«Божественная Сара»: удивительная актриса, любившая и женские, и мужские роли. Сара бернар - биография, информация, личная жизнь Французская актриса сара бернар

Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt; 22 октября 1844, Париж - 26 марта 1923, там же, урождённая Генриетт Розин Бернар (фр. Henriette Rosine Bernard) - французская актриса еврейского происхождения, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В ее амплуа были в основном серьезные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».

Cара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать Сары звали Юдифь. Еврейка, происхождением либо из Германии, либо из Нидерландов, она родила Сару в возрасте шестнадцати лет. Отец остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат.

До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счет средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифь вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Англию, где жила с няней.

Она могла остаться там вплоть до совершеннолетия, если бы не произошел несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли Сару. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным спонсором. Ее вызвали к дочери, она приехала в Англию и забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула ее, оставив на попечение еще одной няньки.

Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла ее нянька, Сара замкнулась в себе, исхудала. Но судьба все-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тетей Розиной, которая была такой же куртизанкой, как Юдифь, ввергает Сару в исступление. В припадке она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает ее, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь.

Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счету. Ее отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит ее мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор остается с ней до самых последних дней, продолжая преследовать ее даже в период ее мировой славы.

Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог Морни.

Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривающие ее доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулеза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются ее знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров).

Однажды мать устроила совещание близких родственников и друзей, где они решили, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В аффектации девочка устремляет взор к небесам и заявляет присутствующим, что она отдана Богу и ее участь - монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию.

В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз. После этого судьба ее решена.

В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который она окончила в 1862 году.

Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Ее главным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару как создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары и она без проблем поступает на обучение, которому отдает все силы. На выпускном экзамене она завоевывает второй приз.

1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль.

Директор «Комеди Франсез» выразил сомнение: «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!»

«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок», - вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода мнение критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна…» Всех покорила лишь золотая масса пушистых волос.

Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Её возвращение туда состоялось лишь через десять лет.

После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырех годах ее жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как ее мать, Сара не хотела. 22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени.

После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают ее в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Кин» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже.

Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, - заявил Виктор Гюго. - Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами.

Слеза была не фигуральная, а бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет. Кстати, бриллиантов, подаренных Саре Бернар, было немало. Она любила драгоценности и не расставалась с ними во время переездов и гастролей. А для охраны драгоценностей брала с собой в дорогу пистолет. «Человек - такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», - объяснила как-то актриса свое пристрастие к огнестрельному оружию.

В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего к ней пришел успех. Триумфальной стала для нее роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году.

Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимниз», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 приобрела театр «Ренессанс», в 1898 театр «Насьон» на площади Шатле, который получил название «Театра Сары Бернар» (ныне фр. Théâtre de la Ville).

Станиславский считал Сару Бернар примером технического совершенства: красивый голос, отточенная дикция, пластичность, художественный вкус. Знаток театра князь Сергей Волконский высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар: «Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - «знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», - la voix d’or, - отмечал Волконский. - Последняя ступень мастерства - ее взрывы… Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха…»

Однако виртуозное мастерство, изощренная техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры.

Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех ими объяснялся феноменальным паблисити, оказываемым Бернар прессой, и более касавшимся ее личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажом, предшествующим самому представлению.

Среди лучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноименная пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноименной пьесе и «Орлёнке» Ростана), Гамлет (одноименная трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноименная пьеса Мюссе).

Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе порой напоминали сводки с театра военных действий. Наступления и осады. Триумфы и поражения. Восторги и стенания. Имя Сары Бернар в новостях мира частенько заменяло экономические и правительственные кризисы. Сначала Сара Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия дня.

В поездках ее неизменно сопровождала свита репортеров. Общественные и религиозные организации относились к ней по-разному: кто пел ей славу, а кто предавал хуле. Многие в Америке считали ее визит «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы».

В России с интересом ждали «нового Наполеона в юбке», который покорил уже всю Америку и Европу и движется прямиком в Москву. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену…» А чему удивляться? Сара Бернар, по существу, была первой суперзвездой в мире.

В России Сара Бернар побывала трижды - в 1881, 1898 и 1908 годах. Успех был огромный, хотя нашлись и критики, и в их числе Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..»

Что сказать по этому поводу? Сердце Тургенева полностью полонила Полина Виардо, и для Сары Бернар не осталось даже крохотного уголка. Однако отрицательные эмоции Ивана Сергеевича не могли затмить славы Бернар. Великая - она и есть великая, даже если кому-то таковой не кажется.

Но сцена - это одно, а жизнь вне ее - уже нечто другое. Сергей Волконский считал, что Сара Бернар за пределами театра «кривляка, она вся искусственна… Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, - она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли - она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип…»

Она была первой суперзвездой, отсюда реклама ее имени: духи, мыло, перчатки, пудра - «Сара Бернар». У нее было два мужа: один - принц из древнего французского рода, второй - актер из Греции, необыкновенно красивый мужчина. Но главной страстью Сары Бернар был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Она не хотела быть вещью, игрушкой в руках сильных мира сего - занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы. Она отважилась подняться в небо на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «плотно поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами. Пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом…»

Сару Бернар часто сравнивали с Жанной д’Арк. Считали колдуньей. Именно она подсказала Эмилю Золя вступиться за бедного капитана Дрейфуса. В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки и прочие предметы. Под ногами вертелись собаки, обезьяны и даже змеи. В спальне актрисы находились скелеты, а сама она некоторые роли любила учить, полулежа в гробу, обитом белым крепом. Эпатаж? Несомненно. Она обожала скандалы и демонстрировала миру свои особые чары. О себе писала так: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Жюль Ренар отмечал: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра - будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением… Она глотает жизнь. Какое неприятное обжорство!..»

В слове «обжорство» явно чувствуется зависть к успехам Сары Бернар.

В 1882 году в Петербурге Сара пережила самый пылкий любовный роман, который, наконец, закончился ее браком. Предметом страсти Сары стал греческий дипломат, красавец Аристидис Жак Дамалла., который был моложе ее на 11 лет. Он бросил службу, карьеру, родину и вступил в труппу любимой актрисы. Влюбленная Сара считала его гением. Аристидис вошел в предложенную роль, но кроме успеха у молодых актрис ничего не добился.

Для самоутверждения он хвастался перед Сарой своими победами на интимном фронте и получал огромное удовлетворение, если удавалось публично унизить великую актрису. В общем, нечто среднее между Казановой и маркизом де Садом. Человек не очень умный, он заигрался, стал наркоманом и картежником. А это уже не актерские работы. Тут ставки посерьезнее. Они развелись, но когда Арстидис умирал от морфия, все последние месяцы Сара заботливо опекала бывшего мужа и уже негодного любовника.

В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их любовная связь продолжалась более четырех лет. В уже своей старости этот мужчина признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.

Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать.

Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность.

Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Последним ее распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб.

Чуть ли не весь Париж пришел на похороны «королевы театра». Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом из розового дерева через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Последний путь Сары Бернар был буквально усыпан камелиями - ее любимыми цветами.

«Умерла Сара Бернар - актриса почти легендарной славы и известности. В суждениях о Саре Бернар было много преувеличений - в одну и в другую сторону, - написал в некрологе один из лучших российских критиков Александр Кугель. - Из тысячи театральных снов, более или менее упоительных, которые мне снились, сон о Саре Бернар - один из самых оригинальных и сложно-занимательных».

Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты».

Портреты Сары Бернар писал Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и др. художники, ее многократно фотографировал Надар. Альфонс Муха писал рекламные плакаты к её выступлениям.

Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt; урождённая Генриетт Розин Бернар, фр. Henriette Rosine Bernard; 22 октября 1844, Париж, Франция - 26 марта 1923, там же) - французская актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю».

Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».

Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать Сары - Юдифь (впоследствии Юлия) Бернар (1821, Амстердам - 1876, Париж), происходила из еврейской семьи и была дочерью коммивояжёра Морица Баруха Бернардта и Сары Гирш (1797-1829). С 1835 года Юдифь, её четыре сестры и брат воспитывались мачехой Сарой Кинсберген (1809-1878). Отец остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат.

До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счёт средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифь вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Англию, где жила с няней. Она могла остаться там вплоть до совершеннолетия, если бы не произошёл несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли Сару. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным спонсором. Её вызвали к дочери, она приехала в Англию и забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула её, оставив на попечение ещё одной няньки.

Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла её нянька, Сара замкнулась в себе. Но судьба всё-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тётей, Розиной, которая была такой же куртизанкой, как и Юдифь, ввергает Сару в исступление. В припадке она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает её, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь.

Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту. Её отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит её мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор остаётся с ней до самых последних дней, продолжая преследовать её даже в период её мировой славы.

Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог Морни.

Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривавшие её доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулёза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются её знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров). Однажды мать устроила совещание близких родственников и друзей, где они решили, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В аффектации девочка устремляет взор к небесам и заявляет присутствующим, что она отдана Богу и её участь - монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию. В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз.

В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который она окончила в 1862 году.

Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Её главным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару как создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары и она без проблем поступает на обучение, которому отдаёт все силы. На выпускном экзамене она завоёвывает второй приз.

1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль. Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Её возвращение туда состоялось лишь через десять лет.

После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырёх годах её жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как её мать, Сара не хотела. 22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени. После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают её в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Kean» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже.

В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего к ней пришёл успех. Триумфальной стала для неё роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году.

Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимниз», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 году приобрела театр «Ренессанс», в 1898 году театр «Насьон» на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар (ныне фр. Théâtre de la Ville). Многие выдающиеся деятели театра, например К. С. Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. Однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры.

Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех ими объяснялся феноменальным паблисити, оказываемым Бернар прессой, и более касавшимся её личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажем, предшествующим самому представлению.

Среди лучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноимённая пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноимённой пьесе и «Орлёнке (фр.)» Ростана), Гамлет (одноимённая трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноимённая пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Бернар гастролировала во многих странах Европы и Америки. Выступала в России (1881, 1892, 1908-1909) в стенах Михайловского театра, в Москве, а также Киеве, Одессе и Харькове.

Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность.

Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Самые известные роли на сцене театров:

1862 - Расин, Ифигения
1862 - Эжен Скриб, Valérie
1862 - Мольер, Учёные женщины
1864 - Эжен Лабиш & Деланд, Un mari qui lance sa femme
1866 - T & Г Коньар, La Biche aux Bois
1866 - Расин, Федра (в роли Aricie)
1866 - Мариво, Игра любви и случая (в роли Сильвии)
1867 - Мольер, Учёные женщины (в роли Арманды)
1867 - Жорж Санд, Маркиз де Вильмер
1867 - Жорж Санд, Франсуа-найденыш (в роли Maриетты)
1868 - Дюма отец, Кин, гений и беспутство (в роли Aнны Дамби)
1869 - Коппе, Прохожий (в роли трубадура Дзанетто); первая большая успешная роль
1870 - Жорж Санд, L’Autre
1871 - Андре Терье, Жанна-Maрия
1871 - Коппe, Fais ce que dois
1871 - Фуссье и Эдмон, Баронесса
1872 - Буйе, Mademoiselle Aïssé
1872 - Виктор Гюго, Рюи Блаз (в роли доньи Марии Нейбургской, королевы Испании)
1872 - Дюма отец, Mademoiselle de Belle-Isle (в роли Gabrielle)
1872 - Расин, Британик (в роли Junie)
1872 - Бомарше, Женитьба Фигаро
1872 - Сандо, Mademoiselle de la Seiglière
1873 - Фейе, Далила (в роли принцессы Фальконьери)
1873 - Феррие, У адвоката
1873 - Расин, Андромаха
1873 - Расин, Федра (в роли Aricie)
1873 - Фейе, Сфинкс
1874 - Вольтер, Заира
1874 - Расин, Федра (в роли Федры)
1875 - Борнье, La Fille de Roland Дюма сын, L"Étrangère (в роли Mrs. Clarkson)
1877 - Виктор Гюго, Эрнани (в роли доньи Соль)
1879 - Расин, Федра (в роли Федры)
1880 - Ожье, Авантюристка
1880 - Легуве & Эжен Скриб, Адриана Лекуврёр
1880 - Мельяк & Галеви, Фруфру
1880 - Дюма сын, Дама с камелиями (в роли Maргариты)
1882 - Сарду, Феодора Сарду, Феодора (в роли Феодоры)
1887 - Сарду, Тоска Дюма сын, Принцесса Жорж
1890 - Сарду, Клеопатра, в роли Клеопатры
1893 - Леметр, Короли
1894 - Сарду, Жисмонда
1895 - Мольер, Амфитрион
1895 - Mагда (пер. с нем. Зудермана Heimat)
1896 - Дама с камелиями
1896 - Мюссе, Лорендзачио (в роли Lorenzino de" Medici)
1897 - Сарду, Спиритизм
1897 - Ростан Самаритянка
1897 - Мирбо, Les Mauvais bergers
1898 - Катюль Мендес Meдея
1898 - Дама с камелиями (в роли Maргариты)
1898 - Огюст Барбье, Жанна д’Арк (в роли Жанны д’Арк)
1898 - Moран & Сильвестр, Izéïl (в роли Изеиля)
1898 - Шекспир, Король Лир (в роли Корделии)
1899 - Шекспир, Гамлет (в роли Гамлета)
1899 - Шекспир, Антоний и Клеопатра (в роли Клеопатры)
1899 - Шекспир, Mакбет (в роли Lady Macbeth)
1899 - Ришпен, Pierrot Assassin (в роли Пьерро)
1900 - Ростан, Орлёнок (в роли Орлёнка)
1903 - Сарду, La Sorcière
1904 - Метерлинк, Пелеас и Мелисанда (в роли Пелеасa)
1906 - Ибсен, Женщина с моря
1906 - К. Мендес, La Vierge d’Avila (в роли св Терезы)
1911 - Mоро, Les Amours de la reine Élisabeth (в роли королевы Елизаветы)
1913 - Тристан Бернар, Jeanne Doré (в роли Жанны Доре).

Со словами «Во что бы то ни стало» она вместе с одним из друзей, пришедшим к ней на помощь, тащила из полыхающего дома полуживую старуху. В полуобморочном состоянии, доигрывая последние сцены «Федры» Расина, совершала полёты на воздушном шаре или спускалась в Бретани по отвесной скале, обдирая локти, касаясь ногами бушующего моря.

«Жизнь постоянно ставит точку, а я её меняю на запятую»

Сара Бернар

И Москва стала на дыбы... “ - писал в 1881 году в фельетоне о первом посещении России Сарой Бернар Антоша Чехонте. Откровенного стёба много, а правды мало. Ну и что, что он классик! У него свой, очень характерный, векторальный набор и основания недолюбливать женщин, но не о нём сегодня речь.

Тогда в России актрису Сару Бернар никто на сцене не видел, за исключением пары-тройки русских аристократов и аккредитованных дипломатов. Да еще господин Иван Сергеевич Тургенев, колесивший за своей ненаглядной Полиной Виардо, но так и не решившийся, по-анальному, на более смелые действия, нелицеприятно отзывался о французской актрисе в письме Полонской: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды? ..»

Забавляет то, что сам-то господин Тургенев «правды в печати» сказать не мог - не хотел или опасался? Боялся, что французы ему этого не простят? Сам ведь он полжизни провел за границей и писал даже на западный манер с употреблением большого количества глаголов в пассивной форме. Не обращали внимания? Почитайте повнимательнее.

Не пристало дворянину, писателю говорить о женщине в таких выражениях. Ему, конечно, Полина Виардо весь белый свет затмила: чистая, добропорядочная, с материнскими инстинктами и пр.

Да оно и понятно, почему у наших русских писателей такое отношение к женщине свободной, раскованной и вольной, как Сара Бернар. Она им 100 очков вперёд даст и в вопросах творчества, и независимого поведения. Актриса Сара Бернар была ещё и художником, скульптором, придумывала и создавала костюмы, писала новеллы и... оставалась свободной.

Что удивительно, тянуло уретральную актрису в . Какое-то особое отношение было у неё к этой далёкой, холодной стране. Позднее каждые 10 лет приезжала она туда на гастроли и, кто знает, не случись Русской революции, посетила бы Москву, Петербург, Одессу... снова. Что влекло ее в Россию? Широта русских степей, российский простор? Ведь писала она в своих мемуарах, что любит большие открытые пространства и море, а леса и горы ее подавляют и вызывают ощущение нехватки воздуха.

Если посмотреть на биографию Сары Бернар через призму системно-векторной психологии, то заметно, что каждый поступок абсолютно оправдан характеристикой ее природных векторов.

Неспокойный нрав, отсутствие страха перед опасностью, внутренняя установка на достижение цели «Во что бы то ни стало» много раз помогали ей выжить. Когда она под пулями на поле боя подбирала раненых французских солдат, доставляя их в театр «Одеон», превращённый ею в госпиталь, в осаждённом немцами Париже. Мало кто из мужчин решался тогда остаться в обстреливаемом и оккупированном городе. Но только не 26-летняя Сара Бернар, для которой, как для «уретрального вождя целостность стаи была превыше собственной жизни» и все горести войны - голод, разруху, обстрел, потери близких, друзей, она разделила с простыми парижанами, не пожелав, как многие из ее друзей, коллег-актеров и родственников, уехать в эвакуацию.

Но благодаря им она получала лекарства, продукты и одежду для раненых из разных областей Франции и Голландии. Её великое человеколюбие не позволило оставить на пороге театра-госпиталя раненого немецкого солдата. После пережитой Франко-Прусской войны 1870-1871 гг. она стала пацифисткой и с ненавистью относилась к любым проявлениям милитаризма.

Со словами «Во что бы то ни стало» она вместе с одним из друзей, пришедшим к ней на помощь, тащила из полыхающего дома полуживую старуху.

«Во что бы то ни стало», в полуобморочном состоянии, доигрывая последние сцены «Федры» Расина, совершала полёты на воздушном шаре или спускалась в Бретани по отвесной скале, обдирая локти, касаясь ногами бушующего моря.

Как все уретральные дети, она росла , на долю которого пришлось такое количество переломов и травм, что приходится только удивляться той силе живучести, которая бурлила в этой хлипкой девочке.

Её тонкое тщедушное тело, измученное бесконечными детскими болезнями, требовало всё новых и новых ощущений не только физического характера, но иэмоциональных раскачек в страхе, соединённых с бесстрашием. Как у любой уретральной особи, у Сары природное чувство единения стаи проявлялось с самого детства - от помощи девочкам, живущим с ней в монастыре до спасения тонущей подруги. «Эта девочка - лучшее, что у нас есть», - говорила о ней настоятельница монастыря, которой Сара доставляла много хлопот.

Позднее ее великодушие выразилось в поддержке молодых актеров, художников, писателей и поэтов, что редко делают Примы, опасаясь конкуренции.

Сочетание уретрального вектора и , давало о себе знать в какой-то особой форме: не то мистикой и пугливостью, не то заигрыванием с Богом. Она бросает вызов самому главному - Ему, Господу Нашему, которого так любила в юности и чьей невестой, если бы вовремя не вмешался «домашний совет», собиралась стать.

В юности Сара так уверовала, что готовилась стать монахиней и если бы не тяжелая простуда и сильный стресс, по причине которых её забрали из монастыря, мир мог бы лишиться Великой актрисы.

Внушаемое ей с раннего детства опасение за её здоровье привело к одной из странных привычек спать в гробу, обитом белым крепом. По Европе, не без помощи журналистской братии, ползли слухи, о том, что гроб стал её привычным обиталищем, в котором она предавалась сексуальным усладам и толпы любопытных валом валили на её спектакли, желая хоть одним глазком взглянуть на экзальтированную дамочку. У Звезды всегда есть две категории поклонников. Одних интересует её творчество, других - личная жизнь. Сара не была исключением. Однажды пришедшая к Бернар маникюрша увидела её в гробу, работающей над ролью, и раззвонила об этом всему Парижу.

Экстравагантной выходкой актрисы воспользовались газетчики, сюда же подлили яда её завистливые коллеги из Комеди Франсез, добавив ещё пару пикантных деталей, не чуждых актерской фантазии. В результате новость была раздута до уровня мировых масштабов, докатившись до России и Америки. Подобных курьёзов в биографии Сары Бернар немало. В действительности же всё было проще.

После уже упомянутого устроенного горничной пожара, в котором были уничтожены все её вещи - мебель, книги, картины, одежда, но спасены, кстати, ею же самой, сын Морис и старуха, Сара перебралась в маленькую квартирку с крошечной спальней, все пространство которой занимала большая кровать. Её она уступила своей младшей сестре, больной чахоткой и скончавшейся через полгода. Квартира была настолько мизерной, что места для второй кровати в ней не было, поэтому маленькая, хрупкая актриса спала в гробу.

Не исключено, что в детстве, будучи девочкой впечатлительной и мистически настроенной, она для себя решила, что заранее приготовленный гроб станет для неё своего рода гарантией долголетия. Зрительные люди в своих страхах способны придумать самые невероятные ритуалы, обереги, талисманы. В целом из-за слабого здоровья актриса много времени проводила в постели, т. е. в гробу, читая и работая над некоторыми ролями.

«Некоторыми ролями», но не всеми! Какими именно, теперь уже никто не скажет, но скорее всего, для этих «некоторых ролей» нужны были Саре Бернар ее эмоциональные накручивания, о которых писалось выше, «вгонявшие» её в состояние страха. Актриса Сара Бернар переиграла, пожалуй, во всех самых известных трагедиях, перепетых французскими классиками с античных сюжетов.

Её героинь приносили в жертву, сжигали на костре, они уходили, сводя с жизнью счёты. Такие роли требуют актёрского видения, сильнейшего психического напряжения, когда нервы натянуты, как струна.

Как кожно-зрительная, она не могла отказать себе в удовольствии и профессиональной необходимости раскачивания . Скачки эмоциональных амплитуд были ей необходимы, потому что из них складывалась внутренняя гибкость актрисы. Подлинные эмоциональные состояния, в которые входит актёр, оказываясь на сцене, помогают ему погрузиться в заданные предлагаемые обстоятельства во время репетиций и на спектаклях. Когда это удаётся, об исполнителе говорят: «Он сегодня в ударе».

Своеобразный актёрский прием, который предоставляет исполнителю возможность войти в нужное состояние и взять верную ноту роли.

У Книппер-Чеховой был свой способ. Перед началом спектакля «Три сестры», в котором она играла Машу, Ольга Леонардовна пропитывала платочек подаренными ей Антоном Павловичем духами. Нахлынувшие воспоминания об умершем муже-драматурге, настраивали её на точную волну роли. Такие трюки известны любому актёру со студенческой скамьи. Станиславский называл этот способ «манками» и учил актёров обязательно использовать их.

У Сары Бернар они носили несколько сакральный характер.

Умение правильно эти состояния ощутить, сформировать, точно направить и дать нужный по силе посыл, вербализуя их словами драматурга, принято называть природным талантом.

Считается, что талант или есть или его нет. Иногда говорят: «Эта актриса среднего таланта». Это в корне неверно. Если рассмотреть такую актёрскую натуру, основываясь на знании системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно сказать, что актрисе такого рода «мешают» другие природные вектора, тормозящие её эмоциональные зашкаливания. Они как бы утихомиривают эти страсти, переводя их в ранг ума, позволяя ей вести роль рассудительно, сдержанно, при отсутствии эмоциональных извержений. В искусстве это называют индивидуальностью, стилем.

К таким актрисам относится Алла Демидова, она сама признавалась, что ещё в студенчестве педагоги ее называли «застёгнутой на все пуговки». Это не говорит о том, что эта категория актрис не талантлива, они просто другие, у них есть свои поклонники и свой репертуар. Эти актрисы и актеры могут кого-то оставлять равнодушными и безразличными. Их принято понимать головой, а не сердцем, искренне сопереживая им на сцене и в жизни.

К Саре Бернар равнодушных не было. Вся её жизнь прошла на самом высоком эмоциональном градусе. Она создавала неудобства всем, кто находился рядом, своим взрывным бунтарским характером: и когда она в порыве ярости еще совсем маленькой девочкой руками и ногами молотила, царапала и кусала монахиню, которая небрежно, с ожесточением, отнеслась к расчёсыванию Сариных непокорных кудрей, причинив ей сильную боль; и позднее, став знаменитой актрисой, в припадке не меньшей ярости, стегала хлыстом, подаренным ей Маршалом Франции (ничего себе подарки дамам!), несостоявшуюся актриску-писаку, позволившую себе выпустить гнусную книжку о личной жизни Великой Бернар, попытавшуюся хоть таким образом прославиться и погреться в лучах чужой славы.

Невзирая на сложность характера, ребенком Сара была любима окружавшими её взрослыми. Не зная подлинных причин её гиперактивности, как принято сегодня определять этот особый темперамент уретрального четырехмерного либидо, родители и воспитатели старались её оберегать, заметив, что взрывы гнева у девочки возникают только тогда, когда кто-то пытается запретить ей что-то делать, тем самым «понижая её, маленького вождя, в ранге». Для людей, обладающим уретральным вектором, не существует запретов или ограничений в поведении и мышлении.

«За флажки» - это про них, про уретральных. Это когда из ограниченного пространства ушедший волк, становясь одиночкой, проживает жизнь на самом пике одержимости свободой, потому что знает, за ним по следу идет свора псов. У Сары было то же самое. Её страстная натура не умещалась в привычные рамки мещанского мирка, а её псами были театральные «доброжелатели» и извечные газетчики, раздувавшие из самой невинной сплетни-мухи настоящего бегемота.

На самом деле, и в своих мемуарах она это подтверждает, у девочки с самого раннего возраста была по кожно-зрительному сильная потребность в любви, т. е. , которую она пыталась найти с мамой, но та оставляла её у кормилицы, путешествуя по всей Европе. А если и проявляла к Саре чувства, то только во время её болезни. Кто знает, может быть, девочка потому так много и болела, чтобы хоть таким образом удерживать возле себя маму. У впечатлительных кожно-зрительных детей это хорошо получается.

В моменты отсутствия родительской опеки, когда она перекладывалась на плечи воспитателей и монахинь, эта потребность в эмоциональной связи переходила на растения, животных. Позднее, когда она уже стала известной актрисой, в её доме, по свидетельствам современников, «под ногами вертелись собаки, обезьяны, львята и даже змеи».

Но растения погибали, у животных находились хозяева, девочки-подруги уезжали со своими родителями, покидая пансионы и монастыри, а Сын Божий всегда был здесь. К нему можно было обращаться через молитву и это скорее поощрялось, чем наказывалось. Так складывалась эмоциональная связь Сары с Христом.

Уретральный вектор, чья главная характеристика - бесшабашная храбрость, не ощущает опасности, когда маленькое детское тельце рвётся из рук няньки и шлёпается на каменную мостовую, переломав хрупкие детские косточки, или, выбравшись из высокого детского стульчика, скатывается прямо в камин, получая серьёзные ожоги.

Сильный ушиб, который актриса, находясь на гастролях в Южной Америке, получила из-за нерадивого рабочего сцены во время спектакля, прыгая с 4-метровой высоты декорации в «нарисованный Тибр», после 10-летнего лечения всеми мыслимыми и немыслимыми способами привел к ампутации ноги. Но ведь это не повод покинуть сцену или отказаться от любовных отношений с мужчинами, по возрасту которым она годилась в матери.

Многие считали и по сей день считают, что неординарное поведение уретрально-кожно-зрительной актрисы было выражением эпатажа. Перед кем ей было эпатировать? Перед публикой, которая её обожала? Перед мужчинами, которые добивались её расположения и которых она сама выбирала?

Ей не было равных и у неё не было конкурентов, потому что никто не мог с ней сравниться или копировать её на сцене и в жизни.

Эпатаж - это заслуга тех, кто боится потерять зрителя и всеми силами и самыми непредсказуемыми поступками стремится привлечь к себе внимание и удерживать его.

У Сары, надо полагать, было особое отношение к России. Она трижды приезжала на гастроли в Санкт-Петербург, а во время Русско-Японской войны вместе с Энрико Карузо провела ряд благотворительных концертов, сборы от которых были направлены в помощь раненым русским солдатам.

В России Сара Бернар познакомилась со своим будущим первым мужем. Он служил греческим дипломатом и был младше её на 11 лет. Брак был коротким. О том, что её распутный супруг - картёжник и наркоман, она узнала намного позже. Но несмотря на развод, Сара продолжала опекать его, особенно в последние месяцы жизни, умиравшего от морфия и кокаина.

Вторым, неофициальным мужем Сары Бернар стал бельгийский принц Анри де Линь. Он собирался на ней жениться при условии, что она оставит сцену, но, во-первых, уретральной женщине нельзя ставить условия, во-вторых, «сбежались тут соседи-короли», скандал замяли, а потом у 20-летней Сары родился сын Морис. Позднее принц Анри хотел дать ему своё имя, но теперь уже сын отказывается стать аристократом.

Уретральные женщины так же, как и мужчины, - вожди по своей природе, показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана. При определенных условиях формирования уретральных девочек они начинают подражать поведению мужских уретральных особей. Проявляется это в ношении мужской одежды, причёске. При «угнетённом» уретральном векторе, т. е. битая в детстве анальным папой девочка вступает в лесбийские отношения с кожно-зрительной, тем самым, лишний раз подтверждая свою ранговость и природный вождизм.

Женщины с нормально развитым уретральным вектором вступают в отношения с кожно-зрительными мужчинами, как правило, значительно моложе их самих. Таких примеров много в истории: Екатерина II, Жорж Санд и Шопен; на российской эстраде и в мировом кинематографе: - Киркоров - Галкин, Лолита, Бабкина, Алла Баянова, Галина Брежнева, Анжелина Джоли - Бред Питт, Мадонна...

Сюда же относится Сара Бернар, сыгравшая на сцене и даже в кинематографе, находящемся на заре своего развития, целый ряд мужских ролей: Вертера, Занетто, Лорензаччо, Орлёнка... В роли Гамлета актриса покорила самого Станиславского.

У актрисы «не было» возраста - она играла Маргариту в «Даме с камелиями» в 68 лет так же, как в 28 играла глубокую старуху. Её мастерство перевоплощения было настолько велико, что о нём ходили легенды.

Вся жизнь актрисы Сары Бернар была окутана легендами, как и подобает человеку необыкновенно талантливому, свободному, имеющему свою независимую гражданскую позицию, о которой, как ни странно, позабыли упомянуть и Тургенев, и Чехов, зацикливаясь на сплетнях и наговорах, выуженных из зарубежной бульварной прессы, жадной до сенсаций.

Если вам интересен системный психологический разбор известных личностей, можно освоить навыки для самостоятельного анализа свойств любого человека на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции можно по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Сара Бернар – французская театральная актриса, легенда мировой сцены, первая из киноактрис. В честь Сары Бернар назван кратер на планете Венера, сорт молочноцветкового пиона. Будущая звезда театральной сцены родилась 22 октября 1844 года в Париже и получила при рождении имя Генриетт Розин Бернар. Матерью девочки была Юдифь Бернар, дочь голландского торговца Морица Баруха Бернардта, еврейка по происхождению.

Юдифь в молодости работала модисткой в Амстердаме, а после переезда в Париж стала содержанкой. Имя отца девочки неизвестно. В одних источниках указывается офицер французского флота Поль Морель, в других – адвокат Эдуард Бернар. Маленькая Генриетт практически сразу была отправлена в Бретань в семью няни-кормилицы. После несчастного случая, во время которого девочка обожглась раскаленными углями из камина, мать забрала ее в Париж. На два года девочку определили в пансион мадам Фрессард, где она обучалась письму, счету, посещала театральный кружок.


В 1953 году Сара поступила в гимназию Грандшамп. В юности Сара Бернар выглядела очень худой, из-за постоянного кашля медики предполагали у девушки туберкулез, который должен был привести к скорой смерти. Не в меру впечатлительная Сара уговорила мать приобрести ей гроб из розового дерева, который стал ей местом для сна до конца жизни. Постоянные припадки Сары Бернар натолкнули Юдифь на мысли о том, что девушку пора выдавать замуж. На предложение матери Генриетт заявила о желании посвятить себя Богу.


Сцена выглядела настолько эмоционально, что присутствовавший при разговоре друг матери граф де Морни, единокровный брат Наполеона III, посоветовал отдать девушку в консерваторию, где обучали актерскому мастерству. Перед вступительным прослушиванием Сара Бернар взяла несколько уроков по технике речи у писателя , который сразу оценил все богатство голоса будущей звезды сцены. В 1857 году Генриетт поступила в драматическую школу Парижской консерватории, которую окончила через пять лет, получив второе место по успеваемости среди выпускников года.

Театр

1 сентября 1862 года состоялся театральный дебют 18-летней актрисы на сцене театра «Комеди Франсез». Сара предстала перед публикой в главной роли пьесы Жана Расина «Ифигения в Авлиде». Первым выступлением актриса не произвела впечатления на зрителей и театральных критиков. Как отмечал директор театра, девушка была слишком худа, единственными ее достоинствами были золотистые волосы и приятный голос.


В 1869 году Сара Бернар впервые появляется на сцене в мужской роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, что произвело фурор среди поклонников актрисы. Позднее актриса перевоплощалась в герцога Рейхштадтского из одноименной пьесы и в «Орленке» Ростана, а также в Лорензаччо из пьесы Мюссе. Роль Гамлета Сара Бернар сыграла в 53 года.

В 1870 году, когда Франция вела войну с Пруссией, Сара Бернар не покинула Париж и позволила использовать здание «Одеона» в качестве госпиталя для раненых. Сама актриса на время стала сестрой милосердия. Поэтому возвращение в 1872 году Сары на сцену в роли королевы в «Рюи Блазе» было встречено публикой с большими почестями.


В это же время театр «Комеди Франсез» предложил Саре возобновить сотрудничество. Репертуар актрисы в мольеровском театре в основном состоял из трагедий Расина и и драм Виктора Гюго. В 1880 году Сара Бернар второй раз покинула «Комеди Франсез» и отправилась в первые большие гастроли по Америке с собственной труппой. Сара Бернар много гастролировала. Актриса объездила всю Европу, девять раз посетила США, в России Бернар побывала в 1881, 1898 и 1908 годах. Актриса посетила Михайловский театр, Москву, Киев, Одессу и Харьков.


В Петербурге актриса побывала на приеме у императора , познакомилась с , князем Сергеем Волконским, . В Лондоне особым успехом пользовалась бернаровская «Федра», с которой актриса гастролировала в 1879 году. Гастроли звезды театра вызывали небывалый ажиотаж среди жителей Нью-Йорка, публику даже не смущал языковой барьер. Анонсы выступлений француженки всегда печатались на первых полосах ведущих изданий. В 1891 году Сара Бернар побывала со спектаклями в Австралии.


В России Сару Бернар называли «Наполеоном в юбке», во Франции считали второй Жанной д’Арк. В Америке некоторые общественные организации предавали имя актрисы хуле, называя ее «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона». В честь Сары Бернар создавались духи, мыло, перчатки, пудра. Гонорары актрисы были немыслимы, но Сара много средств жертвовала на благотворительность. В 1904 году организовала гастроли с Энрико Карузо в помощь русским солдатам, получившим увечья во время русско-японской войны.


Для Сары Бернар современниками создавались пьесы трагедийного характера. Викторьеном Сарду были написаны произведения для сцены «Федора» (1882), «Флория Тоска» (1887), «Колдунья» (1903). Эдмон Ростан создал три пьесы, которые попали в репертуар Сары Бернар, – «Принцесса Греза!» (1895), «Орленок» (1900), «Самаритянка» (1897). Д. Марелл создал драму «Смех лангусты», главной героиней стала сама Сара Бернар.


В 1893 году актриса открыла театр «Ренессанс», через пять лет – театр «Насьон», на сцене которого состоялась премьера пьесы Сарду «Флория Тоска». В 1900 году Сара Бернар снялась в одном из первых немых фильмов, сыграв в сцене «Дуэли Гамлета». Актриса появилась в ряде фильмов, наиболее популярными из которых стали кинофильмы 1912 года «Дама с камелиями» и «Королева Елизавета», за что актриса удостоилась звезды на голливудской «Аллее славы».


Актриса не раз становилась моделью для портретистов Бастьен-Лепажа, Болдини, Жоржа Клерена, Гандары, фото актрисы неоднократно делал Нодар. Основоположник художественного течения «ар нуво», чешский иллюстратор Альфонс Муха стал автором множества рекламных плакатов для спектаклей Сары Бернар.


В 1905 году во время гастролей в Бразилии актриса повредила ногу, и через 10 лет конечность пришлось ампутировать. Физическое увечье не сломило Сару Бернар, она не оставила сценическую деятельность. Актриса продолжала появляться в любимых спектаклях: «Даму с камелиями» Сара играла сидя и лежа в постели. Во время Первой Мировой войны Бернар выступала в составе фронтовой бригады, за что удостоилась ордена Почетного легиона.


Помимо театра Сара Бернар увлекалась созданием скульптур, литературным творчеством. Из-под пера актрисы вышли книги «Мемуары одного стула», «Моя двойная жизнь», в которых Сара Бернар описала события своей биографии, а также несколько пьес. По одной из легенд, связанных с жизнью актрисы, Сара Бернар в возрасте 70 лет исполнила роль Джульетты в пьесе , но факт не подтверждается официальными источниками информации.

Творческая карьера актрисы завершилась в 1922 году, незадолго до смерти Сары Бернар.

Личная жизнь

Сара Бернар скрывала события своей личной жизни от публики. Но современники приписывали актрисе многочисленные любовные связи, в том числе и с представителями европейских королевских династий. В 1864 году, находясь в Бельгии, Сара Бернар родила сына Мориса. По слухам, отцом мальчика был принц Генри де Лине, который даже хотел сделать актрисе предложение, но не сумел пойти против воли родственников.


После разрыва с Генри Сара вернулась в Париж, где последовали романы с коллегами по цеху Филиппом Гарнье, Пьером Бертоном, Жаном Муне-Сюлли. В начале 80-х годов, будучи на гастролях в Петербурге, Сара познакомилась с греческим дипломатом Аристидисом (Жаком) Дамалой 1855 года рождения, за которого вскоре вышла замуж.


Несмотря на пылкую любовь, союз распался через полгода. Следующий роман настиг актрису в 66 лет. Ее избранником стал американский актер Лу Теллеген, который был младше Сары Бернар почти в два раза. Отношения продлились почти четыре года.

Смерть

С конца 1922 года у актрисы начали отказывать почки. Болезнь оказалась неизлечимой. 26 марта 1923 года Сара Бернар скончалась в парижской квартире на бульваре Мальзерб.


Церемония похорон прошла в торжественной обстановке, гроб с телом актрисы несли самые красивые актеры театра, а путь на кладбище Пер-Лашез был усыпан камелиями. Прощальная процессия насчитывала несколько тысяч человек.

Фильмография

  • 1900 – «Дуэль Гамлета»
  • 1912 – «Королева Елизавета»
  • 1912 – «Дама с камелиями»
  • 1913 – «Адриана Лекуврер»
  • 1915 – «Жанна Доре»
  • 1915 – «Танцовщица»
  • 1917 – «Французские матери»
  • 1923 – «Привлекательность»

Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt; 22 октября 1844, Париж - 26 марта 1923, там же, урождённая Генриетт Розин Бернар (фр. Henriette Rosine Bernard) - французская актриса еврейского происхождения, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В ее амплуа были в основном серьезные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».


Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать Сары звали Юдифь. Еврейка, происхождением либо из Германии, либо из Нидерландов, она родила Сару в возрасте шестнадцати лет. Отец остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат.

До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счет средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифь вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Англию, где жила с няней.

Она могла остаться там вплоть до совершеннолетия, если бы не произошел несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли Сару. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным спонсором. Ее вызвали к дочери, она приехала в Англию и забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула ее, оставив на попечение еще одной няньки.

Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла ее нянька, Сара замкнулась в себе, исхудала. Но судьба все-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тетей Розиной, которая была такой же куртизанкой, как Юдифь, ввергает Сару в исступление. В припадке она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает ее, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь.

Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счету. Ее отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит ее мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор остается с ней до самых последних дней, продолжая преследовать ее даже в период ее мировой славы.

Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог Морни.

Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривающие ее доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулеза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются ее знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров).

Однажды мать устроила совещание близких родственников и друзей, где они решили, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В аффектации девочка устремляет взор к небесам и заявляет присутствующим, что она отдана Богу и ее участь - монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию.

В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз. После этого судьба ее решена.

В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который она окончила в 1862 году

Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Ее главным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару как создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары и она без проблем поступает на обучение, которому отдает все силы. На выпускном экзамене она завоевывает второй приз.

1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль.

Директор «Комеди Франсез» выразил сомнение: «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!»

«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок», - вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода мнение критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна...» Всех покорила лишь золотая масса пушистых волос.

Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Её возвращение туда состоялось лишь через десять лет.

После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырех годах ее жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как ее мать, Сара не хотела. 22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени.

После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают ее в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Кин» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже.

- Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, - заявил Виктор Гюго. - Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами.

Слеза была не фигуральная, а бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет. Кстати, бриллиантов, подаренных Саре Бернар, было немало. Она любила драгоценности и не расставалась с ними во время переездов и гастролей. А для охраны драгоценностей брала с собой в дорогу пистолет. «Человек - такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», - объяснила как-то актриса свое пристрастие к огнестрельному оружию.

В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего к ней пришел успех. Триумфальной стала для нее роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году

Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимниз», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 приобрела театр «Ренессанс», в 1898 театр «Насьон» на площади Шатле, который получил название «Театра Сары Бернар» (ныне фр. Théâtre de la Ville).

Станиславский считал Сару Бернар примером технического совершенства: красивый голос, отточенная дикция, пластичность, художественный вкус. Знаток театра князь Сергей Волконский высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар: «Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - «знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», - la voix d’or, - отмечал Волконский. - Последняя ступень мастерства - ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха...»

Однако виртуозное мастерство, изощренная техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры.

Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех ими объяснялся феноменальным паблисити, оказываемым Бернар прессой, и более касавшимся ее личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажом, предшествующим самому представлению.

Среди лучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноименная пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноименной пьесе и «Орлёнке» Ростана), Гамлет (одноименная трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноименная пьеса Мюссе).

Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе порой напоминали сводки с театра военных действий. Наступления и осады. Триумфы и поражения. Восторги и стенания. Имя Сары Бернар в новостях мира частенько заменяло экономические и правительственные кризисы. Сначала Сара Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия дня.

В поездках ее неизменно сопровождала свита репортеров. Общественные и религиозные организации относились к ней по-разному: кто пел ей славу, а кто предавал хуле. Многие в Америке считали ее визит «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы».

В России с интересом ждали «нового Наполеона в юбке», который покорил уже всю Америку и Европу и движется прямиком в Москву. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену...» А чему удивляться? Сара Бернар, по существу, была первой суперзвездой в мире.

В России Сара Бернар побывала трижды - в 1881, 1898 и 1908 годах. Успех был огромный, хотя нашлись и критики, и в их числе Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..»

Что сказать по этому поводу? Сердце Тургенева полностью полонила Полина Виардо, и для Сары Бернар не осталось даже крохотного уголка. Однако отрицательные эмоции Ивана Сергеевича не могли затмить славы Бернар. Великая - она и есть великая, даже если кому-то таковой не кажется.

Но сцена - это одно, а жизнь вне ее - уже нечто другое. Сергей Волконский считал, что Сара Бернар за пределами театра «кривляка, она вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, - она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли - она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип...»

Она была первой суперзвездой, отсюда реклама ее имени: духи, мыло, перчатки, пудра - «Сара Бернар». У нее было два мужа: один - принц из древнего французского рода, второй - актер из Греции, необыкновенно красивый мужчина. Но главной страстью Сары Бернар был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Она не хотела быть вещью, игрушкой в руках сильных мира сего - занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы. Она отважилась подняться в небо на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «плотно поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами. Пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом...»

Сару Бернар часто сравнивали с Жанной д’Арк. Считали колдуньей. Именно она подсказала Эмилю Золя вступиться за бедного капитана Дрейфуса. В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки и прочие предметы. Под ногами вертелись собаки, обезьяны и даже змеи. В спальне актрисы находились скелеты, а сама она некоторые роли любила учить, полулежа в гробу, обитом белым крепом. Эпатаж? Несомненно. Она обожала скандалы и демонстрировала миру свои особые чары. О себе писала так: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Жюль Ренар отмечал: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра - будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь. Какое неприятное обжорство!..»

В слове «обжорство» явно чувствуется зависть к успехам Сары Бернар.

В 1882 году в Петербурге Сара пережила самый пылкий любовный роман, который, наконец, закончился ее браком. Предметом страсти Сары стал греческий дипломат, красавец Аристидис Жак Дамалла., который был моложе ее на 11 лет. Он бросил службу, карьеру, родину и вступил в труппу любимой актрисы. Влюбленная Сара считала его гением. Аристидис вошел в предложенную роль, но кроме успеха у молодых актрис ничего не добился.

Для самоутверждения он хвастался перед Сарой своими победами на интимном фронте и получал огромное удовлетворение, если удавалось публично унизить великую актрису. В общем, нечто среднее между Казановой и маркизом де Садом. Человек не очень умный, он заигрался, стал наркоманом и картежником. А это уже не актерские работы. Тут ставки посерьезнее. Они развелись, но когда Арстидис умирал от морфия, все последние месяцы Сара заботливо опекала бывшего мужа и уже негодного любовника.

В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их любовная связь продолжалась более четырех лет. В уже своей старости этот мужчина признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.

Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать.

Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность.

Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Последним ее распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб.

Чуть ли не весь Париж пришел на похороны «королевы театра». Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом из розового дерева через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Последний путь Сары Бернар был буквально усыпан камелиями - ее любимыми цветами.

«Умерла Сара Бернар - актриса почти легендарной славы и известности. В суждениях о Саре Бернар было много преувеличений - в одну и в другую сторону, - написал в некрологе один из лучших российских критиков Александр Кугель. - Из тысячи театральных снов, более или менее упоительных, которые мне снились, сон о Саре Бернар - один из самых оригинальных и сложно-занимательных».

Портреты Сары Бернар писал Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и др. художники, ее многократно фотографировал Надар. Альфонс Муха писал рекламные плакаты к её выступлениям.

Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты».

Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.

Сара Бернар удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.

Ну, и немножко Мухи вам, раз уж о нем упомянули.