Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.
Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.
С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.
С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.
Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».
Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).
Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.
Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.
Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.
Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.
Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.
Иерей Андрей Чиженко
Еженедельные посты по средам и пятницам
Пост в среду и пятницу каждой недели: среда в воспоминание предательства Иудой Христа, пятница - в память крестных страданий и смерти Спасителя.
Итак, еженедельно соблюдается пост в среду и пятницу (исключение составляют свободные от поста Сплошные седмицы и Святки («святые дни»), которые начинаются с приходом праздника Рождества Христова (7 января) и длятся до Крещения (19 января).
В еженедельные постные дни запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения (мяса, молока, масла, сыра, яиц), разрешается растительная пища, постное масло и рыба. Особо строгий пост должен соблюдаться спустя неделю после Троицы (от Недели Всех Святых) до Рождества Христова - по средам и пятницам запрещается есть не только мясную и молочную пищу, но также растительное масло и рыбу.
Из книги Постный стол автора Бушуева Л АОднодневные посты 1. Крещенский сочельник - 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.3.
Из книги Куличи, пасха, блины и другие блюда православной праздничной кухни автора Куликова Вера НиколаевнаПосты и мясоеды Первое упоминание о посте можно найти в Третьей Книге царств Священного Писания, где рассказывается о событиях, которые происходили за несколько тысячелетий до Рождества Христова. Древние иудеи постились 1 раз в неделю, в дни очищения. Длительный пост
Из книги Кулинарная книга православных постов и праздников автора Исаева Елена ЛьвовнаПост по средам и пятницам Пост в эти дни недели установлен в память о том, что Иисус Христос был предан Иудой (в среду) и распят (в пятницу). Святой Афанасий Великий говорил, что «разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа».Во время летнего (между
Из книги Православные посты и праздники автора рецептов СборникОднодневные посты Однодневные посты, если они выпали на любой день недели, кроме пятницы и среды, являются строгими днями (без рыбы, но с растительным маслом).1-й однодневный пост установлен 18 января – в Крещенский сочельник. В этот день накануне праздника Крещения
Из книги Поститесь вкусно! Православный постный стол автора Михайлова Ирина АнатольевнаМногодневные посты Многодневных постов всего четыре: это Великий, Рождественский, Успенский и Петров (Филиппов, или Апостольский) пост. Самым главным и самым строгим по ограничениям в пище всегда был Великий пост. Он продолжается в течение сорока дней в память о посте
Из книги Православный пост. Рецепты постных блюд автора Прокопенко ИолантаОднодневные посты Еженедельные посты в среду и пятницу, кроме: пасхальной недели (Светлая седьмица после Пасхи) неделя после Троицы Святки (от Рождества до Крещенского сочельника) неделя о мытаре и фарисее перед Великим постом (чтобы мы не уподобились фарисею,
Из книги Кулинарная книга православных постов автора Кашин Сергей ПавловичОднодневные посты - пост в праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября) установлен в честь воспоминания в этот день страданий Христовых;- пост в день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи (11 сентября) установлен для того, чтобы почтить память
Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза ЖувановнаМногодневные посты - Рождественский пост, или Филипповский (с 28 ноября по 7 января - 40 дней);- Великий пост (от Прощеного воскресенья до Пасхи - 49 дней);- Петровский (или Апостольский) пост (от Недели Всех Святых (через неделю после Троицы) до дня апостолов Петра и Павла (12
Из книги автораПосты Рождественский (Филипповский) пост Этот пост начинается 28 ноября и служит для подготовки верующих к встрече Рождества. Длится этот пост по 7 января.Начинается пост на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа (27 ноября), поэтому и называется
Многих православных терзают сомнения по поводу того, нужно ли соблюдать пост в среду и пятницу.
Данная статья расскажет о том, для чего это следует делать, и как поститься, не нарушая церковных традиций.
Почему среда и пятница считаются постными днями
Люди, которые только недавно пришли к осознанному выбору духовной жизни, не всегда знают для чего именно соблюдаются посты.
Но особенно, их мучают терзания по поводу обязательного поста в третий и пятый день недели, которые считаются постными днями независимо от того идет сейчас пост или же нет.
В среду, постящиеся люди, своим отказом от скоромной пищи вспоминают день предательства Иуды Христа. Пятница – день, когда Христа распяли, приговоренного к смерти на кресте.
Таким образом соблюдается траур по трагичным событиям, произошедшим при земной жизни Иисуса.
Но, кроме этого, эти дни имеют свойство спасать души людей, неустанно показывая дьяволу крепость и нерушимость веры. Пост укрепляет дух православного человека, очищает его, способствует развитию духовности. Это подобие регулярных тренировок для спортсмена.
Постные дни позволяют держаться в форме, только духовной, и тем самым оказывают благотворное влияние на физическую форму. Отказ от определенной пищи в эти дни недели позволяют задуматься о бренности своего существования и еще раз обратиться к молитве.
Как правильно поститься в среду и пятницу
При соблюдении постных дней нужно знать правила, чтобы нечаянно, по неведению не оскорбить память столь важных дней в христианстве.
День по церковному времени начинается не в обычное время. Отсчет новых церковных суток идет с момента начала вечернего богослужения в храме.
В каждом храме подобная служба может начинаться в разное время, но приход должен знать расписание богослужений и, таким образом, знать во сколько наступает новый день.
Обычно вечерня служится в отрезке от 4 до 8 часов вечера. Поэтому и отсчет начала постного дня происходит в это же время. Христианин перед вечерней молитвой может принимать обычную пищу, а после нее уже только постную. Таким же образом постный день и завершается, то есть по окончанию богослужения вечером.
Исходя из этих правил следует, что, например, пятничный пост берет свое начало с вечерней службы четверга и заканчивается богослужением вечером в пятницу, независимо от того, во сколько она прошла.
Что касается строгости постных дней, то тут все индивидуально. Ее поможет обозначить священник при храме. Если возникают подобные вопросы следует прежде всего обратиться к настоятелю за разъяснением. В некоторых случаях держать строгий пост не рекомендуется, так как это может отрицательно сказаться на физическом здоровье православного человека, а пост ни в коем случае не допускает нанесение вреда верующему.
Так, есть послабления у женщин, которые ждут ребенка или кормят грудью. Люди ведущие трудовую жизнь в тяжелых физических условиях и дети до 7 лет пользуются более легким вариантом поста, о котором будет рассказано ниже. Это касается и спортсменов, которые усиленно тренируются.
Но, человек, не вправе определить степень строгости постного дня самостоятельно, он обязательно должен спросить на это благословления священного лица.
Также пост не соблюдаются в Святки, первую седмицу после Пасхи, в первую седмицу после Троицы и в дни празднования Масленицы.
Можно ли рыбу в среду и пятницу
Посты в среду и пятницу по церковным правилам должны проходить с такой же строгостью, как и каждый пост.
В эти дни нужно исключить из своего рациона такие продукты как: яйца, мясо, молочные изделия. Из рациона исключается и рыба.
В сохоядение или сыроедение можно употреблять в пищу овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед.
Все эти правила не касаются тех, кто получил от священника благословение на послабление постных дней. Категорий таких людей отмечались выше.
Помимо этих правил существует и такие особые дни, когда в среду и пятницу разрешается есть рыбу.
Это то время, когда постные дни выпадают на зимние и весенние мясоеды. К периоду зимнего мясоеда относится промежуток времени между Рождественским и Великим постами, а к весеннему мясоеду относится промежуток между Великим праздником Пасхи и днем празднования Святой Троицы.
Рабы можно употреблять в пищу во время больших церковных праздников. Многие церковные праздники имеют свойство переходить с одной даты на другую. И в каждый год празднуются в разное число. Поэтому лучше всего сверится с православным календарем или же узнать у настоятеля храма о приближающихся праздниках. В эти почитаемые христианами дни в храмах идут службы и пост не соблюдается.
Постные дни обязательно сопровождаются усиленной молитвой, благочестивыми делами, раздачей милостыни, покаянием. Это крайне важно для православного человека. Не только отстранится от употребления скоромной пищи, но и работать над своим духовным пробуждением.
Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? Ведь события распятия Спасителя и предательства Иуды несопоставимы по масштабам. На Голгофе состоялась наше спасение, а иудины сребренники скорее случай более частного характера. Неужели не был бы найден другой способ арестовать Христа, не предай его Иуда?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Предательство Божественного Учителя одним из учеников является тяжким грехом. Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь предаем Спасителя мира, Который пострадал за нас. Среда и пятница были постными днями уже в первенствующей Церкви. В Апостольских правилах записано (правило 69): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу /сорок дней/ перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Святитель Петр Александрийский (принял св. мученичество в 311 г.) в Слове на Пасху говорит: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно заповедано нам поститься по Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас». Обратим внимание на слова по Преданию , т.е. от начала Церкви.
Христианская православная вера предусматривает ряд постных дней и недель в году, когда благодаря воздержанию в пище во время поста простой христианин приближается к Богу, очищаясь не только физически, но и духовно.
В православных правилах святых апостолов сказано, что «Если православный христианин не постится в Великий пост или по средам и пятницам в течение всего года, за исключением праздничных дней, то миряне по 69-му правилу святых апостолов отлучаются от причащения Святых Тайн, а священники извергаются. Послабление в посте допускаются для немощных, больных, престарелых…»
Т.е., если православный христианин не соблюдает все многодневные и однодневные посты в течение всего года, он не допускается к причащению, а священники вообще лишаются своего сана.
При этом беременные женщины, дети до 14 лет, больные люди и старики могут не соблюдать пост или соблюдать его не в полной мере, о чем лучше все же проконсультироваться у священника в местной православной церкви.
Хороший христианин должен соблюдать православный Великий пост перед Пасхой - Праздником Праздников Воскресения Христова, в пост святых апостолов Петра и Павла - Петров пост, в пост Пресвятой Богородицы - Успенский пост с 14 по 27 августа, Рождественский пост - Филиппов пост перед Рождеством Христовым с 28 ноября по 6 января.
А также православный человек должен соблюдать пост в Крещенский сочельник 18 января, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября, в день Воздвижения Креста Господня - 27 сентября, а также в течение всего года посты по средам и пятницам, кроме недель сплошных православных седмиц и Святок с 7 по 18 января.
Значение многодневных постов и постных дней по средам и пятницам заключается в том, что путем воздержания от еды, ограничивая собственные желания и аппетиты в прямом и переносном смысле этого слова, православных христианин уподобляется Иисусу Христу (вспомните его сорокадневное отшельничество в пустыне, где Он боролся с сатаной и искушениями) и отдает дань уважения его страданиям, которые Сын Божий претерпел ради нас, простых смертных людей, чтобы одарить нас бессмертием - вечной жизнью в Раю на Небесах как награду за праведный образ жизни.
В современном мире православный пост соблюдается не столь строго, как это было до революции в России, когда позиции православной церкви и православные каноны были сильны и уважаемы. Сегодня православная церковь не настаивает на абсолютном, дотошном соблюдении всех ограничений касательно постного меню как в многодневные, так и в однодневные посты.
При этом сами посты никто не отменял для верующего человека. Но…
Если у, допустим, работающего человека просто нет физических и материальных возможностей соблюдать все каноны православного поста, то он может сам, а лучше - с благословения и разрешения священника, делать себе послабления по постному меню в дни и недели поста.
Ведь главная цель любого православного поста - это не изнурение организма, не доведение его до истощения и анорексии - нет!
Главная цель и задача православного поста - укрепление человека в Вере через отречение, временный отказ от некоторых физических и пищевых радостей, удовольствий жизни.
Как человек может доказать Господу Богу свою любовь и веру? Просто и очень сложно одновременно: путем не нарушения 10 заповедей Божьих, с помощью ежедневной православной молитвы, путем периодического посещения храма Божьего - православной церкви и путем соблюдения православных постов и отдельных постных дней в почти каждую неделю.
Рецепты и меню для православного поста и постных дней для каждого человека должны быть индивидуальны - они должны учитывать состояние его здоровья, образ жизни, а также - не будем лицемерами - степень веры человека в Бога.
Постное меню в постные дни
Постные дни недели - по средам и пятницам установлены в честь памяти о страданиях Иисуса Христа перед распятием на Кресте: в среду Иуда предал Иисуса Христа за тридцать серебренников, а в пятницу Сына Божьего казнили - распяли на Кресте, где он в этот же день и умер.
Их соблюдение дисциплинирует верующего человека, постоянно напоминает о присутствии Бога в его жизни.
Я с мужем, например, всегда соблюдаю (по крайней мере очень стараюсь) постные дни — среду и пятницу. Т.к. на соблюдение длинных православных постов просто не хватает ни сил, ни духа — максимум 1 недельку продержимся и всё.
А соблюдая постные дни еженедельно, мы хоть что-то делаем в угоду Богу.
Каким же должно быть наше постное меню в постные дни недели - по средам и пятницам?
Итак, в постные дни недели по средам и пятницам православный христианин должен по мере возможности избегать употреблять в пищу СКОРОМНУЮ пищу.
Что такое скоромная пища? СКОРОМНАЯ ПИЩА - это любая пища животного происхождения, содержащая в себе белки и жиры животного происхождения, а также любые продукты и блюда, содержащие в себя хотя бы немного продуктов животного происхождения. Если конкретно, то скоромной пищей является мясо свинины и говядины, масло, яйца, сметана, молоко, творог, сыр, пельмени, яичные макароны, жир, непостное печенье (приготовленное на яйцах, сметане, молоке, жире), торты, пирожные, сливки, мороженое, колбасы, сосиски, сало…
Все эти и многие другие блюда, содержащие в себе белки и жиры животного происхождения, являются скоромными блюдами по определению и их нельзя кушать по постным дням почти каждой недели - по средам и пятницам.
Единственное, что можно кушать в постные дни по средам и пятницам, так это растительное масло, рыбу, овощи, фрукты, мед, варенье, крупы, орехи, сухофрукты, картофель, капусту, зелень. Так что можно с полной ответственностью утверждать, что соблюдение православного поста в постные дни выгодно самому христианину, т.к. растительная пища - это здоровая пища, которая очищает не только тело, но и душу избавляет от греха.
И еще: если в Великий православный пост перед праздником Пасхи христианину запрещается вступать в близкие отношения с супругом по браку, то на дневные посты по средам и пятницам данное ограничение не распространяется.
Таким образом, соблюдать или не соблюдать постные дни по неделям в среду и пятницу каждый православный верующий человек решает сам для себя.
А вообще, с учетом того, что наша страна долго время была «атеистической», каждый верующий православный человек должен сам, исподволь, прийти к осознанному пониманию того, что соблюдение православных постов нужно в первую очередь ему самому…