История красной горки церковь. Что означает праздник красная горка. Свадьбы на Красную горку

Красная горка — веселый народный праздник, в котором тесно переплелись православные и языческие традиции. Праздник привязан к Светлому Воскресению Христову и отмечается в первое воскресенье после Пасхи.

Православная церковь в этот день отмечает Антипасху или Фомино воскресенье.

Sputnik Грузия расскажет Вам о празднике и его традициях, а также о значении всех трех его названий.

Красная горка

Слово "красный" на славянских наречиях означает "красивый, цветущий, веселый". Сама весна и лето именуются красными, потому что погода стоит ясная, и природа является во всей своей красе.

Красная горка означает красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местностях горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

Праздник символизирует возрождение, победу жизни над смертью, весны над долгой зимой. Суть праздника - встреча и приветствие весны в ее полной силе и красоте. В старину считали, что природа к этому дню уже полностью находится во власти яркой цветущей весны, а впереди ждет летняя страда и сбор урожая.

С большим нетерпением ожидала праздник молодежь, которая издревле встречала праздничную зарю на красивой возвышенности. Восход солнца запевала приветствовал традиционной песней, а затем пели все хором. В конце оставляли подношение Весне - круглый каравай и крашеное яйцо.

Антипасха

Православная церковь придала празднику новый смысл, связав его с христианскими событиями. "Антипасха" — греческое слово, и приставка "анти" значит не "против", а "вместо", то есть повторение праздника на восьмой день после Пасхи.

Это как дополнение к Пасхе, ведь именно в этот день после окончания длительного поста можно венчаться — Церковь после долгого перерыва начинает совершать таинство бракосочетания.

© photo: Sputnik / И. Зенин

На Красную горку традиционно празднуется огромное количество свадеб. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских "Апостольских постановлениях", которые датируются примерно 380 годом, а описание Иерусалимского богослужения в этот день — в "Паломничестве Эгерии", примерно в 400 году.

Богослужение Антипасхи, по действующему Иерусалимскому уставу совершается по чину двунадесятых (главных) праздников, хотя формально сам день к таким праздникам не причислен.

Фомина неделя

В память о чуде уверения апостола Фомы этот день называют Фоминой неделей. В церковнославянском языке словом "неделя" именуется воскресенье — день, когда нужно отдыхать и посвятить время Богу.

В этот день богослужение связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Первое произошло вечером на Пасху, когда Христа увидели только десять апостолов, среди которых не было Фомы.

Второе — на восьмой день после Пасхи, когда Спаситель явился всем одиннадцати апостолом, в том числе и Фоме.

Согласно Писанию, апостол Фома, отсутствующий во время первого явления, не поверил в то, что Иисус Христос воскрес, поэтому Спаситель явился к нему на восьмой день после своего чудесного воскрешения.

Природе человеческой свойственно желание быть уверенным, получив подтверждение, поэтому часто люди требуют логических, осязаемых доказательств.

Фома, увидев Христа, воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Эти его слова означали не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Него как в Бога. На что Иисус ему ответил: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".

Традиции и обычаи

Красная горка считалась днем любви, зарождения чувств и надежд. Она имеет языческие корни и традиции — многие из них утеряны со временем, но некоторые сохранились по сей день.

Раньше на Красную горку знакомились девушки и парни. Они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию.

К празднику готовились заранее, так как на Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Молодые девчата всячески старались привлечь к себе внимание - вплетали в косы яркие ленты и надевали красочные платки.

Красная горка считалась девичьим праздником.

В этот день проводились массовые гуляния, игры, хороводы, сватовство, песнопения. Плохой приметой считалось для молодых людей сидеть в праздник дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, не смогут найти себе пару.

В этот день также проводились обряды, призванные отгородить село от невзгод и привлечь счастье и хороший урожай. Для проведения обряда все женщины затемно собирались на краю села, впрягались в плуг и делали борозду вокруг всего селения, читая при этом молитвы.

Если при замыкании круга образовывался крест - это считалось хорошей приметой. Глубокая борозда символизировала защиту поселения от болезней, засухи, неурожая и других напастей. Мужчины в этом обряде не участвовали.

После проведения обряда начинались гуляния, в которых активное участие принимали девушки и юноши со всего села. Молодежь старалась с наилучшей стороны показать свои умения и таланты — девушки пели и танцевали, а парни демонстрировали свою ловкость и силу в небольших состязаниях.

На Красную горку также проводили обряд на счастье - люди скатывали крашенные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьется, то его владельца ожидает счастье и удача.

Красная горка в 2017 году, в отличие от прошлого, благоприятствует традиционным свадьбам - она выпадает на апрель. Согласно народному поверью, май — худший месяц для брака. Подтверждением тому служила и поговорка: "В мае жениться - всю жизнь маяться".

Приметы на Красную горку

Красная горка, как и многие другие праздники, связана с различными приметами, в которые многие люди верят по сей день. Наиболее распространенные из них — на богатство, счастье и здоровье.

Так, чтобы не знать недостатка в деньгах, на Красную горку необходимо умыться перед иконой. При этом самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.

Для привлечения счастья люди в этот день загадывали желание на монетку и бросали ее в колодец или водоем. Считалось, что это принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.

Чтобы получить долголетие и крепкое здоровье, на Красную горку было принято молиться Господу. Люди верили, что в данный праздник их молитвы слышит не только Бог, но и усопшие родственники, которые также будут помогать молящимся.

Тем, кто соблюдает приметы на Красную горку, год сулит материальное благополучие и счастливое супружество. Но следует помнить, что эти суеверия, как и любые другие, церковь не одобряет.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Публикации раздела Традиции

Кто на Красной горке женится...

В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен Древней Руси был праздником начала весны – с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Красная горка (Фомино воскресенье) – первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя; также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гулянья и хороводы Фоминого воскресенья.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.

На этом, восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число «8» имеет большое значение. Предшествующее ему число «7» завершает земное время, а «8» (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божие, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха – «вместо Пасхи».

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд – «полюдье». В XIX веке Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи ярмарок невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением (окликанием) молодоженов. Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье – первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания.

Красная горка считалась девичьим праздником

В Рязанской губернии Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.

Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

В Пензенской губернии во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возвращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гулянье. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а затем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку. В завершение игры девушки пели:

В завершение игры девушки пели:
У нас в полку убыло. (2 р.)
Ой, диди-ладу, убыло! (2 р.)
А женщины отвечали им:
У нас в полку прибыло (2 р.)
Ой диди-ладу, прибыло! (2 р.)

Во многих местах в Фомино воскресенье устраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губернии девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли…», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

Закличка весны

Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего, возможно, и произошло название праздника – Красная горка.

В Тульской губернии девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы.

Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имярек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»
(Коринфский А.А. 1995. С. 193).

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...» Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня.

Гулянья на Красную горку

В той же губернии, чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с Казанской иконой Божией Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.

– это народно-христианский праздник, который не имеет фиксированной даты празднования. Его отмечают всегда через неделю после празднования Пасхи. Поскольку в 2018 году Пасха была 8 апреля, то Красная горка выпадает на 15 апреля.

15 апреля 2018 года по традиции православные будут вспоминать о воскресении Христа и о его встрече с апостолом Фомой. Потому этот праздник также называют Фомино воскресенье.


Изначально у древних славян праздник Красная горка был языческим праздником. Народ посвящал этот день встрече весны. Люди на Красную горку славили Ярило – бога Солнца, весны, тепла и плодородия, а также Ладу – богиню любви и веселья. Поэтому грустить и раньше и сейчас на Красную горку не принято.

С давних пор и по сей день Красная горка считается временем свадеб. Многие влюбленные традиционно захотят узаконить свои отношения именно 15 апреля 2018 года на Красную горку.

Слово «красная» в названии праздника происходит от слова «красивая». Ведь в это время сама природа пробуждается ото сна, все кругом цветет и благоухает. И люди радуются этому.

Также праздник имеет еще одно название – Антипасха . Оно появилось после того, как на Руси было принято христианство. Дословно это название праздника переводится как «вместо Пасхи». То есть, по сути, в этот день православные вновь отмечают события, связанные с воскресением Иисуса Христа.

Согласно истории, воскреснув, Христос явился апостолам. Но среди них не оказалось Фомы. Фома усомнился в том, что Спаситель действительно воскрес. И тогда Иисус Христос предстал перед ним на восьмой день после своего воскресения. Так появилось название праздника, отмечаемого на восьмой день после – Фомино воскресенье или Антипасха.

В этот праздник православные по традиции посещают храмы, ставят свечи и воспевают в своих молитвах Христа.

В то же время этот праздник сложно назвать исключительно церковным. Красная горка 15 апреля 2018 года – это праздник, который очень популярен и широко празднуется в народе. По этой причине с годами этот день обрел множество народных примет и поверий.

Согласно народной примете, спокойная погода без ветра в этот день сулит богатый урожай зерна.

Считается, что пары, заключившие брак на Красную горку, проживут долгую и счастливую семейную жизнь.

Народное поверье гласит, что на Красную горку 15 апреля 2018 года нельзя грустить и печалиться. В противном случае весь год пойдет в слезах и печали. Этот день нужно провести радостно и весело. А потому с давних пор в этот день люди устраивают веселые ярмарки и народные гуляния с песнями и плясками.

Ругаться и ссориться на Красную горку считается плохой приметой. Напротив помиритесь с теми, с кем были в ссоре, простите былые обиды.

Еще одна примета гласит, что не нужно на Красную горку 15 апреля 2018 года сидеть дома в одиночестве. Особенно это касается молодых незамужних девушек. В противном случае можно еще очень долгое время не найти свою вторую половинку.

Эта статья - о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Антипасха. У этого термина существуют и другие значения, см. Красная Горка. Тип Иначе Также Значение Отмечается Дата В 2017 году В 2018 году Празднование Связан с
Красная Горка

Ф. В. Сычков . Танец.

народно-христианский

Кликушное воскресенье, «Ярылавіца» (белор.)

Антипасха, Фомино воскресенье (церк.)

окончательный приход весны

восточными славянами

первое воскресенье после Пасхи

весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры

Красная горка на Викискладе

Кра́сная го́рка - народное название первого воскресенья после Пасхи. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. У восточных славян был праздником начала весны - с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Где-то Красной горкой назывался вторник Радоницкой недели, порой и вся неделя, а кое-где под этим подразумевают весенний Юрьев день или его канун.

Другие названия

рус. Фомино воскресенье, Антипасха , Радостное воскресенье; белор. Ярылавіца, Фаміна нядзеля, Хамова нядзеля, Правадная нядзеля ; укр. Красна гірка, Ляля; серб. Антипасха, Мали васкр, Томина недеља.

Название «Красная горка» известно у всех восточных славян. «Красной», то есть красивой, также называли Весну-красну и Пасху - «красный праздник». Горками называли места сельских гуляний, которые первыми просыхают весной. Красной горкой могло называться и вообще народное гулянье на Пасхальной неделе или в Юрьев день, или в любой день от Фомина понедельника до весеннего Юрьева дня.

Церковные традиции

Подробнее по этой теме см. Антипасха.

В православных церквях Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, то Фомы среди них не было, поэтому, услышав весть о воскрешении, он не поверил в это. Через неделю он встретился со Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил самому ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя. В церковной традиции этот день называется также Антипасха, т. е. день, подобный Пасхе, и празднуется столь же радостно, как и Пасха. В церкви в этот день последний раз служится литургия по пасхальному чину и закрываются царские врата.

Народные обычаи

А. Степанов . Хоровод. 1910-е гг. А. А. Бучкури . Свадебный поезд. 1912

«Красной горкой» у восточных славян называется первый день Радоницкой недели. Красная горка была днём молодёжных гуляний, хороводов и сватовства.

По мнению Российского этнографического музея, у русских крестьян Красная горка была в большей степени связана не с христианской традицией, а с языческим празднованием начала весны. В Древней Руси в этот день на возвышенностях жгли костры в честь Даждьбога.

Свадьбы

Подробнее по этой теме см. Русские свадебные обряды.

В дореволюционной России на Красную горку традиционно праздновалось много свадеб. Считалось, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни. Если в селе была свадьба на Красную горку, то праздничные игрища и свадьба сливались в одно «мероприятие». В Моравии также с этого дня начинали играть свадьбы.

«Окликанье молодых»

Подробнее по этой теме см. Вьюнишник.

У русских в Среднем Поволжье (Костромской, Нижегородской, Владимирской, Ярославской губерниях) проходили молодёжные или женские обходы дворов с поздравлением - «окликанием» молодожёнов, называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней - по 5, 10, 15 и более человек. Окликальщики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликальщиков, подчеркивалось множество их: «сила - армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» - обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветёт», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою».

Закликание весны

Закликание весны на Благовещенье. Белгородская область, 2014 Подробнее по этой теме см. Закликание весны.

В этот день «закликали весну». На Русском Севере на заре на возвышенном красивом месте молодёжь встречала восход солнца. Выбиралась «хороводница», которая при первом проблеске солнца, благословясь, выходила на середину круга и произносила заклинание, сохранившееся на северо-восточной Руси:

Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное вёдрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу - того люблю, кого сама знаю - тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!

Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницей, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку. Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту - третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка.

Поселяне Тульской губернии на Красную горку закликали весну с хороводными песнями. При восхождении солнца они выходили на холм или пригорок, ведомые хороводницей. Обращаясь на восток, хороводница, проговорив молитву, входили в круг с хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой и пели веснянку:

Весна-красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке,
На бороночке! …

В Калужской губернии поселяне также зазывали весну с песнями. Соломенное чучело, укреплённое на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались как женщины, так и мужчины. После песен садились вокруг горки, угощали друг друга яичницей. Вечером сжигали чучело с песнями и плясками.

В Буйском уезде (Костромская губерния) для встречи весны девушки и холостые ребята при восходе солнца обливали себя водой на открытом воздухе. Самые смелые купались в реках. После сходились вместе и пели песни, некоторые перепрыгивали чрез плетень огорода, взлезали на деревья, водили хороводы вокруг стогов сена. В это время они пели:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью…

У украинцев ещё в начале XX века в этот день ходили дети по домам и славили «ярь и зеленачку». Дети носили в руках деревянную ласточку. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки.

Гулянья

Праздник в деревне. Неизвестный художник, конец XVIII века Подробнее по этой теме см. Народные гулянья.

Молодёжь собиралась в компании: плясали, водили хороводы, пели песни («Не бела заря», «По двору-двору», «В саду яблонька лесная», «Расцветала сирень»), играли в игры («Гуси», «Чижик», «Челнок», «Прятки», «Кандалы, раскуйте нас», «А мы просо сеяли», «Зайчик, что с тобой», «Разлуку», «Вдовушки», «Лапту»).

Гулянья проходили на деревенской улице, на площади или за околицей деревни. Каждая девушка и каждый парень, достигшие брачного возраста, обязательно принимали участие во всех деревенских праздниках и молодёжных развлечениях. Уклонение от участия в них порицалось общественным мнением, вызывало насмешки сверстников и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.

Крашеные яйца

Б. Зворыкин . Катание яиц. Дореволюционная открытка. Подробнее по этой теме см. Пасхальное яйцо.

В дореволюционной России считалось, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому к этому дню красили яйца, но уже не в красный, а в жёлтый или зелёный «поминальные» цвета. До сих пор во сёлах по могилкам раскладывают крашеные яйца, кое-где они катаются в виде креста и/или их закапывают в могилку, отдают нищим. Существовал также обряд гадания, при котором «катали яйца с горки», скатывали крашеные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьётся, то его владельца ожидают в текущем году счастье и удача. На Русском Севере на Красную горку девушка одаривала своего парня крашеным яйцом.

Поминки

Подробнее по этой теме см. Поминальные дни у славян. Русское кладбище. Черниговская губерния. 1817

Русские местами в этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть предков в этот день («с покойничками похристосоваться»), так же как в Родительские субботы. По могилкам расставляются оставшиеся со Светлой недели еда, напитки, раскладываются крашеные яйца. Это не принято было в церковной традиции, но народный календарь поминовения усопших несколько отличается от христианского. Поминовение умерших посвящается всем умершим предкам и включает, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ и поминальную трапезу у могил и дома; в этот день «кормили души»: готовили особую поминальную пищу (коливо, кутья, блины, хлеб и др.), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты.

В конце XIX века в Спасске-Рязанском девушки и женщины в траурном («жаленом») платье шли на кладбище поклониться своим родителям. Сначала они причитали на могилах со словами о житье-бытье покойников, потом раскладывали по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходили по могилам в гости: старики угощали, а молодые катали по могилам крашеные яйца. Остатки вина выливали на могилы. С кладбищ в праздничных платьях шли разыгрывать Красную горку в хороводах.

Другие обычаи

В эти же дни было принято на Руси одаривать родню - делать подарки зятьям и невесткам.

В селе Хомутино на Алтае на Красную горку «Пасху зажигали» - привозили на гору солому и зажигали её, таким образом провожая Пасху.

Поговорки и приметы

  • «В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т».
  • Красная горка - сватать спо́рко.
  • «Сочтёмся весной на брёвнах - на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся».
  • На Масленицу - сватовство, на Красную горку - свадьба.
  • «Святой Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает».

Какого числа Красная горка в 2017 году | Красная горка - обычаи, приметы и гадания

Особым праздником, который удивительным образом совместил в себе традиции православных людей и ритуалов язычников, является праздник Красная горка. Наши предки считали, что в этот день весна полностью вступает в свои права, а также начинается период, когда юноши идут свататься. В праздник Красной горки прославляли бога Ярило, молодые люди устраивали веселые гуляния. Какие обычаи праздника Красная горка? Какие приметы в этот день? Как можно гадать в Красную горку?

Какого числа будет отмечаться Красная горка в 2017 году. История праздника

Связав Красную горку с рядом христианских событий, православная церковь дала празднику совершенно новый смысл. Отмечается Красная горка (Антипасха или Фомино воскресенье, как его еще называют в народе) в первое воскресенье после Пасхи. Так, в 2017 году православные будут отмечать Красную горку 23 апреля.

Как говориться в Евангелие, один из апостолов по имени Фома не поверил в Воскресение Иисуса Христа, пожелав лично удостовериться в этом. Поэтому, чтобы доказать этот факт, Господь лично явился Фоме и другим десяти апостолам на восьмой день, после того дня, когда произошло его чудесное воскрешение.

Антипасха – это как дополнение к Пасхе, ведь именно в этот день после окончания длительного поста можно венчаться. Этим и объясняется большое количество свадеб в этот день.

Обычаи и гадания праздника Красная горка

Красная горка – это праздник, когда весна вступает в права. Особенно любим этот праздник был среди молодежи, потому что в этот день устраивались веселые гуляния, парни шли свататься. Считалось плохой приметой в это день сидеть дома, потому что кто не выходил гулять, тот останется без пары.

В красную горку проводились различные обряды, которые должны были обеспечить хороший урожай, а селение защитить от различных невзгод.

Когда было еще темно, представительницы прекрасного пола собирались на краю села, плугом делали вокруг села борозду, как бы создавая защитный круг. При этом они читали молитвы. Считалось очень хорошо, когда образовывался крест в месте замыкания борозды. Если борозда была глубокой, это означало, что болезни, засуха, неурожай и другие беды обойдут стороной поселение. Когда обряд завершался, начиналось веселое гуляние, во время которого молодые девушки старались всеми способами привлечь к себе внимание парней. Для этого они надевали самую лучшую свою одежду, яркие платки, вплетали в косу яркие ленты. Самой главной была девушка Лада, которая знала все песни, направляла хороводы и заводила игры.

В Красную горку каждый парень или девушка старались показать все, на что они способны. Кто-то имел шикарный голос, а кому-то не было равных в танце.

Молодые девушки стремились выйти замуж во все времена. А праздничные гадания позволяли узнать имя суженного, и когда они выйдут замуж.

Так, за день до праздника Красной горки девушка выпекала каравай, брала две новые, ни разу не использованные иголки, и заговаривала особыми словами. Иголки втыкались в виде креста в каравай, который предварительно нужно посыпать солью. После этого каравай выносится в коридор. Утром его нужно забрать и положить на самом высоком месте. Считалось, что на протяжении года девушка должна выйти замуж.

Таких гаданий множество, но многие из них остались в далеком прошлом.

Какие существуют приметы праздника Красная горка?

Среди примет праздника Красная горка можно выделить такие:

Чтобы не испытывать недостатка денег, нужно умыться в день Красной горки, стоя лицом перед иконой. Самый старший в семье должен умыть всех остальных, но только не на оборот.

Загадать желание и бросить монетку в какой-либо водоем (реку, озеро, колодец во дворе). Такой ритуал должен привлечь счастье в дом, а желание непременно исполниться.

Помолится Господу, искренне, всем сердцем, попросить о долголетии и крепком здоровье. Наши предки искренне верили, что в этот день слова их молитвы доходят не только до Господа, но и до их умерших родственников.

Сегодня Красная горка празднуется не так весело, как во времена наших предков. Но, тем не менее, этот праздник сейчас – это день свадеб, когда разрешено венчание в храме. По народным приметам брак, заключенный в этот день, будет крепким и на всю жизнь. Однако существуют и сегодня такие поселки, где праздник Красной горки отмечается с большим размахом, в соответствии с традициями далеких лет.

Можно сказать, что Красная горка или Антипасха – невероятно веселый праздник, который несет в себе победу жизни над смертью, возрождение, а также главенство весны над зимой. Многие обычаи и приметы уже утеряно, поэтому нужно хранить и возрождать их.

Красная горка (праздник) это:

Красная горка (праздник) Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Антипасха У этого термина существуют и другие значения, см. Красная Горка. Красная Горка
Ф. В. Сычков. Танец.
Тип народно-православный
иначе Кликушное воскресенье, «Ярылавіца» (белор.)
также Антипасха, Фомино воскресенье (христ.)
Значение окончательный приход весны
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными славянами, христианами
Дата первое воскресенье после Пасхи
В 2012 году 22 апреля
В 2013 году 12 мая
Празднование весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры
Связан с Пасхой

Кра́сная го́рка (белор. Ярылавіца) - народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню ) - первому дню Радоницкой недели.

В некоторых местах праздновался на следующий день - в понедельник, где-то - накануне или в сам весенний Юрьев день.

Народные обряды

Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.

Красная горка - это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.

Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна - это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка - это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.

По всей Украине в этот день ходили дети по домам славить «ярь и зеленачку». Дети носили с собою в руках деревянную ласточку. Девушки ходили по улицам и пели веснянки.

Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Кроме того, Красная горка - это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся».

Поговорки и приметы

  • В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т.
  • Сочтёмся весной на брёвнах - на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся.
  • Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся.
  • Св. Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Красная горка (праздник)
  • Радоницкая неделя
  • Антипасха
  • Сватовство по-русски

Примечания

  1. Лозка, 2002, с. 112
  2. Громыко, 1991
  3. Сахаров, 1885

Литература

  1. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. - Мн.: Полымя, 2002. - 238 с. - ISBN 98507-0298-2 (белор.)
  2. Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2
  3. Сахаров И. П. Сказания русского народа. - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.

Ссылки

  • Красная горка // Российский Этнографический Музей.
  • Красная Горка // Сахаров И. П. Сказания русского народа - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
  • Красна гірка // Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї - К.: Т-во «Знання України», 1993. 112 с. (укр.)
  • Лыскин Александр . Усть-Цильма. Фоторепортаж о празднике
Народные праздники славян Категории:
  • Праздники по алфавиту
  • Праздники
  • Весенние праздники
  • Русские народные праздники
  • Пасха
  • Переходящие праздники
  • Свадьба
  • Народное христианство
  • Праздники 5 мая

Что значит праздник "красная горка"?

Римма третьякова

Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели



По народному календарю. В этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну) , водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.
Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. И оба они, и парень, и девушка, непременно умрут вскоре же после свадьбы.
В Спасске девушки и женщины в траурном платье (черном и белом) шли после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем кланяться покойным родственникам. Плакали, причитая, катали яйца на их могилах, а потом ели и пили, выливая остатки вина на могилы. Позже, переодевшись дома в праздничное платье, шли играть на красную горку.
В некоторых селах Владимирской губернии Фомино воскресенье сопровождалось особыми ритуальными обрядами. После обедни где-нибудь на открытом месте деревенской улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь
песни и медленно подходить к “новоженям”, которые и давали им по куску пирога и по одному яйцу.
Красная горка в северном Поволжье называлась кликушным воскресеньем, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов - окликали молодых, которые за пение выносили по яйцу и по стопочке.
В Пензенской губернии на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали свои косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг около села и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Эта пирушка продолжалась до третьих петухов (примерно до трех часов утра) , а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.

Красная горка - первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели.
Красная горка - один из народных праздников красной весны, с него начинались хороводные игры на горах и долинах, играются свадьбы на Красную горку.
Из истории. Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища (Капище - языческий храм.) и требища (Требище - жертвенник, место принесения жертв Богу) . В России встречается много старинных мест под названием красных гор, горок, холмов.
В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета.
Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе.
Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

Марина гришина(гвоздецкая)

Красная Горка - древнерусский народный весенний праздник. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после пасхи (так называемому Фомину дню) . Иногда праздновался на следующий день - в понедельник, иногда - в Юрьев день.
Красная Горка - праздник молодёжи, начинавшийся детскими играми, хороводами, песнями; первое весеннее гулянье девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - «красная» (т. е. красивая) горка. В некоторых местностях России к Красной Горке приурочивались свадьбы, после чего устраивался народный праздник

Что за праздник "Красная горка", почему так называется?

Красная горка - древнерусский народный весенний праздник. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню) .
Иногда праздновался на следующий день - в понедельник, иногда - в Юрьев день (день весеннего выгона скота) .
Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.
Красная горка - это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.
Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, это праздник поцелуев и начала новой жизни, сродни тому, что весна - это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка - это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище) , после чего устраивался праздник.
В любом случае, Красная горка была одним из самых любимых праздников в России. Кроме того, Красная горка - это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется» .
Радуница - все радуется весне, Ярила-Бог женится на любимой Ладе-Земле, а за ними и молодцы да красны девки влюбляются, создают пары. Красна горка - праздник Любви, Солнца, пробуждающейся Жизни.
«Красная горка» - народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи. Его церковное название - Фомина неделя, поскольку в этот день Церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, который требовал неопровержимых доказательств этого чудесного события. Воскресенье апостола Фомы - первый день, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва (Масленица + Великий пост + Светлая седмица) начинает совершать Таинство Бракосочетания.
Красная горка - 1-e воскресение после Пасхи, по церковному календарю - Антипасха, день памяти апостола Фомы.
Красная Горка известна по всей России и знаменует в общем своем значении весну с ее красным солнышком, с ее Пасхой и весною красною, то есть красивою, веселою, оживленною благоприятным воздухом, водами, получившими свободу и сборосившими ледяные оковы.
В ряде мест к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.
В Калужской губернии в старые времена это воскресенье было отведено для встречи весны. «Соломенное чучело укрепленное на длинном шесту, ставится на горке; кругом его собираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками» .
«Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест) . Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонка-замухрышку» .

Кошка с салом

Это знаменитый праздник, имеющий несколько названий; богослужебное название его – Антипасха ("после Пасхи"): Фома еще не видел воскресшего Господа и не верил, сомневался, что Господь воскрес, поэтому Пасха для него наступит только в это воскресенье, а вместе с ним и мы тоже уверяемся в Воскресении, нам тоже является воскресший Христос, обновляя нашу веру. Второе название это дня – Фомина неделя, и есть еще народное название – Красная горка.

Красная горка — веселое народное торжество, в котором наблюдается удивительно гармоничный симбиоз христианских традиций и отголосков языческих сатурналий.

Красная горка – это доброе, светлое празднество, символизирующее пробуждение, в котором хранится многовековая мудрость и память наших предков. К сожалению, многие традиции безвозвратно забыты, однако те, что еще остались, стоит сберечь, возродить и передать следующим поколениям.

Православный праздник Красная горка

Красная горка — первое воскресенье после Пасхи, завершающее пасхальную неделю. Возникший еще в дохристианской Руси в эпоху язычества с приходом христианства праздник практически не изменил ни формы, ни содержания.

Кликушное воскресенье, Фомино воскресенье, Антипасха — так еще называют Красную горку. Название Антипасха зачастую вводит в заблуждение, придавая негативный оттенок противопоставления, отрицания. Здесь необходимо обратиться к этимологии слова, в старославянским языке приставка «анти» означала «вместо», т.е. праздник, приходящий следом за Пасхой.

Впервые Антипасха упоминается в антиохийских Постановлениях святых Апостолов, датируемых 380г. Согласно Евангелию, не поверившему в чудесное воскрешение Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмые сутки явился сам спаситель, дабы развеять его сомнения. Отсюда и выражение «Фома неверующий».

Уверение Фомы, Караваджо

В церкви в Фомино воскресенье служат литургию, чтят апостола Фому, вспоминают удивительное воскрешение Христа, обязательно проходит крестный ход, в храмах прихожанам раздают артос (кусочки хлеба, дающие силу, здоровье).

Красная горка — дата праздника 2020

До принятия христианства у этого праздника не было определенной даты, отмечали его и на Юрьев день или в его канун, и в Радоницу, называли его «неделей обновления». В 2020г. Красная горка приходится на 26 апреля, первый день значимого периода православного календаря — Радоницкой недели.

Запрещена любая работа по дому: хозяйственные дела, рукоделие лучше отложить, садово-огородные работы также не принесут пользы — посаженное в этот день не приживется.

Накануне Фомина воскресенья верующими было принято омывать иконы. Оставшуюся после обряда воду оставляли до праздника, чтобы поутру, помолившись, умыться ею. Старики и немощные заговаривали воду от болезней, молодухи нашептывали заговор на красоту. Достаток и везение сопровождали верующего, совершившего этот ритуал и сохранившего это в тайне.

Подаждь Боже

Также притянуть удачу можно, накормив семь бродячих животных.

Что означает праздник Красная горка?

В древнеславянском языке «красный» означает «красивый, светлый, цветущий». По весне снег в первую очередь сходит на возвышенности, открывая место для увеселительных мероприятий. Именно на таких прогретых солнцем пригорках проводились народные гуляния с хороводами, песнями, игрищами, потехами, дабы с ликованием приветствовать весну, отметить пробуждение природы, отправить восвояси зимнюю глухую стужу. Безоблачное небо и жаркое солнце в этот день предвещали щедрый урожай, дождь обещал прохладное лето.

До принятия христианства крестьяне в этот день прославляли песнями-веснянками древнеязыческих божеств — Ярило, бога солнца, плодородия и богиню первых весенних всходов Лелю. Из собравшихся на празднество девушек выбирали красавицу Лелю, наряжали в льняной сарафан, на голову надевали венок, сплетенный из только начинающих распускаться цветов, вставали в хоровод и затягивали песню в ожидании своих суженых.

В одежде старались использовать красный цвет как символ огня, солнца, любви.

Сценарий праздника Красная горка

Народные празднества начинались затемно и длились до заката. Главная роль в них отводилась женской половине общины. В глухую полночь замужние женщины выходили на край селения, брались за соху и, читая молитву, пропахивали борозду вокруг села. Считалось, что этот обряд обеспечит надежную защиту поселения от скудного урожая, капризов природы, тяжелых хворей. Мужская половина населения в обряде участия не принимала.

Опахивание села

Поутру народ поднимался на просторные возвышенности, выбиралась запевала, «хороводница», которая с первыми лучами солнца, обратившись на восток, произносила закличку, после чего хором распевались кликушные песни-веснянки. Для мороза, порядком поднадоевшего за долгую зиму, был свой ритуал: пеклись шарики-колобки, которые выкидывали на улицу с прибаутками.

В Калужской области ритуал закликания весны проходил иначе: на холм выставляли шест с соломенной куклой, которую вечером после гуляний сжигали.

Сезон народных застолий открывался совместной трапезой. Особое внимание уделялось оформлению праздничного стола. Приготовлением угощений занимались люди старшего возраста. На яркую вышитую скатерть выставляли блины, оладьи, пироги, яичница, любые блюда, напоминающие форму солнца.

Обязательно пекли хлеб в виде грачей и жаворонков, который потом скармливали слетавшимся птицам, символизировавшим души усопших предков.

Выпекали крестообразное печенье, с которым связан интересный способ гадания. В печенья закладывались зерна, монеты, плоды хмеля, иногда могли запечь таракана. Обнаруженное в печенье зерно обещало богатство, хмель сулил веселье, а таракан означал сплетни.

Жаворонки

Ребятишки с печеньем бегали по домам в деревне и кричали заклички, желая соседям мира и благоденствия.

Обычаи и обряды на Красную горку

Красная горка — во многом праздник молодежный, день смотрин, сватовства, выбора пары.

Одев праздничные собственноручно вышитые наряды, с вплетенными в волосы яркими лентами, будущие невестушки, распевая песни, обходили деревню, чтобы потенциальные женихи могли их рассмотреть.

После этого девичьи завлекалки продолжались на возвышенном месте народных гуляний, где уже были подготовлены площадки для танцев, установлены качели, сооружены подкидки. Кататься на качелях было позволено только тем девушкам, которых пригласили молодые люди. Поначалу процесс заигрывания был скромный и целомудренный, но позже осмелевшие молодцы могли позволить себе некоторые вольности, например, остановить качели можно было, только подарив поцелуй.

Праздничные катания на качелях

Кавалеры же соревновались на подкидках. Стараясь привлечь внимание понравившейся девицы, парни демонстрировали удаль молодецкую, ловкость, смелость.

Понравившуюся девушку было позволено облить водой, после чего парень должен был к ней посвататься. Отказ от сватовства в этом случае позорил девушку, за это можно было получить батогами по спине от ее родственников.

Участие в празднествах незамужних девушек и холостых молодых людей считалось обязательным. Провести Фомино воскресенье дома было дурной приметой. Отказавшимся от гуляний на селе давали прозвища, кликали «непутешными».


Тем, кто давно был в ссоре, предоставлялась возможность помириться: достаточно было разделить и съесть Пасхальное яйцо голубого или зеленого цвета.

Интересным и простым для выполнения является денежное гадание: на рассвете надо забраться на любой пригорок, прихватив три ложки. Обернувшись три раза вокруг оси, надо подкинуть ложки с вопросом: «Ждет ли меня богатство?» Три ложки, упавшие рядом, сулят беспроблемный в денежном плане год, одна ложка, отлетевшая в сторону, обещает устойчивое финансовое положение. А разлетевшиеся в разные стороны ложки пророчат трудности и предстоящие лишения.

Свадьбы на Красную горку

В Фомино воскресенье после внушительного перерыва в храмах начинали венчать браки, новобрачных благословляли на долгое, счастливое супружество.

На Красную горку проходил обряд «окликания» молодых, называемый еще вьюнством, вьюнинами. К домам молодоженов, вступивших в брак в период с прошлой Пасхи, приходили окликальщики. Разодетые в нарядные рубахи, шаровары они пели песню про удаль, силу богатырскую, счастливую жизнь молодой пары, про хоромы их, полные достатка. В благодарность супруги выносили окликальщикам яйцо и чарку вина. Отсюда пошло название «Кликушное воскресенье».

Фомино воскресенье чаще всего выбирали в качестве дня для проведения свадебного торжества. Считалось, что совместная жизнь новобрачных, повенчавшихся в этот день, будет долгой, крепкой, счастливой. Эта традиция популярна и сейчас: молодожены играют тематические свадьбы в деревенском стиле, надевая русские народные костюмы, соблюдая старинные обычаи.

В процессе церемонии венчания молодым запрещалось смотреть друг на друга, иначе в доме будут ссоры, склочная жизнь обеспечена.
Повенчавшиеся в этот день переплетали ленты из косы невесты незамужним подругам, передавая свадебную эстафету и благословляя на скорое замужество.

В некоторых селах был распространен обряд «на счастье». Молодые скатывали крашеные яйца с пригорка и наблюдали, как они катятся — вместе или порознь, какое яйцо укатится дальше. Исходя из этого заключали, как будет проходить совместная жизнь у молодоженов. Если яйца оставались целыми, докатившись до подножия, счастье, удача будут сопутствовать весь год.

Для брачной ночи готовили отдельную комнату, украшенную весенними травами, чей запах отпугивал нечисть.

Народные гуляния на Красную горку

Празднование Кликушного воскресенья знаменовало начало периода полевых работ. От того как Красную горку отметят на селе, зависело, будет ли урожайным, изобильным весь год. Поэтому в народных гуляниях участвовали все жители деревни от ребятишек до стариков.

Повсеместно организовывались ярмарки, на которых торговали сластями, напитками, устраивались многочисленные балаганные представления, пекли караваи, на холмах зажигали огромных размеров костры. Неотъемлемым элементом гуляний были задорные пляски, ряжение, игра на гармошках, соревнования по перетягиванию каната, хороводы (карагоды), олицетворяющие солнечный круг, целью которых было выбрать себе пару.

Услышать колокольный звон — к удаче

Среди подвижных игр наиболее распространены «горелки», «ручеек», «плетень».

В Фомино воскресенье в былые времена любой желающий мог подняться в звонницу и позвонить в колокола. Услышать колокольный звон на Красную горку - верный признак непременных счастливых перемен, великой радости и благоденствия.

Родительская суббота на Красную горку

Родительская суббота — это день поминовения усопших. В году восемь родительских суббот, и только две из них, называемые Вселенскими, имеют постоянную дату.

Остальные зависят от даты Великого поста:

  • Вселенская Суббота Мясопустная – за неделю до Великого поста;
  • Субботы на 2-й, 3-й и 4-й неделях Великого поста;
  • Радоница – 9-й день после Пасхи;
  • 9 мая;
  • Вселенская Троицкая суббота — за день до Троицы;
  • Димитриевская суббота — за накануне дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

Радоница, или Родительский день приходится на вторник после Красной горки. В этот день следует воздержаться от горестных переживаний и слез по поводу потери близких, это время молитвенного общения с ушедшими членами своего рода. Предшествующая Светлая пасхальная неделя настраивает верующих на добрые воспоминания и радость от того, что родные возродились в другой жизни.

Перед посещением кладбища желательно отстоять службу в храме, подать заупокойную записку, поставить свечу, после чего приходит время привести в порядок могилки усопших, помолиться за их души, совершить поминальную трапезу.

И поныне широко распространена традиция приносить на кладбище крашеные яйца, пасхальные куличи и раздавать их нищим. Считается, что так происходит общение, «христосование» с усопшими родными. В древности Тризной и Радоницей именовали божеств-хранителей душ усопших.

В язычестве Родительской субботе соответствовал Навий день (день Мертвых), когда близким умершим приносили к воде требы. У славян требы — еда и сделанные своими руками предметы быта. В воду запускали скорлупу красного крашеного яйца. Считалось, что она доплывет до мира забытых душ, про помин которых давно позабыли.

Отмечать или нет Красную горку, каждый решает сам. Но независимо от принятого решения этот день не время для грусти, уныния, правильный эмоциональный настрой даст заряд на весь год. Это отличный повод собраться всей семьей на застолье и провести вместе время, которого в будни нам так не хватает.