Имя существительное. В доме солнца дерево и яцы Облако закрыло солнце корни деревьев питают листья

Класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 1

1 : Генерал прочел приказ.

а) генерал

б) приказ

2. : Свойство зеркальце имело…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. :

4 .

а) Облако закрыло солнце.

5 .

а) Мы очень тревожились (наши волейболисты)._______________________

б) Все особенно беспокоились (капитан команды). _____________________

__________________________________________________________________

в) Мы были рады предостеречь их (возможные ошибки). ________________

___________________________________________________________________

Класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 1

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1 . Укажите дополнение в предложении : Генерал прочел приказ.

а) генерал

б) приказ

2. Определите тип дополнения в предложении : Свойство зеркальце имело…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. Определите способ выражения дополнения в предложении : Я удивленно поглядел на вошедшего.

а) причастие б) существительное в) глагол г) наречие

4 . Подчеркните в данных предложениях дополнения:

а) Облако закрыло солнце.

б) Врач советовал мне посещать бассейн.

в) Мы регулярно читаем «Московский комсомолец».

г) Корни деревьев питают листья.

д) Восемь не делится на пять без остатка.

5 . Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.

а) Мы очень тревожились (наши волейболисты).____________________________



______________________________________________________________________

б) Все особенно беспокоились (капитан команды). __________________________

в) Мы были рады предостеречь их (возможные ошибки). _____________________

Класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Бабушка написала письмо .

а) бабушка

б) письмо

2. Определите тип дополнения в предложении : Царь с царицею простился…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. Определите способ выражения дополнения в предложении :

4. Подчеркните в данных предложениях дополнения:

б) Солнце закрыло облако.

5. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.

а) Завтра мы будем играть (наши соперники). ___________________________

___________________________________________________________________

б) Капитан особенно беспокоился (вратарь). ____________________________

___________________________________________________________________

в) Нам очень помогла вера (победа). __________________________________

___________________________________________________________________

Класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите дополнение в предложении: Бабушка написала письмо .

а) бабушка

б) письмо

2. Определите тип дополнения в предложении : Царь с царицею простился…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. Определите способ выражения дополнения в предложении : Я попрошу говорить по существу!

а) местоимение б) инфинитив в) существительное г) наречие

4. Подчеркните в данных предложениях дополнения:

а) Проводник попросил всех выйти.

б) Солнце закрыло облако.

в) Многие страны ведут торговлю с Арабскими Эмиратами.

г) Городские улицы украшают многоэтажные дома.

д) Умножьте шесть на тридцать два.

5. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.

а) Завтра мы будем играть (наши соперники). _______________________________

_______________________________________________________________________

б) Капитан особенно беспокоился (вратарь). ________________________________

_______________________________________________________________________

в) Нам очень помогла вера (победа). _______________________________________

________________________________________________________________________

Класс

Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Вариант 1

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите определение в предложении: Женщина помоложе больше ничего не могла сказать.

а) женщина б) помоложе в) больше г) ничего

2. Определите тип подчеркнутых определений в предложении: В лунном свете светилась бледная ширь улицы.

а) оба согласованные

б) оба несогласованные

в) в лунном – несогласованное, бледная – согласованное

г) в лунном – согласованное, бледная – несогласованное

3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).

Собаки наши (1) привязанные к деревьям (2) вдруг (3) почему-то залаяли (4) и как-то глупо смотрели на землю.

А) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2 г) 1, 2, 4

4. Определите вид связи, при помощи которой определение в предложении связывается с определяемым словом:

Вечерняя вода застыла неподвижно.

а) согласование б) управление в) примыкание

5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):

а) Книги в библиотеке выдавала высокая девушка с черными глазами.

б) В нашем отряде оказались ребята разного возраста.

в) За узкоколейкой непроходимым частоколом стоит молодой сосняк.

г) На витрине стояла ваза из горного хрусталя.

д) Шофер одет в кожаную куртку.

8 класс
Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»
Вариант 1



а) генерал
б) приказ

а) прямое дополнение
б) косвенное дополнение



а) Облако закрыло солнце.



а) Мы очень тревожились (наши волейболисты)._______________________

б) Все особенно беспокоились (капитан команды). _____________________
__________________________________________________________________
в) Мы были рады предостеречь их (возможные ошибки). ________________
___________________________________________________________________

8 класс
Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»
Вариант 1

__
1. Укажите дополнение в предложении: Генерал прочел приказ.
а) генерал
б) приказ
2. Определите тип дополнения в предложении: Свойство зеркальце имело
а) прямое дополнение
б) косвенное дополнение
3. Определите способ выражения дополнения в предложении: Я удивленно поглядел на вошедшего.
а) причастие б) существительное в) глагол г) наречие
4. Подчеркните в данных предложениях дополнения:
а) Облако закрыло солнце.
б) Врач советовал мне посещать бассейн.
в) Мы регулярно читаем «Московский комсомолец».
г) Корни деревьев питают листья.
д) Восемь не делится на пять без остатка.
5. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.
а) Мы очень тревожились (наши волейболисты).____________________________
______________________________________________________________________
б) Все особенно беспокоились (капитан команды). __________________________

в) Мы были рады предостеречь их (возможные ошибки). _____________________

8 класс
Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»
Вариант 2
______


а) бабушка
б) письмо

а) прямое дополнение
б) косвенное дополнение


4. Подчеркните в данных предложениях дополнения:
б) Солнце закрыло облако.

5. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.
а) Завтра мы будем играть (наши соперники). ___________________________
___________________________________________________________________
б) Капитан особенно беспокоился (вратарь). ____________________________
___________________________________________________________________
в) Нам очень помогла вера (победа). __________________________________
___________________________________________________________________

8 класс
Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»
Вариант 2
Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите дополнение в предложении: Бабушка написала письмо.
а) бабушка
б) письмо
2. Определите тип дополнения в предложении: Царь с царицею простился
а) прямое дополнение
б) косвенное дополнение
3. Определите способ выражения дополнения в предложении: Я попрошу говорить по существу!
а) местоимение б) инфинитив в) существительное г) наречие
4. Подчеркните в данных предложениях дополнения:
а) Проводник попросил всех выйти.
б) Солнце закрыло облако.
в) Многие страны ведут торговлю с Арабскими Эмиратами.
г) Городские улицы украшают многоэтажные дома.
д) Умножьте шесть на тридцать два.
5. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.
а) Завтра мы будем играть (наши соперники). _______________________________
_______________________________________________________________________
б) Капитан особенно беспокоился (вратарь). ________________________________
_______________________________________________________________________
в) Нам очень помогла вера (победа). _______________________________________
________________________________________________________________________

8 класс
Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
Вариант 1
Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________




а) оба согласованные
б) оба несогласованные














8 класс
Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
Вариант 1
Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите определение в предложении: Женщина помоложе больше ничего не могла сказать.
а) женщина б) помоложе в) больше г) ничего
2. Определите тип подчеркнутых определений в предложении: В лунном свете светилась бледная ширь улицы.
а) оба согласованные
б) оба несогласованные
в) в лунном – несогласованное, бледная – согласованное
г) в лунном – согласованное, бледная – несогласованное
3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).
Собаки наши (1) привязанные к деревьям (2) вдруг (3) почему-то залаяли (4) и как-то глупо смотрели на землю.
А) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2 г) 1, 2, 4
4. Определите вид связи, при помощи которой определение в предложении связывается с определяемым словом:
Вечерняя вода застыла неподвижно.
а) согласование б) управление в) примыкание
5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):
а) Книги в библиотеке выдавала высокая девушка с черными глазами.
б) В нашем отряде оказались ребята разного возраста.
в) За узкоколейкой непроходимым частоколом стоит молодой сосняк.
г) На витрине стояла ваза из горного хрусталя.
д) Шофер одет в кожаную куртку.
8 класс
Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
Вариант 2
Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________



а) оба согласованные
б) оба несогласованные


3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).




а) согласование б) управление в) примыкание
5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):





8 класс
Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
Вариант 2
Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите определение в предложении: На мгновение Андрея охватило желание отвернуться.
а) на мгновение б) желание в) отвернуться г) Андрея
2. Определите тип подчеркнутых определений в предложении: Хороший обычай ездить в гости к соседям не нами выдуман.
а) оба согласованные
б) оба несогласованные
в) хороший – согласованное, ездить в гости – несогласованнее
г) хороший – несогласованное, ездить в гости – согласованное
3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).
Под пологом просторной палатки (1) стояли (2) сдвинутые в один ряд (3) столы (4) накрытые клеенками.
а) 2, 3, 4 б) 1, 2, 4 в) 1, 3, 4 г) 1, 2, 3
4. Определите вид связи, при помощи которой определение в предложении связывается с главным словом:
Однажды отец катал меня на лодке с парусом.
а) согласование б) управление в) примыкание
5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):
а) Вытертые тарелки с шумом летят на стоящую рядом скамью.
б) Девушка была одета в красивое платье из бархата.
в) В моей практике был интересный случай.
г) На проспекте появилось здание из стекла и бетона.
д) У нас было огромное желание победить.
8 класс

Вариант 1
Фамилия, имя уч-ся _______________________________________________

1. Короткие осенние деньки.

2. Рассвет с сумерками встречается посреди ненастного дня.
Ответ_________________________
3. Днем пасмурно и туманно.
Ответ_________________________
4. По ночам уже подмораживает.
Ответ_________________________
5. Хмурое, мглистое, низкое небо.
Ответ_________________________
6. Под таким небом чувствуешь себя неуютно.
Ответ_________________________
7. Скромных и спокойных синичек словно подменили.
Ответ_________________________
8. Матерые выводки волков собираются в стаи.
Ответ_________________________
9. Следы волчьего разбоя обнаружили в соседней деревне.
Ответ_________________________
10. Скоро пойдем на охоту за зайцами.
Ответ_________________________
11. Вьюгой перемело все тропинки в лесу.
Ответ_________________________
12. Нет теперь из лесу ходов-выходов.
Ответ_________________________
8 класс
Тест по теме: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Вариант 2
Фамилия, имя уч-ся _______________________________________________
Задание: В данных предложениях подчеркните главные члены, укажите вид односоставных предложений.
1. Бежит небольшая извилистая речка.
Ответ_________________________
2. Заросли тростника и осоки.
Ответ_________________________
3. Бродишь по этим зарослям как в дремучем лесу.
Ответ_________________________
4. Кругом тихо и пустынно.
Ответ_________________________
5. Среди густых зарослей нашли брошенное гнездо.
Ответ_________________________
6. У речки дышится особенно легко.
Ответ_________________________
7. Тихая вода, белые и желтые кувшинки.
Ответ_________________________
8. Речка поворачивает вправо к низкому берегу.
Ответ_________________________
9. Целый день будем здесь купаться.
Ответ_________________________
10. За долгие годы много песка нанесло рекой.
Ответ_________________________
11. Вскоре на песке построили настоящий замок.
Ответ_________________________
12. Таких песчаных пляжей больше нет на всей речке.
Ответ_________________________
8 класс

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________
1. Расставьте знаки препинания, укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.



г) Породы лошадей по их использованию можно разделить на три группы верховые легкоупряжные и тяжеловозные.













8 класс
Тест по теме: «Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения»
Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________
1. Расставьте знаки препинания, укажите предложение с обобщающим
словом при однородных членах предложения.
а) Самые мягкие и трогательные стихи и картины написаны об осени.
б) Все кругом и сверкало и переливалось и искрилось на солнце.
в) В Азовском море водятся судак и лещ скумбрия и хамса.
г) Породы лошадей по их использованию можно разделить на три
группы верховые легкоупряжные и тяжеловозные.

2. Расставьте знаки препинания, укажите предложение, в котором есть обобщающее слово и нужно поставить двоеточие.
а) Письма пишут разные слезные болезные иногда прекрасные чаще бесполезные.
б) Собаки лошади куры все мокро уныло робко.
в) Матрос встречал людей то крикливых и насмешливых то робких и гостеприимных.
г) Гранит железо дерево суда и люди все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию.

3. Расставьте знаки препинания, укажите предложение, в котором есть обобщающее слово и нужно поставить тире.
а) Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части на хозяев и заказчиков.
б) Река роща деревня и поле все было залито утренним светом.
в) Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжкого всплеска воды.
г) Рояль мог петь обо всем о порыве человеческого духа к великому о любви и грусти.

4. Расставьте знаки препинания.
а) Сквозь молочно-голубую дымку мутно голубело все кругом лес скалы острова.
б) Во всех комнатах в лакейской в зале в гостиной было прохладно и сумрачно.
в) Шум брань мычание блеяние рёв всё сливалось в один нестройный говор.
г) Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.
8 класс. ПОВТОРЕНИЕ

Фамилия, имя уч-ся ___________________________________________

а) полжить, загрелся, ксается





















8 класс. ПОВТОРЕНИЕ
Тест по теме: «Корни с чередующимися гласными»

Фамилия, имя уч-ся ___________________________________________
1. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква О.
а) полжить, загрелся, ксается
б) притв...ряться, угрелый, з...ря
в) скл...нение, неук...снительно, р...стение
г) прик...снуться, отлжить, подр...сли
2. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква А.
а) полгаться, з...рница, р...сток
б) вырщенный, пригрело, з...рянка
в) отр...слевой, рстениеводство, к...сательная
г) разл...жить, водор...сли, прилгательное

3. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква И.
а) бл...стать, соб...рательный, раст...рание
б) вычтать, раст...реть, занмать
в) подп...рая, блстела, выт...рать
г) раздрёшь, оп...раться, зам...реть

4. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква Е.
а) застлил, проч...тать, пожмать
б) зап...реть, соч...тать, уд...рёт
в) протреть, ум...реть, расст...лается
г) соч...тание, соб...рётся, зажгаю

5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
а) обг...рел, под...рить, озренный
б) пор...сль, откл...нение, предлжение
в) выр...сший, неприк...сновенный, зап...сной
г) предполгать, рсточек, упл...тнение

6. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
а) просклнять, г...рный, оз...ренный
б) выг...рело, запл...тить, накл...няется
в) отрсль, неприксновенный, раств...ритель
г) предлгать, пог...рельцы, заг...родить
8 класс. ПОВТОРЕНИЕ.

Задание 16. * Укажите, в каких предложениях от порядка слов зависит
синтаксическая функция члена предложения.

1. Облако закрыло солнце. 2. Корни деревьев питают листья. 3. Леса сохраняют
реки. 4. Тополь перерос клен. 5. Деревья защищают дороги.

Задание 17. Составьте предложения, в которых дополнениями были бы
следующие слова и словосочетания.

1. История, речь, письмо, экзамен, рассказ; 2. несколько слов, что-то смешное,
ничего нового, самое главное, много интересного.

Задание 18. От данных глаголов образуйте существительные и с этими
существительными составьте предложения.

Бояться (чего?), жаловаться (на кого-что?), освободиться (от чего?), изучать (что?),
привыкнуть (к чему?), составлять (что?), стремиться (к чему?), сообщить (о чем?),
завершать (что?), просить (о чем?), участвовать (в чем?), убеждаться (в чем?).

Задание 19. Установите различие в значении словосочетаний. Составьте с ними
предложения, указав, какими членами предложения являются зависимые от глагола
существительные.

1. Купить молоко - купить молока; выпить сок - выпить сока; съесть суп - поесть
супа; принести яблоки - принести яблок.
2. Надеть перчатки - не надеть перчаток; носить с собой портфель - не носить
портфеля; видеть эту картину - не видеть этой картины.

Задание 20. Соедините сочетающиеся по смыслу слова из разных столбиков. С
полученными сочетаниями слов составьте предложения.

От друзей-соперников
играть

Значение

Над врагом
произвести

Поражение

Труса
одержать

Впечатление

При изучении
облечь

Доверием

Депутата
потерпеть

Презрением

В заговоре

Задание 21. По графическим схемам составьте предложения.

Подлежащее
2. сказуемое
3.


согласованное определение
4.

Несогласованное определение
5. ⎯ ⎯ ⎯
дополнение

⎯ ⎯ ⎯
2.
⎯ ⎯ ⎯
3.
⎯ ⎯ ⎯
4.
⎯ ⎯ ⎯
121
Урок 27

Типы односоставных предложений. Безличные и инфинитивные предложения.

Задание 1. Найдите односоставные предложения. Чем выражен в них главный
член?

1. На перевале караван задержался. 2. Тянуло вечерней прохладой. 3.
Присаживаемся к костру. 4. Густой туман. Изморозь. Ветер гонит с гор дождь. 5. На
противоположном берегу вспыхивает сигнальный дымок: нас заметили.

Задание 2.
Замените
двусоставные
предложения
синонимичными
односоставными.

1. На небе были видны звезды. 2. Ты едешь теперь мимо родных мест. 3. Я никогда
не забуду тот счастливый солнечный день. 4. Вечером диктор сообщил последние
новости. 5. Вы останетесь здесь.

Задание 3. Прочитайте стихотворение. Найдите односоставные предложения.
Определите, чем выражается главный член в этих предложениях.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слова, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
В.С.Шефнер

Задание 4. Определите, какие типы простых предложений использованы в
пословицах. Укажите способы выражения главного члена.

Видеть сияние солнца - хорошее событие.

Видеть только что взошедшее в безоблачном небе солнце - великое счастье.

Глотаешь солнце или луну - должен родиться благородный наследник.

Кланяешься с почтением солнцу или луне - предвещает большое счастье и процветание.

Облака неожиданно закрывают солнце - тайные махинации, гнусные дела.

Облака рассеиваются, появляется солнце - разрешится несчастливая ситуация

Огнем пылают солнце или луна - поддержка большого человека.

Плыть в лодке к солнцу или луне - богатство.

Сидя в лодке, смотрите на луну или солнце - назначение на должность.

Солнце входит вам в грудь - родится благородный сын (луна - дочь).

Солнце и луна вот-вот появятся на небосклоне - получишь пост.

Солнце и луна освещают твое тело - получишь важную должность.

Солнце и луна с небес падают - горе, потеряешь родителей.

Солнце и луна скрываются за горой - слуга обманывает хозяина.

Солнце и луна соединяются - жена родит сына.

Солнце и луна тускнеют - жена понесла.

Солнце и луна, которые только что появились на небе - в семье процветание и достаток.

Солнце светит прямо в комнату - получишь хорошую должность по службе.

Толкование снов из Китайского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Баранова М.Т Домашняя работа по русскому языку за 6 класс: Учебно-практическое пособие - М.: «Просвещение», 2000. - 126 c.
Скачать (прямая ссылка): domrabotpors2006.pdf Предыдущая 1 2 > .. >> Следующая
18. День догорел.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня. А вечером блеснёт, наконец, озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит вего темную воду, -ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, ина мшарах бормочут ивозятся журавли, обеспокоенные дымом костра. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (К. Паустовский.)
Пылает (несов. в., 1 спр.).
Старинной (ж. р., Т. п.).
У подножия (ср. р., на -ие, Р. п.).
Непонятный (м. р., И. п.).
Черное (ср. р., И. п.).
Смотрит (несов. в., 2 спр., искл.).
Ночь (ж. р., Зскл., В. п.).
Разгорается (несов. в., 1 спр.)
Тип речи - повествование, стиль речи - художественный. В лесах - сущ. (Где?) в лесах.
Лес; нариц., неодуш., 2 скл., м. р.; во мн. ч., П. п.
В.лесах
6
19. 1) существительные: речка (И. п., ед. ч.), по долине (Д. п., ед. ч.), по лугу (Д. п., ед. ч.), берега (И. п., мн. ч.), местами (Т. п., мн. ч.), лозняком (Т. п., ед. ч.), вербою (Т. п., ед. ч.), ольхой (Т.п., ед. ч.), осокой (Т. п., ед. ч.), травами (Т. п., мн. ч.), дно (И. п., ед. ч.), глубина (И. п., ед. ч.);
2) прилагательные: по ровной (ж. р., ед. ч., Д. п.), по широкому (м. р., ед. ч., Д. п.), извилистые (мн. ч., И. п.), береговыми (мн. ч., Т. п.), ровно (кратк., ед. ч., ср. р.), гладко (кратк., ед. ч., ср. р.), одинакова (кратк., ед. ч., ж. р.);
3) глаголы: бежит (несов. в., наст. вр., 3 л., ед. ч.), обрастают (не-сов., в., наст. вр., 3 л., мн. ч.).
20. Красота поздней осени.
Есть прелесть ив самой поздней осени - вэтом безнадёжном дожде, вэтих острых, одуряющих запахах тления, вэтих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля.
Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют всвоей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад, лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шорохов леса. (Л. Пантелеев.)
,Поздн]ёй1 МохП
21. Вясную погоду, в необъятном просторе, на маленькой елочке, отправимся по Волге, в ярком зареве, в благородном порыве, входишь в рощу, над синим прудом, в неподвижном небе, кближ-нему лесу, в позднюю осень, от острого холодка, из лесной чащи, гонит облака, услышишь шаги.
22. Корни дерева служат ему две службы. Они кормят, питают дерево пищей, которую сосут из земли. Они прикрепляют дерево к матери-земле ислужат ему опорой против бурь и непогод. Отнимите у дерева его корни, ионоумрет.
Ствол дерева служит ему также две службы. Он несет на себе сучья с ветвями, листьями и плодами ив то же время проводит к ним пищу из земли.
7
Сучья иветви несут на себе листья, цветы иплоды и передают те соки, которые получают через ствол от корней.
(Д. Кайгородов.)
План.
1. Для чего дереву корни?
2. Для чего служит ствол дерева?
3. Зачем нужны сучья иветви?
23. 1) над туманной землей, бледным светом, влесу зеленом, по стройным кленам, влажным теплом; 2) приносит.
Влажным (теплом) - прилаг.
Теплом (каким?) влажным.
Влажный; качеств., вср. р., ед. ч., Т. п.;
Влажным.
Приносит.
24. Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром иобхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... Солнце село; звезда зажглась идро-жит в огнистом море заката... Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, визбу, где вы ночуете. (И. Тургенев.)
25. Сочинение.
Памятный день летних каникул.
26. Крупный дождь, влесу зеленом, по стройным кленам, по лесным цветам, влажным теплом, весенняя ночь; прошумел по кленам, прошумел по цветам, прошумел влесу, веет теплом, веет над селом, приносит сполей, приносит аромат, слабо алеет, алеет за степью.
27. 1) главное слово - сущ.: вьющееся растение, заросли ежевики, устойчивый циклон, сучья акации, на циферблате часов, киносъемка в павильоне, ребячьи пальцы, беспокойный характер, выращенный цветок;
8
2) главное слово - глагол: расположиться уручья, расфасовать продукцию, подъехать к станции, выложить из сумки, раздвигать ветки, прилагать усилия, разжечь костер.
28. Приближаться (кчему?) к аллее, ориентироваться (вчем?) в обстановке, нуждаться (вчем?) в поддержке, беспокоиться (оком?) отоварище;
опушка (чего?) рощи, книга (откуда?) из библиотеки, обложка (чего?) книги, красный (от чего?) от стыда, полезный (для чего?) для здоровья, багровый (от чего?) от натуги;
(каким?) поздним вечером, на (какой?) проезжей дороге.
29. Дорогие юные друзья! Лес входит в понятие Отечества. Све-ками все меньше становится даровых благ не земле, и, чтобы не знать горя впереди, надо разумно тратить, аиногда и возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы. Думы о зелени -думы о будущем. Вам бесконечно долго жить вэтой стране. Присоединяйтесь же к походу взащитузеленого друга! (Л. Леонов.)