, чу, щу . При диктовке четко проговариваются все встретившиеся орфограммы, незнакомые учащимся.

Зрительные диктанты

  1. Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок.
  2. Туча, свеча, овчарка, чайник, пища, щавель, площадь, чаша, пищали, грачата, прощай.
  3. Щука, чулан, щурился, чулок, стучу, тащу, угощу, научу, полощу.

Слуховые диктанты

Чижи
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

Гроза
Туча закрыла солнце. Перед грозой наступила тишина. Не кричат грачи. Не стучат дятлы. Не трещат сороки. (16 слов)

Встреча
Я забрел в чащу леса. Кусты и старые пни закрывали тропку. Зашуршала листва. Я испугался. А там был ежик. Вот так встреча! (22 слов)

Обыкновенная роща
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

Идет дождик
Тихо кругом. Под водой спят кувшинки. Только рыбы видят их красоту. Ива опустила веточки. Она грустит. Грустит и пес Чапа. (20 слов)

Объяснительные диктанты

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, живой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

Слог. Ударение. Звуки и буквы

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу.

Я с у пишу и чу, и щу.

(Из сборника “Занимательная грамматика”)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру – лучше,

Я бы строить дом пошел –

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нем

Удобно и просторно.

(В. Маяковский)

Щуря глаз И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы

(С. Михалков)

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнем

Да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

Но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

Жужжит, как пчела. (Самолет)

Одноглазая старуха

Узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком – торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывем на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолетики.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берет меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    3 класс Повторение изученного в 3 классе ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ Объяснить орфограммы в выделенных словах. УЧИТЕСЬ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ Природа – это волшебник. Она...

    ТЕКСТ УРОК 45 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ 242 Прочитай. Предложения какой группы связаны между собой по смыслу? Какую группу предложений можно озаглавить? Как? 1. Мы ходили...

    1 класс Слог. Ударение. Звуки и буквы Обозначение на письме согласных звонких и глухих СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Подчеркнуть буквы, обозначающие согласные...

    СЛОВО УРОК 71 БОЛЬШАЯ БУКВА В НАЗВАНИЯХ ГОРОДОВ, СЕЛ, УЛИЦ, РЕК 369 Спиши. Подчеркни большую букву в словах. Город Луцк, село Степное, улица Солнечная, река...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ § 33. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ – Числительные по своему составу делятся на простые, сложные и составные....

    ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 2 Культура речи ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Грамматические нормы Ср. p. Ж. р. М. р. Бюро Кольраби Кенгуру Жюри Леди Конферансье Интервью Мадам Маэстро Метро...

    Урок 13 Буквы о, а Учимся правильно произносить и писать слова с о в начале слова и в предударном слоге 91. Послушай стихотворение, которое прочитает...

    С НОВЫМ ГОДОМ! Же ше це Лес Цепь Мышеи Ужей Ниже Даже Хуже Уже Цена Шесть [ы] Ценный К шести Шесть – шесто́й По улице...

Найди и исправь ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

Записать, вставив буквы А или У.

Ч…й, ч…йник, ч…шка, ч…ща, рощ…, щ…вель, выруч…й, гуща, ч…сто, ч…с, ч…сы, ч…совой, ч…йка, туч…, ч…гун, хоч…, ч…сть, ч…б, ч…до, учу, щ…ка.

Записать и подчеркнуть сочетания букв ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ.

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога.

жи, ча, ща, щу.

Чижи.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев.

________________________________________________________________________
Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

Обыкновенная роща.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники!

Вставь пропущенные буквы. Спиши.

Начало зимы.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

На маш…не ш…шки, тащ… щ…ку, сш…ли ж…лет, круж…лись снеж…нки, кач…лись камыш…, у щ…ки щ…рёнок, наш… маш…ны, крич…т ч…йки и стриж…, Рыж…к сторож…т, выращ… щ…вель.

Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.
У шиповника красивые цветы.

Чудная картина, как ты мне родна.

Дедушке сшили новый жилет.

У машины резиновые шины.

У нас живёт собака Рыжик.

Вечером мы пили чай с шиповником.

В воздухе кружились пушистые снежинки.

Мыши живут в норке.

    Исправь ошибки Незнайки.

Жыл чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан . Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. жывёт чюдовище !

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у.

Сочетания ча-ща

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Пищ…, щ…ка, отвеч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

Ёж…к, мыш…, саранч…,

Ч…щ…, хиж…на, свеч…

1.Исправь ошибки Незнайки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан . Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище !

2. Спиши. Выучи стихотворные правила.

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у.

Сочетания ча-ща

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

3.Вставь пропущенные буквы. Прочитай полученные рифмовки. Спиши.

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Пищ…, щ…ка, отвеч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

Ёж…к, мыш…, саранч…,

Ч…щ…, хиж…на, свеч

Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ .

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ .

По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.

Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _)

Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _)

Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _)

Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _)

Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.
Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .

Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Ароматный чай - д_____________ чай,

просторные улицы - ш_____________ улицы,

толстый кот - ж____________ кот,

мохнатые ели - п_____________ ели?

огромные лужи -б ___________ лужи,

красивые цветы - ч___________цветы,

прекрасный малыш - заме____ый малыш,

Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

узкий - ш____________,

маленькие - б____________,

свои - ч__________________,

провожает - в_____________,

мёртвый - ж_____________,

редко - ч____________,

постная (пища) - ж__________,

говорить - м__________,

чистый - ч_м_________,

болтун - м__________,

радость - пе__________,

пряч_т - ищ________,

конец - н_______.

Припиши слева или справа сочетания "жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы получились слова.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

Напиши слова во множественном числе.

Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Коровы - м________, птецы - п__________, змея ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________, кони мч_т.

Спиши, вставь пропущенние орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Шиповник.
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.
Роща.
За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
Щука.
__вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__. __ка - рыба хитрая.
Дятлы.
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.

Спиши, подчеркни орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

В живом уголке жили ежи и ужи.

У Маши и Миши в чулане жили мыши.

У Ильича удача, есть машина и дача.

У грача грачата пищат.

У врача свеча горяча.

Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных.О каких животных идет речь?Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.

Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.

Ж_вут в холодных морях.

Самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных.

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

Записать. Подчеркнуть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

2. К слову вода

На рыбалке.

Живой уголок.

Пословицы.

__________________________________________________________________

Списать, вставив пропущенные буквы. Подчеркнуть в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на р..ке тиш..на. Мы плывём на ло..ке по ш..рокой протоке. По в..де плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. К слову вода подобрать однокоренные слова.

На рыбалке.

Мой папа любит рыбалку. Он ч..сто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на маш..не на озеро. Папа поймал большого лещ.. и щ..ку. Он положил их в садок.

1.В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

Живой уголок.

В нашей школе ж..вут еж.., мыш.. и заяц. Ребята ухаж..вают за ж..вотными. После уроков мы б..жим в ж..вой уголок и угощ..ем своих друзей чем-нибудь вкусным.

    Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

Пословицы.

1. Чуж..ми руками жар не загребай! 2. Ш..ла в мешке не утаишь. 3. Не спеш.. языком- торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово наруш..ть. 5. Как щ..ка ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Выпуск 56

Начался урок русского языка для дошкольников. Но вот незадача! Зубок опоздал. Прибежав в класс, взволнованный волчонок признался, что он решил разобраться, почему это на книжке со сказками прямо на обложке напечатано слово с ошибкой. Сказка называлась «По щучьему велению». Зубок решил, что слово «щучьему» написано неправильно. По его мнению, после «щ» нужно поставить букву «ю», как и слышится. Однако Василиса его заверила, что название сказки написано правильно. Есть такое правило в русском языке: чу щу пиши с буквой «у». Давайте вместе придумаем примеры слов, в которых можно увидеть правописание чу щу:
ЧУБ
ЧУДО
ЩУПАЛЬЦА
Замечательные примеры! В этих словах мы пишем чу и щу в начале слова. А в каких словах эти сочетания букв употребляются в конце?
УЧУ
ХОЧУ
ВЕРЕЩУ
А теперь усложняем задачу: нужно составить предложение из слов, в которых есть правило правописания чу щу. Вот что придумали ученики Шишкиной школы:
Иду в рощу, ищу чащу.
Чайка щами угощала щуку.
Щука ела одну гущу.
Друзья очень хорошо изучили правило правописания чу щу. Василиса предложила поиграть со словами. Нужно было помочь чучелу добраться до своего огорода. Для этого нужно вспомнить, что чу и щу пишется с буквой «у», и правильно расставить буквы в словах - препятствиях. Вот какие затруднения мешали чучелу дойти до своей цели: каланча, свеча, туча, чурбан, чаща.
Таким образом ученики закрепили следующее правило: чу щу пиши с буквой «у». Они даже сочинили песенку про правописание чу и щу:
Подружились «ч» и «ща»
С буквой «у» и с буквой «а».
И с тех пор «чу», «щу», «ча», «ща»
Пишем только с «у» и «а».