Скифы где они жили и чем занимались. Военное искусство скифов. Сообщение про скифов

Скифы – это кочевые племена, которые жили в VII веке до н. э. – IV век н. э.

Кто такие скифы

До сих пор идет спор, кто они такие. Кто-то считает, что они монголы, другие называют их арийцами.

Но все же большинство ученых исследователей считают, что, это люди, пришедшие из глубин Азии и относят их к ветви индоевропейского племени (возможно иранского).

Скифы, завоевали земли у киммерийцев от Дона до Дуная и создали могущественное Скифское государство.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/


Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье - степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии - Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/ (Наука и жизнь, Скифы. Что мы знаем о них)

Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье - степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии - Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/ (Наука и жизнь, Скифы. Что мы знаем о них)

Историки разделяют скифов на четыре группы:

  • царские скифы,
  • скифы-земледельцы (занимались земледелиям и выращивали зерновые культуры),
  • скифы-кочевники (занимались скотством),
  • скифы-пахари (оседлые земледельцы лесной Скифии).

История скифов

Скифы появились в VII веке до н. э. на территории Северного Причерноморья. У скифского народа не было собственной письменности, и единственное, что мы знаем про скифский народ, дал великий труд отца истории Геродота – «История». Больше фактов мы также можно узнать, исходя из археологических находок.

возможно скифы были такие фото

Рассвет державы скифов приходится на VI-III века до н. э. У Скифской державы была столица Неаполь, и крупный административный центр Каменское городище. Скифы вели торговлю с греками-колонистами и их полисами. Великая Скифская держава просуществовала до III века н. э. и была разбитая и ассимилированная сарматами.

Религия скифов

Геродот пишет, что у скифов делали человеческие жертвоприношения. Прародителями скифского народа, как считали сами скифы, были:

    Папай и Апи (греческий аналог: Зевс и Гера). Папай – бог неба, а Апи – богиня земли, воды;

    Табити – бог огня и передающий жертву от людей к богам.

Жители лесостепной зоны, сооружали храмы для поклонения и жертвоприношения богам. Все божественные обряди совершались вождями или царями. Скифов хоронили в курганах (гробницы, которые представляют собой большие земляные насыпи).

Мертвого скифа помещали в овальную яму, на дне была выстелена кора дерева или шкуры животных. Возле умершего складывали его личные предметы: лук, стрелы, керамику, потом перекрывали яму бревнами, накрывали очеретом и засыпали землей.

Царских скифов хоронили со всеми почестями, вырывали яму, яма облаживалась деревом. Возле усопшего слаживали золото, оружие, доспехи, убитых животных, амфоры и другие изделия из керамики.

Войны скифов

Скифы – народ, который за всем время своего существования пребывал в бесконечных войнах. Скиф-воин – это человек, небольшого роста на коне с луком и стрелами, и акинаком (небольшой меч). Скифский народ воевал и сражался с Дарием I (персидским царем), которому при всем своем могуществе, так и не удалось завоевать скифов.

войны скифов фото

Воевали также с Римской империей, с Македонским царем Филипом II. Вели войну с Сирией, Палестиной и станами Ближнего Востока, постоянно нападая на них и разоряя чужие земли. Существуют источники, которые подтверждают факт нападения и ограбления территорий Египта скифскими всадниками.

Поскольку скифы, преимущественно, кочевой народ, то сражались они верхом на коне или же в пешем строю и только в легких доспехах, что позволяло им совершать быстрые маневры, навязывать противнику место боя и изматывать тяжелые войска, той же Персидской империи.

Культура скифов

Культура скифского народа очень богата. Скифы хорошо знали искусство ковки железа, изготовления керамики, ювелирных изделий, пошива одежды.


Одним из самых известных ювелирных изделий скифского периода является золотая Пектораль, как пример великой культуры скифского народа. Пекторалью называют нагрудное золотое украшение из чистого золота, весом в 1140 грамм, найденное в 1971 году, археологом Б. Н. Мозолевским, в кургане Толстая могила.

Война в 512 году до н. э. скифов с персами, закончилась тем, что Дарий I не смог завоевать скифов с семисот тысячной армией, скифские всадники измотали, персидскую армию и персидский царь был вынужден оставить скифов и все свои замысли о завоевании Северного Причерноморья. Существуют неопровержимые факты, доказывающие набеги скифов на территорию Египта и ограбления Египетских городов. Египетский фараон был вынужден давать скифам дань золотом, чтобы они не грабили его государство

Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII - начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами».

Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Позднее термин «скифы» нередко применялся по отношению ко всем народам, населявшим евразийские степи, будь то кочевые племена или наши предки славяне. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией.

Шли столетия. Долгое время скифы оставались загадкой . Еще в начале XX в. этот образ оставался овеянным легендами и служил благодатной почвой для поэтов, писателей, художников. Всем хорошо известны знаменитые строки Александра Блока: «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы! С раскосыми и жадными очами!..».

Но каков был настоящий облик скифов, откуда они пришли и куда исчезли в волнах истории?

Окончательного ответа на все вопросы скифской истории нет, и вряд ли можно их получить. Но многое позволила узнать археология, открывшая удивительный мир скифских курганов, образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений. Древности скифов стали известны науке уже в XVIII в. Но научная база скифской археологии была создана в XX в. усилиями многих ученых. Благодаря археологии по-новому зазвучали и скудные строки античных сочинений о скифах.

В современной науке принято как узкое, так и расширенное толкование понятия «скифы». В первом случае «скифы» - это название только одного народа степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. Тогда других представителей различных культур, родственных скифам, называют народами скифского мира. Это савроматы, жившие к востоку от причерноморских скифов, саки в степях Казахстана и Средней Азии, меоты в Прикубанье и иные, имена которых история не сохранила.

Во втором случае ими называют все народы, жившие на обширной территории, но имевшие когда-то общее происхождение и обладавшие близкими чертами хозяйственного уклада, культуры. Близость культуры выражается в некоторых чертах повседневной жизни, обрядов и мировоззрения. В археологии все эти черты объединены в так называемой «скифской триаде». В нее включают оружие (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, боевые топоры), конское снаряжение (своеобразная узда) и предметы искусства скифского звериного стиля. Очень похожие типы этих предметов широко распространились в культурах народов, населявших степь и лесостепь Евразии со второй половины VIII в. до н. э. до первых веков новой эры. Вместе эти крупицы знаний открывают перед нами мир, на протяжении многих веков сохранявший свою самобытность и оставивший в летописи мировой цивилизации свою особую страницу.

Скифы: кто они и откуда

Происхождение этой культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого - отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов.

Изучая древние тексты, в которых античные и восточные историки упоминают имена скифских вождей, некоторые скифские слова, ученые все же могут кое что понять о происхождении скифов. Они говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки.

Но откуда и когда пришли представители скифской культуры в европейские степи, где с ними и познакомились , оставившие самые полные описания этого народа? До прихода сюда скифских племен здесь жили народы, также говорившие на иранских языках. Самыми известными из них были киммерийцы. История киммерийцев также полна тайн. На сегодняшний день точно не установлено, кто такие киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы - это родственные скифам кочевые народы, существовавшие с ними в одно время. Другие ученые предполагают, что понятие «киммерийцы» может быть одним из названий самих древних скифов. По легенде, которую приводит греческий историк V в. до н. э. Геродот, скифы-кочевники, пришедшие из Азии, изгнали киммерийцев с территории Северного Причерноморья. Но тот же Геродот в своей «Истории» приводит и другие легенды скифов. Согласно им, эта цивилизация в Северном Причерноморье жила извечно.

Легенды мало помогают решению вопроса о происхождении причерноморских скифов. Не дают прямого ответа и археологические источники. Ведь большинство скифских племен вело кочевое хозяйство и могло передвигаться на огромные расстояния за короткое время. Да и выделить их предков среди множества родственных племен со сходными чертами культуры очень сложно. Все же большинство ученых склоняются к тому, что основное ядро скифов Причерноморья составляли племена, пришедшие с востока, из за Волги.

И здесь вновь начинаются споры исследователей. Где сложились характерные черты скифской культуры?

Одни из них считают, что скифы пришли в Европу вполне сформировавшимся народом. В их культуре уже существовали все особенности «скифской триады»: отличавшие их виды оружия, конского снаряжения и украшений. Эта гипотеза получила название «центральноазиатской».

Сторонники другой теории, «переднеазиатской», с ними не согласны. Нет, говорят они, все эти черты у скифов сложились во время их походов в VII в. до н. э. за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, о которых известно из письменных источников и данных археологии. Там они заимствовали передовые виды вооружений и некоторые сюжеты искусства, включили их в свою культуру и принесли обратно в степи. Только после этого можно говорить о скифской культуре как о чем-то целостном.

Обе теории имеют веские аргументы в свою пользу. И в Центральной, и в Передней Азии есть сходные со скифскими предметы оружия и украшения. Но ни в одном из этих центров нет всего набора элементов культуры, характерных для скифов.

Но исследования археологов не стоят на месте. Все больше и больше аргументов появляется у третьей гипотезы происхождения скифской культуры - «полицентрической». На огромных просторах евразийских одновременно начинали возникать сходные в общих чертах культуры скифского типа.

Рекомендуем обратить внимание на сайт Vergesso.ru. Это статьи о магии, эзотерике, мистике, жизни после смерти, НЛО и инопланетянах, Бермудском треугольнике, снежном человеке, снах и сноведениях, детях Индиго, чудесах света настоящего и будущего и великих цивилизациях прошлого.

Степи Центральной Азии столетиями служили домом для многих кочевых народов. Племена скотоводов время от времени совершали набеги на соседние города. Первыми описал кочевников греческий ученый Геродот, живший в 5 веке до н.э. Племена, жившие на территории современного юга России и Украины, историк назвал скифами. Родственные скифам племена, которых Геродот называл саками, жили на территории Казахстана, Алтая, Туркмении, Узбекистана.

История

Скифы мигрировали из Центральной Азии на юг России в 7-8 веках до нашей эры. На этой земле скифы основали богатое, сильное государство с границами от Дона на востоке до Дуная на западе и центром в Крыму, существовавшее с 4 века до н.э. по 3 век до нашей эры.

Скифов боялись, и восхищались ими, воздавая дань их военному искусству, особенно талантам наездников. Миграция племени из Азии привела их на территорию киммерийцев, живших в горах Кавказа, и на равнинах к северу от Черного Моря. В войне, которая длилась около тридцати лет, скифы разгромили киммерийцев и оказались во главе империи, простирающейся от западной Персии через Сирию и Иудею к границам Египта. Мидийцы, населявшие Персию и Турцию, изгнали скифов из своих владений, оставив под их контролем только территории юга России.

Геродот описывает современных ему скифов как федерацию племен. Вероятно, не все народы этой федерации говорили на языке иранской группы. Большинство скифов были кочевниками, но встречались и земледельцы. Племена активно торговали с греческими городами в Крыму.

Из среды скифов выделялся класс правителей — богатых аристократов, которых Геродот называл «царскими скифами». Сохранились могилы царских скифов — курганы с большим количеством изделий из золота и других драгоценных металлов.

Племенами правил царь, власть которого наследовал старший сын. Во времена Геродота семья правителей Скифии породнилась с греческими аристократами.

В 514 году до нашей эры Дарий, третий из великих персидских царей, решил вторгнутся в Скифию. Персидская армия в количестве 700 тысяч человек, во главе с самим Дарием маршировала через южнорусские степи. Кочевники постепенно отступали, осыпая армию врагов градом стрел. В итоге Дарию так и не удалось навязать противникам генеральное сражение.

На переговорах с Дарием, послы скифов заявили: «У нас нет ни городов, ни плодородных пашен в этой земле, и мы не боимся, что ты разоришь их. Но если ты хочешь сразиться с нами быстро, посмотри вокруг, и увидишь могилы наших отцов. Попробуй коснуться их и увидишь, будем ли мы сражаться с тобой». В конце концов, царь персов повернул назад. На обратном пути отряды скифов постоянно нападали на его войско. Персы больше не пытались завоевывать северные земли, и в течение следующего столетия скифы единолично правили южнорусскими степями.

В четвертом веке до нашей эры скифское царство достигло наивысшего расцвета. Великий царь Атей объединил все скифские племена и расширил свою территорию до Дуная. В 339 году Атей был убит в битве с Филиппом II Македонским в возрасте 90 лет. Во второй половине 3 века до нашей эры решающий удар по скифам нанесли родственные им племена сарматов с Востока.

Государство скифов сохранилось в Крыму и на черноморском побережье современной Болгарии, где они первоначально захватили несколько греческих колоний, но потерпели поражение от армии греческого Понтийского государства. Столицей крымских скифов был Неаполь Скифский, расположенный в районе современного Симферополя. В середине третьего века нашей эры Неаполь был разорен племенами готов, тогда же племена скифов исчезают с исторической сцены.

Язык

Скифы не владели письменностью. Некоторые скифские слова были записаны Геродотом, например, «пата» — значило «убить», «ойор» – значило «человек», «арима» – означало «один». По этим отрывкам слов, филологи отнесли скифский язык к языкам иранской семьи индоевропейской языковой группы. Сами себя скифы называли скудами, что, скорее всего, значило «лучники».

Образ жизни

Народ скифов был одним из первых, приручивших лошадь, и первым племенем, широко использовавшим лошадь в войне. Сохранились богато украшенные скифские уздечки. Скифам было неизвестны стремена, они ездили на лошади, искусно удерживая равновесие.

Скифы были многоженцами. В отличии от соседнего племени сарматов, где женщины воевали рядом с мужчинами, у скифов женщина находилась в зависимом положении. После смерти родича, сын или брат умершего забирал жен себе. Женщины и дети скифов путешествовали вслед за армией на повозках.

На землях скифов в изобилии водилась рыба, можно легко было добыть дичь. Диета состояла из тушеного мяса, кумыса, сыра, овощей, таких как фасоль и лук.

Скифы были первым племенем, носивших подобие штанов. Этот вид одежды был создан для удобства при конной езде. Мумии в захоронениях были покрыты татуировками.

Армия

Скифская армия была составлена из свободных людей, которые получали только питание и обмундирование, но могли участвовать в разделе добычи, если демонстрировали голову убитого ими врага. Воины носили бронзовые шлемы в греческом стиле и кольчуги. Основным оружием был короткий меч – акинак, и лук с двойным изгибом. Каждый скиф имел по крайней мере одного коня, аристократам принадлежали огромные табуны лошадей.

Воины не только отрезали головы убитых врагов, но и изготавливали из их черепов чаши. Они украшали эти ужасные трофеи с золотом и с гордостью демонстрировали их своим гостям.

Искусство

Это племя оставило после себя огромное количество изделий из золота. Золотом была богато украшена одежда, оружие, доспехи. Металл добывался из месторождений в районе Алтая.

Скифы достигли большого мастерства в искусстве изготовления украшений, выработав так называемый «звериный» стиль. Украшениям придавалась форма животных – оленя, тигра, льва, лошади, кабана. Фигурки бегущих животных отражали их грацию, иногда на украшениях встречались сцены борьбы зверей друг с другом.

Умельцы скифов работали с самыми разнообразными материалами, включая дерево, кожу, кость, войлок. Сохранилось много предметов одежды, отделанных вышивкой. Часто одежда была украшена миниатюрными бляшками в виде фигурок животных. Сохранились гобелены с изображением сцен поклонения Великой Богине или фигур полулюдей-полуживотных, ковры из войлока.

Богатая коллекция скифских драгоценностей хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Основу коллекции составляют находки из кургана Пазырык на Алтае.

Не смотря на многие известные факты о скифах, остается еще много белый пятен в истории данного народа, которые еще предстоит разгадать.

No related links found



В результате двадцатипятилетних исследований доктор исторических наук, антрополог и скульптор установил, что существует закономерная зависимости между строением костей человеческого черепа и строением мягких тканей лица . Это открытие Герасимова открыло новые пути в изучении антропологии, этнографии и истории.

Появилась возможность изучения истории расселения человечества, перемещения племён и народностей по земному шару. Открытие М. М. Герасимова даёт возможность увидеть воочию портреты многих великих людей из исторического прошлого.

Применяя научную методику восстановления человеческого лица по черепу, Герасимов с большой точностью смог сделать документальное восстановление облика человека и создать скульптурный портрет, передающий облик некогда жившего исторического персонажа.

В VIII-II веках до н. э. в степях Причерноморья и Приазовья жили многочисленные племена скифов. Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Северному Причерноморью в в античную эпоху - в VI -V вв. до н. э. , в своей «Истории» рассказал об жизни, обычаях, религии, языке скифов. Из рассказов Геродота о сколотах мы узнаём, что скифские «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов – все вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами» (IV, 6.)


Геродот, очерчивая «скифский квадрат» племён , сообщает о кочевниках, степняках, не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений. Геродот говорит о них, как о людях, говорящих на другом языке, отличающимся от скифского. Например сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским». Геродот пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов - сколоты (skolot, skolt… )

«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами».

Фатьяновская археологическая культура 2 пол. III - сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век)

По лингвистическим, археологическим, архаичным славянским гидронимам северная часть «скифского квадрата» Геродота абсолютно совпадает с последующей Чернолесской археологической культуры X -VIII вв. до н. э.

Царские курганы скифов указывают на иерархию скифского общества, артефакты, найденные в скифских курганах, свидетельствуют об искусном владении скифских мастеров технологиями обработки металлов, художественными ремёслами.

Исследуя сотни скифских курганов, учёные генетики пришли к выводу, что антропологический , а не иранский. Осетин по национальности, В.И. Абаев, знаток древних иранских наречий, составил включив в него слова из сарматских наречий, пришедших на территорию Скифии, когда самой Скифии уже не существовало. (Георгий Дремин «Скифо-сарматские» наречия и «скифский» словарь В.И. Абаева).

Скифы занимались скотоводством, охотой, земледелием, они были знакомы с добычей и обработкой таких металлов, как золото, бронза, железо, медь.

Геродот в Истории (II, 167) пишет, что более всего скифы-кочевники «почитают благородными тех, кто занимается военным делом…». Скифы были сильные и смелые войны, часто совершали они набеги на земли своих соседей.

В скифских племенах женщины были равноправны с мужчинами и наравне с мужчинами молодые женщины участвовали в военных походах.

На берегу Куры, недалеко от небольшого грузинского городка Мцхета археологи обнаружили развалины древней столицы Грузии.

Упоминания об этом богатом и красивом городе есть в древнеримских историках, о нём пишут и путешественники, побывавшие в этих краях в первых веках до нашей эры.

На Северном Кавказе, близ Мцхета было найдено погребение скифской амазонки, похороненной с оружием в руках. Прекрасная амазонка погибла в расцвете лет в 66 году до н. э. Это произошло во время Понтийских войн , когда Римская империя воевала с понтийским царем Митридатом Евпатором, а скифские племена, жившие на кавказском побережье Чёрного моря, были союзниками Митридата.

"Скифский мир" сложился в 1-м тысячелетии нашей эры. Он возник в степях Евразии. Это культурно-историческая и хозяйственная общность, которая стала одним из самых выдающихся явлений древнего мира.

Кто такие скифы?

Слово "скифы" имеет древнегреческое происхождение. Его принято употреблять для обозначения всех североиранских кочевников. О том, кто такие скифы, можно говорить в узком и широком смысле слова. В узком так называют лишь жителей равнин Причерноморья и Северного Кавказа, отделяя их от близкородственных племен - азиатских саков, дахов, исседонов и массагетов, европейских киммерийцев и савроматов-сарматов. Полный список всех скифских племен, известных авторам древности, состоит из нескольких десятков названий. Мы не будем перечислять все эти народы. Кстати, некоторые исследователи полагают, что скифы и славяне имеют общие корни. Однако это мнение не доказано, поэтому его нельзя считать достоверным.

Расскажем и о том, где жили скифы. Они занимали огромную территорию от Алтая до Дуная. Скифские племена со временем присоединили к себе местное население. У каждого из них появились свои особенности духовной и материальной культуры. Однако все части огромного скифского мира объединяла общность происхождения и языка, обычаев и хозяйственных занятий. Интересно, что персы считали все эти племена одним народом. Скифы имеют общее персидское название - "саки". Его употребляют в узком смысле для обозначения населяющих Среднюю Азию племен. К сожалению, мы можем судить лишь на основании косвенных источников о том, какими были скифы. Фото их, конечно, не существует. Более того, исторических сведений о них не так много.

Внешний вид скифов

Изображение на вазе, обнаруженной в кургане Куль-Оба, дало исследователям первое реальное представление о том, как жили скифы, как они одевались, каким было их вооружение и внешний облик. Эти племена носили длинные волосы, усы и бороду. Они одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. На ногах у них были кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. Голову скифов покрывали войлочные остроконечные шапки. Что касается оружия, у них были лук и стрелы, короткий меч, четырехугольный щит и копья.

Кроме того, изображения этих племен встречаются и на других предметах, обнаруженных в Куль-Обе. Например, на золотой бляшке представлены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам древних авторов.

Железный век и скифская культура

Образование скифской культуры проходило в эпоху распространения железа. Оружие и орудия труда из этого металла пришли на смену бронзовым. После того как был открыт способ изготовления стали, железный век окончательно победил. Инструменты, сделанные из стали, совершили настоящую революцию в военном деле, ремесле и земледелии.

Скифы, территория распространения и влияние которых были внушительны, жили в раннем железном веке. Эти племена владели передовыми технологиями, которые использовались в то время. Они могли добывать железо из руды, затем превращать его в сталь. Скифы использовали разные приемы наваривания, цементации, закаливания, ковки. Именно через эти северной Евразии познакомились с железом. Навыки металлургии они позаимствовали у скифских ремесленников.

Железо в Нартовских сказаниях обладает волшебной силой. Курдалагон - небесный кузнец, который покровительствует героям и богатырям. Идеал мужчины и воина воплощает Нарт Батраз. Он рождается железным, а затем проходит закалку у небесного кузнеца. Нарты, побеждая неприятелей и захватывая их города, никогда не трогают кварталы кузнецов. Так осетинский эпос древности в виде художественных образов передает атмосферу, характерную для раннего железного века.

Почему появились кочевники?

На бескрайних просторах, от находящегося на западе Северного Причерноморья до расположенных на востоке Монголии и Алтая, более 3 тыс. лет назад стала складываться весьма оригинальная разновидность кочевого хозяйства. Она охватила существенную часть Центральной Азии и Южной Сибири. Этот тип хозяйства сменил оседлый скотоводческо-земледельческий быт. Целый ряд причин вызвал столь важные перемены. Среди них - изменение климата, в результате которого высохла степь. Кроме того, племена освоили езду на лошади. Состав стад изменился. Теперь в них начали преобладать лошади и овцы, которые могли добывать себе зимой.

Эпоха ранних кочевников, как ее называют, совпала с важной вехой истории, когда человечество осуществило большой исторический шаг - железо стало основным материалом, применяющимся для изготовления как орудий труда, так и оружия.

Жизнь номанов

Рациональная и аскетичная жизнь номанов проходила по суровым законам, которые требовали от племен владения верховой ездой и отличных воинских навыков. Необходимо было быть готовым в любой момент защитить свое имущество или захватить чужое. Основным мерилом благосостояния для номанов был скот. Предки скифов получали от него все самое необходимое: кров, одежду и пищу.

Практически все номаны степей Евразии (за исключением восточных окраин), по мнению многих исследователей, были ираноязычными в ранний период своего развития. Более тысячелетия длилось господство в степи ираноязычных кочевников: с 8-7 в. до н. э. по первые века н. э. Скифская эпоха стала временем расцвета этих иранских племен.

Источники, по которым можно судить о скифских племенах

В настоящее время лишь фрагментарно известна политическая история многих из них, а также их сородичей (тохаров, массагетов, даев, саков, исседонов, савроматов и др.). Античные авторы описывают в основном деяния крупных вождей и военные походы скифов. Другие особенности этих племен их не интересуют. О том, кто такие скифы, писал Геродот. Только у этого автора, которого Цицерон назвал можно найти довольно подробную характеристику традиций, религии и быта этих племен. Долгое время о культуре североиранских кочевников имелись весьма скудные сведения. Только со 2-й половины 19-го века, после раскопок курганов, принадлежавших скифам (на Северном Кавказе и Украине), и анализа сибирских находок сложилась целая научная дисциплина, именуемая скифологией. Ее основателями считаются крупные российские археологи и ученые: В. В. Григорьев, И. Е. Забелин, Б. Н. Граков, М. И. Ростовцев. Благодаря их исследованиям мы получили новые сведения о том, кто такие скифы.

Свидетельства генетической общности

Несмотря на то что различия в культуре скифских племен были довольно велики, ученые выделили 3 элемента, которые говорят об их генетической общности. Первый из них - конское убранство. Второй элемент триады - определенные виды оружия, которые использовали эти племена (кинжалы-акинаки и небольшие луки). Третий - то, что в искусстве всех этих кочевников преобладал звериный стиль скифов.

Сарматы (сармоваты), опустошившие Скифию

Эти народы в 3-м веке н. э. вытесняет следующая волна кочевников. Новые племена опустошили существенную часть Скифии. Они истребили побежденных, а большую часть страны превратили в пустыню. Об этом свидетельствует Скифы и сарматы - племена, которые пришли с востока. Довольно обширна номенклатура сармоватов. Известно также о том, что существовало несколько союзов: роксоланы, языги, аорсы, сираки… Культура этих кочевников имеет множество сходств со скифской. Это можно объяснить религиозным и языковым родством, то есть общими корнями. Сарматский звериный стиль развивает скифские традиции. Его идеологическая символика сохраняется. Однако скифы и сарматы характеризуются наличием своих особенностей в искусстве. У сарматов оно является не просто заимствованием, а новым культурным феноменом. Это искусство, которое было порождено новой эпохой.

Развитие аланов

Возвышение аланов, новой североиранской народности, происходит в 1-м веке н. э. Они распространяются от Дуная до Приаралья. Аланы участвовали в проходивших на Среднем Дунае Маркоманских войнах. Они совершали набеги на Армению, Каппадокию и Мадию. Эти племена держали под контролем Шелковый путь. Вторжение гуннов, произошедшее в 375 году н. э., положило конец их господству в степи. Значительная часть аланов отошла в Европу вместе с готами и гуннами. Эти племена оставили свой след во множестве топонимов, которые встречаются на территории Португалии, Испании, Италии, Швейцарии и Франции. Считается, что аланы с их культом воинской доблести и меча, с их военной организацией и особым отношением к женщине находятся у истоков европейского рыцарства.

Эти племена в течение всего средневековья были заметным явлением в истории. Наследие степи зримо ощущается в их искусстве. Осев в горах Северного Кавказа, часть аланов сохранила язык. Они стали этнической основой в образовании современных осетин.

Разделение скифов и савроматов

Скифы в узком значении, то есть европейские скифы, и савроматы (сарматы), как считают ученые, разделились не раньше 7-го века до н. э. Их общие предки до этого времени населяли степи Предкавказья. Только после походов в страны, находящиеся за Кавказом, савроматы и скифы разошлись. Отныне они стали жить на разных территориях. Киммерийцы и скифы начали враждовать. Противостояние между этими народами закончилось тем, что скифы, сохранив себе основную часть северокавказской равнины, захватили Северное Причерноморье. Киммерийцев, обитавших там, они частично вытеснили, а частично подчинили себе.

Савроматы же теперь населяли степи Приуралья, Поволжья и Прикаспия. Река Танаис (современное название - Дон) являлась границей между их владениями и Скифией. В древности была популярна легенда о происхождении савроматов от браков скифов с амазонками. Этой легендой объясняли то, почему савроматские женщины занимали высокое положение в обществе. Они ездили верхом наравне с мужчинами и даже участвовали в войнах.

Исседоны

Исседоны также отличались равноправием полов. Эти племена жили восточнее савроматов. Они населяли территорию нынешнего Казахстана. Эти племена славились своей справедливостью. Их приписывали к народам, не знающим обиды и вражды.

Дахи, массагеты и саки

Дахи обитали у Каспийского моря, на восточном его побережье. А к востоку от них, в полупустынях и степях Средней Азии, находились земли массагетов и саков. Кир II, основатель Ахеменидской державы, в 530 году н. э. совершил поход на массагетов, населявших области у Аральского моря. Этими племенами правила Она не захотела стать женой Кира, и тот решил силой завладеть ее царством. Персидская армия в войне с массагетами была разгромлена, а сам Кир погиб.

Что касается саков Средней Азии, эти племена разделились на 2 объединения: саки-хаумаварга и саки-тиграхауда. Так их именовали персы. Тигра в переводе с древнеперсидского означает "острый", а хауда - "шлем" или "шапка". То есть саки-тиграхауда - саки в остроконечных шлемах (шапках), а саки-хаумаварга - почитающие хаому (священный напиток ариев). Дарий I, персидский царь, в 519 году до н. э. совершил поход на племена тиграхауда, завоевав их. Скунха, плененный вождь саков, изображен на рельефе, высеченном по приказу Дария на Бехистунской скале.

Культура скифов

Следует отметить, что скифские племена создали довольно высокую культуру для своего времени. Именно они определили путь дальнейшего исторического развития множества регионов. Эти племена участвовали в образовании многих народов.

В империи Чингисхана хранились скифские летописи, была представлена богатая литература со сказаниями и легендами. Есть основания надеяться, что большая часть этих сокровищ сохранилась до наших дней в подземных хранилищах. Культура скифов, к сожалению, остается малоизученной. В древнеиндийских сказаниях и ведах, в китайских и персидских источниках говорится о землях района Сибири-Урала, на которых жили необычные люди. У плато Путорано, как считали они, были расположены обители богов. Эти места привлекали внимание правителей Индии, Китая, Греции, Персии. Однако интерес обычно заканчивался экономической, военной или другой агрессией против великих племен.

Известно, что в Скифию в разные времена вторгались войска Персии (Дарий и Кир II), Индии (Арджуна и др.), Греции (Александр Македонский), Византии, Римской империи и т. д. Нам известно из исторических источников и о том, что интерес к этим племенам со стороны Греции проявляли: врач Гиппократ, географ Гекатий Милетский, трагики Софокл и Эсхал, поэты Пандор и Алкаман, мыслитель Аристотель, логограф Дамаст и др.

Две легенды о происхождении Скифии, рассказанные Геродотом

Геродот рассказал две легенды о происхождении Скифии. Согласно одной из них, Геракл, находясь здесь, встретил в Причерноморье (в пещере земли Гилея) необычную женщину. Ее нижняя часть была змеиной. Три сына родилось от их супружества - Агафирс, Скиф и Гелон. От одного из них и произошли скифы.

Кратко изложим и другую легенду. Согласно ей, первым на земле появился человек, которого звали Таргитай. Родителями его являлись Зевс и Борисфена (дочь реки). У них родилось трое сыновей: Арпоксай, Липоксай и Колаксай. Старший из них (Липоксай) стал родоначальником скифов-авхатов. Траспии и катиары произошли от Арпоксая. А от Колаксая, младшего сына, - царственные паралаты. Эти племена все вместе называются сколотами, а скифами их стали именовать греки.

Всю территорию Скифии Колаксай сначала разделил на 3 царства, которые достались его сыновьям. Одно из них, то, где хранилось золото, он сделал наибольшим. Область, находящаяся к северу от этих земель, покрыта снегами. Около I тысячелетия до н. э. возникли скифские царства. Это было время Прометея.

Связь скифов с Атлантидой

Конечно, нельзя считать историей народов Скифии легенды о родословной царей. Считается, что история этих племен имеет корни в Атлантиде, древней цивилизации. В эту империю входили, кроме острова в Атлантическом океане, где была расположена столица (Платон описал ее в диалогах "Критий" и "Тимей"), земли на северо-западе Африки, а также Гренландии, Америки, Скандинавии и северной части России. К ней же относились и все области, находившиеся вокруг Северного географического полюса. Расположенные здесь островные земли именовались Средиземьем. Их населяли далекие предки азиатских и европейских народов. На карте Г. Меркатора, относящейся к 1565 году, представлены эти острова.

Хозяйство скифов

Скифы - народ, военная мощь которого могла сложиться только на крепкой социально-экономической основе. И у них была такая база. В скифских землях более 2,5 тысячи лет назад был более теплый климат, чем в наше время. У племен было развито животноводство, земледелие, рыболовство, осуществлялось производство кожаных и сукновальных товаров, тканей, изделий из керамики, металлов и дерева. Изготавливалось военное снаряжение. По качеству и уровню продукция скифов не уступала греческой.

Племена обеспечивали себя всем, что было необходимо. Они занимались железа, меди, серебра и других полезных ископаемых. У скифов производство литья достигло очень высокого уровня. Как сообщает Геродот, составивший описание скифов, в 7-м веке до н. э., при царе Арианте, эти племена отлили огромный медный котел. Толщина его стенки составляла 6 пальцев, а емкость - 600 амфор. Он был отлит на Десне, к югу от Новгород-Северского. Во время нашествия Дария этот котел был спрятан к востоку от Десны. Здесь же велась добыча и медной руды. Скифские золотые реликвии спрятаны на территории Румынии. Это чаша и плуг с ярмом, а также обоюдоострая секира.

Торговля скифских племен

Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме боевых колесниц и колесных повозок, скифы строили речные и морские льнокрылые корабли на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. Чингисхан брал из этих мест мастеров для создания флота, предназначенного для завоевания Японии. Иногда скифы строили подземные ходы. Они прокладывали их под крупными реками, применяя технологию горнорудного производства. Кстати, в Египте и в других государствах также прокладывались тоннели под реками. В печати неоднократно сообщалось о подземных ходах, находившихся под Днепром.

Оживленные торговые пути из Индии, Персии, Китая пролегали через скифские земли. Товары доставлялись в северные районы и Европу по Волге, Оби, Енисею, Северным морям, Днепру. Эти пути действовали вплоть до 17-го века. В те времена на берегах были города с шумными базарами и храмами.

В заключение

Каждый народ проходит свой собственный исторический путь. Что касается скифов, их путь не был короток. Более тысячи лет отмерила им история. Долгое время скифы являлись главной политической силой на большой территории, находящейся между Дунаем и Доном. Изучением этих племен занималось множество выдающихся историков и археологов. Исследования не прекращаются и по сей день. К ним присоединяются специалисты, представляющие смежные области (к примеру, климатологи и палеогеографы). Можно ожидать, что сотрудничество этих ученых позволит получить новые сведения о том, какими были скифы. Фото и информация, которая была изложена в этой статье, надеемся, помогли вам составить общее представление о них.