Миф или легенда из библии. Библейские мифы

О создании мира

Сначала Бог создал небо и землю, потом свет. Свет назвал "день", а тьму - "ночь". На второй день Бог создал твердь посреди воды, назвал землей, а воду - морем. На земле выросла трава, злаки, давали семена, деревья. Далее Бог создал рыб, пресмыкающихся, птиц.

О первых людей Адама и Еву

И создал Бог человека по своему образу и подобию, дал власть над рыбами, птицами, животными, пресмыкающимися. Это был день шестой.

Бог создал мужчину. И был тот человек, Адам, совсем сир. Когда он заснул, Бог вынул у него ребро и создал из него женщину, Еву. Прекрасно жили в райском саду Адам и Ева. Все им разрешалось, кроме как есть плоды с дерева познания добра и зла. Дьявол в образе змея соблазнил Еву - она попыталась плод запретного дерева, еще и Адама уговорила сделать это. Бог узнал, рассердился и выгнал Адама и Еву.с рая. Теперь они стали смертными: Адам должен был всю жизнь работать в поте лица, а Ева - в муках рожать детей. Так пошли на земле первые люди и был совершен первый грех.

О потоп на земле

Люди грешили, не слушали Божьих наставлений, поэтому Господь решил их наказать, уничтожить род человеческий через всемирный потоп. Только благочестивому Ноевы сказал он, чтобы тот построил большой корабль-ковчег, посадил туда свою семью и взял "всякой твари по таре" - животных, птиц, разной живности.

Ной так и поступил. Начался дождь, который продолжался сорок дней и сорок ночей. Все было затоплено. Долго плыл корабль по водной пустыне. Ной выпустил ворона, тот полетал-полетал и вернулся - нет суши. Через неделю Ной выпустил голубку, и та вернулась. Еще через неделю голубка принесла зеленую веточку. Это означало, что земля близко. Вышел Ной на сушу, и от него начался новый род человеческий, а от животных, что он выпустил, - их род.

Про Вавилонскую башню

Много людей жило на земле. Все говорили на одном языке, И они задумали построить высокую, до неба, башню, чтобы прославить себя. Бог, увидев, что люди ради своей гордыни взялись за не-и угодну ему дело, сделал так, что строители стали разговаривать на разных языках, не понимая друг друга. Им пришлось покинуть строение и разбрестись в разные стороны. Башня со временем развалилась, а город назван Вавилоном, то есть "смешением".

О Моисее

Одному израильскому супругам Господь подарил сына. Чтобы ребенок не попал в руки злых египтян, мать поначалу прятала ее, а потом вынуждена была сплести корзину, положить туда младенца и пустить в реку. За тем, куда поплывет корзину, следила ее дочь. Корзина пристал к берегу, где купалась царская дочь. Доброй царевне стало жаль мальчика, и она взяла его. А тут подошла девочка и сказала, что может найти кормилицу для ребенка. И привела свою мать. Царевна приказала женщине взять ребенка, вскормить ее, а как вырастет, привести к ней. Мать очень обрадовалась - теперь ее сыну ничего не угрожает. Когда мальчик подрос, его отвели к царевны, и полюбила его, как родного, назвала Моисеем ("тот, кого достали из воды, из корзины"), многому научила, поэтому он вырос умным человеком.

Однажды Моисей, увидев, что египтянин немилосердно бьет рабочего-еврея, вступился за бедного, при этом убил надзирателя. Об этом узнал фараон - и Мойсееві пришлось бежать. В чужой земле он вступился за дочерей тамошнего священника, потом женился на одной из них

Однажды Моисей, выпасая овец, увидел куст, который горел и не сгорал, потом услышал голос Господа, который приказал ему вывести израильтян из рабства. Моисей сказал, что люди могут ему не поверить. Тогда Господь превратил его жезл в змею, со здоровой руки сделал больную и наоборот, превратил воду в кровь и сказал, что Моисей может показать эти чудеса израильтянам, чтобы те поверили ему как посланнику Божьему.

Сорок лет Божий вел через пустыне свой народ к земле обетованной. За это время многие израильтяне отчаялись, стали жаловаться и ругать Моисея. Когда путешественники подошли к горе Синаю, то Господь передал Моисею десять своих заповедей, записанных на каменных досках, чтобы он рассказал о них народу.

Десять заповедей Божиих

Пусть у тебя не будет других Богов, кроме меня. Возлюби ближнего своего как самого себя! Не сотвори себе кумира. Не называй имени Господа напрасно. Помни день субботний. Шесть дней работай, а седьмой отдай Господу. Почитай отца и мать своих. Не убивай! Не прелюбодействуй! Не воруй! Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего! Не желай ничего из того, что тебе не принадлежит, не завидуй.

Притча о блудном сыне

У одного человека было два сына. Вот младший попросил, чтобы отец отдал ему его долю имущества. Отец отдал, а сын уехал в чужих краев, пил там, гулял и быстро растратил все деньги. Остался бедным, голодным, исчезли и его "друзья". Он обнищал, что готов был есть свиной корм. И решил пойти к родному отцу хоть батраком. Вернулся, а отец встретил его радостно, дал лучший одежду и наилучшую еду. Старший брат обиделся, ведь он нигде не блуждал, денег зря не тратил, добросовестно работал, но для него никогда не устраивали такого пышного банкета. Тогда отец сказал: "Ты всегда со мной, дитя мое, и все мое - твое! Надо веселиться и радоваться, потому что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

Притча о сеятеле

Вышел сеятель сеять семя. То, что упало край дороги, затоптали. Что упало на каменистую почву - засохло без влаги. Несколько упало в терние и было им заглушенное. А то, что упало на добрую землю уродилось стократно.

Зерно - Слово Божье. Зерна край дороги - это те, у кого дьявол забрал из сердца это слово. Что на каменистой почве - это те, кто отошел во время испытаний. Которые между терном - это те, что забывают слово Божье за ежедневными хлопотами и богатством, не дают плода. Зерна на доброй земле - это те, кто услышит Слово и сохранит в искреннем и добром сердце.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Библия - это сборник религиозных книг, созданных в разные времена. Состоит она из двух основных частей - Ветхого и Нового Заветов. Это одна из самых популярных книг в мире, и не только через религиозные наставления, которые в ней содержатся, но и через высокую художественную стоимость, общечеловеческие моральные идеалы олицетворенные в библейских образах, в образе Иисуса Христа, в десяти Божьих заповедях.

Наша религия опирается на сборник священных текстов, названных Библией. Размещенные в ней сказания повествуют о многочисленных событиях от сотворения мира. Рассмотрим в нашей статье самые известные из них.

Структура Библии

Писание создавалось множеством авторов на протяжении долгого времени. Название не является изначальным и не используется в самих текстах. Содержание Библии разных конфессий отличается из-за разницы в переводах и списке дополнительных текстов. Первым полным христианским вариантом считается греческая рукопись 4 века н. э.

Библию принято разделять на две значительные части, каждая из которых представлена разным количеством специальных канонических (признанных церковью) и дополнительных книг:

  • Ветхий завет: язык оригинала - древнееврейский и арамейский (часть текстов); описывает период от создания Вселенной и человека до разрушения Иерусалима; основная часть текстов повествует о еврейском народе;
  • Новый завет: язык оригинала - древнегреческий; описывает жизнь, просветительскую деятельность, смерть, воскрешение, вознесение Иисуса Христа; содержит хронологическое описание жизни апостолов (ученики Христа); особо выделяется одна книга-пророчество о наступлении Апокалипсиса.

Рис. 1. Ветхий Завет.

Иудаизм, в отличие от христианства, признает как священную только первую часть Библии - Ветхий Завет (Танах).

Основные сказания

Тексты Нового Завета достаточно понятны, похожи на исторические хроники, их поучительный смысл более доступен. А вот события Ветхого Завета действительно стоит считать библейскими сказаниями: сакральными мифами, служащими уроком всему человечеству.

Сказаний довольно большое количество, поэтому рассмотрим самые известные:

  • Сотворение мира: Господь создал Вселенную и все живое за шесть дней, а на седьмой отдыхал после трудов. Первый человек Адам был сотворен на шестой день;
  • Изгнание из рая: Первая женщина Ева, искушенная Змеем, съела сама и уговорила Адама попробовать запретный плод познания, за что Господь изгнал первых людей из Рая;
  • Каин и Авель: сыновья первых людей; Каин позавидовал Авелю и убил его, за что был проклят Богом и обречен на одиночество;
  • Всемирный потоп: за длительные прегрешения человечество было уничтожено потопом. Бог сохранил жизнь лишь праведника Ноя, который при помощи выстроенного ковчега спас свою семью и всех представителей животного мира (каждой твари по паре);
  • Вавилонская башня: люди возгордились и решили достать до Небес, построив башню. Бог разделил человечество на группы говорящие на разных языках, чтобы они перестали понимать друг друга и не смогли совершить задуманное;
  • Моисей: будучи младенцем, спасся благодаря Божьей воле. Мать смогла спрятать ребенка (оставила в корзине в зарослях тростника) от слуг фараона убивающих всех новорожденных израильских мальчиков;
  • Переход через Чермное море: израильтяне под предводительством Моисея покинули Египет. На их пути было море. Не теряя веры, Моисей обратился к Богу и воды расступились, пропуская людей на другую сторону.

Рис. 2. Изгнание Адама и Евы из рая.

Считается, что Бог передал Моисею священные скрижали, на которых были высечены десять заповедей - основных Божественных законов, обязательных для исполнения.

Священной книгой двух религий мира - христианства и иудаизма, является Библия. Она составлялась различными людьми, пророками, священниками и даже правителями на протяжении веков, а может, и тысячелетий. Если мы откроем и пролистаем ее страницы, то найдем там множество текстов, которые имеют совершенно разную тематику и значение. Среди них встречаются пророчества, учения, исторические сводки, а также библейские мифы. Именно последние читают люди, как показывает практика, охотнее всего. Они просты в понимании, легко составлены и имеют яркий сюжет. Что же, прикоснемся и мы к этим мифам и попробуем постигнуть их сакральный смысл.

Кратко о содержании Библии

Известно, что Библия - это Святое Писание, которое условно поделено на две части: Ветхий и Новый Завет. В первом повествуется о том, как Бог сотворил нашу землю, как вел к процветанию и благополучию священный народ - древних евреев. На страницах этой части книги заключены самые старинные в мире библейские мифы, которые преимущественно были составлены семитскими народами. Что касается Нового Завета, то евреями он был категорически отвергнут. Для них единым Божьим Словом по-прежнему является только который они именуют Танахом. А уже рассказывает нам о том, как жил Иисус Христос, то есть Мессия, какие труды он оставил после себя и чему успел обучить своих ближних. Именно на основе всех этих событий и составлялись, так сказать, более современные библейские мифы. Краткое содержание каждого из них будет описано ниже, что даст возможность понять, чему именно может обучить эта книга.

Краткая характеристика сакральных сказаний

Условное разъединение Святого Письма на две части сопровождается не только разделением веры на христианство и иудаизм. Читая данную книгу, можно четко отметить отличия стиля при переходе из первой части во вторую. С полной уверенностью можно заявить, что библейские мифы и легенды, которые расположены на страницах Танаха - это самые поучительные и жизненные истории. Кроме того, в данной части Писания таких сказаний собрано много. Но самое главное, что постигнуть их истину, увы, не каждый человек способен. В Новом Завете собраны библейские мифы, которые гораздо проще воспринимаются. Они повествуют об уже знакомых нам праздниках, о дружбе, взаимопомощи, о мире и отношениях между людьми. Эти рассказы будут крайне полезны детям в любом возрасте.

Когда еще ничего не было

Как вы догадались, первый библейский миф - о сотворении мира. Его смысл известен каждому, даже малышу, потому для того, чтобы все упорядочить, просто перечислим дни, которые стали решающими для дальнейшей жизни на Земле:


Адам и Ева. Запретное яблоко

Продолжается библейский описанием жизни первых людей на планете - Адама и Евы. Создав их, Господь дал им все, о чем только можно мечтать. Они жили в райском саду, ни в чем не нуждались и умели разговаривать с животными. Употреблять можно было плоды всех деревьев, кроме одного - Дерева познания Добра и Зла, или Дерева жизни. Однажды коварный Змей подговорил Еву съесть фрукт с запретной ветки. Она нарушила запрет и склонила к этому Адама. Из-за непослушаний Бог изгнал из рая людей и проклял Змея. Кроме того, он обрек женщину на роды в муках, а мужчину - на постоянные трудности в добывании пищи. Змей же был обречен на постоянное ползанье на животе.

Каинова печать

Первыми детьми Адама и Евы были два сына - Каин и Авель. Первый был земледельцем, а второй - скотоводом. Однажды решили они принести в жертву Богу свои дары. Каин сжег на алтаре плоды своих растений. А Авель принес в жертву ягненка. На действия первого брата Господь даже не обратил внимания, а вот дань в виде животного его заинтересовала. Из зависти Каин убил своего брата, о чем вскоре узнал и Бог. За это старший брат был приговорен к тому, что он будет убит первым встречным. Кроме того, Творец наложил на него печать. Какой именно она была - никто не знает.

Очередная Божья кара

Одним из самых интересных и захватывающих является библейский миф о потопе. После того как человечество провело на планете определенное количество столетий, оно успело впасть во все тяжкие грехи. Люди воровали, обманывали, убивали. За это Бог решил открыть все небесные и земные окна и выпустить из них воду, дабы стереть с суши все, что есть на ней живое. Лишь Ною и его семье, которая не совершала грехов, Всевышний приказал построить ковчег. На его борт этот человек, помимо своих сыновей и жены, взял также «каждой твари по паре». Это были животные, насекомые, птицы, рептилии. После того как все забрались в ковчег, Бог плотно закрыл его дверь и открыл все небесные окна. Вода полностью накрыла землю, и даже самые высокие горы остались под ее толщей. Время от времени Ной выпускал голубя наружу, чтобы тот нашел хоть один участок земли, но птица всегда возвращалась к ковчегу. Однажды голубь улетел и не вернулся, что дало людям возможность понять, что суша начала проступать. К ней добралась вся семья Ноя, после чего его сыновья оставили великое потомство: сын Иафет стал родоначальником северных народов, Хам - африканских, а Сим - семитских.

"Вы больше не услышите друг друга…"

Библейский миф о можно считать также очень важным историческим источником. Начинается все с того, что после того, как потомки Ноя расселились на суше, все они говорили на одном языке. Постепенно люди спускались с гор на равнины, образовывали поселения. Одной из самых плодородных земель на то время была песчаная долина, которая протягивалась между и Евфрат, известная нам как Месопотамия. Как гласят библейские мифы и сказания, именно на этих землях расселились первые люди на Земле (между прочим, историки также к этому склоняются). Они строили дома, образовывались города, города-государства и прилегающие к ним поселки. Но вот однажды людям захотелось достать до небес (напоминаем, что в Библии небо определяется как нечто твердое), и решили они построить невероятной высоты башню. На строительной площадке собрались все рабочие этого края, и им удалось возвести очень высокое здание, которое имело ступенчатую структуру. Бог все это увидел и, заподозрив людей в очередной глупости, разделил их. Каждый начал говорить на своем отдельном языке, и строители уже не могли работать вместе. Город, в котором они проживали, получил название Вавилон, что означает «смешение».

Учим детей Слову Божьему

Если вы желаете открыть своему малышу мир сакральных знаний, то рекомендуется начинать читать ему библейские мифы, которые заключены в Новом Завете. Они более просты для восприятия, а также не имеют столь глобальной и масштабной смысловой нагрузки, как старинные семитские. Сказания, которые находятся на страницах Нового Завета, учат нас человечности, дружбе, любви, призывают понимать ближнего и помогать ему. Потому ниже будут кратко описаны библейские мифы для детей, которые можно читать им просто как сказки. Постепенно ребенок будет впитывать нужную информацию, и в дальнейшем она станет важной для его мировоззрения.

Искушения Иисуса в пустыне

После обряда крещения Мессия был брошен Святым Духом в пустыню, для того чтобы он смог преодолеть дьявольские искушения. Пробыв там сорок суток, Иисус почувствовал голод. Тут появился Дьявол и молвил ему: «Если Ты - Сын Божий, обрати камни в хлеба». На что последовал ответ: «Не всякими хлебами будет сыт человек, а Божьим Словом». После этого сатана поднял Иисуса на крышу храма и сказал: «Если Ты - Сын Божий, бросься вниз, и тебя подхватят ангелы». Мессия же ответил: «Не искушай Бога». В конце концов поднял Сатана его над всеми городами, садами и полями и сказал, что если только Иисус поклонится ему, то все это получит в свое обладание. В ответ он услышал, что для человека есть только и лишь ему он будет поклоняться.

Богатство безумца

Одной из самых важных проповедей Иисуса была таковая: «Не ищите материального богатства в этом мире, ибо не от него зависит ваша жизнь». За этим высказыванием следовала притча. Суть ее заключалась в том, что один богатый человек имел хороший урожай в поле. Но вот собирать плоды свои ему уже было некуда. Он строил все большие и большие дома, чтобы хранить там свое богатство, и ни о чем другом не думал. Однажды явился к нему Господь и молвил: «После того как ты умрешь, куда же ты денешь все свои нажитки? Кому они теперь будут принадлежать?» Из сего следует, что обогащаться надо вовсе не деньгами и дарами, а Божьим словом. А все остальное приложится само собой.

Заключение

Мы вам представили лишь самые знаменитые и доступные для восприятия библейские мифы. Краткое содержание каждого из них - это возможность быстро понять Божий замысел, открыть для себя что-то новое и по-настоящему мудрое. К сожалению, они не раскрывают всей полноты смысла, который есть в Святом Писании. Чтение самой же Библии - занятие гораздо более продуктивное, но оно требует времени.

Страница 1 из 28

Легенды из Ветхого Завета

СОТВОРЕНИЕ МИРА

СВЕТ
Вначале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста, только Дух проносился над водами.
И сказал Бог: да будет свет! И стал свет.
И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
И был вечер, и было утро: день первый.

ВОДЫ
И сказал Бог: да будет твердь, и да разделит она собой воды.
И создал Бог твердь, и назвал ее небом. Отделил Бог воду, которая над твердью, от воды, которая под твердью.
И был вечер, и было утро: день второй.

СУША
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень. И пусть вся она - от былинки до дерева - приносит семя согласно роду своему.
И стало так.
И увидел Бог, что это хорошо.

ВРЕМЯ
И сказал Бог: да будут светила на небе для отделения дня от ночи и для означения времени - дней и годов.
И создал Бог два светила - большее для дня и меньшее - для ночи, - а также звезды. И стали светила ведать днем и ночью и отделять свет от тьмы.
И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый.

ЖИВОТНЫЙ МИР
И сказал Бог: да наполнится вода тварью и птицы да полетят над землей.
И сотворил Бог рыб больших и малых, и всё, обитающее в воде. А также птиц крылатых сотворил Бог.
И благословил их Бог: плодитесь, рыбы, и размножайтесь, наполняйте воды морские, а птицы пусть размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля все живое - и скот, и змей земных, и диких зверей.
И стало так. И увидел Бог, что это хорошо.

ЧЕЛОВЕК
И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию, чтобы владычествовал он над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом и гадом пресмыкающимся и над всей землей.
И создал Бог человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым.
И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному, найдем ему верного помощника. Всех животных полевых, птиц небесных, все создания Бог привел к человеку, чтобы дал им человек имена.
Нарек человек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем зверям полевым, но помощника не нашлось человеку.
Навел Бог на человека крепкий сон и взял у спящего одно из ребер. Из этого ребра создал Бог жену человека.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих, плоть от плоти моей, и скажут о ней: ему жена, ибо взята от мужа. Поэтому оставит муж отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Так сотворил Бог человека по образу своему, мужчину и женщину сотворил.
И благословил их Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным на земле.
И сказал Бог:
- Я дал вам всякую траву и всякое дерево, пищей вашей станут плоды их и семена. Всем зверям земным и птицам небесным и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу.
И стало так.
Оглядел Бог все, что он создал, и увидел, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день шестой.

ОТДЫХ
Так созданы были небо, земля и все живое. Закончил Бог все дела свои и в день седьмой отдыхал.
Благословил и освятил Бог этот день.

ЭДЕМ

Посадил Бог в Эдеме сад. Много в раю красивых деревьев и сладких плодов. Дерево Жизни было посередине и дерево познания Добра и Зла.
Из Эдема текла река для орошения рая. Она разделялась потом на четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат.
И в том саду поселил Бог Адама, чтобы тот возделывал сад и хранил его.
И сказал Бог человеку:
- От всякого дерева будешь есть, а от дерева познания Добра и Зла не вкушай плода. Как вкусишь, в тот же день умрешь.

ИСКУШЕНИЕ В РАЮ
Хитрее всех зверей был змей. Приблизился он к жене Адама и спросил:
- В самом ли деле Бог не велел вам есть плоды с райских деревьев?
- Нет, - сказала жена Адама. - Плоды всех деревьев мы можем есть. Только к плодам дерева, растущего среди рая, нам не велено прикасаться, чтобы не умереть.
- Нет, - сказал змей. - Не умрете вы от этих плодов. Просто знает Бог, что, стоит вам вкусить их, вы сами сделаетесь, как боги, которым известно Добро и Зло.
Присмотрелась женщина к дереву, увидела его красоту, и любопытно ей стало. Сорвала она плод, съела сама и мужу дала, и он ел.
И словно пелена упала у них с глаз. Вдруг обнаружили они свою наготу и бросились к смоковнице, стали срывать листья и делать себе повязки.
Бог в это время ходил по раю, и, услышав его, скрылся Адам за деревьями вместе с женой.
- Где ты? - спросил Бог.
- Я услышал твои шаги, - отозвался Адам, - и спрятался, потому что постеснялся своей наготы.
- Откуда ты знаешь, что ты наг? - удивился Бог. - Не ел ли ты плоды запретного дерева?
- Ел, - ответил Адам. - Ты дал мне жену, а она сорвала мне плод.
- Что же ты наделала! - сказал Бог жене Адама.
- Змей меня обольстил, вот я и съела, - ответила женщина.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
И сказал Бог змею:
- За то, что ты сделал, проклинаю тебя. Будешь ниже всех скотов и зверей, на животе своем будешь ползать и питаться землей. Я установлю вражду в твоей семье и в потомстве твоем, оно будет в голову тебя жалить, а ты его - в хвост.
Жене Адама Бог сказал:
- А тебе тяжела будет беременность, в боли будешь рожать детей. И муж твой станет господствовать над тобой.
Адаму же сказал Бог:
- Из-за того что ты послушал свою жену и ел запретный плод, будет проклята земля. Шипы и колючки станет она родить, и питаться ты будешь полевой травой. В поте лица будешь добывать хлеб, пока не вернешься в землю, из которой взят. Ты - прах и в прах обратишься.
Назвал Адам жену свою Евой, что значит «жизнь», ибо предстояло ей стать матерью всех живущих.
Сделал Бог одежды из кожи и одел Адама и Еву.
«Вот и стал Адам, как Бог, - произнес про себя Господь. - Знает теперь Добро и Зло, хорошее и плохое. Как бы не съел он плода с дерева Жизни, чтобы жить вечно!»
Изгнал Бог Адама из рая, чтобы возделывал Адам ту самую землю, из которой был взят.
Поставил Бог херувима у рая Эдемского и дал ему огненный меч - пусть ангел охраняет дерево Жизни.

КАИН И АВЕЛЬ

Сначала у Адама и Евы родился Каин, потом Авель. Авель пас овец, а Каин пахал землю. Собрал Каин урожай и понес дар Господу, и Авель тоже решил отнести Богу дар. Выбрал он ягненка из стада и преподнес.
Обратился Бог к Авелю с любовью, а на Каина и не взглянул. Сильно огорчился Каин, хмуро стало его лицо.
- Почему ты огорчился, отчего хмур? - спросил Бог. - Если дело твое доброе, почему лицо мрачно? Если же плохое задумал, знай: грех лежит на твоем пороге. Грех тянет тебя к себе, но ты будь сильнее его.
- Пошли, - позвал Каин Авеля. Вышли они в поле, Каин бросился на Авеля и убил его.
- Где же брат твой? - спросил Каина Бог.
- Не знаю, - ответил Каин. - Разве я сторож брату моему?
- Что ты наделал! - воскликнул Бог. - Голос крови брата твоего взывает ко мне из земли. Проклинает тебя земля, раскрывшая уста, чтобы принять кровь брата твоего от твоей руки. Земля не даст тебе урожай. Быть тебе изгнанником и скитальцем!
- Наказание твое больше, чем вынести можно, - ответил Каин. - Первый встречный меня убьет.
- Отомстится всемеро тому, кто тебя убьет, - сказал Бог и сделал знак, чтобы не пал Каин от руки первого встречного.

УМНОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Поселился Каин на востоке от Эдема. Жена его родила Еноха. Построил Каин город Енох. Много людей явилось миру в его роду - пастухи, музыканты и кузнецы.
Адаму было сто тридцать лет, когда Ева снова родила сына. Назвали его Сиф.
- Этот вместо Авеля, которого убил Каин, - сказала Ева.
Много было еще детей у Адама. Он дожил до девятисот тридцати лет.
На сто пятом году у Сифа родился Енос. Прожил Сиф девятьсот двенадцать лет. Из поколения Еноса вышел Мафусал, который прожил дольше всех на земле - девятьсот шестьдесят девять лет. У Мафусала родился Ламех.
У Ламеха же был сын по имени Ной. И сказал о нем Ламех:
- Ной облегчит нам работу на проклятой Богом земле.

Бог сотворил небо и землю. Земля сперва была не устроена, и Дух Божий носился над ней.

И вот в шесть дней Бог дал устройство земле. «Да будет свет!» – сказал Господь. И стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.

Это был первый день.

Во второй день Он сотворил твердь и назвал твердь небом.

В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники. Земля же, по воле Божией, произвела растения.

В четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.

В пятый день Бог повелел, чтобы вода наполнилась рыбами и чтобы птицы летали в воздухе над землей.

В шестой день Он сотворил животных земных.

Наконец, сказал Бог: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему, и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными, и скотом, и всеми тварями, живущими на земле».

И сотворил Бог первого человека – Адама. Он из земли создал тело и вдунул в него душу разумную и бессмертную. Этою душою Он отличил его от животных и уподобил Себе.

Но Адам был одинок, и Господь Бог создал для него жену – Еву, чтобы она была ему подругой и помощницей.

И увидел Господь Бог, что все, сотворенное Им в шесть дней, прекрасно.

В седьмой день Он почил от трудов Своих, то есть перестал творить, благословил этот день и назначил его быть днем покоя и радости для людей.

Сотворив мир, Бог стал заботиться о нем. Он постоянно хранит его, и все в нем совершается по Его святой воле.

Жизнь первых людей в раю

Бог устроил дивный сад – рай и поселил в нем Адама и Еву, чтобы они возделывали и хранили его.

В раю протекали реки и росли деревья, на которых зрели красивые и приятные для пищи плоды.

Среди рая росли два особенных дерева. Одно из них было дерево жизни, другое – дерево познания добра и зла.

Вкушая плоды дерева жизни, люди могли жить, не зная ни болезней, ни смерти; о втором же дереве Бог сказал первому человеку, чтобы он не ел плодов с этого дерева, потому что если он вкусит их, то умрет.

Первые люди блаженствовали в раю. Все животные ласкались к ним; не боялись они смерти, не знали болезней, горя, страданий, не знали лжи и обмана и всей душой любили Бога, который постоянно заботился о них и часто являлся им и беседовал с ними.

Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая

Прежде творения мира и всего, что находится в нем, Бог сотворил ангелов, невидимых, как и Он Сам.

Сперва все ангелы были добрые, но потом один из них не захотел повиноваться Богу и научил других тому же.

Он стал называться дьяволом, то есть клеветником, соблазнителем. Господь лишил блаженства его и тех, кто его послушался. И вот дьявол позавидовал счастью Адама и Евы и захотел погубить их. Он вошел в змея и, когда Ева проходила мимо дерева познания добра и зла, спросил:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды райских деревьев?

Ева ответила:

– Господь позволил нам есть плоды со всех деревьев сада; только с дерева познания добра и зла Он не позволил вкушать плодов и сказал, что если мы это сделаем, то умрем.

– Нет, вы не умрете, – сказал дьявол. – Бог знает, что как только вы вкусите их, то сделаетесь сами как боги, – и будете знать добро и зло.

Ева посмотрела на дерево, запрещенные плоды особенно понравились ей теперь; она подошла, взяла плодов и ела, потом дала мужу, и он ел.

Как только они сделали это, им сразу стало страшно и стыдно.

До тех пор невинные, как младенцы, они не замечали, что наги, и не стыдились этого, но, согрешив, прикрылись листьями и укрылись среди деревьев.

– Где ты, Адам? – воззвал Он.

Господь сказал:

– Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам вместо того, чтобы сознаться в своей вине и просить прощения у Бога, ответил:

– Жена, которую ты сотворил мне, дала мне плодов этого дерева, и я ел.

Жена сказала:

– Господи, змей соблазнил меня.

Тогда Бог проклял змея, а Адаму и Еве сказал, что в наказание за ослушание они будут жить в горе, страданиях, тяжелых трудах и потом умрут. Но, по милосердию своему, в утешение людям, Господь обещал, что впоследствии явится Спаситель мира, Который примирит людей с Богом и победит дьявола.

Сказав это, Господь Бог изгнал Адама и Еву из рая и поставил ангела с пламенным мечом, чтобы охранял путь к дереву жизни.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.

Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин – от плодов земных, Авель – лучшую овцу из своего стада. Авель приносил свою жертву с чистым сердцем, с чувством горячей любви, и жертва его была угодна Богу; Каин же приносил свою жертву без благоговения, а потому даров его Господь не принял.

Каин позавидовал брату.

Бог внушал ему изгнать из своего сердца недоброе чувство, но Каин позвал Авеля с собою в поле и там убил его.

Тогда Господь спросил:

– Где брат твой – Авель?

Каин ответил:

– Не знаю. Разве я сторож брату моему?

– Что ты сделал, – сказал Господь, – как решился ты убить невинного брата своего?

И Бог проклял Каина и осудил его на изгнание и скитание по земле. Каин не смел показаться родителям, ушел от них далеко и до смерти своей боялся всего и нигде не находил себе покоя.

У него были дети, которые, как и отец, были злы, непочтительны и завистливы.

Адама и Еву пожалел милосердный Господь и дал им вместо Авеля другого сына – Сифа; он был добр и кроток, как Авель.

Потоп

Люди размножились на земле. Потомки Сифа стали брать себе в жены девушек из нечестивых потомков Каина, все забыли Бога, не молились ему и постоянно грешили.

Господь много раз вразумлял их, но они не слушались его.

Тогда Господь положил наказать людей за их греховную жизнь и упорство и истребить род человеческий потопом.

В то время жил один праведный человек, по имени Ной. Господь не забыл его.

Он велел Ною построить ковчег, то есть большой крытый корабль, войти в него со своим семейством и взять с собою всяких животных.

Когда это было исполнено, Бог затворил двери ковчега, и начался потоп.

Сорок дней и сорок ночей лил дождь; вся земля, самые высокие горы покрылись водою. Все, что жило на земле: и люди, и животные, – все погибло.

Только ковчег спокойно и безопасно плавал по воде.

Через сорок дней дождь перестал лить, и хотя вода не убывала, но тучи рассеялись, выглянуло солнце, и показались вершины гор. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал, но в ковчег не возвращался.

Через несколько дней Ной выпустил голубя; голубь полетал и вернулся – ему негде было отдохнуть.

Прошло еще несколько дней. Ной во второй раз выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился вечером и в клюве принес зеленую ветвь, и Ной понял, что вода начала сходить с земли. Потом он в третий раз выпустил голубя, и голубь не возвратился. Ной понял, что земля очистилась от воды, по повелению Божию вышел из ковчега, вывел семью свою и всех животных и принес горячую молитву и благодарственную жертву Богу за спасение.

Бог благословил Ноя и обещал, что на земле потопа больше никогда не будет.

В память этого обещания Господь явил на небе радугу.

Дети Ноя

После потопа Ной стал обрабатывать землю и посадил виноградник. Когда виноград поспел, он выжал из него сок и, не зная, что сок этот опьяняет, выпил его слишком много. Потом он лег, не прикрывшись, в своем шатре и уснул.

Один из трех сыновей Ноя, Хам, увидев, что отец лежит раздетый, поспешил к своим двум братьям и, смеясь, рассказал им об этом. Но Сим и Иафет взяли одежду и, не глядя на отца, почтительно прикрыли его.

Когда Ной проснулся и узнал, что сделал Хам, как непочтительно он отнесся к нему, то в гневе проклял его и его потомство; Сима же и Иафета благословил, сказав, что потомство их размножится по всей земле и будет господствовать над потомством Хама.

Столпотворение

После потопа люди снова размножились по земле и скоро опять стали забывать Бога и наказание, посланное на землю за грехи людей.

Думая, что они могут все сделать без помощи Божией и Его благословения, они решили построить город и в нем башню до самого неба, чтобы прославиться. Но Господь наказал их за гордость. До сих пор люди все говорили на одном языке и вдруг, по воле Божией, начали говорить на разных наречиях, перестали понимать друг друга и вынуждены были прекратить постройку.

Авраам

Но среди этих людей жил один праведный потомок Сифа – Авраам. Господь избрал его, чтобы в его роде сохранять истинную веру до пришествия Спасителя. Для этого Бог повелел Аврааму покинуть родину, землю Халдейскую, и поселиться в той стране, которую он укажет ему.

Авраам покорно собрался в путь и взял с собой жену свою Сарру и племянника Лота, который воспитывался у него. Между ним и Лотом вышло дорогою несогласие из-за пастухов, которые гнали их стада, и Авраам сказал: «Не хорошо нам ссориться, лучше разойдемся в разные стороны. Если хочешь идти налево, я пойду направо; если хочешь идти направо, я пойду налево».

Лот выбрал себе долину Иорданскую, а Авраам, по повелению Божию, поселился в земле Ханаанской, которая стала называться землей Обетованной, то есть обещанной, потому что Господь сказал, что она будет принадлежать потомству Авраама.

Явление Бога Аврааму

Однажды Авраам сидел днем, в жаркую пору, при входе в свой шатер.

Он поднял глаза и увидел перед собой трех странников. Странники эти были Сам Господь в образе человека и Его два ангела, но Авраам не знал этого.

Он подошел, низко поклонился им и просил зайти отдохнуть, освежиться и поесть. И так как они согласились, он поспешил к жене своей Сарре, велел испечь хлеба, потом выбрал лучшего теленка, велел приготовить его и, когда он был готов, подал его вместе с маслом и молоком странникам, а сам стал около них под деревом.

Господь обратился к Аврааму и сказал:

– Через год Я опять буду у тебя, и у жены твоей Сарры родится сын.

Сарра в это время стояла около шатра и усмехнулась, потому что и она, и муж ее были очень стары и это показалось ей странным, но Господь продолжал:

– Почему усмехнулась Сарра? Есть ли что трудное для Бога? – и повторил Свое обещание.

После обеда странники встали, чтобы идти дальше, а Авраам пошел проводить их.

Оба ангела пошли к Содому, а Господь сказал Аврааму, что хочет истребить города Содом и Гоморру за греховную жизнь их жителей.

Авраам понял, что перед ним Сам Господь Бог и стал просить:

– Господи, если в этих городах найдется пятьдесят праведных людей, неужели не пощадишь Ты остальных ради них?

Господь ответил:

– Если найдется пятьдесят праведных, Я пощажу эти города.

Авраам продолжал:

– А если в них окажется сорок пять праведных или даже десять?

– И ради десяти не погублю остальных, – сказал Господь.

Но и десяти праведных не оказалось в этих двух городах.

Содом и Гоморра

Ангелы пришли в Содом вечером. Лот сидел у городских ворот и, увидев перед собой странников, подошел и просил их зайти к нему в дом переночевать.

Он угостил их ужином, но не успели они лечь, как вокруг дома собрались жители города и требовали, чтобы Лот выдал им своих гостей. Лот вышел, запер за собою двери и просил не делать вреда странникам. Но народ шумел и кричал все сильнее; некоторые бросились на Лота и хотели выломать двери.

Тогда ангелы ввели его в дом, заперли двери, а жителей города поразили слепотой, так что они не могли найти входа.

В ту же ночь ангелы сказали Лоту, что они посланы истребить города Содом и Гоморру, и велели ему и семье его уйти из города, не оглядываясь.

На заре Лот со своей семьей покинул Содом.

Тогда с неба упал огонь с серою и истребил города Содом и Гоморру.

Жена Лота не послушалась ангелов, оглянулась и превратилась в соляной столп.

Агарь и Измаил

Через год обещание Божие исполнилось: у Авраама родился сын Исаак, и он нежно полюбил его.

У Сарры была служанка Агарь; сын ее Измаил был несколькими годами старше Исаака и часто дразнил и обижал мальчика.

Сарра много страдала из-за своего ребенка и наконец сказала Аврааму:

– Выгони эту служанку и сына ее!

Авраам был огорчен словами Сарры, потому что очень любил Измаила, но Господь велел ему исполнить просьбу жены и обещал хранить Измаила. Авраам встал рано утром, взял хлеба, влил воды в мех, положил все это на плечи Агари и отпустил ее с сыном из своего дома.

Агарь пошла с маленьким Измаилом по пустыне и скоро потеряла дорогу. Воды у нее больше не было и негде было достать, а сын ее изнемогал от жажды.

Агари было так тяжело видеть страдание мальчика, что она положила его в тень около куста, а сама отошла и, горько плача, говорила:

– Я не могу видеть смерти сына моего.

Тогда ангел Господень явился ей и сказал:

– Не бойся, Агарь, встань, возьми сына твоего за руку и веди его с собою.

Агарь увидела вблизи источник со свежею водой, напоила сына и наполнила мех свой.

Бог хранил Измаила; он вырос, поселился в пустыне, был искусный стрелок и впоследствии женился на египтянке.

Принесение в жертву Исаака

Когда Исаак вырос, Господь, чтоб испытать веру Авраама, сказал:

– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, пойди на гору, которую Я укажу тебе в земле Мориа, и принеси Мне его в жертву.

Авраам встал рано утром, оседлал своего осла, приготовил дров для жертвенника и, взяв с собою сына, отправился с ним на гору, в землю, указанную Господом.

Когда они пришли на вершину горы, Исаак сказал:

– Отец, и дрова, и огонь у нас есть, а где же ягненок для жертвы Богу?

Авраам ответил:

– Господь Сам укажет нам жертву.

Потом он связал сына своего и положил его на жертвенник. Но в ту минуту, когда он занес над ним руку, чтобы заколоть его, явился ангел Господень и сказал:

– Авраам, не поднимай руки твоей на отрока. Бог теперь знает, что ты не пожалел своего единственного сына для Него.

Авраам оглянулся и увидел в кустах барашка, который запутался рогами в ветвях.

Он взял его и принес Богу в жертву вместо своего сына. Господь благословил Авраама за его послушание и сказал, что из его потомства родится Спаситель мира.

Женитьба Исаака

Когда Авраам решил, что Исааку пришло время жениться, он призвал своего верного слугу Елизара и сказал ему:

– Поезжай на мою родину, к родным моим, и выбери там невесту для сына моего Исаака.

Елизар ответил:

– А если та девушка, которую я выберу для твоего сына, не захочет покинуть своей родины и не последует за мной?

Авраам сказал:

– Господь поможет тебе, и ты привезешь невесту сыну моему.

Елизар взял с собою много богатых подарков и с несколькими слугами отправился на верблюдах в дальний путь.

Он благополучно доехал до родины Авраама, остановился, не въезжая в город, около колодца и стал молиться так:

– Господи, будь милостив к господину моему Аврааму! Вот я стою у колодца, и городские девушки приходят сюда за водой. Девушка, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь»– и которая ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», пусть будет та, которую Ты назначил невестой рабу Твоему Исааку. По этим словам я узнаю ее.

И вот из города вышла к колодцу прекрасная девушка – Ревекка. Она несла на плече кувшин и, наполнив его, пошла обратно.

Елизар подошел к ней и сказал:

– Дай мне напиться из твоего кувшина!

А она ответила:

– Пей, господин мой, я и верблюдов твоих напою.

Тогда Елизар понял, что Господь услышал его молитву, и спросил Ревекку, может ли отец ее приютить его и других слуг на ночь. Она ответила, что места у них много, и побежала за своим братом Лаваном. Лаван пришел и пригласил Елизара. Когда они пришли в дом родителей Ревекки, Елизар сказал им, для чего он приехал, и просил отпустить с ним девушку.

Они ответили:

– Господь устроил это дело, и мы не будем мешать ему. Возьми Ревекку, пусть будет она женой Исаака.

Тогда Елизар поклонился Господу до земли, потом передал подарки родителям, родственникам и самой невесте и на другой день отправился с ней в обратный путь.

Исаак встретил Ревекку, привел ее к своему отцу и женился на ней.

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом

У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.

Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.

Иаков был кроток, приветлив, занимался домашним хозяйством и пас стада отца.

Исав легкомысленно уступил Иакову свои права на первородство, так что обещание Божие, что из рода Авраама произойдет Спаситель мира, наследовал Иаков.

Но когда потом Исав понял, каких великих преимуществ он лишился, уступив первенство, то возненавидел брата и даже хотел его убить.

Иаков по желанию родителей отправился на родину своей матери, в Месопотамию, чтобы там укрыться от гнева Исава и выбрать себе невесту.

Дорогой ему пришлось ночевать в поле. Он лег, положил под голову камень и уснул.

Во сне он увидел, что на земле стоит лестница, а верх ее касается неба. Ангелы Божии поднимаются и спускаются по ней, а наверху стоит Сам Господь и говорит: «Я Бог Авраама и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству, которое будет многочисленно, как песок на берегу морском. В потомстве твоем родится Спаситель мира и чрез Него благословятся все народы».

Иаков проснулся и сказал:

– Господь присутствует здесь; это – дом Божий, это врата небесные.

Он встал, взял камень, на котором спал, поставил его памятником на том месте и принес Богу жертву, полив камень елеем (маслом).

Место это Иаков назвал Вефиль, что значит дом Божий.

Лестница, которую видел Иаков, предвестила Пресвятую Деву Марию, чрез Которую Сын Божий сошел на землю.

Иаков женился в Месопотамии, прожил там двадцать лет, сделался богатым и вернулся на родину, где примирился с братом.

Дети Иакова

У Иакова было двенадцать сыновей.

Он больше всех любил Иосифа за его кротость и доброту, отличал его перед другими и сшил ему нарядную одежду.

Братья были недовольны этим и двумя снами, которые Иосиф рассказал им и своему отцу.

В первый раз снилось ему, будто он с братьями вяжет в поле снопы; его сноп стоит прямо, а снопы братьев кланяются ему.

В другой раз он видел во сне, будто солнце, луна и 11 звезд ему кланяются.

Отец и братья сказали:

– Неужели ты думаешь, что мы все: отец, мать и братья – будем тебе кланяться!

Однажды, когда другие сыновья Иакова пасли стада далеко от дома, отец послал Иосифа проведать их.

Он надел свою нарядную одежду и отправился навестить братьев.

Увидев Иосифа издали, они решили убить его, но потом раздумали и продали его проезжавшим мимо купцам, а отцу сказали, что дикие звери растерзали его.

Иаков долго и безутешно плакал о любимом сыне. А Иосифа купил приближенный египетского царя, Пентефрий, полюбил его и скоро стал доверять ему во всем.

Но жена Пентефрия оклеветала Иосифа перед мужем, который, не разобрав дела, посадил его в темницу.

Так как Иосиф не сделал ничего дурного, то Господь не забыл его в темнице.

Начальник тюрьмы понял, что он страдает безвинно, снял с него оковы и поручил ему надзор над другими заключенными.

Возвышение Иосифа

Бог дал Иосифу способность разгадывать сны.

Однажды египетский царь, или фараон, как звали египетских царей, видел два сна, значение которых он никак не мог понять.

Царю сказали, что Иосиф может объяснить эти сны. Его привели во дворец, и фараон рассказал ему, что видел во сне, будто семь тощих коров съели семь коров полных и от этого сами не пополнели, и семь тонких колосьев съели семь колосьев полных и остались тонкими.

Иосиф ответил на это:

– Этими снами Бог предупреждает тебя, государь, что в твоей стране будет семь лет урожайных, а после этих семи лет совсем не будет хлеба. Прикажи в первые семь лет сделать запас на голодные годы.

Царь удивился мудрому объяснению Иосифа и назначил его начальником над всем Египтом.

Он приказал ему собрать хлеб на голодные годы, и Иосиф приготовил его так много, что хлеба хватило не только для всего Египта, но можно было продать его и в другие земли.