Что выращивали в древней индии. Древняя Индия: кратко. Путешествие по Индии, видео

Наверно, в мире найдется не так много стран, которые могут похвастаться древней историей, насчитывающей тысячи лет. Одна из них – Индия. Загадочная и непредсказуемая, она притягивает к себе историков и ученых, туристов и любителей индуизма. Расскажем немного об индийской цивилизации и истории.

Городская цивилизация впервые появилась в Древней Индии в долине реки Инд в начале третьего тысячелетия до нашей эры, на территории современного Пакистана и северо-западной Индии. Это происходило одновременно с другими ранними цивилизациями древнего мира, в и Древнем Египте, и индийская цивилизация является одной из самых ранних в мировой истории.

Цивилизация долины Инда исчезла в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. В последующие тысячи лет народ, известный как арийцы, говорящий на индоевропейском языке, переселился в Северную Индию из Центральной Азии. Они пришли в Индию как полукочевые племена во главе с вождями-воинами. Со временем они стали правителями местного дравидийского населения и образовали племенные королевства. Этот период древней индийской истории известен как ведическая эпоха, как это было изображено в самых ранних индийских писаниях, называемых Ведами. Это также был период становления, в который были заложены основные черты традиционной индийской цивилизации. К ним относятся возникновение раннего индуизма как основополагающей религии Индии и социально-религиозное явление, известное как каста.

Племенное общество ранних арийцев уступило место более сложному обществу классической эпохи Древней Индии. Этот период ознаменовался возрождением городской цивилизации на индийском субконтиненте, а вместе с ним и культуры. Это был один из самых творческих периодов в истории Индии, когда появились две новые религии-джайнизм и . Но и эта эпоха закончилась с приходом новой династии правителей — Маурьев, правивших с 317 по 180 гг.до н.э.

Самым известным из императоров Маурьи,(фактически самым известным правителем вообще в истории Древней Индии и одним из самых заметных во всем древнем мире) был Ашока (царствовал 272-232 гг. до н. э.). Он был отличным правителем: сострадающим, терпимым, твердым, стремящимся к справедливости и благополучию для всех своих подданных. Через пятьдесят лет после смерти Ашоки огромная империя Маурьев начала рушиться. Отдаленные провинции отпали, и к середине 2-го века до нашей эры империя сократилась почти вдвое.

Общество и экономика

Ведическая эпоха была “темной эпохой” в индийской истории, поскольку это было время жестоких потрясений, и никакие письменные свидетельства того периода не сохранились, чтобы пролить свет на нее. Это была, однако, одна из самых формирующих эпох древней индийской цивилизации. Что касается общества, то приход арийцев в Древнюю Индию и их становление в качестве доминирующей группы породили кастовую систему. Это разделило индийское общество на слои, подкрепленные религиозными правилами. Первоначально существовало всего четыре касты: священная каста, каста воинов, крестьяне и торговцы, а также чернорабочие. За пределами кастовой системы существовали «неприкасаемые» — отдельная каста.

Несмотря на то, вскоре арийское общество превратилось в более оседлое и более городское общество, касты сохранились. Новые религиозные движения, Джайны и буддисты, восстали против него, проповедуя, что все люди равны. Однако, каста так и не была отменена.

Правительство

Возрождение городов позволило появиться организованным государствам. Большинство из них были королевствами, но встречались и такие (редкость для Древнего Востока), которые были республиками.
В эпоху Маурьев империя была разделена на провинции, и была развита организация по сбору налогов. Также была создана обширная шпионская система. Была создана сеть дорог, идущих с юга и Севера и с востока на Запад. Маурьи опирались в своей власти на армию, которая была одной из сильнейших в древнем мире.

Религия

Цивилизация Древней Индии была удивительным источником религиозных инноваций и нововведений.
Арийская система верований вращалась вокруг пантеона богов и богинь. Также в него вошло понятие «цикла жизни» — реинкарнации души от одного существа (включая и животных, и людей) к другому. Позже идея материального мира, как иллюзии, получила широкое распространение. Такие идеи были подчеркнуты в новых учениях джайнизма и буддизма, которые также имели свои истоки в Древней Индии.

Джайнизм был основан Махавирой («великий герой», жил c. 540-468 до н.э). Он подчеркнул аспект, уже присутствующий в раннем индуизме – любовь и терпимость ко всему живому. Он также способствовал отречению от мирских желаний и аскетического образа жизни.

Одной из главенствующих религий стал буддизм. Он был основан бывшим принцем Сиддхартхой Гаутамой, получившим прозвище Будда (просветленный). Он пришел к убеждению, что крайний аскетизм не является плодотворной основой духовной жизни. Однако, как и джайны, он верил, что освобождение от мирских желаний-это путь к спасению. В повседневной жизни буддисты подчеркивали важность этого аспекта.

Буддизм и джайнизм процветали во времена империи Маурьев. Некоторые ученые считают, что именно в этот период, особенно при Ашоке, буддизм и стал основной религией в Древней Индии.

Литература

Тесно связанная с этими религиозными событиями, Древняя Индия создала фантастически богатую литературу. В течение столетий после прибытия в Северную Индию арийцы написали просто изобилие стихов, сказаний, гимнов, заклинаний, причем развивали и в устной традиции, известной как Веды. Другая литература, написанная к концу Ведической эры, — это Упанишады, сборник произведений прозы и поэзии, в которых исследуются глубокие религиозные и философские концепции, в том числе идея о том, что материальный мир является иллюзией. Позже в истории Древней Индии религиозные и другие идеи стали выражаться в коротких текстах, называемых сутрами. Самые ранние джайнские и буддийские писания были в этой форме, излагая высказывания своих основателей в краткой, содержательной форме. Наряду с этим возникла традиция сложной эпической поэзии. Наиболее известными примерами являются Рамаяна и Махабхарата. Они пересказывают известные события в полу-реальной, и полу-мифологической истории Индии.

Наряду с религиозными трудами, Древняя Индия выпускала труды по математике, медицине и политике. наверно, не стоит упоминать, что многие науки пришли к нам именно из Индии, а ученые ценились в древности на вес золота благодаря своим знаниям.

Все эти произведения написаны на санскрите, древнем языке арийцев. Это индоевропейский язык, отдаленно связанный с персидским, греческим, латинским, немецким и другими языками. Санскритская письменность была основана на арамейском алфавите, который пришел в Индию с Ближнего Востока около 6 века до н. э.

Наследие Древней Индии в мировой истории

Эволюция религиозной культуры в Древней Индии, из которой индуизм, джайнизм и буддизм стали тремя различными религиями, имеет большое значение в мировой истории. Буддизм распространился далеко за пределы индийского субконтинента (где, как ни странно, он стал религией меньшинства) и оказал глубокое влияние на общества в Китае, Японии, Корее, Тибете и Юго-Восточной Азии. В настоящее время она быстро распространяется среди народов Запада, где по некоторым подсчетам она является самой быстрорастущей религией. Взаимодействие между тремя соперничающими, но тесно связанными религиями создало богатую и терпимую интеллектуальную среду. Это привело бы к достижениям мирового значения. Индийские разработки в математике заложили основу современной западной математики, а значит и современной западной науки.

Всегда были связаны друг с другом. Это влияние нашло свое отражение в культуре, искусстве и религии. Индия - это страна несметных богатств и удивительных тайн, которые ученым еще предстоит открыть.

Природа

Индостан - это огромный полуостров, расположенный на юге Азии, который как бы отделен от окружающего мира Гималаями - величественным горным хребтом с одной стороны и Индийским океаном - с другой. Лишь немногочисленные проходы в ущельях и долины связывают эту страну с другими народами и соседними государствами. Плоскогорье Декан занимает почти всю ее центральную часть. Ученые уверены, что именно здесь и зародилась цивилизация Древней Индии.

Великие реки Инд и Ганг берут свое начало где-то в горных хребтах Гималаев. Воды последней у жителей страны считаются священными. Что касается климата, то он очень влажный и жаркий, поэтому большая часть территории Индии покрыта джунглями. В этих непроходимых лесах обитают тигры, пантеры, обезьяны, слоны, много видов ядовитых змей и другие животных.

Занятия местного населения

Не секрет, что ученых всегда интересовала природа Древней Индии и люди, населявшие эту территорию с незапамятных времен. Основным занятием здешнего народа считалось оседлое земледелие. Чаще всего поселения возникали по берегам рек, так как здесь находились самые плодородные почвы, пригодные для возделывания пшеницы, риса, ячменя и овощей. Кроме того, из сахарного тростника, который в изобилии рос в этой болотистой местности, жители делали сладкий порошок. Этот продукт был самым древним сахаром в мире.

На своих полях индийцы выращивали и хлопчатник. Из него делали тончайшую пряжу, которая затем превращалась в удобные и легкие ткани. Они как нельзя лучше подходили для этого жаркого климата. На севере страны, где осадки выпадали не так часто, древние люди сооружали сложные оросительные системы сродни египетским.

Индийцы также занимались и собирательством. Они знали как полезные, так и вредные свойства большинства знакомых им цветов и растений. Поэтому разбирались в том, какие из них можно просто употреблять в пищу, а из каких получить пряности или благовония. Богатейшая природа Индии настолько разнообразна, что она давала жителям такие растения, которых больше нигде не было, а они, в свою очередь, научились возделывать их и использовать с максимальной пользой для себя. Чуть позднее большое разнообразие пряностей и благовоний привлекло сюда много купцов из разных стран.

Цивилизация

Древняя Индия с ее необыкновенной культурой существовала уже в III тысячелетии до нашей эры. Примерно к этому времени относятся и цивилизации таких крупнейших городов, как Хараппа и Мохенджо-Даро, где люди умели строить двух- и даже трехэтажные дома, используя при этом обожженный кирпич. В начале XX века британским археологам удалось найти развалины этих древних поселений.

Особенно удивительным оказался Мохенджо-Даро. Как предположили ученые, этот город строили не одно столетие. Его территория занимала площадь в 250 гектаров. Исследователи обнаружили здесь прямые улицы с высокими зданиями. Некоторые из них возвышались более чем на семь метров. Предположительно, это были постройки в несколько этажей, где не было ни окон, ни каких-либо украшений. Однако в жилых помещениях имелись комнаты для омовений, в которые подавали воду из специальных колодцев.

Улицы в этом городе были расположены таким образом, что они тянулись с севера на юг, а также с востока на запад. Их ширина достигала десяти метров, а это позволило ученым предположить, что его жители уже тогда использовали повозки на колесах. В центре древнего Мохенджо-Даро было выстроено здание, где имелся огромный бассейн. Ученым до сих пор не удалось точно определить его назначение, однако ими была выдвинута версия, что это городской храм, воздвигнутый в честь бога воды. Недалеко от него размещались рынок, просторные ремесленные мастерские и зернохранилища. Центр города был обнесен мощной крепостной стеной, где, вероятнее всего, прятались местные жители, когда им угрожала опасность.

Искусство

Помимо удивительной планировки городов и необыкновенных зданий во время масштабных раскопок, начатых в 1921 году, было найдено и большое количество различных культовых и бытовых предметов, которыми пользовались их жители. По ним можно судить о высокой развитости прикладного и ювелирного искусства Древней Индии. Печати, обнаруженные в Мохенджо-Даро, были украшены красивой резьбой, что указывает на некоторой сходство двух культур: долины Инда и Месопотамии времен Аккада и Шумера. Скорее всего, эти две цивилизации были связаны между собой торговыми отношениями.

Керамические изделия, найденные на территории древнего города, отличаются большим разнообразием. Лощеные и блестящие сосуды были покрыты орнаментом, где гармонично сочетались изображения растений и животных. Чаще всего это были покрытые красной краской емкости с нанесенными на них черными рисунками. Многоцветная же керамика встречалась очень редко. Что касается изобразительного искусства Древней Индии периода от конца II и до середины I тысячелетия до нашей эры, то оно и вовсе не сохранилось.

Научные достижения

Ученые Древней Индии смогли добиться больших успехов в различных отраслях знаний и, в частности, в математике. Здесь впервые появилась десятичная система счисления, которая предусматривала применение нуля. Именно ею до сих пор пользуется все человечество. Примерно в III-II тысячелетиях до нашей эры во времена цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы, по мнению современных ученых, индийцы уже умели считать десятками. Те цифры, которыми мы пользуемся и по сей день, принято называть арабскими. На самом же деле их изначально называли индийскими.

Самый знаменитый математик Древней Индии, который жил в гуптскую эпоху, а это IV-VI века, - Арьябхата. Он смог систематизировать десятичную систему и сформулировать правила решения линейных и неопределенных уравнений, извлечений кубического и квадратного корней и многое другое. Индиец считал, что число π равняется 3,1416.

Еще одно доказательство того, что люди и природа Древней Индии неразрывно связаны между собой - это аюрведа или наука о жизни. Невозможно точно определить, к какому конкретно периоду истории она относится. Глубина знаний, которыми обладали древнеиндийские мудрецы, просто поразительна! Многие современные ученые по праву считают аюрведу прародительницей чуть ли не всех медицинских направлений. И это не удивительно. Она легла в основу арабской, тибетской и китайской медицины. Аюрведа вобрала в себя основные знания по биологии, физике, химии, естествознанию и космологии.

Загадки Древней Индии: Кутуб-Минар

В 20 км от старого Дели в городе-крепости Лал-Кот стоит загадочный металлический столб. Это Кутуб-Минар, сделанный из неизвестного сплава. Исследователи до сих пор теряются в догадках, а некоторые из них склоняются к мысли, что он имеет инопланетное происхождение. Колонне около 1600 лет, однако за 15 веков она не поржавела. Похоже, что древние мастера умели создавать химически чистое железо, которое трудно получить даже в наше время, обладая самыми современными технологиями. Весь Древний мир и Индия в частности полны необыкновенных тайн, которые ученые еще не смогли разгадать.

Причины упадка

Считается, что исчезновение Хараппской цивилизации связано с приходом на эти земли в 1800 году до нашей эры северо-западных племен ариев. Это были воинственные завоеватели-кочевники, которые разводили крупный рогатый скот и питались в основном молочными продуктами. Арии в первую очередь стали разрушать большие города. Со временем уцелевшие постройки стали приходить в упадок, а новые дома строились из старого кирпича.

Другая версия ученых, касающаяся природы и людей Древней Индии, заключается в том, что не только вражеское вторжение ариев способствовало исчезновению Хараппской цивилизации, но и значительное ухудшение экологии. Они не исключают такой причины, как резкое изменение уровня морской воды, что могло привести к многочисленным наводнениям, а затем и к возникновению различных эпидемий, вызванных страшными заболеваниями.

Общественное устройство

Одной из многочисленных особенностей Древней Индии является деление людей на касты. Такое расслоение общества произошло примерно в I тысячелетии до нашей эры. Его возникновение было обусловлено как религиозными взглядами, так и политическим строем. С приходом ариев к низшей касте стали относить почти что все местное население.

На высшей ступени находились брахманы - жрецы, правившие религиозные культы и не занимавшиеся тяжелым физическим трудом. Они жили исключительно за счет жертвоприношений верующих. На ступень ниже находилась каста кшатриев - воинов, с которыми брахманы не всегда ладили, так как часто не могли поделить власть между собой. Далее следовали вайшья - пастухи и крестьяне. Внизу находились шудры, которые выполняли только самую грязную работу.

Последствия расслоения

Общество Древней Индии было устроено так, что кастовая принадлежность людей передавалась по наследству. К примеру, дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а кшатриев - исключительно воинами. Подобное деление только тормозило дальнейшее развитие общества и страны в целом, так как много талантливых людей не могли реализовать себя и были обречены жить в вечной нищете.

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Ученые считают цивилизацию древней Индии третьей цивилизацией Земли. За данными современной археологии, она появилась после Египта и Месопотамии. Как все большие цивилизации, она начала свое существование в устье реки Инд. Правда, говорят, что раньше там были еще четыре реки, но с течением времени они исчезли. Область, где началась древняя цивилизация Индии уже давно под водой. Исследования археологов показали существование остатков целых поселков под водой. Эта область называлась Пенджаб, что означает пятиречье. Далее поселения потянулись на территорию нынешнего Пакистана. Первоначально эта территория называлась Синдху, но персидские путешественники произносили его как «Хинду». А греки сократили до Инда.

Первые из государств в истории Индии

За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии . Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.

Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.

Создание государства

В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.

Образование каст

За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.

Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.

В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.

Проникновение ислама

В истории древней Индии , начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.

Зарождение философского течения в Древней Индии произошло за два тысячелетия до нашей эры. Она изучала соотношение человек-природа и существование тела и души человека.

Самая старая философия Индии – Веды. Это сборник заклинаний, обрядов, молитв, обращенных к высшим силам природы. Показывает представление людей о морали и нравственности. Делиться на четыре части: гимны, ритуалы, правила жизни людей и сокровенные знания. Веды – основа всех школ философии в мире. Характерной чертой ведического верования есть политеизм. Это поклонение множественным богам. Они имели свойства человека или получеловека – полузверя. Главным богом был Индра – воин. Почитали Агни – бога огня, Сурья – бога солнца и других. Согласно верованию мир разделен на три сферы: небо, землю и эфир.

Происходящие изменения в обществе, разделение на касты привело к тому, что только маленькое число людей стало понимать Веды. Тогда в философских школах древней Индии появились брахманы, которые трактовали ведические тексты. Это породило период течения Брахманизма. Ведическая философия принимала новые знания и ритуалы, а поддерживали их брахманы. Суть брахманизма: главный бог Праджапати есть хозяин всего живого и Владыка перерождений. Он требует жертвоприношений. Брахманы стали наравне с Богом.

Брахманизм стал основой индуизма и буддизма. Индуизм –продолжение брахманизма но с учетом местных религий. Индуизм говорит о боге-творце, иерархии богов. Появилось три основных бога.

Буддизм хоть он появился значительно позже Ведизма, но за несколько столетий стал религией многих народов мира. Выйдя из Индии, он закрепился в азиатских странах. Основатель религии - Будда. Основная идея религии – идея нирваны, которая проповедует спасение человека через освобождение. На этом пути есть определенные правила, которые называются заповедями. Будда объяснил, от чего бывают страданий и как от них освободиться. Религия выступает за идею равенства всех людей.

Человек всегда стремился к познанию и это есть двигатель развития общества. Во все времена путь к этому познанию освещала философия. Выраженная в разных течениях религии, научных изысканиях она, по-прежнему, помогает найти ответы на волнующие вопросы о смысле бытия.

Путешествие по Индии, видео: