Что такое хадж

В исламе безусловно обязательны, паломничество (хадж ) не является такой непременной обязанностью, так как очень часто выполнению его мешают материальные затруднения. Но каждый совершеннолетний мусульманин, как мужчина, так женщина, обязан хотя бы один раз в жизни совершить паломничество, если только он «в состоянии совершить путь к нему» (Коран, сура 3, стих 91). В шариате выработаны многочисленные условия совершения хаджа: паломник должен быть совершеннолетним, свободным, обладать верховым животным, провиантом, определенными средствами и т. д. Разрешается посылать вместо себя заместителя. Освобождаются от паломничества слабоумные, рабы, а также женщины, не имеющие родственника, который мог бы их сопровождать. Причиной для освобождения от хаджа могла быть также небезопасность дорог. Действительно, паломникам всегда приходилось страдать от разбоя. Мекканские власти даже были вынуждены заключать с предводителями бедуинских племен особые соглашения, гарантировавшие безопасность паломников за определенную сумму, выплачиваемую этим племенам (сурра ). Паломники, прибывавшие по суше, составляли сирийский (самый важный), египетский и иракский караваны. Мусульманские паломники из Магриба и Ирана обычно прибывали морским путем. Среди них встречались представители всех классов общества. Паломничество до сих пор не утратило своего первостепенного значения как по причине его политических и экономических последствий, так и в силу древности этого обычая. Святые места, посещаемые паломниками в Мекке, являлись объектами поклонения еще в доисламские времена .

Паломники во время хаджа у Масджид аль-Харам (мечети, построенной вокруг Каабы), Мекка

Немало разрушений приносили Каабе время и люди. В 683 г., во время осады Мекки , случился пожар, «черный камень» раскололся. Когда осаде подвергся антихалиф Абдаллах ибн аз-Зубайр , храм был разрушен, а затем восстановлен. В 929 г. на Мекку предприняли нападение коммунистические сектанты карматы , которые увезли «черный камень» и вернули его только через двадцать лет. В 1630 г. была произведена полная реставрация храма, необходимость которой была вызвана долгим воздействием непогоды и периодических наводнений.

Территория Мекки священна (харам ), и строго запрещается уносить с собой хотя бы крупицу земли. Она была священной еще до ислама. Прежде чем вступить в район Мекки, паломник должен привести себя в состояние освящения (ихрам ). Он покрывается одеждой, которая носит то же название – ихрам. Предварительно он совершает омовение (гусл ), окрашивает себе ногти, умащает тело благовониями (в основе всего этого лежит первобытный обычай изгнания злого духа), а иногда и бреется. Ихрам, на котором нет ни одного шва, состоит из куска ткани (изар ), обернутого вокруг тела от пояса до колен, и из шали, прикрывающей часть левого плеча, шею и грудь и завязывающейся на правом боку (рида ). Эта одежда, существовавшая и до ислама, не лишена сходства с одеянием древних евреев. Голова должна быть непокрытой; в качестве обуви разрешаются только сандалии. Женщины обычно окутываются с головы до ног. В состоянии ихрама запрещены половые сношения, заботы о собственной внешности и охота; нельзя также срывать плоды и проливать кровь.

Придя в состояние ихрама, верующий читает молитву и выражает намерение совершить одновременно хадж и умру или только один из этих обрядов. Затем он метит (ишар ) животное, которое принесет в жертву. Сейчас же после этого он начинает кричать: «Лаббейка! Повинуюсь тебе!» Это восклицание будет звучать непрерывно, вплоть до выполнения обряда бросания камней. Прибыв в Мекку, паломник входит во двор Каабы, обходит семь раз вокруг нее (таваф ), целует «черный камень» (или, если толпа слишком плотна, дотрагивается до него); затем опять совершает ритуальные обходы вокруг Каабы. После этого верующий выходит со двора храма и выражает намерение совершить обряд сай – посещение холмов Сафа и Марва. Часть пути между этими холмами он проходит очень быстрым шагом. Это домусульманский обычай, который ислам объясняет различными легендами, в частности тем, что, по преданию, Агарь семь раз пробежала между этими холмами в поисках воды для Исмаила.

Посещение трех святынь составляет древнюю часть обряда (умра). Если верующий ограничивается этим, то он дает обрить себе голову и, таким образом, освобождается от всех ритуальных запретов. Но если он высказал намерение прибавить к умре еще и хадж, то он продолжает держать себя в состоянии ихрама. В противоположность умре хадж должен совершаться всеми находящимися в Мекке паломниками и начинаться в определенный день. Вот программа хаджа:

1) 7-го числа месяца зу-ль-хиджжа – проповедь в мечети Каабы; в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают Мекку;

2) 8-го числа процессия паломников отправляется в Мину, затем в Муздалифу и останавливается у холма Арафа; равнина, обычно безлюдная, покрывается палатками, напоминающими ярмарки языческой Аравии; многие паломники взбираются на холм с криками «Лаббейка!»; ночь проходит в молитвах или развлечениях;

3) 9-е число – самый торжественный день хаджа, день поклонения; исламовед Хутсма сравнивает это пребывание в Арафе со стоянием евреев у Синая (Исход, 19, 10 – 15). Когда солнце прошло меридиан, имам въезжает на коне на вершину холма Арафа, читает проповедь и возносит мольбы. Как только солнце исчезает за горами, наступает ифада : все спешат под звуки музыки и выстрелов, при вспышках ракет в Муздалиф, где и проводят ночь;

4) 10-го числа очень рано, после молитвы и проповеди, отправляются в Мину. В этот день выполняются три обряда: каждый паломник бросает в одну из трех куч камней (джамра ) семь мелких камешков, подобранных им накануне в Муздалифе; затем он закалывает или просит заколоть жертвенное животное (овцу, козу или верблюда, смотря по средствам), которое он метил, вступая в священную область; мясо жертвы нередко раздается бедным (садака – милостыня), а излишек остается на месте – такое жертвоприношение принято во всем мусульманском мире и связано с «большим праздником» (аль-ид аль-кабир ) 10-го числа месяца зу-ль-хиджжа и трех последующих дней (айям ат-ташрик ); наконец, паломник дает обрить себе голову и обрезает ногти (волосы и ногти старательно зарывают в землю), после чего он оказывается наполовину освобожденным от ритуальных запретов (тахаллуль ); полностью он освободится от них лишь тогда, когда снова посетит святые места Мекки, Мины, Сафы и Марвы.

С хаджем в Мекку многие паломники совмещают посещение могилы Мухаммеда в Медине, а иногда даже путешествие в Иерусалим, город пророков, в котором находится мечеть Омара .

Это паломничество на могилу Пророка заставляет вспомнить о хождениях шиитов к гробницам своих имамов. Святыми городами шиитов являются Кербела (с гробницей внука Мухаммеда, Хусейна ), Неджеф (с гробницей Али , вокруг которой похоронено много шиитов), Казимейн близ Багдада (гробницы 7-го и 8-го шиитских имамов), Самарра (гробницы 10-го и 11-го имамов и склеп 12-го). Кроме этих городов в Месопотамии, имеются два святых города в Иране: Мешхед (гробница имама Ризы ) и Кум (гробница Фатимы, сестры имама Ризы). Культ, воздаваемый шиитами имамам, потомкам Али, стал культом святых и мучеников.

В обычае хаджа в Мекку можно выделить три основных элемента: прежде всего религиозный элемент – мусульмане видят в нем верное средство снискать милость божью; затем – традиционный политический элемент: паломничество, по крайней мере в принципе, играет роль собрания мусульман всего мира; третий элемент – этнографический: обряды принесения в жертву своих волос, преходящие и сезонные обряды, обряды хождений и другие подобные обряды.

«УммаТур» организует хадж-туры в Мекку и Медину. в 2019 году Хадж проходит в августе.

Хадж – это обязательное паломничество, совершающееся верующими, которые обладают материальными и физическими возможностями посетить святые земли Мекки и Медины. «УммаТур» организовывает хадж туры 2019 и помогает осуществить наилучшим образом одно из самых важнейших событий в жизни мусульманина. Этот столп возможно исполнить только в определённый месяц календаря Хиджры. Поездка в хадж 2019 будет организована в августе.

Суть хаджа

Хадж – это целый ряд обязательных обрядов, выполнение которых приближает мусульманина к Всевышнему Аллаху и символизирует веру, единство и равенство паломников.

История Хаджа

Пророк Адам (а.с.) и его супруга Хава соорудили дом богослужения и поклонения Господу миров на том месте, где сейчас расположена Священная Кааба. Однако Великий потоп его разрушил. После Всевышний Аллах указал путь пророку Ибрахиму (а.с.) к землям Священной Мекки. На месте первого дома поклонения Ибрахим (а.с.) возвёл Священную Каабу и побудил всех верующих к богослужению.

Совершение хаджа

Не каждый мусульманин может совершить хадж. Перед поездкой необходимо убедиться в соблюдении всех правил и условий. Вот некоторые из них:

  • Отправиться в паломничество по священным местам может только совершеннолетний мусульманин в здравом уме и рассудке, с хорошим физическим состоянием.
  • Человек должен быть свободен не только духом, но и телом: не быть рабом или заключённым.
  • Поездка не может быть совершена в долг и при наличии других задолженностей. Для хаджа должно быть достаточно материальных возможностей для обеспечения себя и своей семьи.
  • Нужно быть готовым к тому, что во время совершения хаджа в состоянии ихрама мусульманину запрещено стричься, надевать украшения, а также проявлять какие-либо действия, связанные с браком, сексуальной близостью и т.д.

К обязательным обрядам, совершаемым во время хаджа относятся фарды (фарзы) и ваджибы.

Фарды – это действия с четкими и понятными указаниями из Корана. Мусульманину необходимо вступить в состояние ихрама, совершить стояние на горе ‘Арафат и ритуал тавафа-ифада.

Условия ваджибы близки к обязательным:

  • Войти в состояние ихрама;
  • Принять то, что можно, а что нельзя делать в ихраме;
  • Совершить стояние на ‘Арафате с дня и до самого вечера;
  • Провести время в долине Муздалифа;
  • Совершить три крайних обхода;
  • Сделать приветственный таваф в состоянии очищения водой в одежде, закрывающей ‘аурат;
  • От черного камня сделать таваф в левую сторону;
  • Сделать два рака’ата намаза;
  • Семь раз пробежать между двумя холмами Сафа и Марва;
  • Бросать камни в столбы;
  • Сделать жертвоприношение;
  • Состричь волосы после ихрама;
  • В любом ритуале соблюдать четкую последовательность;
  • Сделать прощальный таваф, если Вы неместный житель.

Если паломник пропустит какой-либо пункт, то необходимо сделать жертвоприношение в качестве наказания. Либо нужно восполнить невыполненный Ваджиб.

Срок хаджа

Время проведения хаджа каждый год меняется. Это связано с тем, что паломничество совершается по мусульманскому календарю, который называется Хиджра.

«День Арафат» выпадает на девятое число месяца и считается самым важным днём хаджа, в который мусульманин должен остерегаться любых промахов и ошибок.

Паломничество (хадж) является одним из столпов ислама. Это совокупность специальных религиозных обрядов, совершаемых мусульманами в определённом месте.

Местом проведения паломничества служит Мекка, а также окрестные её территории, на которых расположены некоторые исламские святыни. Временем совершения, как правило, служат месяцы Шавваль, Зуль-Кайда и Зуль-Хиджа, при этом касательно последнего в среде мусульманских богословов имеются некоторые разногласия. Одни учёные утверждают, что весь месяц Зуль-Хиджа входит в число месяцев, в которые дозволено совершать паломничество. Иные же полагают, что хадж дозволен только в первые десять дней данного месяца.

Хадж, будучи одним из столпов исламской религии, входит в число прямых обязанностей мусульман перед своим Господом, и верующие хотя бы раз в жизни должны его совершить. В хадисах можно встретить следующий наказ Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Поистине, Всевышний вменил вам в обязанность совершение хаджа…» (хадис от Ахмада).

Тем не менее, отправляться в паломничество в Священную Мекку надлежит не всем людям.

Условия обязательности хаджа

1. Исповедовать ислам: хадж является обязательным только для мусульман.

2. Совершеннолетие: паломничество должны совершать только совершеннолетние (с исламской точки зрения), т.е. достигшие половозрелого возраста. Для детей оно не обязательно.

3. Умственная дееспособность: человек должен находиться в здравом рассудке.

4. Личная свобода: верующий должен обладать свободой, то есть не быть рабом.

5. Наличие возможности для совершения: в данном случае, как правило, понимается материальная возможность для совершения паломничества, так как для поездки в Мекку и проживания там на протяжении приблизительно месяца требуются немалые средства, которые для некоторых верующих являются непосильными. Однако имеются и иные ограничения, действующие в тех или иных ситуациях.

Следует отметить, что совершить паломничество верующий может не только за себя, но и за других своих родных и близких, которые по тем или иным причинам не смогли этого сделать. Но при этом сначала мусульманин должен совершить хадж за себя самого, а уже в дальнейшем – за других людей.

Ритуальные действия хаджа

Хадж состоит из десяти основных ритуальных обрядов, совершаемых верующими. Все они подразделяются на столпы, совершение которых является строго обязательным, на необходимые действия (ваджиб) и на желательные (суннат). Однако разные богословские школы рассматривают обязательность тех или иных действий по-разному.

1) Ихрам. Сначала верующий входит в состояние ихрама, то есть мусульманин облачается в специальное одеяние, произносит вслух или про себя намерение для совершения хаджа, совершает молитву в два ракаата и произносит тальбию:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Транскрипция: «Лябяйкя, Аллахумма, лябяйкя, лябяйкя ля шярикя ля-кя, лябяйкя; инняль-хямдя, уа-ннигъмята лякя уаль-мулькя, ля шярикя ля-кя!»

Перевод: «Вот я перед тобой, о Аллах , нет у Тебя сотоварища , вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»

2) Вход в Мекку с определенной стороны, а также вход в Запретную мечеть через специальные врата.

3) Совершение первого 7-кратного обхода вокруг .

4) Ритуальное перемещение между двумя холмами – Сафа и Марва (на фото).

5) Стояние на горе Арафат.

6) Пребывание в долине Мудзалифа.

7) Побивание камнями шайтана в долине Мина.

8) Сбривание либо стрижка волос на голове.

10) Заключительный обход вокруг Каабы.

Все мусульманские богословские школы относят к столпам хаджа два обряда: обход вокруг Каабы и ритуальное стояние на горе Арафат. Ряд мазхабов относит к столпам паломничества и другие из вышеперечисленных обрядов. При этом если верующий не соблюдает в процессе паломничества хотя бы один из столпов, его хадж не является действительным. Если же верующий упустил какой-либо необходимый (ваджиб) обряд, то ему следует взамен совершить жертвоприношение. В случае оставления желательных действий, мусульманин лишь теряет часть награды.

Некоторые хаджии, помимо Мекки, посещают также вторую исламскую святыню, расположенную на Аравийском полуострове – Мечеть Пророка (с.г.в.) в Медине.

Достоинства хаджа

Хадж несёт в себе немало благ для верующих как в мире земном, так и в мире вечном.

1. Хадж – путь в Рай

В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.) сказано: «Не существует иной награды за принятый хадж, помимо Рая» (Бухари).

2. Хадж стирает грехи

Посланник Аллаха (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто совершит хадж и при этом не будет сквернословить и грешить, вернётся домой чистым от грехов, как в тот день, когда мать его родила» (Бухари и Муслим).

3. Во время паломничества принимаются мольбы верующего

Имеется высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Совершающие хадж и умру есть представители перед Всевышним. Если они взывают к Нему, Он отвечает им, если они ищут Его прощения, Он прощает им» (хадис от Ибн Маджи).

4. В хадже верующий способен получить много награды

Верующий во время исполнения обрядов паломничества и иных благих деяний способен получить немалые награды от Господа. Например, совершая намаз в Запретной мечети (Месжид аль-Харам), расположенной в Мекке, где одна молитва лучше в сто тысяч раз, чем намаз в обычной мечети.

5. Хадж объединяет мусульман

Паломничество служит средством объединения верующих в одну умму, так как ежегодно в Мекке собираются миллионы братьев и сестёр по вере с разных уголков планеты. Паломничество совершают представители разных регионов, государств и континентов, имеющие различный социальный статус и уровень финансового достатка. В дни хаджа все они становятся равными, так как облачаются в одни и те же одеяния и совершают одно дело, что, в свою очередь, стирает какие-либо границы между мусульманами, которые имеют место быть в повседневной жизни.

6. Способствует моральному и нравственному обогащению человека

В хадже верующие усердствуют в поклонении и стремятся к воздержанию от совершения всего греховного, что позитивно сказывается на внутреннем мире человека.

7. Ведёт к культурному обогащению

Во время совершения хаджа и посещения святынь верующий может лучше ознакомиться с культурой и историей ислама непосредственно в местах зарождения религии Аллаха и воочию увидеть некоторые культовые сооружения, которые ранее он мог лицезреть лишь на рисунках, фотографиях или видео.

Хадж ‑ паломничество мусульман в Мекку к мечети

Масджид аль‑Харам, считающееся в исламе пятым "столпом веры". Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу‑ль‑хиджжа" ‑ "обладающий паломничеством". Корень "хаджжа", имеющий древнесемитское происхождение и означающий "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом, и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества", которое он совершил в 632 году - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа. Человек должен:

1. Достичь совершеннолетия.

2. Пребывать в ясном уме.

3. Быть свободным.

4. Иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома.

5. Обладать достаточным физическим здоровьем.

6. Суметь обеспечить свою безопасность в пути.

7. Выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа).

Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние ‑ ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы ‑ таваф ат‑тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат ‑ вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль‑вада) по возвращении из долины Арафат.

Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль) женщины надевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.

При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого‑либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

Прибыв в Мекку к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра. Согласно мусульманскому преданию, "черный камень" Кааба ‑ это белый яхонт из рая, который был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Глыба стала черной из за грехов и порочности людей.

Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай - бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала ее пьют, а затем обливают тело с головы до ног.

На следующий день (восьмой день зу‑ль‑хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат‑тарвийа ‑ "день напоения".

Ночь с восьмого на девятое зу‑ль‑хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на девятый день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.

После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят всю ночь ‑ она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

Рано утром 10‑го зу‑ль‑хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль‑акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Далее следует обряд жертвоприношения. 10‑е зу‑ль‑хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама ‑ Ид аль‑адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены:верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль‑вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой).

В течение трех дней, с 11‑го по 13‑е зу‑ль‑хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль‑ула, джамрат аль‑вуста и джамрат аль‑акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14‑го зу‑ль‑хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников ‑ праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа.

Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно .

В последние годы в каждый сезон паломничества Мекку, Медину и обрядовые маршруты в предместьях святой исламской столицы посещают более двух миллионов человек.

В 2009 году обряды хаджа совершили, по сведениям саудовской печати, более 2,3 млн мусульман.

Ежегодные доходы Саудовской Аравии от организации паломничества к святыням ислама превышают 30 млрд долларов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

По шафиитскому мазхабу:

  1. Ихрам.
  2. Стояние на Арафате.
  3. Обход вокруг Каабы (таваф аль-Ифада).
  4. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.
  5. Сбривание или подстригание волос на голове.

Виды Хаджа

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности Хаджа:

  1. Аль-Ифрад, совершение только Хаджа, без Умры.
  2. Ат-Таматту, совершение сначала умры, а потом и Хаджа, по отдельности.
  3. Аль-Кыран, совершение Умры и Хаджа в совмещенном виде.

Наиболее предпочтительный вид - Ат-Таматту. Этот способ совершения хаджа рекомендовал своим сподвижникам Пророк Мухаммад, (салляллаху алейхи ва саллям). Хадж ат-Таматту подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев Хаджа сначала обрядов Умры (малого паломничества), а затем Хаджа (основного). Паломнику, совершающему Хадж Ат-Таматту, надлежит принести в жертву животное. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течении трех дней во время Хаджа и семи дней по его окончании.

Как совершить хадж Таматту

Ихрам . Мужчина должен снять всю одежду и надеть два куска белой материи, которую называют ихрам. Также ему следует надеть тапочки. Для женщин ихрамом является обычная одежда соответствующая Шариату. Ихрам следует надевать в состоянии омовения.

Намерение . Паломники, следующие в Мекку наземным транспортом, одеваются в ихрам и делают намерение на месте в микате. (О нахождении миката должен сообщить руководитель группы).

Паломники, следующие в Мекку воздушным транспортом, делают намерение для хаджа над микатом. За 15 минут до нахождения над микатом и во время пересечения точки микат пилот объявляет об этом паломникам, и при необходимости, его объявление переводят на русский язык руководители групп. Намерение достаточно сделать в сердце, но лучше выразить и словами:

اللهم لبيك عمرة

«Аллахумма ляббейка умратан»

После намерения совершить умру на протяжении всего паломничества мужчинам громко, а женщинам про себя рекомендуется повторять тальбийю:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Ляббайка-Ллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни ’амата ляка ва-ль-мульк, ля шарика ляк!

(Вот я перед Тобой, о, Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!)

После прибытия в Мекку размещения и кратковременного отдыха, паломнику следует отправиться в мечеть аль-Харам к Каабе для совершения Умры. Вначале совершают таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Таваф начинают и заканчивают в месте, отмеченном черной линией и светящимся зелёным знаком на стене мечети. В начале каждого круга паломник приветствует Черный Камень правой рукой и поворотом головы со словами:

بسم الله الله أكبر

«Бисмиллях, Аллаху Акбар!»

Желательно, чтобы во время тавафа правое плечо было открыто, а левое закрыто ихрамом:

Во время тавафа следует обращаться к Всевышнему с просьбами и дуа, можно читать Коран. В конце каждого круга между Йеменским Углом и Черным Камнем паломник говорит:

رَبَّنَا ءَاتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

Раббана! Ати-на фи-д-дунья хасанатан ва Фи-ль-ахирати хасанатан, ва кына ’азаба-н-нар!

(Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги нас от мучений Ада!)

Если паломник сомневается, сколько кругов он совершил, например, сделал ли он три или четыре круга, то продолжает, считая с трех, то есть с того числа, в котором он уверен.

После окончания тавафа паломник совершает намаз в два раката по возможности в месте «Макам Ибрахим», но если это будет препятствовать совершению тавафа другими паломниками, можно совершить этот намаз в любом месте мечети. Оба плеча во время этого намаза желательно закрыть ихрамом. Согласно сунне, в первом ракате читают суру «аль-Кафирун», во втором – «аль-Ихляс».

Затем паломник отправляется в сторону холма ас-Сафа, попив по дороге воду Замзам.

إِنَّ الصَّفَا وَ الْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا

(Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха. Тому, кто совершает Хадж к Дому или Умру, дозволено обойти их. И кто изберет добро по собственному почину, [пусть знает], что Аллах - Воздающий по заслугам и Знающий). (Сура «Алъ-Бакара». аят 158).

لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ.

Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляху-ль-мульку, ва ляху-ль-хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вахдаху, анджаза ва ’даху, ва насара ’абдаху ва хазама-ль-ахзаба вахдах!

(Нет бога, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он Всемогущ! Нет бога кроме Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил (вражеские) племена!)

Потом паломник начинает Са’й - движение от холма ас-Сафа в сторону холма аль-Марва и обратно. Между отрезками пути, отмеченными зелёным светом, мужчинам следует ускорять шаг. Дойдя до аль-Марвы паломник обращается в сторону Каабы, и повторяет аят и дуа, прочитанные на ас-Сафе (см. выше). Затем паломник снова возвращается к ас-Сафе и читает упомянутые аят и дуа. Так повторяется семь раз. Путь от от ас-Сафы до аль-Марвы считается одним отрезком, а обратно – другим. Таким образом получается, что паломник заканчивает Са’й в аль-Марве, дойдя до неё в четвёртый раз. На протяжении всего обряда желательно читать дуа, священные аяты и зикры. Дойдя до аль-Марвы в последний, седьмой раз, паломник, уже не читая вышеприведённые аят и дуа, может покинуть ас-Сафу и аль-Марву. Са’й считается завершённым, и паломнику можно совершить обряд укорачивания волос. Мужчины стригут волосы или бреют голову, женщинам достаточно состричь прядь волос длиной с палец.

На этом Умра считается совершенной, и паломник может снять ихрам и носить обычную одежду до 8-го дня месяца Зуль-Хиджа (дня тарвия).

8-го дня месяца Зуль-Хиджа начинается следующий этап Хаджа. В месте проживания в Мекке паломник одевает ихрам (выполняя те же действия, что и в первый раз: полное омовение, стрижка ногтей и т.д.) и отправляется в Мину. Там он размещается в одной из палаток для паломников. В Мине намазы аз-Зухр, аль-Аср и аль-Иша совершают в сокращенном виде в два раката, но во времени не соединяют.

9-ый день Зуль-Хиджы, в день Арафа, после утреннего намаза паломник отправляется из Мины в долину Арафа. Пребывание в долине Арафа 9-го числа месяца Зуль-Хиджа считается обязательным и главным условием Хаджа. В этот день намазы Аз-Зухр и аль-Аср сокращают и соединяют, совершая их во время аз-Зухр. В день Арафа до захода солнца паломнику следует оставить мирские дела и посвятить всё это время поклонениям, чтению Корана, дуа, зикров. Также следует помнить, что в этот день в долине Арафа одновременно находится почти четыре миллиона паломников. Поэтому важно проявлять максимальную организованность и следовать указаниям руководителей, чтобы не потеряться и не отстать от своей группы.

После захода солнца паломников доставляют в долину Муздалифа. Следует особо отметить, что ожидать подачи транспорта лучше в палатках, и выходить на посадку только по приглашению руководителей. Паломникам следует соблюдать спокойствие и достоинство, пропускать пожилых и женщин вперед, помогать им при посадке в транспорт.

В Муздалифе паломники совершают намаз совмещая аль-магриб и аль-иша во время аль-иша, при этом намаз аль-иша сокращают до двух ракатов. Намаз аль-магриб и аль- иша в Муздалифе желательно совершить сразу по прибытию, не откладывая. Если паломник по дороге в Муздалифу задержится, то ему разрешается совершить эти намазы в пути. В Муздалифе следует собрать камешки для обряда бросания камней (49-70 шт). Размер камешков указан на рисунке.

После полуночи (рассвета) паломники возвращаются в Мину. После утреннего намаза начинается первый день аййяму-ташрик (дни бросания камней). Время бросания камней продолжается 24 часа: от утреннего намаза до утреннего намаза следующего дня. В первый день бросания камней паломник отправляется к месту аль-Джамарат. В этот день он бросает 7 камешков только в Джамра аль-кубра. Бросая каждый камешек, паломник произносит: «Бисмиллях, Аллаху Акбар!» После возвращения в Мину паломник режет (поручает резать) жертвенное животное, стрижет волосы и снимает ихрам. Его состояние называется малый тахаллюль, ему разрешается всё, что можно вне Хаджа, кроме супружеской близости. После этого паломник отправляется в Мекку, чтобы совершить Таваф Аль-Ифада и са`й между Сафой и Марвой. Разрешается отложить Таваф Аль-Ифада до приезда в Мекку и совершить его после всех обрядов в Мине. Далее паломнику можно остаться в Мине до 12 числа месяца Зуль-Хиджа, но он должен будет покинуть Мину до времени намаза аль-магриб (или паломнику следует остаться до 13 Зуль-Хиджы). Каждый день пребывания в Мине в дни аййяму-ташрик (кроме первого) паломник должен совершать обряд бросания камешков, бросая в каждую Джамра по семь камешков, начиная с малой Джамра.

После завершения обряда бросания камешков Хадж считается завершённым, но перед тем как покинуть Мекку, паломнику следует совершить таваф аль-вада` (прощальный таваф). Таваф аль-вада (как и любой таваф) состоит из семикратного обхода Каабы. После его завершения паломник должен покинуть Мекку. При этом желательно не задерживаться в Мекке без причины, и не совершать покупки (это можно сделать до тавафа аль-вада).

Примечания

  • Несовершеннолетний может совершить Хадж, но это не освобождает его от обязанности совершить Хадж в дальнейшем, когда он достигнет совершеннолетия.
  • Обряды, которые ребёнку выполнить не под силу, (например, бросание камней) за него делают родители или сопровождающие взрослые.
  • Женщины в период месячных выполняют все обряды кроме тавафа, который можно совершить после окончания этого периода.
  • Женщинам, пожилым и немощным разрешается поручить бросать камни другим паломникам. Паломник, которому поручено бросать камни за других, должен бросить сначала камни за себя, потом (сразу) за поручившего.
  • Пожилые и больные не имеющие надежды на выздоровление имеют право поручить совершить Хадж за себя другому, при условии, что тот уже совершил Хадж за себя.
  • Так же тому, кто ранее уже совершил Хадж, разрешается совершить Хадж за умершего.

Что запрещается в ихраме

  1. Стричь волосы и ногти.
  2. Наносить духи на тело или ихрам.
  3. Мужчинам одевать головной убор.
  4. Жениться или быть сватом.
  5. Супружеская близость и ласки.
  6. Мужчинам надевать сшитую одежду.
  7. Охотиться.

Считается простительным, если тот, кто нарушил один из этих запретов, сделал это по незнанию, забывчивости или принуждению. Тот, кто сделал это преднамеренно, должен обратиться к имам или алимам за разъяснениями о том, что ему следует делать в качестве искупления.

Наиболее распространённые ошибки и нарушения

  • Участвовать в неоправданном и чрезмерном скоплении людей, например для того, чтобы прикоснуться к Чёрному Камню, или поскорее закончить обряд кидания камней.
  • Бросать и оставлять за собой мусор.
  • Женщинам пользоваться косметикой и находиться среди мужчин без необходимости. (Во время тавафа и бросание камней женщинам следует стараться не сталкиваться с мужчинами).

Пусть Всевышний Аллах примет ваш хадж, и простит всем нам грехи и ошибки!